Формирование и виды цен в торговле и в общественном питании

<

122113 0245 1 Формирование и виды цен в торговле и в общественном питанииВ основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.

В основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.

Цена товара складывается из себестоимости товара, прибыли производителя, акцизов (в случае подакцизных товаров), налога на добавленную стоимость, торговой надбавки.

Акциз устанавливается на определенные товары (винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и т. п.) в процентах к отпускным ценам.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет часта добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе деятельности предприятия. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет оптовыми торговыми организациями, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, предъявленными покупателю и уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и признаваемых объектами обложения НДС. При этом налоговые вычеты производятся при обязательном оформлении операций счетами-фактурами и выделении сумм налога на добавленную стоимость отдельной строкой в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и т. д.).

В продажную цену товара у торгового предприятия входит также торговая надбавка, величина которой устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением и продажей товаров), уплату налогов и обеспечить получение торговой организацией прибыли.

Согласно ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях. Также освобождается от налогообложения реализация продуктов питания, непосредственно произведенных предприятиями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым. Это положение применяется к студенческим и школьным столовым, столовым других учебных заведений, медицинских, организаций, детских дошкольных учреждений только в случае полного или частичного их финансирования из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.

Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 установлено, что товары, приобретенные для продажи (то есть в торговых предприятиях), учитываются по стоимости их приобретения.

Цены, так же как и возможности их изменения при купле-продаже, оговариваются при заключении соответствующих договоров. Если договорные отношения оформлены посредством счета, то в его разделе «предмет счета» дается краткая характеристика товара (с указанием наименования товара и его основных технических характеристик, гарантийного срока), а также фиксируется количество товара, цена, общая сумма (цифрами и прописью) с выделением НДС отдельной строкой.

Если отношения между покупателем и продавцом оформлены договором, то после согласования цены, которое может проводиться как в устной, так и письменной форме (телеграммами, факсами), цена указывает непосредственно в договоре, в спецификации или протоколе к нему. При определении цены непременно учитываются условия поставки товара. Если поставка предполагается на склад покупателя, в цену договора включены транспортные расходы, расходы на страхование груза и т. д. эй продаже товара со склада продавца цена может быть сведена к стоимости товара либо включать дополнительно лишь стоимость погрузки. Недоговорная цена может быть твердой (фиксированной), скользящей или ценой с последующей фиксацией. В случае твердой цены в договоре фиксируется конкретная цифра, которая должна быть учтена при оплате и не подлежит изменениям.

Возможны случаи, когда определение твердой цены в момент заключения договора крайне затруднено. Стороны могут не включать конкретную цифру в договор, а предусмотреть фиксацию исходной (базисной) цены, которая в течение исполнения договора может изменяться по согласованному сторонами методу при изменении ценообразующих элементов, то есть скользящую цену. Этот способ обычно применяется при поставках сырьевых и машинно-технических изделий. В этих случаях связывают цену договора с рыночными ценами на момент исполнения договора. Абсолютно необходимо указать в договоре источник определения цены либо несколько источников, по которым рассчитывается среднерыночная цена. Как правило, оговариваются допустимые максимум и минимум отклонения рыночной цены от договорной.

При торговле машинно-техническими товарами со сроками поставки, превышающими год, скользящая цена определяется на момент исполнения договора путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения договора.

Цены с последующей фиксацией в договоре не указываются. В этом случае как можно точнее фиксируются способы ее определения и конкретные источники, на которые будут ориентироваться стороны в момент оплаты.

После определения цены необходимо договориться об оплате. Порядок оплаты зависит от способа установления цены. Так, при «плавающей» или скользящей цене невозможно использовать 100% предварительную оплату.

Организации могут учитывать товары как по покупным, так и по продажным ценам. Выбор способа определения учетной цены следует закрепить в приказе об учетной политике организации.

В оптовой торговле товары отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения (по покупной стоимости). В покупную стоимость товара входит цена поставщика без НДС и акциз по подакцизным товарам.

Организации, занятые розничной торговлей, могут выбирать метод оценки товарных запасов :

  1. по стоимости приобретения (по покупной стоимости);
  2. по продажным (розничным) ценам.

    Если организация розничной торговли учитывает товары по продажным ценам, то разница между стоимостью приобретения и стоимостью по розничным ценам отражается отдельной статьей и учитывается на счете 42 «Торговая наценка».

    Кроме того, Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в таком же порядке, какой установлен для учета соответствующих операций с материалами.

    Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 по ценам, представленным в товаросопроводительных приходных документах.

    Товары, принятые на комиссию, учитываются торговой организацией на забалансовом счете 004 только по продажным ценам.

    При узком ассортиментном наборе продаваемых товаров и изменении покупных цен на каждое наименование товара до одного раза в месяц проблема определения покупной цены реализованных товаров не встает. В таком случае оборот по покупным ценам на реализованные товары определяется как произведение количества проданных товаров по их наименованиям на величины покупных цен, иначе говоря, по фактической покупной цене. В международной учетной практике данный метод называется методом сплошной идентификации. В условиях инфляции цены на один и тот же товар, получаемый от одного и того же поставщика, часто меняются (в основном в сторону увеличения). Тогда покупные цены на реализованные товары определяются по средней цене.

    Для установления покупной цены на реализованные товары по методу средней цены используются данные:

  • об остатке товаров на начало периода, за который определяется средняя цена на реализованные товары;
  • о поступлении товаров за рассматриваемый период (например, за один месяц);
  • об отгруженных покупателю товарах за рассматриваемый период;
  • о покупных ценах на остаток товаров на начало периода и на поступившие за период товары.

    По каждому наименованию товара может быть составлена расчетная таблица.

    В международной практике бухгалтерского учета для определения покупных цен на реализованные товары используются методы средней цены, ФИФО (по ценам первых закупок) и ЛИФО (по ценам последних закупок).

    Метод ФИФО (йгзЫп, йгй-оШ) означает, что реализованные товары списываются начиная с цен первых закупок, а остаток товаров на конец учетного периода оценивается по ценам последних закупок.

    По методу ЛИФО (реализованные товары списываются по ценам последних закупок, а остаток товаров на конец учетного периода оценивается по ценам первых закупок.

    В России методы ЛИФО и ФИФО разрешены с 1 января 1995 г.

    Расчет по данным книги учета хозяйственных операций на основе метода ФИФО. В первую очередь реализуются товары, приобретенные в начале учетного периода, следовательно, по ценам первых закупок, а оставшиеся товары учитываются по ценам последних закупок.

    Цена на продукцию общественного питания в качестве прямых затрат включает только стоимость сырья. Остальные элементы цены (издержки и прибыль) отражаются в ее составе косвенно — через торговую наценку. Предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения было разрешено, независимо от подчиненности и форм собственности, самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) на реализуемые товары (продукцию).

    Величина торговой надбавки, входящая в продажную цену товара, устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением и продажей товаров), уплату налогов и обеспечить получение торговой организацией прибыли.

    В общественном питании цена товара исчисляется с помощью калькуляции. Калькулирование продажной цены происходит на основании нормативов, установленных Сборниками рецептур. Такие сборники являются нормативными документами, в них указаны расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приводится технология их приготовления.

    Расчет продажной цены на каждое блюдо или изделие кухни производится специалистом-калькулятором в калькуляционных карточках типовой формы (№ ОП-1), утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 25.13.1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» на основании нормативов, установленных Сборниками рецептур. При расчете продажной цены учитываются данные бухгалтерского и складского учета о стоимости продуктов, израсходованных на их приготовление.

    В сборнике приводятся нормы используемого сырья по массе в граммах, а также нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных компонентов (фарша, полуфабрикатов и пр.) приводится масса всего блюда в целом. Нормы расхода различных специй, соли, сахара даются отдельно в расчете на одно блюдо. Новые рецепты, разработанные поварами самостоятельно, должны быть утверждены вышестоящими органами.

    Исчисление продажных цен на продукцию предприятий общественного питания производят в калькуляционных карточек отдельно на каждый вид блюда (порцию) отдельно. Калькуляция может составляться из расчета стоимости сырья на сто блюд или одно блюдо. Для наиболее точного определения цены одного блюда (изделия) калькуляция составляется из расчета стоимости сырья на сто блюд. Перед составлением калькуляции необходимо знать ассортимент выпускаемых блюд или кулинарных изделий, нормы закладки сырья по Сборнику рецептур, а также цены на продукты и сырье.

    <

    В калькуляционных карточках необходимо заполнить следующие реквизиты: наименование предприятия общественного питания, номер карточки, наименование блюда, номер по Сборнику рецептур (или номер СТП), наименование и количество продуктов, входящих в состав блюд по нормам на 100 порций или на одно блюдо.

    При этом составление калькуляционного расчета и определение продажной цены каждого блюда (изделия кухни) производится в следующем порядке:

  • определяется ассортимент и количество блюд (изделий) по плану-меню, на которые необходимо составить калькуляционный расчет;
  • на основании сборников рецептур устанавливаются нормы вложения (закладки) сырья на каждое отдельное блюдо (изделие);
  • определяются подлежащие включению в калькуляцию учетные цены на сырье на основании данных бухгалтерского и складского учета;

    — исчисляется стоимость сырьевого набора 100 порций блюд (изделий) либо одного блюда путем умножения количества сырья каждого наименования (графа «Норма, кг») на его продажную цену (графа «Цена, руб., коп.»). Полученный результат указывается в графе «Сумма, руб., коп.»;

  • полученная стоимость всех продуктов суммируется и показывается в карточке по строке «Общая стоимость набора». Сырьевой набор конкретного блюда (изделия кухни) указан в сборниках рецептур;
  • устанавливается продажная цена одного блюда (одной порции) путем деления продажной стоимости сырьевого набора блюд (порций) на 100 (строка «Продажная стоимость блюда».

    Если цены на сырье изменились, то в этом случае исчисляется новая продажная цена блюда (изделия), которая отражается в этой же калькуляционной карточке в свободных графах (в графах 2, 3 и т.д. по необходимости). Если в сырьевом изменились компоненты и цены на сырье и продукты, то рассчитывается новая продажная цена в следующей свободной графе калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты произошедших изменений.

    При этом стоимость продуктов (сырья) может быть отражена в учете (а, следовательно, и в калькуляционных карточках) как по ценам их приобретения (то есть без торговой наценки), так и с учетом торговой наценки, НДС и налога с продаж. Это находится в зависимости от учетной политики, принятой на данном предприятии общепита.

    В том случае, если учет поступивших от поставщиков сырья и товаров ведется на предприятии по покупным ценам без добавления торговой наценки (НДС, налога с продаж), то розничная цена формируется путем увеличения рассчитанной цены на торговую наценку, а также НДС, (строки «Наценка %, руб., коп.», «НДС %, руб., коп.»,). В графе «Выход одного блюда в готовом виде, грамм» указывается вес одного блюда (изделия) в граммах. Причем если присутствуют горячие (вторые) блюда, то необходимо раздельно указывать вес основного продукта, гарнира и соуса через дробь, а для первых блюд, отпускаемых с мясом, фрикадельками, рыбой и т.п., вес такого рода продуктов показывается отдельно от веса первого блюда также через дробь. При этом необходимо помнить, что цены на гарниры и соусы должны калькулироваться на отдельных карточках.

    Калькуляционные карточки регистрируются в специальном реестре после подписи их лицами, которые несут ответственность за правильность установления продажной цены.

    Правильность вычисления цены блюда или изделия должна быть подтверждена подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждена руководителем предприятия. Расшифровка подписей указывается в первой графе по соответствующим строкам.

    На предприятия общественного питания сырье поступает из различных источников. В большинстве случаев покупная цена этого сырья состоит из розничной цены за вычетом торговой скидки. Эта скидка не покрывает всех расходов предприятия общественного питания, связанных с приготовлением пищи, продажей продукции и обслуживанием покупателей. Поэтому при определении цен на реализуемые изделия в нее включается дополнительная торговая наценка предприятий общественного питания. Следовательно, продажные цены на изделия, изготовленные и реализуемые предприятиями общественного питания, формируются из покупной стоимости сырья или полуфабрикатов, торговой скидки и наценки предприятий общественного питания. Эта нацепка включается в продажную цену изделия путем добавления ее к стоимости сырья. Торговые наценка и скидка должны покрыть все издержки общественного питания и обеспечить получение прибыли.

    Предприятиям общественного питания было разрешено самостоятельно устанавливать размеры наценок. Однако было введено регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, ПТУ, средних специальных учебных заведениях, вузах, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. На таких предприятиях общественного питания предельная наценка на покупные товары составляет:

  • на товары промышленного производства в мелкой расфасовке (молоко, кефир, конфеты, шоколад и др.) — 25 % к отпускной цене (цене закупки);
  • на хлеб и хлебобулочные изделия промышленного производства —- 30 % к отпускной цене (цене закупки) с дополнительным включением транспортных расходов по факту;
  • на блюда и изделия собственного производства, покупные товары (кроме перечисленных выше), сырье, используемое для выработки кондитерских изделий, — 50 % к отпускной цене (цене закупки).

    При этом наценки на продукцию собственного производства и покупные товары, реализуемые в павильонах, палатках, с тележек и др., а также в магазинах (отделах кулинарии), формируются самостоятельно.

    Покупные товары в буфетах реализуются по розничным ценам, которые включают покупную цену с учетом наценки.

     

     

     

     

    2. УЧЕТ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

     

    Учет основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту. Каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Инвентарный номер обязательно указывается в первичных документах, которыми оформляется перемещение данного объекта.

    Поступление и движение принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в аренду, учитывается на активном счете 01 «Основные средства».

    Здесь также отражаются капитальные вложения инвентарного характера в земельные участки и т. д., затраты по законченным капитальным работам в арендованные основные средства, которые учитываются арендатором на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

    Главным источником появления у предприятий нового имущества, учитываемого в составе основных средств, являются вложения во внеоборотные активы. Они представляют собой совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством (включая модернизацию и перевооружение предприятия), приобретением новых объектов основных средств.

    В случае создания основных средств вложения могут быть осуществлены подрядным (когда подрядчик сдает объект «под ключ»») и хозяйственным, способом (когда предприятие привлекает для этого собственные трудовые, материальные ресурсы).

    Для учета вложений предназначен синтетический счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету его отражаются:

  • фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную
    стоимость объектов основных средств, нематериальных и других соответствующих активов; при этом в случае подрядного способа производства строительно-монтажных работ корреспондирует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», при хозяйственном способе кредитуются счета 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы», 02 «Амортизация основных средств», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т. д.;
  • затраты по приобретению основных средств и нематериальных активов в корреспонденции с теми же счетами;
  • суммы начисленного износа, относящиеся к объектам вложений во внеоборотные активы, в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» (для целей бухгалтерского учета);

    —    затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, т. е. на финансирование
    вложений во внеоборотные активы (например, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для этой цели).

    По кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» фиксируется:

    — стоимость объектов, принятых в эксплуатацию или приобретенных за
    плату (при имеющейся государственной регистрации в случаях, обязательных по законодательству) — в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы»;    

    —    стоимость выбывших (проданных, безвозмездно переданных) вложений вовнеоборотные активы (незавершенного капитального строительства) — дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

    — стоимость выявленных при инвентаризации недостач или испорченных вложений — корреспондирует счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; по потерям в связи с чрезвычайными обстоятельствами применяется счет 99 «Прибыли и убытки».

    Сальдо по счету 08 отражает величину вложений в незавершенное строительство или незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада (не введенных в эксплуатацию объектов) и определяется как разница между затратами на их проведение и стоимостью переведенных на учет средств по счету 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы».

    Законченные строительством сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, а также стоимость приобретенных предприятием средств, не требующих монтажа, транспортных средств, земельных участков принимается на учет по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы» на основании оформленных в установленном порядке актов приемки-передачи.

    При этом следует помнить, что первоначальная стоимость основных средств, поступивших на предприятие через вложения во внеоборотные активы, включает фактические затраты на их возведение (сооружение) или приобретение, а также расходы на доставку и установку.

    Основные средства, кроме того, могут поступать на предприятие от учредителей в счет их вкладов в уставный капитал. Такие объекты приходуются по стоимости, определяемой соглашением сторон, с помощью записи по дебету счета 01 «Основные средства» (лучше, вместе с тем, проводить их через счет 08) и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

    Кроме того, объекты основных средств, уже бывшие в эксплуатации, могут быть получены безвозмездно. В этом случае у получившего их предприятия они оцениваются по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Получение такого имущества контролируется записями по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Следует отметить, что операция получения основных средств безвозмездно облагается налогом на прибыль (при начислении амортизации в ее сумме счет 98 дебетуется в корреспонденции со счетом 91, субсчет «Прочие доходы»).

    Прирост стоимости основных средств в результате проводимой на начало отчетного года переоценки (по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам) отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Кроме того, в результате переоценки доначисляется амортизация по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (при этом корреспондирует счет 83).

    Сумма дооценки объекта, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, в отчетном периоде списывается на счет прибылей и убытков в качестве дохода.

    Сумма уценки, основных средств относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При этом сумма уценки объекта относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (дебетуется счет 83 в корреспонденции со счетом 01). Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие периоды, относится на счет 84.

    ри выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 на счет 84 (с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации).

    Хозяйственные операции по учету основных средств отражаются следующими записями.

    Внесение основных средств учредителем в счет вклада в уставный капитал на их согласованную стоимость отражается записью: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 75 «Расчеты с учредителями».

    Принятие на баланс безвозмездно переданных основных средств влечет проводку:

    Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

    Кт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления», Приобретение оборудования и основных средств также отражается через счет 08. При этом по счету 08 собираются расходы по доставке и установке: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – на сумму НДС Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» –на сумму, указанную в счетах поставщиков.

    Принятие на учет основных средств по стоимости капитальных вложений отражается бухгалтерской записью: Дт 01 «Основные средства» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

    НДС засчитывается при расчетах с бюджетом после оплаты записью: Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

    Приобретение оборудования и основных средств, требующих монтажа, ведется в аналогичном порядке через счет 07 «Оборудование к установке». В этом случае дополнительно по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» учитываются расходы, связанные с монтажом.

    При строительстве объектов основных средств подрядным способом суммы НДС на выполненный подрядчиком объем строительно-монтажных работ учитываются в обычном порядке, также теперь учитывается и НДС при строительстве хозяйственным способом (по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления) – при этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

    В момент принятия на учет основных средств производственного назначения, законченных капитальным строительством объектов (или реализации объекта незавершенного строительства) уплаченные суммы НДС вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, при этом списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68, субсчет «Расчеты по НДС».

    При выбытии основных средств в виде финансовых вложений в уставные капиталы других предприятий, вклады по договору простого товарищества НДС не начисляется, а уплаченные по ним НДС к вычету не принимаются. При выбытии имущества НДС, относящийся к операционным и внереализационным расходам (например, налог по счету за демонтаж выбывающего основного средства), списывается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», по выявленным недостающим ценностям — по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    Основные средства в процессе их эксплуатации на какой-то стадии могут быть предприятием реализованы, ликвидированы, списаны, переданы безвозмездно. Данные операции в учете отражаются через счет 01, субсчет «Выбытие основных средств». При этом по дебету субсчета «Выбытие основных средств» отражается стоимость выбывающих средств. В кредит субсчета «Выбытие основных средств» относятся суммы начисленной до момента выбытия амортизации. Таким образом, отражаемая по субсчету «Выбытие основных средств» остаточная стоимость выбываюшего основного средства формирует операционные расходы и списывается в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы». Также к операционным расходам относятся понесенные в связи с выбытием этого объекта расходы (снос, разборка, демонтаж, транспортные расходы).

    Наряду с расходами по счету 91, субсчет «Прочие доходы» по кредиту фиксируются операционные доходы, связанные с продажей, выбытием и прочим ) списанием основных средств. К ним относится стоимость ценностей, полученных при выбытии, по цене их возможного использования или реализации (дебетуются счета учета материальных ценностей), а также выручка от продажи [(дебетуется, например, счет 62). Дополнительно в дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» относится начисленный при продаже основных средств НДС в /корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    Полученный сопоставлением прочих доходов и прочих расходов результат от выбытия списывается с дебета счета 91, субсчета 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (в случае убытка — с кредита) в кредит (в случае убытка — дебет) счета 99 «Прибыли и убытки», формируя в общеустановленном порядке прибыль. При этом остаточная стоимость средств, выбывающих при чрезвычайных обстоятельствах, относится непосредственно на счет 99 сразу со счета 01, субсчета «Выбытие основных средств».

    В случае недостачи или порчи объектов остаточная стоимость основных средств относится с кредита счета 01, субсчета «Выбытие основных средств» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», откуда в последующем переносится на дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». При отсутствии же конкретных виновников либо по недостачам, во взыскании которых отказано судом, счет 94 корреспондирует со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», фиксируя убыток.

     

        ЗАДАЧА 1

     

    На складе оптового торгового предприятия на основании счёта-фактуры, полученной от поставщика, оприходована продукция по покупным ценам на сумму 1000 тыс. р. Отдельной строкой в счёте-фактуре указан НДС в сумме 200 тыс. р. Поставщику, т.о., причитается в итоге: 1200 тыс. р.

    Наценка оптовой организации составляет 15%. НДС исчисляется по ставке 20% и его сумма с продажной стоимости товара. Покупателю в итоге выставляется счёт на эту сумму. Допустим, что все издержки обращения собраны на сч.44 составляют сумму, равную 100 тыс. р. Учёт реализации производится в момент оплаты.

    РЕШЕНИЕ

     

  1. Оприходован товар:

    Д 41-1 К 60 – 1000 тыс. р.

    2) НДС на поступивший товар:

    Д 19 К 60 – 200 тыс. р.

    3. Оплачено поставщику:

    Д 60 К 51 – 1200 тыс. р.

    4. Выставлен счёт покупателю:

    Д 62 К 90-1 – 1380 тыс. р.

    5. Затем списывается с материально-ответственного лица реализованный товар:

    Д 90-2 К 41-1 – 1000 тыс. р.

    6. НДС:

    Д 90-3 К 68 – 230 тыс. р.

    7. В свою очередь, издержки обращения:

    Д 90-9 К 44 – 100 тыс. р.

     

     

    ЗАДАЧА 2

     

    Со склада оптового объединения отгружены покупателю товары. В счёт-фактуру включены стоимость товара по продажным ценам в сумме 1300 тыс.р., а также НДС в размере 20%. Итого к оплате причитается.

    Стоимость отгруженных товаров по покупным ценам составила 1150 тыс. р. Деньги за отгруженную продукцию поступили на р/с.

     

    РЕШЕНИЕ

     

  2. Отгружены товары покупателям:

    Д 62 К 90-1 – 1560 тыс. р.

    2. Далее списывается с материально-ответственного лица реализованный товар:

    Д 90-2 К 41-1 – 1150 тыс. р.

    3. НДС:

    Д 90-3 К 68 – 260 тыс. р.

    4. Поступило от покупателей за товар:

    Д 51 К 62 – 1560 тыс. р.

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 3

     

    С поставщиками заключён договор с условиями предоплаты, согласно которому на счёт поставщика перечислено 120 млн. р. При этом стоимость товара составляет 100 млн. р., НДС – (20%).

    При приёмке товара на складе покупателя обнаружилось несоответствие количества товара, указанного в документах поставщика и фактически принятого на склад. Общая недостача составила 5% от общего количества товара, что составило (в т.ч. 1 млн.р. от суммы НДС, указанной в документах поставщика). На данный товар норматив естественной убыли составляет 6%, поэтому был составлен акт «О потерях в пределах норм естественной убыли», один экземпляр передан представителю фирмы поставщика, другой – в бухгалтерию получателя, где на основании акта и накладной сделаны бухгалтерские проводки.

    ТРЕБУЕТСЯ:

    1. Определить недостающие суммы в условиях практического задания.

    2. Дать корреспонденцию счетов.

     

    РЕШЕНИЕ

    1. Перечислена предоплата поставщику:

    Д 60 К 51 – 120 млн. р.

    2. Факт обнаружения недостачи:

    Д 94 К 60 – 5 млн. р.

    3. Недостача в пределах норм естественной убыли списывается за счёт резерва:

    Д 96 К 94 – 5 млн. р.

    4. Оприходован товар:

    Д 41-1 К 60 – 95 млн. р.

    5. НДС на поступивший товар:

    Д 19 К 60 – 19 млн. р.

    Д 91-2 К 60 – 1 млн. р.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в редакции от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98. №34н.
  5. Бухгалтерский учет и налогообложения общественного питания: Практическое руководство / Под общ. ред. В.В. Семенихина. –М.: Эксмо, 2005.
  6. Бухгалтерский учет и анализ деятельности торговой организации: Практическое пособие / Под ред. Э.И. Крылова, В.М. Власовой. –М.: КНОРУС, 2005.
  7. Середа К.Н. Бухучет на предприятиях общественного питания. – Ростов-на-Дону, 2006.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00179 sec

WordPress: 22.02MB | MySQL:118 | 1,372sec