Нормативное регулирование вопросов, связанных с учетом затрат и расходов

<

121813 2334 1 Нормативное регулирование вопросов, связанных с учетом затрат и расходов В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень включает законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Основные элементы системы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации. Некоторые вопросы организации и ведения учета (например, учета совместной деятельности на отдельном балансе) представлены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

Второй уровень охватывает Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством Российской Федерации. В настоящее время издано двадцать Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. К третьему уровню следует отнести План счетов бухгалтерского учета. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров.

Четвертый уровень включает документы по регулированию бухгалтерского учета в конкретных организациях, такие как приказ об учетной политике, график проведения инвентаризаций, договоры о материальной ответственности персонала и др. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Остановимся на характеристике ряда документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлены:

  1. Понятие, объекты, задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования.
  2. Состав и цели законодательства по бухгалтерскому учету.
  3. Способы регулирования и организации бухгалтерского учета.
  4. Полномочия и ответственность главного бухгалтера, его взаимоотношения с руководителем организации, внешними лицами.
  5. Правила документирования хозяйственных операций, формирования учетных регистров, хранения документации.
  6. Правила оценки и инвентаризации имущества и обязательств.
  7. Порядок составления, утверждения и публикации бухгалтерской отчетности.

    8. Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

    Перечисленные выше вопросы, представленные в Законе, конкретизированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, относящемся к документам второго уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако в настоящее время в целях исключения дублирования содержания различных нормативных актов признано целесообразным отменить действие рассматриваемого документа, включив ряд его норм в новую редакцию Федерального закона «О бухгалтерском учете».

    В настоящее время разработано 20 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), перечень которых представлен в списке литературы. ПБУ 16/02 — ПБУ 20/03 вступили в действие в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/98! и ПБУ 8/982 обеспечивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета.

    Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет -важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учетной политики организации определены ПБУ 1/ 983.

    В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней.

    В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете» «…бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ—в рублях». При падении курса рубля это занижает реальную стоимость активов и искажает информацию о финансовом состоянии предприятия, поскольку статьи баланса с учетом индекса инфляции не корректируются, как это практикуется в странах с развитой рыночной экономикой.

    Согласно той же статье бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Но в условиях нестабильности рубля в стране представление в рублевом эквиваленте валютных счетов также затрудняет восприятие руководителем финансовых показателей предприятия.

    Статья 12 Закона гласит: «…недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи и порчи списываются на финансовые результаты организации». (В соответствии с действующим законодательством это не ведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли организации.) Данное положение позволяет списывать предприятиям недостачи материальных ценностей на издержки обращения только в пределах установленных законом норм, оставшаяся же часть относится на финансовые результаты, что затрудняет в дальнейшем их анализ.

    Данные бухгалтерского учета и составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности призваны охарактеризовать результаты деятельности хозяйствующий) субъекта как самостоятельного юридического лица, без учета вклада в эти результаты отдельных структурных подразделений (сегментов бизнеса). Однако подобной информации для целей управления предпринимательской деятельностью не достаточно.

    На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налогового учета в самостоятельное направление бухгалтерской деятельности. Статьей 313 главы 25 НК РФ цель налогового учета определена как «формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций». При осуществлении этого вида учета организация должна руководствоваться специально разработанной учетной политикой для целей налогообложения и использовать аналитические регистры (в ряде случаев отличные от регистров финансового учета). Несмотря на то, что первичная база всех трех видов учета (финансового, управленческого и налогового) должна быть одинакова, каждый факт хозяйственной деятельности классифицируется и отражается ими по-своему, в соответствии с требованиями данного вида учета. Это совершенно разные направления бухгалтерской деятельности, отличающиеся собственными целями, задачами и конечными информационными результатами.

    К основным документам третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета относится План счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его применению, методические указания и рекомендации.

    В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности представлен систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предназначенных для обобщения информации о хозяйственных операциях, наличии и движении имущества организации, источников его формирования. Наряду с типовым Планом счетов в России используются специализированные Планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. Планы счетов бухгалтерского учета, как и другие нормативные документы, систематически изменяются по мере появления новых объектов бухгалтерского учета, развития финансово-экономических отношений.

    В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделению финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30 – 39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организовывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов). По существу предприятию предоставляется возможность организации управленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.

    Методические указания и рекомендации предназначены для конкретизации правил бухгалтерского учета отдельных объектов, изложенных в Положениях по бухгалтерскому учету и иных документах вышестоящих уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Более подробно содержание соответствующих нормативных актов бухгалтерского учета рассматриваются в настоящем учебнике при изложении соответствующих тем курса.

    К основным документам четвертого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета, разрабатываемым и утверждаемым хозяйствующими субъектами, характеризующим систему организации и ведения бухгалтерского учета в конкретной организации, относится ее учетная политика. С помощью учетной политики организации осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета применительно к особенностям деятельности организации; происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; определяются способы разрешения возможных противоречий и преодоления ограничений действующего законодательства в постановке и развитии бухгалтерского учета.

     

     

     

     

     

    2. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

     

    Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.

    Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

  • учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;
  • ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

    Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации.

    <

    План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников, занимающихся управленческим учетом.

    При составлении плана документации и документооборота используют соответствующие разделы плана организации финансового учета (п. 4.4), дополняя их первичными документами, используемыми только в управленческом учете.

    Независимо от размеров структурного подразделения в управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:

  • центры затрат;
  • центры доходов;
  • центры прибыли;
  • центры инвестиций.

    В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности.

    Рассмотрение вопроса начнем с такого сегмента предприятия, как центр затрат. Его руководитель обладает наименьшими управленческими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты. Он отвечает лишь за произведенные затраты. Система управленческого учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерять их либо невозможно, либо не нужно.

    Другими словами, центром затрат является то структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

    Определение центра ответственности как центра затрат не всегда означает, что его менеджер несет ответственность только за управление затратами. Например, начальник отдела снабжения также ответствен за оценку и выбор поставщиков, качество поставляемых материалов и т.д.

    При определении структурного подразделения как центра затрат в условиях промышленного производства рекомендуется учитывать следующие моменты:

    а)    каждый центр затрат, возглавляемый мастером или начальником
    отдела, который оказывает помощь руководству предприятия в планировании и контроле затрат, должен являться отдельной сферой ответственности;

    б)    центр затрат должен объединять приблизительно одинотипные машины и рабочие места, обусловливающие издержки однородного характера. Это облегчает определение совокупности факторов, оказывающих влияние на величину расходов данного центра затрат, и выбор базы распределения расходов по носителям затрат. Поскольку основным фактором, определяющим величину затрат на производственных участках, является загрузка производственных мощностей, то она чаще всего выбирается в качестве базы распределения в центрах затрат;

    в) все издержки по их видам должны без особых сложностей списываться на центры затрат. С углублением деления предприятия на такие центры возрастает доля расходов, являющихся общими по отношению к нескольким центрам затрат, что вызывает необходимость их распределения.

    Центр затрат может быть как достаточно большим (завод или администрация крупной фирмы), так и малым (рабочее место). Следовательно, крупные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации центров затрат от предприятия к предприятию различна и зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закрепленных за центром ответственности. Как правило, чем больше размер центра затрат, тем выше степень ответственности.

    Иногда требуется укрупнение центров ответственности, и тогда несколько рабочих мест можно объединить в цех (отдел), также представляющий собой центр затрат.

    Формирование центров затрат следует осуществлять на основе изучения и анализа организационных и технологических особенностей предприятия. Как правило, предприятия с централизованной организационной структурой управления представлены несколькими центрами затрат.

    Центры затрат могут работать в двух направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее реализовать одну из двух задач:

  1. получить максимальный результат при определенном заданном
    уровне вложений;
  2. довести до минимума вложения, необходимые для достижения за
    данного результата.

    Для оценки деятельности центра затрат недостаточно лишь финансовых показателей. Такой подход может, например, стимулировать менеджеров к уменьшению затрат за счет снижения качества продукции. Поэтому, формируя структуру организации исключительно как совокупность центров затрат, в системе управленческого учета необходимо наладить дополнительное наблюдение за качеством продукции, выпускаемой структурными подразделениями.

    Обязательным условием планирования и оценки деятельности любого центра ответственности, в том числе и центра затрат, является разделение его затрат на две категории — контролируемые и неконтролируемые (гл. 2).

    Центр доходов — это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за расходы. Примером может послужить отдел оптовых продаж торговой организации, отдел распространения в издательстве и т. д.

    Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленческого учета в данном случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.

    Это, однако, не означает, что в подразделении отсутствуют расходы. Любой центр доходов, даже самый малый, несет затраты. В системе управленческого учета он квалифицируется как центр доходов потому, что администрация организации по каким-либо причинам принимает решение не возлагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения.

    Центр прибыли — это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. Прибыль центра ответственности в системе управленческого учета может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях включаются полностью или частично также косвенные издержки.

    Целью центра прибыли является получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Менеджеры центров прибыли, в отличие от руководителей центров затрат, не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сокращает их доходы, а следовательно, и прибыль — показатель, по которому оценивается эффективность их работы.

    121813 2334 2 Нормативное регулирование вопросов, связанных с учетом затрат и расходов

    Однако на практике встречаются случаи, когда сталкиваются интересы двух или более центров прибыли.

    Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. От построения организационной структуры зависит система управленческого учета предприятия. Администрация решает, какому сегменту предоставить те или иные полномочия, как распределить ответственность между исполнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управления организацией, другими словами, устанавливает организационную структуру предприятия.

    Следовательно, организационную структуру предприятия можно определить как разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед предприятием в целом.

    В экономической литературе встречается и другая трактовка организационной структуры — это совокупность линий ответственности внутри организации, каждая из которых показывает направление движения информации (в частности, отчетной) .

    Организационная структура предприятия может быть охарактеризована как централизованная или децентрализованная — в зависимости от степени ответственности, возложенной на ее менеджеров.

    Централизованные организации имеют иерархическую, пирамидальную структуру, построенную по функциональному принципу (администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг и т.п.), В основе системы управленческого учета таких предприятий лежат главным образом центры затрат. Такая система управления по своей сути является консервативной, предполагает максимум принуждения и не обеспечивает свободы действия сотрудникам предприятия. Централизованная система управления была свойственна практически всем предприятиям СССР.

    В переходный период, переживаемый российской экономикой, «перестроечные» процессы происходят не только на макро-, но и на микроуровне. Исследования показывают, что в ряде случаев жестко централизованная
    система управления, доставшаяся российским предприятиям в наследство
    от административной экономики, становится тормозом их развития. Она
    снижает инициативу исполнителей, препятствует гибкости и оперативности в управлении.    

    Выход из создавшегося положения руководство предприятий видит в предоставлении своим структурным подразделениям большей хозяйственной самостоятельности и как следствие — в возрастании их ответственности за принимаемые решения.

    При разработке плана счетов для управленческого учета
    необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2001 г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

    Однокруговая система учета затрат может осуществляться без использования и с использованием системы счетов управленческого учета.

    При первом варианте для целей управления информация финансового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными.

    При втором варианте для обеспечения взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом следует использовать для учета расходов по элементам затрат счета 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты». Учтенные на этих счетах расходы по окончании месяца списывают на счет 37 «Отражение общих затрат», а со счета 37 — в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Однокруговую систему учета затрат целесообразно применять в некрупных и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете и вследствие этого ограничены возможности контроля затрат.

    Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий учет имеют самостоятельные планы счетов. Возможно также выделение для управленческого учета обособленных счетов.

    Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета.. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета — в управленческий и из управленческого учета в финансовый, а зеркальные счета — численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

    Планы отчетности и технического оформления составляют на основе этих планов в финансовом учете. В них добавляют формы отчетов и средства регистрации информации, используемые в управленческом учете.

    В плане организации труда работников службы, управленческого учета определяются структура аппарата данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.

    В средних и крупных организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы, бюро, секторы): планирования, материальная, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционная, учета продажи продукции, аналитическая.

    Общая схема структуры службы управленческого учета средних и крупных организаций представлена на рис. 2.

    121813 2334 3 Нормативное регулирование вопросов, связанных с учетом затрат и расходов

    Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации, бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.), операционный бюджет, который детализирует посредством частных бюджетов статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков, финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период, специальные бюджеты для отдельных1 видов деятельности или программ (социального развития, научно-исследовательских работ и т.п.).

    Материальная группа выполняет следующие функции:

  • осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за их поступлением, хранением и использованием;
  • разрабатывает -нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы наличия сырья и материалов на складах;
  • принимает участие в выборе и разработке форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;
  • разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;
  • осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

    Группа учета затрат труда и его оплаты занимается нормированием труда, определяет расценки для оплаты труда, ведет учет затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

    Производственно-калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

    Группа учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи, разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

    Аналитическая группа анализирует эффективность деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

    При решении вопросов в области управленческого учета следует иметь в виду, что перечисленные в п. 1.7 нормативные документы разработаны применительно к финансовому учету; об управленческом учете в них не упоминается. Вместе с тем многие положения указанных документов можно использовать ив управленческом учете.

    Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 2 ст. 9). К управленческому учету в полной мере следует отнести п. 4 ст. 10 Закона, объявляющий коммерческой тайной содержание, учетных регистров и внутренней отчетности.

    ПБУ также целесообразно использовать в управленческом учете, хотя в отличие от финансового учета они для него не являются обязательными.

    Рыночные отношения требуют новых подходов к организации внутрифирменного управления. В условиях быстро меняющейся рыночной среды существенно возрастает поток информации, которую необходимо обработать для принятия единственно правильного управленческого решения. Расширяется спектр управленческих задач решаемых руководителями производств. Появляется потребность в разделении всех полномочий, в том числе и в части принятия управленческих решений. Порой отдельные структурные подразделения начинают работать как мини-предприятия, не являясь при этом самостоятельными юридическими лицами. Другими словами, начинается процесс формирования децентрализованной организационной структуры предприятия. (Конечно же, организационная структура большинства российских организаций по-прежнему остается высокорегламентированной в сравнении с западными предприятиями. Российским организациям предстоит еще долгий путь в этом направлении, но движение уже начато.)

    Децентрализованная структура характеризуется наличием центров прибыли и инвестиций. Как отмечалось, их руководители имеют более широкий круг прав и обязанностей, чем менеджеры центров затрат. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при де-Централизованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений.

    Таким образом, формирование децентрализованной структуры управления предприятием предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  1. распределение ответственности среди исполнителей;
  2. контроль за качеством их работы.

    Существует и обратная зависимость: эти задачи не могут быть успешно решены в отсутствии поставленной системы управленческого учета.

    Основным преимуществом децентрализованной системы управления является свобода руководителей центров ответственности в принятии управленческих решений. Менеджер структурного подразделения, как правило, располагает более точной и детализированной информацией по вверенным ему направлениям деятельности, чем высшее руководство. Это положительно влияет на обоснованность и оперативность принимаемых на более низком управленческом уровне решений. Администрация предприятия, освободившись от текущих задач, необходимости выполнения рутинной работы, получает возможность сконцентрироваться на решении перспективных вопросов, на разработке стратегии организации.

    Однако успешное функционирование децентрализованной системы возможно при соблюдении, по крайней мере, двух условий:

  3. наличия высокопрофессионального управленческого персонала;
  4. согласованности целей и интересов организации в целом и ее от
    дельных структурных подразделений.

    Независимо от типа избранной организационной структуры — централизованной и децентрализованной — ответственность за финансирование компании в целом лежит обычно на Высшем руководстве. Иначе говоря, финансовые функции будут централизованы в любом случае.

    Если администрация формирует организационную структуру своего предприятия на основе центров прибыли и инвестиций, то далее ей предстоит принять решение, по какому принципу следует создавать структурные подразделения: по видам выпускаемой ими продукции; по обслуживаемым ими географическим регионам; по группам покупателей. Создавая организационную структуру, следует учитывать, облегчит ли она процесс оценки деятельности сегментов. Это в свою очередь зависит от количества общих затрат, отождествляемых с каждой альтернативной структурой, ведь затраты, связанные с построением той или иной структуры управления, должны окупиться. Если каждое предприятие холдинга работает на определенный регион и производит различные изделия, то более разумной будет сегментация по различным регионам, чем по видам изделий. В случае когда каждое предприятие холдинга производит какое-то определенное изделие и поставляет его в различные регионы, целесообразно деление по видам изделий.

    Существующую организационную структуру предприятия следует регулярно анализировать и пересматривать с учетом изменений, происходящих в хозяйственной деятельности предприятия (освоение производства новых видов продукции, изменение технологий, смена менеджеров и т. д.), и достижений научно-технического прогресса. Совершенствуя организационную структуру предприятия, необходимо соответствующим образом менять подходы к составлению внутренней отчетности и оценке результатов деятельности подразделений.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. — М.: Проспект, 1998.
  6. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II. — М.: Проспект, 2002.
  7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
  8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н).
  9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  10. Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. – М.: ООО «Нонпарель», 2003
  11. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. –М.: Проспект, 2004.
  12. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет.–М,: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2005.
  13. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учета.–М.: Юристъ, 2005
  14. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2004.
  15. Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет. 2001. № 7.
  16. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2005.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00145 sec

WordPress: 23.25MB | MySQL:122 | 1,390sec