Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии

<

120413 0419 1 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И ДОХОДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Сущность и основные понятия бухгалтерского управленческого учета

На сегодняшний день не существует однозначного определения управленческого учета. Какая-либо нормативная законодательная база по управленческому учету отсутствует.

Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ.

Управленческий учетупорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в натуральном и денежном выражении о деятельности предприятия в целях контроля и принятия верных и своевременных управленческих решений [14].

Управленческий учет — составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений [22].

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов.

Результаты постановки системы управленческого учета на предприятии:

— достоверная и своевременная информация о положении и результатах деятельности предприятия и их соответствии целям предприятия;

— эффективный контроль над имуществом, обязательствами и финансовыми потоками предприятия;

— «реальные» данные для планирования деятельности и анализа сильных и слабых сторон предприятия;

— прозрачная система управления финансами предприятия, позволяющая достигать поставленных целей.

В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Сущность управленческого учета — интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

Предметом
управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления [15].

Предметом управленческого учета является управленческая информация.

Информация управленческого учета — финансовые и операционные данные о видах деятельности и процессах, осуществляемых в организации; функционировании ее структурных подразделений; выпускаемых ею продуктах и услугах; клиентах организации.

Информация управленческого учета может быть:

— количественной (то есть связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);

— качественной (то есть информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

Нередко качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение.

Для того чтобы управленческую информацию можно было эффективно использовать, она должна отвечать некоторым определенным критериям:

1. Краткость — информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего;

2. Точность — пользователь должен быть уверен, что информация не содержит ошибок или пропусков. Информация должна быть свободна от любых подтасовок;

3. Оперативность — информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима;

4. Сопоставимость — информация должна быть сопоставимой по времени и по отделам/подразделениям;

5. Целесообразность — информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена;

6. Рентабельность — подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования;

7. Не тенденциозность — информация должна быть приготовлена и представлена таким образом, чтобы она была непредвзятой;

8. Адресность — информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность.

На практике получаемая информация не всегда соответствует вышеизложенным требованиям. В результате возникает множество противоречий и ошибок при принятии управленческих решений.

Информация, пришедшая с опозданием, фиксируется в бухгалтерском учете по дате ее возникновения (когда произошло событие, по дате документа).

В управленческом учете информация фиксируется на дату ее поступления (когда информация была получена).

Это позволит решить обе задачи: проводить анализ финансовой деятельности (на основе бухгалтерского учета) и оперативно принимать решения (на основе управленческого учета). Нужно четко понимать, что управленческий учет направлен, прежде всего, на текущее управление, а правильно поставленный бухгалтерский учет позволяет проводить анализ деятельности в полном объеме [29].

Любая система учета, организованная на предприятии, отвечает общепринятым принципам.

К принципам управленческого учета относятся: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения; оценивание результатов деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета. Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действительность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.

Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерений самоликвидироваться и сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтера на создание информационного обслуживания решений долгосрочных проблем: анализ конкурентоспособности производства продукции, поставок материалов, изменение ассортимента и т.д.

Использование единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете производства обеспечивает между ними прямую и обратную связь.

Планово-учетные единицы раскрывают сущность систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях; с их помощью возникает реальная возможность для разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.

Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия — один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета.

Система должна отвечать принципам полноты и аналитичности информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу процедур.

Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий

циклы предприятия, также важен для построения системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима тогда, когда это целесообразно — ни раньше, ни позже. Сокращение времени может значительно уменьшить точность информации, подготовленной управленческим учетом. Как правило, аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации [21].

Суть управленческого учета заключается в предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью.

Основными задачами организации управленческого учета являются ориентация на достижение заранее определенной цели предпринимательства, необходимость обеспечения альтернативных вариантов решения поставленной задачи, участие в выборе оптимального варианта и в расчетах нормативных параметров его исполнения.

Со временем круг задач управленческого учета заметно расширился. В настоящее время выделяют следующие задачи учета для управления:

1. Регистрация затрат и представление отчетов, в том числе классификация, обобщение, предоставление и истолкование данных о затратах для заинтересованных пользователей;

2. Определение и оценка величины затрат по конкретным продуктам, услугам или местам формирования издержек, центрам ответственности;

3. Управление стоимостью и анализ затрат, т.е. представление данных о затратах в виде информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, для использования ее управленческим персоналом при принятии решений.

Основные задачи управленческого учета, решаемые в рамках поставленной цели:

— планирование;

— определение затрат и контроль;

— принятие решений.

Планирование — процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием — самое детализированное планирование.

Определение затрат (учет затрат и калькулирования себестоимости продукции) представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции, услуг предприятием. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат.

Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечивать, с одной стороны, планирование затрат, взаимосвязанное с реальной деятельностью, прошлыми и будущими событиями в организации. С другой стороны, система контроля обеспечивает четкое отслеживание исполнения планов, учет отклонений фактических показателей от запланированных ранее, а также анализ данных отклонений.

Принятие решений является конечной, итоговой задачей ведения управленческого учета. Именно на обеспечение возможности принимать верные решения, направлен управленческий учет.

Задача управленческого учета — полное отражение всех хозяйственных операций предприятия, включая и те, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и предоставление руководству предприятия оперативного доступа к этой информации. Основными пользователями управленческого учета являются учредители, высшее руководство и финансовые службы [20].

В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные (по сравнению с бухгалтерским учетом) данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием. Это позволяет быстро анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений.

Управленческий учет не регламентирован никакими правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все данные, необходимые учредителям и руководству.

1.2. Понятие и основные классификации затрат в управленческом учете

Обычно под
затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги. Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятиями «издержки» и «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.

Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда издержки можно определить как затраты, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. [18].

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.

По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг).

Принято выделять следующие экономические элементы:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация;

— прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и

анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения, отрасли экономики можно разделить соответственно на материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости), трудоемкие (высока доля затрат на оплату труда), фондоемкие (преобладает амортизация основных средств и иных внеоборотных активов) [22].

Классификация затрат по экономическим элементам нормативно определена. Она приведена в п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [7].

Статья затрат — совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.

Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат.

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. По некоторым отраслям и видам деятельности разработаны новые методические рекомендации, более соответствующие реалиям рыночной экономики, или актуализированы старые. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности.

В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей:

1. Сырье и материалы;

2. Возвратные отходы (вычитаются);

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного ха-

рактера сторонних организаций и предприятий;

4. Топливо и энергия на технологические цели;

5. Заработная плата производственных рабочих;

6. Отчисления на социальные нужды;

7. Расходы на подготовку и освоение производства;

8. Потери от брака;

9. Общепроизводственные расходы;

10. Прочие производственные расходы;

11. Общехозяйственные расходы;

12. Коммерческие расходы.

Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестои-

мость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:

а) расчет себестоимости произведенной продукции и определение раз мера полученной прибыли;

б) принятие управленческого решения и планирование;

в) контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат. Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

— входящие и истекшие;

— прямые и косвенные;

— основные и накладные;

— производственные и непроизводственные;

— одноэлементные и комплексные;

— текущие и единовременные.

Входящие затраты — это те ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Истекшие затраты — это средства, израсходованные для получения дохода и потерявшие способность приносить доход. Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие — тождественны понятию «расходы».

Прямые затраты — это затраты, которые можно прямо отнести на конкретное изделие. К ним относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство».

Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов, часов отработанного времени и т.п.), закрепленной в учетной политике предприятия. Они включают в себя общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

Накладные расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением.

Производственные расходы — это затраты, связанные с процессом производства. Они состоят из трех элементов:

— прямые материальные затраты;

— прямые затраты на оплату труда;

— общепроизводственные затраты.

Непроизводственные расходы на связаны непосредственно с производственным процессом, это расходы на сбыт продукции и управление предприятием.

Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.

Текущие затраты — это затраты отчетного периода, связанные с производством и реализацией продукции. Единовременные затраты — это расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском

новых производств, и т.п. Их часто называют дискретными или однократными.

Для принятия решения и планирования различают:

— постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;

— релевантные и нерелевантные;

— безвозвратные затраты;

— вмененные затраты;

— предельные и приростные затраты;

— планируемые и непланируемые.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Постоянные затраты остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев затраты являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно при вести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).

Релевантные затраты — это затраты, отличающие одну альтернативу от другой, учитываемые при принятии управленческих решений. Соответственно, нерелевантные затраты не имеют отношения к принимаемому решению.

Безвозвратные затраты — это произведенные ранее затраты, которые не

могут быть изменены никакими управленческими решениями.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.

Категория «вмененные затраты» присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.

Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Приростные затраты в расчете не на весь выпуск, а на единицу продукции, называются предельными (маржинальными).

Планируемые — это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые — затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции.

Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают затраты:

— регулируемые и нерегулируемые;

— эффективные и неэффективные;

— контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые — затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемы, но не все затраты могут регулироваться на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т.д. В то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми
со стороны этого менеджера. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела и т.п.

Эффективныезатраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери на производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др.

Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К
контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны лиц, работающих на предприятии. Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и другие подобные затраты [12].

1.3. Доходы организации и их классификация

В современных условиях хозяйствования значительно усилилась роль прибыли. Она стала главным обобщающим и оценочным показателем деятельности предприятия и основным источником его самообеспечения и самофинансирования.

Одним из основных показателей, формирующих прибыль предприятия, является «доход». Этот показатель используется как в управленческом, так и финансовом учете.

Коммерческие организации в процессе хозяйственной деятельности используют различные виды доходов, которые классифицируются по разным признакам.

По отраслям деятельности доход может быть от:

— производственной деятельности;

— торговой деятельности;

— оказания услуг и т.д.

Такое подразделение дохода связано с тем, что в современных условиях организации и предприятия наравне с основной деятельностью занимаются также и другими видами деятельности. По каждой сфере деятельности действующим законодательством могут быть предусмотрены разные ставки налога на прибыль и льготы по ним.

По видам деятельности доход поступает от:

— основной деятельности;

— инвестиционной деятельности;

— финансовой деятельности.

Доход от основной деятельности является результатом основной, производственной деятельности для данного предприятия. Доход от инвестиционной деятельности отражается в виде прочих доходов от участия в совместных предприятиях; доходов от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов, а также в виде доходов от реализации основных средств и иных активов, отличных от денежных средств и продукции.

Доход от финансовой деятельности — это результат денежных потоков,

которые связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия акций, облигаций или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу).

По источникам формирования доход может быть от:

— продажи продукции (работ, услуг);

— прочих поступлений.

Доход от продажи продукции (работ, услуг) является его основным видом

на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «доход по основной деятельности». В обоих случаях под этим доходом понимается результат хозяйствования по основной производственно-коммерческой деятельности предприятия.

К прочим поступлениям относятся доходы, включающие в себя:

— поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

— поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

— поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

— доход, полученный предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

— поступления от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), а также продукции;

— проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

— поступления в возмещение причиненных организации убытков;

— доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году;

— суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

— курсовые разницы;

— сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) и др.

По характеру налогообложения
доход бывает двух видов:

— подлежащий налогообложению;

— не подлежащий налогообложению.

Такое деление дохода играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций их конечного эффекта. Состав дохода, не подлежащий налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

По влиянию инфляционного процесса доход делится на:

— номинальный;

— реальный.

 Реальный доход характеризует размер номинально полученного дохода, скорректированного на темп инфляции в соответствующем периоде.

По периоду формирования выделяют доход:

— предшествующего периода;

— отчетного периода;

— планового периода (планируемый доход).

Такое деление можно использовать в целях анализа и планирования доходов и прибыли для выявления соответствующих трендов их динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.д.[29].

Введение в отечественную учетную практику категории «доход» повышает роль и значимость этого показателя при формировании финансовых результатов предприятия. Вместе с тем для управленческого учета особую значимость приобретает главная составляющая этой категории — выручка от продажи продукции (работ, услуг). Поэтому при раскрытии информации о доходах необходимо обратить внимание на их содержание (производственные или финансовые), периодичность возникновения (постоянные или случайные) и соизмеримость с затратами. Это даст возможность проводить четкую грань между выручкой предприятия и прочими доходами.

В этом случае первую составляющую часть дохода мы можем использовать в управленческом учете для:

— соизмерения доходов от продажи продукции (работ, услуг) с ее себестоимостью и выявления результата производственной и коммерческой деятельности;

— проведения анализа взаимосвязи «затраты — объем — прибыль»;

— установления цены безубыточной реализации продукции (работ, услуг);

— моделирования различных вариантов тактического и стратегического развития предприятия;

— принятия эффективных управленческих решений.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [6] доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

К доходам по обычным видам деятельности можно отнести доходы, непосредственно связанные с основной уставной деятельностью предприятия. Доходы по обычным видам деятельности могут включать:

— выручку от продажи продукции, товаров, выполнения работ и услуг;

— выручку от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, если этот вид деятельности считается основным (арендная плата);

— поступления от предоставления за плату во временное пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если этот вид деятельности считается основным (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности);

— поступления от участия в уставных капиталах других организаций, если это является уставной деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых являются предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам.

Прочими доходами являются:

— поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

— поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

— поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

— прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

— поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

— проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

— активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

— поступления в возмещение причиненных организации убытков;

— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

— суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

— курсовые разницы;

— прочие доходы.

Укрупненно, все возникающие доходы различают как:

— связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

— прочие, т.е. не связанные с основной деятельностью;

— не учитываемые в целях налогообложения.

Величина доходов определяется на основании первичных документов по реализации товаров (работ, услуг), и из них исключаются суммы косвенных налогов (НДС, акцизов), предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров и выделенные в счетах-фактурах.

Прочие доходы — те, которые не связанны непосредственно с основной деятельностью по производству и реализации продукции (работ, услуг).

Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, увеличивают активы организации без соответствующего увеличения налоговой базы. К ним относятся:

— имущество и имущественные права, полученные в форме задатка, залога в качестве обеспечения обязательств;

— имущество, полученное в качестве взносов в уставный капитал;

— расходы по приобретению и созданию основных средств;

— возврат займов, залогов;

— безвозмездная передача имущества в виде безвозмездной помощи;

— средства, поступившие комиссионеру в пользу комитента или иного доверителя;

— имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования;

— средства, полученные по договорам займа и кредита;

— некоторые другие поступления.

По признаку принадлежности к отчетным периодам доходы подразделяются на:

— доходы данного отчетного периода;

— отложенные доходы (доходы будущих отчетных периодов).

К первой группе относятся доходы, обусловленные ведением хозяйственной деятельности в данном отчетном периоде и признаваемые в расчетах прибылей и убытков этого периода.

Отложенные доходы — полученные в данном отчетном периоде, но участвующие в формировании прибыли следующих отчетных периодов. Например, арендная плата, полученная вперед, выручка от продажи пассажирам месячных и квартальных проездных билетов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗАО «КУБАНЬЖЕЛДОРМАШ» — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Технико-экономическая характеристика организации

Акционерное общество «Кубаньжелдормаш», согласно действующему законодательству, признается закрытым акционерным обществом, которое действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество учреждено членами трудового коллектива арендного предприятия Армавирского завода железнодорожного машиностроения и является правоприемником последнего. Зарегистрировано Постановлением Главы администрации г.Армавира Краснодарского края 6 апреля 1992 года № 306/1.

Полное наименование общества: закрытое акционерное Общество «Армавирский завод железнодорожного машиностроения»; сокращенное наименование — ЗАО «Кубаньжелдормаш».

Общество является Закрытым акционерным обществом — коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права акционеров по отношению к Обществу.

Организация имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке, указание на место его нахождения, а также штампы и бланки со своим фирменным наименованием, вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Акционеры не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Кубаньжелдормаш» за 2008 – 2009

Показатели 

Ед.

изм. 

2008 г.

2009 г.

Изменение 

абсолют.

+/- 

относ.

%

1

2

3 

4 

5 

6 

1. Выручка от продаж 

тыс.р. 

471519

676252

+204733

+43,42

1

2

3 

4 

5 

6 

2. Себестоимость проданной продукции 

тыс.р.

386062

550558

+164496

+42,61

3. Прибыль от продаж 

тыс.р.

85457

125694

+40237

+47,08

4. Среднесписочная численность персонала 

<

чел. 

656

743

+87

+13,26

5. Фонд оплаты труда 

тыс.р.

104748

136769

+32021

+30,57

6. Среднемесячная заработная плата 

тыс.р.

13306

15340

+2034

+15,29

7. Среднегодовая стоимость основных средств

тыс.р.

126229

145193

+18964

+15,02

8. Фондоотдача 

тыс.р.

3,7

4,7

+1,0

+27,03

9. Рентабельность продукции 

% 

22,1

22,8

+0,7

+3,17

10. Рентабельность продаж 

% 

22,1

22,8

+0,7

+3,17

11. Рентабельность активов 

% 

12,9

16,8

+3,9

+30,23

12. Рентабельность собственного капитала

% 

15,6

20,1

+4,5

+28,85

 

Основными видами деятельности Общества являются:

— выпуск оборудования для обслуживания железных дорог;

— выпуск тормозного оборудования для путевого машиностроения;

— разработка современных высокоэффективных технологий и внедрение их в производство;

— проведение выставок новой техники, аукционов с целью рекламы с по-

следующей их реализацией;

— производство и реализация товарной продукции, оборудования на внутреннем и внешнем рынках, в том числе товаров народного потребления;

— оказание различного рода услуг предприятиям и частным лицам, в том числе оказание услуг по ремонту оборудования для путевого машиностроения, а также фирменное обслуживание выпускаемых изделий;

— транспортные услуги.

Основные технико-экономические показатели производственно-хозяйст-венной деятельности ЗАО «Кубаньжелдормаш» за 2008—2009 гг. представлены в табл. 2.1.

Анализируя полученные данные, выявляется положительная тенденция изменения структуры и динамики доходов и расходов организации, что свидетельствует о высокой эффективности производственного процесса в целом.

    2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности

Эффективность деятельности организации можно определить с помощью анализа структуры бухгалтерского баланса, анализа ликвидности бухгалтерского баланса и анализа платежеспособности по коэффициентам. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий [11]. Анализ структуры бухгалтерского баланса представлен в табл. 2.2.

Как видно из таблицы общая величина активов предприятия за 2009 г. возросла на 86453 рубля или на 24,3%.

Это изменение на 13,8% произошло за счет роста внеоборотных активов (11931/86453*100=13,8%), и на 86,2% за счет увеличения общей суммы оборотных активов (74522/86453*100=86,2%). Иначе говоря, имущественная масса увеличилась в основном за счет роста мобильных активов.

Если говорить об изменениях в составе совокупных активов, то серьезных, кардинальных или существенных изменений за год не произошло. Если в начале периода в структуре активов имущество длительного пользования составляло 43,41%, то в конце — 37,62%, то есть к концу года его доля снизилась на 5,79%. Соответственно возросла доля оборотных активов с 56,59% до 62,38%.

Таким образом, вновь привлеченные финансовые ресурсы вложены в основном в более ликвидные активы, что должно теоретически повышать платежеспособность предприятия.

Прирост (уменьшение) величины активов можно рассматривать как расширение (сокращение) деятельности, либо потенциала, либо возможности предприятия.

В изучаемом периоде величина совокупных источников финансирования активов возросла на 86453 р. (24,3%).


Таблица 2.2

Аналитический баланс ЗАО «Кубаньжелдормаш»

Актив 

Показатель 

2008 г.

2009 г.

Изменения 

тыс.р. 

уд. вес, % 

тыс.р. 

уд. Вес, %

абс, +/- 

относ, % 

по уд. весу, +/-

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Внеоборотные активы 

154440 

43.41 

166371 

37.62 

11931 

7.73 

-5.79 

Основные средства 

126313 

35.51 

145346 

32.87 

19033 

15.07 

-2.64

Незавершенное строительство 

28099

0.08

20999

0.05

-7100

-25.27

-0.03

2.Оборотные активы

201311

56,59

275833

62,38

74522

37,02

5,79

Запасы 

58844

16,54

72552

16,41

13708

23,3

-0,13

Расходы будущих периодов 

1061

0,3

592

0,13

-469

-44,2

-0,17

Дебиторская задолженность(ожид. в теч. 12 мес.) 

122964

34,56

185088

41,86

62124

50,52

7,3

Денежные средства

19059

5,36

15101

3,41

-3958

-20,77

-1,95

Итого  

355751

100

442204

100

     

Пассив 

3.Капитал и резервы

294007

82,64

368140

83,25

74133

25,21

0,61

Уставный капитал 

2113

0,59

2113

0,48

0

100

-0,11

Нераспределенная пр.

271209

76,24

271209

61,33

0

100

-14,91

4.Краткосрочные обязательства 

41968

11,8

61511

13,91

19543

46,57

2,11

Займы и кредиты 

14000

3,94

15000

3,39

1000

7,14

-0,55

Кредиторская задолженность 

27968

7,86

46511

10,52

18543

66,3

2,66

Итого  

355751

100

442204

100

     

Дополнительный приток совокупного капитала на 85,75% обусловлен ростом собственного капитала (74133/86453*100=85,75%), и на 22,61% за счет увеличения заемного капитала (19543/86453*100=22,61%). Структура источников формирования имущества характеризуется преобладающим удельным весом собственного капитала, и его доля в составе пассивов за год продолжает расти с 82,64% до 83,25%. Соответственно происходит увеличение доли имущества, покрываемого за счет заемного капитала с 11,8% до 13,91%.

Выявленная тенденция к увеличению доли собственного капитала в источниках формирования активов с одной стороны свидетельствует об укреплении финансовой независимости предприятия и понижении степени его финансовых рисков, а с другой стороны — о перераспределении доходов от предприятия к его кредиторам (при условии выполнения им в срок своих финансовых обязательств).

Рост собственного капитала главным образом связан с ростом нераспределенной прибыли, что свидетельствует о повышении способности предприятия к самофинансированию и наращиванию активов за счет собственных средств, что в свою очередь является результатом повышения деловой активности предприятия.

Произошли изменения и по заемному капиталу, рост которого составил 19543 р. Это изменение в основном произошло за счет роста краткосрочных кредитов и займов (5,12%=1000/19543*100).

В составе заемного капитала произошла перегруппировка в результате которой возросла доля наиболее дорогостоящих источников финансирования, что является тревожным фактом при условии наличия у предприятия проблем со сбытом продукции.

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами. Основными признаками платежеспособности являются:

1) отсутствие у предприятия просроченной кредиторской задолженности;

2) наличие в достаточном объеме средств, необходимых для погашения срочной кредиторской задолженности.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную

наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.

Третья группа (А3) — это медленно реализуемые активы (запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты). Значительно больший срок понадобится для превращения их в денежную наличность.

Четвертая группа (А4) — это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, расходы будущих периодов, долгосрочная дебиторская задолженность с отсрочкой платежа на год и более, то есть внеоборотные активы.

Соответственно, на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:

П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность);

П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные займы и кредиты, задолженность перед участниками по выплате доходов и прочие краткосрочные обязательства);

П3 — долгосрочные кредиты банка и займы;

П4 — постоянные пассивы (третий раздел «Капитал и резервы», доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4 [17].

Таблица 2.4

Анализ ликвидности баланса

Группы актива 

2008 г.

2009 г.

Группы пассива 

2008 г.

2009 г.

Соотношение 

2008 г.

2009 г.

1

2 

3 

4

5 

6 

7

8

А1 

19059

15101

П1 

27968

46511

А1<П1

А1<П1

А2 

122964

185088

П2 

14000

15000

А2>П2

А2>П2

А3 

59288

75644

П3 

17250

9268

А3>П3

А3>П3

А4 

155501

166963

П4 

294007

368140

А4<П4

А4<П4

Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, выполняется только одно. Это говорит о том, что высоколиквидные активы покрывают наиболее срочные обязательства организации.

В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств.

И на начало и на конец периода баланс не считается абсолютно ликвидным. Он частично ликвиден, так как наиболее ликвидных активов меньше, чем наиболее срочных обязательств.

Тем не менее, предприятие в состоянии погасить среднесрочные обяза-тельства со сроком погашения до одного года за счет быстро реализуемых активов.

Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент моментальной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности.

Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности — для поставщиков сырья и материалов; коэффициент быстрой ликвидности — для банков; коэффициент текущей ликвидности — для инвесторов.

Коэффициент моментальной ликвидности рассчитывается как соотношение показателя денежных средств и краткосрочных обязательств:

120413 0419 2 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии120413 0419 3 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии (2.1)

где К1 — коэффициент моментальной ликвидности;

ДС — денежные средства;

КСО — краткосрочные обязательства;


120413 0419 4 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии

где ДБП — доходы будущих периодов;

РПР — резервы предстоящих расходов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) (К2) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных обязательств предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.

120413 0419 5 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии (2.2)

где КФВ — краткосрочные финансовые вложения.

Коэффициент быстрой ликвидности (К3) — отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7—1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется большее соотношение. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.

120413 0419 6 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии, (2.3)

где ДЗ — дебиторская задолженность.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) (К4) — отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами:

120413 0419 7 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии (2.4)

где ОА — оборотные активы [11].

На начало года предприятие в состоянии было погасить 45% краткосрочных обязательств практически немедленно, к концу года — около 25%.

Можно говорить о достаточно низких значениях мгновенной платежеспособности предприятия, продиктованных недостатками платежных средств. Кроме того, к концу года наметилась тенденция к снижению возможности предприятия немедленно погасить свои обязательства.

Значительное отклонение коэффициента быстрой ликвидности от нормы говорит о том, что большую долю ликвидных средств предприятия составляет дебиторская задолженность, взыскать которую своевременно не представляется возможным.

Таблица 2.5

Анализ платежеспособности

Показатель 

Норматив 

2008 г.

2009 г.

Изменения +/−

Коэффициент моментальной ликвидности

0.2—0,3

0,45

0,25

−0,2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2—0,25

0,45

0,25

−0,2

Коэффициент быстрой ликвидности

0,7—0,8

3,38

3,25

−0,13

Коэффициент текущей ликвидности

2,0—2,5

4,8

4,48

−0,32

Величина коэффициента текущей ликвидности соответствует нормативному уровню (>2). Это говорит о том, что предприятие в значительной мере способно расплатиться по своим краткосрочным обязательствам.

Чтобы повысить достоверность внешнего анализа платежеспособности необходимо выявить следующее:

1) возможность свободного распоряжения активами (не являются ли активы предметами залога);

2) возможность быстрой утраты ценности актива вследствие его морального или физического износа;

3) доступность активов для текущего распоряжения (отсутствие «замороже-нных» счетов денежных средств);

4) контролируемость активов;

5) наличие условных (потенциальных) обязательств.

2.3. Бухгалтерская информационная система и анализ учетной политики

Основными нормативными документами, которыми руководствуется главный бухгалтер при ведении бухгалтерского учета в организации, являются: Феде-ральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. в редакции Федерального Закона от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ [3], устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» [5], другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Прави-тельства РФ, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея-тельности и Инструкция по его применению [9] (Приказ от 31 декабря 2000 г. №94н).

Функции ведения бухгалтерского учета в ЗАО «Кубаньжелдормаш» возложены на бухгалтерию, организационная схема которой представлена на рис.

2.1.

120413 0419 8 Совершенствование учета затрат и доходов на современном предприятии

Учетная политика на ЗАО «Кубаньжелдормаш» утверждена Приказом №400 от 29 декабря 2007 г. «Об утверждении основных элементов учетной политики ЗАО «Кубаньжелдормаш» и разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2008 г. в целях изменения в 2010 г..

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов Минфина РФ по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, обеспечивающих более достоверное отражение операций в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

— существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.

Дополнение учетной политики может производиться в случае возникновения новых видов деятельности.

Установлены следующие основные требования к организации бухгалтерского и налогового учета в ЗАО «Кубаньжелдормаш»:

— ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возлагается на руководителя организации;

— за оформление учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственным является главный бухгалтер организации;

— для учета финансово-хозяйственных операций применять рабочий План счетов и Инструкцию по его применению, утвержденных Приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 г. №34н;

— в целях обеспечения достоверности бухгалтерского учета проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, а инвентаризацию имущества и финансовых обязательств перед составлением годового бухгалтерского отчета, а также в случае смены материально-ответственных лиц, при установлении фактов хищений, порчи ценностей и т.п. Инвентаризацию проводить в соответствии с методическими указаниями Министерства Финансов России №49 от 13 июня 1995 г.;

— порядок погашения стоимости нематериальных активов для целей бухгалтерского учета и налогообложения определяется самостоятельно в зависимости от срока полезного использования;

Если срок полезного использования определить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет, но не более срока деятельности налогоплательщика (для целей бухгалтерского учета) и на десять лет, но не более срока деятельности налогоплательщика (для целей налогообложения).

— способ начисления амортизации — линейный;

— согласно п. 6, п. 7 ПБУ 6/01 единицей основного средства считать инвентарный объект, принимаемый к учету по первоначальной стоимости;

— объекты основных средств не более 20 тыс.р. за единицу учитывать в качестве материальных запасов на счете 10/15, и списывать на затраты по мере отпуска их в производство или эксплуатацию напрямую без использования счета учета амортизации;

— согласно ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования;

— согласно п. 14 ПБУ 6/01 (п. 2 ст. 257 НК РФ) первоначальная стоимость основных средств изменяется в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, перевооружения;

— все виды ремонтов основных средств относить в состав расходов отчетного периода;

— согласно п. 16 ПБУ 5/01 (п. 8 ст. 254 НК РФ) материалы, отпущенные в производство, оцениваются по средней себестоимости;

— учет готовой продукции ведется по фактической производственной себестоимости с применением счета 43 «Готовая продукция»;

— для целей бухгалтерского учета расходы, учитываемые на счете 25 «Общепроизводственные расходы» являются прямыми расходами и распределяются пропорционально прямой заработной плате основных производственных рабочих;

— общепроизводственные расходы в налоговом учете признаются прямыми расходами;

— для целей бухгалтерского учета расходы, учитываемые в дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы», распределять в дебет счета 90/1 «Выручка» пропорционально выручке от реализации по данным видам деятельности;

— в налоговом учете общехозяйственные расходы признаются косвенными расходами;

— расходы будущих периодов списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся;

В ЗАО «Кубаньжелдормаш» не создаются резервы предстоящих расходов и резервы по сомнительным долгам.

 

 

 

 

 

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ И ДОХОДОВ

В ЗАО «КУБАНЬЖЕЛДОРМАШ»

3.1. Аналитический и синтетический учет затрат на производство

Сложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации и разнообразие затрат обуславливают наличие в рабочем плане счетов ЗАО «Кубаньжелдормаш» целой группы счетов, предназначенных для учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции.

Все затраты основного производства в ЗАО «Кубаньжелдормаш» группируются по видам изготавливаемой продукции на калькуляционном балансовом активном счете 20 «Основное производство». Себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств определяется на счете 23 «Вспомогательные производства». Для учета расходов, произведенных в текущем месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции текущего периода, в ЗАО «Кубаньжелдормаш» используется счет 97 «Расходы будущих периодов». В состав этих затрат входят: затраты по освоению нового вида продукции, лицензионные платежи, оплаченные единовременно вперед, и др.

Учет затрат на исправление брака и средств, затраченных на неисправимый брак, в ЗАО «Кубаньжелдормаш» производится на активном калькуляционном счете 28 «Брак в производстве».

Учет коммерческих расходов в ЗАО «Кубаньжелдормаш» ведется на счете 44 «Расходы на продажу». В течение отчетного периода по дебету этого счет собираются суммы соответствующих расходов в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей и расчетов. В конце отчетного периода эти суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».

Особо учитываются расходы по управлению и обслуживанию производств. В ЗАО «Кубаньжелдормаш» они включаются в себестоимость продукции отдельными калькуляционными статьями. Для учета таких затрат предназначены собирательно-распределительные счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Каждая организация самостоятельно разрабатывает перечень калькуля-ционных статей затрат для счетов учета затрат, исходя из специфики своей дея-тельности.

В течение отчетного периода в ЗАО «Кубаньжелдормаш» по дебету счетов учета затрат с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода. Прямые затраты, то есть непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции, оказанием услуги или выполнением работы относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В бухгалтерском учете ЗАО «Кубаньжелдормаш» эти операции отражаются следующими записями:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» — начислена амортизация основных средств в основном производстве — 9080 р.;

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10 «Материалы» — отпущены материалы в основное производство — 56830 р.;

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 97 «Расходы будущих периодов» — списана доля расходов будущих периодов, относящихся к основному производству — 3640 р.;

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начислена заработная плата работникам основного производства — 93816 р.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 43 «Готовая продукция» — готовая продукция отпущена на нужды

вспомогательных производств — 23154 р.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начислена заработная плата работникам вспомогательного производства — 64250 р..

Косвенные затраты, не связанные непосредственно с конкретным продуктом (работой, услугой), а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им, в ЗАО «Кубаньжелдормаш» в течении периода относятся в дебет собирательно-распределительных счетов. Это общехозяйственные и общепроизводственные расходы.

Общепроизводственные расходы — это затраты на содержание, организацию и управление производствами (основное, вспомогательное, обслуживающее) [21]. К ним в ЗАО «Кубаньжелдормаш» относятся: расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата и другие аналогичные по назначению расходы.

В ЗАО «Кубаньжелдормаш» общепроизводственные расходы отражаются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. В конце отчетного периода расходы, учтенные на счете 25, списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Порядок распределения каждая организация устанавливает самостоятельно. В ЗАО «Кубаньжелдормаш» общепроизводственные расходы распределяются пропорционально величине заработной платы работников основного производства.

Операции по калькуляции и распределению общепроизводственных расходов в ЗАО «Кубаньжелдормаш» отражаются следующими бухгалтерскими

проводками:

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 10 «Материалы» — отпущены материалы на общепроиз-водственные нужды — 15340 р.;

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начислена заработная плата работникам, занятым обслуживанием производства — 30180 р.;

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 69 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — оплачены услуги сторонних организаций общепроизводственного характера (электроэнергия, арендная плата);

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» — списаны общепроиз-водственные расходы, связанные с деятельностью основного производства — 6870 р.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» — списаны общепроиз-водственные расходы, связанные с деятельностью вспомогательного производства — 4190 р.;

Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» — списаны общепроизводственные расходы, связанные с деятельностью обслуживающего производства — 3570 р.

Аналитический учет общепроизводственных расходов в ЗАО «Кубаньжелдормаш» ведут по каждому цеху в ведомостях учета затрат цехов (форма №12), которые заполняются на основе первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, зарплаты, услуг вспомогательных производств и др.

Общехозяйственные расходы — расходы, не связанные с производственным процессом. К ним в ЗАО «Кубаньжелдормаш» относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; аморти-зационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяй-ственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, кон-сультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы [21].

Общехозяйственные расходы в ЗАО «Кубаньжелдормаш» отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др. Так как в ЗАО «Кубаньжелдормаш» готовая продукция учитывается по полной производственной себестоимости, операции по калькуляции и списанию общехозяйственных расходов отражаются аналогично общепроизводственным расходам.

Аналитический учет общехозяйственных расходов в ЗАО «Кубаньжел-дормаш» ведется в ведомостях учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов (форма №15), которые составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц.

После распределения затрат для определения себестоимости готовой продукции необходимо оценить остатки незавершенного производства. Незавершенным производством называют остаток предметов труда, не закон-ченных обработкой в процессе производства, не полностью обработанные про-дукты, узлы и детали, незаконченные услуги и работы, которые нельзя отнести к готовым. При наличии незавершенного производства с кредита счетов учета затрат в дебет счетов 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции» должны списываться не все накопленные за период затраты, а только та часть, которая относится к завершенной производством продукции.

В ЗАО «Кубаньжелдормаш» оценка остатков незавершенного производства производится по фактической себестоимости на основании инвентаризации на

конец отчетного периода.

Таким образом, себестоимость готовой продукции в ЗАО «Кубаньжел-дормаш» определяется как разность накопленных за период затрат с учетом их остатка на начало периода и объема незавершенного производства.

3.2. Аналитический и синтетический учет доходов от обычных видов деятельности

Общий подход к группировке доходов (расходов) заключается в разделении их на относящиеся к обычным видам деятельности и прочие (операционные и внереализационные) доходы и расходы.

Доходы и расходы от обычных видов деятельности учитываются на счете 90 «Продажи», прочие – на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Обычными видами деятельности для ЗАО «Кубаньжелдормаш» является продажа товаров, продукции, выполнение работ и оказание услуг, а доходы от этих операций (выручка) считаются доходами от обычных видов деятельности.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности в ЗАО «Кубаньжелдормаш» предназначен счет 90 «Продажи». На этом счете формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создании организации. При этом ЗАО «Кубаньжелдормаш» самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой), вида доходов и условий их получения.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» [6], выручка признается в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (она получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива);

г) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работы принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из перечисленных выше условий, то в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность.

На момент признания выручки в бухгалтерском учете ЗАО «Кубаньжелдормаш» оформляют запись:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» — 96380 р.

Списывается себестоимость проданной продукции:

Дебет 90 «Продажи»

Кредит 43 «Готовая продукция» — 74210 р.

Одновременно в учете отражают сумму налогов и сборов, обязательства по уплате которых возникают у ЗАО «Кубаньжелдормаш» в момент признания выручки от продаж:

Дебет 90 «Продажи»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 10580 р.

В ЗАО «Кубаньжелдормаш» рабочим планом счетов к счету 90 «Продажи» предусмотрены субсчета:

90-1 «Выручка от продаж готовой продукции»;

90-2 «Себестоимость от продаж готовой продукции»;

90-3 «НДС готовой продукции»;

90-9 «Прибыль от продаж готовой продукции»;

Записи по субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно в ЗАО «Кубаньжелдормаш» сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж» и 90-3 «Налог на добавленную стоимость» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на конец месяца не имеет.

В ЗАО «Кубаньжелдормаш» счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода, а также для определения финансового результата по ним. По кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются прочие доходы, а по дебету — прочие расходы. Эти операции в ЗАО «Кубаньжелдормаш» отражаются следующими проводками:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» — отражена выручка от продажи основного средства — 51400 р.;

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» — отражена выручка от продажи материальных ценностей, оставшихся в результате ликвидации объекта основных средств — 23850 р.;

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — оплачены услуги подрядной организации по демонтажу объекта основных средств — 6100 р..

В ЗАО «Кубаньжелдормаш» к счету 91 «Прочие доходы и расходы»

открыты следующие субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2-1 «Прочие расходы на увеличение налогооблагаемой прибыли»;

91-2-2 «Прочие расходы на уменьшение налогооблагаемой прибыли»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Записи на субсчетах производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно в ЗАО «Кубаньжелдормаш» сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2-1 и 91-2-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»:

Дебет 9-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит 99 «Прибыли и убытки» — прибыль;

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — убыток.

Таким образом, в ЗАО «Кубаньжелдормаш» синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на конец месяца не имеет.

3.3. Предложения по совершенствованию управленческого учета затрат и доходов в ЗАО «Кубаньжелдормаш»

В целом ведение учета затрат и доходов ЗАО «Кубаньжелдормаш» соответствует нормам российского законодательства. Однако для совершенствования управленческого учета в ЗАО «Кубаньжелдормаш» рекомендуется внедрить следующие мероприятия:

а) списывать общехозяйственные расходы непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». В ЗАО «Кубаньжелдормаш» калькулируется полная производ-ственная себестоимость и общехозяйственные расходы в конце отчетного периода распределяются пропорционально выбранной базе и списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Калькулирование неполной себестоимости имеет следующие преимущества:

— упрощение порядка списания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции и как следствие снижение трудоемкости учета;

— это позволит, занизить прибыль на величину общехозяйственных расходов и тем самым уменьшить сумму периодического платежа по налогу на прибыль, что позволит ЗАО «Кубаньжелдормаш» временно сохранить необходимые оборотные средства;

— улучшение показателей оборачиваемости и рентабельности оборотных активов и всего имущества ЗАО «Кубаньжелдормаш» в связи с уменьшением их величины в активе баланса.

б) использование нормативного метода учета затрат. Это позволит установить контроль за затратами и минимизировать возможные потери за счет неэффективного использования ресурсов, аналитически выявить «узкие» места в деятельности ЗАО «Кубаньжелдормаш» и принимать обоснованные управленческие решения, а также даст возможность организации планировать затраты на долгосрочную и краткосрочную перспективы.

в) списывать транспортные расходы пропорционально стоимости продукции, товаров и услуг, реализованных в данном периоде. Это позволит распределить их более равномерно, что важно, учитывая их большой объем, а также поможет избежать претензий со стороны налоговых органов.

г) создавать резервы по выплате предстоящих отпусков. Многие органи-

зации испытывают трудности с выплатой большой суммы наличных средств в короткий промежуток времени. В целях равномерного включения расходов на оплату отпусков в состав затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, ЗАО «Кубаньжелдормаш» рекомендуется формировать резерв на предстоящую оплату отпусков.

Внедрение данных совершенствований будет способствовать наиболее правильному и рациональному учету затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в ЗАО «Кубаньжелдормаш».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №51-ФЗ от 30.11.94 г. (в ред. от 24.02.10 г.) // СПС Консультант-Плюс.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №146-ФЗ от 31.07.98 г. (в ред. от 25.02.10 г.) // СПС Консультант-Плюс.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. (в ред. от 03.11.06 г.)
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.98 г. с изменениями от 18.09.06 г.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08): Приказ Минфина Российской Федерации №106н от 06.10.2008 г.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): Приказ Минфина Российской Федерации №32н от 6.05.99 г.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): Приказ Минфина Российской Федерации №33н, от 06.05.99 г.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02): Приказ Минфина Российской Федерации №114н от 19.11.2002
  9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.

  10. Агеева О.А. Распределение косвенных затрат // Бухгалтерский учет. —2006. — №20.

  11. Вакуленко Т.Г. Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. СПб.: Издательский торговый дом «Герда». 2001. — 288 с.

  12. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет — М.: Омега-Л, 2003. — 393 с.

  13. Волков Н.Г. Доходы и расходы организации // Бухгалтерский вестник, №7, июль 2005.

  14. Волкова О.Н. Управленческий учет. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 472 с.
  15. Волошин Д.А. Проблемы организации систем управленческого учета на предприятиях. / Экономический анализ: теория и практика — 2006 №22 — с. 52–57.

  16. Врублевский Н.Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. — М.: Бухгалтерский учет, 2005. –400 с.;

  17. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и сервис, 2008. — 368 с.
  18. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. — М.: Аудит; Юнити, 2007.

  19. Захарьин В.Р. Налоговый учет затрат на производство. М.: Издательство «Дело и Сервис». 2006. — 160 с.
  20. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003.
  21. Карпова Т.П. Управленческий учет — М.: ЮНИТИ, 2003. — 482 с.

  22. Керимов В.Э. Управленческий учет — М.: Маркетинг, 2003. — 295 с.
  23. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006.

  24. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002.
  25. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистики, 2007. — 592 с.

  26. Майборода А.А. Учет доходов и расходов организации. М.: «Издательство ПРИОР». 2004. — 128 с.

  27. Нечитайло А.И. Учет финансовых результатов и использования прибыли: Учеб. пособие. СПб.: ИВЭСЭП. Знание. 2004. — 104 с.

  28. Палий В.Ф. Комментарий нового Плана счетов бухгалтерского учета. — М.: Проспект, 2001. 547 с.
  29. Палий В.Ф. Управленческий учет (с элементами финансового учета). — М.: Бухгалтерский учет, 2003. — 392 с

  30. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М: ИНФРА-М. 2002. — 336 с.
  31. Управленческий учет: Учебное пособие. / Под ред. А.Д. Шеремета. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

  32. Хабарова Л.П. Формирование финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учете: Практич. пособие. М.: Бухгалтерский бюллетень. 2004. — 320 с.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.11MB | MySQL:116 | 3,027sec