Посредники в логистике » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Посредники в логистике

<

092113 2117 1 Посредники в логистике Выделение звена логистической системы (ЗЛС) в большинстве случаев связано с наличием в организационной структуре управления функционально обособленных по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, а также партнеров и контрагентов в организации логистики компании. Партнеры и контрагенты образуют так называемые «три стороны» в логистике фирмы, причем компанию, которая формирует логистические посредники, иногда называют центральной компанией или «хозяином» логистического процесса. Эти три стороны (для промышленных и торговых компаний) следующие:

1-я сторона— поставщики (материальных ресурсов и готовой продукции);

2-я сторона — потребители готовой продукции;

3-я сторона — логистические посредники.

В зарубежной практике логистического менеджмента даже появился специальный термин Third Party Logistics (3PL) — «третья сторона в логистике» или логистический посредник.

Основными логистическими посредниками (третьей стороной), для фирмы-производителя или торговой компании являются перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы, склады общего пользования и другие юридические или физические лица, осуществляющие основные логистические функции или комплекс таких функций. К числу вспомогательных логистических посредников обычно относят страховые и охранные фирмы, таможенных брокеров, сюрвейеров, банки и другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д. В последнее время компании, осуществляющие комплексное логистическое обслуживание потребителей, получили название логистических операторов или провайдеров логистических услуг. К ним относятся, прежде всего, крупные международные экспедиторские компании и экспресс-доставщики (такие, например, как TNT, DHL, Shenker/BTL, UPS, FedExpress, и другие).

Транспортный логистический посредник (экспедитор, агент, перевозчик) призван обеспечить доставку товаров из пункта отправки в нужное место, в установленные сроки, в неповрежденном состоянии и с наименьшими затратами.

Наиболее значимым и важным является разделение посредников по собственности на товар и по признаку «от чьего имени ведется торговля». По этому признаку посредники делятся на четыре основные группы:

– дилеры;

– дистрибьюторы;

– комиссионеры;

– брокеры.

Дилеры — оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реа-лизуют эти товары потребителям.

Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителей и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной тер-риюрии и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.

Комиссионеры — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операций.

Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки; вознаграждение получают только за проданную продукцию.

По признаку дифференциации функций при наличии /отсутствии собственности на товар посредники делятся на 14 групп. Вот их краткая характеристика.

Регулярные оптовые торговцы ведут бизнес с полным набором услуг. Обычно это независимая компания, на основе полной собственности осуществляющая операции с товарами для потребителей.

Производственные дистрибьюторы отличаются от регулярных оптовых торговцев видом потребителя. В данном случае ими являются промышленные организации, предприятия коммунального хозяйства, железные дороги, организации сферы услуг и т. д.

Поставщики отдельных партий занимаются крупными товарами (уголь, лесоматериалы, сельскохозяйственная продукция, строительные материалы и пр.). Поставщик отдельных партий закупает такую партию в ожидании будущего заказа от потребителя. Когда покупатель найден, поставщик отдельной партии несет полную ответственность за груз вплоть до получения этого груза потребителем. Каналы единичных сделок часто создаются для обеспечения одноразовой поставки оборудования или закупки товаров. Знаменитая закупка пшеницы, осуществлявшаяся СССР в 70-х гг. XX в., являет собой яркий пример такого канала.

Оптовики типа «плати и забирай» распространены главным образом в пищевой промышленности. Они не занимаются доставкой груза, розничный торговец сам приезжает к ним, отбирает товар, оплачивает его и доставляет в свой магазин.

Разъездные торговцы специализируются на высокоприбыльных товарах. Продажа и доставка в данном случае совмещены. Они закупают у производителя или посредника товар, оплачивают его, грузят в автомобиль и доставляют к месту торговли.

Стеллажные торговцы выполняют функции доставки и продажи товара на конкретную витрину, стеллаж в магазине, прилавок на рынке.

Комплектующие оптовики осуществляют закупку товаров, например у мелких фермеров, сортируют и комплектуют их в крупные партии, экономичные с точки зрения перевозки, доставляют на рынки и продают крупными партиями.

Полуоптовики — это оптовые торговцы, занимающиеся при этом какими-либо формами розничной торговли.

Торговые (сбытовые агенты) обслуживают клиентов, заменяя собой торговые организации, не являются собственниками продукции, работают за комиссионное вознаграждение.

Промышленные агенты схожи с торговыми. Отличие их в том, что они осуществляют продажу в определенной географической зоне и, как правило, обслуживают нескольких производителей взаимодополняемых (но не конкурирующих) продуктов.

Комиссионные торговцы в отличие от агентов обычно обслуживают конкретную сделку. Брокер выступает в качестве катализатора сделки.

Аукционные компании широко представлены в торговле фруктами, табачными изделиями и скотом. Они обеспечивают физические условия для продажи конкретных партий товаров (помещение). Услуги оллачива- ет продавец за каждую сделку в форме процента от общей стоимости сгодаж.

Нефтеналивные станции обеспечивают хранение и физическое распределение запасов для нефтяной отрасли. Такие предприятия могут при-валлежать нефтеперерабатывающей компании (тогда они действуют как ссытовые подразделения) или находиться в собственности независимой компании и работать самостоятельно.

Классификация посредников по степени структуризации по признаку осознанной взаимозависимости агрегирует все возможные организацион-яые формы их существования.

Наличие посредников для единичных сделок обусловлено тем, что при заключении множества сделок в бизнесе негласно предполагается, что деловые отношения сторон — это разовое явление. Примеры каналов для единичных сделок дают торговля недвижимостью, купля-продажа ценных бумаг, покупка промышленного оборудования длительного пользования, например, производственных предприятий или технологических комплексов).

Обычные посредники — это вынужденное (формальное, но не узаконенное) объединение организаций, связанных между собой куплей-продажей продуктов на требуемых условиях.

Основным фактором, определяющим продолжительность и масштабы сделок, служит продажная цена.

Термин «обычные» в названии таких посредников отражает широкое распространение и типичность этой формы организации деловых связей.

По типу сбытовой политики посредники делятся на:

– эксклюзивные;

– селективные;

– интенсивные.

Эксклюзивные посредники символизируют сбытовую политику, при которой только один дилер в определенном географическом регионе имеет право продавать товары данного производителя. Зачастую автомобильные дилеры пользуются эксклюзивным правом продаж в своих регионах. Крупные холдинги поставляют продукцию эксклюзивно через торговый дом. Это дает возможность основным производителям холдинга сосредоточить свои усилия на производстве, а торговому оператору — на сбыте продукции.

При сотрудничестве с селективными посредниками производитель выбирает их ограниченное число для продвижения своего продукта на данной территории.

По степени ответственности и форме финансового риска, связанным с владением запасами, выделяются группы основных и специализированных посредников. Основной посредник — это компании, принимающие на себя ответственность, связанную с владением запасами, или иные значительные формы финансового риска. Специализированный посредник — компания, оказывающая важные специальные услуги основному участнику за соответствующую плату. Скажем, участие грузоперевозчиков и принимаемый ими риск ограничены исполнением конкретных транспортных операций, в силу чего грузоперевозчики относятся к специализированным участникам канала.

Структура каналов распределения складывается из невероятно сложных взаимосвязей между множеством организаций, соединенных в разнообразные комбинации. Существуют веские основания для участия в канале каждой из задействованных организаций, и все они оказывают определенные услуги в расчете на будущую отдачу от своих инвестиций и усилий. Критерий оптимальности — удовлетворение потребностей конечного покупателя с достаточным качеством и наименьшими затратами

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗЫВАЕМОЙ ПАРТИИ

Задача определения оптимального размера заказа может быть решена графическим методом и аналитическим. Рассмотрим аналитический метод.

Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых:

С общ. = С хран. + трансп. Min , (1)

Где С общ. — общие затраты на транспортировку и хранение запаса;

С хран. — затраты на хранение запаса;

С трансп. — транспортно — заготовительные расходы.

Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа М за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10 % от стоимости среднего запаса за этот же период. Можно сказать также, что издержки по хранению единицы товара в течение периода составили 10 5 от ее стоимости.

<

Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:

С хран. = М х S/2 , (2)

Размер транспортно — заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.

С трансп. = К х Q/S , (3)

Здесь К — транспортно — заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;

Q/S — количество завозов за период времени.

Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (S опт.), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.

С общ. = М х S/2 + К х Q/S , (4)

Далее находим значение S, обращающее производную целевой функции в ноль, откуда выводится формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известная как формула Вилсона.

092113 2117 2 Посредники в логистике, (5)

Формула Вилсона получена из условия минимума среднегодовых затрат на выполнение заказов и их хранение в запасе, которые рассчитываются:

092113 2117 3 Посредники в логистике, (6)

где Q — размер заказа, (ед).

В формуле (8) первое слагаемое показывает величину затрат на выполнение заказов за определенный период времени, второе — величину затрат на хранение их в запасе за тот же период. Путем оптимизации выражения (2) определяют оптимальный размер партии заказываемого товара.

Рассмотрим пример расчета оптимального размера заказываемой партии. В качестве исходных данных примем следующие величины.

Стоимость единицы товара — 40 руб. (0,04 тыс. руб.).

Месячный оборот склада по данной товарной позиции:

Q = 500 единиц/мес. или Q = 20 тыс. руб./мес.

Доля затрат на хранение товара составляет 10 % от его стоимости, т.е. М = 0,1.

Транспортно — заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа: К = 0,25 тыс. руб.

Тогда оптимальный размер завозимой партии составит:

092113 2117 4 Посредники в логистике, (9)

Очевидно, что товар в течение месяца целесообразно завозить дважды:

20 тыс. руб. / 10 тыс. руб. = 2 раза.

В этом случае транспортно — заготовительные расходы и расходы по хранению:

С общ. = 0,1 × 10/2 + 0,25 × 20/10 = 1 тыс. руб. , (10)

Игнорирование полученных результатов приведет к завышенным расходам.

Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20% в нашем случае увеличит месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение на 2%. Это соизмеримо со ставкой депозитного вклада. Другими словами, названная ошибка равносильна недопустимому поведению финансиста, продержавшего без движения деньги в течение месяца и не давшего им »поработать» на депозитном вкладе.

Точка возобновления заказа определяется по формуле:

Тз = Рз х Тц + Зр, (11)

Где Рз — средний расход товара в расчете на единицу продолжительности заказа;

Тц — продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением);

Зр — размер резервного (гарантийного) запаса.

Рассмотрим пример расчета точки возобновления заказа.

Предприятие закупает у поставщика хлопчатобумажную ткань. Годовой объем спроса ткани составляет 8 200 м. Принимаем, что годовой спрос равен объему закупок. На предприятии ткань расходуется равномерно, и требуется резервный запас ткани, равный 150 м. (Примем в расчете, что в году 50 недель).

Средний расход ткани на единицу продолжительности заказа составит:

Рз = 8 200 м. / 50 недель = 164 м. , (12)

Точка возобнавления заказа будет равна:

Тз = 164 м. Х 1 нед. + 150 м. = 314 м.., (13)

Это означает, что когда уровень запаса ткани на складе достигает 314 м., то следует сделать очередной заказ поставщику.

Необходимость разделения общих затрат на постоянные и переменные связана с тем, что величина переменных затрат всегда зависит от текущего (среднего) объема запаса на складе, а размер постоянных затрат может различаться в зависимости от условий управления запасами. Для примера рассмотрим следующие разновидности использования складских площадей, которые условно обозначим как:

1. «Гибкое» управление запасами.

По мере снижения запаса освобождающиеся складские площади используются под хранение другой продукции. Это говорит о том, что постоянные затраты на хранение запасов будут снижаться по мере расходования запаса, т.е. уменьшения его объема на складе. Тогда в среднем эти затраты составят половину от максимального уровня, рассчитанного для всего объема заказа:

092113 2117 5 Посредники в логистике, руб., (14)

С учетом (8) общие затраты на хранение определятся:

092113 2117 6 Посредники в логистике, руб. (15)

2. «Фиксированное» управление запасами.

На складе не происходит оперативного перераспределения освобождающихся складских площадей под хранение другой продукции. Такая ситуация может быть как при аренде склада, так и при эксплуатации собственного. Тогда уровень постоянных затрат на хранение запасов остается одинаковым не зависимо от снижения их фактического объема и будет определятся в соответствии с (4). Общие затраты на хранение определятся:

092113 2117 7 Посредники в логистике, руб. (16)

Особо следует выделить еще один случай, когда эксплуатируется собственный склад и в силу различных технологических особенностей и (или) технических характеристик склада последний оказывается не полностью занятым, а свободная часть не может быть использована под хранение других товаров либо сдана в аренду. Тогда постоянные затраты (Зпос) на хранение запаса будут определяться в целом как для всего склада, независимо от того, какой объем товаров находится в запасе (Qзак=Qскл):

092113 2117 8 Посредники в логистике, руб., (17)

С учетом (11) общие затраты на хранение примут вид:

092113 2117 9 Посредники в логистике, руб. (18)

Так как по условию рассчитываемый ОРЗ не может превышать максимального объема склада либо используемой под хранение его части (Q*<=Qmax), то для каждого из перечисленных выше случаев должно соблюдаться следующее условие.

Если рассчитанный ОРЗ (Q*рас) будет больше максимально возможного объема склада (Q*рас>Qmax), который при использовании всего склада определяется его общим объемом (Qmax=Qскл), а при частичном использовании — фактически занимаемым объемом (Qmax=Q), то при планировании поставок в качестве ОРЗ должен приниматься максимальный объем хранения (Q*пл=Qmax).

Принимая во внимание рассмотренные выше составляющие затрат на хранение, в формуле (8) при расчете средних затрат на хранение заказа можно использовать одно из выражений (15), (16), (18). Выбор конкретного зависит от конкретных условий хранения запасов.

Вывод формулы оптимального размера запаса следует производить уже для нового состава средних затрат.

ЗАДАЧА

Постановка задачи. Дифференцировать ассортимент товаров на складе по методам ABC и XYZ. Построить матрицу ABC-XYZ и выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля в управлении запасами.

Для проведения расчетов создадим книгу MS Excel, занесем в нее данные согласно заданию (табл.1)

Таблица 1 Исходные данные для решения задачи

092113 2117 10 Посредники в логистике

Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу АВС

Цель анализа ABC: разделить ассортимент на три группы по признаку запасы.

Идея метода ABC состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

Для распределения товаров на группы заполним следующую таблицу (табл.2).

Таблица 2 Разделение ассортимента по методу ABC

092113 2117 11 Посредники в логистике

В первый столбец внесем номера позиций ассортимента. Во второй столбец внесем значения среднего запаса за квартал по каждой позиции. Затем подсчитаем итоговую сумму. Для расчета доли позиции товара в общем запасе товаров воспользуемся формулой =Сумма запасов по всем позициям/(Средний запас текущей позиции/100). Затем рассчитаем коэффициент вариации роста для каждой позиции ассортимента по формуле:

092113 2117 12 Посредники в логистике

где xi — i-е значение спроса по оцениваемой позиции;

     092113 2117 13 Посредники в логистике — среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

      n — число кварталов, за которые произведена оценка.

Теперь переходим непосредственно к разделению товаров на группы. Сортируем список товаров по убыванию по столбцу Доля позиции в общем запасе. Доля с нарастающим итогом определяется суммой значения по текущей и предыдущей позициям.

Разделим ассортимент на группы А, В и С. Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:

– в группу А включают позиции, составляющие 75% в общей сумме запасов;

– в группу В включают позиции, составляющие следующие 20% запасов;

– в группу С включают оставшиеся 5% запасов.

В табл. 3 показан описанный выше расчет и разделение товаров на три группы. Видно, что позиции ассортимента 2 и 9 являются наиболее востребованными.

Таблица 3 АВС-анализ

092113 2117 14 Посредники в логистике

Задание 2. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ.

Цель анализа XYZ: разделить ассортимент на три группы по признаку равномерность спроса. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции.

Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы X, У и Z:

Группа  

Интервал

X

0 ≤ v < 10%

Y

  10% ≤ v < 25%  

Z

25% ≤ v < ∞

Так как коэффициент вариации рассчитан, то пересчитаем его в %, умножив на 100, затем отсортируем позиции ассортимента по возрастанию коэффициента вариации и разделим позиции ассортимента по группам, согласно приведенному выше алгоритму. В табл. 4 показано разделение ассортимента на группы.

Таблица 4 XYZ-анализ

092113 2117 15 Посредники в логистике

Cпрос на позиции ассортимента 2, 11,12, 22 более стабилен, чем на остальные позиции ассортимента.

Задание 3. Составить матрицу ABC-XYZ и выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля в управлении запасами.

Занесем номера товарных позиций по группам в таблицу:

X

Y

Z

A

2, 9

B

12, 22

10, 25

5, 13,14, 19

C

1, 16,17, 21, 24

3, 4, 6, 7, 8, 11, 15, 18, 20, 23

ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ). Такая классификация упрощает работу при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта. Внедрение данного метода способствует сокращению количества упущенных продаж, уменьшению излишек товаров, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.

Товары групп А и В составляют основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по продукции группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В – достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику и за счет этого снизить суммарный товарный запас. Для каждой из 9 групп предлагается своя ассортиментная политика (см. табл. 5).

Таблица 5 Ассортиментная политика для групп товаров

X

Y

Z

A

Товары групп АX и BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары групп AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.

B

C

Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00145 sec

WordPress: 22.96MB | MySQL:124 | 1,333sec