Эволюция развития логистики

<

092113 1931 1 Эволюция развития логистики Логистика — искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое. В период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики», они занимались распределением продуктов питания

Логистика выросла в науку благодаря военному делу. Так, французский военный специалист начала XIX в. А. Жомини утверждал, что логистика включает такой широкий круг вопросов, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т д.

Существует также математическое направление в логистике. Так, в 1904 г на философской конференции в Женеве термин «логистика» был закреплен за математической логикой

Под воздействием различных факторов логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась, как теория управления товарно-материальными ресурсами в сфере обращения, а затем и производства.

Логистика развивалась и в России. Еще в начале XX в петербургские профессора путей сообщения издали труд «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны. Логистика активно применялась в период второй мировой войны и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США
на европейском театре военных действии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах

Именно поэтому во многих западных странах логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками в экономике. Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60—70-е г.г. XX в и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в об части продвижения товаров. В конце 70-х гг в Ленинграде была разработана логистическая технология взаимодействия различных видов транспорта в рамках транспортного узла. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС.

В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров полуфабрикатов), информационных и финансовых потоков от источника сырья до конечного потребителя

Для управления движением материального потока необходима реализация ряда мер воздействия на материальный поток

– выбор транспортного средства для перевозки товаров,

– выбор оптимального маршрута перевозки сырья от добывающего предприятия на перерабатывающее, а готовой продукции — на оптовый склад и в магазины,

– определение оптимального уровня запасов на складе сырья, готовой продукции,

– выбор количества и территориального расположения оптовых баз,

– определение оптимального размера расфасовки готовой продукции и др.

Основной целью оптимального управления движением материального потока за счет управления информацией и финансами является повышение конкурентоспособности предприятий путем

– снижения расходов по продвижению грузов,

– оптимизации запасов на всем пути следования,

– сокращения времени прохождения товаров от первичного источника к потребителю,

– повышения качества сервисного обслуживания потребителей

Факторы, определившие развитие логистики как экономической науки, условно подразделяются на 3 основные группы

1 Достижение предела эффективности производства. До начала 60-х гг прошлого века в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Такое невнимание к этой важной сфере материального производства объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования непосредственно производства. Однако к началу 60-х гг. прошлого века резервы повышения этого потенциала были практически исчерпаны, что вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять внимание не самому товару, а качеству его поставки. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути, что обеспечивало ощутимые конкурентные преимущества.

2 Энергетический кризис 70-х гг прошлого века. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Потребовалось внедрение согласованных действий всех участников логистического процесса — применение теории систем и экономических компромиссов.

3 Развитие компьютерных технологии и моментальная связь. Применение логистики стало возможным благодаря внедрению компьютерных технологий, которые позволили следить за материальными, финансовыми и информационными потоками и управлять ими на всех этапах перемещения с помощью моментальной связи между элементами логистической системы.

В отношении периодизации развития логистики существует два основных подхода Согласно первому существует четыре периода ее развития, согласно второму — три.

В составе четырехступенчатой периодизации выделяют:

1 период фрагментаризации (1920—1950). Этот период был переломным и характеризовался переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Тогда были сформированы основные предпосылки внедрения логистической концепции, как то формирование общих инструментов управления материальными потоками и концепция снижения общих затрат. Стимулами к их внедрению послужили рост запасов и транспортных издержек в системах распределения товаров, рост транспортных тарифов, появление и быстрое распространение концепции маркетинга, а также развитие теории и практики военной логистики.

2 период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950—1970). Характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении и развитием компьютерных технологию. Основными элементами данного периода стали концепция общих затрат в физическом распределении, заключающаяся в их перегруппировке в дистрибьюции таким образом, что общий уровень затрат при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится концепция бизнес логистики, состоящая в интерпретации логистики как интегрированного инструмента менеджмента, так менеджменту всех видов деятельности которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.

3 период развития (1970-1980). Характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес логистики а также распространением логистических систем и философии всеобщего управления качеством. В этот период развитие логистики продвинулось за счет совершенствования ее транспортной и складской составляющих, что выразилось в формировании автоматизированных транспортно-складских комплексов и широкого внедрения сквозных перевозок.

4 период интеграции (1980-1990) Характеризуется формированием полных логистических цепочек (закупка — производство — распределение — продажи), а также со зданием международных логистических систем и внедрением механизмов перманентного мониторинга за потоковыми процессами и управлением их перемещением в рамках формирования концепции всеобщего управления качеством

Согласно второму подходу существует три этапа совершенствования логистики.

Первый этап — 60-е гг — характеризуется использованием логистики для управления материальными потоками в сфере обращения. Для этого периода важно понимание двух ключевых положении:

– первое – отдельные материалопотоки при хранении, перегрузке с одного вида транспорта на другой, транспортировке могут быть увязаны единой системой управления);

– второе – такая интеграция может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт перегрузочный терминал, склад стали работать по единому графику единой технологии, на один экономический результат. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т.д. Примером такой интеграции является развитие транспортно-технологических систем. На
морском транспорте это связано с появлением специализированных судов контейнеровозов, лесовозов, пакетовозов, специализированных перегрузочных комплексов складского оборудования

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. В этот период логистика распространилась также и на производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются:

– централизацией физического распределения;

– долгосрочным планированием в области логистики;

<

– резким сокращением запасов в материалопроводяших цепях;

– четким определением издержек распределения;

– определением и осуществлением мер по уменьшению;

– стоимости продвижения товаров

Применение логистики в производстве позволило сократить запасы повысить качество обслуживания за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап реализуется в настоящее время и характеризуется полной интеграцией всех элементов логистического материального потока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Логистические системы все более широко применяются в практике деятельности предприятий и являются одним из наиболее важных понятий логистики.

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она как правило состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой,

Свойства логистических систем в разрезе основных свойств, присущих любой системе.

1. Целостность и членимость. Деление логистических систем на элементы можно осуществлять на макроуровне: при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт; на микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем: закупка — подсистема, обеспечивающая поступление материального потока в логистическую систему; планирование и управление производством — подсистема, которая принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций; сбыт — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы» Совместимость элементов логистической системы обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

2. Связи. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. В мак-рологистических системах основу связи между элементами составляет договор.

3. Организация (структурированность). Связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, т. е. логистическая система имеет определенную организационную структуру, состоящую из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

4. Интегративные качества (эмерджентность). Это способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.). Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей. Эмерджентными являются свойства логистической системы, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы.

5. Сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); сложным характером взаимодействия между отдельными элементами; сложностью функций, выполняемых системой; наличием сложно организованного управления; воздействием на систему большого числа стохастических факторов внешней среды.

6. Иерархичность, т. е. подчиненность элементов более высокого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня в плане линейного или функционального логистического управления.

Любая логистическая система (ЛС) состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической системы называется экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшему изменению в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Звенья ЛС могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях.

Уровень охвата логистическими системами может варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до народного хозяйства страны. Организационная структура логистических систем обусловлена видом отрасли и принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности. По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические системы, а также мезологистические системы, в которых интегрируются в одну систему несколько фирм одной отрасли или фирмы, образующие международные системы.

Микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материального и сопутствующих ему потоков в процессе производства, снабжения и сбыта.

Микрологистическая система строится с позиций стратегических целей фирмы и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистической системы.

Различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Основными задачами внутрипроизводственной логистической системы являются уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющие логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от его складов готовой продукции к конечным потребителям. Основными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях; оптимизация общих аатрат и затрат, связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической системы; сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции и времени выполнения заказов потребителей.

Внещней логистической системой снабжения (закупок) фирмы-производителя являются структуры, состоящие из звеньев логистической системы, выполняющих различные логистические операции по транспортировке, складированию, хранению, грузопереработке, которые вместе с товаропроводящей сетью поставщиков и составляют внешнюю логистическую систему. Одной из важных задач логистического управления в такой системе является координация логистических функций и согласование целей поставщиков, посредников и потребителей.

Границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические операции в распределительной системе при организации продаж готовой продукции потребителям и послепродажном сервисе.

Логистический менеджмент в интегрированной логистической системе представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы рассматривают как подсистемы интегрированной логистической системы.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации, территориально-производственные комплексы, посреднические, торговые и транспортные Организации различных ведомств, инфраструктуру экономики отдельной страны или группы стран.

Макрологистическая система может создаваться на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Макрологистические системы классифицируются по следующим признакам:

1. По признаку административно-территориальнного деления страны различают следующие виды логистических систем: районные; межрайонные; городские; областные и краевые; региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские.

2. По объектно-функциональному признаку выделяются макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), военные, институциональные и т. п. В западной практике часто используется поднятие глобальных макро-логистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем.

Как правило, критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, политическими и другими целями.

Мезологистические системы. В течение последних десятилетий в экономически развитых странах и в мировой практике в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Конгломераты представляют собой корпорации или финансово-промышленные группы, в которые, как правило, входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов. Эти корпорации могут быть национальными (охватывают одну страну) и транснациональными (ТНК), объединяющими хозяйственную деятельность нескольких стран.

Мезологистические системы организационно базируются на корпоративных структурах. Выделение мезологистических структур произошло значительно позже, чем макро- и микрологистических. Это связано с тем, что относящиеся к изучению организационной основы мезологистических структур мезоэкономика и корпоративное управление сложились также недавно. Корпорация располагает значительными возможностями стратегического планирования и распределения ресурсов, вследствие чего может быть достигнуто наиболее эффективное распределение ресурсов корпорации между ее подразделениями и дифференцированное применение инструментов внутрифирменного стимулирования и контроля.

Мезологистические структуры, организационно-экономической базой для которых является корпорация, используют на основании меры распределения экономической и правовой независимости, определяющей структуру мезологистической системы, оба типа трансакций.

Таким образом, важным фактором является рассмотрение логистических систем с позиций трансакций, под которыми понимается как рыночная сделка между фирмами, так и любое взаимодействие ее подразделений, имеющее административный характер.

На организационное построение мезологистической системы оказывает влияние ряд таких факторов, как среда экономики, в которой функционирует данная система; размер системы и масштаб ее деятельности; концепция управления данной системой и т. п.

Таким образом, любая логическая система включает в себя организационную подсистему, осуществляющую функции связи и координации работы прочих подсистем, подсистему информатики, обеспечивающую планирование и функционирование информационного потока; подсистему физического распределения материальных объектов. Важным фактором развития корпораций является разнообразие их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Определить ориентировочное месторасположение распределительного центра, снабжающего магазины розничной торговли, методом нахождения центра тяжести грузопотоков.

По выполненным расчетам сделать общие выводы.

Исходные данные по вариантам для выполнения первого пункта помещены в приложении 1.

 

Решение

Номер магазина 

Координаты х

Координаты y

Грузооборот, т/мес 

1 

49

37

26

2 

72

43

37

3 

38

44

14

4 

61

38

19

5 

92

35

18

6 

27

21

23

7 

15

24

27

8 

37

49

42

 

 

092113 1931 2 Эволюция развития логистики

где Q – грузооборот;

∑Q = 26+37+14+19+18+23+27+42 = 206.

092113 1931 3 Эволюция развития логистики.

 

092113 1931 4 Эволюция развития логистики

092113 1931 5 Эволюция развития логистики.

092113 1931 6 Эволюция развития логистики

092113 1931 7 Эволюция развития логистики

092113 1931 8 Эволюция развития логистики

092113 1931 9 Эволюция развития логистики

 

Сделаем вывод: Таким образом, исходя из расчетов целесообразно разместить распределительный центр по следующим координатам:

x = 48,5961 км

y = 37,980 км.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.76MB | MySQL:122 | 1,689sec