Понятие системы управленческого учета, его цели и задачи

<

112013 1701 1 Понятие системы управленческого учета, его цели и задачиАнализ методологических основ управленческого учета, по мнению отечественных специалистов, свидетельствует, что отсутствует единое представление об управленческом учете, его предмете и объекте, а также применяемых методах. Большинство российских специалистов [2, 3, 14 и др.] определяют управленческий учет как подсистему или самостоятельное направление бухгалтерского учета организации. Основное назначение такого учета состоит в обеспечении управленческого аппарата информацией для принятия решений, планирования, собственно управления и контроля. Ряд авторов [6, С. 24; 7, С. 5] расширяют границы управленческого учета, утверждая, что управленческий учет представляет систему учета, планирования, контроля и анализа затрат в разрезе объектов управления в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия или для управления этой деятельностью. Развивая это направление, Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова. В.П. Кустарев Краюхин А.Г. [12, с. 119] утверждают, что управленческий учет — это не только и не столько учет, сколько получение и обработка экономической информации, необходимой для принятия хозяйственных решений о развитии предприятия. Управленческий учет рассматривается в работе под редакцией В. Палия и Р. Вандер Вила «Управленческий учет (с элементами финансового учета)»[13, С. 100-101] прежде всего как система управления, как способ управления. Трудно не согласиться с авторами данного труда, что управленческий учет представляет собой мощное средство усовершенствования работы организации и повышения ее эффективности. В то же время, по мнению Ковалевой О.В., необоснованно приравнивать систему управления к системе управленческого учета, поскольку основной целью управленческого учета является подготовка релевантной информации для принятия решений, а не сам процесс принятия решений. Другие специалисты [4, С. 75; 16, С. 11] ограничивают рамки управленческого учета только изучением затрат и доходов. Сущность управленческого учета определяется ими как интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития. В учебном пособии Михалкевича А.П. «Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран» [8, С. 4] расширяется состав объектов управленческого учета, поскольку ее автор утверждает, что в управленческой бухгалтерии также ведется учет поступления и расходования товарно-материальных ценностей и осуществляется контроль над их использованием и сохранностью.

Различные авторы в качестве ключевых понятий, формирующих определение управленческого учета, используют следующие: основные функции, объект учета, соотношение с системой управления в целом и различными ее подсистемами. Выделение одного какого-то элемента в качестве основополагающего не позволяет сформулировать комплексное определение управленческого учета. Для обоснования такого определения рассмотрим систему управления коммерческой организации. В рамках этой системы на основе оценки внешней и внутренней среды формируются стратегические цели, определяющие поведение ее на рынке, и тактические задачи. Поскольку в процессе разработки стратегических целей принимаются управленческие решения, то их подготовка и обобщение информации для менеджеров осуществляется в рамках управленческого учета. Однако необходимость оценки не только внутренней, но и внешней среды расширяет состав используемой информации. Для прогнозирования возможных вариантов развития коммерческой организации необходимо определить влияние различных факторов: налоговой политики государства, инфляционных процессов, отраслевых и региональных особенностей бизнеса, предлагаемых условий кредитования и инвестирования и др. Тактические задачи решаются в процессе осуществления организацией операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Это предполагает использование различных видов ресурсов для производства товаров, продукции, работ, получения доходов от финансовых вложений и инвестиционного продукта. Информация, возникающая в процессе деятельности организации, устанавливается, измеряется, собирается и обобщается в определенной форме, а затем анализируется, интерпретируется и передается в виде сообщений пользователям. Для того чтобы эта информация могла быть использована менеджерами для реализации всех управленческих функций, кроме традиционных для бухгалтерского учета методов ее обобщения (счет, двойная запись, калькулирование и др.) должны применяться и другие методы, например бюджетирование. Одновременно может быть расширено и число объектов, учитываемых в системе управленческого учета, например инвестиции. Таким образом, управленческий учет можно определить как подсистему бухгалтерского учета, обеспечивающую формирование и отражение во внутренней отчетности организации данных о состоянии, динамике ресурсов и результатов операционной, финансовой и инвестиционной деятельности путем обобщения плановой, фактической и аналитической информации как в целом по организации, так и по сегментам деятельности для принятия решений на различных уровнях управления.

В экономической литературе по-разному определяется предмет и объект управленческого учета. По мнению Т.П. Карповой, предметом управленческого учета выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. В состав таких объектов включаются производственные ресурсы, хозяйственные процессы и результаты [4, С. 29 –31]. М.А. Вахрушина утверждает, что предметом управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности. Объектами бухгалтерского управленческого учета являются издержки (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений; результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность [3, С. 13, 22]. Состав объектов управленческого учета в последнем случае расширен за счет включения внутреннего ценообразования, бюджетирования и внутренней отчетности.

Исходя из содержания системы управления, объектом управленческого учета (счетоводства) является внешняя и внутренняя среда функционирования организации. Уточнение целей организации позволяет детализировать объекты управленческого учета. Для коммерческих организаций – это ресурсы, бизнес-процессы и результаты операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В качестве объектов управленческого учета для некоммерческих организаций могут выступать все виды имущества и хозяйственные процессы, осуществляемые в рамках уставной деятельности, а также показатели эффективности этой деятельности.

Поскольку большинство специалистов [3, 5, 14 и др.] определяют назначение управленческого учета как подготовку и предоставление информации для принятия управленческих решений, то в состав элементов его метода следует включать способы и приемы, позволяющие это сделать. Так как управленческие решения принимаются в процессе реализации всех управленческих функций, то, соответственно, эти способы должны обеспечить формирование, интерпретацию и доведение до пользователя плановой, учетной, контрольной и аналитической информации. Поэтому в состав элементов метода управленческого учета (счетоводства), должны входить как традиционные элементы метода бухгалтерского учета, так и специфические методы, с помощью которых можно обобщать плановые, аналитические и контрольные данные.

В экономической литературе приводятся характеристики различных систем управленческого учета. Так, Р. Энтони и Дж. Рис выделяют следующие: учет полной себестоимости, дифференцированный учет, учет по центрам ответственности [17, С. 275]. Некоторые авторы [1, С. 844] устанавливают не системы учета, а направления управленческого учета: учет затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции, учет финансовых результатов по центрам ответственности, дифференцированный учет. При этом не формулируются отличительные признаки ни системы, ни направления управленческого учета. Т.П. Карпова утверждает, что «система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленной перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием». По ее мнению, системы управленческого учета классифицируются по следующим признакам: широта охвата информацией (систематический или проблемный учет), степень взаимосвязи финансового и управленческого учета (монистическая или автономная), оперативность (учет прошлых затрат или учет стандартных затрат), полнота включения в себестоимость (полные или частичные затраты) [4, С. 42-43].

Авторы работы «Управленческий учет» [14, с. 26-27] дополнительно устанавливают еще один критерий – структура управленческого учета. Исходя из этого критерия, выделяются следующие системы управленческого учета: учет затрат и результатов, учет затрат по видам, учет затрат по источникам информации, учет результатов по источникам информации, отчеты по годовым результатам. Е.Б. Козин и Т.А. Козина, наоборот, исключают из классификации один критерий — широта охвата информацией [6, С. 20-21]. Г.Ю. Касьянова и С.Н. Колесников в качестве основного классификационного признака рассматривают бизнес-процессы. Они обосновывают свою точку зрения тем, что для каждого из типов хозяйственной деятельности существуют специальные, присущие только им формы управленческой отчетности, управленческих данных и моделей управления, а следовательно, специализированная форма управленческого учета. При этом на каждом предприятии есть, естественно, и общий управленческий учет, и, в частности, тот же учет затрат, стандартная управленческая отчетность и показатели деятельности, хотя бы в форме планов (бюджетов) подразделений [5, С. 18-19]. Системы управленческого учета можно определить как различные формы организации учета (счетоводства). Процесс разработки и функционирования систем управленческого учета подвержен влиянию многих факторов. Среди них можно выделить следующие: организационные и технологические особенности, применяемые технологии обработки данных, потребность в управленческой информации, экономические возможности создания и функционирования таких систем. Системы управленческого учета направлены на формирование различной информации. При этом применяются разнообразные способы обработки данных и уровень измерения информации. Предлагаемая классификация систем управленческого учета отражена на рис. 1.

<

В зависимости от степени взаимосвязи финансового и управленческого учета авторы работы «Управленческий учет» и Т.П. Карпова в учебнике «Управленческий учет» [14, С. 26-27; 4, С. 42] выделяют автономные и интегрированные системы управленческого учета.

112013 1701 2 Понятие системы управленческого учета, его цели и задачи

 

В автономных системах для установления связи между управленческим и финансовым учетом используются парные контрольные счета одного и того же наименования, известные как счета-экраны. В интегрированных системах устанавливается прямая корреспонденция счетов управленческой бухгалтерии со счетами расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Если в рамках управленческого учета информация накапливается систематически в разрезе определенных показателей, то такой учет можно определить как систематизированный учет (например, организация системного учета показателей доходов и расходов). В дифференцированной системе осуществляется разовое изучение, обобщение и интерпретация данных в процессе решения конкретной задачи (например, управленческий учет показателей конкретного инвестиционного проекта, реализуемого организацией).

В системе операционного управленческого учета обобщается информация о материальных и трудовых ресурсах обычного вида деятельности. В финансовой системе управленческого учета регистрируются данные о состоянии, динамике финансовых ресурсов и полученных в процессе их использования результатов. В рамках инвестиционной системы управленческого учета обрабатывается информация о инвестиционных ресурсах, процессах и результатах.

Если в системе управленческого учета накапливаются данные, которые используются менеджерами организации для принятия оперативных управленческих решений, то такую систему можно отнести к категории текущих. Если уровень обобщения информации позволяет использовать ее для принятия стратегических решений, то систему учета можно определить как стратегическую.

Во внутренних системах управленческого учета регистрируется информация о процессах, происходящих в рамках организации. Если же система отражает данные о влиянии внешних факторов на деятельность организации, то ее можно идентифицировать как внешнюю.

Подводя итоги исследования методологических основ управленческого учета, можно сделать вывод о необходимости рассмотрения управленческого учета как счетоводства и управленческого учета как науки. Изучение формы счетоводства требует идентификации объекта, методов учета и системы управленческого учета. Как наука управленческий учет исследует предмет, который можно определить как совокупность целей, состав необходимой информации, ее качественные характеристики, принципы учета и стандарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

Организационная структура управленческого учета строится исходя из целей функционирования организации, факторов, влияющих на построение учета, принципов выделения подсистем и выбранной структуры подсистемы. В частности, определяется организационная форма управленческого учета и строятся схемы организационной структуры управленческого учета; выявляются функции, взаимосвязи с другими подразделениями предприятия; составляются должностные инструкции, подбираются специалисты соответствующей квалификации, ведется подготовка и переподготовка кадров; организуется техническое и финансовое обеспечение, в том числе обеспечение информационными технологиями.

Организационная структура предприятия оказывает непосредственное влияние на построение системы финансового и управленческого учета. В соответствии с ней решаются вопросы централизации и децентрализации финансового и управленческого учета, строятся регистры и рабочий план счетов; выбираются объекты учета и калькулирования.

При принятии решения об организационной форме управленческого учета определяется субъект управленческого учета: работники предприятия или специалисты извне. На ситуацию распространяется действие п. 1 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, согласно которому руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации. Основное влияние на решение по данному вопросу оказывают, во-первых, размер предприятия; во-вторых, основа, на которой планируется осуществлять учет, — постоянная или временная. На небольших предприятиях функции управленческого учета может выполнять руководитель или его заместитель с участием главного бухгалтера; в крупных организациях целесообразно выделение самостоятельного структурного подразделения.

В случае наделения функциями управленческого учета работников предприятия принимается решение о разделении полномочий и создании организационной структуры. На предприятии может быть принят один из вариантов:

— создание специализированной службы: либо самостоятельной, либо внутри бухгалтерии;

— включение групп по управленческому учету в состав разных структурных подразделений: бухгалтерии, планового отдела, финансового отдела и др.

На организационную форму управленческого учета значительное влияние оказывает централизации управления и тип внутриорганизационной структуры управления. Влияние других факторов прослеживается в меньшей или большей степени в зависимости от отраслевой принадлежности организации, степени охвата управленческим учетом секторов бизнеса.

Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая:

— стратегическое управление, в том числе стратегическое и оперативное планирование деятельности;

— производственный учет;

— разработку показателей деятельности;

— формирование управленческой отчетности.

Для организации системы управленческого учета на предприятии, делегирования полномочий, подготовки и сбора информации, установления плановых заданий рекомендуется произвести разбивку структуры предприятия на центры управленческих решений (центры ответственности), выделив четыре вида центров ответственности:

1. Центр ответственности по доходам включает в себя управление маркетингом и коммерческое управление.

2. Центр ответственности по расходам включает в себя управление производством и управление техническим обеспечением и ремонтом.

3. Центр ответственности по прибыли включает в себя управление финансами и экономикой.

4. Центр ответственности по инвестициям включает в себя управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.

Понятие процессного управления лежит в основе системы управления качеством, основанной на стандарте ISO-9000. В этом смысле вся деятельность любого производства (и не только производства) рассматривается как совокупность процессов (не обязательно производственных), образующих некоторую схему, причем выходы одних процессов являются входами других.

Для того, чтобы иметь на выходе продукт или услугу заданного качества необходимо обеспечить, чтобы основные процессы были во-первых, документированы, а во-вторых, выполнялись в соответствии с документами. Документированный процесс называется процедурой. Стандарт ISO-9000 требует обязательного наличия шести основных процедур, но мы будем рассматривать процессное управление в более широком смысле, нежели соответствие стандарту.

Приведем несколько примеров основных бизнес-процессов. Порядок расчета, согласования и утверждения заказа. Этот процесс подразумевает подготовку калькуляции заказа в соответствии с установленными требованиями и правилами, подготовку и выписку необходимых документов (счет, договор, спецификация, техкарта и т.д.), проведение необходимых внутренних согласований и утверждений (технолог, допечатная подготовка, снабжение). Выполнение всех установленных действий в данном случае должно гарантировать, что заказ выполним технологически, затраты на его изготовление соответствуют расчетным, клиент согласен с ценой и сроками, исходные материалы будут предоставлены клиентом к заданному сроку, бумага будет закуплена к началу производства и так далее.

Порядок формирования производственного плана. Процесс включает в себя правила и критерии, используемые при формировании плана. В общем случае заказы попадают в план в порядке их открытия. Срочные заказы имеют приоритет при выполнении, они могут отодвигать назад менее срочные заказы. Какие заказы могут иметь более высокий приоритет, как поступать, если несколько заказов конкурируют за одно и то же время загрузки оборудования, в какой момент заказ попадает в план, что должно происходить, в случае снятия заказа из плана — на все эти вопросы должна отвечать принятая политика планирования производства.

Можно привести еще множество примеров основных и вспомогательных бизнес- процессов, требующих регламентации. Основной положительный эффект от внедрения процессного управления заключается в следующем: — Повышение устойчивого качества обслуживания клиентов. При этом под качеством понимаем не только полиграфическое качество изготовления продукции, но и выдержанные сроки изготовления, качество обслуживания клиента (оперативность получения информации, удобство дозвона и проезда, внимательный менеджер, консультации без дополнительной оплаты и так далее), обеспечение возможности быстрого и безболезненного реагирования на изменяющиеся требования клиентов в процессе производства заказа; — Повышение эффективности работы персонала, заключающееся в быстром обучении нового сотрудника работе в соответствии с установленными правилами, возможности контролировать качество и результаты работы сотрудников на каждом этапе прохождения заказа, оптимизация процессов с целью удаления избыточных действий и снижения временных затрат сотрудников. Развитая АСУ и должна предоставлять возможность подстройки параметров бизнес-процессов в ходе работы, с целью оптимизации производственной деятельности типографии и учета ее специфических особенностей.

Использование разработанных и внедренных на практике стандартных бизнес- процессов позволяет, во-первых, повысить стабильное качество обслуживания клиентов, а во-вторых, повысить эффективность работы сотрудников.

К программам, предназначенным для автоматизации задач управленческого учета, относятся программы для расчета инвестиционного проекта; подготовки финансовых разделов бизнес-планов; анализа состояния предприятия по данным финансовой отчетности; бюджетирования и анализа исполнения бюджетов; для маркетингового анализа; управле-, ния проектами (построение календарного плана проекта, управление ресурсами, контроль за выполнением проекта); корпоративные информационные системы. Последние представляют собой попытку комплексной автоматизации информационного обеспечения управлением в организации.

Модули финансового анализа в том или ином виде входят в любую корпоративную информационную систему и многие бухгалтерские системы, ориентированные на средние и крупные предприятия, например «1С Бухгалтерия». Существуют программы, , предназначенные для проведения экспресс-анализа. Они рассчитывают наборы финансовых показателей на основе данных бухгалтерской отчетности. База данных формируется либо путем ввода данных за несколько кварталов или лет, либо путем загрузки данных из систем бухгалтерского учета. Рассчитываются наборы из 30—100 финансовых показателей; проводится анализ динамики показателей; построение графиков и диаграмм. К таким программам относятся АФСП, АДП, 1С:АФС (ИНЭК); «Audit Expert» (Про-Инвест Консалтинг); «Альт-Финансы» (Альт); ОЛИМП; корпоративный финансовый анализ (Т-Consult) и др.

К программам для формирования бюджета компании и контроля за его исполнением относятся: «Hyperion Pillar» (Hyperion); «НЕФРИТ» (ЦентрИнвестСофт); «Corporate Plannner» (Corporate Planning); «Инталев: Бюджетное управление» и др.

Программы для управления проектами включают построение календарного плана проекта, управление ресурсами, контроль за выполнением проекта.

Системы данного класса позволяют осуществить:

— описание комплекса работ проекта, связей между работами и их временных характеристик — описание глобальных параметров планирования проекта;

— описание логической структуры комплекса работ;

— многоуровневое представление проекта;

— назначение временных параметров планирования задач;

— поддержку календаря проекта;

— формирование нормативной базы о ресурсах и затратах по проекту — составление классификаторов номенклатуры материалов статей затрат и др.;

— календарное планирование при ограниченных ресурсах;

— планирование и контроль за ходом выполнения проекта — планирование параметров проекта;

— ввод данных о фактических затратах;

— ввод данных о фактических объемах работ;

— сравнение плановых и фактических показателей и прогнозирование хода предстоящих работ;

— графическое представление — построение диаграмм Ганнта;

— построение РЕКТ-диаграмм (сетевая диаграмма);

— создание отчетов, необходимых для планирования и контроля.

Различия между пакетами программ могут заключаться в мощности, наличии дополнительных средств и в качестве реализации предоставляемых ими функций. Существует множество программ для управления проектами.

Корпоративные информационные системы. Комплексные системы управления компанией на российском рынке бывают трех уровней. На первом уровне доминируют российские продукты для малого бизнеса. Они имеют ограничения по количеству операций, по возможности наращивания дополнительных мощностей, по защищенности данных и другим параметрам, но зато просты в использовании и дешевы.

Второй уровень представлен интегрированными системами, дающими возможность вести одновременно и управленческий, и финансовый учет. В некоторых из них имеют место модули, разработанные для конкретной отрасли и типа производства, в других — отражаются иные особенности.

Системы третьего уровня — масштабные системы управления предприятием.

В состав корпоративных информационных систем входят средства для документационного обеспечения управления, средства организации труда и другие продукты.

В качестве основы всего информационного комплекса обычно выступают системы автоматизации бизнес-процессов, в которые вовлечены финансовые, материальные, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов. Бизнес-процессы рассматриваются в качестве основы, и соответствии с которой определяется порядок взаимодействия работников и подразделений.

Работа таких систем, как правило, основывается на том, что большая часть бизнес-процессов представляет собой периодически повторяемую, отрегулированную последовательность действий (выполнение заданий), которая может быть легко формализована.

Современные системы управления документами выполняют функции по обработке бумажных документов. Обычно они реализуются с помощью специального модуля, который позволяет автоматизировать сканирование и сохранение образцов многостраничных документов, а также их распознавание и аннотирование. Последняя функция, в частности, дает возможность наносить на дополнительные слои произвольные пометки, сохраняя при этом первооснову.

Корпоративные информационные системы обеспечивают не только сбор и группировку документов, но и анализ. Во всех современных системах управления документами имеются средства построения запросов и различные механизмы поиска нужной информации. Однако не во всех системах предусмотрены функции обобщения, группировки, удаления избыточных данных. Проблема переработки возрастающего объема информации в ограниченные сроки решается с помощью современных методов оперативной обработки данных («On-Line Analytical Processing», «OLAP»). С помощью «ОLАР» в отличие от классических методов поиска запросы формируются не на основе жестко заданных условий, а с помощью гибких нерегламентированных подходов. «ОLАР» обеспечивает выявление ассоциаций, закономерностей, трендов, проведение классификации, обобщения или детализации, составление прогнозов, т. е. предоставляет инструмент для управления предприятием в реальном времени. Введение систем оперативного анализа информации позволяет во много раз увеличить эффективность корпоративных информационных систем.

Модификациями системы «OlАР» являются: «RОLАР» (реляционный «ОLАР»), «ROLАР» (многомерный «ОLАР») — «Оrас1е Ехрress», «Еssbаsе» («Arbor Software»), «Меtа-Сиbе» («Informix») и др. Это дополнительные серверные модули для различных систем управления документами, способные обрабатывать практически любые данные.

Для обеспечения оперативного контроля и управления предприятием в системах автоматизации деятельности предприятия применяются системы управления проектами (например, «Microsoft Project», «Symantec Time Line»). Введение их в состав корпоративных информационных систем позволит осуществлять стратегическое планирование и управление предприятием.

Неотъемлемой чертой современных корпоративных информационных систем стало применение технологий Интернета. К популярным российским корпоративным системам относятся: Галактика, 1 С Предприятие, 1 С Бюджетирование, Эталон и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2003.
  2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. –М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005.
  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2005.
  4. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. –М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003.
  5. Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. Управленческий учет по формуле «три в одном». –М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2009.
  6. Козин Е.Б., Козина Т.А. Бухгалтерский управленческий учет на пищевых предприятиях. –М.: Колос, 2002.
  7. Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. – Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2009.
  8. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран: Учеб. пособие. –Минск.: ООО «Мисанта», 2010.
  9. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учеб. пособие. –М.: Изд-во «УРСС», 20893.
  10. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учеб. пособие для вузов. –М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.
  11. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. –М.: Финансы и статистика, 2008.
  12. Управление затратами на предприятии: Учебник / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова. В.П. Кустарев и др.; Под общ. ред. Г.А. Краюхина. –СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2009
  13. Управленческий учет (с элементами финансового учета) / Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. –М.: Инфра-М, 2009.
  14. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005.
  15. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. –М.: Финансы и статистика, 2009.
  16. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  17. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуация и примеры: Пер. с англ. / Под ред. А.М. Петрачкова. – М.: Финансы и статистика, 1993.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00047 sec

WordPress: 22.59MB | MySQL:118 | 1,339sec