Отчет об изменениях в капитале

<

121913 2106 1 Отчет об изменениях в капиталеИзменения в капитале организации проходят в результате операций с собственниками, которые приобретают выпущенные в отчетном периоде акции, в пользу которых начисляются и выплачиваются дивиденды, а также за счет накопления нераспределенной прибыли, уценки и дооценки различных видов имущества. В общем виде эти изменения выражаются в изменении чистых активов за отчетный период или физической величины производительного капитала в зависимости от принятой концепции.

Стандартные требования состоят в том, что в отчетности следует отражать движение капитала за период по элементам и в сопоставлении начального и конечного сальдо по ним. Альтернативный подход предполагает представление в отчетности только влияния чистой прибыли, доходов и расходов, включаемых в изменения капитала и воздействия изменений в учетной политике. Обычно для развернутого отчета об изменениях в капитале применяют столбцовый вариант, когда для каждого элемента собственного капитала приводится самостоятельный столбец.

Изменения собственного капитала возникают в результате:

  • расчетов с собственниками по дивидендам и эмиссии акций;
  • прибылей и убытков, не признающихся в отчете о прибылях и
    убытках;
  • накопленной (нераспределенной) прибыли;
  • изменений в учетной политике.

    Остальные факторы, оказывающие влияние на величину собственного капитала, включая соизмерение начального и конечного сальдо за отчетный период, отражаются в примечаниях к финансовой отчетности.

    Примерные отчетные формы, приводимые в настоящих комментариях и в тексте самих стандартов, не являются обязательными для применения. Они только иллюстрируют возможные варианты, оставляя составителям финансовой отчетности право самим выбирать и конструировать пригодные для них отчетные формы.

    Отчет о прибылях и убытках в международной практике готовится по МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств», в России — в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н «О методологических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации». Для ведения хозяйственной деятельности, исполнения обязательств и обеспечения доходности компании нужны денежные средства. Способность генерировать денежные потоки — важнейший показатель финансового состояния. Отчет о движении денежных средств обеспечивает предоставление информации, позволяющей оценить эти показатели, а также понять изменения в чистых активах компании, ее финансовую структуру (в том числе ликвидность и платежеспособность), способность регулировать время и плотность денежных потоков в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов. Включение отчета о движении денежных средств в финансовую отчетность позволяет осуществить моделирование текущей стоимости будущих денежных потоков для сравнительной оценки компаний.

    В соответствии с МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» в отчете о движении денежных средств отражаются изменения не только в наличных денежных средствах, но и в денежных эквивалентах. К денежным эквивалентам относятся краткосрочные и высоколиквидные инвестиции, свободно обратимые в заранее известную сумму денежных средств с незначительным риском колебаний стоимости. Инвестиции, признаваемые эквивалентами денежных средств, держат на балансе не столько для получения инвестиционного дохода либо контроля над деятельностью объекта инвестиций, сколько для обеспечения исполнения краткосрочных обязательств. Это своего рода прием управления денежными средствами. К эквивалентам денежных средств относятся инвестиции с кратким сроком обращения, как правило, не превышающим трех месяцев до даты погашения. При более длительных сроках обращения соответствующие инвестиции обычно не отвечают требованию незначительности риска колебаний стоимости.

    В российской практике понятия денежных эквивалентов нет. В правилах составления отчета о движении денежных средств говорится о денежных средствах, учитываемых в кассе организации, на расчетных, валютных и специальных счетах. Краткосрочные депозиты в банках включаются в состав краткосрочных финансовых вложений. Отсутствует требование о раскрытии ограничений на использование отраженных в отчетности денежных средств, а также состава денежных средств.

    Существуют значительные расхождения в методах подготовки информации — российские правила предусматривают только прямой метод (нарастающим итогом с начала года), а МСФО — прямой и косвенный. Косвенный метод более распространен в мировой практике как метод составления отчета о движении денежных средств. Он включает в себя элементы анализа, так как базируется на сопоставлении изменений различных статей бухгалтерского баланса за отчетный период, характеризующих имущественное и финансовое положение организации, а также включает анализ движения основных средств, их амортизацию и другие показатели, которые невозможно получить исключительно из данных бухгалтерского баланса. В результате применения косвенного метода финансовый результат (чистая прибыль) организации за период преобразуется в разность между величинами денежных средств, находящихся в распоряжении организации по состоянию на начало и конец отчетного периода.

    Необходимо отметить, что при подготовке консолидированной отчетности прямой метод является малоприменимым, т.к. требует больших затрат на получение необходимой информации по каждому из консолидируемых предприятий.

    Согласно МСФО при отражении денежных потоков в иностранной валюте их величина пересчитывается в валюту отчетности по курсу, принятому на дату движения денежных средств. По российским стандартам в случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

    Есть различия в порядке классификации данных по видам деятельности. В соответствии с МСФО 7 финансовая деятельность — это деятельность, которая приводит к изменению в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании, а инвестиционная деятельность — приобретение и продажа долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам. Согласно российским стандартам инвестиционная деятельность — это деятельность, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов, других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций, других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п. Финансовая деятельность — это деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций, иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. Исходя из рассмотренных определений, денежные поступления в российской практике при выпуске краткосрочных облигаций классифицируются как финансовая деятельность, а долгосрочных — как инвестиционная. В МСФО денежные средства, привлеченные в результате эмиссии облигаций, классифицируются как финансовая деятельность.

     

     

     

     

     

     

    1.2. МСФО 23

     

    Согласно МСФО 23, если заемные средства, полученные на приобретение запасов, были временно инвестированы в другие активы, то на первоначальную стоимость запасов относится сумма затрат по займам за вычетом инвестиционного дохода. В ПБУ 5/98 об этом не упоминается.

    Согласно МСФО 23, если затраты по займам были произведены, когда подготовка запасов не велась, а фирма просто владела этими запасами, то затраты не капитализируются и признаются расходами периода.

    Для финансирования своей деятельности компании привлекают заемные средства, по которым несут финансовые затраты, т.е. платят проценты.

  • Затраты по займам
    — это процентные и другие расходы, которые несет компания в связи с получением заемных средств, а именно:

  • процент по банковским овердрафтам, краткосрочным и долгосрочным ссудам;
    <
  • амортизация скидок или премий;
  • амортизация дополнительных затрат, понесенных в связи с получением ссуд;
  • платежи по финансовому лизингу;
  • курсовые разницы, возникающие по займам в иностранной валюте в той части, в какой они считаются корректировкой затрат на выплату процентов по займам.

    В соответствии с основным подходом затраты по займам должны признаваться в качестве расходов того отчетного периода, в котором они были произведены. Причем применение этого правила не зависит от того, были ли эти затраты оплачены компанией или нет.

    В соответствии с допустимым альтернативным подходом:

  •     затраты по займам признаются расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая капитализируется;
  • затраты по займам, которые непосредственно относятся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива, должны капитализироваться путем включения в стоимость последнего;
  • величина затрат по займам, разрешенная для капитализации, определяется согласно МСФО 23.

    Квалифицируемые активы представляют собой активы, доведение которых до состояния пригодности к использованию по назначению или продаже требует значительного времени, например:

  • запасы, требующие значительного времени для приведения в состояние готовности для продажи;
  • производственные компании;
  • электроэнергетические мощности;
  • инвестиционная собственность.

    Не относятся к квалифицируемым активам:

  • запасы, производимые в больших количествах на постоянно повторяющейся основе и на протяжении короткого периода;
  • активы, готовые в момент их приобретения к использованию по назначению или к продаже.

    При использовании компанией допустимого альтернативного подхода он должен применяться последовательно ко всем затратам, относящимся к приобретению, строительству или производству всех квалифицируемых активов компании.

    Проценты по займам и ссудам должны признаваться в том отчетном периоде, в котором возникли и существовали обязательства по ссуде или займу, независимо от того, в каком периоде по условиям займа они должны быть выплачены заимодателю, ссудившему средства. Для расчета суммы процентов, которая будет признана и начислена в отчетном периоде, используют формулу СП = Н х Д х СЗ/ПП х 100, где СП — сумма процентов, начисленная в данном отчетном периоде; Н — норма процента, на условиях выплаты которой предоставлены заемные средства; Д ~ число дней пользования в данном отчетном периоде заемными средствами; ПП — период (в днях), на который установленная норма процента рассчитана.

    Как правило, норма процента устанавливается на год, но процентным периодом могут стать квартал, месяц или иной период, меньший годового. В зарубежной практике продолжительность процентного периода принимается в расчет по числу полных календарных дней в данном периоде (например, год признается равным 365 или 366 дней в зависимости от календарной продолжительности года, месяц — 28, 29, 30 или 31 дню), тогда как в российской практике — на стандартной основе (год принимается равным 360, квартал — 90, месяц — 30 дням).

    В соответствии с МСФО 23 начисление задолженности по процентам производится независимо от того, были ли оплачены эти проценты компанией.

    Затраты по займам, непосредственно связанные с приобретением, строительством или производством квалифицируемого актива, представляют собой те затраты по займам, которых можно было бы избежать, если бы не были произведены расходы на соответствующий актив.

    Если компания занимает средства исключительно для приобретения конкретного квалифицируемого актива, затраты по займам, которые непосредственно связаны с этим активом, могут быть надежно оценены.

    Капитализируемая сумма должна представлять собой фактические затраты по займам без учета какого-либо дохода, полученного от временного инвестирования заемных средств.

    Трудности при выявлении затрат по займам, разрешенных к капитализации, возникают, когда:

  • финансовая деятельность компании координируется централизованно;
  • группа компаний использует для финансирования других членов группы широкий ассортимент долговых инструментов с разными процентными ставками;
  • займы предоставляются в иностранной валюте, а валютные курсы подвержены колебаниям, особенно в условиях высокой инфляции. Если средства получены в общих целях, то:
  • сумма затрат по займам, разрешенная для капитализации, определяется путем применения ставки капитализации к затратам на соответствующий актив;

    Ставка капитализации — средневзвешенное значение затрат по займам применительно к займам компании, которые остаются в течение периода непогашенными, за исключением ссуд, которые получены специально для приобретения квалифицируемого актива.

  • сумма затрат по займам, капитализируемых в течение периода, не должна превышать сумму затрат по займам, которые понесены в течение этого периода.

    Иногда при вычислении средневзвешенного значения затрат по займам целесообразно учитывать все займы материнской и дочерних компаний. В других случаях для каждой дочерней компании правильнее использовать средневзвешенное значение затрат по займам относительно ее собственных заемных средств.

    Затраты капитализируются в следующих случаях:

  • по данному активу возникли расходы;
  • по займам возникли затраты;
  • начался процесс подготовки актива к использованию по назначению или к продаже.

    Расходы на квалифицируемый актив включают в себя:

  • оплату денежными средствами;
  • переводы других активов;
  • принятие процентных обязательств.
  • расходы уменьшаются на величину любых полученных в связи с данным активом промежуточных выплат (МСФО 11 «Договоры подряда») и субсидий (МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»).

    Капитализация затрат должна быть приостановлена, если работа над квалифицируемым активом прерывается на продолжительный срок. Капитализация затрат обычно не приостанавливается в течение периода, в котором:

  • осуществляется значительная техническая и административная работа;
  • временная задержка является необходимой частью процесса подготовки актива к использованию (или к продаже).

    При завершении всех работ, необходимых для подготовки квалифицируемого актива к использованию по назначению или продаже, капитализация затрат по займам должна прекращаться. Это происходит, например, при окончании сооружения актива, хотя повседневная работа еще может продолжаться и могут оставаться незначительные доработки.

    Встречаются случаи, когда сооружение квалифицируемого актива завершается по частям и завершенная часть может использоваться в то время, когда сооружение других частей продолжается. В подобных ситуациях капитализация затрат по займам должна прекращаться по завершении всей работы, которая необходима для подготовки данной части актива к использованию по назначению или к продаже. Например, завершение строительства нижних этажей гостиницы при продолжении работы на верхних этажах или завершение строительства отдельных зданий комплекса.

    В соответствии с МСФО компания в финансовой отчетности должна раскрыть:

  • учетную политику, принятую для отражения затрат по займам;
  • сумму затрат по займам, капитализируемую в течение периода;
  • ставку капитализации, используемую для определения величины затрат по займам, приемлемых для капитализации.

    В отечественной практике вопросы учета затрат по займам регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным приказом Минфина РФ от 02,08.01 г. № 60н. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете необходимой информации о затратах непосредственно связанных с выполнением обязательств по полученным займам и ‘кредитам, включая товарный и коммерческий кредиты, привлечение заемных средств путей выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

    Согласно ПБУ 15/01 основная сумма долга, т.е. задолженность по полученному от заимодавца займу и/или кредиту, подлежит учету заемщиком в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других объектов по договору вместо денежных средств.

    В соответствии с ПБУ 15/01 к затратам организации, связанным с получением и использованием займов и кредитов, относятся:

    1) проценты, причитающиеся к уплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам.

    Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте нахождения заимодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

    При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

    По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее;

    2) проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям.

    Аналитический учет дисконтированных векселей ведется по кредитным организациям, осуществляющим учет (дисконт) векселей или иных долговых обязательств, векселедателям и отдельным векселям.

    Учитывая допущения, исходя из которых осуществляется учетный процесс (в частности, допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, что соответствует требованиям Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации), в бухгалтерском учете задолженность организации по процентам за полученные займы и кредиты признается в сроки, установленные условиями договора;

    3) дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств.

    В соответствии с ПБУ 15/01 к указанным затратам относятся расходы по:

  • юридическим и консультационным услугам;
  • проведению экспертиз;
  • проведению копировально-множительных работ;
  • потреблению услуг связи;

    расходы по другим видам услуг, имеющих непосредственное отношение к получению кредитов и займов, размещению заемных

    обязательств;

    оплата налогов и сборов по действующему законодательству;

    4) курсовые и суммовые разницы, которые относятся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).

    Затраты по полученным кредитам и займам признаются расходами того периода, в котором они произведены (за исключением части, включаемой в стоимость инвестиционного актива). В этом случае инвестиционным активом считается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени (ПБУ 15/01 и ПБУ 10/99),

    В соответствии с ПБУ 15/01 к инвестиционным активам могут быть отнесены объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы инвестиционного характера, требующие большого времени и затрат на приобретение и/или строительство. Однако, если эти объекты приобретаются для перепродажи, они подлежат учету в организации как товары и к инвестиционным активам не относятся.

    Затраты по полученным кредитам и займам подлежат отнесению на текущие расходы организации как операционные расходы.

    Если полученные кредиты и займы имеют непосредственное отношение к приобретению и/или строительству инвестиционного актива, они списываются на стоимость этого актива с погашением посредством начисленных амортизационных отчислений (за исключением случаев, когда по правилам бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено, а затраты по полученным кредитам и займам списываются на текущие расходы организации согласно ПБУ 15/01).

    Затраты по полученным кредитам и займам, имеющим непосредственное отношение к приобретению и/или строительству инвестиционного актива, включаются в его первоначальную стоимость в случае, если имеет место возможное получение организацией в будущем экономических выгод или если наличие инвестиционного актива необходимо для осуществления управленческой деятельности.

    В ПБУ 6/01 определено, что начисленные проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения, сооружения или изготовления объектов основных средств, включаются до принятия объекта .основных средств к бухгалтерскому учету в фактические затраты на приобретение, сооружение, изготовление основных средств.

    Таким образом, положения российских нормативных документов близки к положениям МСФО 23, регулирующему порядок учета процентов по займам.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М., 2004.
  2. Стуков С.А., Стуков И.С. Международные стандарты и гармонизация учета и отчетности. М , 2005.
  3. Учет по международным стандартам / Под ред. Л.В. Горбатовой. М., 2002.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.6MB | MySQL:123 | 1,364sec