Синтетический и аналитический учет затрат на производство. Методы учета затрат

<

121813 0115 1 Синтетический и аналитический учет затрат на производство. Методы учета затратПод себестоимостью понимается стоимостная оценка использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) материальных, трудовых и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование; нормирование затрат; учет и калькулирование; анализ и контроль за себестоимостью продукции.

В некоторых странах с развитой рыночной экономикой учет калькулирования себестоимости продукции выделен в обособленную систему управленческого учета, который формирует объем учетной информации для управления себестоимостью продукции, необходимый специалистам и администрации организации. В Российской Федерации учет калькулирования себестоимости продукции является составной частью единой системы бухгалтерского учета. Значение себестоимости как измерителя затрат на производство продукции (осуществление работ, оказание услуг), необходимого показателя для принятия обоснованных управленческих решений, и одного из важнейших условий успешного конкурирования хозяйствующего субъекта обусловливает актуальность калькуляционной работы. В современных условиях калькулирование себестоимости продукции является одним из важнейших принципов в организации экономической работы хозяйствующего субъекта. От использования информации, полученной в результате калькуляции, и ее качества в значительной степени зависит результат: поиска внутрипроизводственных резервов; стремления улучшения качественных показателей работы хозяйствующего субъекта; работы по устранению причин высокой себестоимости и связанной с этим убыточности отдельных видов продукции (работ, услуг); попытки принятия правильных решений в вопросах, связанных со специализацией и концентрацией производственных мощностей, а также совершенствования внутрихозяйственных экономических отношений.

Как следует из п. 8. ПБУ 10/99 правила формирования аналитической информации, необходимой для целей управления документами нормативного регулирования бухгалтерского учета в настоящее время не регламентированы. Перечень статей затрат (калькуляционных статей) устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Для отдельных отраслей существуют Типовые отраслевые методические рекомендации по учету и планированию себестоимости продукции (работ, услуг), которые раскрывают методологические основы организации бухгалтерского учета калькулирования себестоимости продукции, с учетом специфики различных отраслей экономики страны.

Объектами калькуляции могут являться отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Для рационального управления финансово-хозяйственной и производственной деятельностью организации необходима экономически обоснованная классификация затрат. В бухгалтерском учете имеют место различные группировки затрат на производство. Для целей управления наиболее значимыми являются классификации затрат по назначению, по отношению к объему производства и по способу отнесения на себестоимость отдельных видов изделий. По назначению затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства. Накладные – это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управления им. По отношению к объему производства затраты подразделяются на постоянные и переменные. Особенность переменных затрат состоит в том, что они изменяются прямо пропорционально объему выпущенной продукции (производства), но рассчитанные на единицу продукции, являются постоянными. К переменным затратам можно отнести затраты сырья и основных материалов, заработную плату основных производственных рабочих. Постоянные затраты на прямую не связаны с объемом производства, но рассчитанные на единицу, зависят от изменения уровня объема производства. К постоянным затратам можно отнести арендную плату, амортизацию производственных помещений и т. д. По способу отнесения на себестоимость отдельных видов изделий. Прямые затраты — это затраты, которые можно отнести непосредственно на себестоимость изготавливаемого изделия.

К ним, в частности, можно отнести материальные затраты и затраты на оплату труда, учитываемые по дебету счета 20 «Основное производство». Косвенные затраты невозможно напрямую отнести не изготавливаемое изделие. Такие виды затрат подлежат распределению между отдельными изделиями по методике, определенной предприятием; например, пропорционально: основной заработной плате производственных рабочих; количеству отработанных машино-часов; количеству отработанных человеко-часов; производственной мощности; удельному весу выпускаемой продукции в общем объеме производства и т. д. Косвенные затраты сначала отражаются на собирательно-распределительных счетах (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Издержки обращения»), а затем распределяются по объектам учета, в том случае, если организация применяет элементы системы «директ-костинг», то она косвенные затраты относит на расходы текущего периода, без предварительного распределения по объектам калькулирования. Прямые затраты можно снизить за счет повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий. Косвенные расходы на единицу продукции снижаются с ростом объема производства, т.е. зависят от принципа масштабности.

Принятый на предприятии метод оценки затрат и вид системы учета затрат на производство определяются характеристикой конкретного объекта учета затрат. Объектом отнесения затрат может являться вид деятельности, продукт, производственное подразделение или конкретная задача. В целях формирования информации для принятия управленческих решений в бухгалтерском учете целесообразно применять принцип «различная себестоимость для различных целей». Данный принцип реализуется в четырех типах себестоимости: 1) полная себестоимость, которая может быть использована для формирования информации и принятия управленческих решений, связанных с ценообразованием; 2) нормативная себестоимость используется для оценки затрат, которые должны возникнуть в будущем в соответствии с нормами; 3) неполная себестоимость для установления цен и принятия оперативных управленческих решений при специфических обстоятельствах; 4) себестоимость по центрам ответственности, которая используется для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей.

Полная себестоимость включает все ресурсы, израсходованные на производство. Она представляет собой сумму прямых затрат на объект учета затрат и пропорциональной доли косвенных затрат, относимой на объект.
Система нормативных затрат («стандарт-кост») предусматривает для прямых затрат – стандарты, а для косвенных – сметы (бюджеты). При этом косвенные затраты подразделяются на постоянную и переменную части, что позволяет пересчитывать косвенные затраты на фактический объем производства.
Неполная себестоимость («директ-костинг») применяется для выявления себестоимости продукции без учета косвенных расходов и выявления маржинальной прибыли хозяйствующего субъекта по отдельным видам деятельности.
Себестоимость по центрам ответственности используется для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей (менеджеров). Основной особенностью формирования подобной себестоимости является то, что объектом оценки служит не продукт, не работа, не услуга, а центр ответственности. При этом, если система управления не измеряет себестоимость продукции, выпущенной центром ответственности, а ограничивается затратами, то такой центр ответственности именуется центром затрат. Система оценки затрат по центрам ответственности основана на разработке программ и составлении бюджета.

Для целей формирования информации в различных разрезах в системном бухгалтерском учете могут использоваться также следующие виды затрат: альтернативные затраты — затраты, возникающие при принятии одного из нескольких вариантов управленческих решений. Они означают упущенную выгоду или потенциальный доход из-за принятия конкретного решения, исключающего другого; невозвратные затраты — затраты, относящиеся к прошедшему времени и, которые уже не могут быть изменены никаким управленческим решением. Эти затраты не принимаются в расчет при принятии решений на будущее; дифференциальные затраты — это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений. Их называют также дополнительными или приростными затратами; маржинальные затраты – дополнительные затраты на производство одной дополнительной единицы продукции; эффективные затраты — затраты, в результате которых получают доходы от реализации, тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты; неэффективные затраты -затраты, в результате которых не будут получены доходы, т. е. затраты непроизводительного характера: потери от брака, простоев, недостачи, порчи лиц и др.

Различие понятий расходы на производство и себестоимости продукции обусловлено тем обстоятельством, что время осуществления расходов производства не всегда совпадает со временем изготовления и реализации продукции. Производственные расходы выражают первичное потребление производственных ресурсов, связанных с использованием рабочей силы, средств труда и предметов труда, тогда как себестоимость продукции отражает конечный результат производственного процесса и включает все затраты, которые относятся на выпущенную из производства продукции и ее продажу. Таким образом, себестоимость продукции показывает расходы организации на производство и сбыт (продажу) продукции (работ, услуг). Себестоимость как экономический показатель показывает эффективность производственной и коммерческой деятельности организации. Величина себестоимости продукции при прочих равных условиях определяет уровень рентабельности организации. Чем меньше организация расходует материальных трудовых и финансовых ресурсов на изготовление единицы продукции, тем эффективнее производственный процесс.

На организацию учета калькулирования себестоимости продукции оказывают следующие факторы: отрасль; вид деятельности; характер производства; вид изготавливаемой продукции; структура управления хозяйствующего субъекта и др. Всякая система организации учета калькулирования себестоимости продукции основывается на следующих принципах: фактические показатели затрат должны быть согласованы и сопоставлены с планово-нормативными и сметными показателями; все затраты на производство документируются в момент их осуществления; все расходы, относящиеся к производству продукции данного периода, включаются в ее себестоимость; все затраты на производства и реализацию продукции с помощью счетов бухгалтерского учета группируются по объектам учета и статьям расходов; себестоимость продукции калькулируется на основе данных бухгалтерского учета о расходах, что требует идентификации объектов учета расходов отчетного периода с объектами калькулирования.

<

Весь процесс бухгалтерского учета, связанный с группировкой затрат в разрезе статей расходов в целом по организации, с распределением косвенных расходов между незавершенным производством и выпуском продукции, а также по другим местам из возникновения называется сводным учетом затрат на производство. Синтетический и аналитический учет затрат на производство ведется по дебету счетов учета затрат и кредиту счетов материально-производственных запасов и также расчетов. Калькулирование фактической себестоимости продукции непосредственно связано с учетом затрат на производство, чем объясняется последовательность этапов учетных работ: сначала осуществляется учет затрат производства, а по ее завершении — калькулирование себестоимости продукции. Организация системы калькулирования зависит от поставленных при этом целей: нужно ли выявить себестоимость работ по каждому подразделению; есть ли необходимость исчисления фактической себестоимости каждого вида продукции и др. В зависимости от поставленных целей может изменяться последовательность операций калькулирования себестоимости продукции.

Существуют различные методы учета калькулирования затрат. Нормативный метод калькулирования затрат характеризуется тем, что в организации по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости продукции. В тех случаях, когда используется нормативный метод калькулирования затрат применяется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» дает возможность выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство». По кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи». Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг от нормативной себестоимости. Превышение нормативной себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Превышение фактической себестоимости над нормативной, списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

Попередельный метод калькулирования затрат характерен для массовых производств с наличием технологических переделов в которых исходное сырье последовательно превращается в готовую продукцию. При этом полуфабрикаты каждого передела имеют завершенный вид и могут быть реализованы другим организациям как готовая продукция. Под технологическим переделом понимается часть технологического процесса производства продукции, завершающаяся получением законченного полуфабриката, который может быть продан на сторону или использован на следующем переделе собственного производства. Попередельный метод калькулирования затрат характерен для хозяйствующих субъектов, относящихся к следующим отраслям: металлургической, химической, нефтеперерабатывающей, текстильной и др.

Объектом позаказного метода калькулирования затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие. Суть данного метода сводится к индувидуализации учета затрат по объектам калькуляции и расчета себестоимости путем накопления затрат. При этом калькуляция изготовленного продукта завершается после полного завершения работ по заказу независимо от продолжительности его выполнения. Следовательно, один заказ может изготавливаться в течение нескольких отчетных периодов. Позаказный метод калькулирования затрат характерен для: строительства; промышленности; организаций, оказывающих научно-исследовательские услуги и др.

Попроцессный метод применяется в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру изделий, где отсутствует незавершенное производство и производство можно рассматривать как отдельные производственные процессы. Суть данного метода заключается в том, что затраты калькулируются путем суммирования затрат отдельных процессов и последующим делением результата на количество калькуляционных единиц. При этом калькуляция осуществляется за определенный период времени: месяц, квартал, полугодие, год.
На практике, в зависимости от целесообразности могут использоваться и другие методы калькулирования затрат. Одним из таких методов является директ-костинг, который широко используется на предприятиях экономически развитых стран. Его сущность заключается в том, что себестоимость продукции определяется в объеме прямых издержек производства, а косвенные расходы относятся на счет 90 «Продажи».

Существенное значение при калькулировании себестоимости продукции имеет оценка остатков незавершенного производства, которая может осуществляться: по фактической себестоимости; по сметной (нормативной) производственной себестоимости; в размере прямых издержек производства, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Выбор того или иного варианта оценки остатков незавершенного производства в организации зависит от: размера этих остатков и их удельного веса в издержках производства; стабильности остатков по отчетным периодам; структуры издержек производства; возможности достоверного определения остатков незавершенного производства.

Учет остатков незавершенного производства осуществляется на основе данных инвентаризационных описей или по данным оперативного учета. Оценка выявленных при инвентаризации недостач и излишков незавершенного производства производится так же, как и принятая организацией оценка остатков незавершенного производства. На сумму выявленных недостач составляется проводка: Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 20 «Основное производство». Недостачи, возникшие по вине работников, взыскиваются с виновных лиц в размере понесенного ущерба по рыночной стоимости и отражается в учете по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 98 «Доходы будущих периодов» на (на разницу между суммой, подлежащей взысканию, и учетной (балансовой стоимостью недостач незавершенного производства). Недостачи незавершенного производства, возникшие не по вине работников, списываются на себестоимость по решению администрации.

Синтетический учет затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции ведется на калькуляционном счете 20 «Основное производство». По дебету данного счета записи осуществляются в корреспонденции со счетами: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму основной заработной платы; 10 «Материалы» – на стоимость использованных основных и вспомогательных материалов, конструкций и деталей; 25 «Общепроизводственные расходы» – на расходы по использованию строительной техники; 23 «Вспомогательные производства» – на стоимость транспортных услуг и других; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость подлежащих оплате услуг, оказанных сторонними организациями; на суммы начисленных субподрядным организациям за выполненные работы; 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму накладных расходов, отнесенных на производство продукции.

Счет 20 «Основное производство» кредитуется в корреспонденции со счетами: 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» — на фактическую стоимость, при использовании нормативного метода учета затрат на производство; 43 «Готовая продукция» – на сумму производственной себестоимости готовой, но не проданной продукции; 90 «Продажи» – на фактическую себестоимость реализованной покупателям продукции.

Дебет счета 90 «Продажи» корреспондирует, в частности со счетами: 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – на стоимость проданной, минуя склад, продукции учитываемой по нормативной стоимости; 26 «Общехозяйственные расходы» — при списании общехозяйственных расходов, не распределяя их по объектам калькуляции; 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму налога на добавленную стоимость, начисленной от стоимости выполненных работ; 99 «Прибыли и убытки» – на сумму прибыли по сданным продукции, объектам и работам.

К первичным учетным документам на основании которых могут быть отражены в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта производственные расходы относятся: разработочная таблица-расчет амортизации основных средств; справка-расчет амортизации объектов нематериальных активов; требование-накладная; лимитно-заборная карта; расходная накладная; накладная на внутреннее перемещение; приемо-сдаточные накладные; справка бухгалтерии; справка бухгалтерии, расчет налога на добавленную стоимость; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы; расчетно-платежная ведомость; справка бухгалтерии, расчет единого социального налога, причитающегося во внебюджетные фонды; справка бухгалтерии, ведомость распределения услуг обслуживающих производств и хозяйств; ведомость распределения общепроизводственных расходов; ведомость распределения общехозяйственных расходов; ведомость учета брака в производстве; акт о приемке выполненных работ; акт о приемке оказанных услуг; служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении, авансовый отчет; договор расчета лизинговых платежей; сличительная ведомость результатов инвентаризации; расчет норм естественной убыли; справка бухгалтерии, расчет себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

2. АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СЧЕТА И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ (СХЕМА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЧЕТА)

 

В процессе деятельности предприятия происходит множество различных хозяйственных процессов: поступают сырье и материалы, производится и реализуется продукция, начисляется и выдается зарплата и т. п. Чтобы правильно отразить в учете многочисленные хозяйственные операции, их группируют по однородным хозяйственным признакам. Для такой группировки используются бухгалтерские счета. Перечень всех счетов, которые применяются в бухгалтерском учете, их номера с 01 по 99, а также их названия приведены в типовом плане счетов.

В зависимости от того, учет каких средств ведется на бухгалтерских счетах, они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные счета. Учет на бухгалтерских счетах ведется только в денежном выражении.

На активных бухгалтерских счетах ведется учет движения активов предприятия, т.е. наличия, поступления и выбытия хозяйственных средств.

Схема активного счета

Дебет 

Кредит 

Сальдо начальное — остаток (наличие) хозяйственных средств на начало отчетного периода

   

Оборот по дебету — сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение хозяйственных средств, в течение отчетного периода

Оборот по кредиту — сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение хозяйственных средств, в течение отчетного периода

Сальдо конечное — остаток хозяйственных средств на конец отчетного периода

   

   

Активные счета имеют следующие особенности:

  • на них отражается наличие и движение хозяйственных средств и имущества предприятия;
  • сальдо начальное всегда дебетовое и показывает наличие средств на начало отчетного периода;
  • обороты по дебету отражают получение средств;
  • обороты по кредиту показывают выбытие средств;
  • сальдо конечное всегда дебетовое и показывает остаток средств на конец отчетного периода.

    Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:

    Ск = Сн + Од — Ок

    К основным активным счетам относятся:

    01 — «Основные средства»;
    04 — «Нематериальные активы»;
    10 — «Материалы»;
    20 — «Основное производство»;
    43 — «Готовая продукция»;
    50 — «Касса»;
    51 — «Расчетные счета»;
    52 — «Валютные счета»;
    58 — «Финансовые вложения» (в акции и другие ценные бумаги).

    На пассивных бухгалтерских счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств. По аналогии с активными счетами можно сказать, что на пассивных счетах ведется учет движения пассивов предприятия. К основным пассивам или источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыли и обязательств предприятия.

    Можно дать следующую характеристику пассивному счету:

  • на пассивных счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств предприятия, т.е. капитала и обязательств (задолженности) предприятия;
  • сальдо начальное всегда кредитовое и показывает величину капитала или наличие обязательств предприятия на начало отчетного периода;
  • обороты по дебету показывают уменьшение капитала или обязательств предприятия;
  • обороты по кредиту показывают увеличение капитала или обязательств предприятия;
  • сальдо конечное всегда кредитовое и показывает величину капитала или обязательств предприятия на конец отчетного периода.

    Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:

    Ск = Сн + Ок — Од

    Схема пассивного счета

    Дебет 

    Кредит 

       

    Сальдо начальное — остаток источников образования хозяйственных средств на начало отчетного периода

    Оборот по дебету — сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение источников образования хозяйственных средств, в течение отчетного периода

    Оборот по кредиту — сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение источников образования хозяйственных средств, в течение отчетного периода

       

    Сальдо конечное — остаток источников образования хозяйственных средств на конец отчетного периода

     

    К основным пассивным счетам относятся: 80 — «Уставный капитал»;

    82 — «Резервный капитал»;

    83 — «Добавочный капитал»;

    99 — «Прибыли и убытки»;

    66 — «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

    67 — «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

    60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

    68 — «Расчеты по налогам и сборам»;

    69 — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

    70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    На активно-пассивных бухгалтерских счетах ведется учет расчетов с различными организациями или отдельными лицами, т. е. учет дебиторской и кредиторской задолженности.

    Если предприятие пользуется привлеченными или заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия.

    Если предприятию должны другие организации или отдельные лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию — дебиторской.

    Дебиторы должны предприятию, а кредиторам должно само предприятие. Слово «дебет» образовано от латинского debet, что означает «должен», а «кредит» — от латинского слова credo, что значит — «верю».

     

    Схема активно-пассивного счета

    Дебет 

    Кредит 

    Сальдо начальное — наличие дебиторской задолженности на начало отчетного периода

    Сальдо начальное — наличие кредиторской задолженности на начало отчетного периода

    Оборот по дебету: увеличение дебиторской задолженности; уменьшение кредиторской задолженности

    Оборот по кредиту: увеличение кредиторской задолженности; уменьшение дебиторской задолженности

    Сальдо конечное — наличие дебиторской задолженности предприятия на конец отчетного периода (когда ему, предприятию, должны)

    Сальдо конечное — наличие кредиторской задолженности предприятию на конец отчетного периода (когда оно, предприятие, должно)

     

    К основным активно-пассивным счетам относятся:

    71 — «Расчеты с подотчетными лицами»;

    75 — «Расчеты с учредителями»;

    76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

    99 — «Прибыли и убытки».

    На счете 71 ведутся расчеты с подотчетными лицами. Подотчетными лицами являются работники предприятия, которым из кассы выдаются деньги на командировочные расходы или хозяйственные нужды, т. е. для покупки товаров на небольшие суммы. После того как работник израсходовал полученные деньги, он должен отчитаться, т.е. предоставить счета о покупке товаров, железнодорожные или авиабилеты, счета за гостиницу и т.п. Все это утверждается в авансовом отчете, который сдает подотчетное лицо. Эти расходы обычно списывают как производственные затраты.

    Для того чтобы определить сальдо конечное на активно-пассивном счете, нужно подсчитать все суммы по дебету, включая начальное сальдо, таким же образом следует подсчитать итоговую сумму по кредиту. Сальдо конечное на активно-пассивном счете будет находиться там, где сумма больше, и будет равно разности сумм по дебету и кредиту.

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Козлова Е.Н., Бабченко Т.Н., Галинина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. –М.: Финансы и статистика, 2003.
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М., 2004.
  3. Куттер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета.–М.: Финансы и статистика, 2000.
  4. Бухгалтерский учет в малом бизнесе / Под ред. И.Е. Тишкова.–М., 2004
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00035 sec

WordPress: 21.55MB | MySQL:120 | 1,422sec