Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

<

112213 0537 1 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

1. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ

 

Для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и депонентами, используют синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

1 «Расчеты по предоставленным займам»;

2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» учитывают расчеты с работниками по предоставленным им займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика и др.).

Сумму предоставленного работнику займа отражают по дебету счета 73-1 с кредита счетов учета денежных средств (50, 51 и др.).

При погашении займа кредитуют счет 73 и дебетуют счета учета денежных средств (50, 51 и др.) или счет 70 в зависимости от принятого порядка платежа.

При невозвращении работником выданного ему займа задолженность списывается с кредита субсчета 73-1 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Суммы, подлежащие взысканию с работников организации, списывают в дебет счета 73-2 с кредита счетов 94 «Недостачи от потери и порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов», 28 «Потери от брака» и др. Взысканные с работников суммы удержаний относят в кредит счета 73-2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе во взыскании ввиду необоснованного иска) и др.

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» может быть открыт субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит». На этом субсчете учитывают расчеты с персоналом организации по приобретенным в кредит отдельным категориям товаров.

Аналитический учет по счету 73 ведут по работникам организации.

2. УЧЕТ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ В СОСТАВЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Структура косвенных расходов, формируемых в рамках исчисления себестоимости, приведена на рис.

 

112213 0537 2 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

 

Деление затрат на прямые и косвенные в отечественном учете имеет четкое законодательное обоснование и поэтому может считаться в первую очередь атрибутом налогового и финансового учета.

Отнесение затрат к прямым и косвенным определяется принятой в организации учетной политикой и методами калькулирования затрат. Например, на некоторых производствах, выпускающих однородную продукцию (энергетика, угольная и нефтяная промышленность), все затраты могут быть прямыми. В сфере услуг (например, в финансовом консалтинге), наоборот, прямые затраты выделить довольно трудно, и все затраты можно считать косвенными. Вообще, на предприятиях обрабатывающих отраслей и в сфере услуг (отрасли с высокой добавленной стоимостью) косвенные расходы существенны, их доли в структуре себестоимости превышают доли прямых затрат. В целом можно сказать, что соотношение прямых и косвенных затрат является функцией отраслевой принадлежности организации и связано с технологическими особенностями производства.

Проследить путь конкретной статьи косвенных расходов в производстве конкретного изделия (объекта учета) невозможно. Именно поэтому необходимость учесть в себестоимости продукции долю накладных расходов делает себестоимость неоднозначным показателем. Неоднозначность в данном случае следует понимать как вариабельность величины при различных подходах к формированию. Сумма прямых затрат на единицу продукции определяется по фактическим данным, величина же косвенных затрат характеризует группу изделий, выпуск в целом, особенности технологического процесса в данном подразделении или целое предприятие. В качестве примера статей накладных расходов можно привести расходы на технический контроль, арендную плату, расходы на освещение и отопление при производстве продукции, затраты на содержание управленческого персонала организации.

Учет накладных расходов при определении себестоимости произведенной продукции необходим для двух следующих целей:

  • первая цель определяется требованиями финансового учета и связана с необходимостью распределения производственных затрат, понесенных за период, между себестоимостью реализованной продукции и стоимостью запасов. Для нужд финансового учета не требуется точного определения затрат
    на конкретный объект учета, достаточно разграничить затраты на продукт и затраты за период так, чтобы их величины, отраженные в отчетности данного периода, позволяли продемонстрировать приемлемый уровень прибыли по компании в целом;    
  • вторая цель состоит в обеспечении руководителей организации информацией, необходимой для принятия управленческих решений. И здесь уровень приближения, принятый в финансовом учете, оказывается абсолютно неприемлемым, поскольку не позволяет определить доходности отдельных продуктов.

    Носителями затрат в классических калькуляционных системах являются конечные продукты (готовые изделия, работы, услуги), промежуточные продукты и полуфабрикаты, отдельные детали, узлы, группы продуктов, заказы или иные объекты калькулирования. Говоря простым языком, носители затрат — это те единицы, для которых считают себестоимость, будь то физическая единица конечной продукции или результат прохождения продуктом отдельного технологического этапа (передела).

    Место возникновения затрат — это пространственно или функционально разграниченные сферы деятельности организации, в которых происходит потребление ресурсов, в связи с чем возникают затраты, и менеджеры, которые несут ответственность за их величину. В качестве мест возникновения затрат обычно рассматривают структурные подразделения организации. При организации учета по центрам ответственности целесообразно соотносить места возникновения затрат с центрами ответственности, хотя это и необязательно.

    Статья калькуляции — вид затрат, выделенный в учетно-аналитических целях в процессе отнесения затрат к различным калькуляционным единицам в рамках каждого конкретного направления учета. Статья калькуляции может быть одноэлементной (например, затраты на оплату простоев) или комплексной (затраты на обучение персонала). Статьи затрат могут выглядеть как более или менее агрегированные в зависимости от того, какое направление учета интересует в настоящий момент.

    Второй вопрос, который следует уяснить, — какие места возникновения затрат соответствуют производственным, какие — обслуживающим, а какие — непроизводственным. В производственных подразделениях продукция проходит различные стадии технологической цепочки. Например, к производственным подразделениям завода относятся все основные цеха, в аудиторской фирме производственными подразделениями считаются департаменты аудита, консалтинга, оценки, т. е. все, кто не посредственно работает над проектами клиентов. Без каждого из этих подразделений производство продукции невозможно. При этом необязательно каждая единица каждого наименования продукции должна пройти через все производственные подразделения.

    Вспомогательные (обслуживающие) подразделения обеспечивают функционирование производства, при этом ни один продукт непосредственно через них в ходе своего технологического цикла не проходит. К вспомогательным относят теплоэнергетические.

    Непроизводственные подразделения обеспечивают функционирование организации в целом, при этом они не участвуют в производстве самого продукта. К непроизводственным относят административные, финансовые, социальные и т. п. подразделения предприятия.

    Далее следует решить, каких принципов учета придерживаться при формировании себестоимости — по полным или по переменным затратам. От решения этого вопроса будет зависеть отнесение общепроизводственных расходов к затратам продукт или к периодическим затратам.

    <

    Кроме того, решение о внедрении учета по переменным затратам потребует организации разделения затрат на переменные постоянные в учетных регистрах, что потребует дополнительных усилий по выделению переменных составляющих в условно-переменных статьях затрат. К сожалению, бухгалтерские счета, используемые российскими предприятиями для учета косвенных трат, совершенно недостаточны для аналитической работы. В этом вопросе наиболее очевидно проявляются преимущества раздельной системы ведения финансового и управленческого учета.

    Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг). К косвенным относятся общепроизводственные расходы, которые не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат.

    Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе — по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых) расходов. Статьи расходов предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию. Внутри каждой статьи можно организовать аналитический учет для более подробной расшифровки затрат с целью их конкретизации.

    Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.

    Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументирование принимать решения.

    В конце отчетного периода на суммы фактических общепроизводственных расходов составляют запись:

    Д-т сч. 20 «Основное производство» — в части подразделений основного производства

    Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — в части подразделений вспомогательных производств

    Д-т сч. 28 «Брак в производстве» — в доле расходов, относящихся к забракованной продукции

    К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы».

    Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:

    1) выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носителя общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех);

    2) выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;

    3) выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

    Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. Выбор базы распределения — чрезвычайно важный вопрос, так как, меняя ее, бухгалтер-аналитик меняет и значение себестоимости продукции (работы, услуги). База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики предприятия. Однако, когда ее несоответствие становится очевидным, она подлежит пересмотру.

    На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:

    1. Время работы производственных рабочих (человеко-часы).

    2. Заработная плата производственных рабочих.

    3. Машино-часы.

    4. Прямые затраты.

    5. Стоимость основных материалов.

    6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении.

    7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.

    Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

    Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп — по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

    В конце отчетного периода счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается:

    Д-т сч. 20 «Основное производство» — в части подразделений основного производства

    Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — в части подразделений вспомогательного производства

    К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

    При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности последние напрямую не связаны с объемом производства — его падением или ростом, их размер скорее зависит от продолжительности отчетного периода. Поэтому распределение общехозяйственных расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер.

    В соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности, в себестоимость продукции должны быть включены лишь производственные затраты. Управленческие и коммерческие расходы в калькулировании производственной себестоимости участвовать не могут. Приказ Минфина РФ от 27.03.1996 г. № 31 «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 г.» предоставил всем организациям право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость. Этим документом всем организациям, независимо от вида их деятельности, разрешено с 1 января 1995 г. списание общехозяйственных расходов непосредственно на себестоимость реализованной продукции.

    На сегодняшний день п. 20 Указаний Минфина РФ № 31 для организаций любых видов деятельности в учетной политике разрешено принятие порядка списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». В случае использования этого приема предприятия обязаны записать о нем в своей учетной политике.

    Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ:

    1. Снижение трудоемкости учета, его упрощение.

    2. Совокупная прибыль будет одной и той же при использовании разных систем калькулирования, следовательно, размер налога на прибыль при любом подходе к калькулированию должен совпадать. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период.

    3. Данный способ списания расходов позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе, в неликвидных запасах в период, когда спрос на продукцию уменьшается. Калькулирование полной себестоимости на предприятиях, имеющих запасы готовой продукции на складе, приводит к капитализации части общехозяйственных расходов.

    Важной проблемой калькулирования производственной себестоимости является порядок списания расходов со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи» в случае отсутствия у предприятия в отчетном периоде выручки.

    Как было показано в гл. 2, о расходах предприятия начинают говорить лишь при возникновении у него доходов, и традиционно списание затрат в дебет счета 90 производится лишь при появлении выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    В литературе существует мнение о целесообразности в этом случае прямой проводки.

    Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

    К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

    Это предложение направлено на совершенствование существующей »ныне методологии бухгалтерского учета.

    Однако если следовать рекомендациям Минфина РФ, то на сумму, учтенную по счету 26 «Общехозяйственные расходы», следует составить две бухгалтерские записи:

    Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

    К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

    и

    Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

    К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль / убыток от продаж».

    Соответственно и заполнение строки 040 «Управленческие расходы» формы № 2 не должно увязываться с фактом получения выручки от продажи продукции (работ, услуг).

     

    3. ЗАДАЧА

     

    Задача представлена в форме сквозной задачи на примере условной организации ОАО «Орбита». Решение предложенной задачи предусматривает: учетную регистрацию основных финансово-хозяйственных операций, их группировку и обобщение на счетах, а также калькулирование себестоимости выпускаемой продукции и составление бухгалтерского баланса и ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках».В целях упрощения задания не рассматривается ряд специфических бухгалтерских операций, не связанных с персональной деятельностью бухгалтера и сделаны некоторые допущения. В ряде операций приведены готовые суммы, хотя на практике их рассчитывают в бухгалтерии по действующим методикам.

    При выполнении задачи необходимо составить бухгалтерские проводки по операциям, приведенным в перечне хозяйственных операций за декабрь 2005 г. (перечень операций не охватывает весь комплекс, характерный для заключительного месяца года). Затем составить оборотную ведомость по синтетическим счетам и на основании этой ведомости составить: калькуляцию себестоимости выпущенной продукции вспомогательным цехом, цехами № 1 и 2, расчет списания отклонений фактической себестоимости реализованной продукции от нормативной, баланс и форму № 2. Все суммы в работе условны.

    Особенности учета отдельных операций и применяемых методов раскрываются в учетной политике ОАО «Орбита», которое имеет 2 основных цеха: №1 – механический и №2 – сборочный, а также один вспомогательный цех — ремонтно-механический. В основных цехах вырабатываются два вида продукции: в цехе №1 – А и Б, в цехе № 2 – С и Д. Изделие А. является полуфабрикатом для производства изделия С.В течении месяца отпускается в цех №2 по нормативной себестоимости. Отклонения фактической себестоимости от нормативной по изделию А списываются по окончанию отчетного месяца на себестоимость изделия С. Вспомогательный цех выполняет ремонт оборудования механического цеха (заказ № 301) и сборочного цеха (заказ № 302).

    Выписка из приказа об учетной политике ОАО «Орбита»:

    1. Для учета амортизации нематериальных активов используется счет 05 «Амортизация нематериальных активов».

    2.Фактическая себестоимость поступивших материалов выявляется на 15 счете.

    3. Текущий учет материалов на счете 10 «Материалы» ведется по учетным ценам.

    4. Для учета отклонений от учетных цен применяется счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Отклонения списываются пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

    5. Амортизация начисляется линейным способом.

    6. Затраты на текущий ремонт основных средств ежемесячно списываются на себестоимость продукции.

  1. Учет затрат на производство основной продукции осуществляется попередельным методом.
  2. Для определения себестоимости продукции вспомогательного цеха применяется позаказный метод калькулирования.

    9. Общепроизводственные расходы распределяются между видами готовой продукции цехов основного производства пропорционально стоимости основных материалов.

    10. Общехозяйственные расходы ежемесячно списываются на себестоимость проданной продукции как условно — постоянные расходы.

    11. Незавершенное производство оценивается по нормативной (плановой) себестоимости.

    12. Готовая продукция приходуется по нормативной себестоимости. Отклонения от фактической себестоимости готовой продукции списываются по продажи.

    13. Продукция считается проданной по мере ее отгрузки и предъявления счетов покупателям.

    При составлении оборотно – сальдовой ведомости остатки по счетам на начало месяца берутся из ведомости остатков по синтетическим счетам на 1 декабря 2005 г., для составления баланса на 1 января 2005г.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н).
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн,
  7. Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. – М.: ООО «Нонпарель», 2003
  8. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет.–М,: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2005.
  9. Дмитриева О.В., Никольская Э.В. Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в издательствах.–М.:Финансы и статистика, 2004.
  10. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учета.–М.: Юристъ, 2006.
  11. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2004.
  12. Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. Управленческий учет по формуле «три в одном». –М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2001.
  13. Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет. 2001. № 7.
  14. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учеб. пособие. М.: Изд-во «УРСС», 2005.
  15. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002.
  16. Управление затратами на предприятии: Учебник / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова. В.П. Кустарев и др.; Под общ. ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004
  17. Управленческий учет (с элементами финансового учета) / Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. –М.: Инфра-М, 2005.
  18. Хонгрен Ч. Т., Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. –М.: Финансы и статистика, 2002.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00120 sec

WordPress: 24.36MB | MySQL:117 | 1,409sec