КЛЮЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ В СИСТЕМЕ СНАБЖЕНИЯ

<

Четыре ключевые функции логистики в системе снабжения включают:

1) транспортировку, 2) складирование и перемещение материалов, 3) обработку заказов, 4) управление движением материалов. Уровень сложности и взаимозависимости данных функций настолько высок, что многие компании стали пользоваться услугами компаний, специализирующихся на логистике, то есть фирм, способных выполнять все функции логистики (или большинство этих функций), которые производители, поставщики и дистрибуторы обычно выполняют самостоятельно. Сегодня почти 70% из 500 крупнейших производителей США хотя бы частично пользуются услугами таких компаний. В России особенно широкое распространение получили компании, занимающиеся логистикой в сфере пищевых продуктов и бытовой электроники. Одна из таких компаний — «Русская логистическая служба», работающая с Coca-Cola, Nestle Foods, Nokia, Oriflame, Electrolux и т.д. «Русская логистическая служба», действующая на рынке с 1996 года, имеет сеть филиалов и складов в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Алма-Ате, Краснодаре, Екатеринбурге и предлагает клиентам автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки, а также складское и таможенное обслуживание.

062715 1348 1 КЛЮЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ В СИСТЕМЕ СНАБЖЕНИЯ

 

 

 

Ниже мы рассмотрим более подробно характеристики четырех вышеупомянутых функций и особенности привлечения компаний, специализирующихся на логистике.

 

Транспортировка

Транспортировка обеспечивает движение продукции, в которой возникает потребность в системе снабжения. Существует пять основных типов грузоперевозчиков: железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный и водный транспорт, а также комбинации двух или трех из них (например, автомобили большой грузоподъемности на железнодорожной платформе).

Все грузоперевозчики оцениваются по шести основным критериям обслуживания клиентов:

  • издержки (расходы на транспортировку),
  • сроки (скорость транзита),
  • мощность (реальные объемы груза для данного вида транспорта),
  • надежность (своевременность грузоперевозок, отсутствие случаев утери груза и нанесения ущерба),
  • доступность (удобство расположения маршрутов — например, доступность трубопровода),
  • частота (график грузоперевозок).

На рис. 14-9 представлены основные преимущества и недостатки пяти типов грузоперевозчиков.

062715 1348 2 КЛЮЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ В СИСТЕМЕ СНАБЖЕНИЯ

 

 

 

 

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные грузоперевозчики способны обеспечить перемещение тяжелых крупногабаритных грузов на большие расстояния. К таким грузам относятся уголь, сельскохозяйственная продукция, химические продукты и неметаллические минералы. Железнодорожный транспорт может перемещать более крупные партии грузов, чем автомобильный (из расчета «общая масса на одно транспортное средство»). Однако доступен он отнюдь не везде. Впрочем, железнодорожники научились пользоваться принципом комбинированной транспортировки, которая подразумевает сочетание различных транспортных средств для извлечения максимальных преимуществ из каждого вида транспорта. Результатом такого подхода стала новая форма услуг, которая особенно привлекательна для транспортировки высокоценных грузов, обычно перевозящихся грузовыми автомобилями. Наиболее распространенным вариантом является так называемый грузовик на рельсах, который иногда называют еще «трейлером на платформе» (ТНП). Другое популярное комбинированное средство транспортировки связано с экспортно-импортными операциями. Здесь вместо трейлеров используются контейнеры. Их можно расположить на корабле, железнодорожной или автомобильной платформе. Таким образом, с точки зрения наземного сегментирования международных грузоперевозок контейнерный вариант транспортировки сопряжен с тем же набором функций, что и трейлерный.

 

Автомобильные грузоперевозчики

Главным преимуществом автомобильных транспортных средств является их способность доставлять продукцию в любую конечную точку непосредственно потребителю. Грузовик может пройти везде, где есть дорога, а благодаря новым типам оборудования способен перевозить любые типы грузов. Ограничения по размерам и весу груза обусловлены только государственными требованиями. Автомобильные грузоперевозчики, как правило, работают с высокоценными товарами, требующими ускоренной доставки и больших расходов на хранение. Главный недостаток автоперевозок — значительно более высокие расценки на транспортировку грузов по сравнению с железнодорожными тарифами.

 

Воздушные грузоперевозчики и компании, обеспечивающие срочную доставку

Воздушные грузоперевозки достаточно дороги, но за счет скорости они позволяют добиться значительного снижения расходов, связанных с необходимостью поддержания запасов. Типы грузов, которые могут перемещаться посредством воздушного транспорта, как правило, весьма ценны, требуют срочной доставки, незначительны по весу и невелики по объему (например, цветы, фармацевтические препараты и элементы электронного оборудования). По воздуху наиболее часто транспортируются товары в контейнерах. Специализированные компании оказывают сопутствующие наземные услуги по формированию партий грузов и их доставке к терминалам. Когда груз перевозится такими крупными авиакомпаниями, как «Аэрофлот» или KLM, его зачастую помещают в багажный отсек пассажирских рейсов. Такая стратегия позволяет авиакомпаниям утилизировать невостребованные мощности.

 

Экспедиторские агентства

<

Экспедиторские агентства, о которых речь шла уже не раз, — это фирмы, которые накапливают партии товаров в больших количествах, а затем заключают контракты с грузо-перевозчиками, как правило, на весьма выгодных условиях, поскольку транспортные компании предоставляют скидки на крупные партии. Экспедиторские агентства занимаются объединением небольших партий по принципу общей точки доставки и платят по более низким расценкам за объемные заказы, имея возможность обеспечить полную загрузку транспортного средства за счет накопленных партий товара, что позволяет использовать мощности грузоперевозчика на 100%. В свою очередь, расценки, предлагаемые агентствами индивидуальным заказчикам, заинтересованным в доставке некрупных партий, ниже тех тарифов, которые пришлось бы заплатить заказчикам в случае обращения напрямую к грузоперевозчикам. В конечном итоге клиент получает более качественное обслуживание по более низкой цене.

 

Складирование и перемещение материалов

Складские помещения можно разделить на две категории: 1) складские помещения для хранения продукции, 2) дистрибуторские центры. Первый тип складских помещений предназначен для хранения продукции в течение определенного времени, а второй — для обеспечения своевременного движения товаров. Дистрибуторские центры представляют собой весьма важный элемент системы снабжения — на них приходится вторая по величине (после транспортировки) статья расходов.

Дистрибуторские центры оказывают услуги не только по хранению в различных географических точках, но также обеспечивают сортировку и консолидацию продукции, поступающей от разных производителей. В ряде случаев такие центры занимаются и отдельными производственными функциями — например, маркировкой и упаковкой.

Перемещение материалов, которое включает в себя транспортировку материалов на небольшие расстояния в пределах и за пределы складских помещений и производственных площадей, является ключевым аспектом складских функций. Две наиболее значимые проблемы в этой сфере — трудоемкость и высокий процент потерь и повреждений — возникают всякий раз, когда с продукцией осуществляются какие-либо манипуляции. Самым распространенным видом оборудования, использующимся для перемещения материалов, являются грузоподъемники, краны и конвейеры. В последнее время в целях снижениях расходов на содержание, перемещение и оформление запасов в складских помещениях все чаще применяются компьютеры и роботы.

 

Обработка заказов

Процедура обработки заказов включает в себя несколько этапов, и ошибка на любом из них может привести к возникновению больших неприятностей с клиентом. Данная процедура начинается с получения заказа через любое средство коммуникации (Интернет, Экстранет или электронную систему обмена информацией). Далее заказ вносится в соответствующую базу данных, и информация передается нужным лицам. Например, локальный склад уведомляется о необходимости подготовки запрошенного типа продукции. Возможно, после проверки имеющихся в наличии запасов потребуется оформлять дополнительный заказ для производителя или же снабженцы могут получить заявку на дополнительную закупку необходимой продукции у поставщика. Если в какой-либо момент компания сталкивается с проблемой отсутствия необходимого товара на складе, возникает необходимость в оформлении «обратного заказа». При этом необходимо организовать весь процесс отслеживания этой части первоначального заказа. Кроме того, отдельных клиентов нужно проверять на предмет их кредитной истории; необходимо подготовить всю документацию, касающуюся того или иного заказа; нужно отработать транспортную схему, а получателю заказа выслать подтверждение. Система оформления заказов, как правило, оценивается по скорости работы и точности результатов.

 

Управление запасами

Управление запасами является основной обязанностью менеджеров системы снабжения. Их главная задача — поддерживать баланс между максимумом и минимумом запасов. Дефицит продукции может негативно сказаться на уровне обслуживания и привести к тому, что покупатель прекратит приобретать продукцию, имеющую торговую марку компании. В результате компания может потерять свою рыночную долю. Чрезмерный объем запасов чреват увеличением расходов, связанных с «зависанием» фондов в нереализованной продукции, а также повышенным риском устаревания продукции. Помните «эффект кнута», о котором мы говорили в начале главы?

 

Причины, обусловливающие необходимость поддержания определенного

объема запасов

Обосновывая необходимость поддержания определенного объема запасов, приводят, как правило, следующие аргументы:

  1. При возникновении колебаний объемов спроса и предложения (такие колебания являются результатом неопределенности в процессе прогнозирования спроса) для подстраховки необходим своеобразный буфер.
  2. Это позволит максимизировать уровень обслуживания клиентов, требующих немедленного результата.
  3. Это повысит эффективность производства.
  4. Это нужно, чтобы подстраховаться от повышения цен поставщиками.
  5. От этого зависят закупочные и транспортные скидки.
  6. Нужна страховка на случай непредвиденных неблагоприятных ситуаций — таких, как забастовки и дефицит продукции.

 

Издержки, связанные с поддержанием необходимого объема запасов

Издержки, связанные с управлением запасами, зачастую весьма сложно конкретизировать, так как они с трудом поддаются оценке и могут накапливаться в самых разных элементах организационной структуры компании. Классифицировать эти издержки можно следующим образом:

Капитальные издержки. Издержки, которые могут возникнуть в результате того, что финансовые средства «зависли» (в виде нереализованных запасов), тогда как они могли быть использованы для финансирования более прибыльных операций. В данном случае речь идет о процентных ставках.

Расходы на обслуживание товарно-материальных запасов. Во многих странах нужно учитывать такие факторы, как страхование и налоги.

Издержки на хранение. Данная группа расходов связана с обеспечением работы складских площадей и с управлением перемещениями материалов.

Рисковые издержки. Расходы, возникающие в случае утери, повреждения, кражи, порчи и устаревания продукции.

Издержки на хранение, рисковые издержки и некоторые типы расходов, связанные с обслуживанием запасов, варьируются в зависимости от типа продукции. Например, скоропортящиеся продукты или товары, подверженные риску сезонных колебаний спроса, связаны с более высоким уровнем рисковых расходов, чем товары постоянного спроса (такие, как древесина). Капитальные издержки неизбежны в любом случае и прямо пропорциональны себестоимости продукции и превалирующему уровню процентных ставок. Издержки на поддержание запасов варьируются в зависимости от конкретных условий, но в то же время могут составлять и 10%, и 35% от общего объема расходов.

 

062715 1348 3 КЛЮЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ В СИСТЕМЕ СНАБЖЕНИЯ

 

    

Стратегии управления товарно-материальными запасами

в системе снабжения

Еще десять лет назад здравый смысл утверждал, что компания должна застраховать себя от риска неопределенности, поддерживая необходимый объем запасов в каждой из своих производственных и распределительных точек. Эта точка зрения получила название «концепция на всякий случай». Именно она привела к практике совершенно необоснованного накопительства запасов. В противовес этой философии была выдвинута концепция «точно вовремя», которая предполагает существование системы, в рамках которой поддерживается весьма низкий уровень запасов и которая требует быстрой и своевременной доставки. В тот момент, когда возникает потребность в производстве конкретных типов товаров, комплектующие поступают от поставщиков «точно вовремя» — не раньше и не позже. Необходимо учесть, что данная концепция применяется в тех случаях, когда результаты прогнозирования объемов спроса достаточно достоверны — например, при поставках комплектующих для производственных линий. И наоборот, эта концепция неприменима для тех типов продукции, которые должны быть подвергнуты продолжительному хранению. К сожалению, российскими компаниями концепция «точно вовремя» освоена пока недостаточно.

 

РЕЗЮМЕ

 

1. Маркетинговый канал состоит из лиц и компаний, обеспечивающих доставку товаров и услуг потребителю или промышленному пользователю.

2. Посредники обеспечивают движение товаров и услуг от производителей к покупателям, выполняя функции, связанные с заключением сделок, функции логистики, а также исполняя роль фасилитаторов. В то же время посредники создают ценность посредством четырех типов полезности: времени, места, формы и обладания.

3. Структура канала представляет собой схему движения товаров и услуг от производителей к покупателям. Прямые маркетинговые каналы являются наиболее короткими, поскольку производители взаимодействуют с потребителями напрямую. Косвенные каналы включают в себя посредников.

4. Маркетинговые каналы для потребительских товаров и услуг включают в себя большее количество посредников, чем каналы товаров и услуг промышленного назначения. В некоторых ситуациях производители пользуются услугами сразу нескольких каналов или же заключают стратегические альянсы в канале распределения.

5. Ключевые аспекты понятия структуры канала — это целевое покрытие рынка, требования клиентов и рентабельность канала. Целевое покрытие рынка предполагает рассмотрение трех уровней плотности распределения: интенсивное распределение, эксклюзивное распределение и избирательное распределение.

6. Логистика включает в себя функции, которые ориентированы на обеспечение нужного объема необходимой продукции в нужном месте в нужное время при максимально низких издержках. Концепция управления логистикой включает координацию как внутренних, так и внешних товаропотоков при особом внимании к эффективности затрат данных потоков и обеспечению необходимого уровня обслуживания.

7. Система снабжения представляет собой цепь компаний, выполняющих функции по производству и доставке товаров и услуг потребителям и промышленным пользователям. Управление системой снабжения — это интеграция и организация действий участников системы снабжения с целью производства и доставки товаров и услуг, имеющих ценность для клиентов.

8. Минимизация общих издержек на логистику не имеет смысла при отсутствии приемлемого уровня обслуживания клиентов. Хотя ключевые факторы, определяющие уровень обслуживания клиентов, зависят от конкретных условий, основными элементами любой программы должны быть надежность, связанная со своевременностью сервиса, эффективность коммуникаций и удобство.

9. Четырьмя ключевыми элементами логистики в системе снабжения являются: 1) транспортировка, 2) складирование и перемещение материалов, 3) обработка заказов, 4) управление запасами.

10. Каждый из типов грузоперевозчиков (железные дороги, автомобильные предприятия, авиакомпании, речные и морские грузоперевозчики) имеет свои преимущества. Более высокий уровень обслуживания, как правило, имеет более высокую цену, но при этом помогает экономить на других элементах системы снабжения.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

  • маркетинговый канал
  • прямой канал
  • косвенный канал
  • промышленный дистрибутор
  • двойное распределение
  • стратегические альянсы в канале распределения
  • прямой маркетинг интенсивное распределение
  • эксклюзивное распределение
  • избирательное распределение логистика
  • управление логистикой
  • система снабжения
  • управление системой снабжения
  • валовые издержки на логистику
  • обслуживание клиентов
  • цикл заказа
  • быстрое реагирование
  • эффективное потребительское реагирование
  • компании, специализирующиеся на логистике
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00054 sec

WordPress: 22.51MB | MySQL:121 | 1,386sec