Анализ системы управления предприятием

<

012114 1619 1 Анализ системы управления предприятиемКоммерческое предприятие «Южная строительная компания» было создано в 2003 году в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах, другими законодательными актами Российской Федерации.

Организационно-правовая форма – закрытое акционерное общество.

Полное фирменное наименование общества — Закрытое акционерное общество «Южная строительная компания».

Сокращенное фирменное наименование общества — ЗАО «Южная строительная компания».

Место нахождения общества: общества: Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, почтовый адрес: Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, почтовый адрес: 350000, г.Краснодар, Западный административный округ, ул. Чкалова, 93.

Директор предприятия – Колотвинов О.В.

Целями деятельности Общества являются извлечение прибыли и расширение рынка товаров услуг.

Предметом деятельности Общества является: оптовая, розничная, комиссионная торговля; торгово-закупочная деятельность; оптовая торговля стройматериалами; оптовая торговля инструментами; оказание бытовых услуг населению; посредническая деятельность; изготовление строительных материалов и конструкций; производство и переработка продукции с/хозяйства и продукции рыбного хозяйства; производство и закупка у населения с/х и другой продукции за наличный расчет; монтаж технологического оборудования; строительство холодильных камер; снабженческо-сбытовая деятельность; рекламные и рекламно-выставочные услуги, проведение презентаций; оказание экспертных, консультативных, представительских и рекламных услуг в сфере строительства, сельского хозяйства, экологии, туризма; реализация продукции полученной по бартеру; строительство промышленных и гражданских объектов; услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств; организация АЗС; складские услуги; организация стоянок; заготовка и переработка древесины; общественное питание; внешнеэкономическая деятельность; монтаж, наладка, обслуживание теплотехнического и газового оборудования; монтаж, наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Основным видом деятельности является торговля.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же время в Уставе предприятия отмечено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами. Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).

Рассматривая правовое положение ЗАО, отметим, что оно является коммерческой организацией и имеет целью своей деятельности получение прибыли, является самостоятельным юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе действует на основании Устава и действующего законодательства.

 

Приведем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности средств ЗАО «ЮСК»

Показатель 

Года

Абсолютное отклонение

Темпы роста, % 

2003

2004

2005

2004 к 2003

2005 к 2004

2004 к 2004

2005 к 2004

1. Выручка от реализации, тыс.руб.

42959 

51142 

62343 

8183 

11201 

119,05 

121,90 

2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

20694 

25425 

33992 

4731 

8567 

122,86 

133,70 

3. Коммерческие расходы тыс. руб.

1443 

1826 

2236 

383 

410 

126,54 

122,45 

4. Управленческие расходы, тыс. руб.

6301 

8380 

10683 

2079 

2303 

132,99 

127,48 

5. Прибыль от реализации, тыс. руб

14521 

15511 

15432 

990 

-79 

106,82 

99,49 

 

Продолжение табл. 1

Показатель 

Года

Абсолютное отклонение

Темпы роста, % 

2003

2004

2005

2004 к 2003

2005 к 2004

2004 к 2003

2005 к 2004

6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

14199 

15106 

14684 

907 

-422 

106,39 

97,21 

7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

1255 

1426,5 

1773,5 

171,5 

347 

113,67 

124,33 

8. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

21347,5

24524,5 

28579 

3177 

4054,5 

114,88 

116,53 

9. Среднесписочная численность персонала, чел.

75 

79 

80 

4 

1 

105,33 

101,27 

10. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

<

5410 

6762 

10692,7 

1352 

3930,7 

124,99 

158,13 

11. Затраты на 1 р. реализованной продукции, коп.

48,17 

49,71

54,52 

1,54 

4,81 

103,20 

109,67 

12. Рентабельность производства, %

70,17 

61,01 

45,40 

-9,16 

-15,61 

13. Рентабельность продаж, %

33,80 

30,33 

24,75 

-3,47 

-5,58 

14. Фондоотдача, руб.

34,23 

35,85 

35,15 

1,62 

-0,70 

104,74 

98,05 

15. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

2,01 

2,09 

2,18 

0,07 

0,10 

103,63 

104,61 

16. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

181,38 

175,03 

167,32 

-6,35 

-7,71 

96,50 

95,60 

17. Производительность труда, тыс. руб./чел.

572,79 

647,37 

779,29 

74,58 

131,92 

113,02 

120,38

18. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

6,01 

7,13 

11,14 

1,12 

4,01 

118,66 

156,15 

 

Как видим из данной таблицы, выручка на предприятии выросла с 42959 тыс. руб.в 2003 г. до 62343 тыс. руб. в 2005 г. Темп роста в 2003 г. составил 119,05%, а в 2005 г. темп роста составил 121,9%. Коммерческие и управленческие расходы имеют тенденцию к росту. Если в 2003 г. первые составляли 1443 тыс. руб., то в следующем году они выросли на 126,54% , а в 2005г. достигли 2236 тыс. руб. Управленческие расходы выросли в 2004 г. на 2079 тыс. руб. ( 132,99%), в 2005 г. – на 2303 тыс. руб. (127,48%) и равны 10683 тыс. руб. Прибыль от реализации составила 14521 тыс. руб. в 2003 г., она увеличилась на 171,5 тыс. руб. в 2004 г. (темп роста 106,82%), в 2005 г. прибыль снизилась – на -79 тыс. руб., составив 15432 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных средств в 2003 г. была 1255 тыс. руб., в 2004 г. – 1426,5 тыс. руб., в 2005 г. – 1773,5 тыс. руб. Таким образом, динамика среднегодовой стоимости основных средств на всем исследуемом временном промежутке положительна. Среднегодовая стоимость оборотных средств также имеет положительную тенденцию: рост с 21347,5 тыс. руб. в 2003 г. до 28579 тыс. руб. Прирост равен в 2004 г. – 3177 тыс. руб. ( 114,88%), в 2005 г. – 4054,5 тыс. руб. (116,53%). Среднесписочная численность персонала составляла 75 чел. в 2003 г., 79 чел. в следующем году и 80 чел в отчетном 2005 г. Фонд оплаты труда увеличился с 5410 тыс. руб. в 2003 г. до 6762 тыс. руб. в 2004 г. (абсолютный прирост составил 1352 тыс. руб. (124,99%), и до 10692,7 тыс. руб. в 2005 г. (прирост 3930,7 тыс. руб. и 158,13%). Затраты на рубль реализованной продукции имеют тенденцию к росту: в 2003 г. были равны 48,17 коп., в 2004 г. – 49,71 коп. и в 2005 г. – 54,52 коп. Рентабельность производства на всем исследуемом трехлетним периоде имеет довольно высокое значение: в 2003 г. – 70,17%, в 2004 г. – 61,01%, в 2005 г.– 45,4%. Отметим, что наблюдается снижение рентабельность производства в 2004 г. на 9,16%, в 2005 г. на 15,61%. Это свидетельствует об снижении эффективности производства исследуемого предприятия ОАО «ЮСК». Рентабельность продаж также имеет тенденцию снижения с 34,23% в 2004 г. до 24,75% в 2005 г. Фондоотдача сохраняется примерно на одном и том же уровне: 34,23 руб. в 2003 г., 35,85 руб. в 2004 г. и 35,15 руб. в 2005 г. Это положительный факт и говорит об довольно высокой эффективности использования основных средств предприятия. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен в 2003 г. равен 2,01 раз, в 2004 г. – 2,09 оборотов, в 2005 г. он равен 2,18 оборотов. Период оборачиваемости снизился с 181,38 дня в 2003 г. до 167,32 оборота в 2005 г. Данные показатели позволяют сделать вывод о довольно высокой оборачиваемости оборотных средств для исследуемого производственного предприятия. Несомненного положительным фактом является и рост производительности труда с 572,79 тыс. руб. /чел. в 2003 г. до 647,37 тыс. руб. в 2004 г. (прирост составил 74,58 тыс. руб./чел. или 113,02%)0 до 779,29% в 2005 г. (рост 131,92 тыс. руб. или 120,38%). Рост среднемесячной заработной платы почти в два раза за весь исследуемый трехгодичный период с 6,01 в 2003 г. до 11,14 тыс. руб. в 2005 г. говорит о наличии у руководства предприятия материально заинтересовать работников предприятия к конечном положительном результате, но сопоставив темп роста производительности труда и среднемесячной зарплаты (в 2003 г. соответственно 113,02% и 118,66%, в 2005 г. еще больше 120,38% и 156,15%), можно сделать вывод, что темп роста заработной платы не сопоставимо превышает производительность труда и у работников есть возможность повысить эффективность и рентабельность производства.

Обобщая проведенный анализ отметим, что исследуемое предприятие ЗАО «ЮСК» из года в год ведет рациональное эффективное производство, прибыльно и рентабельно, но все же в последний год не полностью использует свой производственный потенциал. Об этом свидетельствует рост затрат на рубль реализованной продукции, снижение рентабельность производства и продаж, небольшое снижение фондоотдачи, неиспользованный производственный потенциал трудового коллектива, и возможный выход из данной ситуации – снижение как коммерческих и управленческих расходов, так и затрат, определяющих себестоимость выпускаемой продукции.

Высшим органом управления ЗАО «Южная строительная компания» является Общее собрание акционеров. Один раз в год Общество проводит годовое общее собрание акционеров. Проводимые помимо годового Общие собрания акционеров являются внеочередными.

Общее руководство деятельностью ЗАО между Общими собраниями акционеров осуществляет Совет директоров.

Исполнительными органами Общества являются Правление (коллегиальный исполнительный Орган) и директор (единоличный исполнительный орган).

высшим органом управления на ЗАО является общее собрание акционеров, коллегиальным высшим исполнительным органом управления является Директор общества.

Директор координирует работу фирмы, принимает управленческие решения, делегирует полномочия. Совместно с советом учредителей в функции директора входит: определять цели; формирует организационную структуру; распределяет стратегические ресурсы; управляет прибылью.

Должностные обязанности и функции заместителя коммерческого директора следующие: подчиняется коммерческому директору ЗАО «Южная строительная компания»; исполняет обязанности коммерческого директора предприятия в его отсутствие; оперативное руководство коммерческо-сбытовыми подразделениями предприятия; организация продаж продукции в предприятии; составление и согласование с коммерческим директором предприятия плана работ коммерческо-сбытовых подразделений и работников предприятия; оперативный контроль и отчетность перед коммерческим директором предприятия об исполнении План-заданий предприятию и индивидуальных показателей работников коммерческо-сбытовых подразделений предприятия. Учет показателей, влияющих на распределение премиальных выплат в предприятии по результатам хозяйственной деятельности предприятия, предложения коммерческому директору предприятия о порядке распределения премиальных выплат работникам коммерческо-сбытовых подразделений предприятия; участвует в ценообразовании в предприятии и формировании прайс-листа предприятия; организация и выполнение работ, связанных с прямыми продажами продукции в предприятии; участвует в организации процесса продажи продукции; контроль, анализ и отчетность перед коммерческим директором предприятия о дебиторской задолженности предприятий-потребителей продукции; организация и выполнение работ, связанных с приобретением предприятием продукции в оперативном порядке, перемещением продукции между предприятиями сбытовой системы ЗАО «ЮСК» в интересах предприятия; обладает финансово распорядительным правом, включая визирование (подписание) управленческой (платежной документации): а) визирование Заявок на перевозку грузов предприятия Управляющей компании автомобильным транспортом; б) визирование Запросов на проведение товарообменных операций; в) визирование документации на внутреннее перемещение продукции; г) визирование Заявок на оформление счета и резервирование продукции; д) визирование счетов на оплату за продукцию; е) визирование договоров на поставку продукции; ж) визирование Распоряжений на подготовку продукции к отгрузке; з) визирование Заявок на отгрузку продукции железнодорожным транспортом; и) визирование иной исходящей управленческой документации, связанной резервированием продукции и отгрузкой продукции; осуществляет согласование в пределах, установленных коммерческим директором предприятия полномочий, мероприятий, предусмотренных системой стимулирования сбыта продукции в УК: а) скидки, 6) льготы основные.

Заместитель коммерческого директора осуществляет отчетность перед коммерческим директором предприятия об обоснованности применения в предприятии мер стимулирования сбыта продукции.

Он также участвует в формировании положительного корпоративного образа предприятий, принимает участие в разработке рекламной политики

В его обязанности также входит: установление и поддержание личных отношений с VIР-клиентами; формирование положительного корпоративного образа предприятия; осуществление координации деятельности предприятия с Рекламным отделом; участие в разработке мероприятий, связанных с рекламированием предприятия и продукции; формирование материалов о предлагаемой к реализации продукции, услугах; установление и поддержание личных отношений с VIР-клиентами предприятия; контроль обоснованности и расчет экономического эффекта (прямые убытки, косвенная прибыль) применения мер стимулирования сбыта продукции в предприятии. Отчетность в установленном порядке перед коммерческим директором предприятия об обоснованности применения в предприятии мер стимулирования сбыта продукции; участие в формировании План-заданий предприятию; участие в формировании Программы поставки продукции предприятию; маркетинговый анализ рынка продукции и мер стимулирования сбыта продукции предприятия в регионах хозяйственной деятельности; анализ структуры продаж продукции в предприятии; участие в формирование персонала коммерческо-сбытовых подразделений предприятия; выполнение иных работ по указанию коммерческого директора предприятия.

На предприятии имеются следующие отделы: коммерческий отдел; финансовый отдел; отдел складирования и доставки; отдел технического обслуживания.

Коммерческий отдел в первую очередь, в этом отделе используются новые методы менеджмента, поскольку для реализации продукции и привлечение новых покупателей на работу было принято десять менеджеров. В функции отдела входит непосредственная поиск покупателей, заключение договоров и реализация продукции. В отделе работает 6 человек. Подчиняется непосредственно коммерческому директору.

Финансовый отдел занимается бухгалтерским и налоговым учетом, оптимизацией налогообложения, контролем и управлением денежными потоками предприятия, расчетами с поставщиками и покупателями. Руководит отделом – главный бухгалтер Анисимова Е.Л., в подчинении которого находятся: заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по расчетам, два бухгалтера по реализации товаров. Подчиняется непосредственно коммерческому директору.

В обязанности бухгалтера по реализации товаров: 1) выписка документов по отгрузке товаров со склада; 2) контроль за наличием первичной бухгалтерской документации и правильностью ее оформления.

Зам. главного бухгалтера осуществляет: 1) расчеты с поставщиками товаров (сч. 60); 2) расчеты с покупателями товаров (сч. 62); 3) формирование книги покупок и книги продаж (НДС); 5) товары (поступление, реализация, остатки); 6) оформление результатов инвентаризации товаров на складе; 7) сверка расчетов с поставщиками и покупателями; 8) резервирование товара на складе (выписка счетов на оплату); 9) контроль за наличием зарезервированного товара; 10) контроль за наличием первичной бухгалтерской документации и правильностью ее оформления; 11)архив.

В обязанности бухгалтера по расчетам входят: 1) касса (сч. 50); 2) банк (сч. 51); 3) расчеты по заработной плате (сч. 70); 4) расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по заработной плате (сч. 68, 69); 5) составление квартальной отчетности по ЕСН; 6) расчеты с подотчетными лицами (сч.71); 7) сч. 10 «Материалы» — оформление первичной документации (накл. -требования, акты списания, осмотра и т.д.); 8) контроль за наличием первичной бухгалтерской документации и правильностью ее оформления;

В обязанности главного бухгалтера входят: 1) расчеты по заемным средствам (сч. 58, 66); 2) векселя; 3) расчеты с поставщиками услуг, работ, основных средств, материалов; 4) основные средства (сч. 08, 01,02) (оприходование, ввод в эксплуатацию, начисление амортизации, списание, реализация); 5) материалы (сч. 10) (оприходование, ввод в эксплуатацию, списание); 7) составление бухгалтерской и налоговой отчетности; 8) налогообложение (НДС, реклама, экология, имущество, транспортный налог, прибыль); 8) контроль за соблюдением своевременности и очередности платежей за товары и услуги, а так же расчетов с бюджетом, банками по заемным средствам и процентов по ним, и с прочими кредиторами; 9) общее координирование и контроль за полнотой, своевременностью и правильностью отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Отдел складирования и доставки занимается складирования, товарным учетом, отгрузкой и доставкой товаров по городу и краю. Руководит отделом заведующий складом, который также подчиняется непосредственно коммерческому директору. В отделе работают: два кладовщика, 12 грузчиков-стропальщиков, 4 водителя электрокары.

Отдел технического обслуживания занимается обслуживанием автопарка предприятия, энерго- и электрохозяйства, техническим обслуживанием помещений и территории предприятия, т.е. занимается вспомогательным производством, не участвуя непосредственно в основном виде деятельности, но обеспечивая стабильную работу предприятия. В отделе работают: механик, электрик, водитель легкового автомобиля и водителя грузового автомобиля, уборщик территории и служебных помещений. Руководит отделом коммерческий директор.

012114 1619 2 Анализ системы управления предприятием

Как видим организационно-управленческая структура ЗАО «Южная строительная компания» относится к линейно-функциональной структуре управления.

Перейдем к составлению должностной лестницы.

 

 

 

 

 

012114 1619 3 Анализ системы управления предприятием

Перейдем к анализу частных функций управления.

Маркетинговыми функциями на исследуемом предприятии занимается непосредственно коммерческий директор предприятия. Реализация функций в области маркетинга включает: организацию сбора и обработки маркетинговой информации; выбор целевых рынков и их сегментирование; применение маркетинговых решений по продукту; выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; продвижение товара; выбор и реализация ценовой политики; планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

К задачам планирования технологического процесса относят: выбор технологического процесса; планирование программы; оперативное планирование; формирование производственных систем; содержание и эксплуатацию оборудования; организацию материально-технического снабжения.

Финансовое управление предприятием включает: приобретение финансовых средств; использование финансовых средств; управление ликвидностью; структурирование капитала и имущества; управление платежными средствами и проведение платежного оборота; финансовое планирование и финансовый контроль.

На предприятии широко используется компьютерное и информационное обеспечение деятельности предприятия.

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00152 sec

WordPress: 24.27MB | MySQL:114 | 1,797sec