Классификация предприятий по организационно-правовым формам » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Классификация предприятий по организационно-правовым формам

<

120213 1634 1 Классификация предприятий по организационно правовым формам Предприятие начинает функционировать с момента государственной регистрации в конкретной организационно-правовой форме. Организационно-правовые формы определены в соответствии с гражданским кодексом РФ. Юридические лица делятся на две категории: коммерческие и некоммерческие организации.

Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, являются коммерческими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации, не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных или иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только лишь когда они служат достижению целей, ради которых они созданы.

Все предприятия в зависимости от масштабов их деятельности подразделяются на крупные, средние и малые. Из всей совокупности предприятий выделяют те из них, которые в конкретной среде без государственной поддержки «выжит» не могут. Это малые предприятия, отличающиеся небольшими количественными параметрами. Так, в России к малым предприятиям относят предприятия с численностью: до 100 человек – в промышленности и строительстве, до60 человек – в науке; до 50 человек – в других отраслях производства; до 30 человек – в непроизводственной сфере (в том числе 15 человек в розничной торговле).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ к основным организационно-правовым формам предприятий относятся:

    хозяйственные товарищества;

    хозяйственные общества;

    производственные кооперативы;

    унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полным признаются товарищества, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут субсидиарную ответственность на солидарных началах по его обязательствам. Такая форма ответственности означает, что в тех случаях, когда имущества товарищества не хватает для выполнения всех обязательств перед кредиторами, остаток долга покрывается всеми полными товарищами из своих личных средств поровну. Поэтому, в соответствии с ГК РФ, лицо может быть участником лишь одного полного товарищества. Для создания полного товарищества требуется не менее двух полных товарищей.

Второй вид товарищества – товарищество на вере или коммандитное товарищество. Товарищество на вере, подобно полному товариществу, представляет собой объединение нескольких граждан. Принципиальное отличие от полного товарищества состоит в том, что только часть его членов, именуемых действительными членами (комплементариями), несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Друга часть в виде членов-вкладчиков (коммандитистов) несет ограниченную ответственность и отвечает только своими учредительными вкладами. Отсюда еще одно, несколько устаревшее название, смешанное товарищество. Члены-вкладчики имеют право на получение части прибыли товарищества, но не участвуют в оперативном управлении и вынуждены доверять полным его участникам (отсюда название на «вере»). Для создания товарищества на вере требуется не менее одного полного товарища и одного вкладчика.

Хозяйственные общества – это коммерческие организации, уставной капитал которых разделен на доли (вклады) участников (учредителей). Вкладом в имущество общества могут быть деньги, ценные бумаги, имущественные права и пр. интеллектуальная собственность, имеющая денежную оценку. Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли в размерах, определенных учредительным договором. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В таком обществе не требуется непосредственного участия в его деятельности учредителей, но это вызывает необходимость создания специальных органов управления. Участники ООО вправе в любое время выйти из общества, при этом ему выплачивается часть стоимости имущества, соответствующая его доли в уставном капитале. Прибыль общества распределяется с учетом вкладов его участников.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) характеризуется особой ответственностью учредителей: они отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Размер дополнительной ответственности (например, трехкратный или пятикратный) устанавливается учредительным документом. То есть при банкротстве предприятия основным должником будет само общество, но если его имущества недостаточно для расчета со всеми кредиторами, остаток долга принимают на себя учредителя в размере, кратном их уставному взносу.

В том случае, когда количество участников превышает предел, предусмотренный законом об ООО, предприятие должно зарегистрироваться как акционерное общество (АО). Акционерным признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Если акции общества распределяются среди заранее определенного круга лиц, предприятие регистрируется как закрытое акционерное общество. Как правило это партнеры по делу. Число участников ограничено законом и может быть не более 50 акционеров. Закрытому акционерному обществу вовсе не обязательно выпускать акции. Размер учредительного взноса может удостоверятся сертификатом, который не является ценной бумагой. Прибыль распределяется пропорционально вкладу в уставной капитал.

В тех случаях, когда учредителей много или требуется сформировать большой капитал, выпускаемые обществом акции, могут распространяться в открытой подписки. При этом распространение акций происходит без согласия других акционеров, в том смысле, что покупателем акции может стать случайный человек, не только из «заранее определенного круга лиц». Созданное таким образом предприятие является открытым акционерным обществом. Акционерное общество может выпускать простые и привилегированные акции, причем доля привилегированных акций не может превышать 25% уставного капитала.

Производственный кооператив (артель) – это коммерческая организация, в которую объединяются граждане на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии, и внесении его членами имущественных паевых взносов.

Число членов кооператива не должно быть меньше пяти. Производственный кооператив может заниматься производством, переработкой, сбытом промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции, выполнением работ, услуг; торговлей; бытовым обслуживанием. и пр.

Учредительным документом производственного кооператива является устав. устав регулирует состав и порядок внесения паевых взносов, характер трудового участия в деятельности кооператива, порядок распределения прибыли и убытков. Прибыль в производственном кооперативе обычно распределяется между членами пропорционально их трудовому участию.

Унитарной является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируются за счет средств местных бюджетов. Прибыль этих предприятий распределяется между собственником имущества и предприятием согласно уставу.

<

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по решению Правительства РФ, за счет средств федерального бюджета. Порядок распределения прибыли определяется собственником имущества. Российская федерация несет ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда предприятия

3.1 Факторы внешней среды деятельности предприятия.

Будучи относительно автономной системой, любое предприятие функционирует в определенной среде, которую принято называть внешней. Изучение внешней среды, оценка ее влияния на деятельность предприятия имеет принципиальное значение.

Первая проблема, с которой сталкивается руководство – это определение внешней среды. Учесть все факторы, влияющие на деятельность предприятия невозможно, поэтому при определении внешней среды учитывают только те аспекты, которые решающим образом влияют на успех предприятия.

Все факторы внешней среды можно разделить на две группы:

    факторы прямого воздействия

    факторы косвенного воздействия

К факторам прямого воздействия относятся: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты. Действительно, любой из этих факторов прямо влияет на деятельность предприятия. Поставщики сырья, материалов, топлива, порядок найма рабочей силы на работу, предпочтения потребителей, изменение цен у конкурента напрямую определяют результаты бизнеса.

Под факторами косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на работу предприятия, но, тем не менее, сказываются на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики, научно-технический прогресс, социальные и политические изменения. Например, уровень инфляции, общий экономический спад, политическая нестабильность сказываются на деятельности предприятий. Хотя на прямую их влияние определить очень трудно.

Следует отметить, что все факторы внешней среды взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение одного фактора обуславливает изменение других. Это определяет сложность внешней среды. Например, резкое повышение цен на топливо, в частности на бензин, привело к повышению цен на потребительскую продукцию, что в свою очередь потребовало изменения заработной платы. В результате, у ряда предприятий произошло увеличение себестоимости, и как следствие повышение цен на изготовляемый продукт, что привело к оттоку потребителей, т.е. наблюдается отрицательный эффект. Но для некоторых предприятий эффект будет положительный, например, для тех кто производит топливосберегающие приспособления или устройства работающие на солнечной энергии. Поэтому предприятия должны четко определять свою внешнюю среду и четко определять факторы прямого и косвенного воздействия.

Существуют две важнейшие характеристики внешней среды, это ее подвижность и неопределенность.

Подвижность внешней среды, это скорость, с которой происходит изменения в окружении предприятия. Практика показывает, что подвижность внешней среды в разных отраслях различна. Например, в авиационно-комической промышленности, в производстве компьютеров, биотехнологии скорость изменения факторов внешней среды довольно высока. Менее заметные изменения в мебельной промышленности, производстве тары, пищевых консервов.

Неопределенность внешней среды – это характеристика информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора. Причем речь идет о количестве информации и уверенности в ее точности. Если информации мало и есть сомнения в ее точности, то среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация, и она высоконадежная.

Рассмотрим некоторые факторы внешней среды, которые имеют наибольшее влияние на российские предприятия.

П о с т а в щ и к и. Известно, что любое предприятие использует различные ресурсы: материальные, энергию, рабочую силу и др. Зависимость между предприятием и сетью поставщиков, обеспечивающих его этими ресурсами, является наиболее ярким примером прямого воздействия среды на деятельность предприятия. Получение ресурсов может быть выгодно или невыгодно для предприятия с точки зрения цен, количества и качества. Возможны варианты получения ресурсов из других стран. Поэтому предприятие попадает в зависимость от действия поставщиков. В настоящее время, мы являемся свидетелями того, какое сильное влияние на российские предприятия оказывают поставщики топлива и энергии. Кроме того, российские предприятия нуждаются также в капитале. Потенциальными инвесторами являются банки, кредитно-финансовые учреждения, государство, акционеры, иностранные инвесторы. Различные возможности получить данный ресурс в нужном объеме, на благоприятных условиях, также является примером прямого воздействия среды на деятельность предприятия.

П о т р е б и те л и. переходный период к рынку в России показал, что выживание предприятия зависит от его способности находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его потребности. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Потребители, решая какие товары для них желательны и по какой цене, определяют для предприятия, почти все, что относится к результатам его деятельности.

К о н к у р е н т ы. Это внешний фактор прямого воздействия, влияние которого, на деятельность предприятия, неоспоримо. Т.к. не только потребители влияют на объем, качество и цену товаров, но и конкуренты. Предлагая более высокое качество, более низкую цену товара, конкуренты могут свести на нет результаты деятельности предприятия и подвести его к банкротству. Необходимо помнить, что объектом конкуренции между предприятиями являются не только потребительские товары, но и источники дешевых ресурсов, технические нововведения, коммерческие идеи.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия и ее труднее оценить. Приведем несколько примеров таких факторов.

Н а у ч н о – т е х н и ч е с к и й прогресс. В настоящее время технические и технологические нововведения оказывают большое влияние на эффективность производства, на скорость появления новых товаров и степень устаревания существующих товаров. Некоторые крупные технологические нововведения, такие как компьютерная, лазерная, полупроводниковая технологии, генная инженерия и спутниковая связь, довольно глубоко затронули деятельность предприятий во всем мире, в т.ч. и в России. Поэтому предприятия, имеющие дело с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Для России это особенно актуально, предприятия должны обеспечивать конкурентоспособность своих товаров, как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

С о с т о я н и е э к о н о м и к и. Среди характеристик состояния экономики для российских предприятий наиболее значимыми являются уровень инфляции, безработицы, цены на ресурсы, покупательная способность рубля, законодательная нестабильность. Сегодня очень сложно оценить влияние этих факторов и прогнозировать из изменения. Именно поэтому повышается подвижность внешней среды, что отрицательно сказывается на деятельности предприятий. Тем не менее, многие предприятия пытаются изучить и прогнозировать влияние косвенных факторов внешней среды.

Цель изучения внешней среды состоит в том, чтобы определить какие ее факторы создают возможности для развития предприятия, а какие – угрозы. В этой связи среду принято оценивать по трем параметрам:

1.    Оценка изменений, которые произошли во внешней среде.

2.    Определение факторов представляющих угрозу для деятельности предприятия.

3.    Определение факторов, которые открывают возможности для развития предприятия.

При анализе внешней среды следует помнить, что каждый из рассматриваемых выше факторов может представлять угрозу для одного предприятия и новую возможность для другого. Например, повышение цен на бензин является угрозой для предприятий автомобильной промышленности, т.к. рост цен может уменьшить спрос на новые автомобили. Это же явление может явиться толчком для развития и расширения производства предприятий, производящих запасные части для автомобилей, т.к. потребители предпочтут ремонтировать свои старые автомобили и следовательно, спрос на запчасти увеличиться.

3.2. Факторы внутренней среды предприятия. Сильные и слабые стороны деятельности предприятия

После оценки внешней среды предприятия, необходимо дать оценку внутренней среды, т.к. знание внутреннего потенциала предприятия позволит правильно моделировать поведенье предприятия на рынке. Цель оценки внутренней среды – выявить внутренние сильные и слабые стороны деятельности предприятия, для тог, чтобы воспользоваться внешними возможностями и устранить внешние угрозы. Мировая практика рекомендует для выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия оценинить пять сфер его деятельности. Это маркетинг, финансы, производство, человеческий ресурс и культура производства или образ фирмы.

Для того чтобы определить, является ли маркетинг сильной или слабой стороной деятельности предприятия, необходимо анализировать:

-долю рынка и конкурентоспособность,

-ассортимент и качество продукции,

-предпродажное и послепродажное обслуживание,

-эффективный сбыт, рекламу и продвижение товаров,

-исследование и разработку новых товаров.

Например, качественное обслуживание покупателей позволяет устанавливать более высокие цены, что в свою очередь приносит дополнительную прибыль, или хорошо организованная рекламная компания может стать самой сильной стороной деятельности предприятия. Всему миру известна фирма «Кока-кола», которая делала ставку именного на маркетинг и подняла свою продукцию на мировой уровень.

Следующей сферой является финансовое состояние предприятия. Только финансовые анализ позволит определить, какие подразделения предприятия нужно закрыть, какие переориентировать, а какие всемерно развивать.

Весьма важным для длительного выживания предприятия является оценка сильных и слабых сторон производства. Имеется в виду характеристика оборудования, используемых материалов, технологий производства, качества товара. Например, на предприятиях ВПК с 90гг. произошло резкое сокращение госзаказа, но эти предприятия в сфере производства имели очень сильные стороны, а именно, сверхсовременное оборудование, новейшие технологии. Предприятия ВПК освоили выпуск новых видов продукции, таких как трактора, холодильники и пр. Благодаря своей технической базе, они обеспечивают более высокое качество этих товаров и составляют конкуренцию традиционным производителям этих товаров.

Сильной и слабой стороной деятельности предприятия могут быть человеческие ресурсы. Кадровый потенциал предприятия характеризуется, как правило, высоким уровнем образования и компетентностью высшего руководства, профессионализмом сотрудников. Практика показывает, что продуманная система вознаграждения на предприятии, система продвижения в должности, позволяет более продуктивно использовать кадровый потенциал и обеспечивать высокую эффективность производства. Немало примеров, когда низкий уровень профессионализма руководителей, отсутствие стимулов к эффективному труду приводили предприятие на грань банкротства.

Немаловажное значение при выявлении сильных и слабых сторон деятельности предприятия имеет изучение культуры и образа предприятия. К сожалению, российские предприятия уделяют этому вопросу крайне мало внимания. Благоприятный имидж фирмы стимулирует клиентов к покупке именно у определенных предприятий, имидж может как привлекать, так и отталкивать покупателей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявление внутренних слабых сторон и взвешивание их по степени важности, позволяют определить зоны, которые:

•    требуют немедленного внимания;

•    «могут подождать»;

•    являются основополагающими для использования возможностей во внешней среде.

Тема 4. Административно-хозяйственная и производственная структура предприятия

4.1 Производственная структура предприятия

 

Предприятие осуществляет целенаправленную производственную деятельность и организует соответственную коммерческую работу на рынке.

Основой деятельности каждого предприятия является производственный процесс, который представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных процессов труда, направленных на изготовление продукции, выполнение работ.

Производственный процесс включает в себя непосредственно технологический процесс, состоящий из технологических операций, целью которых является изменение параметров, состояний, форм предметов труда с целью получения готового продукта, и вспомогательных операций связанных с контролем качества продукции, ее передвижением внутри предприятия и складированием.

Производственный процесс конкретизируется в определенных подразделениях.

Центральное место занимают подразделения основного производства. Их количество определяется, прежде всего, составом исходного сырья и сложностью технологического процесса. Подразделения вспомогательного производства обеспечивают материальное и техническое обслуживание основного производства (ремонтное, тарное, энергетическое, инструментальное.)

Обслуживающие подразделения никакой продукции не производят, а выполняют операции по транспортировке и хранению сырья, материалов и готовой продукции (склады, транспортные цеха и пр.)

Выделяют также подразделения, занятые переработкой отходов основного производства – побочные.

Сочетания различных подразделений, объединений и взаимосвязь между ними образуют ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СТРУКТУРУ предприятия.

Подразделениями производственной структуры является цех и производственный участок. Производственная структура предприятия не является постоянной, она изменяется под влиянием многих факторов (объема производства, видов сырья, технической оснащенностью).

Под производственной структурой предприятия понимают состав образующих ее участков, цехов, форм их взаимосвязи в процессе производства продукции.

Производственная структура характеризуется разделением труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает большое влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру оперативного и бухгалтерского учета.

Главными элементами производственной структуры являются рабочие места, участки, цеха.

Первичным звеном производственной структуры является рабочее место. Рабочим местом называют неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнение определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может быть простым или комплексным. Простое рабочее место характерно для дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением обязанностей при выполнении процесса.

Рабочее место может быть стационарным или подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.

В зависимости от особенностей выполняемых работ рабочие места подразделяются на специализированные и универсальные.

Участок — производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенному признаку, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. Руководителем участка является мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связанны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта, во втором по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру. Именно цех является основой единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от завода управления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем.

Все цеха промышленного производства можно разделить на цеха основного производства, вспомогательные цеха и обслуживающие хозяйства. На отдельных предприятиях могут быть подсобные и побочные цеха.

К цехам основного производства относятся цеха изготавливающие продукцию основного производства предприятия. Основные цеха делятся на заготовительные (кузнечные, литейные); обрабатывающие (механический, термический, деревообрабатывающий); сборочные (комплектация изделий).

Задача вспомогательных цехов – изготовление инструментальной оснастки для производственных цехов предприятия, производство запасных частей для заводского оборудования (инструментальные цеха, ремонтные)

К подсобным цехам относят, как правило, цеха осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов, например, тарный цех.

Побочные цеха – это цеха, в которых изготовляется продукции из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства.

Назначение обслуживающих хозяйств – обеспечение всех звеньев предприятия различными видами обслуживания: инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским. Важное место в производственной структуре занимают службы снабжения и подготовки новых изделий и прогрессивных технологий. Последние включают экспериментальный цех, различные лаборатории по испытанию новых материалов, готовой продукции и технологических процессов.

При усилении ориентации предприятия на нужды потребителя в значительной мере расширился состав подразделений сервисного обслуживания, изучающий конъюнктуру спроса на продукцию, производящих монтаж, наладку и гарантийное обслуживание продукции.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00153 sec

WordPress: 22.18MB | MySQL:120 | 1,478sec