Учетная политикак как предмет исследования

<

122113 0219 1 Учетная политикак как предмет исследования

1.1. Понятие роль и значение учетной политики

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике [9].

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»; «совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»; «это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности» [11, 15, 19].

В приложении приказа Минфина РФ от 09.12.1998 г. №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 под учетной политикой предприятия понимается «совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности» (8). Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики [8).

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности).

Учетная политика являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях.

Учетная политика организации—это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров-бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности.

Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение-ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: путем описания каждого из них либо путем указания отклонений от общих правил. В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет [24, C. 74].

Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования». При этом способе основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений [29, C. 149].

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

В отечественной практике среди них – амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подобных ценностей; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; фонды специального назначения; способы отражения в отчетности полученных займов и др.

Особому описанию подлежат изменения в учетной политике предприятия, происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме, меньше установленного, раскрытию подлежат как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности предприятия в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

 

1.2. Принципы формирования учетной политики

 

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 (6) допущений и требований.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, – применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, – понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);

материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;

уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

  1. форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.); организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);
  2. текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);
  3. особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);
  4. кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);
  5. хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

    Принципы и правила – это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

    Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

    Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (8).

    Данное Положение распространяется:

    в части формирования учетной политики — на все организации независимо от организационно-правовых форм;

    в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

    Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

    При этом утверждаются:

    выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности) [29, C. 158].

    Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания

    скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

    При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

    При формировании учетной политики в целях налогообложения следует учитывать следующее.

    Налогоплательщик самостоятельно в установленных Налоговым Кодексом рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы можно разбить на различные группы, например по отношению к конкретным налогам.

    Кодекс содержит нормы, позволяющие налогоплательщику самостоятельно выбрать вариант расчета (порядка уплаты и т. п.) того или иного налога. На сегодняшний день из всех налогов, установленных частью второй НК РФ, элементы учетной политики для целей налогообложения предусмотрены для налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых.

    Кстати, наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, содержится в главе 25 НК РФ и касается исчисления налога на прибыль.

    Возможна и другая группировка элементов учетной политики. Их можно условно разделить на три группы:

    — основную (элементы, необходимые для учетной политики всех налогоплательщиков, применяющих обычную систему налогообложения);

    — специальную (элементы, необходимые только для некоторых категорий налогоплательщиков);

    — дополнительную (необязательные элементы).

    К основной группе относятся элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено налоговым законодательством, либо те, на которые в законе есть прямые ссылки.

    Специальная группа (либо ее отдельные элементы) необходима тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности (либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками). Для них налоговым законодательством предусмотрены специальные элементы учетной политики.

    В дополнительной группе закрепляются элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо вообще не отнесены к элементам учетной политики, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих налогоплательщиков целесообразно закрепить свой выбор именно в приказе, утверждающем учетную политику для целей налогообложения. Кроме того, налогоплательщик может установить также иные имеющие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, при условии их соответствия (непротиворечия) Кодексу.

    Рекомендуется в учетной политике для целей налогообложения закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

    В любом случае должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием. Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия.

    Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации.

    Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

    Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации; Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

    Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

    На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной политики. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год, а с начала нового отчетного года учётную политику можно кардинально пересмотреть и изменить в лучшую для предприятия сторону.

    Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

    Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета.

    Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение-ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей, т.е. заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

    В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения. Под основными понимаются те положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об имущественном и финансовом положения предприятия, его денежном обороте, или результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут сделать полезные выводы по ней.

    Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

    К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

    <

    Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: путем описания каждого из них либо путем указания отклонений от общих правил. В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет.

    Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования». При этом способе основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

    Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

    Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

    В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1 /98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

    Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

    Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

    Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

    Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

     

    2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

     

    2.1. Организационно-технический раздел (аспект)

     

    Организационные аспекты включают в себя описания деятельности организации и её структуры, методов оценки имущества и обязательств, применяемого плана счетов, правил документооборота, технологии обработки учетной информации, организации работы бухгалтерии, документооборота и внутреннего контроля, инвентаризации имущества и обязательств.

    При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых; применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

    Нормативной базой для выбора и обоснования учетной политики являются:

    Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34-Н

    Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-Н

    приказом Минфина России от 31.12.98 г. №1673 «об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия»;

    Положение о составе затрат, утвержденное постановлением правительства РФ от 15.07.98 г. № 25-Н

    Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

    Приказ Минфина России от 20.07 98 г. № 33-Н «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов».

    Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса; методический, технический и организационный.

    Наличие элементов организационного характера является обязательным. Приказ об учетной политике должен предусматривать ряд внутренних положений, оформляемых в виде приложений к данному приказу и регламентирующих вопросы организации и ведения учетной работы.

    Организация учетной работы

    1. Определяя учетную политику в части организации работы бухгалтерии, организация решает следующие вопросы: схему ведения учета; выделение подразделений на отдельный баланс; уровень централизации учета; систему внутрипроизводственного контроля.

    2. Основным документом, регулирующим организацию учетной работы организации является Положение о бухгалтерской службе, которое определяет место и роль различных групп учета в структуре бухгалтерского учета.

    3. Выбор организационной формы учета определяется, главным образом, объемами учетной работы и налоговых расчетов. Например, в составе бухгалтерской службы руководитель может ввести в штат должность бухгалтера по налоговым расчетам (группу налогового учета) или утвердить службу налогового учета как самостоятельное структурное подразделение.

    4. Группа налогового учета может состоять из функциональных подгрупп — по принципу разделения хозяйственных операций, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и требующих корректировки для целей налогообложения. В функции группы налогового учета, кроме расчетов и корректировок, должна входить также проверка правильности оформления первичных бухгалтерских и организационно-распорядительных документов и контроль за правильностью отражения по счетам бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с налоговыми расчетами.

    5. Возможность выделения филиалов и иных обособленных структурных подразделений на отдельный баланс вытекает из содержания пункта 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Выделение целесообразно в случае территориальной обособленности структурных подразделений или обособленности их производственного и коммерческого процессов. При наличии у организации обособленных структурных подразделений Положением о бухгалтерской службе утверждается уровень централизации учетных работ.

    6. Учет в организациях может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

    — при централизованной форме все работы по текущему обобщению, систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов сосредоточены в центральной бухгалтерии.

    — при децентрализованной форме кроме центральной бухгалтерии в отдельных подразделениях создаются свои учетные подразделения. Они ведут законченный цикл учетных работ до составления отдельного баланса, данные которого включаются в общий баланс организации. Бухгалтерский баланс, составленный структурным подразделением характеризует имущественное и финансовое положение достаточно условно и представляет собой внутренний документ, являющийся частью баланса организации.

    7. Для распределения функций между работниками бухгалтерской службы в организациях разрабатываются должностные инструкции.

    8. Положение о бухгалтерской службе (включая обособленные структурные подразделения), должностные инструкции работников бухгалтерии утверждаться в качестве приложения к приказу об учетной политике.

    9. Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии оформляются по общей схеме и , как правило, включают в себя ряд разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы. Применительно к должностям (а не к определенным фамилиям (лицам) целесообразно разработать перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

    В соответствии со статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете» и п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация на основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета должна разработать собственный рабочий план счетов. Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. При необходимости для учета специфических операций организации могут вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Дополнительные счета первого порядка могут вводится только по согласованию с Минфином России. Основанием для появления таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.п. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. В рабочем плане счетов следует дать полную характеристику основным счетам, действующим в организации. Для выделения объектов налогового учета и обеспечения раздельного учета хозяйственных операций в соответствии с требованиями налогового законодательства используются специальные аналитические счета. Если организация не прибегает в своей деятельности к пункту 4 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» в приказе по учетной политике необходимо сделать запись, что организация руководствуется единым Планом счетов Минфина России. Рабочий план счетов может быть утвержден как приложение к приказу об учетной политике.

    Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы, содержащиеся в альбомах; формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки учетной информации являются обязательным элементом учетной политики организации.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете и пункту 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Такой перечень, разработанный применительно к должностям, а не к определенным фамилиям (лицам) может быть утвержден в качестве приложения к приказу об учетной политике

    Разработанные формы первичных документов, не входящие в число унифицированных , организация должна утвердить в виде приложения к приказу об учетной политике и довести до персонала, к примеру, в виде «Альбома форм первичных документов», единого для всех филиалов и структурных подразделений организации.

    Пункт 3 ст.6 Закона «О бухгалтерском учете» и пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусматривают, что организация должна утвердить правила документооборота. Под документооборотом понимается движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Документооборот в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. График документооборота составляется в соответствии с требованиями Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом Министерства финансов СССР от 29.07.83г. №105 по согласованию с ЦСУ. График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

    График документооборота в организации может быть утвержден как приложение к приказу по учетной политике.

    Регистры бухгалтерского учета используются для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. Применяемые формы бухгалтерского учета в организациях:

    — мемориально-ордерная: составляются мемориальные ордера, которые записывают в регистрационный журнал, а затем в Главную книгу.

    — журнально-ордерная: используются журналы-ордера, запись в которых ведется по кредитовому признаку, месячные итоги переносятся в Главную книгу.

    — автоматизированная: применение средств автоматизации для ведения бухгалтерского учета не приводит к образованию новой формы учета, так как выходные учетные регистры формируются применительно к какой-либо из перечисленных форм учета (как правило, мемориально-ордерной) либо содержат в себе элементы всех форм учета (в этом случае возникает смешанная форма учета).

    Организации могут самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей деятельности и использовать вычислительную технику при соблюдении общих методологических принципов, предъявляемых к бухгалтерскому учету

    Среди элементов учетной политики могут быть указаны установленные в организации методы контроля, за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации и способы контроля за их действиями. К ним можно отнести: порядок аттестации сотрудников бухгалтерских служб организации; положение о службе внутреннего аудита; привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической, так и с финансовой точки зрения.

    Приказ об учетной политике организации может также содержать ссылки на ряд других положений, регламентирующих бухгалтерский и налоговый учет, оформленные в виде приложений к данному приказу.

    Технический аспект — как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

    Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

    1. План счетов бухгалтерского учета.

    2. Форма бухгалтерского учета.

    3. Технология обработки учетной информации.

    4. Организация внутрипроизводственного контроля.

    5. Организация составления отчетности.

    6. Инвентаризация имущества и обязательств.

    Технический аспект учетной политики предприятия состоит из следующих элементов:

    1. План счетов бухгалтерского учета предприятия должен разрабатываться на основе типового плана счетов бухгалтерского учета.

    2. Форма бухгалтерского учета предприятия.

    3. Технология обработки учетной информации, которая основывается на составлении оборотной ведомости, как по счетам синтетического учета, так и по счетам аналитического учета, а также при обработки учетной информации используется шахматная ведомость и журнал операций.

    Ведется раздельный учет затрат по видам деятельности основного производства. При необходимости вносятся дополнения в указанный перечень.

    4. Форма и организация внутрипроизводственного контроля, который заключается в том, что оперативный контроль и соблюдение методологии бухгалтерского учета в соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности, изменениями и дополнениями к нему возлагается на главного бухгалтера. При этом предприятием утверждается график документооборота.

    5. Организация составления отчетности заключается в том, что предприятием обеспечивается своевременное и полное предоставление необходимой отчетности заинтересованным пользователям в соответствии с действующим законодательством.

    6. Инвентаризация имущества и обязательств основывается на утверждаемом графике проведения инвентаризации и имущества в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

     

    2.2. Методический аспект

     

    Предприятие выбирает способы учета и методы оценки учитываемых объектов исходя из нормативных правил и указаний. Вместе с тем в настоящее время возможности инициативы предприятия в этом вопросе значительно расширены и законодательно предусмотрена возможность отклонения от общеустановленных правил. Во-первых, предприятие может не следовать этим правилам, если их применение не позволяет достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты его деятельности. Во-вторых, в нормативных документах могут отсутствовать рекомендации по способам учета каких-либо конкретных операций, и тогда предприятие в праве разработать свою методологию учета этих операций. Безусловно, что все отклонения от общеустановленных предписаний должны быть обоснованы и раскрыты.

    Методологический аспект учетной политики включает следующие элементы:

    1. Порядок отнесения к основным средствам. К основным средствам (ОС) относится имущество со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев. Бухгалтерский учет ОС должен осуществляться согласно ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

    2. Первоначальная стоимость амортизируемого ОС определяется как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм НДС и иных налогов. В целях бухгалтерского учета амортизацию по объектам ОС, приобретенным до 1 января 2002 года, начислять в соответствии с нормами, установленными на дату ввода в эксплуатацию объекта ОС.

    3. Порядок начисления износа по основным средствам.

    4. Порядок списания ОС до 10000 рублей в соответствии с пунктом 18 ПБУ 6/01 на затраты на производство по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Оценка ОС, их восстановление и выбытие производится согласно ПБУ 6/01.

    5. Порядок списания выбывшего ОС. Например, стоимость выбывшего объекта ОС списывается по кредиту счета 01 – на сумму первоначальной стоимости, с дебета счета 02 – на сумму первоначальной стоимости и счета 91 – на остаточную стоимость. Остальные доходы и расходы, связанные с выбытием ОС, списывать на дебет и кредит счета 91 в корреспонденции с соответствующими счетами.

    6. Порядок приема к учету, порядок амортизации нематериальных активов. К нематериальным активам (НМА) относится имущество, которое отвечает условиям пунктов 3, 4 ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.

    В приказе по учетной политике приводится список как амортизируемых, так и неамортизируемых НМА. Предприятие должно также принять решение о сроках и способе начисления амортизации амортизируемых НМА. Таких способов 3:

    линейный

    способ уменьшаемого остатка

    способ списания стоимости пропорционально стоимости объему продукции (работ, услуг).

    Следует также указать, применяется ли для начисления амортизации счет 05 «Амортизация НМА», или амортизация начисляется без использования этого счета.

    В первом случае сумма начисленной амортизации отражают по кредиту счета 05 и дебету соответствующих затратных счетов (08,20,25,26 и др.)

    В соответствии с пунктом 6 ПБУ 14/2000 НМА принимаются к учету по первоначальной стоимости (сумма всех фактических расходов, связанных с приобретением НМА, кроме НДС и возмещаемых налогов).

    Срок полезного использования НМА определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету согласно пункту 17 ПБУ 14/2000. По тем НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются – 20 лет согласно пункту 17 ПБУ 14/2000 (но не более срока деятельности организации).

    Учет НМА ведется на счете 04, а амортизации – на счете 05.

    7. Порядок учета материально-производственных запасов. Согласно ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, учет МПЗ отражается на счете 10 «Материалы».

    При учете расхода материалов для каждой отдельной группы разрешается выбирать один из следующих методов оценки:

  • по себестоимости каждой единице (индивидуальный метод);
  • средней себестоимости;
  • себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО);
  • себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (ЛИФО).

    При выборе варианта оценки израсходованных материалов следует принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукции.

    К счету 10 открывается субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», на котором учитывать инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности и другие предметы, которые включаются в состав средств в обороте – срок службы до 1 года.

    К фактическим затратам на приобретение МПЗ, согласно пункту 6 ПБУ 5/01, относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования.

    Учет МПЗ ведется на основании первичных документов.

    Учет материально-производственных запасов ведется на счетах 10 и 41.

    8. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам заключается в том, что амортизация по нематериальным активам начисляется линейным способом. При этом по организационным расходам, товарным знакам и знакам обслуживания, а также нематериальным активам, полученным по договорам дарения и безвозмездно, амортизация не начисляется. Если срок полезного использования установить невозможно, то в расчет нормы амортизации берется 10 лет, но не более срока деятельности предприятия.

    9. Порядок финансирования ремонта основных средств заключается в том, что затраты по ремонту основных средств относятся на себестоимость продукции путем списания фактических затрат по ремонту непосредственно на счета издержек производства или обращения. А при неравномерном проведении ремонтов основных средств связанные с ними затраты отражаются на чете Расходов будущих периодов и затем списываются равномерно на издержки производства.

    10. Метод оценки покупных товаров, материалов и других ценностей.

    11. Формирование учетных групп материальных ценностей заключается в том, что при ведении бухгалтерского учета используются унифицированные формы первичных документов и утверждены формы первичного учета движения. А также исследуемым предприятием утверждена номенклатура материальных запасов и товаров к реализации.

    12. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей заключается в том, что учет приобретения материалов осуществляется исследуемым предприятием без использования вспомогательных счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

    13. Способ учета выпуска продукции заключается в том, что учет выпуска продукции производится с использованием счета Выпуска продукции (работ, услуг). При этом готовая и отгруженная продукция отражается на соответствующих счетах и на статьях баланса по нормативной себестоимости.

    14. Сроки погашения расходов будущих периодов определяются в соответствии со сроками использования, в течение которых равномерно производится списание расходов будущих периодов.

    15. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей, а также порядок создания резервов по сомнительным долгам, исследуемым предприятием не определен, т.к. оно не создает резервные фонды.

    16. Затраты отчетного периода подразделяются на прямые и косвенные с включением последних после распределения в фактическую себестоимость продукции.

    Общехозяйственные расходы распределяются по видам деятельности.

     

    2.3. Утверждение и изменение учетной политики

     

    Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимается внутренние и внешние условия функционирования предприятия. В частности, на учетную политику могут оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договора, заключаемых с потребителями продукции работ, услуг, в том числе с государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение и отмена государственного регулирования цен на продукцию; реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономического режима; уровень инфляции и др.

    Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными. Если меняются методические способы ведения учета, то это предполагает наличие серьезных экономических факторов и предпочтительность использования новых способов.

    Обоснованием перехода к использованию новых технических приемов учета может быть рационализация и оптимизация учетного процесса. В результате реорганизации предприятия происходят изменения в организационном аспекте системы учета, в частности преобразуется структура бухгалтерской службы. Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику предприятия, неодинаковы. Если изменения касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических приемов может отразиться на финансовых результатах деятельности предприятия и тем самым изменить картину имущественного и финансового положения предприятия, что в свою очередь повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть выражены в стоимостном выражении. Оценка осуществляется на основании выверенных предприятием данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

    Стоимостная оценка последствий изменений в учетной политике может определяться: как разница в оценке активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений или как непогашенная величина первоначальной стоимости активов.

    Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

    изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижений степени достоверности информации;

    существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

    Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

    Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

    Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

    Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

    Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативным актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

    В связи с изменением учетной политики предприятие должно определить порядок регулирования суммовых разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая суммовая разница включена в издержки производства или будет отнесена на чистую прибыль, либо капитализирована. Таким образом, отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

    Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

    Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней. Имеется в виду необходимость издания соответствующего распорядительного документа и доведения его до сведения всех заинтересованных должностных лиц и других работников предприятия.

    При тех или иных изменениях учетной политики особенно тщательно необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную практику вводится новый прием. Его ведение не должно исказить финансового результата деятельности предприятия, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать нормальному его ходу.

    Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной предприятием. Однако с точки зрения практики наиболее приемлемым моментом является 1 января. Корректировка учетной политики с начала нового отчетного года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение отчетного года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском учете.

     

     

     

     

    3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

     

    Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Возможны три подхода к установлению правил бухгалтерского учета на предприятии: центра-лизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение. Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных усло-виях хозяйствования он неприемлем. Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих дос-тупность и полезность финансовой информации. Такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга обще-ственно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъ-екты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.

    Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно экономический строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения же происходят только в техническом и организацион-ном плане с целью более рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. По-этому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность прин-ципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования макси-мально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

    Учетная политика являющаяся инструментарием реализации способов (прие-мов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного из-мерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях. Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использова-ния которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации.

    В соответствии с МСФО учетная политика — это документ, содержащий конкретные принципы, методы, процедуры, правила и практику применения МСФО, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

    в МСФО термин «учетная политика» обычно употребляют во множественном числе. Связано это с тем, что в «международном» определении учетной политики отсутствует слово «совокупность». Например, принципы, в соответствии с которыми необходимо учитывать нематериальные активы, изложены в отдельной учетной политике. В то же время, в соответствии с российскими стандартами это часть общей учетной политики организации. Таким образом, совокупность учетных политик по МСФО составляет единую учетную политику компании согласно ПБУ 1/98. Естественно, это утверждение справедливо, если не учитывать различия в требованиях двух систем к конкретному содержанию учетной политики.

    122113 0219 2 Учетная политикак как предмет исследования

    Рисунок 1 – Трактовка учетной политики российскими и международными стандартами финансовой отчетности

     

    Согласно нормам ПБУ 1/98, учетную политику организации следует оформлять соответствующим организационно-распорядительным документом, например приказом. Международные стандарты дают компаниям право выбора: информацию, которую содержит учетная политика, можно раскрывать либо в примечаниях к отчетности, либо в качестве ее отдельного компонента. При этом утверждать учетную политику как отдельный нормативный документ не обязательно.

    Фирмы, которые ведут учет по МСФО, могут не выбирать один из этих вариантов, а использовать оба. Так, для подготовки отчетности имеет смысл утвердить учетную политику как отдельный документ. Он будет основным руководством для сотрудников компании, которые составляют отчетность. Для полноценного представления информации целесообразно раскрывать нужные сведения в постатейных комментариях. В таком виде внешним пользователям будет удобно воспринимать учетные данные.

    В МСФО же никакого единого плана счетов не существует. Более того, международные стандарты вообще не требуют, чтобы фирма его имела. Понятно, что вести бухгалтерский учет по принципу двойной записи без плана счетов не получится. Поэтому разработать его все-таки придется. МСФО предоставляют компаниям возможность составить такой план счетов, который будет максимально соответствовать специфике их деятельности.

    МСФО содержат достаточно полное и подробное руководство по отражению в отчетности хозяйственных операций. Учитывают стандарты и специфику некоторых отраслей. Несмотря на это, на практике могут возникать ситуации, которые МСФО не регламентируют. В таком случае отражать операции в учете следует исходя из логики профессионального суждения. Получаемая в результате информация должна отвечать двум критериям:

  • соответствие потребностям пользователей;
  • надежность.

    Под надежностью подразумевают качественные характеристики, такие как правдивое представление, отражение экономической сущности операции, нейтральность (отсутствие предвзятости) и другие.

    Вырабатывать профессиональное суждение нужно на основе положений МСФО по схожим вопросам. Если ничего похожего на конкретную операцию стандарты не содержат, необходимо обратиться к Принципам подготовки финансовой отчетности. В этом документе изложены критерии учета и способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, которые и следует использовать.

    Согласно МСФО, фирма может изменить свою учетную политику в двух случаях:

  • если был принят новый стандарт или внесены изменения в существующий;
  • по собственному желанию.

    При этом самостоятельно менять учетную политику можно только для того, чтобы повысить корректность и надежность отчетных данных.

    Требования достаточно жесткие, поскольку применять учетную политику нужно последовательно. В дальнейшем это позволит сопоставить финансовую информацию за различные периоды. В итоге отчетность станет более легкой для восприятия различными группами пользователей.

    Один из принципов формирования учетной политики в соответствии с МСФО таков. Затраты на подготовку финансовой отчетности должны соответствовать выгодам, которые она дает. Поскольку отчетность по МСФО нередко получают из российской с помощью трансформации, согласно этому принципу будет полезным максимально сблизить «международную» учетную политику с «отечественной».

    В настоящее время из двух возможных методов учета по МСФО – основного и допустимого – можно применять только один. Например, проценты по всем займам можно либо относить на расходы отчетного периода, либо частично капитализировать их в части стоимости внеоборотных активов (основной и допустимый альтернативные методы). А расходы в Отчете о прибылях и убытках можно группировать по функциональному методу, то есть исходя из экономической сущности затрат, или по методу характера затрат (равноправные методы).

    При отсутствии соответствующего стандарта международной финансовой отчетности, определяющего порядок учета той или иной операции финансово-хозяйственной деятельности, компания должна руководствоваться собственным мнением при формировании принципов учета, основываясь на положениях и концепции МСФО.

    МСФО 8 в подобной ситуации предписывает следующие действия (каждое последующее выполняется в случае, если предыдущее не дает результатов):

    1. Рассмотреть стандарты и существующие интерпретации стандартов, которые связаны с аналогичными операциями.

    2. Использовать те принципы и положения по отражению активов, обязательств, доходов

    и расходов, которые определены в вводной главе МСФО «Рамочные принципы подготовки и представления финансовой отчетности» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).

    3. Обратиться к последним заявлениям государственных национальных органов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, которые используют подход, аналогичный рамочным принципам. Можно также использовать любую литературу, в которой освещаются вопросы бухучета и сложившаяся отраслевая практика. Однако это не должно противоречить МСФО и рамочным принципам.

    В соответствии с МСФО корректировки могут быть внесены в учетную политику в следующих случаях:

    — изменены требования стандартов или их интерпретаций;

    — изменения в учетной политике позволят отражать финансовое положение предприятия, результаты его деятельности и движение денежных средств более достоверно.

    Если корректировка учетной политики вызвана новыми требованиями стандартов, то изменения в отчетности должны быть отражены в соответствии с положениями о переходном периоде, содержащимися в новой версии МСФО 8. В противном случае изменения в учетной политике отражаются в финансовой отчетности прошлых периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда (ретроспективный подход). При этом корректируется начальное сальдо нераспределенной прибыли и пересчи-тываются сравнительные показатели, приводимые в отчетности. Если ретроспективный пересчет показателей за предыдущий период представляется неоправданным (значительны затраты на корректировку), то допускается внесение изменений только в отчетность текущего периода и предоставление необходимых разъяснений в приложении к финансовой отчетности.

    При внесении изменений в учетную политику компании необходимо раскрыть в отчетности следующие данные о произошедших изменениях:

    —  наименование стандарта или ПКИ, повлекшего за собой изменения в учетной политике;

    — характер изменений в учетной политике;

    —  описание принципов осуществления перехода на новую учетную политику;

    — сумма корректировки за текущий и предыдущие периоды;

    —  описание и объяснение того, как будут вноситься изменения в учетной политике в отчетность в тех случаях, когда корректировка предыдущих периодов неоправданна.

    В целом избранная компанией учетная политика может быть изменена лишь в случае, когда этого требует орган, регулирующий стандарты финансовой отчетности, а также при переходе к более уместному и надежному варианту. Объем и порядок раскрытия учетной политики в финансовой отчетности обсуждаются в каждом конкретном стандарте.

    На сегодняшний день существует проблема быстроменяющейся законодательной базы, непосредственно влияющей на формирование учетной политики предприятия и не эффективности ведения учета хозяйственной деятельности. Отсюда возникает проблема в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

    Таким образом, учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

    Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение-ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами. Заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

    Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

    Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. — М.: Проспект, 1998.
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II. — М.: Проспект, 2002.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н).
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  6. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
  7. Положение о бухгалтерском учете /98 «Учетная политика организации»
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн.
  10. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. –М.: Проспект, 2004.
  11. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению.– М.: Бухгалтерский учет, 2005.
  12. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия//Бухгалтерский учет.- 2005.-№4.-С.7-9.
  13. Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет. 2003. № 7.
  14. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2006.
  15. Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета. –М.: Финансы и статистика, 2003.
  16. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет.–М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003.
  17. Район Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Стратегический учет для руководителя. –М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005.
  18. Рахман 3., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. –М.: ИНФРА-М, 2002.
  19. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. –М.: Финансы и статистика, 2005.
  20. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. –М.: Финансы и статистика, 2005.
  21. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуация и примеры: Пер. с англ. / Под ред. А.М. Петрачкова. М.: Финансы и статистика, 2003.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00179 sec

WordPress: 26.84MB | MySQL:117 | 2,424sec