Учет производственных затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции, работ и услуг

<

120713 1430 1 Учет производственных затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции, работ и услуг1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

1.1. Перспективы формирования бухгалтерского учета в РФ

Издержками производства (обращения) принято называть затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции, товара (выполнение работ, оказание услуг) и их продажу. На практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Издержки, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).

Обратим внимание еще на одно обстоятельство. В официальных документах и авторских публикациях термины «затраты», «расходы», «издержки производства», «затраты на производство» нередко употребляют в самых разных значениях.

По одному мнению, затраты и расходы — разные понятия: затраты — не что иное, как расходы, приходящиеся по времени на отчетный период, а расходы — использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вне связи с определенным отчетным периодом (уменьшение экономических выгод). Первые связаны с предпринимательской деятельностью и поэтому образуют себестоимость продукции (работ, услуг).

По другому мнению, затраты и расходы — это синонимы. Нередко можно встретить словосочетания «издержки производства» и «затраты на производство» либо в одинаковом, либо в разных значениях. Не внесло ясности в этот вопрос и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Издержки производства представляют собой совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период безотносительно к тому, приходятся затраты на законченный продукт (что соответствует себестоимости продукции) или на незавершенное производство. В этом отношении «издержки производства» и «затраты на производство» близки по своему экономическому содержанию. Но если первое понятие обычно употребляют применительно к затратам по их назначению

(т.е. затратам по статьям калькуляции, что равносильно понятию себестоимости выпущенной продукции и себестоимости незавершенного производства в разрезе калькуляционных статей), то второе (затраты на производство) обычно соотносят с затратами по экономическим элементам.

В специальной литературе себестоимость продукции авторами определяется как «выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на изготовление (производство) и реализацию продукции (работ, услуг)».

«Классическое» определение себестоимости: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».

Иными словами, себестоимость продукции (работ, услуг) показывает, во что обходится каждой организации производство и реализация продукции (работ, услуг), насколько разнообразны производимые при этом затраты.

Однако исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:

а) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

б) в зависимости от количества продукции — себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

в) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования — полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

г) в зависимости от оперативности формирования себестоимости — фактическую (историческую, «посмертную») или нормативную, плановую.

Таким образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.

Группировка затрат по экономическим элементам
показывает, что именно израсходовано на производство продукции (работ, услуг), каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. Затраты по экономическим элементам включают разные виды затрат, сгруппированные на соответствующих балансовых счетах. В частности, расход материалов определяется по кредиту счета 10 «Материалы», расходы на оплату труда — по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п.

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, организация должна располагать имуществом, денежным и другими средствами. В совокупности они представляют капитал организации. Изучение же составляющих собственного капитала организации начнем с вопросов учета той части имущества (активов), которая воплощена в основных средств.

Для планирования и учета издержки, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) группируют по статьям калькуляции. Это позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции. Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены создаваемой продукции и экономического анализа.

Итак, поскольку по действующему законодательству под затратами понимаются, по существу, затраты, связанные с производством и реализацией продукции, несмотря на то, что по своему назначению они относятся не только к затратам, которые включены в себестоимость готовой продукции, но и к незавершенному производству, будем чаще применять словосочетание «издержки производства и обращения» или более короткий термин – «затраты».

Понятие себестоимости фигурирует во многих нормативных актах Российской Федерации. При этом следует различать, по меньшей мере, два аспекта данного термина — экономический и налоговый.

При рассмотрении экономического аспекта себестоимости следует руководствоваться содержанием актов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Учитывая комплексный характер данного понятия, оно явно или косвенно присутствует почти во всех документах. Поэтому экономический смысл себестоимости продукта следует искать в нормативных документах на всех четырех уровнях сложившейся в России системы законодательства по бухгалтерскому учету.

На первом уровне это:

  1. Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая[2];
  2. Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК [1];
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [3];
  4. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями) [8];
  5. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации [4];

На втором уровне находится Система национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). На данный момент принято 20 положений, которые регулируют принципы учета отдельных объектов (основных средств, материально-производственных запасов, имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте, договоров на капитальное строительство и др.), а также общие принципы учета и отчетности (составления учетной политики организации, нормирования расходов и доходов, условных фактов хозяйственной деятельности и т. д.).

Третий уровень — различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе, и отраслевую специфику различных организаций.

Четвертый уровень — внутренние рабочие документы организации, основным из которых является Положение об учетной политике организации.

Основной нормативный акт по вопросу состава затрат (себестоимости), действующий в настоящее время — это Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [6].

Кроме того, в некоторых отраслях экономики действуют «Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)». Часть методических рекомендаций была разработана в 60-80 годы в условиях централизованной экономики, и они действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и ПБУ 10/99. По некоторым видам деятельности и отраслям (потребительская кооперация, строительство, производство сельскохозяйственной продукции, создание научно-технической продукции, торговля и общественное питание) разработаны современные «Методические указания по планированию и учету себестоимости». Специфика функционирования современных видов предпринимательской деятельности (таких, как туристическая, риэлтерская, услуги сотовой связи и т.п.), для которых отсутствуют специальные методические рекомендации, накладывает свой отпечаток как на перечень затрат, включаемых в текущие издержки производства, так и на порядок учета и калькулирования себестоимости. Это приводит к возникновению множества нестандартных ситуаций, трудно разрешимых в рамках действующего законодательства.

В соответствии с частью 2, главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организации» [1] объектом обложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается:

  1. для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
  2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
  3. для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

Рассмотрим основные принципы формирования себестоимости:

Себестоимость продукции представляет собой объективный показатель, который не зависит от содержания тех или иных нормативных актов и сущность которого определяется рядом экономических принципов:

  1. Связь с осуществляемой организацией предпринимательской деятельностью.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются издержки, связанные с процессом производства и реализации. Издержки, не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к категории непроизводственных расходов. Этот принцип вытекает из формулировки себестоимости, приведенной в Положении о составе затрат и из анализа перечня расходов, подлежащих включению в себестоимость, и расходов, не относимых к ним.

  1. Разделение текущих и капитальных затрат.

В бухгалтерском учете должен вестись раздельный учет текущих затрат организации и ее капитальных вложений. К текущим относятся расходы производственных ресурсов, потребляемые, как правило, в одном хозяйственном цикле. К капитальным относятся инвестиции во внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения посредством начисления амортизации. К таким активам могут относиться объекты основных средств (производственные помещения, склады, промышленное или торговое оборудование и т.д.), нематериальные активы или долгосрочные финансовые вложения инвестиционного характера.

  1. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, принцип начисления..

Факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, расходы по оплате труда включаются в себестоимость не в момент выдачи денег из кассы, а на дату возникновения задолженности организации перед своими работниками.

  1. Допущение имущественной обособленности организации..

Согласно данному принципу, имущество и обязательства самого предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других юридических лиц. Рассмотрим такой пример. Является ли правомерным включение в себестоимость продукции затрат по неоплаченным материалам (по которым имеется кредиторская задолженность)? Ответ следует искать в договоре купли-продажи или поставки данных материалов. Если договором предусмотрены особые условия перехода права собственности от продавца к покупателю, например, если материалы переходят в собственность покупателя после окончательной их оплаты, то материальные ценности не должны были ставиться на баланс и не должны были совершаться соответствующие бухгалтерские записи. Организация не может отпускать в производство то, что ей не принадлежит. Если же договором предусмотрен переход права собственности еще до оплаты, то такое включение будет являться правомерным. Данный пример объясняет смысл принципа имущественной обособленности предприятия и его возможное влияние на порядок формирования себестоимости.

Естественно, данный перечень не является базой для разграничения затрат, включаемых в себестоимость продукции, и затрат, погашаемых за счет собственных источников предприятия. Эти принципы всего лишь закладывают основу экономической целесообразности включения тех или иных расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) и в конечном итоге определения финансовых результатов. А все расходы, осуществляемые организациями и подлежащие включению в себестоимость, должны соответствовать тем или иным пунктам ПБУ 10/99. Но обеспечивает ли нормативная регламентация достоверность сформированной себестоимости продукции, отражающей полноту использования производственных факторов в целях оперативного производственного и управленческого учета? По нашему мнению, никакой, даже самый хороший закон, не сможет вобрать в себя всё многообразие хозяйственной деятельности предприятий. Перечень расходов, включаемых в себестоимость, как в западном учёте, должен устанавливаться самим предприятием. Для целей же налогообложения существует свой перечень расходов, уменьшающий доходы, который приведен в главе 25 НК.

Роль себестоимости, текущих издержек производства и обращения как одного из важнейших финансово-экономических показателей деятельности организаций неизмеримо возрастает в системе управления предприятиями по мере осознания ими неизбежной необходимости получения достоверной информации о формировании этого показателя, имеющего различные виды группировок и классификаций.

1.2. Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции

  1. Классификация по экономическим элементам затрат

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на отдельные составляющие.

Данная группировка затрат приведена в п. 5 Положения о составе затрат:

— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных фондов;

— прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.

В связи с гармонизацией отечественной системы бухгалтерского учета с международными принципами и правилами важно отметить, что на Западе в системе финансового учета учет затрат организуется в разрезе экономических элементов. В российской же действительности пятую форму заполнить легче всего тем бухгалтерам, которые ведут бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме счетоводства и используют в своей работе журналы-ордера № 10 и 10/а, которые формируют затраты именно по экономическим элементам.

Группировка затрат по экономическим элементам представляет собой величину текущих издержек производства или обращения, произведенных организацией за данный отчетный период независимо от того, закончено ли изготовление продукта, выполнена ли работа. Значимость данной классификации возрастает по мере создания предпосылок для разделения учетной системы предприятий на финансовую (бухгалтерскую) и внутреннюю (производственную, управленческую) подсистемы.

  1. Классификация затрат по статьям калькуляции

Для контроля за составом затрат по местам их совершения необходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели (куда и на что) эти затраты произведены, т.е. учитывать затраты по направлениям, по отношению их к технологическому процессу. Такой учет затрат позволяет анализировать себестоимость по ее составным частям и по некоторым видам продукции. В этих целях затраты на производство подразделяются на основные и на накладные. В составе последних отдельно по единым статьям учитываются расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и управление предприятием в целом (общехозяйственные расходы).

Кроме того, расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг при планировании, учете и калькулировании себестоимости группируются по следующим статьям затрат:

— сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций (также за вычетом возвратных отходов);

— топливо и энергия на технологические цели;

— расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ и услуг);

— отчисления во внебюджетные фонды;

— расходы на подготовку и освоение производства;

— расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

— потери от брака;

— общепроизводственные расходы;

— общехозяйственные расходы;

— прочие производственные расходы;

— коммерческие расходы.

Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа.

Затраты по всем установленным на данном предприятии статьям себестоимости составят производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют внепроизводственные (коммерческие) расходы, то есть расходы, связанные с реализацией продукции. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями. В принципе, статьи калькуляции в каждой отрасли свои. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовительные расходы (в силу большого удельного веса), амортизационные отчисления (в силу большой фондоёмкости производства) и т.д.

В настоящее время возникает вопрос теории калькулирования о важности единых правил формирования показателей себестоимости от уровня микроэкономики до масштабов макропоказателей. Так ли они необходимы? Не явится ли эффективным самостоятельное определение статей калькуляции и основных подходов к калькулированию себестоимости каждым предприятием в отдельности с учетом собственных характеристик?

Тема состава издержек производства и обращения весьма обширна. Ей посвящены многие публикации, монографии по бухгалтерскому учету и методологические разъяснения.

  1. По отношению к объему производства выделяют постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции и общие для предприятия в целом.

Переменные затраты изменяются вместе с уровнем объема производства (или деловой активности) компании. По мере ее повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, относится к переменным затратам, и повышение производства данного вида продукции автоматически означает пропорциональный рост основной заработной платы на выпуск).

Если затраты включают элементы как постоянных, так и переменных расходов, они называются частично переменными затратами. Этот вид расходов включает элемент постоянных затрат, которые должны быть произведены независимо от уровня активности, и переменные затраты, которые связаны с уровнями активности.

Поэтому даже такие постоянные затраты, как арендная плата, «со временем» изменяются. Изменения в объеме постоянных затрат происходят дискретно и могут быть подвержены воздействию со стороны уровня активности, но они не находятся в пропорциональной зависимости от него. Такие изменения происходят, как правило, нечасто.

Например, если экономическая деятельность предприятия расширяется, то на определенном этапе может возникнуть необходимость в дополнительных складских помещениях для хранения его продукции, которые, в свою очередь, вызовут увеличение расходов на арендную плату. Таким образом, постоянные затраты (арендная плата) изменятся вместе с изменением уровня активности

  1. По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяют косвенные и прямые затраты.

Косвенными являются такие затраты, которые не могут быть начислены непосредственно на единицу продукции, и, чтобы попасть в ее себестоимость, они должны быть предварительно собраны на определенном счете и затем расчетным путем включены в себестоимость изделия, работы, услуги и т.д. Таким образом, менеджменту предприятия необходимо найти какой-нибудь метод отнесения этих расходов на отдельные единицы затрат (с использованием оценок и допущений). Примером косвенных затрат могут быть полные затраты бухгалтерии предприятия. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат.

Косвенные расходы часто рассматриваются как накладные расходы, и поэтому общую сумму всех накладных расходов, понесенных в процессе производства, называют «производственными накладными расходами». Оставшаяся часть накладных расходов по ее назначению называется «непроизводственными накладными расходами».

В противоположность косвенным затратам прямые затраты могут быть начислены на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.) непосредственно на единицу затрат. Для увеличения величины прямых затрат между расходами и единицей затрат должна существовать непосредственная связь.

Расходы на исследования и разработки конкретного товара являются прямыми затратами, поскольку они относятся только к одному продукту (единице продукции).

Классификация затрат на постоянные/переменные и косвенные/прямые относится к одним и тем же данным о затратах, а не рассматривает две отдельные группы расходов.

В результате все затраты могут быть проанализированы в двух направлениях, то есть либо как постоянные или переменные, либо как косвенные или прямые. На практике понятия постоянные и косвенные затраты часто используются равнозначно, так же как понятия переменные и прямые затраты. Однако данный подход не является универсальным, так как существуют исключения из общего правила. Если на начальном этапе процесса калькуляции затрат расходы не будут правильно проанализированы, то принятые руководством решения, основанные на конечных данных о затратах, будут ошибочными и могут привести к финансовым потерям для предприятия.

Таким образом, классификация затрат на постоянные/переменные и косвенные/прямые зависит во многом от выбора объекта калькулирования – т.е. того объекта, себестоимость которого необходимо исчислить. Подчеркнем принципиальное положение: чем больше удельный вес прямых расходов в себестоимости конкретного объекта калькулирования, тем точнее величина его себестоимости.

  1. По технико-экономическому назначению выделяют основные (технологические) расходы и накладные.

Основные (технологические) расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся первые шесть статей затрат: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

Накладные – связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими.

  1. По однородности состава выделяют одноэлементные и комплексные затраты.

Одноэлементные – затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие, которые состоят из однородных элементов (основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата основного производственного персонала и т.п.).

Комплексные – затраты, состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

  1. По рациональности использования можно выделить производственные и внепроизводственные (коммерческие) затраты.


Производственные затраты включают все расходы, которые связаны с процессом производства продукции (работ, услуг).

Внепроизводственные (коммерческие) – это расходы, связанные с реализацией продукции.

  1. По целесообразности использования выделяют производительные и непроизводительные затраты.

Производительные – затраты на производство продукции (работ, услуг) надлежащего качества, затраты, целесообразные для данного производства.

К непроизводительным расходам относят те, которые являются следствием недостатков в технологии и организации производства (брак продукции, оплата простоев и сверхурочных работ и др.).

  1. По отношению к отчетному периоду выделяют затраты текущего периода и затраты будущих периодов.

Затраты текущего периода
связаны с производством и реализацией продукции в данном периоде, а также часть резервируемых расходов и затрат будущих отчетных периодов, включаемых в себестоимость продукции планового и отчетного периода (вознаграждение за выслугу лет и др.).

К затратам будущих периодов
относятся затраты, возникающие в данном планируемом и отчетном периоде, но подлежащие отнесению на себестоимость конкретных видов продукции (в заранее определенном размере) в течение нормативного срока (затраты на подготовку и освоение производства и др.).

  1. По времени возникновения выделяют текущие и единовременные затраты.


Текущие – постоянно производимые затраты.

Единовременные
– однократные или периодически производимые.

При настоящем состоянии нормативной базы по себестоимости очень большое количество видов расходов подвергается критике с точки зрения правомерности их включения в состав текущих издержек производства или обращения. Важным здесь является инструмент учетной политики, создание внутренних документов, которые подтвердят технологию производственного процесса и обоснованность включения в себестоимость понесенных расходов. Необходима дополнительная регламентация, дополнительная «бюрократизация» деятельности предприятия. Таким образом, порядок формирования себестоимости продукции (работ, услуг) должен определяться экономическими принципами и экономическим содержанием хозяйственных операций. Определять экономический смысл и содержание понесенных расходов должны службы самого предприятия: бухгалтерские, финансовые, экономические. Отсюда вытекает повышение роли бухгалтера как профессионала и, прежде всего, как экономиста и финансиста.

1.3.Система учета издержек производства

Рассмотрение системы учета издержек целесообразнее начать с вопросов, которые находят свое отражение в учетной политике предприятия.

Исходя из особенностей производственно-хозяйственной деятельности и структуры управления предприятие самостоятельно устанавливает методы учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции, варианты ведения управленческого учета. Следовательно, оно выбирает один из методов учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции: позаказный, попередельный, попроцессный, нормативный или директ-костинг.

Кроме того, исходя из допустимых возможностей Плана счетов бухгалтерского учета предприятие принимает решение о том, по какой системе строить производственную и финансовую бухгалтерию: вести учет издержек производства в рамках единой системы счетов вместе с финансовым учетом или в самостоятельной системе управленческого учета. Для последней системы необходимо разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета

В зависимость от типа производства, структуры калькуляционных статей, объектов учета и калькуляции предприятие выбирает способы распределения косвенных издержек производства, определяет по каким базам и признакам распределять эти расходы.

Элементом учетной политики также может быть методика сводного учета издержек производства, на которую влияю разнообразные факторы – количество и виды выпускаемой продукции, организационно-технологическое построение производственного процесса и системы управления им, методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Предприятие принимает решение, по какому варианту целесообразнее организовать сводный учет издержек производства: по полуфабрикатному или бесполуфабрикатному.

Особенности учета издержек производства и исчисления фактической себестоимости продукции во многом обусловлены типом и характером производства, количеством видов и ее качеством, организацией технологией производства и, кроме того, структурой управления производством, уровнем компьютеризации и методами учета издержек производства и калькулирования себестоимости.

В учете издержек производства организаций предусмотрены следующие счета бухгалтерского учета: Основного производства, Общепроизводственных расходов, Общехозяйственных расходов, Вспомогательных производств, Обслуживающих производств и хозяйств.

Особое внимание стоит уделить общей схеме учета прямых и косвенных затрат на производство.

Прямые затраты включают в себя:

  1. Сырье и материалы;
  2. Покупные изделия и полуфабрикаты;
  3. Топливо и энергию на технологические цели;
  4. Оплату труда производственных рабочих и соответствующие отчисления в органы социального страхования и обеспечения;
  5. Расходы на подготовку и освоение производства;
  6. Потери от брака.

Сырье и материалы являются основой производства продукции, различного рода работ и услуг, составляя важнейшую часть материальных затрат производства. Расход сырья и материалов оформляется первичными документами (требованиями, лимитно-заборными картами, расходными накладными и т.п.). В этих документах должны содержаться все необходимые реквизиты, подтверждающие направленность производственных затрат, а также обоснованность произведенного расхода материалов, в частности: указание на назначение расхода, наименование структурного подразделения, куда отпущены материалы, наименование объекта учета, с производством которого связан отпуск материалов. Правильно заполненные первичные документы являются основанием для подтверждения расхода материалов в производстве и составления достоверных регистров аналитического и синтетического учета. Первичные документы по учету расхода материалов по окончании учетного периода подвергаются обработке, в результате которой составляется ведомость распределения расхода сырья и материалов по синтетическим счетам, внутри синтетических счетов по объектам учета и аналитическим позициям. Ведомость распределения расхода сырья и материалов содержит информацию о стоимости израсходованных материалов по учетным ценам и является основанием для отражения израсходованных материалов по счетам синтетического учета.

Отпущенные в производство материалы оцениваются одним из методов, предусмотренных в ПБУ 5/01, конкретизация которых содержится в учетной политике каждой организации. При этом возможно сочетание в использовании установленных методов оценки отпущенных в производство материалов применительно к различным группам сырья и материалов и к конкретному их наименованию.

В первичном учете аналогично отражается расход вспомогательных материалов, используемых для обеспечения нормального течения производственного процесса.

Расходы, связанные с подготовкой производства и освоением новых видов продукции, непосредственно учитываемые в составе себестоимости продукции как прямые затраты, относятся к расходам будущих периодов. Последние учитываются, прежде всего, по определенной номенклатуре статьей, которая предусматривается учетной политикой предприятия. Фактическая сумма произведенных расходов представляет собой комплексную величину и состоит из многочисленных материальных, трудовых и прочих ресурсов.

Регистром синтетического учета прямых затрат на производство является ведомость, в которой отражаются затраты по дебету 20 счета с кредита различных счетов. Данные этой ведомости в разрезе видов деятельности производственных подразделений, используются для составления сводной ведомости затрат на производства.

Следующим важным пунктом является учет косвенных (накладных) затрат. К этому виду затрат, как говорилось выше, относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Общепроизводственные расходы цехов, как основного, так и вспомогательного производства учитываются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами: Материалов, Амортизации, основных средств, Расчетов по оплате труда и др.

На основании данных первичных документов и кодов производственных расходов группируют и учитывают фактические издержки. Для этих целей используют ведомости по подразделениям и статьям расходов. В условиях компьютеризации учета составляются ведомости с аналогичным содержанием учетных данных.

<

Обычно в организации предварительно составляется смета расходов с тем, чтобы руководители производства знали допустимую их величину, могли принимать решения о том, как поступить в каждом конкретном случае с тем или иным видом расходов и как соотнести их с объемом производства.

К общехозяйственным расходам обычно относят расходы на обслуживание предприятия в целом и управление предприятием.

Принципиальным вопросом является процесс распределения косвенных расходов. Выбор базы распределения осуществляется предприятием и закреплен в учетной политике. Примерами баз распределения могут служить: распределение пропорционально сметным или нормативным ставкам, основной заработной плате производственных рабочих, пропорционально количеству выпущенной продукции, пропорционально количеству отработанных машино — смен, машино- часов и др.

Кроме того для общехозяйственных расходов существует способ списания затрат, при котором по окончании месяца издержки, учтенные по дебету счета 26 перечисляются с кредита этого счета в дебет счета 90 «Продажи», минуя тем самым распределения на счета основного производства. Таким образом, общехозяйственные расходы добавляются к себестоимости проданной продукции за отчетный год, себестоимость которой была рассчитана исходя из сокращенной производственной себестоимости.

Предприятие само определяет, какой из способов наиболее целесообразен в его деятельности и при его специфике производства.

 

2. УК ОАО «КУБАНЬЭНЕРГО» — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Технико-экономическая характеристика предприятия

Учебный комбинат является филиалом ОАО «Кубаньэнерго». Затраты на содержание комбината и ведение бухгалтерского учета осуществляется бухгалтерией ОАО «Кубаньэнерго».

Директор комбината осуществляет свою деятельность по руководству в строгом соответствии с действующим законодательством, Положением о филиале и доверенностью, выданной Генеральным директором Общества.

Филиал взаимодействует с ОАО «Кубаньэнерго» и его подразделениями в соответствии с Уставом ОАО «Кубаньэнерго».

В настоящее время Учебный комбинат действует на основании Положения, Доверенности № 119/23-46 от 3 января 2004 г., Разрешения администрации Краснодарского края № 41 от 11 апреля 2003г., действительной до 11 апреля 2008 г., Лицензий № 265 от 24 сентября 1998 г. и № 279 от 22 ноября 1998 г., выданных Департаментом образования и науки администрации Краснодарского края, срок окончания действия Лицензий 24 сентября 2006 г. и 22 ноября 2006 г. соответственно.

Учебный комбинат является структурным подразделением ОАО «Кубаньэнерго» и оказывает услуги энергосистеме и сторонним заказчикам. Основным направлением оказания услуг является обучение и повышение квалификации сотрудников ОАО «Кубаньэнерго», а также работников сторонних организаций соответствующего профиля.

Учебный комбинат расположен в г. Краснодар, ул. Трамвайная, 25. Учебный комбинат, являясь филиалом ОАО «Кубаньэнерго», осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников ОАО «Кубаньэнерго» по широкому спектру электротехнических специальностей. Действующий в настоящее время Учебный комбинат включает в себя следующие структурные единицы:

Ателье «Светлана»;

Общежитие;

Столовая «Парус»;

УОП «Смоленка»;

Общежитие «Строитель»;

Учебный комбинат в п. Дагомыс.

За УК ОАО «Кубаньэнерго» закреплено имущество, позволяющее ему оказывать услуги в соответствии с направлением его деятельности.

Амортизационные отчисления на закрепленное имущество включаются в затраты учебного комбината.

По состоянию на 01.12.2005 года балансовая стоимость основных средств учебного комбината составила 11 186 644 руб., остаточная стоимость составила 8 060 303 руб. Износ имущества – 27,9%. Однако, общий процент износа основных средств УК ОАО «Кубаньэнерго» не дает представления о реальном состоянии имущественного комплекса. Поэтому целесообразно провести анализ основных средств, сгруппировав их по основным имущественным группам.

В таблице 1 приведены данные по основным средствам учебного комбината по состоянию на 01.12.2006 г. по основным группам.

Таблица 1.

Структура имущества УК ОАО «Кубаньэнерго», р.

 

Группа 

Балансовая стоимость

Остаточная стоимость 

 

Износ, % 

 

Доля 

 

Здания 

 

9 783 268

 

7 525 846

 

23,1 

 

93,4 

 

Сооружения 

 

1255 666 

 

428 769

 

65,9 

 

5,3 

Машины и обордование

 

147 710

 

105 688

 

28,4 

 

1,3 

 

Итого:

 

11186644 

 

8 060 303

 

27,9 

 

100,0 

 

По состоянию на 01.12.2006 остаточная стоимость основных средств, находящихся в пользовании учебного комбината, составила 8 060 тыс. руб. Структура имущественного комплекса УК ОАО «Кубаньэнерго» по остаточной стоимости представлена на рисунке 1.

120713 1430 2 Учет производственных затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции, работ и услуг

Таким образом, наиболее значительной группой в имущественном комплексе учебного комбината являются здания (удельный вес 93,4%). Удельные веса остальных имущественных групп – сооружения, машины и оборудование – менее значительны и составляют 5,3% и 1,3% соответственно.

Характеристика имущественного комплекса по степени износа основных групп представлена на рисунке 2:

120713 1430 3 Учет производственных затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции, работ и услуг

Невысокий общий процент износа основных средств УК ОАО «Кубаньэнерго» (27,9%) объясняется хорошим состоянием имущественной группы здания, имеющий наибольший удельный вес (93,4%).

Так, наименее изношенным является имущество по группе здания, износ составил 23,1%. Степень износа второй по величине группы сооружения является наихудшим относительно остальных групп основных средств учебного комбината: сооружения амортизированы на 65,9%. Имущество по группе машины и оборудование изношено на 28,4%.

Таким образом, состояние имущественного комплекса УК ОАО «Кубаньэнерго» можно охарактеризовать как удовлетворительное. Основные средства, находящиеся в распоряжении учебного комбината, позволяют ему функционировать на конкурентном уровне и обеспечивать предоставление широкого спектра образовательных услуг.

Однако, в целях обеспечения интенсификации деятельности учебного комбината и перехода на новый качественный уровень оказания образовательных услуг требуется осуществление капиталовложений не только для ввода новых основных средств взамен выбывших, но и для расширения имущественного комплекса учебного комбината.

Учебный комбинат расположен в г. Краснодаре и может круглогодично оказывать образовательные услуги в электротехнической сфере. Учебный комбинат оказывает услуги по обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов соответствующего профиля.

Основной целью работы учебного комбината является обеспечение высокого профессионального уровня сотрудников ОАО «Кубаньэнерго», что позволит обеспечить надежность, устойчивость, безопасность и работоспособность объектов ОАО «Кубаньэнерго».

Основным видом деятельности УК ОАО «Кубаньэнерго» является оказание образовательных услуг в электротехнической сфере сотрудникам АО-энерго и сторонним потребителям. Этот вид деятельности приносит основной доход. Основным потребителем услуг является ОАО «Кубаньэнерго».

Учебный комбинат работает как с сотрудниками ОАО «Кубаньэнерго», так и со сторонними потребителями. Финансирование деятельности организации осуществляется за счет средств, выделяемых из прибыли ОАО «Кубаньэнерго» на содержание образовательных учреждений и за счет средств, получаемых от оказания услуг сторонним потребителям.

Таким образом, предприятие оказывает следующие виды услуг: обучение и профессиональная подготовка работников ОАО «Кубаньэнерго» и других предприятий соответствующего профиля, повышение квалификации рабочих, дополнительное профессиональное обучение руководителей, специалистов и служащих, методическая помощь комбинатам ОАО «Кубаньэнерго» и прочие услуги. Переход комбината к качественно новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к ассортименту предлагаемых услуг.

 

Таблица 2

Подготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих электротехнических специальностей

Год 

2004

2005

2006

2007

% подготовки электротехническим специальностям

9% 

8,5% 

15,2% 

35,5 % 

 

Подготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих электротехнических специальностей (таблица 2), основных для ОАО «Кубаньэнерго», в период 2004 — 2006 годы не превышала 9 % от общего количества прошедших обучение. С 2006 года ситуация несколько изменилась и количество работников данной категории постоянно растет.

  1. Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия

Осветив рынок услуг и сферу деятельности предприятия, обратимся к анализу объемов выполненных работ и оказанных услуг.

В таблице 3 указаны фактические объемы услуг, оказанных учебным комбинатом в период 2005-2007 гг., в стоимостном выражении.

Динамика объемов услуг в стоимостном выражении, предоставленных УК ОАО «Кубаньэнерго» в рассматриваемый период (2005-2007 гг.), характеризуется постоянным ростом: в 2005 году совокупные доходы учебного комбината возросли на 13,9%, в 2007 году на 67,8%. Общий рост объемов работ составил 91,1% за три года. Рост доходов был обеспечен исключительно за счет постоянного увеличения цен, при этом объемы работ в натуральном выражении сокращались в течение всего рассматриваемого периода.

Таблица 3

Фактические объемы услуг, оказанных УК ОАО «Кубаньэнерго», за период 2005-2007 гг., тыс.

р.

Вид услуг 

2005

2006

2007

Темп прироста, % 

2006/2007

2007/2006

Для работников ОАО-Кубаньэнерго

Обучение 

1 565 

1 953 

3 344

24,8 

71,2 

Прочие услуги

1 164 

1 315 

1 924 

13,0 

46,3 

Итого по группе:

2 729 

3 268 

5 268 

19,8 

61,2 

Для сторонних потребителей 

Обучение

322 

288 

653 

-10,6 

126,7 

Прочие услуги

236 

187 

361 

-20,8 

93,1 

Итого по группе:

558 

475 

1 014 

-14,9 

113,5 

ВСЕГО:

3 287

3 743 

6 282 

13,9 

67,8 

 

Графически динамика объемов оказанных услуг (в стоимостном выражении) представлена на рисунке 3:

120713 1430 4 Учет производственных затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции, работ и услуг

В течение анализируемого периода (2005-2007 гг.) наблюдалось стабильное снижение посещаемости УК ОАО «Кубаньэнерго». С 2005 по 2007 гг. сокращение объемов работ в натуральном выражении составило 28,8%. В 2005 году совокупная посещаемость снизилась на 19,2%, в 2007 году на 11,9%.

Общая динамика посещаемости УК ОАО «Кубаньэнерго» в течение 2005-2007 гг. представлена на рисунке 4:


120713 1430 5 Учет производственных затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции, работ и услуг

 

Динамика посещаемости по разным группам потребителей различна: объемы предоставляемых услуг для АО-энерго (в натуральном выражении) стабильно снижаются в течение всего рассматриваемого периода, снижение совокупных объемов работ для ОАО «Кубаньэнерго» составило 28,1%; динамика совокупных объемов услуг, оказанных на сторону, носит непостоянный характер: в 2006 году объемы работ в целом сократились на 39,6%, в 2007 году рост объемов предоставленных услуг составил 11,8%. В целом за рассматриваемый период объем работ на сторону снизился на 32,5%.

Проследить динамику объемов работ в натуральном выражении можно в таблице 4.

Таблица 4

Динамика объемов работ, выполненных УК ОАО «Кубаньэнерго» в период 2004-2006 гг.,

в натуральном выражении (чел-дни)

 

Вид услуг 

 

2005 г.

 

2006 г.

 

2007 г.

Темпы прироста, % 

2006/2007

2007/2006

Для АО-энерго

обучение 

15 090 

12 693 

10 723 

-15,9 

-15,5 

прочие услуги 

14 549 

12 508 

10 600 

-14,0 

-15,3 

На сторону

обучение 

3 102 

1 873 

2 094 

-39,6 

11,8 

прочие услуги 

2 947 

1 780 

1 989 

-39,5 

11,7 

Всего: 

35 688 

28 854 

25 406 

-19,2 

-11,9

 

Таким образом, объемы работ на сторону сократились на 4,4% больше, чем объемы работ для ОАО «Кубаньэнерго». Тем не менее, рост объемов услуг на сторону, имевший место в 2007 году, свидетельствует об увеличении спроса на образовательные услуги со стороны сторонних потребителей данного вида услуг. Постоянное снижение объемов работ для ОАО «Кубаньэнерго», наблюдавшееся в течение рассматриваемого периода, связано с сокращением финансирования ОАО «Кубаньэнерго» программы по обучению своих сотрудников.

2.3. Организация системы бухгалтерского учета и анализ учетной политики

Учебный комбинат ОАО «Кубаньэнерго» организовывает общую схему учета затрат в соответствии с выбранной учетной политикой ОАО «Кубаньэнерго».

К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата, относятся следующие:

  1. выбор способа начисления амортизации основных средств,
  2. выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ, услуг,
  3. порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов (путем списания на себестоимость или образования резерва предстоящих платежей),
  4. состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции,
  5. состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения.

Все изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно оговариваться.

С точки зрения формирования себестоимости продукции (работ, услуг) план счетов предусматривает два варианта учета затрат на производство: традиционный и маржинальный.

В Учебном комбинате ОАО «Кубаньэнерго» применяется традиционный способ учета, который предусматривает разделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости работ и услуг.

При этом варианте все прямые и косвенные расходы в конечном итоге отражаются на счете 20 «Основное производство». Прямые расходы списываются на счет 20»Основное производство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Суммы фактической производственной себестоимости работ, услуг переносятся с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи».

Сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счетов 20 «Основное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Существующая схема учета затрат дает возможность увидеть конечный результат — прибыль или убыток от деятельности подразделений УК с учетом того, что косвенные расходы распределяются по подразделениям по объему полученной выручки от реализации продукции. Этот принцип распределения зафиксирован в приказе об учетной политике ОАО «Кубаньэнерго», и абсолютно корректное распределение невозможно, и всегда существует искажение реальной себестоимости содержания подразделений УК.

Анализ затрат учебного комбината позволяет выявить тенденции изменения основных показателей, определить влияние отдельных факторов на их изменение и на этой основе дать оценку работы комбината.

Затраты учебного комбината включают: затраты на оплату труда, затраты на выплату отчислений на социальные нужды, материальные затраты, амортизационные отчисления, прочие затраты.

При осуществлении учета издержек и формировании себестоимости продукции важнейшим моментом является последовательность. Процесс учета издержек на предприятии состоит из нескольких этапов. Первый, наиболее важный и ответственный этап — первичный учет издержек — обеспечивает достоверность последующего процесса формирования себестоимости.

Первичный учет издержек в УК ОАО «Кубаньэнерго» заключается в том, что на основании первичных документов, фиксирующих потребление сырья и материалов, начисление и распределение оплаты труда, денежные расходы, расчеты по начислению амортизационных отчислений производится группировка затрат по статьям, структурным подразделениям. Далее составляются бухгалтерские записи по отражению издержек производства. При этом дебетуются счета 20 и 26, а кредитуются счета 02,10, 70, 69 и др.

3 . ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ В УК ОАО «КУБАНЬЭНЕРГО»

 

3.1.Документальная отчетность и анализ учета затрат

 

При начислении оплаты труда работникам оформляется «Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы» унифицированная форма №Т-12, в котором ведется аналитический учет по каждому работнику. В данном документе отражаются данные о количестве отработанных часов, количестве неявок, праздничных дней и выходных. Указывается сумма оклада. Далее происходит начисление заработной платы, при этом указывается корреспондирующий счет и сумма начисленной заработной платы по каждому работнику. Кроме того, при необходимости производится расчет прочих видов оплаты также с указанием суммы и корреспондирующего счета. При этом делаются следующие проводки:

  1. Начисление заработной платы работникам основного производства

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»      — 85000 р.

  1. Начисление заработной платы управленческому персоналу

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»      — 20000 р.

  1. Начислены платежи в фонды социального назначения с оплаты труда работников, занятых в основном производстве

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам                                  — 22100 р.

  1. Начислены платежи в фонды социального назначения с оплаты труда управленческого персонала

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам                                      — 5200 р.

 

3.2.Синтетический учет

 

Учет ведется автоматизировано с использованием программы 1С: Предприятие.

К материальным затратам относятся: оплата коммунальных услуг и отопления, общеремонтных работ, расходы на приобретение расходных материалов и прочее.    

1) Приобретены расходные материалы у поставщика

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —71907,97 р.

  1. В т.ч. НДС

    Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

    Кредит60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 12943,43 р.

  2. Оплачен с расчетного счета счет поставщика за приобретенные расходные материалы

    Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Кредит 51 «Расчетные счета» — 97794,83 р.

  3. Произведен зачет уплаченных сумм НДС
    из бюджета

    Дебет 68.2
    «Расчеты по налогам и сборам»

    Кредит19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценно-стям»         — 12943,43 р.

     

     

  4. Списаны материалы в основное
    производство

    Дебет 20 «Основное производство»

    Кредит 10 «Материалы», субсчет 1 «Материалы»      — 59437,41 р.

     

  5. Списаны материалы, используемые для общехозяйственных нужд

    Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

    Кредит10 «Материалы» — 38357,42 р.

При оказании услуг сторонними организациями предприятие может осуществить предоплату. В данном случае это выглядит так:

  1. Произведена предоплата
    поставщику за оказанные услуги

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 «Расчетные счета» — 107794,83 р.

  1. Отражено оказание услуг поставщиком

    Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

    Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    — 107794,83 р.

  2. В том числе НДС

    Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

    Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»


    — 16443,28 р.

  3. Произведен зачет уплаченных сумм НДС из бюджета

Дебет 68.2 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценно-стям» — 16443,28 р.

 

 

 

3.3. Особенности калькулирования себестоимости готовой продукции и услуг организации

На изучаемом предприятии применяется позаказный метод калькулирования себестоимости продукции, сущность которого заключается в том, что все прямые основные затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным видам оказываемых услуг. Остальные производственные затраты учитываются по местам их возникновения, по назначению, по статьям и включаются в себестоимость отдельных услуг. Следовательно, объект калькулирования при этом методе — виды услуг, фактическая себестоимость которых определяется после их выполнения.

Рассмотрим процесс калькулирования себестоимости готовой продукции в УК ОАО «КУБАНЬЭНЕРГО».

  1. Первой проводкой на основании накладной списания в производство материалов отпускаются необходимые материалы по учетной стоимости:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10 «Материалы», субсчет 1 «Материалы»      — 481232,54р.

  1. Далее начисляется амортизация на используемые в процессе основные средства организации:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 02 «Амортизация основных средств»     — 350,83 р.

  1. Следующей проводкой начисляется заработная плата основных производственных рабочих:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»      — 54477,5 р.

  1. Отнесение на затраты суммы единого социального налога, относящегося к оплате труда основных производственных рабочих, осуществляется проводкой:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам                                  — 14164,15 р.

Определенные выше затраты на производство — прямые. Теперь переходим к косвенным затратам, которые определяются в разрезе оказанной услуги исходя из доли прямых затрат в общей сумме затрат, накопившихся на счете 20 «Основное производство».

  1. Сначала определим общепроизводственные затраты:

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — 2680,65 р.

  1. оплата за телефонную связь цеха:

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 4 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»      —200,9 р.

  1. оплата электроэнергии цеха:

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 9 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами по электроэн.» — 1401,31 р.

Общехозяйственные затраты, также относящиеся к косвенным, составят:

  1. заработная плата административно-управленческого персонала предприятия:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 61641,75 р.

  1. начисления на заработную плату административно-управленческого персонала предприятия:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам                                      — 16026,86 р.

  1. расчеты с подотчетными лицами:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»         — 1041,19 р.

  1. расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (расходы на рекламу, доступ в Интернет, покупка канцелярских товаров для нужд организации и пр.):

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 4 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»      — 1809,79 р.

Для дальнейшего определения полной себестоимости оказания услуг списываем сумму косвенных затрат со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 20 «Основное производство» следующими проводками:

  1. Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 25 «Общепроизводственные расходы»      — 1690,86 р.

  1. Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»      — 3936 р.

Определив суммы полной себестоимости и выпуска готовой продукции, списываем ее на счет 43 «Готовая продукция», субсчет 1 «Готовая продукция» следующей бухгалтерской проводкой:

  1. Дебет 43 «Готовая продукция», субсчет 1 «Готовая продукция»

Кредит 20 «Основное производство»      — 59581,69 р.

Следующая проводка в учете изучаемой организации — списание себестоимости готовой продукции:

  1. Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость оказанной услуги»

Кредит 43 «Готовая продукция», субсчет 1 «Готовая продукция»

59581,69 р.

Таким образом, позаказным методом калькулирования определена фактическая себестоимость оказанной услуги, которая составила 59581,69 р.

В конце месяца сопоставляются полная себестоимость и выручка от оказания данной услуги, в результате чего определяется финансовый результат — прибыль или убыток.

Методика расчета калькуляционного процента на вложенный капитал

    При обычном расчёте прибыли учитываются как расход только проценты, уплаченные за чужой (заёмный) капитал. Однако в учёте издержек необходимо предусматривать проценты, которые были бы уплачены за весь (как собственный, так и заёмный) участвующий в производственном процессе капитал (производственно-необходимый капитал). Тот доход, который предприятие не получило, не вложив свой капитал в другое приносящее процент дело, рассматривается как издержки.

Таким образом, для расчёта калькуляционного процента необходимо определить:

  1. процентную ставку по безрисковым вложениям (обычно это ставка по депозитам в сберегательном банке, ставка рефинансирования ЦБ или процентная ставка по государственным облигациям);
  2. производственно необходимый капитал, который складывается из производственно-необходимого основного капитала (ОК) и производственно-необходимого оборотного капитала (Об.К).

Производственно-необходимый ОК = (первоначальная стоимость ОК)/2 + уплаченные авансы за изготавливаемое оборудование.

Необходимость деления на 2 первоначальной стоимости основного капитала предприятия объясняется тем, что сумма связанных в производстве основных средств ежегодно уменьшается на величину амортизационных отчислений, следовательно «процентируется» уже меньшая сумма. При линейном законе амортизации сумма инвестированного в производство капитала снижается по закону «треугольника». Следовательно, при расчётах нужно брать среднее значение суммы основного капитала, т.е. надо делить на 2 по правилам геометрии.

К производственно-необходимому ОК не относится та часть основного капитала, которая не необходима для производства: неиспользуемое оборудование, ценные бумаги, сумма финансового участия в других предприятиях и т.д.

Производственно-необходимый Об.К = оборотный капитал предприятия — величина кредиторской задолженности — сумма полученных авансов покупателей.

 

Производственно-необходимый капитал = Производственно-необходимый ОК + Производственно-необходимый Об.К.

Тогда калькуляционный процент на вложенный капитал рассчитывается по формуле:

Калькуляционный процент = процентная ставка * производственно-необходимый капитал.

В Учебном центре ОАО «Кубаньэнерго» это будет выглядеть так:

Процентная ставка по банковским депозитам для юридических лиц — 9,5 % годовых (Сбербанк, Внешторгбанк);

Производственно-необходимый ОК = 5335000 рублей/2= 2667500 рублей.

Основные средства УЦ по прогнозному балансу составят 5166000 рублей

Внеоборотные активы – 169000 рублей,

Итого основной капитал составит 5335000 рублей.

Производственно-необходимый Об.К= 1023000-1103000-290000=-370000 рублей, где

1023000 рублей – оборотный капитал по прогнозному балансу УЦ;

1103000 рублей – величина предполагаемой кредиторской задолженности;

290000 рублей – авансы, полученные от покупателей.

Производственно-необходимый капитал = 2667500+(-370000)= 2297500 рублей.

Калькуляционный процент = 2297500*9,5%=218262,5 рублей

 

Методика расчёта калькуляционного риска

 

Каждое предприятие должно учитывать опасность непредвиденного повышения затрат (потерь) на случай пожара, взлома, возмещения нанесённого предприятием ущерба другому лицу и т.п. и включать их в себестоимость.

Опасность появления этих непредвиденных потерь принято называть рисками,
которые могут возникать нерегулярно и в различной величине по стоимости.

Если предприятие страхует свои риски, то в учёте издержек не рассчитываются калькуляционные риски, а в себестоимость включаются затраты на страхование.

Калькуляционный риск представляет собой самострахование предприятия в случаях, когда предприятие не заключает страховых договоров, или на случаи, не предусмотренные страховым договором.

Количественные значения рисков калькулируются на основе статистики по предприятию или в отрасли.

Проиллюстрируем предлагаемый способ учёта издержек (включающий расчёт калькуляционных рисков, амортизации и процентов) на примере.

Таким образом, издержки, калькулируемые в рамках бухгалтерского учёта, не отражают истинного положения дел на предприятии. Для обеспечения функционирования предприятия в долгосрочной перспективе необходимо учитывать калькуляционную амортизацию, проценты и риски, которые дают возможность создать резерв для новых инвестиций, учесть упущенную выгоду от реализации проекта и спланировать потребность в ресурсах для преодоления последствий аварийных ситуаций.

3.4. Предложения по улучшению организации бухгалтерского учета себестоимости работ и услуг, в УК ОАО «КУБАНЬЭНЕРГО»

 

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Целью нормально функционирующего предприятия является получение максимальной прибыли с наименьшими затратами для формирования источников последующего экономического развития предприятия, которое позволит вести инвестиционную политику, политику реконструкции и расширения производства; социальную политику развития коллектива, дающую базу для формирования кадровой политики, и т. д. Финансовый результат деятельности предприятия в свою очередь во многом зависит от правильно выбранной стратегии управления себестоимостью. Модели, основанные на изучении взаимоотношения затрат, объема производства и прибыли, дают возможность руководителям предприятия планировать и прогнозировать деятельность фирмы.

Одна из серьезных проблем руководителя предприятия сегодня — невозможность принятия управленческих решений на основании бухгалтерской информации, так как предложенные Минфином РФ методы классификации учета затрат, в рамках которых формируется информационная база для менеджеров российских фирм, не позволяют правильно и полноценно ее использовать для анализа и прогнозирования. Поэтому для финансово-экономического управления предприятием необходима разработка системы методов и рекомендаций по формированию более точной информации в российских условиях.

Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления себестоимостью в рыночных условиях является управление через центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними компаниями.

Причем себестоимость может включать затраты как прямые, так и косвенные расходы. Она может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, либо включаются в калькуляцию, либо нет, то есть возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).

Таким образом, для реализации задач оптимального финансового управления предприятием целесообразно выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые).

Такой механизм формирования центров затрат для управления себестоимостью на предприятии позволит решить следующие задачи управления:

  1. Получение оперативной информации по затратам каждого центра и его структурных единиц;
  2. Анализ затрат в разрезе каждого центра;
  3. Составление бюджета расходов на предприятии и прогнозирование затрат по центрам;
  4. Получение оперативной информации для управления стоимостью, расчета объема продаж с заданной прибылью;
  5. Согласование и увязка задач производства, управления и маркетинга на долгосрочной и краткосрочной основе;
  6. Создание информационной базы для принятия управленческих решений по стратегии и тактике работы предприятия в условиях рынка.

Такая схема может стать существенным помощником в оперативном управлении предприятием.

Учитывая изложенное, можно сказать, что в дополнение к бухгалтерскому учету, который главным образом удовлетворяет нужды внешних органов и органов общегосударственной статистики и данные которого используются на уровне управления народным хозяйством в целом, на предприятиях должна быть создана эффективная система интегрированного внутризаводского учета, всесторонне и комплексно характеризующего протекание и результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях, вплоть до отдельных рабочих мест. В результате появится качественно новый вид учета – производственный учет, который в основном на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит возможность активного наблюдения за величиной, направлением, целесообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов.

Развитие рыночных отношений и связанные с этим потребности экономической практики будут стимулировать дальнейшие исследования в направлении управленческого (производственного) учета и путей его организации на предприятиях России.

Недостатки 

Предложения 

Ожидаемый эффект 

1. невозможность принятия управленческих решений на основании бухгалтерской информации

разработка системы методов и рекомендаций по формированию более точной информации в российских условиях

Получение оперативной информации

2. не оптимального финансового управления предприятием

выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые).

решений по стратегии и тактике работы предприятия в условиях рынка.

3.не эффективное управления себестоимостью в рыночных условиях

Составление бюджета расходов на предприятии и прогнозирование затрат по центрам

Полный контроль над управлением себестоимости

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 15.06.06 г.).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №51-ФЗ от 30.11.94 г. (по состоянию на 01.02.2007 г.)
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. (в ред. от 30.06.05 г.)
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.98 г. (в ред. от 24.03.04 г.).
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98): Приказ Минфина РФ №60н от 01.12.98 (в ред. от 30.12.05 г.)
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): Приказ Минфина РФ №33н от 06.05.04 г.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01): Приказ Минфина РФ №44н от 09.06.04 г.
  8. Федеральный закон от 21 июля 2005г. N 101-ФЗ
    «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»: принят Государственной Думой 8 июля 2005 г.
  9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению: Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.00 г. (в ред. от 07.05.03).
  10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.05 г.
  11. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина РФ №119н от 28.12.05 г.
  12. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких.— 4-е изд., перераб. и доп.—М.: Бухгалтерский учет, 2005.— 719 с.
  13. Бухгалтерский учет: Учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др.; Под ред. Я.В. Соколова.— М.: Проспект, 2004.— 768 с.
  14. Справочник корреспонденции счетов бухгалтерского учета / Под ред. А.С. Бакаева.— М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2005.— 608 с.
  15. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие.— М.: Дело и Сервис, 2006.— 336 с.
  16. Ефремова А.А. Различие понятий «расходы» и «затраты» в бухгалтерском учете // Бухгалтерский учет.—2005.—№ 16— с.54—58.
  17. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др.; Под ред. А.С. Бакаева.— М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2004.— 435 с.
  18. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2004.— 592 с.
  19. Малявкина Л.И. Затраты, незавершенное производство, готовая продукция // Бухгалтерский учет.—2005.—№ 24— с.4–8.
  20. Остапенко В. А. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету: – М.: «КНОРУС»; Новосибирск: «ЭКОР-КНИГА», 2005.–808 с.
  21. Ржаницына В.С. Учет операционных расходов // Бухгалтерский учет.—2004.— № 22— с. 11—17.
  22. Соколов Я.В. Учет затрат: от теории к практике. Что такое себестоимость? Что следует включать в себестоимость 1 и в себестоимость 2? // Бухгалтерский учет.—2005.—№ 6— с.44—49.
  23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. — М.: «Экономика», 1980 — 232с.
  1. www.aubi.biz.ru
  2. www.audit-ut.ru
  3. www.buhgalt.ru
  4.  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЯ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.2MB | MySQL:120 | 2,371sec