Анализ системы управления персоналом предприятия международного уровня

<

010414 2102 1 Анализ системы управления персоналом предприятия международного уровня

1 Характеристика взаимодействия ОАО «ГМК « Норильский никель» с субъектами бизнеса

«Норильский никель» – крупнейший в мире производитель никеля и палладия, один из крупнейших производителей платины и меди. Помимо этого Норильский никель производит сопутствующие металлы – кобальт, хром, родий, серебро, золото, иридий, рутений, а также селен, теллур и серу. Основным и видам и деятельности предприятий Группы являются поиск, разведка, добыча, обогащение и металлургическая переработка полезных ископаемых, производство, маркетинг и реализация цветных и драгоценных металлов.

Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» и его дочерние предприятия – крупнейший российский и мировой производитель палладия, никеля, а также один из ведущих производителей платины и меди. На предприятиях Группы осуществляется полный цикл хозяйственной деятельности: от геологоразведки, добычи руд, обогащения и металлургии до сбыта цветных и драгоценных металлов. В структуре Группы 188 дочерних и зависимых обществ, включая зарубежные активы. Общая численность персонала 85 тыс. человек, в том числе в России 82 тыс. человек.

ОАО «ГМК «Норильский никель» является крупнейшей горно-металлургической компанией России, которая вносит существенный вклад в экономику страны. Доля группы в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации по данным за 2007 год составляет 1.1%, в объеме промышленного производства Российской Федерации – 2.5%, в российском экспорте – 3.5%, в объемах металлургического производства Российской Федерации – 11.7%, в объемах российского производства никеля (включая карбонильный) – 89%, платины – 87%, палладия – около 100%, меди – 45%.

Основные производственные подразделениями Группы на территории России расположены за Полярным кругом на Таймырском и Кольском полуостровах. Группе принадлежит также контрольный пакет акций компании Stillwater Mining Company, крупнейшего американского производителя металлов платиновой группы. В настоящий момент Компания имеет производственные активы в Финляндии, Австралии, Африке (ЮАР, Ботсвана).

Масштабы компании, с одной стороны определяют ее возможности, с другой стороны требуют постоянного внимания к воспроизводству кадров в условиях его глобального дефицита.

В период кризиса, который характеризовался резким падением цен на основные продукты компании, производство на большинстве зарубежных площадок оказалось нерентабельным. В то же время, себестоимость продукции основных активов в России, позволяет Компании устойчиво функционировать и в экономически сложный период. Хотя, безусловно, некоторые последствия кризиса, не могут не сказаться и на стратегии развития персонала.

Производственные подразделения Группы находятся на четырех континентах в шести странах мира – России, Австралии, Ботсване, Финляндии, США и ЮАР. Основные российские производственные подразделения Группы являются вертикально интегрированными и включают:

– Заполярный филиал (далее – «ЗФ»);

– ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» (далее – «Кольская ГМК» или «КГМК»).

Заполярный филиал находится на Таймырском полуострове, являющемся частью Красноярского края, полностью за Полярным кругом. Транспортное сообщение филиала с другими регионами страны осуществляется по реке Енисей и Северному морскому пути, а также посредством воздушного сообщения. Кольская ГМК, расположенная на Кольском полуострове, является ведущим производственным комплексом Мурманской области и полностью интегрирована в транспортную инфраструктуру Северо-Западного Федерального округа. В Австралии Норильский никель владеет и управляет:

– предприятием по добыче и выщелачиванию латеритных никелевых руд Norilsk Nickel Cawse;

– предприятиями по добыче никеля Black Swan, Lake Johnston, Waterloo;

– крупным проектом по добыче сульфидных никелевых руд Honeymoon Well.

Норильскому никелю принадлежит 85% акций предприятия по добыче сульфидного никеля Tati Nickel Mining Company. Завод Norilsk Nickel Harjavalta, входящий в состав Группы, является единственным никелерафинировочным заводом в Финляндии. Норильский никель является мажоритарным акционером компании Stillwater Mining – крупнейшего производителя металлов платиновой группы (далее – МПГ) в США. Норильскому никелю принадлежит 50% акций предприятия по добыче никеля Nkomati в ЮАР, разрабатываемого совместно с компанией African Rainbow Minerals (ARM).

В Группу также входят:

– научно-исследовательский институт ООО «Институт Гипроникель», расположенный в Санкт-Петербурге с отделениями в городах Норильск и Мончегорск;

– научно-техническое подразделение Norilsk Process Technology в Австралии, занимающееся разработкой гидрометаллургической технологии Activox®;

– ООО «Национальная инновационная компания «Новые энергетические проекты», ориентированное на реализацию проектов по созданию инновационных продуктов в энергетике.

Норильский никель имеет собственную глобальную сеть представительских и сбытовых офисов в России, Великобритании, Китае, США, Франции и Швейцарии. Главный офис Компании расположен в Москве. В России акции ГМК «Норильский никель» торгуются на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и в Российской торговой системе (РТС). Американские депозитарные расписки (АДР) на акции Компании торгуются на внебиржевом рынке США, в системе электронных торгов внебиржевых секций Лондонской и Берлинской фондовых бирж. В результате проведенного дробления с 19 февраля 2008 года конвертация акций Компании в АДР осуществляется в соотношении 1:10.

Вoпрoсaми кoрпoрaтивнoгo имиджa нa прeдприятии зaнимaeтся Дeпaртaмeнт oбщeствeнных связeй совместно с Департаментом персонала и Департаментом корпоративной компенсационной политики и социальных программ. Департамент общественных связей нaхoдится пoд прямым упрaвлeниeм Гeнeрaльнoгo дирeктoрa ГМК «Нoрильский никeль». Он сoстoит из oтдeлa упрaвлeния oбщeствeнных связeй и oтдeлa упрaвлeния рeклaмoй и спoнсoрствoм.

Компания «Норильский никель» реализует политику информационной открытости, направленную на предоставление всем заинтересованным сторонам достоверной и полной информации по всем ключевым направлениям деятельности. Компания стремится максимально эффективно использовать все способы донесения информации до заинтересованных сторон. Развитие корпоративных каналов коммуникации является одним из приоритетных направлений деятельности. На сегодняшний день компании удалось сосредоточить значительные информационные ресурсы, которые позволяют эффективно решать задачи формирования как внешнего, так и внутреннего корпоративного имиджа.

В 2007 году ОАО «ГМК «Норильский никель» завершило консолидацию собственных медиаактивов. Весь медиабизнес компании в Красноярском крае и Мурманской области объединен в группу «Медиа платформа». Процесс происходил в рамках отраслевой реформы системы управления ОАО «ГМК «Норильский никель».

В начале 2007 года в состав медиагруппы было интегрировано ООО «Спутник» (Мончегорск), которое издает корпоративную газету «Кольский никель» для ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» (КГМК, дочерняя компания ОАО «ГМК «Норильский никель») и осуществляет функции пресс-службы КГМК.

Заключительным этапом реорганизации стало объединение ООО «Медиакомпания «Северный город» — дочерней структуры ООО «Медиа платформа» в Норильске с газетой «Заполярный вестник» и типографией, которые ранее входили в состав Заполярного филиала ГМК «Норильский никель».

ООО «Медиа платформа» было создано в 2005 году для консолидации средств массовой информации «Норильского никеля». В группу входят одноименная управляющая компания (Москва), а также ООО «Медиакомпания «Северный город» (Норильск), ООО «Вещательная корпорация «Телесфера» (Красноярск), ЗАО «Северо-Западное вещание» (Мурманск), ООО «Спутник» (Мончегорск). Предприятия группы осуществляют вещание трех региональных телеканалов, четырех радиостанций, издают корпоративный журнал «Норильский никель», газету «Кольский никель», управляют типографией, а также распространяют информацию через агентство «Таймырский телеграф». ООО «Медиа платформа» действует в регионах, в которых находятся основные производственные площадки ОАО «ГМК «Норильский никель» — в Норильске, Красноярске, Мончегорске и Мурманске.

Чрезвычайно важным направлением работы Дeпaртaмeнта oбщeствeнных связeй «Никеля» является налаживание отношений с властью. Компания активно взаимодействует с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области подготовке предложений, направленных на совершенствование социально-трудовых отношений, социального страхования, пенсионного обеспечения и др. В отчетном году взаимодействие осуществляется через объединения работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП), Координационный совет объединения работодателей России (КСОРР) и др.) и участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в 2007 году велась работа по подготовке Генерального соглашения на 2008-2010 годы и вопросов, связанных с совершенствованием трудовых отношений и пенсионного обеспечения работников промышленности, занятых на северных территориях страны.

Об эффективности работы в этом направлении (формированию связей с властью) свидетельствует тот факт, что специалисты по связям с органами государственной власти ОАО «ГМК «Норильский никель» признаны лучшими в российской металлургической отрасли по версии Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Лучшим лоббистом в металлургической отрасли России был признан заместитель генерального директора «Норникеля» Владимир Кедринский. «Норильский никель», как крупнейшая в стране горно-металлургическая компания, заинтересован в выстраивании открытого и конструктивного диалога с государственными структурами.

Информация о важнейших событиях в жизни Компании и результатах ее деятельности доступна всем заинтересованным сторонам через пресс-релизы и средства массовой информации: корпоративный сайт, годовой и социальный отчеты, корпоративный журнал «Норильский никель». Взаимодействуя со средствами массовой информации, Компания стремится максимально полно отвечать на запросы журналистов, представляющих средства массовой информации местного и общероссийского уровней, зарубежные издания, с целью информирования всех заинтересованных сторон о существенных событиях и текущей деятельности Компании, перспективах развития. По итогам ежегодно проводимых специализированных конкурсов корпоративный сайт, годовой и социальные отчеты традиционно получают награды в различных номинациях. Так, в 2007 году Экспертный совет ежегодного конкурса, оценивающего информационную открытость российских компаний – участников фондового рынка, присудил ОАО «ГМК «Норильский никель» первые места в номинациях за лучший «Годовой отчет» и «Корпоративный сайт».

В 2007 году «Норильский никель» стал лауреатом первой премии Thomson Extel Survey – Focus Russia 2007 и признан лучшей публичной компанией в металлургии и горной промышленности. Компания издает корпоративный журнал «Норильский никель», который пользуется популярностью как среди сотрудников, так и иных заинтересованных сторон. Важнейшими задачами корпоративного издания являются формирование корпоративной сплоченности вокруг решения общих задач вне зависимости от места расположения предприятия, информационная интеграция предприятий Компании в России и за рубежом.

Одной из новых форм диалога с заинтересованными сторонами стал корпоративный блог ГМК «Норильский никель», открытый в июне 2007 года. Посредством этого инструмента Компания стремится поддерживать диалог с аудиторией, активно использующей Интернет не только в качестве источника информации, но и современного средства общения. Блог Норильского никеля стал дипломантом VIII ежегодного конкурса на получение премии в области связей с обще ственностью PROBA-IPRA Golden World Awards. Это один из первых и наиболее престижных в России конкурсов в сфере общественных связей. Дневник «Норникеля» начался с публикации отчета о праздновании Дня металлурга. Теперь там появляются новости о компании и Норильске, а пользователи имеют возможность добавлять к ним свои комментарии. Дневник компании фактически превратился в неофициальный сайт компании. Любой зарегистрированный в LiveJournal пользователь может принять участие в неформальном обсуждении событий в жизни «Норильского никеля». На данном ресурсе размещаются новостные блоки, фотогалереи. На странице «Norilsk Metal» имеется 23 раздела (тэга), написано более 180 постов, читателями к ним добавлено свыше 1000 комментариев. В сети интернет на «Norilsk Metal» насчитывается 121 ссылка. Прямой экономической выгоды от проекта в «Норникеле» не ждут. Но данный проект должен принести пользу его имиджу и помочь наладить контакт с молодой аудиторией. «Норникель» первым из всех горно-металлургических компаний в мире завел корпоративное представительство в блогосфере.

Информационное взаимодействие с заинтересованными сторонами осуществляется не только на корпоративном уровне, но и на уровне отдельных дочерних предприятий. Так, например, на Кольской ГМК внешние коммуникации компании осуществляются посредством нескольких информационных каналов. На регулярно обновляемом корпоративном интернет-сайте компании – http://www.kolagmk.ru
– содержится подробная информация о ее деятельности, об участии в наиболее актуальных для общества проектах. С целью оперативного информирования сотрудников компании, а также всех заинтересованных лиц о ее деятельности, планах и задачах с 2002 года издается корпоративная газета «Кольский никель». На ее страницах рассказывается о деятельности компании и людях, работающих на ее предприятиях. С октября 2007 года в г. Заполярный и п. Никель на кабельном телевидении по заказу компании начал собственное вещание новый информационный канал «Спутник», на котором трижды в неделю выходят передачи о событиях в жизни ОАО «Кольская ГМК» и Печенгского района.

В ГМК «Норильский никель» действует и постоянно совершенствуется система внутрикорпоративных коммуникаций – целенаправленно создаваемый комплекс инструментов с целью развития корпоративной культуры, поддержания позитивного социального климата в трудовых коллективах и эффективного информационного обмена внутри организации.

Создание, поддержка и внутренняя реклама корпоративной культуры направлены на вдохновление сотрудников, на высокую эффективность работы в компании, повышение их приверженности, лояльности и преданности. Атрибуты корпоративной культуры относятся к социально-психологическим механизмам, они воздействуют на психологию индивида и делают это постепенно. Корпоративная культура компании определяет ведущие ценности и значимые цели, которые сотрудники должны разделять и учитывать в своей работе.

Базовым документом развития корпоративной культуры является Этический кодекс работника ГМК «Норильский никель», целью которого является создание атмосферы доверия и взаимного уважения в трудовых коллективах, способствующей эффективной производственной деятельности. Этический кодекс определяет требования к личным качествам работников Компании и нравственные нормы, которыми должны руководствоваться работники Компании.

При определении стратегии своего развития и текущей деятельности ОАО «ГМК «Норильский никель» исходит из того, что обязательным условием устойчивого и эффективного развития бизнеса является неуклонное следование принципам социальной и экологической ответственности.

Социальная миссия «Норильского никеля» — производство необходимой обществу продукции – цветных и драгоценных металлов – наиболее эффективным и безопасным способом на устойчивой долгосрочной основе для содействия социальному прогрессу, росту благосостояния общества, стабильному развитию территорий и благополучию населения регионов хозяйствования, повышению уровня жизни своих работников.

Принципы корпоративной социальной ответственности «Норильского никеля» по отношению к обществу в целом:

– производство необходимой обществу и соответствующей требованиям безопасности конкурентоспособной продукции в объемах, качестве и ассортименте, отвечающей потребностям современного рынка;

– осуществление производства наиболее эффективным с учетом интересов бизнеса и общества способом с использование ресурсосберегающих технологий;

– безусловное соблюдение законодательств стран расположения предприятий, в том числе в части уплаты налогов;

– соблюдение международных соглашений, в том числе норм ведения бизнеса, выработанных международным сообществом;

– реализация общественно значимых благотворительных проектов в социальной сфере и природоохранной области на национальном и международном уровнях.

по отношению к местным сообществам:

– предоставление рабочих мест населению территорий присутствия;

– уплата налогов, формирующих местные и региональные бюджеты;

– проведение социально ответственной реструктуризации приемлемым для местных сообществ способом;

– обеспечение экологической и промышленной безопасности производства, участие в региональных проектах по охране окружающей среды;

– реализация проектов, содействующих социально-экономическому развитию территорий;

– поддержка социально незащищенных категорий граждан.

– по отношению к персоналу:

– предоставление рабочих мест с конкурентоспособным уровнем оплаты труда и социальных льгот;

– безусловное соблюдение установленных законодательством и коллективными соглашениями норм в сфере социально-трудовых отношений;

– обеспечение безопасных условий труда и высокого уровня социально-бытовых условий на производстве, исходя из приоритетности безопасности работников и сохранения их здоровья;

– содействие всестороннему профессиональному и культурному развитию работников.

Стратегия устойчивого развития «Норильского никеля» связана с долгосрочным видением основных направлений деятельности Компании, которые зафиксированы в следующих основополагающих корпоративных документах:

Стратегия развития производства до 2020 года – определяет основные направления развития производства на долгосрочную перспективу:

– обеспечение стабильности объемов производства цветных и драгоценных металлов;

– повышение эффективности обогатительного производства и улучшение качества концентратов, позволяющее снизить производственные затраты в металлургическом производстве;

– минимизацию удельных затрат на производство металлов, сохранение существующей позиции по производственным затратам среди производителей никеля;

– снижение негативного воздействия производства на окружающую среду и обеспечение соответствия требованиям природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, охраны и рационального использования водных ресурсов и обращения с отходами.

Политика в области качества – имеет своей целью постоянное улучшение продукции и процессов, повышение эффективности работы и снижение затрат.

Экологическая политика – определяет приоритетные направления деятельности по охране окружающей среды:

– поэтапное сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, прежде всего диоксида серы и твердых веществ;

– последовательное снижение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты;

– обустройство мест размещения отходов с целью снижения техногенной нагрузки на окружающую среду.

Политика в области охраны труда и промышленной безопасности – определяет цели, задачи и обязательства Компании в области промышленной безопасности и охраны труда.

Стратегия управления персоналом ОАО «ГМК «Норильский никель» до 2020 года — определяет главные направления и развитие механизмов управления персоналом на средне- и долгосрочную перспективу:

— обеспечение Компании и ее предприятий персоналом, численностью и профессионально-квалификационными характеристиками, соответствующими потребностям производства, определяемые Производственной стратегией;

— мотивация персонала на достижение стратегических и текущих целей;

— обеспечение социальной стабильности в коллективах предриятий Группы и регионах присутствия.

В Компании разработана и внедрена Корпоративная интегрированная система менеджмента качества и экологического менеджмента (КИСМ).

В 2008 году при Совете директоров были созданы четыре новых комитета: Комитет по стратегии, Комитет по бюджету, Комитет по социальной политике, Комитет по корпоративному управлению. Решением Совета директоров Компании от 3 февраля 2009 года два из них — Комитет по корпоративному управлению и Комитет по социальной политике — были упразднены, а их функции были переданы Комитету по корпоративному управлению, кадрам и вознаграждению, образованному в соответствии с решением Совета директоров от 26 февраля 2009 года.

В компетенцию Комитета по корпоративному управлению, кадрам и вознаграждению входит консультирование членов Совета директоров по вопросам корпоративного управления, выработки политики Компании в области подбора, вознаграждения и оценки деятельности топ-менеджмента; рассмотрение и одобрение кадровой политики Компании, в том числе по вопросам заработной платы.

Департамент охраны окружающей среды, промышленной безопасности и охраны труда отвечает за разработку Экологической политики Компании и Политики в области охраны труда и промышленной безопасности.

Для взаимодействия с местными органами власти в компании создан и функционирует Департамент по взаимодействию с федеральными органами власти и оплате труда осуществляет представление интересов Компании в федеральных органах государственной власти РФ и институтах гражданского общества, а также разработку и реализацию общекорпоративной политики взаимодействия с ними. Департамент отвечает также за планирование, бюджетирование и управление эффективностью затрат на оплату труда, разработку и реализацию политики Компании в сфере труда, заработной платы и оценки результативности работы персонала.

Блок региональных программ и социальной политики организует взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках реализации совместных проектов стратегического развития территорий присутствия. Блок осуществляет разработку политики в сфере обеспечения и развития кадровых ресурсов, реализацию социальных программ и взаимодействия с социальными партнерами в сфере труда, проводит социальный мониторинг в производственных подразделениях Компании и ее ДЗО, а также анализ социально-экономической ситуации в основных регионах хозяйствования Компании.

Наиболее значимыми заинтересованными сторонами ОАО «ГМК «Норильский никель» являются работники Компании, акционеры и инвесторы, партнеры по бизнесу, региональные органы власти, органы местного самоуправления и общественные организации, осуществляющие деятельность на территориях присутствия Компании, заинтересованные стороны федерального уровня и международные организации.

Во взаимоотношениях с заинтересованными сторонами Компания придерживается следующих основополагающих принципов:

  1. Бутова Т.В., Ерхов М.В.Бизнес и власть в российском обществе. –СПБ.: Маросейка, 2007.
  2. Интервью с Вячеславом Евсеевым // Босс. 2005. № 5.
  3. Каганов В.Ш. Корпоративный университет «Норильский никель» .–М.: Вершина, 2008.

  4. Рогачева И.А. Россия: власть и бизнес.– М.: Наука, 2007.
  5. Тульчинский Г.Л. Бизнес в России. – М.:Вершина, 2006.
  6. Чумиков А.Н., Бочаров М.П.Связи с общественностью: Теория и практика. М.:Дело,2003.
  7. Уолкер О.Мл. и др. Корпоративная стратегия : Курс MBA.– М.:Вершина, 2006
  8. Ященко Г.В. Мотивация и демотивация сотрудников в организационной культуре // Социально-гуманитарные знания. 2006.
  9. Ященко Г.В. Типология организационной культуры в современном http://nonik.ru Корпоративный сайт транснациональной корпорации «Норильский никель»
  10. http://rusal.ru Корпоративный сайт транснациональной корпорации «РУСАЛ»

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.14MB/0.00350 sec

WordPress: 26.49MB | MySQL:118 | 2,594sec