Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на современном этапе

<

063015 1421 1 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на современном этапе Актуальность темы исследования определяется следующим. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое — их покупатели, потребители, а значит, и плательщиком. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Объект исследования работы – общество с ограниченной ответственностью «Лисма» (ООО «Лисма»).

Целью является всестороннее теоретическое исследование расчетов с поставщиками и подрядчиками, как объекта бухгалтерского наблюдения, и разработка рекомендаций по совершенствованию существующего механизма их бухгалтерского учета и отражения в отчетности.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета долговых требований организации со стороны поставщиков и подрядчиков.

Задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;

– дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

– оценить организацию и постановку бухгалтерского учета на предприятии;

– провести оценку организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;

– разработать мероприятия по совершенствованию системы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на исследуемом предприятии.

Методологической базой для написания курсовой работы послужило применение таких методов исследования, как общенаучные методы, как системный анализ и синтез, сравнение и классификация, методы моделирования и обобщения, экономические расчеты.

Теоретической основной курсовой работы явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом были использованы источники в виде учебной литературы, методических материалов, монографий, периодических изданий.

При рассмотрении теоретических основ учета операций с поставщиками и подрядчиками использовались работы таких авторов как Агеева О.А., Бабаев Ю.А., Бругильд С., Вещунова Н.Л., Донцова Л.В., Ерофеева В.А., Камышанов П.И., Кондраков Н.П., Любушин Н.П., Пашкина И.Н., Фельдман А.Б., Филина Н.В., Федерова Г.В., Хасиева А.Н. и др.

Информационной базой исследования являются первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта, бухгалтерская отчётность за 2008 – 2010 гг., предоставленные фирмой ООО «Лисма».

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [12, c. 24].

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами этого учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;
  • контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
  • своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности [12, c. 224].

    К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

    Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

    В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

    На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20,26,97 и др.).

    На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» [12, c. 225].

    Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.

    Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51,52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.

    Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщика ми и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств [12, c. 225].    

    Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).

    Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст. 410,414,415,419 ГК РФ) [12, c. 225].

    Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является прочим доходам и отражается по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

    Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации [14, c. 305].

    При журнально-ордерной форме учета учет расходов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6 [14, c. 305].

    При автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями («Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм — оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу [14, c. 305].

    Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных о задолженности поставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту и др. [14, c. 305].

    Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

    Аккредитив учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

    Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:

    Дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»

    Кредит счета 51 «Расчетные счета».

    Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:

    Дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»

    Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

    Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:

    Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»

    Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и Других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов [14, c. 305].

    От качества оценки расчётов с покупателями и заказчиками зависит эффективность деятельности предприятия в целом.

    Правильно организованный учёт расчётов позволит решать следующие задачи, стоящие перед предприятием:

  • обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности, своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;
  • соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения;
  • обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;
  • выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков;

    – определение политики предприятия в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции, получения коммерческих кредитов при расчетах с поставщиками.

    2 Краткая характеристика организации ООО «Лисма» г. Краснодара

     

    Исследуемое предприятие ООО «Лисма» было организовано 28 сентября 1998 года.

    Место нахождения общества: Россия, 350058, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 114.

    Основной вид деятельности – оптовая торговля офисной и бытовой мебелью. Помимо указанной деятельности ООО «Лисма» осуществляет следующие виды деятельности поставка, хранение, отпуск и реализация средств защиты растений, а также может осуществлять:

    – оптовая торговля мебелью;

  • торгово-закупочная деятельность, оптовая, розничная, комиссионная торговля, бартер;
  • открытие и эксплуатация предприятий общественного питания: кафе, баров, ресторанов и др.;
  • закупка сельскохозяйственной продукции;
  • производство и реализация товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения;
  • оказание информационных услуг, внедрение и продажа программных продуктов;
  • общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

    Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

    Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.

    Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия.

    ООО «Лисма» обязано хранить следующие документы: учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения; документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе; внутренние документы общества; документы бухгалтерского учета; иные документы, предусмотренные внутренними документами общества.

    В таблице 1 приведены и проанализированы основные показатели, характеризующие финансовые результаты исследуемого предприятия, основанные на данных отчета о прибылях и убытках (Приложение А).

    Таблица 1 – Основные экономические показатели предприятия ООО «Лисма» за 2009 – 2010 гг.

    Показатель 

    Годы 

    Отклонение

    (+,-) 

    Темпы изменения, %

    2009

    2010

    1. Товарооборот, тыс. руб.

    71779

    76258

    4479

    106,2

    2. Валовая прибыль, тыс. руб. 

    5461

    6323

    862

    115,8

    3. Издержки обращения, тыс. руб.

    2102

    2371

    269

    17,7

    4. В % к товарообороту

    2,93

    3,11

    0,18

    5. Прибыль от продаж, тыс. руб.

    3359 

    3952 

    593 

    85,0 

    6. В % к товарообороту

    4,68 

    5,18 

    0,50 

     

    7. Проценты к получению, тыс. руб.

    0

    30

    30

    100,0

    8. Проценты к уплате, тыс. руб.

    665

    115

    -550

    17,3

    9. Прочие доходы, тыс. руб.

    505

    47

    -458

    9,3

    10. Прочие расходы, тыс. руб.

    217

    175

    -42

    80,7

    11. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

    2982

    3739

    757

    125,4

    12. В % к товарообороту

    4,15

    4,90

    0,75

    13. Текущий налог на прибыль, тыс. руб.

    716

    748

    32,0

    104,5

    14. Чистая прибыль отчетного периода, тыс. руб.

    2266

    2991

    725

    132,0

    15. В % к товарообороту

    3,16

    3,92

    0,76

     

    Таким образом, на исследуемом предприятии выручка от продажи товаров в отчетном 2010 году увеличилась значительно на 4479 тыс. руб., или 6,2%. В 2010 году валовая прибыль увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 15,8% (абсолютный прирост составил 862 тыс. руб.). Величина издержек обращения в 2010 году выросла на 269 тыс. руб., или 82,3%. Чистая прибыль на предприятии имеет положительную динамику роста. В 2010 году данный показатель вырос в динамике на 725 тыс. руб., или 32% и составил 2991 тыс. руб.

    Рост удельного веса издержек обращения в структуре выручки от продажи на 0,18% к обороту отрицательно повлиял на динамику прибыли от продажи.

    Величина чистой прибыли в 2010 г. составила 2991 тыс. руб., что на 725 тыс. руб. выше показателя 2009 г. Это говорит о росте эффективности работы коллектива предприятия. Удельный вес чистой прибыли в структуре выручки от продаж увеличился на 0,76% к обороту и составил в отчетном 2010 г. – 3,92% к обороту.

    Таким образом, за анализируемый период отмечается рост объемов реализации, увеличивается эффективность работы предприятия.

    Согласно приказу об учетной политике на 2010 г. бухгалтерский учет в организации осуществляется главным бухгалтером. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности). С главным бухгалтером согласовывается прием, перемещение и увольнение материально-ответственных лиц, а также совершение финансово-хозяйственных операций, влияющих на результаты деятельности предприятия.

    Бухгалтерский учет ведется посредством применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (в ред. приказа от 08.11.2010 № 142н).

    Бухгалтерский учет на предприятии ведется на основании первичных документов, составленных на типовых унифицированных формах посредством программного обеспечения «1 С Бухгалтерия 7.7». Право подписи первичных документов имеют директор предприятия, главный бухгалтер и материально-ответственные лица. Бухгалтерия проверяет правильность оформления хозяйственных операций, первичные документы, принимаемые к учету по форме и содержанию. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются директором предприятия и главным бухгалтером.

    Учет на предприятии ведется по единой методологии бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи с применением журнально-ордерной системы посредством автоматизированной системы учета. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ – в рублях и копейках.

    Учет основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации № 26н от 30.03.2001 г. (в ред. от 25.10.2010 № 132). К основным средствам в 2010 году относятся предметы со сроком службы более одного года и стоимостью более 20000 рублей. Предметы стоимостью за единицу не более 20000 рублей списывается на затраты по мере отпуска их в эксплуатацию. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя фактические затраты на приобретение их, доставку, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, если эти основные средства используются в деятельности, облагаемой налогом на прибыль по общей системе налогообложения.

    <

    Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» и начисляется ежемесячно линейным способом исходя из первоначальной стоимости основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объектов.

    Срок полезного использования амортизируемых объектов основных средств определяется отдельным приказом по предприятию в соответствии со ст. 258 гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» и на основании классификации основных средств, определяемой Правительством РФ.

    Учет и выбытие основных средств на предприятии ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

    Нематериальные активы учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». К нематериальным активам относятся объекты, отвечающие требованиям приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2008 №153н (в ред. от 25.10.2010 № 132). Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации линейным способом исходя из норм, исчисленных и утвержденным отдельным приказом, на основе срока их полезного использования.

    Учет материально-производственных запасов на предприятии ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 25.10.2010 № 132).

    Материально-производственные запасы со сроком службы менее одного года независимо от их стоимости учитывается по фактической себестоимости их приобретения.

    Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, работам и услугам учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в разрезе ставок НДС. Списание сумм НДС с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» производится при условии выполнения требований, предусмотренных ст. 171 гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» по мере отгрузки.

    Доходами предприятия признаются доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления (прочие доходы), определение характера, которых не противоречит Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерством финансов Российской Федерации РФ от 06 мая 1999 г. № 32н (в ред. от 08.11.2010 № 144н), и гл. 25 НК РФ. Признание доходов осуществляется методом начисления.

    Доходом от обычных видов деятельности в частности является выручка от реализации товаров и услуг.

    Учет реализации товаров и услуг ведется на счете 90 «Продажи». Выручка от реализации определяется по мере перехода права собственности на товары и предъявления покупателям расчетных документов. На счете 90 «Продажи» обобщается информация о доходах и расходах, для чего к нему открываются субсчета согласно Плану счетов бухгалтерского учета. Записи на субсчетах к счету 90 «Продажи» производятся ежемесячно. Финансовый результат списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

    Прочими доходами могут быть: штрафы, пени и санкции за нарушение условий договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков и ущерба, датой получения дохода по которым устанавливается дата начисления в соответствии с условиями договоров; иные доходы, датой получения которых устанавливается последний день отчетного периода или налогового периода.

    Расходами предприятия признаются расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы. Порядок отнесения расходов к той или иной группе устанавливается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, которое утверждено приказом Министерством финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 08.11.2010 № 144н), и гл. 25 НК РФ.

    Отнесение расходов к тому или иному налоговому периоду осуществляется методом начисления.

    Расходы предприятия включают в себя себестоимость проданных товаров, которая списывается в учете с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи».

    Коммерческие расходы, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу», списываются ежемесячно с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи». Прочие расходы, учитываемые на счете 91 «Прочие доходы (расходы)» субсчет 2 «Прочие расходы» списываются ежемесячно в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

    Налоги, сборы и страховые взносы, начисляемые на фонд оплаты труда и относящиеся согласно законодательству на расходы предприятия, учитываются в составе расходов по видам деятельности соответственно суммам заработной платы, отнесенным на расходы того или иного вида деятельности.

    Ссуды банка и прочие краткосрочные займы учитываются на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Проценты по предоставленным кредитам учитываются в составе прочих расходов организации того периода, в котором они произведены. В случае использования заемных средств, для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, то проценты по кредиту относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой (Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов» ПБУ 15/2009, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2009 № 107н (в ред. от 08.11.2010 № 144н)).

    Задолженность предприятия по полученным кредитам и займам в соответствии с условиями договора с кредитом – обслуживающим банком или иным ссудодателем может быть краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочной задолженностью считать задолженность по полученным кредитам, срок погашения которой не превышает 12 месяцев.

    Инвентаризация на предприятии проводится в следующие сроки: основных средств – один раз в три года; инвентаризация материалов – один раз в год по состоянию на 01 декабря; денежных средств в кассе — ежемесячно на последний рабочий день; денежных средств в банке — по мере поступления выписок; дебиторской и кредиторской задолженности — один раз в год по состоянию на 01 декабря; товаров — при смене материально — ответственных лиц, но не реже одного раза в год, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Для учета доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль по деятельности применять метод начисления в соответствии со ст. 272 и 273 НК РФ.

    Первоначальная стоимость амортизируемого имущества погашается линейным методом исходя из норм, исчисленных на основании сроков полезного использования, в соответствии со ст. 259 НК РФ. Объекты основных средств стоимостью до 20000 рублей за единицу списываются на увеличение расходов предприятия по мере ввода их в эксплуатацию.

    Налоговый учет ведется в соответствии со ст. 313 – 333 НК РФ на основании данных бухгалтерского учета. При учете расчетов по налогу на прибыль Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. №114н в (ред. от 25.10.2010 № 132н), не применяется.

    3 Формы безналичных расчетов

     


    Большинство расчетов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей.

    Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги [18, c. 285].

        Для хранения денежных средств и операций по расчетам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчетные счета.

        Для открытия расчетного счета предприятие должно предоставить в учреждение выбранного им банка следующие документы:

  • заявление на открытие счета установленного образца;
  • нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
  • справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
  • копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
  • копию письма о присвоении статистических кодов;
  • карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально [18, c. 285].

    Движение средств на расчетном счете оформляются платежными документами. Денежный чек – письменное распоряжение владельца счета банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчетного счета, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы [18, c. 285].

    Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение владельца счета банку зачислить на расчетный счет деньги, сдаваемые из кассы. В нем проставляются номер расчетного счета, сумма взноса и дата. После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

    Платежное поручение – письменное распоряжение владельца счета банку на перечисление средств с его счета на счет получателя.

    Безналичные расчеты предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья, материалов, реализацию выполненных работ. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно – исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчеты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населенных пунктах. Их основными формами расчетов являются расчеты платежными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте. Их формами расчетов являются расчеты в порядке плановых платежей, платежными поручениями – требованиями, платежными поручениями и расчетными чеками [18, c. 286].

    Расчеты платежными поручениями – требованиями. При данной форме расчетов, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определенной суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платежных поручений – требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчетах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции [24, c. 301].

    При расчетах платежными поручениями – требованиями расчеты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета».

    Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствие с положением о поставках продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления. Особенности аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции [24, c. 301].

    Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счета, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара [24, c. 301].

    Аккредитив выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской проводкой: Дебет счета 55 «Специальные счета в банках» Кредит счета 51 «Расчетные счета».

    Во втором: Дебет 55 «Специальные счета в банках»

    Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Кредит счета 55 «Специальные счета в банках».

    Наиболее распространенной формой безналичных расчетов в являются платежные поручения.

    Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платежное поручение передается в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон [24, c. 301].

    Отражение на счетах бухгалтерского учета происходит таким же образом, как и при расчетах, платежными поручениями.

    Расчеты чеками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов все шире используется при одногородних расчетах. Расчеты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчетные отношения, а взаиморасчеты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчет в порядке плановых платежей заказчики отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», подрядчики – на счете 62 «Расчет с покупателями и заказчиками» [24, c. 302].

    На стоимость выполненных работ подрядчик делает следующую бухгалтерскую запись: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Фактическую себестоимость работ подрядчики списывают следующей проводкой: Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 20 «Основное производство».

    Расчет, основанный на зачете взаимных требований. При данной форме расчетов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке.

    Взаимные расчеты могут быть разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчетов устанавливаются соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждением банка.

    Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность [24, c. 302].

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

     

    Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между ООО «Лисма» и поставщиками договоров – поставки. Все товарно-материальные ценности (ТМЦ), поступающие в ООО «Лисма» от поставщиков сопровождаются товарно-транспортными накладными и счет–фактурами, причем счет – фактуру поставщик прилагает к накладной сразу, либо предоставляет в течение 5-ти дней.

    Поступающие в ООО «Лисма» ТМЦ кладовщик должен принять по количеству и качеству. После приемки ТМЦ на склад,  кладовщик  составляет приходный ордер с  присвоением  номенклатурного  номера, учет сырья  ведут  в  разрезе  наименований.  
    

    После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета  –  фактуры заносятся в книгу покупок  для  того,  что  бы  в  конце  месяца вывести общую сумму НДС за месяц.
    

    Рассмотрим порядок заполнения формы журнала-ордера №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками» формы №6.

    Журнал-ордер №6 открывается на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. На данном предприятии при значительном количестве расчетных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчетам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика.

    В реестрах журнально-ордерной формы учет расчетов с поставщиками ведут позиционным способом по каждому документу.

    Учет расчетов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) с отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчеты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины суммы по расчетному документу и формы расчетов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи), все расчеты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приемки работ, расчетные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Записи по Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.

    Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по Дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств).

    В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.

    Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.

    Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.

    Порядок заполнения журнала-ордера № 6 следующий.

    1. В начале месяца в журнале-ордере №6 переносятся остатки на первое число. В графу 10 заносятся остатки за не прибывший груз, в графу 11 – задолженность по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам.

    2. В течение месяца в журнале-ордере № 6 регистрируются все платежные документы, поступившие от поставщика: в графе «А» – регистрационный номер; в графе «Б» – номер платежного документа; в графе «В» – наименования поставщика; в графе «9» – общая сумма по документу.

    3. Бухгалтер к документам поставщика подбирает документы склада по приходу материальных ценностей и отражает их в графе «Г» «Номер документа склада или вид услуг». В графе «Д» – учетная стоимость поступивших материалов. В графах с «1» по «5» в дебет соответствующих счетов по фактической себестоимости. В графе «6» – дебет сумм налога на добавленную стоимость. В графе «7» – данные 76-го счета.

    Сумма железнодорожного тарифа распределяется пропорционально массе груза, а сумма наценок пропорционально стоимости. Излишки материалов приходуются на склад и отражаются отдельной строкой как неотфактурованные поставки.

    4. Порядок учета неотфактурованных поставок следующий. На склад неотфактурованную поставку приходуют актом приемки материалов по учетным ценам.

    В журнале-ордере № 6 такие поставки регистрируются отдельной строкой, а в графе «Б» ставится буква – «Н». При поступлении документов поставщика они регистрируются в обычном порядке, а ранее сделанная запись сторнируется, т.е. красными чернилами по учетной цене делается запись в графе «Д», в графе «9» и в дебет соответствующих счетов.

    5. Порядок учета материалов в пути. Материалами в пути называется поставка, по которой предприятие акцептовало платежные документы, а материалы на склад до конца месяца не поступили.

    Сумма акцепта отражается в графе «9» и «8» – не прибывший груз.

    6. На основание бухгалтерских данных в графе С «12» по «16» заносятся суммы оплаченных счетов поставщиков (журнал-ордер № 1 (счет 50); журнал-ордер № 2 (счет 51); журнал-ордер № 3 (счет 55); журнал-ордер № 4 (счета 90, 92); журнал-ордер № 7 (счет 71); журнал-ордер № 8 (счет 76)).

    7. В конце месяца подсчитываются итоги по всем графам:

    графа «9» равна сумме с граф «1» по «8».

    8. За итоговой строкой отражаются две строки:

    1-я – Сторно – материалы в пути на начало месяца – красными чернилами по дебету счетов в графе «9» и в сумме графе «10».

    2-я – Материалы в пути на конец месяца условно приходуются, т.е. отражаются обычной записью в дебет счетов и красной — в графу «8».

    9. Подсчитывается строка «Всего» для отражения в Главной книге, а на обороте журнала № 6 – сводно-контрольные данные по 60 счету.

    Организацией ООО «Лисма» предусмотрен порядок расчетов по  зачету  взаимных требований, не связанных с непосредственным перечислением денежных  средств. Такие расчеты имеют место только в тех случаях,  когда  между  организациями заключены два различных договора на поставку товаров, по которым возникли взаимные требования. У  организаций  образуется взаимная  дебиторская  и  кредиторская  задолженность,  которая  может  быть погашена зачетом взаимных требований.
    

    В ООО «Лисма» первичными документами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, являются счета, счета-фактуры, накладные, акты приемки работ (услуг), платежные поручения и др.

    В ООО «Лисма» счета-фактуры, поступающие от поставщиков и подрядчиков, регистрируются в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования поступивших ценностей (работ, услуг).

    Поступление в организацию товаров отражают в учёте с помощью документов «Поступление товаров» на основании товарных накладных от поставщиков.

     

     

     

     

     

    5 Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

     

    Учет расчетов с поставщиками бухгалтерия ООО «Лисма» ведет  на  пассивном  синтетическом  счете  60 «Расчеты  с  поставщиками  и подрядчиками». К данному счету открыты следующие субсчета:
    

    1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях»                            
    

    2 «Расчеты по авансам выданным»                
    

    Аналитический учет по счету ведется по поставщикам и подрядчикам (субконто «Контрагенты») и основанию расчетов (субконто «Договоры»).    
    

    Если при  заключении  договора  предусмотрен  аванс (предварительная оплата) поставщику, то он отражается бухгалтерией ООО «Лисма» на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 2 «Расчеты по авансам выданным».
    

    Все расчеты с  поставщиками  отражаются  бухгалтерией  предприятия  в карточке поставщика, где указывается номер и дата документов,  на  основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту  счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях». Оплата поставщикам за поставленные товары производится в ООО «Лисма» через расчетный счет платежными поручениями, наличными денежными средствами через кассу.
    

    На сумму предъявленных к оплате счетов  поставщиков  кредитуют счет  60 «Расчеты  с  поставщиками  и подрядчиками»  и дебетуют соответствующие материальные  счета  или счета по учету соответствующих расходов.
    

    На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» задолженность отражается в пределах сумм акцепта.  При обнаружении недостач по поступившим ТМЦ, несоответствия  цен,  обусловленных договором, и арифметических ошибок кладовщик  составляет  Акт  приемки,  где указывается   вид   транспорта   поставщика,   результат    недогруза    или некачественного  сырья.  При  этом  в  бухгалтерии  составляется   следующая бухгалтерская запись:
    

    Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
    

    Кредит счета 60 «Расчеты  с  поставщиками  и подрядчиками».
    

    Сумма НДС включается поставщиками в  счета  на  оплату  и  отражается бухгалтерией ООО «Лисма» по дебету счета 19 «Налог на  добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам) и кредиту  счета 60 «Расчеты  с  поставщиками  и подрядчиками». Погашение задолженности перед поставщиками отражается:  по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»  и кредиту счета 51 «Расчетные счета». 
    

    В ООО «Лисма» при принятии материальных ценностей (работ, услуг) к учету сумма НДС, указанная в расчетных документах поставщика, не включается в стоимость их приобретения и отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Суммы выданных авансов, зачтенные поставщиком, отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет 2 «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции с дебетом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях»).

    Суммы по претензиям, выявленным при приемке предварительно оплаченных товаров, отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях») в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 2 «Расчеты по претензиям»).

    В ООО «Лисма» возврат поставщиком неиспользованных сумм аванса отражается в учете по дебету учета денежных средств и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчики» (субсчет «Расчеты по авансам выданным»).

    Принятие к учету прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения, счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и стоимости их приобретения.

    Транспортные (по завозу товара) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

    Рассмотрим следующие бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за 2010 г. (Приложение Б).

    1. Оприходованы товары, поступившие на склад от поставщиков:

    Дебет счета 41 «Товары» субсчет 1

    «Товары на складах» 64897206 руб.

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками

    в рублях» 64897206 руб.

    2.Начислен налог на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям:

    Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость

    по приобретенным ценностям» субсчет 3 «Налог на добавленную

    стоимость по приобретенным материально-производственным

    запасам» 16814907 руб.

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками

    в рублях» 16814907 руб.

    3. Произведен зачет встречных однородных требований:

    Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» 66744858,54 руб.

    Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

    субсчет 1 «Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях» 66744858,54 руб.

    4. Оплачено поставщику через подотчетное лицо:

    Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» 170250 руб.

    Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» субсчет 1 «Расчеты с подотчетными лицами в рублях» 170250 руб.

    Данная проводка не соответствует Инструкции по применению счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, которая утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94 в ред. от 08.11.2010, но применяется на предприятии.

    5. Перечислено поставщику из кассы:

    Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» 800656 руб.

    Кредит счета 50 «Касса» счет 1 «Касса организации» 800656 руб.

    7. Возврат денег поставщику с расчетного счета:

    Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    субсчет 1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками

    в рублях» 21850248,12 руб.

    Кредит счета 51 «Расчетные счета» 21850248,12 руб.

    Конечное сальдо по счету 60 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» составляет 4201875,18 руб.

    В целом, рассмотрев корреспонденцию счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», можно сделать, что записи по счету 51 «Расчетные счета» некорректны, остальные соответствуют требования по отражению хозяйственных операций Инструкции по применению счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, которая утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94 в ред. от 08.11.2010, но применяется на предприятии.

     

     

     

    6 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО «Лисма»

     

    При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками проверке подвергается счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарно-материальным ценностям, оплаченным, но находящимся в пути. Необходимо проверить по заключенным с поставщиками таких ценностей договорам, когда происходит момент перехода права собственности на эти товарно-материальные ценности.

    В соответствии с п.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Такой переход права собственности считается общепринятым. Если же договором купли-продажи предусмотрен отличный от общего момент перехода права собственности на отгруженные ценности от поставщика к покупателю (например, после ее оплаты), то они должны быть учтены на соответствующих счетах бухгалтерского учета еще до того как поступят на склад покупателя.

    Проверке подлежат также расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам (поставкам товарно-материальных ценностей без сопроводительных документов). Необходимо проверить наличие приказа руководителя предприятия на оприходование конкретно этих поставок и (или) наличие номенклатуры-ценника с установлением цены на подобные товарно-материальные ценности, а также сам факт оприходования поставок.

    При проверке расчетов с покупателями и заказчиками следует проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

    Сальдо по всем счетам расчетов должно быть показано в развернутом виде, т.е. кредиторская задолженность не может быть зачтена за счет дебиторской задолженности.

    При проверке как кредиторской, так и дебиторской задолженности следует помнить о сроке исковой давности. Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.

    Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, не реальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

    Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она списывается с баланса организации:

    Дебет счета 91-2 «Прочие расходы»,

    Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

    Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

    Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

    Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;

    Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»,

    Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

    Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

    — списана дебиторская задолженность, по которой ранее был создан резерв по сомнительным долгам.

    Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В течение этого времени списанная задолженность должна числиться за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

    Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации.

    Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она списывается с баланса организации:

    Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

    Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

    Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

    Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

    Кредит счета 91-1 «Прочие доходы и расходы» — списана кредиторская задолженность.

    По результатам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами оформляется акт по форме № ИНВ-17, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

    Акт хранится в архиве организации 5 лет.

    В акте указывают:

    – наименование организации дебитора (кредитора);

    – счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

    – суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

    – суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

    По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (Приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для составления этого акта. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. В справке указывают:

    реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;

    причину и дату возникновения задолженности;

    сумму задолженности.

    Справку составляют в одном экземпляре и хранят в архиве организации 5 лет.

     

    7 Автоматизация учета расчетов поставщиками и подрядчиками

     

    Учет расчетов с поставщиками  ведется  бухгалтерией  ООО «Лисма» при помощи  компьютерной программы 1:С «Бухгалтерия 7.7». На основании отраженных в  программе операций с поставщиками и подрядчиками у бухгалтера предприятия существует возможность сформировать отчеты, предоставляющие полную информацию о расчетах с поставщиками и подрядчиками.
    

    Электронная версия 1:С Бухгалтерия ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.

    Основные особенности электронной бухгалтерии «1:С»:

    – ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия;

    – получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и аналитическому учету;

    – полная настраиваемость с возможностью изменять и дополнять план счетов, систему типовых проводок, систему аналитического учета, формы первичных документов;

    – возможность печати первичных документов при вводе проводок.

    Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал операций. При помощи электронной бухгалтерии, вместе с вводом проводок, формируются первичные документы. Программа дает возможность составлять отчетность и различные вспомогательные документы, в частности:

    – оборотно-сальдовые ведомость по счетам и/или субсчетам;

    – анализы счетов, содержащих итоги по корреспонденциям конкретных счетов со всеми счетами;

    – сводные проводки — итоги по всем используемым корреспонденциям;

    – анализы счета по датам — остатки, обороты и корреспонденции с другими счетами за каждую дату отчетного периода;

    – журналы ордера — выборка проводок из журнала операций по определенным счетам, корреспонденциям и другим признакам; карточки счетов — все проводки с данным счетом;

    – отчеты произвольной формы разработанной пользователем для детального изучения хозяйственных процессов.

    Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1:С», отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.

    Помимо «1С:Бухгалтерия 7.7» используются и такие прикладные программы как «1СТорговля», «1ССклад». С помощью программы 1СТорговля отслеживается движение товаров и продажи.

    Информация о каждом имеющемся на складе товаре занесена в базу данных. По запросу компьютер анализирует:

    – количество оставшегося товара;

    – правила его налогообложения;

    – юридические ограничения на его продажу и др.

    Одновременно с подачей сведений о проданном товаре компьютер производит соответствующую коррекцию (уточнение) товарной ведомости.

    Обычно программное обеспечение устроено так, что сводная информация о наличии товаров выдается к концу рабочего дня. Вместе с тем имеется возможность обновлять данные об изменении цен и поступлении новых партий товаров.

    Учет расчетов с поставщиками позиционным методом весьма трудоемок, т.к. требует большего числа записей. Поэтому на этом участке учетной работы рекомендуется использовать персональные компьютеры, и пакеты прикладных программ таких как 1С «Бухгалтерия 7.7», «Акцент», «Exel», которые в автоматическом режиме смогут осуществлять контроль полноты оприходования товаров и своевременности их оплаты, на мониторе показывать те позиции, которые интересуют бухгалтера, а на печать выводить не только открытые позиции, но и общую сумму всех закрытых позиций по соответствующим графам и строкам.

    1ССклад контролирует наличие товаров на складе, формирует заказ на приобретение новых товаров. 1СБухгалтерия осуществляет все бухгалтерские операции, включая начисление зарплаты и формирование бухгалтерских отчетов. Автоматизация работы средствами 1С позволила выявить наличие товаров, которые реализуются быстро и медленно и составить рейтинг продажи товаров. Без программных средств эта задача была невыполнима, учитывая большую номенклатуру, с которой работает компания.

    На предприятии ООО «Лисма» установлена также справочная компьютерная система «Консультант-бухгалтер». Справочная система «Консультант Бухгалтер» — это мощное и в то же время простое и удобное средство по работе с правовой информацией. Справочная система «Консультант Бухгалтер» представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовой информацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета. Информационный Банк системы постоянно пополняется новыми нормативными актами и консультациями, что позволяет пользователям Справочная Система «Консультант Бухгалтер» не заниматься утомительной работой по сбору необходимой им в работе информации. Весь Информационный Банк разбит на две независимые базы. В первую (Нормативные документы) включены документы, представляющие собой нормативные акты различных ведомств, регламентирующие бухгалтерский учет и налогообложение. Во вторую (Вопросы и ответы) — материал, содержащий ответы квалифицированных специалистов на вопросы, часто встречающиеся в бухгалтерской практике.

    Информационный Банк поддерживается в актуализированном виде, т.е. в нем отражаются все изменения в нормативных актах (как непосредственно их текстов, так и реквизитов). Это позволяет бухгалтеру при необходимости работать только с последними редакциями всех документов. Многоуровневый рубрикатор, базирующийся на Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, облегчает поиск документов в Информационном Банке.

    Режим гипертекста или перекрестных ссылок между документами помогает отслеживать их юридическую взаимосвязь. Папки документов позволяют длительно хранить сформированные подборки документов по некоторым тематикам.

    Использование средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии «1:С» и справочной системы «Консультант Бухгалтер» позволяет добиться в работе бухгалтерии ООО «Лисма» своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок. При использовании средств вычислительной техники экономится огромное количество времени необходимое для рутинных операций и бухгалтер может больше времени уделять аналитической работе.

     

    8 Краткие выводы и предложения по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

     

    Изучение поставленных задач позволило сделать ряд выводов, благодаря которым можно дать чёткую оценку организации учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками.

    В ходе экономической оценки хозяйственной деятельности было установлено, что финансовое состояние предприятия ООО «Аместист» следует охарактеризовать как прибыльное и эффективное. Бухгалтерский учет на предприятии ведется на основании первичных документов, составленных на типовых унифицированных формах посредством программного обеспечения «1 С Бухгалтерия 7.7». Учет на предприятии ведется по единой методологии бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи с применением журнально-ордерной системы посредством автоматизированной системы учета. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ – в рублях и копейках. Учетная политика в целом соответствует нормативным требованиям на дату ее формирования.

    В бухгалтерском балансе ООО «Лисма» учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    На основе проведенного анализа организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предложим следующие рекомендации по совершенствованию расчетов с поставщиками и подрядчиками:

    1. Внедрение на предприятии в состав внутренних регистров бухгалтерского учета акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. На исследуемом предприятии применяется унифицированная форма № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», которая, на наш взгляд, имеет серьезные недостатки: предложенная в данной форме группировка дебиторской задолженности основана на разных признаках: наличие подписанного контрагентом акта сверки и срок исковой давности, не позволяет выявить все «другие долги нереальные для взыскания». Рекомендуемая форма акта инвентаризации дебиторской задолженности позволяет выделить срочную (надежную) задолженность, просроченную с классификацией на реальную к взысканную (сомнительную), нереальную к взысканию (по истечению срока исковой давности, по прочим основаниям), неподтвержденную дебиторами;

    –во-вторых, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводить инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками;

    – в-третьих, составить график документооборота для данного участка учетной работы, что будет способствовать повышению ответственности исполнителей и позволит более оперативно использовать информацию, необходимую для расчетов;

    – в-четвертых, рекомендуется составить соответствующий приказ руководителя по организации, в котором также устанавливается ответственность за непредставление вовремя документов в бухгалтерию (замечание, выговор, лишение премии и др.). Своим распоряжением по бухгалтерии главный бухгалтер обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответственность. Контроль за соблюдением графика документооборота следует осуществлять главному бухгалтеру;

    – в-пятых, постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

    – в-шестых, контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей.

    Таким образом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованию организации расчетов и их учета, снижению дебиторской задолженности.

     

    Список использованных источников

     

     

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30.12.2009 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая – Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.2010 № 194-ФЗ). Принят Государственной думой 21.10.1994. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – С. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая – Федеральный закон от 26 01.1996. №14-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) Принят Государственной Думой 22.12.1995. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – С. 410.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – С. 3824.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от 23.11.2010 № 313-ФЗ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – С. 3340.
  6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете « от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 ФЗ № 243-ФЗ) Принят Государственной Думой 23.02.1996. Одобрен Советом Федерации 20.03.1996 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 48. – С. 5369.
  7. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.2010 № 192-ФЗ). Принят Государственной Думой 25.04.2003. Одобрен Советом Федерации 14.05.2003 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 21. – С. 1957.
  8. Положение Центрального банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002. № 2-П (ред. № 1964-У от 22.01.2008). Утверждено Центральный банком России 03.10.2002 № 2-П // Вестник Банка России. – 2002. – № 74.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (в ред. от 08.11.2009 №144-н). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н (в ред. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009.– №10.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства Российской Федерации от 06.07.1999 № 43 н (в ред. от 08.11.2009 №144-н) // Российская газета. – Экономика и жизнь. – 1999. – № 35.
  11. Агеева О.А. Развитие бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. – 2009. – № 9. – С. 13-20.
  12. Бабаев Ю.А., Петрова А.М. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности / Ю.А. Бабаев, А.М. Петрова. – М.: ТК Велби, 2008. – 68 с.
  13. Брунгильд С. Управление кредиторской задолженностью / С. Брунгильд. – М.: АСТ, 2011. – 88 с.
  14. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет: учеб. / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. – М.: Проспект, 2105. – 669 с.
  15. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л.В. Донцова, Н. А. Никифорова. –М.: Дело и Сервис, 2010. – 144 с.
  16. Ерофеева В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность / В.А. Ерофеева, Г.В. Клушанцева. –М.: Юрайт, 2009. – 368 с.
  17. Камышанов П.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Омега-Л, 2010. – 214 с.
  18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. / Н.П.Кондраков.- 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.- 591 с.
  19. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб пособие для вузов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова, под ред. Проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 471 с.
  20. Фельдман А.Б. Оценка дебиторской и кредиторской задолженности / А.Б. Фельдман– М.: РИО МАОК, 2010. – 74 с.
  21. Филина Н.В. Дебиторская и кредиторская задолженность. Острые вопросы налогообложения / Н.В. Филина–М.: РОСБУХ, 2010. – 90 с.
  22. Фёдорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита / Г.В. Фёдорова. – М.: Омега-Л, 2008. – 304 с.
  23. Шевелев А.Е. Бухгалтерский учет расчетов: учебное пособие / А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. –М.: КНОРУС, 2010. – 512 с.
  24. Экономика организации (предприятия): учеб. / Под ред. Н.А. Сафронова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономиста, 2010. – 618 с.
  25. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 615 с.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.76MB | MySQL:120 | 2,090sec