Особенности управления потребительской сферов на муниципальном уровне » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Особенности управления потребительской сферов на муниципальном уровне

<

103013 0848 1 Особенности управления потребительской сферов на муниципальном уровне1.1 Особенности регионального управления

Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта.

Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей. Управлению могут быть подвергнуты естественные явления (с помощью упорных тренировок человек может изменить свою фигуру).

Предмет регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его основными составляющими являются:

— управление отдельными регионами;

— управление межрегиональными связями;

— система управления регионом;

— региональные аспекты управления.

Термин «регион» используется в самых различных значениях. В обыденном употреблении речь нередко идет о географическом понятии, конкретной территории. Иногда регионом обозначают экономические районы, а не административные территории. В России в настоящее время существуют 89 регионов, и все они имеют свои особенности.

Многозначным является и термин «управление». В самом общем виде региональное управление — это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий и т. д.

Основой регионального управления является овладение властью в регионе. В учебном курсе изучается региональное управление в его различных связях и опосредованиях. На поставленный вопрос в обобщенном виде ответ может быть следующим. Региональное управление изучает управление экономикой отдельного региона: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами — членами СНГ и зарубежными странами.

В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное — это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.

От этого в значительной степени зависит эффективность регионального управления. При изучении региона как управляющей системы рассматривается ее содержание (реализация региональной власти), структура взаимоотношений этой системы с личностью, различными коллективами, обществом; необходимость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, поселка и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т. д.; технические средства регионального управления.

Методы изучения регионального управления могут быть самыми различными: как общенаучными, так и специальными. Среди общенаучных методов важное значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви региональной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.). Наибольшее распространение при изучении регионального управления получили следующие методы:

— логический — с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законченности в региональном управлении;

— формализации — помогает, например, сформулировать понятие государственного служащего;

— сравнительный — позволяет сопоставлять возможности разных ветвей власти в региональном управлении;

— количественные, в том числе статистические, свидетельствующие о состоянии аппарата управления;

— прогнозирования, с помощью которого разрабатываются перспективные планы регионального развития;

— экстраполяции — позволяющий проводить распространение признаков данного явления на другие сходные явления;

— моделирования — позволяет проводить искусственное воссоздание тех или иных управленческих процедур;

— эксперимент — позволяет проводить практическую проверку деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором.

При изучении регионального управления в числе специфических широко используются и другие методы. Так, исторический метод позволяет выявлять тенденции и закономерности регионального управления; конкретно-социологические методы и приемы — анкетирование, интервью, опросы населения и госслужащих; социально-качественные методы исследования используются для выявления социальных предпочтений разных групп государственных служащих; правовые и сравнительно-правовые методы позволяют изучать нормативные акты, регулирующие региональное управление, и сравнивать их с зарубежными аналогами.

Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления — это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой.

1.2 Потребительская сфера и принципы управления

 

Потребительская сфера существует как система, то есть фактически сложившаяся совокупность организаций и предприятий в административных образованиях. Система управления в потребительской сфере отличается сложностью и разнообразием содержания.

Исследование объектов, как систем, является основой системного подхода — направления методологии специального научного познания и социальной практики. Становится общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом. При системном подходе к исследованию организационных систем исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свои определенные и ограниченные цели. Соответственно этому задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель в решении вопросов, относящихся к его компетенции, будет подходить к ним с позиций системного анализа и синтеза.

В современной литературе по менеджменту встречаются различные определения системы. Например, Э.А. Смирнов указывает, что, «система — это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности». Ведущие ученые Государственного университета управления, в частности проф. Короткое Э.М., под системой рассматривает совокупность элементов, взаимосвязанность которых определяет ее целостность, устойчивость и адаптивность.

Понятие «система» по отношению к потребительской сфере рассматривается в законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Достоинство закона состоит в том, что он регулирует правовые отношения потребительских обществ и союзов, их взаимоотношения в системе как субъектов системы, а не только как самостоятельных юридических лиц.

Сохранение потребительской кооперации как системы от угрозы внешних и внутренних факторов остается актуальной задачей, поэтому понятие системы и взаимоотношение в ней отдельных субъектов выходят из ряда теории и приобретают практическую значимость. По мнению автора, потребительская кооперация — это социально-ориентированная система потребительских обществ и их союзов, осуществляющих социально-экономическую деятельность в соответствии с кооперативными ценностями и принципами в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.

Существование потребительской кооперации как системы, создает и закрепляет связи между людьми — это система управления. Таким образом, к определению системы управления можно подходить с двух сторон:

1) это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей;

2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

В силу того, что управление в потребительской сфере осуществляется в достаточно крупных масштабах, так как существует разделение управленческой деятельности между должностными лицами и специализированными подразделениями, система управления, на наш взгляд, представляется в виде совокупности различных звеньев, связанных между собой. К основным факторам, влияющим на формирование и выделение звеньев системы управления потребительской сферы, следует отнести:

— специфику функций управления;

— объем и масштаб полномочий;

— трудоемкость работ;

— равномерность распределения нагрузки;

— квалификационные требования к персоналу;

— информационное обеспечение;

— возможность территориального размещения.

Программой стабилизации и развития потребительской сферы РФ заложена стратегия развития потребительской сферы. Применительно к организационной структуре и структуре управления эта стратегия включает взаимосвязанный комплекс мероприятий. К ним следует отнести ориентацию на систему потребительской кооперации, состоящую из потребительских обществ и их союзов различных уровней, и обеспечивающую конкурентоспособность кооперативных организаций; создание системы органов управления потребительских обществ и их союзов — общих собраний, советов, правлений и ревизионных комиссий; укрупнение и сокращение количества хозрасчетных организаций; восстановление управленческой вертикали; осуществление интеграции различных видов кооперативов — потребительских, производственных, сельскохозяйственных и других; противодействие перерождению потребительских кооперативов в производственные и другие мероприятия.

Из названных организационных проблем наиболее глобальной является обеспечение целостности и управляемости потребительской кооперации как системы. Современное состояние и перспективы развития кооперативного хозяйства вызывают объективную необходимость совершенствования управления.

Наиболее актуальными аспектами данного процесса являются: совершенствование организационной структуры управления; повышение эффективности взаимодействия различных уровней и звеньев структуры управления. Организационная структура аккумулирует в себе все основные стороны управления, оказывает самое непосредственное влияние на распределение функций управления, создавая тем самым достаточно веские предпосылки для повышения эффективности функционирования всей системы управления. Организационная структура обусловливает строго организованный характер взаимосвязей в системе, сохраняя тем самым ее целостность, определяя место каждого элемента во внутренних связях и отношениях системы.

С учетом изложенного можно утверждать, что организационная структура управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и объединенных единством цели структурных элементов, взаимодействующих на основе реализации общих функций управления. Новый Закон о потребительской кооперации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнение следующих принципов:

— добровольное и открытое членство;

— экономическое участие членов — внесение паевого взноса и получение доли дохода;

— право участия членов в управлении и контроле;

— преимущественное право пайщиков при приеме на работу в кооператив и участия в его хозяйственной деятельности;

— право на автономию и независимость;

— право на объединение в союзы кооперативов;

— забота об обществе.

Сравнивая провозглашенные МКА кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.

Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.

1.3 Основные элементы механизма управления потребительской сферой

 

Современный механизм хозяйствования и управления в потребительской сфере строится на взаимодействии трех основных регуляторов: рыночного саморегулирования, государственного и негосударственного регулирования. Проблема саморегулирования экономических субъектов в условиях рынка признается весьма актуальной различными научными школами. На исходных стадиях предпринимательства классическая школа абсолютизировала саморегуляцию рынка как единственный механизм его функционирования и отрицала позитивность государственного регулирования, что соответствовало условиям свободной конкуренции. С появлением монополий, усилением конкуренции ведущей становится кейнсианская теория, основной тезис которой — необходимость государственного вмешательства в систему рыночных связей из-за несовершенства саморегулирующих процессов. Общим в этих теориях, по нашему мнению, является признание саморегуляции в условиях рынка, однако, оценка роли и значения ее дается неодинаково. Спор в экономической теории и практике между кейнсианской и классической теориями до сих пор еще не завершен и в экономической политике чередуются как подъемы, так и спады активности государства.

По нашему мнению, в трансформационной экономике при недостаточном государственном регулировании происходит усиление саморегуляции субъектов и регулирование их по отношению друг к другу выражается в таких формах как расширение неформального сектора, взаимозачеты, натурализация хозяйственных связей, а домохозяйства зачастую становятся производителями товаров и услуг.

Для развития устойчивого и цивилизованного рынка необходимо решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих стабилизацию, как отечественных, так и местных товаропроизводителей, дальнейшее снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня, полное и всестороннее удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, создание и поддержку эффективной системы торгового обслуживания, охватывающей субъектов потребительского рынка различных форм собственности. На этом фоне должны складываться новые подходы к проблеме государственного регулирования всех отраслей потребительского рынка.

При этом сам механизм государственного регулирования должен опираться на два принципа:

<

— отказ от управления предприятиями и ориентацию только на управление процессами, происходящими на потребительском рынке;

-сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.

Приоритетными в настоящее время, на наш взгляд, предлагается признать следующие направления, формирующие благоприятную среду деятельности потребительского рынка:

— проведение единой государственной политики на потребительском рынке через унификацию нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность;

— повышение собираемости налоговых платежей в бюджеты всех уровней от отрасли «Торговля и общественное питание» за счет мер по легализации теневого сектора, составляющего по различным оценкам от 50 до 70 % оборота розничной торговли;

— формирование эффективной структуры государственного и общественного контроля за деятельностью субъектов на потребительском рынке и прогнозирование его развития;

— создание надежной системы обеспечения государственных нужд и мобилизационного плана, социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

— комплексный подход к определению правоотношений субъектов торговой деятельности и органов исполнительной власти, разумное количество правовых актов;

— соблюдение равенства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а также предприятий всех форм собственности в осуществлении торговой деятельности;

— регулирование макроэкономических показателей, определяющих состояние и развитие потребительского рынка;

— определение стратегического направления и тактических задач проведения перманентных экономических преобразований на потребительском рынке, а также подготовка предложений по организационно-правовому обеспечению их проведения;

— стимулирование менеджмента субъектов потребительского рынка (через систему аттестаций высших руководителей, подготовки и переподготовки управленческих кадров); повышение общей культуры предпринимательства. Решение вопросов динамического развития регионального потребительского рынка и обеспечения достойного уровня благосостояния населения невозможно без создания адекватной системы управления региональным потребительским рынком, основным содержательным аспектом которой является разработка и реализация соответствующей Концепции.

Следует отметить, что в различных экономических системах нет раз и навсегда заданной пропорции между рыночным механизмом и механизмом государственного регулирования. Степень вмешательства государства не может быть одинаковой в условиях динамичного развития экономики, в условиях кризиса или в условиях трансформационной экономики. Таким образом, сегодня не стоит вопрос: регулировать или не регулировать экономику, сейчас речь идёт о формах и методах государственного регулирования.

В настоящем исследовании центральное место занимает изучение процессов товародвижения и оборота розничной торговли, которые представляют большой интерес, как для государства, так и для рыночных структур. Это в первую очередь связано с тем, что, во-первых, на векторе изменения оборота розничной торговли и его интенсивности отражаются любые колебания и диспропорции рынка, во-вторых, тенденции изменения оборота розничной торговли относятся к важнейшим оценкам состояния и развития регионального потребительского рынка, в третьих, оборот розничной торговли выступает одним из важнейших составляющих уровня жизни населения, так как он характеризует товарную массу, перешедшую в сферу личного потребления, а его размер в расчете на душу населения отражает тенденцию уровня индивидуального потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.

 

1.4. Особенности стратегического управления потребительской сферой

 

Современное институциональное изменение национальной экономики требует совершенствования системы стратегического управления потребительской сферой, и в частности потребительским рынком (ПР). Выступая основным источником расширенного воспроизводства населения, рынок потребительских услуг оказывает долговременное и все возрастающее воздействие на преобразование городской экономики.

В настоящее время потребительская сфера рассматривается с позиций отраслевого подхода как некоторая механическая совокупность отдельных отраслей, с приоритетом торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Управление им строится, как правило, на традиционных подходах, технологиях и методах. Критический анализ предлагаемых в последнее время концепций и представлений о потребительском рынке позволяет нам сделать вывод о том, что проблема институционального обеспечения развития потребительской сферы не только не решена, но даже практически по-настоящему и не поставлена.

По нашему мнению, потребительский рынок как объект управления — это подсистема социально-ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Интеграционный потенциал потребительской сферы формируют субъекты хозяйствования, создающие как материальные товары и услуги, так и нематериальные (социально-культурные), обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие человека. При этом системообразующими блоками и компонентами потребительской сферы выступают и элементы инфраструктуры рынка: финансово-кредитный комплекс, информационно-коммуникационный комплекс и др. Таким образом, создается возможность изучать рынок потребительских услуг как открытую систему, ориентируя управление ею на единую цель — формирование человеческого потенциала. В этой связи ПР необходимо и возможно представлять в качестве объекта экономических исследований и управления.

В условиях перехода к постиндустриальному обществу в России назрела необходимость разработки концепции стратегического управления потребительским рынком (СТУПР) на основе долгосрочных целей повышения качества жизни населения в городах России. Каким должно быть стратегическое управление в регионе (городе) и как сформировать стратегию потребительского рынка, адекватную социально-экономическому развитию города? Современные исследования в области стратегического управления потребительским рынком не дают однозначного ответа.

Устойчивое развитие рынка потребительских услуг для городского населения в современных условиях может быть обеспечено с позиций новой, предлагаемой нами, управленческой парадигмы, ориентированной на создание человеческого потенциала. В этой связи необходимы новые подходы к определению роли и места системы общенационального и регионального прогнозирования, разработка долгосрочных и среднесрочных стратегий деятельности муниципальной системы власти на потребительском рынке.

Прогнозирование развития потребительского рынка — это научно обоснованное предвидение его состояния в будущем, учитывающее тенденции изменения покупательского спроса в текущем и ретроспективном периодах. Представим некоторую абстрактную модель, служащую для описания процессов принятия управленческих решений при прогнозировании развития ПР. При этом нормы поведения органов муниципального управления целесообразно представить в виде алгоритма, позволяющего легче представить внутреннюю логику запутанной последовательности управленческих решений.

По мнению Я. Корнаи, алгоритм принятия решения в области централизованного планирования потребления на макроуровне состоит из пяти этапов. Этот алгоритм носит общий характер и не отражает особенности типа экономических отношений в стране. Невозможно не согласится с Я. Корнаи в том, что различия обнаруживаются, главным образом, в методах реализации плана. Используя некоторые основные понятия и подходы к формированию такого алгоритма, опишем основные параметры и характеристики технологии прогнозирования емкости современного ПР для городского населения.

Предположим, что на определенном этапе прогнозирования стратегического развития города ставится цель разработать пять макрозаданий для обеспечения жизнедеятельности населения на следующий год и на их основе определить ряд плановых заданий. Рассмотрим эти пять макропеременных стратегического муниципального управления:

1. Общий объем предложения товаров и услуг, предназначенных для городского населения. Речь идет о реальном объеме, определяемом в практике планирования на основе фактических цен предыдущего периода, называемого базовым годом. На предложение продуктов для потребления населением влияют следующие факторы: цены на ресурсы; рыночная цена товара; число конкурентов на рынке; ожидание изменения цен; цены на другие товары и услуги; технология производства продуктов; инновационные стратегии; налоги и дотации.

Физический объем предложения определяется первичными запасами товаров (материальные изделия, предназначенные для удовлетворения конкретных потребностей), имеющимися в наличии на начало года, и всем товарным пополнением, поступающим в течение этого года. Что касается услуг (объекты продажи не материального характера, а в виде действий, выгод или мероприятий), которые одна сторона может предложить другой (бытовые услуги, медицинские услуги, информационные и т. д.), то предложение отражает их максимально возможный к обеспечению объем. Таким образом, `предложение` выражает совсем не те товары и услуги, которые планируются к продаже домашним хозяйствам. В действительности не предполагается, что население приобретет товары в полном объеме. Это то максимальное количество продуктов и услуг, которое жители города могли бы приобрести, если бы оказались в состоянии и захотели бы купить все, что физически предоставлено в их распоряжение на потребительском рынке (рисунок 1). При этом целесообразно заранее исключить из физического объема предложения те продукты и услуги, которые городское население получает бесплатно, таким образом, это только то предложение, которое предоставляется за деньги. Исключим также потребительские продукты, которые предусмотрены муниципальным планированием для секторов предприятий (в том числе экспортерам) и учреждений.

Таким образом, прогнозирование общего объема предложения товаров и услуг для городского населения позволяет определить, как конечный результат, потенциал товарного предложения или производственный потенциал. Это возможность произвести и поставить на потребительский рынок определенный объем продуктов для потребления населением города.

22 10 14 Особенности управления потребительской сферов на муниципальном уровне

Рисунок 1 — Формирование емкости ПР для городского населения

 

При этом учитываются внутренние (товаропроизводители города) и внешние (импорт) источники. Производственный потенциал выступает важнейшей характеристикой потенциала ПР для городского населения и его целесообразно рассматривать как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов хозяйствования (на микроуровне — предприятие, фирма) (рисунок 2).

 

 

22 10 15 Особенности управления потребительской сферов на муниципальном уровне

Рисунок 2 — Система стратегического управления потребительским рынком (СТУПР)

 

2. Объем товаров, приобретенных городским населением, характеризуется как потребление. В то же время это сокращенное, хотя и широко используемое понятие, по сути дела, неточно. По мнению специалистов в области товарного обращения, соотношение потребности как нужды, принявшей специфическую форму, определяемую культурным уровнем и личностью индивида, с одной стороны, и потребления как фактически удовлетворенной потребности — с другой, проявляется через объем спроса. При этом спрос как экономическая категория рассматривается в двух смыслах: и в качестве потребности, обеспеченной денежными средствами, и в качестве предмета коммерческой деятельности.

Для наших целей целесообразно использовать второй подход. Спрос как предмет коммерческой деятельности — это объем продуктов ПР (товаров и услуг), которые потребитель (клиент) имеет намерения и возможность купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени. При прогнозировании продуктов ПР для городского населения представляется необходимым стремиться к нормальному соотношению между потребительными ценностями товаров и услуг и их ценой.

При формировании данного макроагрегата эффективность муниципального менеджмента определяется всесторонним анализом детерминант и факторов спроса. Так, в практике прогнозирования спроса следует учитывать ценовые факторы (цены на товары; инфляционные ожидания потребителей; ценовые предпочтения потребителей) и неценовые. Неценовые факторы включают в себя: 1) насыщенность рынка и уровень обеспеченности населения товарами; 2) вкусы, предпочтения потребителей; 3) число потребителей на рынке; 4) потребительские ожидания относительно будущих доходов, товарного предложения и т. п.; 5) качество товаров, их дизайн, физический и моральный износ; 6) цены на сопряженные товары; 7) процентные ставки по вкладам; 8) денежные доходы и уровень покупательской способности населения.

Всю совокупность факторов, влияющих на спрос, можно сгруппировать следующим образом: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие (это известная в литературе группировка; автор приводит ее в книгах с некоторыми уточнениями). Такая классификация пригодна для исследования ПР как подсистемы экономики города. Как и предложение, данный объем предполагаемого потребления также реален — это макроагрегат, рассчитанный на основе цен базового года.

3. Деньги, расходуемые городским населением на приобретение товаров и услуг. Это предполагаемые расходы населения. Фактически это суммарные денежные доходы городского населения в плановом году минус ожидаемая сумма сбережений (или, в противоположном случае, указанные доходы плюс сокращение денежных сбережений населения города, т. е. `негативное сбережение`). Действенным методом муниципального управления денежными доходами и расходами выступает балансовый метод. Построения баланса доходов и расходов городского населения характеризует денежный оборот между населением, с одной стороны, и субъектами хозяйствования ПР города — с другой.

4. Индекс потребительских цен. Это частное от деления уровней потребительских цен в плановом и в базовом годах. Особая роль в расчете данного индекса отводится государственному регулированию цен и тарифов, определяющему:

— фиксированные цены и тарифы;

— минимальные цены на продукцию, товары и услуги;

— декларирование повышения цен на продукцию производственно-технического назначения и на потребительские товары и услуги;

— предельный уровень торговых надбавок;

— предельный уровень рентабельности при оформлении цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.

5. Совокупный объем производства и импорта потребительских продуктов (товаров и услуг), предназначенных для городского населения. Это емкость потребительского рынка. С точки зрения способов расчета емкости ПР, принципов определения относящейся к нему продукции, данный показатель аналогичен двум другим показателям объема — предложению и потреблению.

Уровень потребления, как правило:

— равен или меньше уровня предложения;

— равен частному отношения расходов к индексу потребительских цен.

Рассмотренные особенности ПР определяют и специфический характер цели его функционирования и развития. Среди специалистов преобладает мнение, что интеграционный потенциал стратегической цели ПР выражается в совершенствовании человеческого потенциала на основе согласования и взаимоувязанного развития подсистем рынка. Цели каждой подсистемы (например, рынка образования или медицинских услуг) формируются на основе общности потребностей, интересов, ценностей городского населения.

Специфика системы стратегического управления потребительским рынком для городского населения обусловлена: 1) рассмотрением развития человеческого потенциала в качестве глобальной цели функционирования ПР; 2) необходимостью максимального учета специфических потребностей населения конкретного города.

Целенаправленная работа по повышению человеческого потенциала требует разработки долгосрочной стратегии развития ПР и системы управления им. При этом количественные и качественные характеристики целей развития ПР должны формироваться прежде всего на основе прогнозирования развития общественных потребностей.

На основе использования общих положений теории систем и анализа специфической структуры ПР как объекта управления в рыночной экономике можно сформулировать методологические требования, предъявляемые к системе целевых критериев СТУПР города. Это следующие требования: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость целей в форме, доступной для управления; непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; адресность и контролируемость; комплексность; пропорциональность; возможность ранжирования целей по приоритетности, по источникам финансирования, по значимости решаемых проблем на каждом временном горизонте; реальность воплощения.

Вышеизложенные методологические требования для СТУПР города обусловливают необходимость применения программного управления на основе использования целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей. Ряд исследователей в области программно-целевого управления, так же, как и автор, предполагает, что декомпозиция стратегических целей на ряд частных подцелей с помощью графа повышает управленческую способность СУПР. В данном подходе представляется особенно важным требование необходимости постоянного поддержания адекватности механизма, процесса и структуры управления ПР целям и задачам стратегического выбора. Нами предлагается модель процесса формирования стратегического замысла для создания системы управления потребительской сферой (рисунок 3).

22 10 17 Особенности управления потребительской сферов на муниципальном уровне

Рисунок 3 — Типология продуктов потребительского рынка для городского населения

Исследования специалистов указывают на то, что имеющиеся инструктивные документы в сфере планирования предназначены для решения проблем отраслевого или межотраслевого характера на федеральном уровне. Технологии стратегического управления ПР города на сегодняшний день отсутствуют.

Главной целью ПР выступает создание потребительских ценностей, которые обеспечивают необходимый уровень качества жизни при соблюдении гарантий, рационального потребительского бюджета (РПБ) и системы государственных минимальных социальных стандартов (СГМСС). Исходя из этого, при реформировании муниципального управления нам представляется важным видеть не частные проблемы удовлетворения какой-либо потребности (жилье, питание, одежда, образование и т.п.), а в целом весь возможный и необходимый стандарт совокупных потребностей населения (или отдельных групп). Именно это, по мнению автора, является свидетельством высокой управленческой способности менеджеров, в данном случае — аппарата городского управления.

Рассмотрим основные предпосылки формирования и развития стратегического управления ПР для городского населения, обобщая взгляды специалистов и дополняя собственными выводами на основе научного и практического опыта, к ним мы относим:

— перенос центра тяжести на муниципальные образования (в частности, город) по решению проблем обеспечения населения всеми видами товаров и услуг в рамках социальных стандартов;

— необходимость и возможность реформирования муниципального управления и в особенности, основной из функций — планирования;

— формирование новой парадигмы планирования (`планологии`) — насущной задачи, как национальной экономики, так и мировой;

— использование планового опыта российской и зарубежной науки для программирования задач потребительского рынка города как своеобразной подсистемы муниципального образования;

— учет того, что потребительский рынок как экономическая деятельность по созданию потребительских ценностей для населения в настоящее время характеризуется неравновесностью, которая связана с экономической обособленностью предприятий, противоречиями между коммерческими интересами юридических лиц и территорией и т.п.;

— необходимость построения деловых коммуникаций между предприятиями и органами муниципального образования по обеспечению потребительскими ценностями населения, и не только в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов.

В современных условиях реформирования экономики, по мнению специалистов, не было сделано опоры на приоритет научных исследований в области территориального стратегического планирования. Признается при этом и слабая адаптация зарубежного стратегического менеджмента (И. Ансофф, Г. Минцберг, П. Друкер и др.), а также теории организации к задачам управления городом и его подсистемами (В.Е. Рохчин, А.Е. Когут). Тем не менее, создание научно обоснованной системы стратегического территориального управления (ССТУ) является объективной реальностью.

Вместе с тем необходимо отметить, что ни один из вышеперечисленных исследователей не попытался перенести основные инструменты стратегического управления и планирования в сферу потребительского рынка для городского населения. Нам представляется важным сбалансировать по возможности весь необходимый для `общественного блага` спектр товаров и услуг, как создаваемых субъектами ПР, так и полученных от товаропроизводителей. При этом система управления ПР представляет собой совокупность взаимодействий различных органов управления по поводу формирования, поддержания и изменения потребительских ценностей товаров и услуг с целью создания условий воспроизводства населения данной территории при достаточно высоком уровне качества жизни и совершенствовании человеческого потенциала. В порядке постановки в работе предлагается концепция стратегического управления потребительским рынком, включающая этапы: методы стратегического анализа; стратегический анализ потребительского рынка; выбор стратегии; реализация стратегии потребительского рынка; построение системы стратегического управления; оценка адекватности системы управления потребительским рынком стратегии развития города (рисунок 4).

22 10 16 Особенности управления потребительской сферов на муниципальном уровне

Рисунок 4 — Концепция стратегического управления ПР (СУПР)

В связи с вышеизложенным возникает вопрос, каким же будет основной продукт в ХХI веке? В развитие ответа на данный вопрос в порядке постановки нами предложена типология товаров и услуг (продуктов), необходимая для принятия управленческих решений муниципальными органами власти. По типологическим критериям при изучении потребительского рынка составлена модель (рисунок 3).

Методология стратегического анализа и концепция управления потребительским рынком трансформированы нами в технологии и методы формирования новой системы стратегического, текущего и оперативного управления ПР, что, в свою очередь, позволит создавать условия нормального функционирования и устойчивого развития потенциала потребления населения в период становления рыночных отношений в сфере потребительских услуг.

Следует отметить, что выдвинутые автором положения стратегического управления ПР не согласуются с господствующими в современной теории муниципального управления концепциями рынка потребительских услуг города, а также не вписываются в рамки зарубежных теорий.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА.

    2.1 Общие сведения о департаменте

 

Ленинградский район основан в 1924 году, входит в состав Краснодарского края. День района отмечается ежегодно – в третье воскресенье сентября. Муниципальное образование Ленинградский район наделен статусом муниципального района законом Краснодарского края от 5 мая 2004 года № 696- КЗ «Об установлении границ муниципального образования Ленинградский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований – сельских поселений — и установлении их границ».

     Отдел потребительского рынка и услуг администрации муниципального образования Ленинградский район подчиняется в своей деятельности главе муниципального образования и первому заместителю главы муниципального образования.

Деятельность отдела потребительского рынка и услуг регламентируется законами Российской Федерации, нормативными актами Федерального Собрания, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями главы Краснодарского края, правовыми актами Совета муниципального образования Ленинградский район, постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования Ленинградский район, настоящим Положением и другими нормативными актами.

    Основными целями и задачами отдела потребительского рынка и услуг является:

— организационно-методическое обеспечение единой государственной политики в области сферы услуг населению, обеспечение ее реализации.

— регулярное проведение комплексного экономического анализа состояния сферы услуг населению, прогнозирования развития потребительского рынка на текущие и перспективные периоды.

— участие в определении основных показателей развития сферы услуг населению в рамках краевых и районных программ, обеспечение реализации утвержденных программ.

— разработка и реализация мер, направленных на формирование потребительского рынка, с учетом спроса населения муниципального образования.

    — содействие позитивным преобразованиям в сфере услуг населению, развитию здоровой конкуренции, созданию равных условий деятельности для хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

— взаимодействие с предприятиями всех форм собственности и предпринимателями по вопросам совершенствования сферы услуг населению, осуществления контроля за соблюдением торговыми предприятиями бытового обслуживания требований законодательства Российской Федерации, распространение прогрессивных технологий, передового опыта в области торговли и общественного питания, бытового обслуживания.

— в пределах установленной компетенции обеспечение защиты прав потребителей и контроля за соблюдением норм и правил обслуживания.

— осуществление мер, направленных на развитие инфраструктуры потребительского рынка.

— координация работы по организации и проведению мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, промышленных товаров.

— координация работы по сертификации услуг розничной торговли, общественного питания и других услуг населению.

— информационное обеспечение деятельности в сфере услуг населению.

В соответствии с возложенными задачами отдел осуществляет следующие функции:

— участвует в подготовке и реализации краевых и районных целевых программ, касающихся сферы услуг населению и направленных на развитие конкурентной среды, совершенствование торгового обслуживания населения района.

— осуществляет контроль за выполнением краевых и районных нормативных актов в пределах установленной компетенции, изучает потребительский рынок района, его емкость, структуру, характеристики реализуемой продукции, а также факторы, формирующие рынок.

— разрабатывает с участием других органов местного самоуправления района проекты нормативных правовых актов в области торговли, общественного питания и конъюнктуры рынка, бытового обслуживания в районе.

— разрабатывает предложения по внедрению прогрессивных технологий, форм и методов торгового и бытового обслуживания населения, упорядочению организации торговли, улучшению системы контроля за качеством товаров, бытового обслуживания в муниципальном образовании.

— способствует развитию взаимодействия, договорных начал между торговыми организациями и предприятиями всех форм собственности, предпринимателями по насыщению потребительского рынка товарами в районе.

— разрабатывает и реализует комплекс мер по упорядочению деятельности рынков района, повышения эффективности их работы, организует их взаимодействие с контролирующими органами в целях проведения единой государственной политики в области контроля за качеством продукции и порядка ее реализации.

— взаимодействует с органами местного самоуправления района по вопросам совершенствования сферы услуг населению, контроля за соблюдением предприятиями, предпринимателями требований законодательств Российской Федерации, распространения прогрессивных торговых технологий, передового опыта в этой области.

— в целях защиты интересов и прав потребителей осуществляет во

взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами контроль за соблюдением правил торговли.

— информирует население муниципального образования через средства массовой информации по вопросам: соблюдения правил торговли, защиты интересов и прав потребителей, выпуска некачественных товаров.

— осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством отдел потребительского рынка и услуг администрации муниципального образования Ленинградский район для обеспечения выполнения своих задач и функций имеет право:

    — иметь беспрепятственный доступ, в установленном законом порядке, на территорию хозяйствующих субъектов всех форм собственности для проведения проверок в соответствии с основными задачами и функциями, определенными настоящим Положением.

— вносить в установленном порядке предложения о применении к хозяйствующим субъектам всех форм собственности административных мер, экономических санкций за нарушение нормативных актов, продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

    — в пределах компетенции запрашивать и получать в установленном порядке необходимую документацию и материалы от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, хозяйствующих субъектов всех форм собственности; от Павловского межрайонного отдела Госстатистики в Ленинградском районе — все статистические материалы, необходимые для анализа деятельности потребительского рынка, сферы обслуживания, разработки проектов прогнозов и осуществления контроля за их выполнением.

    — представлять интересы района в пределах своей компетенции во всех государственных органах, органах местного самоуправления района, в ведомствах, учреждениях и иных организациях.    

    — начальник отдела, главный и ведущий специалисты отдела осуществляют свою деятельность на основании и в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными главой муниципального образования Ленинградский район.

 

 

 

 

 

    2.2 Анализ основных показателей деятельности департамента.

Численность населения муниципального образования Ленинградский район по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 66,7 тыс.чел.

Информация об оборотах за 2009 год (тыс.руб):

— оборот розничной торговли – 818118,21 тыс.руб.

-оборот оптовой торговли — 586231,74 тыс.руб.

-общественное питание – 17064,9 тыс.руб.

-бытовые услуги – 209173,0 тыс.руб.

Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса:

-объем выданных кредитов за 2009 год составил 566,7 млн.руб. что составляет 102,9% к 2008 г. из них общая сумма кредитов, выданных индивидуальным предпринимателям составила 76,9 млн.руб , что составляет 103,2% к 2008 г.;

— в целях упрощения разрешительных процедур разработаны и проходят процедуру согласования административные регламенты предоставления муниципальных услуг отраслевыми органами администрации муниципального образования Ленинградский район.

В рамках выполнения распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года № 802-р «О краевой межведомственной комиссии по реализации отдельных направлений в области региональной агропромышленной политике» администрацией муниципального образования Ленинградский район в 2009 году проведена следующая работа:

— проведено 50 ярмарок по реализации населению сельскохозяйственной продукции и социально-значимых товаров, в которых участвует от 50 до 60 хозяйствующих субъекта. На сельскохозяйственных ярмарках реализовывается продукция не только местных товаропроизводителей, но и из других городов и районов Краснодарского края (г. Тимашевск,,

Ейск, ст. Медведовская, Крыловская, Староминская, Павловская и др).

    

— во исполнение распоряжения главы муниципального образования Ленинградский район от 26.11.2008 г. №493-р «О районной межведомственной комиссии по реализации отдельных направлений в области региональной агропромышленной политике» проводится

мониторинг объемов и ассортимента товаров кубанских производителей, качества и безопасности товаров продовольственной продукции, реализуемой в торговой сети района. Доля продукции краевых производителей составляет 69%. (Прилагается).

Во исполнение распоряжения главы муниципального образования Ленинградский район от 26.11.2008 г. №493-р «О районной межведомственной комиссии по реализации отдельных направлений в области региональной агропромышленной политике» на заседании межведомственной комиссии в декабре рассматривался вопрос:

16 декабря 2009 года проведено совещание с руководителями хозяйствующих субъектов потребительской сферы, на котором рассматривались вопросы благоустройства объектов потребительской сферы, предпраздничной торговли и насыщения в торговой сети района продуктов питания и алкогольной продукции краевых товаропроизводителей до уровня не менее 80%.

В районной газете «Степные зори» опубликованы статьи под заголовком:

-«Продуктов хочется вкуснее и дешевле» (8 декабря 2009г. №147);

-«На прилавках только свое» (8 декабря 2009 г. №147);

— «Каков уход, таков и доход» (15 декабря 2009 г. №154);

— «Флагман сельхозпроизводства Кубани (22 декабря №153);

— «Предприниматели подводят итоги» (24 декабря 2009 г №154.);

Список используемой литературы:

 

  1. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения: В 2 ч. — Красноярск, 1999. — 240 с.
  2. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Управление административным районом в условиях экономических реформ. — СПб: ИСЭП РАН, 1992.-163 с.
  3. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. — М.: ИФРА-М, 1998.- 260 с.
  4. Конторович И.Я., Ривкин А.Б. Рациональное использование территории городов. — М.: Наука, 1990. — 606 с.
  5. Корнаи Я. Дефицит. — М.: Наука, 1990.-606 с.
  6. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения. — Красноярск.: КГУ, 2002 .- 14.4 п.л.
  7. Чаплина А.Н. Организационно-экономический механизм стратегического управления потребительским рынком для городского населения. — Красноярск: КГТЭИ, Изд-во Кларетианум, 2003. — 14.6 п.л.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.21MB | MySQL:124 | 1,422sec