Классификация затрат

<

112013 0432 1 Классификация затрат

Затраты –– это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели. В этом определении следует выделить три момента:

–– затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

–– величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;

–– понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и др.). Без указания цели понятие затрат становится неопределенным.

Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Не признается расходами организации выбытие активов:

–– в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов;

–– в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, в связи с приобретением акций акционерного общества и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

–– по договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципиала и др.;

–– в порядке предварительной оплаты материально–производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

–– в виде авансов, задатков в счет оплаты материально–производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

–– погашение кредита, займа, полученных организацией.

Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов.

Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Согласно НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (п. 1 ст. 252).

Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, –– по оплате суточных при нахождении работников в командировке, полевого довольствия, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и некоторым другим расходам. В бухгалтерском учете подобные расходы признаются по фактическим затратам.

Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Следует отметить, что данное условие признания расходов в налогообложении не отличается от признания расходов в бухгалтерском учете, поскольку в бухгалтерском учете все записи в учетных регистрах осуществляются только на основе правильно оформленных бухгалтерских документов.

Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете.

Существенно различаются классификации расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы разделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы.

Для исчисления различных показателей себестоимости продукции
необходимо классифицировать затраты по ряду признаков (выделить затраты, включаемые в себестоимость продукции, общехозяйственные расходы, расходы на продажу и др.).    

Кроме того, с целью управления затратами и производством продукции затраты целесообразно классифицировать по другим направлениям –– для принятия решений, осуществления контроля и регулирования.

По отношению к себестоимости продукции затраты делят на включаемые и не включаемые в себестоимость продукции.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируют по следующим элементам затрат:

  1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  2. затраты на оплату труда;
  3. отчисления на социальные нужды;
  4. амортизация;
  5. прочие затраты (почтово–телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

    При учете расходов по их элементам не выделяют расходы на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное производство.

    НК РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элементов расходов:

  6. материальные расходы;
  7. расходы на оплату труда;    
  8. сумма начисленной амортизации;
  9. прочие расходы.    

    Основные положения по планированию, учету и калькулированию
    «себестоимости продукции на промышленных предприятиях и проекту методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг рекомендуют следующую группировку расходов по статьям калькуляции:

  10. «Сырье и материалы»;    
  11. «Возвратные отходы» (вычитаются);
  12. «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций»;
  13. «Топливо и энергия на технологические цели»;
  14. «Затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции, выполнении работ, оказании услуг»;
  15. «Отчисления на социальные нужды»;    
  16. «Расходы на подготовку и освоение производства»;
  17. «Общепроизводственные расходы»;

    9) «Общехозяйственные расходы»;    

  18. «Потери от брака»;
  19. «Прочие производственные расходы»;
  20. «Расходы на продажу».

    Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей –– себестоимость проданной (реализованной) продукции.

    Организации могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.

    В п. 9 ПБУ 10/99 [5] определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности: признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды;– переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.

    Для управления затратами необходима их классификация по различным признакам: а) для калькулирования затрат; б) для принятия решений по контролю за уровнем, составом и динамикой затрат; в) для оценки эффективности управления затратами.

    Постоянные издержки не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки — сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции. Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции. Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска продукции. Инструментом экономического анализа служит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек.

    Затраты предприятия, относимые на себестоимость продукции, можно классифицировать по следующим признакам (табл. 1).

    Таблица 1 – «Классификация затрат на производство и реализацию продукции»

    Признак классификации 

    Виды затрат 

    1. Экономическое содержание 

    1.1. Явные (бухгалтерские)

    1.2. Неявные (альтернативные)

    2. Отношение к процессу производства

    2.1. Производствееные

    2.2. Внепроизводственные  

    3. Экономический элемент  

    3.1. Материальные затраты

    3.2. Расходы на оплату труда

    3.3. Отчисления на социальные нужды

    3.4. Амортизация

    3.5. Прочие расходы 

    Продолжение таблицы 1

    Признак классификации 

    Виды затрат 

    4. Калькуляционная статья 

    4.1. Сырье и материалы

    4.2. Возвратные отходы

    4.3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера

    4.4. Заработная плата производственных рабочих

    4.5. Отчисления на социальные нужды

    4.6. Затраты на подготовку и освоение производства

    4.7. Общепроизводственные расходы

    4.8. Общехозяйственные расходы

    4.9. Потери от брака

    4.10. Прочие производственные расходы

    4.11. Внепроизводственные расходы

    5. Зависимость от объема производства

    5.1. Условно-переменные

    5.2. Условно-постоянные

    5.3. Смешанные 

    6. Способ отнесения на себестоимость

    6.1. Прямые

    6.2. Косвенные 

    7. Связь с технологическим процессом

    7.1 Основные

    7.2. Накладные 

    8. Место возникновения затрат 

    8.1. Затраты производств

    8.2. Затраты цехов

    8.3. Затраты участков

    8.4. затраты отделов 

    <

    9. Отношение к отчетному периоду

    9.1. Расходы текущего периода

    9.2. Расходы прошлых периодов

    9.3. Расходы будущих периодов 

    10. Степень агрегирования 

    10.1. Одноэлементные

    10.2. Комплексные

    11. периодичность возникновения

    11.1. Текущие

    11.2. единовременные 

    12. Степень регулирования государством в целях налогообложения

    12.1. Нормируемые

    12.2. Ненормируемые 

    13. Принцип зависимости от принимаемого решения

    13.1. Релевантные

    13.2. Нерелевантные

    14. Использования в системе управления

    14.1. прогнозные

    14.2. Плановые

    14.3. Фактические 

    Важнейшим фактором получения достоверных данных о себестоимости продукции и финансовых результатах деятельности предприятия является определение состава производственных затрат, а четкая классификация затрат – важнейшая предпосылка правильной организации учета и исчисления себестоимости продукции. Расходы, которые непосредственно участвуют в производстве изделий для рынка, называют основными местами возникновения издержек или основное производство. На промышленном предприятии, это производство которое непосредственно участвует в производстве изделий для рынка (отдельные цехи, производства, участки и т.д.). К основным производствам относятся производства, в которых осуществляются процессы переработки сырья и полуфабрикатов с целью получения продукции, предназначенной для реализации на сторону или к дальнейшей переработке на других технологических процессах, производствах, переделах и т.д. данного предприятия. К основному также относится производство, по выпуску продукции из отходов сырья и побочных продуктов производства.

    К основным местам (сферам) возникновения затрат относят: материальная сфера (склад сырья, вспомогательных материалов); производственная сфера (производственные цехи, отдел проектирования, ремонтные мастерские); сфера управления (дирекция, отдел кадров, юридический отдел, бухгалтерия); сбыт продукции (отдел сбыта, рекламный отдел, маркетинговый отдел, отдел отправки продукции).

    Выделение мест возникновения затрат имеет важное значение для анализа издержек, т.к. связь между ростом затрат и изменением степени загрузки производственных мощностей предприятия наиболее четко проявляется в месте возникновения затрат. Для целей управления в бухгалтерском учете организации учет расходов по статьям затрат устанавливается организацией самостоятельно. Он показывает, на какие цели произведены расходы:

  21. Сырье и материалы
  22. Возвратные отходы
  23. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий
  24. Топливо и энергия на технологические цели
  25. Заработная плата производственных рабочих
  26. Отчисления на социальные нужды
  27. Расходы на подготовку и освоение производства
  28. Общепроизводственные расходы
  29. Общехозяйственные расходы
  30. Потери от брака
  31. Прочие производственные расходы
  32. Коммерческие расходы

    Первые одиннадцать статей составляют производственную себестоимость продукции, а с включением коммерческих расходов образуется полная себестоимость. Затраты по статьям калькуляции шире по своему составу, т.к. учитывают характер, структуру и специфику производства.

    Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы). Входящие затраты — это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В бухгалтерском учете истекшие затраты отражаются по дебету счета 90 «Продажи».

    Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.

    Таким образом, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие — тождественны понятию «расходы». Расходы — это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.

    Прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда.

    Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое–либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия.

    1. Прямые материальные затраты. Каждое производственное изделие состоит из каких–либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие.

    2. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Размер прямых издержек на единицу продукции практически не зависит от объема производства, и снизить его можно путем повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсов и энергосберегающих технологий.

    3. Косвенные расходы. Сюда входят все издержки, которые нельзя отнести к первой и второй группам. Косвенные расходы — это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами.

    Косвенные расходы подразделяются на две группы (рис. 1):

    общепроизводственные (производственные) расходы — это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на счете 25 «Общепроизводственные расходы»;

    общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации и учитываются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы».

    112013 0432 2 Классификация затрат

    Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы они остаются неизменными. Изменить их можно управленческими решениями, а степень их покрытия — объемом продаж.

    Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами.

    К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

    Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.

    2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА

     

    Финансы предприятий, оказывающих рыночные услуги, представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий составляют фундамент финансовой системы страны. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

    Организация финансов предприятий определяется их отраслевой принадлежностью и особенностями движения производимой продукции. Различаются финансы промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, строительных предприятий, транспортных предприятий, торговых предприятий и др.

    В числе предприятий, функционирующих на основе коммерческого расчета, даже в условиях рыночной системы хозяйствования сохраняются убыточные, не обеспечивающие реализацию принципов самоокупаемости и в связи с этим самофинансирования. Это предприятия городского пассажирского транспорта, которые, будучи муниципальными, получают субсидии и дотации из местного бюджета для возмещения затрат по предоставлению населе¬нию транспортных услуг.

    Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

    Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

    — продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новых вещей, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики;

    — транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

    — цену на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

    — в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров;

    — продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов, и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

    — транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда из формы кругооборота капитала выпадает товар в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, то есть перевозка;

    — в состав средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях;

    — характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (то есть наличием «сезонных пиков»).
    Формула кругооборота финансовых ресурсов транспорта такова:

     

     

    112013 0432 3 Классификация затрат

    Формула показывает особенности саморегулирования транспорта: отсутствие готового продукта в виде вещественного товара, совпадение во времени акта производства и потребления продукции, отсутствие в составе средств производства, сырья.

    Продукция транспорта, то есть полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимый обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

    Как всякий производственный процесс, транспорт состоит из последовательных этапов. Это, во-первых, погрузка грузов в подвижной состав (посадка пассажиров); во-вторых, перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; в-третьих, выгрузка товаров из подвижного состава (высадка пассажиров) в пункте назначения. Каждый из этих этапов транспортного процесса в свою очередь слагается из ряда операций, осуществляемых в ходе подготовки, организации и выполнения перевозок. Так, погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям и направлениям, погрузке в подвижной состав (транспортное средство), закрепления, увязке, взвешиванию или подсчету штучных товаров, оформлению транспортной документации. Для перемещения груза выбирается тип подвижного состава, определяется маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами в пути, контроль за движением подвижного состава и соблюдением графика движения. Выгрузка груза включает такие операции, как ознакомление грузополучателя с товарно-транспортными документами и соответствием им груза, взвешивание или пересчет груза, выявление порчи или потерь груза, подготовка к выгрузке и непосредственно сама выгрузка.

    Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого элемента во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех элементов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является одним из факторов производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.

    Для удовлетворения возрастающих потребностей в перевозочной работе при наличии в них сезонных пиков важно планировать соответствующие транспортные резервы в виде резервных провозных способностей.
    Опережающее развитие транспортных связей обусловлено не только сезонными пиками в перевозочной работе, но и тем, что в отличие от других отраслей экономики строительство новых и развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.

    Транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства. Поэтому, кроме транспорта общего пользования, в народном хозяйстве имеется внутрихозяйственный (ведомственный) транспорт.

    Внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного предприятия. Он участвует непосредственно в производственном процессе и создании новых вещественных продуктов труда. Издержки внутрихозяйственного транспорта являются частью производственных издержек предприятия, следовательно, частью себестоимости его продукции. Внутрипроизводственный транспорт представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является частью той отрасли, в которой он функционирует.

    Транспорт является составной частью всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.

    Ведущее место в транспортной системе страны занимает железнодорожный транспорт, позволяющий обеспечивать устойчивые и регулярные грузовые и пассажирские перевозки между районами страны.

    Железные дороги остаются в собственности государства, сохраняется единая транспортная система, принципы централизованного управления технологий перевозок, финансовая, инвестиционная, тарифная политика отрасли, внешнеэкономическая деятельность.

    Однако реальное состояние железнодорожного транспорта в переходный период рыночного развития экономики страны оказалось сложным. Электроэнергия, топливо и другие материальные ресурсы транспортом приобретаются по рыночным ценам, а услуги оказываются в рамках государственного регулирования тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.

    Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчетов с учетом конкретных требований рынка на перевозки. При определении сферы использования видов транспорта необходимо учитывать следующие особенности и преимущества технико-экономических характеристик.

    Железнодорожный транспорт: регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении; как правило, более короткий путь движения грузов по сравнению с речным и морским транспортом, сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров; более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом и высокая маневренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т.п.); высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами.

    Автомобильный транспорт:
    более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте, скорость доставки грузов и высокая маневренность; возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций; регулярность и хорошая маневренность перевозок, в некоторых случаях более короткий путь следования, чем железнодорожным и речным транспортом; способность доставлять груз небольшими партиями от самого мелкого грузоотправителя или грузополучателя; меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольших расстояниях.

    Однако на автомобильном транспорте более высокая, чем на других видах (кроме воздушного), себестоимость грузовых перевозок и более высокая, чем на железнодорожном, пассажирских.

    Таким образом, автомобильный транспорт наиболее выгодно использовать для перевозки грузов на короткие (до 100 км), а также срочных и скоропортящихся грузов на большие расстояния (до 300 км и более).

    Речной транспорт: высокая провозная способность на глубоководных реках и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.); невысокие удельные капитальные затраты, расход металла и топлива.

    Наряду с этим речной транспорт имеет и недостатки: несовпадение направления течения некоторых крупных рек с основными грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая по сравнению с железнодорожным транспортом скорость доставки грузов, больший, чем у других видов транспорта, путь движения. Поэтому речной транспорт используется преимущественно для доставки массовых грузов, особенно нефти, леса, хлебных и строительных грузов. Во многих случаях эффективны перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

    Морской транспорт: возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами ближнего и дальнего зарубежья; более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния и более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения; меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния).

    Трубопроводный транспорт: самая низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов (по сравнению с железнодорожным в 3 раза, водным — более чем в 2 раза); наименьшие капитальные вложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

    Протяженность сети трубопроводов составляет более 400 тыс. км.

    Большое значение имеет развитие газопроводного транспорта, протяженность сети которого более 300 тыс. км. По газопроводам газ поступает к потребителям России, части ближнего и дальнего зарубежья.

    Воздушный транспорт: большая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров. Наиболее эффективен для перевозки пассажиров, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.

    Особенности планирования себестоимости состоят в том, что в себестоимости перевозок высокий удельный вес занимают заработная плата, а также затраты на топливо, электрическую энергию, амортизацию, ремонт, что обусловлено спецификой транспорта, где преобладающая часть основных фондов находится в движении.

    Основными показателями себестоимости перевозок являются: общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта, экономия от снижения себестоимости, себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонна-миль).

    Расчеты себестоимости ведутся по следующим статьям затрат: заработная плата, отчисления на социальное страхование, топливо, горючее и смазочные материалы, электроэнергия, материалы, амортизация, прочие расходы.

    В отдельных отраслях транспорта в этот перечень дополнительно включаются следующие статьи:

    – на морском и речном транспорте — расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;

    – на воздушном транспорте — текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;

    – на автомобильном транспорте — текущий ремонт и техническое обслуживание;

    – на трубопроводном транспорте — потери газа и нефти в газо-и нефтепроводах.

    Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозочного процесса, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Основную часть доходов предприятия транспорта получают от перевозок грузов и пассажиров.

    Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа за перевозку, договорных цен за перевозку. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние перевозки. Договорные цены за использование транспортных средств зависят в основном от спроса на конкретный вид подвижного состава — железнодорожные перевозки применяются на дальние расстояния, перевозки автомобильным транспортом — на более короткие.

    В зависимости от степени регулирования уровня тарифов их классифицируют на фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.

    Прибыль от основной деятельности транспорта включает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.

    Распределение прибыли организаций железнодорожного транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности. Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизованно.

    В финансовый план железнодорожного транспорта наряду с доходами и расходами по основной деятельности включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, — больниц, учебных заведений и др.

    Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций. В этом плане отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров, совершаемым по железным дорогам в международном сообщении.

    В финансовом плане организаций по речному и морскому транспорту отражаются ассигнования из бюджета на государственные, капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства, возмещение разницы в тарифах по заграничным перевозкам.

    Нормативы собственных оборотных средств организаций автомобильного транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно зависящих от роста производственных затрат (горючее, смазочные материалы), нормативы устанавливаются на 1 руб. затрат, исчисленных исходя из плановых изданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно не связаны с ростом производственной программы, нормативы базисного года увеличиваются в относительно меньших размерах, чем рост производственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных отчислений).

    Источники финансирования прироста норматива собственных оборотных средств на автомобильном транспорте те же, что и в промышленности. В то же время в составе устойчивых пассивов планируются такие статьи, как «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов».

    Приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляются организациями воздушного транспорта за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом на воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  33. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.10.2009 г.)
  34. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.10.2009 г.)
  35. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129–ФЗ.
  36. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.
  37. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.
  38. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  39. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2009.
  40. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  41. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.: Перспектива: Юрайт, 2010.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.94MB | MySQL:116 | 1,608sec