1. Дайте определения следующим понятиям: «указ», «постановление», «распоряжение», «приказ». В чем разница между данными определениями?

<

020414 1840 11 1. Дайте определения следующим понятиям: «указ», «постановление», «распоряжение», «приказ». В чем разница между данными определениями?Указ – в ряде стран нормативный акт главы государства; постановление верховного органа власти, имеющее силу закона.

Постановление – коллективное решение, официальное распоряжение.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем учреждения. Распоряжение является формой доведения до исполнителей оперативных вопросов. Обычно распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.

Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.

Как видим различие данных определений в их сути.

Так указ издается верховным органом власти, главой государства. Постановление представляет собой официальное распоряжение или коллективное решение.

Приказ – издается как официальными государственными органами власти, так и может быть издан руководителем предприятия.

 

2. Как вы понимаете следующие утверждение: активность чиновника в организации ограничена способностью управляющих к руководству?

 

Активность чиновника в организации ограничена управляющих к руководству я понимаю следующим образом. Любого работающего в организации, в том числе и чиновника необходимо мотивировать к труду. Причем не обязательно это должна быть только материальная мотивация. Необходимо грамотное и рациональное руководство текущей деятельностью чиновника, строжайший контроль за качеством выполняемой им работы. Необходимо грамотно и толково руководить чиновником, направлять его деятельность, побуждать его к творческому подходу к выполняемой работе.

 

 

3. Осуществите сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании.

 

Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной)
деятельности.

Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое
человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или
иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и
характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области
личной карьеры с возможностями организации.

Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле.
В широком понимании карьера – профессиональное продвижение,
профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму.

Результатом карьеры является высокий профессионализм государственного служащего, достижение признанного профессионального статуса. Критерии профессионализма могут меняться в течение трудовой деятельности человека.

В узком понимании карьера – должностное продвижение, достижение
определенного социального статуса в профессиональной деятельности,
занятие определенной должности. В данном случае карьера – сознательно
выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения,
стремление к намеченному статусу (социальному, должностному,
квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное
самоутверждение служащего в соответствии с уровнем его квалификации.
Государственный служащий, как правило, осознанно выбирает и строит
карьеру и в профессиональном и в должностном плане.

Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то
есть движение вперед. В этом отношении карьера – процесс, определяемый
как прохождение, последовательность состояний системы.

Такое понимание карьеры ориентирует на соответствующий
методологический подход к ее исследованию. В его основе лежит тенденция
современной науки изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния.
Общество и его компоненты рассматриваются, как процессы, а не как
статичное состояние, как непрерывный бесконечный поток событий. Человек
включен в этот поток и вынужден непрерывно двигаться в нем,
приспосабливаться к нему, преодолевать отклоняющиеся его течения,
собственное изменение в этом процессе и изменение его составляющих. Чем
стремительнее общее движение, тем опаснее замедление.

Отсюда понимание карьеры, как активного продвижения человека в
освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход к моделированию карьерного процесса и основы стратегического
управления карьерой. Карьера – это процесс движения по пути овладения
некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации.

Англии, чтобы поступить на службу к государству, нужно сдать письменный экзамен, который основан на программах ведущих университетов – Оксфорда и Кембриджа, что на практике ведет к тому, что именно эти университеты и поставляют большую часть кандидатов на руководящие посты. Основное требование, предъявляемое к служащим, – это лояльность в политических вопросах.

Сегодня в Великобритании около 25% государственных чиновников – это специалисты в различных областях права, экономики, науки и техники. Значение таких специалистов постепенно растет: они составляют около 60% руководителей госаппарата. Английские чиновники подлежат обязательной аттестации, которая теснейшим образом связана с системой их отбора, служебного роста, планированием карьеры в целом.

Чиновник не может быть повышен в должности только за добросовестный труд. Последнее подразумевается само собой: именно за результаты труда служащего ценят и выплачивают вознаграждение. Если чиновник отлично справляется со своей работой, самое большее, на что он может рассчитывать, это денежная премия или некоторое повышение заработной платы. Автоматическое продвижение госслужащих по служебной лестнице, принятое в других европейских странах, для Англии — нонсенс.

Карьерный рост возможен при условии обладания многими необходимыми качествами, в частности, высоким чувством ответственности и долга, специальными знаниями и опытом, сообразительностью, динамичностью, решительностью и способностью к принятию решений, исполнительностью, надежностью, способностью руководить, рассудительностью, умением предвидеть. Каждая вакансия заполняется на основе конкурса.

Каждый случай индивидуального повышения в должности скорее исключение. Оно возможно только при действительно выдающихся служебных результатах и составляет менее 1%. Карьерный рост остальных 99% персонала происходит только по мере возникновения вакансий внутри организации.

Существенную роль в реформировании государственной службы в Великобритании играет подготовка кадров. Все госслужащие разделены на 7 классов, высшие должности относятся к 1-му классу.

Программы подготовки кадров госслужбы ориентированы на реализацию концепции государственного управления, основной целью которой является повышение качества услуг, что требует развития у госслужащих навыков управления переменами и лидерского потенциала.

В ходе модернизации государственного управления была разработана «система оценки компетентности», определяющая требования к госслужащим и диктующая необходимость постоянного повышения профессионализма. Реализация такого подхода дает импульс развитию положительной мотивации к получению новых знаний, освоению эффективных методов работы.

Основная масса служащих среднего и высшего звена обучается в Колледже по проблемам государственной службы. Занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей (позволяющим получить повышение до 3-го класса включительно), специальным программам повышения квалификации для руководителей 4-7-х классов; высокопоставленные госслужащие посещают «мастер-классы» по обучению управлению проектами, за выполнение которых они несут ответственность.

Руководителям 1-3-го классов адресованы курсы, где обучение ведется по двум программам: «перемен», помогающей руководителям осознать значение и масштабы фундаментальных изменений, происходящих в мире, экономической, социальной сферах и т.п.; «эффективного лидерства», посвященной вопросам управления человеческими ресурсами.

Продолжительность обучения в колледже — 22 недели, которые распределены на четыре года.

Государственные служащие, которым предстоит занять высшие должности категории «А», получают базовое образование в университетах Оксфорда и Кембриджа.

Наряду с централизованной подготовкой госслужащих в Великобритании используются и другие формы их обучения. Существует широкая система курсов и семинаров, организуемых министерствами и ведомствами, которые несут ответственность за подготовку кадрового резерва для выдвижения на более высокие должности и профессиональное развитие высших руководителей. Это требует от них постоянного мониторинга потребностей в обучении персонала и планирования его дальнейшего использования. Каждое ведомство разрабатывает собственные планы развития управленческого звена. Содержание обучения и программы профессионального роста госслужащих формируются с учетом специфики функций и должности, занимаемой чиновником. При всем разнообразии форм и методов обучения общими для них являются: подготовка выпускной работы по проекту, теоретическая подготовка в учебном заведении, приобретение практического опыта. Наличие связи между результатами обучения и реализацией карьерных планов стимулирует повышение эффективности деятельности госслужащих.

В организации государственной службы Франции сочетаются система
найма («открытая государственная служба») и система карьеры («закрытая
государственная служба»). В соответствии с этим служащие делятся на две
группы:

1. служащие, не являющиеся чиновниками, работающие в государственных учреждениях по найму.

2. служащие-чиновники, постоянно работающие в системе государственной службы, составляющие ее костяк.

Чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность,
включенное в определенный корпус госслужащих и получившее
определенный разряд в иерархии административных органов, служб,
учреждений государства.

Корпус объединяет чиновников, выполняющих одинаковую работу
(учителя, инспекторы казначейства, гражданские администраторы и пр.).
Войдя в корпус, чиновник может оставаться в нем всю профессиональную
жизнь.

Каждому чиновнику присваивается ранг. Ранг – это звание, дающее
обладателю право занимать определенные должности. Каждый корпус состоит из многих рангов, которые, в свою очередь, делятся на ступени. Несмотря на взаимозависимость рангов и должностей, полное совпадение между ними необязательно. Карьера чиновника обычно проходит внутри корпуса путем повышения в ступени, ранге или должности. Получение ранга определяется результатами конкурсных экзаменов и прохождением повышения
квалификации. Повышение в ранге зависит от выслуги лет и аттестации.
Аттестация является также условием повышения к должности. Для перевода в более высокую категорию необходимо либо решение руководства, либо
прохождение конкурса. Конкурс обычно необходим и для перевода в другой
корпус.

Забота о карьере государственных служащих во Франции начинается уже на этапе обучения. В систему обучения входит ряд специальных учебных заведений.

Важнейшее из них – Национальная Школа Администрации (ЭНА) –
готовит государственных служащих высшей категории Окончание ЭНА
открывает путь к самым высоким административным должностям. Учебный
процесс продолжается более двух лет и рассчитан на активные методы
обучения (работа с документами, семинары, контакты со специалистами и
др.). Обучение платное. Изучаются дисциплины по следующим направлениям: юриспруденция, административное право,. бюджет и налоги, экономика,
государственное управление, иностранные языки. Выпускникам школы
предоставляются места в администрации с учетом результатов учебы.

Процессы профессионального обучения служащих и их квалификационного роста во Франции определяются понятием «постоянная профессиональная подготовка». Она начинается с подготовки служащего к его первой должности (начальная профессиональная подготовка) и продолжается на протяжении всей карьеры в форме повышения квалификации.

Такая система сочетает в себе теоретическое и профессиональное обучение. При образовательных учреждениях, из стен которых выходят будущие госслужащие, существуют специальные центры, в течение года готовящие дипломированных специалистов к участию во вступительном конкурсе для работы в органах госуправления. Кроме того, по соглашению с университетами подготовительные циклы организуют Национальная школа администрации (НША) и Высшая экономическая школа в Париже.

Поступающие в Высшую экономическую школу должны закончить двухлетний экономический лицей, где изучаются общеэкономические дисциплины и иностранные языки, и иметь склонность к продолжению образования в области госуправления. Основными методами преподавания являются деловые игры и разбор конкретных ситуаций (case-study).

Набор в НША проходит по двум конкурсам. Первый проводится для руководящих работников со стажем не менее пяти лет, второй — для выпускников учебных заведений без стажа работы, намеревающихся сделать карьеру руководителя высшего ранга. Обучение сочетает годичную стажировку в аппарате мэрий, региональных советов, посольств, иных ведомств, на крупных фирмах, предприятиях и теоретическое обучение в самой школе. Такая модель позволяет будущему госслужащему высшего уровня не только приобрести знания по основным дисциплинам, но и выработать новаторский подход к решению поставленных задач, овладеть современными технологиями управления персоналом.

Большинство органов исполнительной власти имеет свои школы администраторов, где число слушателей соответствует количеству бюджетных должностей, на которые будут направлены выпускники. Подготовка включает теоретические курсы, адаптационную практику и стажировку на рабочем месте.

Система повышения квалификации госслужащих охватывает: курсы совершенствования; учебу, связанную с должностным продвижением; профессиональную подготовку с временным отчислением с госслужбы в резерв или с предоставлением отпуска для проведения общественно значимых научных разработок.

 

4. К какому типу организации принадлежат структурные подразделения государственного управления?

 

Структурные подразделения государственного управления относятся к механическому типу организации.

Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) — характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации — эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках. Пример — стандартизированное конвейерное производство. Такую организацию называют бюрократической.

    Характеристика бюрократии как организации М.Вебера:

  1. наличие общих правил и процедур для контроля поведения работников;
  2. следование правилам и процедурам, а не личным предпочтениям;
  3. подчинение должности, а не личности;
  4. определение обязанностей, прав, власти;
  5. иерархический принцип построения организации — подчинение нижестоящего уровня иерархии вышестоящему;
  6. подбор кадров по профессиональным качествам; на должность назначают, а не выбирают;
  7. продвижение — по принципу старшинства или достижений;
  8. подчинения руководителя общим правилам.

     

    5. Что такое «свободная экономическая зона»? Какие бывают СЭЗ?

     

    Согласно ст. 41 Закона об иностранных инвестициях 1991 г., СЭЗ – территории, где установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в целях привлечения иностранного капитала, передовой техники, технологического и управленческого опыта, развития экспортного потенциала.

    В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В первом случае во главу угла ставят «территориальный подход», т.е. рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход – «режимный»: зоны рассматриванию, как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества при соблюдении определенных условий. И задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, тоже неодинаковые. Одни государства пытаются решать с помощью зон проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах СЭЗ используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи в ограниченном количестве. Кроме глобальных задач, определяются и конкретные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.

    зависимости от вида деятельности, выделяют пять типов зон:

  • пределы национальной таможенной территории, в рамках которых осуществляются операции по складированию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;
  • промышленно-производственные зоны – со специальным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, используя систему стимулов;
  • технико-внедренческие зоны, в которых находятся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;
  • сервисные зоны – территории с льготным режимом для предпринимательской деятельности, фирм и институтов, оказывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;
  • комплексные зоны – с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории одного административного района.

    Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех видов зон:

  • внешнеторговые льготы – беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;
  • налоговые льготы – налоговые каникулы на срок 5- 20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;
  • финансовые льготы – инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и т.д.;
  • административные льготы – упрощенный порядок въезда – выезда иностранных граждан и т.д.;

     

    6. Осуществите сравнительный анализ показателей качества жизни в Российской Федерации и ведущих странах мира.

     

    Качество жизни– одна из основных категорий, через которую отражается смысл бытия цивилизаций, государств, этносов, человечества и человека, целевые функции социальной и экономической политики.

    Качество жизни олицетворяет собой синтез материальных и духовно-творческих сторон жизни, уровень реализации родовых сил человека, его интеллекта, творческого смысла жизни. Оно не сводимо только к материальному уровню жизни, хотя «материальный уровень жизни» играет и существенную роль. Качество жизни является сложной и противоречивой системой единства духовных, интеллектных, материальных, социокультурных, научно-образовательных, экологических и демографических компонентов жизни как отдельного человека, семьи, народа, так и общества в целом человечества. В нем заключается, таким образом, и индивидуальное, и общественное (социальное) качества жизни, раскрывается разнообразие потребностей и способностей человека, его потенциала к всестороннему, гармоничному, творческому развитию.

    По интегральному показателю качества жизни Россия находится на 148 месте в мире, и позади только Центральная Африка.

    Жизненный уровень каждого пятого гражданина РФ ниже официально прожиточного. Доходы 10% «самой богатой верхушки» в 15-20 раз выше доходов «бедной части населения, а с учетом «теневых» средств этот параметр вообще «зашкаливает» за 30%, что 4-5 раза выше, чем в Европе и США, и фактически приравнивает нашу страну к экономически отсталым государствам Африки и Латинской Америки.

    Британский журнал The Economist опубликовал рейтинг качества жизни в 111 странах мира – The World in 2005.

    Украина расположилась на 99 месте, Россия оказалась почти в самом конце рейтинга – на 105-м месте. Первая десятка списка почти полностью состоит из стран Европы, и только Австралии удалось несколько потеснить европейскую монополию на хорошую жизнь, заняв 6-е место с коэффициентом 7,9. Интересно, что самая богатая страна мира – США – оказалась на 13-м месте, несмотря на то, что по уровню доходов на душу населения заняла второе место после Люксембурга.

    Россия оказалась на 105-м месте из 111, несмотря на то, что по материальным показателям заняла 55-ю строчку. Хуже, чем в России, жизнь только в Нигерии, Ботсване, на Гаити и в Зимбабве, а также в двух бывших советских республиках – Узбекистане и Таджикистане.

    За последнее десятилетие уровень смертности в России поднялся в 1,5 раза по сравнению с серединой 80-х гг. К 2003 г. страна потеряла избыточно умершими около 7,7 млн. человек. При таких темпах численность коренного населения через 50-70 лет грозит сократиться более чем вдвое. Средняя продолжительность жизни человека в России 55,5 года, что отстает от аналогичного показателя Украины, Грузии, Армении, Молдавии. Современная модель смертности — это уход из жизни мужчин молодого и среднего возраста от 20-45 лет и женщин от 55 до 70 лет. Причем, вероятность гибели от несчастных случаев, отравлений, травм в 4,5 раза превышает аналогичный показатель развитых стран Европы. Особенно трагичным выглядит положение в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, где население исчезает быстрее, чем 1% в год. Этот уровень считается предпороговым, указывающим на угрозу приближения демографической катастрофы.
    К 2016 г. население РФ сократится по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн. (на 7,2 %) и составит 134,4 млн. человек. Почти вполовину — с 3,4 до 1,99 млн. человек — уменьшится возрастная группа 17-19-летних. А количество нетрудоспособных более чем в 2 раза превысит численность вступающих в активный работоспособный возраст.

     

    7. Проанализируйте бюджет Российской Федерации, утвержденный на текущий год. Выявите его инвестиционную и социальную направленность, а также жесткую конструкцию, обеспечивающую сбалансированное расходование средств

     

    Рассмотрим основные параметры государственного бюджета Российской Федерации на 2005 г.

    Прежде всего отметим, что формирование доходной базы бюджетной системы Российской Федерации на 2005 год осуществлялось исходя из основных положений налоговой реформы в 2005 – 2007 годах и в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год. В соответствии со ст. 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расчетах доходов федерального бюджета учитываются принятые федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, начиная с 2005 года.

    С 1 января 2005 года в Бюджетном кодексе Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены нормативы распределения налогов и сборов, а также части неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

    В свою очередь, формирование доходной базы бюджетной системы Российской Федерации на 2005 год осуществлялось также исходя из основных положений налоговой реформы в 2005 – 2007 годах и в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год. В соответствии со ст. 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расчетах доходов федерального бюджета учитываются принятые федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, начиная с 2005 года.

    С 1 января 2005 года в Бюджетном кодексе Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены нормативы распределения налогов и сборов, а также части неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

    Общий объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 2005 год прогнозировался в сумме 5478,3 млрд. рублей, или на уровне 29,26% к ВВП, в том числе без учета средств единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации, в сумме 4824,0 млрд. рублей (25,77% к ВВП).

    Доходы федерального бюджета в 2005 году предусматривались в сумме 3326,0 млрд. рублей (17,77% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации в сумме 2671,8 млрд. рублей (14,27% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 2232,7 млрд. рублей (11,93% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 1814,4 млрд. рублей (9,69% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета неналоговые доходы составляют 1093,4 млрд. рублей (5,84% к ВВП), в том числе без учета отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 857,3 млрд. рублей (4,58% к ВВП).

    По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2004 году прогнозируемые в 2005 году доходы увеличатся на 35,6 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 20,4% до 17,77%. Относительное (в %% к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2005 году против ожидаемой оценки на 2004 год на 2,63 процентных пункта предусматривается за счет следующих факторов:

    — изменение макроэкономических показателей — 1,17 % к ВВП;

    — изменение бюджетного законодательства (включено изменение федеральной ставки налога на прибыль) + 0,55 % к ВВП;

    — изменение налогового законодательства -1,38 % к ВВП;

    — прочие факторы — 0,63 % к ВВП .

    Изменение основных показателей макроэкономического прогноза 2005 года по сравнению с ожидаемыми показателями 2004 года привело к снижению доходов федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года на 1,17 процента к ВВП. Наиболее существенное влияние, как и в предыдущие годы, оказывают внешнеэкономические показатели макроэкономики. В частности снижение прогнозируемой цены на нефть марки «Юралс» с 31,2 долларов за баррель в 2004 году до 28 долларов за баррель в 2005 году уменьшило доходы федерального бюджета на 0,7 % к ВВП или на 131 млрд. руб. Изменение структуры налогооблагаемой базы привело к снижению доходов федерального бюджета на 0,47% к ВВП или на 88 млрд. руб., в т.ч. существенное влияние на снижение общих объемов доходов федерального бюджета оказывают неналоговые доходы (0,19 % к ВВП или 35,6 млрд. руб..

    Единственным фактором, увеличившим доходы федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года, является фактор изменения бюджетного законодательства.

    <

    Нормативы распределения доходов между уровнями бюджетной системы закреплены в 2005 году Бюджетным кодексом. Перераспределение доходов в 2005 году увеличило доходы федерального бюджета на 102,1 млрд. руб. или 0,55 % к ВВП. Основное влияние оказала передача 1,5 процентов ставки налога на прибыль на федеральный уровень, это позволило привлечь 46,4 млрд. руб. или 0,25% к ВВП.

    Изменение норматива отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей дало дополнительно 44,9 млрд. руб. или 0,24 % к ВВП.

    Передача водного налога на федеральный уровень увеличило доходы федерального бюджета на 11,2 млрд. руб. или 0,06 % к ВВП.

    Передача полностью в доходы субъектов единого сельскохозяйственного налога привело к уменьшению доходов федерального бюджета на 0,4 млрд. руб.

    Изменение налогового законодательства снизило доходы федерального бюджета 2005 года на 258,2 млрд. руб. или на 1,38 % к ВВП.

    По совокупности перечисленных факторов, снижение доходов федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года оценивалось в сумме 492 млрд. рублей.

    Расходы федерального бюджета на 2005 году предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает плановый уровень текущего года[24].

    В то же время, необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.

    В текущем году общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» – 17,4% ВВП), в 2005 год он снизится до 16,3% ВВП.

    В принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации.

    В то же время с учетом прогнозируемого уровня инфляции общий объем расходов федерального бюджета в 2005 году в реальном выражении на 6,1 превысит объем расходов, утвержденный федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год». При этом дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на обслуживание государственного долга (с 10,8% в 2004 году до 8,3% в 2005 году), позволит опережающими темпами увеличить объем непроцентных расходов федерального бюджета, которые возрастут по сравнению с плановым уровнем 2004 года на 17,8% в номинальном и на 9,1% в реальном выражении.

    Таким образом, проводимая в последние годы и продолжаемая в 2005 году налогово-бюджетная политика, с одной стороны, создает благоприятные условия для экономического роста за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки на экономику и, с другой стороны, обеспечивает рост в реальном выражении непроцентных расходов при сбалансированности федерального бюджета и накоплении резервов, необходимых для повышения его устойчивости к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.

    Структура и динамика расходов федерального бюджета представлены в табл. 1.

     

    Таблица 1 – Структура и динамика расходов федерального бюджета в 2004 – 2005 гг.

      
     

    Раздел 

    2004 г.  

    2005 г.  

    Темпы роста,
    %

    млрд.руб. 

    % к расходам всего

    млрд.

    руб. 

    % к расходам всего

    Всего расходы 

    2 659,4 

    100,0 

    3048,0 

    100,0 

    114,6 

    Общегосударственные вопросы

    458,7 

    17,3 

    488,6 

    16,0 

    106,5 

    в т.ч. без учета процентных расходов

    171,1 

    6,4 

    234,5 

    7,7 

    137,5 

    Национальная оборона 

    413,7 

    15,6 

    529,1 

    17,4 

    127,9 

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    316,3 

    11,9 

    398,4 

    13,1 

    126,0 

    Национальная экономика

    213,5 

    8,0 

    234,0 

    7,7 

    109,6 

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    316,3 

    11,9 

    398,4 

    13,1 

    126,0 

    Национальная экономика

    213,5 

    8,0 

    234,0 

    7,7 

    109,6 

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    16,6 

    0,6 

    6,8 

    0,2 

    41,0 

    Охрана окружающей среды 

    5,0 

    0,2 

    4,6 

    0,2 

    92,0 

    Образование 

    156,4 

    5,9 

    154,5 

    5,1 

    98,8 

    Культура, кинематография, СМИ 

    32,8 

    1,2 

    38,5 

    1,3 

    117,4 

    Здравоохранение и спорт 

    75,5 

    2,8 

    82,5 

    2,7 

    109.3 

    Социальная политика 

    154,1 

    5,8 

    172,0 

    5,6 

    111,6 

    Межбюджетные трансферты

    816,7 

    30,7 

    938,9 

    30,8 

    114.9 

    в т.ч. бюджетам других уровней

    317,2 

    11,9 

    367,7 

    12,1 

    115,9 

    Справочно: 

      

      

      

      

      

    Оплата труда и начисления

    506,8 

    19,1 

    596,1 

    19,6 

    117,6 

    Капитальные вложения в основные фонды

    172,9 

    6,5 

    219,7 

    7,2 

    127,1 

     

    Существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

    Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) будут расти средними темпами при сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне 36,4%.

    Несколько снизится доля расходов на отрасли социальной сферы, что в основном будет связано с передачей в рамках разграничения полномочий значительного числа учреждений и объектов в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наряду с этим предусматривается концентрация расходов по этим направлениям на решении задач общенационального характера.

    Продолжится сокращение доли расходов, направляемых на прямую поддержку национальной экономики. При этом планируется заметно повысить долю государственных капитальных вложений. В сочетании с существенным сокращением налоговой нагрузки на экономику именно такая бюджетная политика обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

    Принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

    Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели (табл. 2).

     

    Таблица 2 – Группировка расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики

     
     

    Раздел 

    2004 г.  

    2005 г.  

    Темпы роста,
    %

    млрд.

    руб. 

    % к расходам всего

    млрд.

    руб. 

    % к расходам всего

    1. Повышение уровня и качества жизни населения

    1 056,4  

    39,7 

    1 176,0  

    38,6 

    111,3 

    2. Укрепление национальной безопасности

    730,0  

    27,4 

    927,5  

    30,4 

    127,1 

    3. Создание условий для экономического роста

    244,2  

    9,2 

    283,6 

    9,3 

    116,1 

    4. Создание потенциала для будущего развития

    170,2  

    6,3 

    172,3  

    5,7 

    101,2 

    5. Повышение эффективности государства

    146,5 

    5,5 

    204,3 

    6,7 

    139,5 

     

    Проектировки бюджетных расходов на 2005 год сформированы в новой классификации расходов бюджетов Российской Федерации, основными чертами которой являются:

    — сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства и предоставлением права органам власти каждого уровня самостоятельно определять состав целевых статей и видов расходов;

    — отражение расходов на управление и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации;

    — отражение расходов на капитальные вложения в составе экономической классификации расходов бюджетов с возможностью их распределения по всем позициям функциональной классификации;

    — укрупнение позиций экономической классификации с их привязкой к новому плану счетов.

    Все эти изменения направлены на приближение бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям (сферам деятельности) государства, повышение прозрачности и подотчетности органов власти с одновременным расширением их самостоятельности и ответственности в управлении общественными финансами.

    Одним из основных преимуществ новой структуры классификации расходов является возможность распределения расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти (табл. 3).

    При формировании бюджетных проектировок на 2005 год было впервые проведено аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2005 году.

    Применение и развитие такого подхода позволяет повысить обоснованность бюджетного планирования с его четкой увязкой с приоритетами государственной политикой и результативностью финансируемых и (или) вновь принимаемых бюджетных программ.

    При подготовке проекта федерального бюджета на 2005 год был реализован ряд мер по расширению применения и повышению качества программно-целевого планирования бюджетных расходов.

    Распределение расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти в 2005 году, млрд.руб.

    Раздел 

    Руководство и управление в сфере установленных функций

    Прикладные научные исследования

    Федеральные целевые программы

    Увеличение стоимости основных фондов

    Всего 

    184,7 

    125,9 

    251,9 

    219,7 

    в том числе: 

      

      

      

      

    Общегосударственные вопросы

    120,3 

    5,6 

    10,8 

    32,6 

    Национальная оборона 

    3,9 

    81,1 

    37,9 

    44,3 

    Национальная безопасность и правоохранительная дея-тельность

    44,5 

    3,2 

    6,5 

    51,1 

    Национальная экономика 

    13,1 

    32,2 

    103,8 

    58,8 

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    0,1 

    0,1 

    2,7 

    2,2 

    Охрана окружающей среды

    1,0 

    0,2 

    0,2 

    0,2 

    Образование 

    0,4 

    2,2 

    6,3 

    10,3 

    Культура, кинематография, СМИ

    0,4 

    0,2 

    6,1 

    6,6 

    Здравоохранение и спорт 

    1,0 

    1,0 

    3,7 

    13,2 

    Социальная политика 

     

    0,1 

    11,1 

    0,4 

    Межбюджетные трансферты

     

     

    62,8 

    63,9* 

     

    По финансированию в 2005 году предлагается 54 федеральные целевые программы, включающие 84 подпрограммы. Планируется утвердить 9 новых программ и подпрограмм, завершив в 2004 году реализацию 13 программ и подпрограмм и прекратив реализацию 10 программ отраслевого характера, не финансировавшихся в последние годы. При подготовке этих предложений учитывалось достижение намеченных на 2005 год целей программы, наличие количественных параметров, характеризующих цели, ожидаемые результаты и эффективность реализации программы, обеспечение возможностей их финансирования с учетом приоритетов государственной политики и значимости объектов.

    В 2005 году предлагается перевести ряд расходов капитального характера, ранее финансировавшихся по различным разделам функциональной классификации, в программную часть Федеральной адресной инвестиционной программы.

    В 2004 году принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам была завершена комплексная реформа межбюджетных отношений, основные положения которой были определены Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584.

    Начиная с 2005 года расходы бюджетов всех уровней будут формироваться в условиях четкого разграничения расходных обязательств и доходных источников, препятствующего возникновению обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, и создающего институциональные стимулы для повышения эффективности управления общественными финансами.

    В условиях 2004 года общий объем расходных обязательств федерального бюджета оценивается в 3 360,0 млрд.рублей, из которых 700,6 млрд.рублей установлены нормативными правовыми актами, действие которых на 2004 год было приостановлено федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год».

    Наличие расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования, создавало потенциальную неустойчивость бюджетной системы Российской Федерации, снижало доверие граждан к государственным институтам, искажало условия формирования и проведения целенаправленной государственной политики.

     

     

    8. Что такое общественные работы? Как они организуются исполнительной властью г. Краснодара?

     

    Общественные работы – общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

    В целях обеспечения временной занятости населения с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости населения свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право па участие в общественных работах. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

    В Краснодаре организация общественных работ осуществляется Департаментом государственной службы занятости населения по Краснодаре, а также Комитетом по труду и социальной защите населения Краснодара

    С лицами, желающим участвовать в общественных работах, по направлению отдела занятости населения работодателем заключается срочный трудовой договор.

    Граждане, участвующие в общественных работах, получают оплату за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующим на предприятии условиями оплаты труда или договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством, при условии полного рабочего дня (недели).

    На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской федерации о труде и социальном страховании.

    Период участия в общественных работах засчитываются в трудовой стаж.

    По согласованию с администрацией предприятий работникам, занятым на общественных работах, может предоставляться возможность поиска в рабочее время постоянного места работы (без сохранения оплаты труда за время отсутствия).

     

     

     

    9. Что такое «зона чрезвычайной экологической ситуации»?

     

    Зона чрезвычайной экологической ситуации   это участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00033 sec

WordPress: 22.34MB | MySQL:122 | 1,930sec