Характеристика различных видов перевозки грузов

<

092113 2111 1 Характеристика различных видов перевозки грузов Перечислим основные виды транспортировки: унимодальная, смешанная, комбинированная, интермодальная, терминальная, мультимодельная, прочие.

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки (ЗЛС) логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза в ЗЛС (потребителю), затраты на перевозки.

Так, при крупнотоннажных отправках и наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния — автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная, морская-железнодорожная и т. п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.

Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения); например, отправка крупных партий готовой продукции с завода-изготовителя на оптовую базу производится железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.

С. М. Резер пишет: «Интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта»1. Н. С. Усков, П. В, Куриенко определяют это понятие следующим образом: «Интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов», а «мулътимодальной — если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа»2.

В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти- и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных. В то же время в работе Л, Б, Миротиной и Ы. Э. Табышаева3 указывается, что в отличие от интермодальных систем, где укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта — как клиенты, оплачивающие его услуги.

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, пользуясь на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки являются: наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала); единая сквозная ставка фрахта; единый транспортный документ; единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.

Основными принципами функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок являются следующие: единообразный коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок; максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота; единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех логистических посредников, участвующих в транспортировке; кооперация логистических посредников; комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.

В работе Н. С. Ускова и П. В. Куренкова, посвященной терминологии, используемой в смешанных грузовых перевозках1, приводится довольно большой перечень различных определений интер-, мультимодальных и других видов перевозок. Таким образом, рассмотренное многообразие понятий свидетельствует о необходимости стандартизации в терминологии смешанных грузовых перевозок.

По видам транспорта грузовые перевозки можно классифицировать следующим образом1:

Железнодорожный транспорт:

В зависимости от вида грузовых, сообщений: местное, в пределах одной дороги; прямое, в пределах двух и более дорог; прямое смешанное (железнодорожно-водное — перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта или железнодорожно-автомобильное — по единому перевозочному документу с участием железно
дорожного и автомобильного транспорта); прямое международное — по единому перевозочному документу с участием дорог двух или более государств. Кроме того, Уставом железных дорог РФ (ст. 68) предусмотрены прямые смешанные железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное и другие сообщения.

В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной: мелкой отправкой считается партия груза массой до 10 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы; малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона; для повагонной отправки, требуется отдельный вагон; групповая отправка — это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньше маршрута; маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).

В зависимости от скорости доставки: грузовая — в обычных грузовых поездах; большая — в ускоренных поездах (скоропортящиеся грузы); пассажирская — перевозка багажа и грузов пассажирским поездом. Автомобильный транспорт. Грузовые автомобильные перевозки различаются по следующим признакам:

Отраслевому: перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые.

Размеру партий грузов: массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше qy (где у — статический коэффициент использования грузоподъемности). Мелкопартионные перевозки — это небольшие партии груза (массой от 10 кг до qy/2, т).

Территориальному признаку: городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки.

Способу выполнения: местные — осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения — при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения — перевозки двумя или несколькими видами транспорта.

Времени освоения: постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные — только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;

Организационному признаку: централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.

Речной транспорт:

В зависимости от вида сообщений: внутреннее водное — в границах одного речного пароходства; прямое внутреннее водное — в границах двух или нескольких смежных речных пароходств, в том числе пароходств союзных республик; прямое водное — с участием речных и морских пароходств; прямое смешанное (железнодорожно-водное, водно-автомобильное).

В зависимости от размера партии: судовая партия — это груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по двум или более накладным, следующие в один пункт
назначения в количестве, достаточном для полной за грузки отдельного судна до его технической нормы; сборная партия состоит из груза массой свыше 20 т,
предъявляемого к перевозке в количестве, либо недостаточном для загрузки одного судна, либо достаточном для загрузки одного судна, но адресуемого в разные пункты назначения или в один пункт назначения разным получателям, что вызывает необходимость отделения одного груза от другого; мелкой считается
партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т.

Морской транспорт:

По видам перевозок: сухогрузные; наливные.

В зависимости от вида плавания: малый каботаж — это плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств; большой каботаж — плавание судов между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах; заграничные морские перевозки, обеспечивающие экономические связи России с зарубежными странами, которые подразделяют на перевозки между российскими и иностранными портами (экспорт) и перевозки между иностранными и российскими портами (МИП). В обоих случаях могут перевозиться как российские внешнеторговые грузы, так и грузы иностранных фрахтователей. Перевозка грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) по своему экокомическому содержанию представляет экспорт транспортных услуг.

По видам сообщений: междупортовое — перевозки осуществляются от одного морского порта до другого; прямое водное — от морского порта до речного, при чем на морском отрезке пути перевозки выполняют
морские суда, на речном — речные; прямое смешанное, при котором участвует несколько видов транспорта.

В зависимости от формы организации работы флота: линейное плавание (регулярное) и рейсовое (нерегулярное).

 

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ

 

Критерий «время» характеризует время предоставления вариантов и форм оплаты с момента поступления заявки до момента заключения договора на оплату по сравнению со среднерыночными показателями. Отношение этих величин оценивает оперативность финансово-кредитного обслуживания потребителей.

Временная организация основывается на технологической последовательности создания ценности и направлена на достижение определённых значений параметров  потока:   структуры,   интенсивности,   скорости,   ритма,  такта  и  др.   Периодизация времени предполагает следующие периоды: мгновенный, отражающий состояние процесса (предмета, объекта); короткий период управления процессом производства (создания ценности); длительный — период управления ресурсами (потенциалом роста), — являющиеся составляющими совокупного    сверхдлительного    периода    —   периода    развития.

Структура интегрального пространства логистического процесса определяется тремя основными измерениями: затратным (С), ценностным (V), временным (Т) и собственно пространственным (S). Процесс создания ценности, таким образом, отражается определённой траекторией в означенном пространстве. Интегральная ценность / затраты являются функциями указанных переменных, соответственно:

 

 V = F(v,t,s);   C = f(c,t,s)

 
 

Данная модель позволяет произвести типологию основных составляющих (этапов, состояний) логистического процесса создания интегральной ценности (в макропространстве), представленную в табл. 1.

 
 

 
 

Таблица 1

Типология этапов / состояний логистического процесса создания ценности

 Этапы / состояние

Переменные

v

t

s

Производство (создание-изготовление) —

область VT

  

  

const

Перемещение (доставка-транспортировка) – область ST

const

  

  

Хранение

const

  

const

Размещение — область VS:

распределённый запас;

— локальный запас

 
 

(const)

(const)

 
 

const

const

 
 

 
 

const

 
 

Необходимо отметить, что логистический процесс во времени на всех своих панах характеризуется возрастанием затрат. В то же время ценность на микро- и мезо- уровнях создаётся в процессе производства, а на макроуровне — в процессе доставки (транспортировки) в виде дополняющих её до интегральной ценности составляющих: ценности места и ценности времени, а также ценности права определённого субъекта.

Эффективность логистического процесса, таким образом, отражается соотношением интегральных показателей (оценок) ценности и затрат: V/C. В свою очередь, показатель «логистичности процесса» отражается соотношением совокупного технологического времени собственно создания ценности к полной длительности логистического процесса (цикла).

Представленная структурная модель интегрального логистического процесса, полагаем, может служить (пра)основой для формирования процессов образования, функционирования и взаимодействия логистических систем различного назначения и уровня, в разных сферах и областях деятельности, разной правовой, структурной и территориальной принадлежности, принципиальным моментом в коих станет объективно обусловленное определение статуса одного из предметных процессов (потоков) как центрального процесса (потока) данной логистической системы. 

ЗАДАЧА

 

 

Торговое предприятие расположено в г. Москве. На основе анализа полной стоимости принять решение о целесообразности закупки той или иной позиции ассортимента в городах N или Москве. При этом необходимо принять во внимание следующие условия:

– тарифная стоимость транспортировки из города N в Москву одинакова для всех товаров и составляет 3000 рублей за 1 м3 груза;

– срок доставки грузов из города N составляет 10 дней;

<

– по товарным позициям, доставляемым из города N, фирма вынуждена создавать страховые запасы сроком на 5 дней;

– затраты на содержание страхового запаса и запаса в пути рассчитываются на основании процентных ставок банковского кредита – 36% годовых (т.е. 3% в месяц, или 0,1% в день);

– расходы на экспедирование, осуществляемое силами перевозчика, составляют 2 % от стоимости груза;

– грузы, поставляемые фирме М московскими поставщиками, пакетированы на поддонах и подлежат механизированной выгрузке. Поставщик из города N поставляет тарно-штучные грузы, которые необходимо выгружать вручную. Разница в стоимости разгрузки в среднем составляет 200 руб/м3. Закупочная стоимость груза: 5000, 10000, 20000, 20000, 30000, 40000, 50000, 70000, 100000.

 

РЕШЕНИЕ

 

С учетом поставленных условий рассчитаем стоимость груза по каждой товарной группы ассортимента при доставке в Москву:

 

 

 

Наименование товарной группы ассортимента

Стоимость 1 м3 груза в городе N, руб.

Стоимость транспортировки 1 м3 груза, руб.

Затраты на содержание страхового запаса (0,1%*5 дней), руб.

Затраты на содержание запаса в пути (0,1% *10 дней), руб.

Расходы на экспедирование (2% от стоимости груза)

Разница в стоимости разгрузки 1 м3 груза, руб.

Полная стоимость доставленного в Москву 1 м3 груза, руб.

Пиво 

25000 

3000 

125 

250 

500 

200 

29075

Консервы рыбные

13000 

3000 

65

130

260

200 

16655

Чай 

115000 

3000 

575

1150

2300

200 

122225

Вина виноградные

85000 

3000 

425

850

1700

200 

91175

Макаронные изделия

23000 

3000 

115

230

460

200 

27005

Кондитерские изделия

88000 

3000 

440

880

1760

200 

94280

Крупы 

23000 

3000 

115

230

460

200 

27005

Замороженные полуфабрикаты

37000 

3000 

185

370

740

200 

41495

Кофе 

140000 

3000 

700

1400

2800

200

148100

Безалкогольные напитки

20000 

3000 

100

200

400

200

23900

 

 

 

На основе полученной стоимости грузов, доставленных в Москву, рассчитаем цену за единицу, определим разницу в процентах и сделаем вывод о целесообразности закупки в городе N.

 

 

Наименование товарной группы ассортимента

 

Стоимость 1 м3 груза в городе N, руб.

Цена за единицу в городе N

Количество единиц в 1м3 в городе N

Полная стоимость доставленного в Москву 1 м3 груза, руб.

 

Цена за единицу при доставке из города N в город Москву

 

 

Цена за единицу в Москве

 

 

Разница в ценах

 

Вывод о целесообразности закупки в городе N

Пиво 

25000 

20,0 

1250 

29075

23,26

24,0

103,2

Выгодно

Консервы рыбные

13000 

14,0 

929 

16655

17,9

17,0

94,97

Не выгодно

Чай 

115000 

134,0 

858 

122225

142,4

138,0

96,9

Не выгодно

Вина виноградные

85000 

75,0 

1133 

91175

80,45

80,5

100,06

Выгодно

Макаронные изделия

23000 

27,0 

852 

27005

31,7

29,0

91,48

Не выгодно

Кондитерские изделия

88000 

100,0 

880 

94280

107,14

115,0

107,34

Выгодно

Крупы 

23000 

20,0

1150 

27005

23,48

23,0

97,96

Не выгодно

Замороженные полуфабрикаты

37000 

50,0 

740 

41495

56,07

65,0

115,93

Выгодно

Кофе 

140000 

146,0 

960 

148100

154,45

165,0

106,83

Выгодно

Безалкогольные напитки

20000 

24,0 

833 

23900

28,68

30,0

104,6

Выгодно

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00151 sec

WordPress: 22.21MB | MySQL:121 | 2,068sec