Автоматизация рабочего места

<

012814 1812 1 Автоматизация рабочего местаКраснодарская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном
сообщении Краснодарского отделения структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее Структурное подразделение) создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003г. № 585 « О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и приказом Президента «РЖД» от 28.09.2003г. №17п. и приказа начальника Северо-Кавказской железной дороги филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 28 09.2003г № 3.

Структурное подразделение входит в состав Краснодарского отделения
структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее Отделение), которое является его вышестоящим органом управления и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, внутренними документами
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО
«РЖД»), Северо-Кавказской железной дороги — филиала открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» (далее Дорога) и настоящего Положением.

Структурное подразделение не является филиалом или
представительством ОАО «РЖД», не имеет статуса юридического лица и
осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по
обязательствам структурного подразделения несет ОАО «РЖД».

Полное наименование: Краснодарская дирекция по обслуживанию
пассажиров в пригородном сообщении Краснодарского отделения — структурного
подразделение Северо-Кавказской железной дороги — филиала открытого
акционерного общества «Российские железные дороги».

012814 1812 2 Автоматизация рабочего местаСокращенное наименование: Краснодарская дирекция по обслуживанию
пассажиров в пригородном сообщении Краснодарского отделения — структурного
подразделения С-Кав ж.д. — филиала ОАО «РЖД».

Место нахождения: г.Краснодар

Почтовый адрес: 350033, г.Краснодар, Привокзальная площадь, 1

Телеграфный шифр: ДОПП-7

Структурное подразделение имеет круглую печать, содержащую
сокращенное наименование, указание места его нахождения, а также пол фирменное
наименование ОАО «РЖД» на русском языке. Структурное подразделение может иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему другие средства визуальной идентификации, содержащие указание на принадлежности к ОАО «РЖД».

Структура экономического отдела Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении приведена на рисунке 1.

 

012814 1812 3 Автоматизация рабочего места

Планово-экономический отдел является структурным подразделением Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

Планово-экономический отдел возглавляет начальник отдела, назначаемый в соответствии с Номенклатурой должностей руководящих работников
железнодорожного транспорта.

Планово-экономический отдел в своей работе руководствуется: законодательными актами РФ, Уставом ОАО «РЖД», Положением о предприятии, приказами, указаниями вышестоящих организаций и руководства предприятия, нормативно-методическими материалами по вопросам выполняемой работы.

Основными задачами планово-экономического отдела Дирекции по
обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении являются:

– разработка планов по всем видам деятельности предприятия. Доведение
плановых заданий до подразделений Дирекции, контроль за их выполнением;

– ведение работ по экономическому планированию, бюджетированию и
контроллингу на предприятии, направленному на организацию рациональной
хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка, выявление
и использование резервов производства;

– выполнение расчетов по материальным, трудовым, финансовым затратам,
необходимым для проведения работ, оказания услуг;

– осуществление экономического анализа деятельности Дирекции, разработка мероприятий по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ;

– выявление причин потерь доходов и пассажиров, причин увеличения расходов по элементам и статьям затрат;

– определение экономической эффективности проведения работ, предоставления услуг;

– осуществление сбора и накопления необходимой информации.;

– систематизация, обобщение и анализ статистических материалов и других данных по объемным и качественным показателям работы пригородного пассажирского хозяйства Дирекции и отделения в целом;

– составление штатного расписания, контроль за его выполнением;

– обеспечение своевременного и качественного предоставления отчетности.

– осуществление подготовки и оформления договоров аренды имущества
Дирекции, хозяйственных договоров. Выполнение расчетов по начислению арендной платы. Согласование оформляемых договоров в соответствующих отделах отделения дороги;

– ведение работы по контролю за ценами на приобретаемые материальные и топливные ресурсы;

– участие, совместно с другими отделами, в проведении соревнования;

– разработка и внедрение технически обоснованных норм трудовых затрат по различным видам работ;

– организация и проведение фотохронометражных наблюдений, обработка и анализ полученных результатов;

– изучение и внедрение передового опыта по вопросам организации и
нормирования труда;

– контроль за правильным применением тарифных ставок, должностных
окладов, доплат, надбавок, форм и систем оплаты труда;

– контроль за правильным заполнением табелей учета рабочего времени,
маршрутных листов — в части соблюдения графиков работы, норм рабочего
времени, соответствия тарифных ставок и окладов присвоенным разрядам;

– составление графиков работы и контроль за их выполнением;

– разработка Положений о премировании, об оплате труда, участие в
подготовке Коллективного договора;

– проведение разъяснительной работы среди работников предприятия по
вопросам организации и нормирования труда;

– контроль за соблюдением трудового законодательства в части организации и оплаты труда;

– оформление договоров подряда на выполнение отдельных видов работ;

– ведение работы с Администрациями Краснодарского края и Республики
Адыгея по вопросам возмещения выпадающих доходов, повышения тарифов
на пригородные железнодорожные перевозки;

– осуществление, совместно с бухгалтерией, методического руководства и
организации работы по учету и анализу результатов производственно-
хозяйственной деятельности предприятия;

– участие в работе комиссий по проверке работы подразделений Дирекции.

Планово-экономический отдел работает по ежемесячным планам, утвержденным начальником Дирекции, и отчитывается о своей работе перед начальником Дирекции, планово-экономическим отделом Краснодарского отделения дороги, Службой пригородных перевозок.

Работники планово-экономического отдела подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, установленным на предприятии.

Начальник планово-экономического отдела несет ответственность за выполнение задач, предусмотренных настоящим Положением.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Экономиста 2 категории планово-экономического отдела

 

1. Общее положение.

 

1.1. Квалификационные требования:

 

Ф.И.О.

Дата назначения

Квалификация

     

 

1.2. Кому подчиняется: начальнику экономического.

1.3. Кого замещает: ведущего экономиста

1.4. Кем замещается: ведущим экономистом

 

1.Общие положения.

1.1.Настоящая должностная инструкция определяет функциональные
обязанности, права и ответственность экономиста.

Экономист относится к категории специалистов предприятия, назначается и освобождается в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом начальника Дирекции.

  1. На должность экономиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное ( экономическое) образование, стаж работы в должности
    экономиста не менее 3-х лет.
  2. Основными задачами экономиста являются планирование и экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Экономист подчиняется начальнику планово-экономического отдела.
  4. В своей деятельности экономист руководствуется:
  • законодательными актами РФ;
  • Уставом ОАО «РЖД»;Положением о предприятии;
  • приказами, указаниями руководства предприятия;
  • нормативно-методическими материалами по вопросам выполняемой
    работы;

    -нормативно-методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

    -настоящей должностной инструкцией.

    1.6.Экономист должен владеть вопросами: перспектив развития предприятия, его финансово-хозяйственной и экономической деятельности; экономики, организации производства и управления; культуры труда и служебной этики; охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    2. Функции

    На экономиста возлагаются следующие функции:

  1. Выполнение работы по осуществлению экономической деятельности предприятия.
  2. Анализ производственной деятельности предприятия.
  3. Подготовка отчетности.
  4. Проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к кругу его обязанностей.

3.Должностные обязанности

Экономист должен:

  1. Разрабатывать проекты планов по сбору выручки от пригородных перевозок, отправленным пассажирам, дополнительным услугам. Доводить плановые показатели до подразделений Дирекции, контролировать их выполнение.
  2. Выполнять расчеты по материальным, трудовым, финансовым затратам, необходимые для проведения работ, оказания услуг.
  3. Осуществлять экономический анализ деятельности пассажирского хозяйства Краснодарского отделения дороги, разрабатывать мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ.
  4. Выявлять причины потерь доходов и пассажиров, причины увеличения расходов по элементам затрат и статьям расходов.
  5. Определять экономическую эффективность проведения работ.
  6. Осуществлять сбор, накопление технико-экономической информации для плановой работы и выполнения отдельных заданий.
  7. Систематизировать, обобщать и анализировать статистические материалы и другие данные по объемным, качественным показателям работы пассажирского хозяйства по Дирекции и в целом по отделению.
  8. По кругу своих обязанностей составлять отчеты, справки, готовить проекты приказов, распоряжений и т. д.
  9. Рассматривать по кругу своих обязанностей жалобы, заявления, письма, подготавливать проекты ответов на них.

    3.10. Подготавливать данные по показателям работы станций, вокзалов, отделения дороги в целом к весенним и осенним осмотрам начальника дороги и начальника отделения дороги.

    3.11. Выполнять отдельные поручения вышестоящего руководства.

    4.Права

    Экономист имеет право:

  10. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
  11. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по
    совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными
    настоящей инструкцией.
  12. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
  13. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей.
  14. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

    5.Ответственность

    Экономист несет ответственность за:

    5.1. Выполнение постановлений и распоряжений правительства РФ, указаний и приказов вышестоящего руководства по вопросам, касающимся его деятельности

    5.2. Качество и сроки предоставления отчетности по кругу своих обязанностей.

    5.3. Нечеткое и несвоевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.

    Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

    Применение автоматизированных информационных систем особо важно в управлении финансовым подразделением фирмы. Использование автоматизированных информационных систем позволяет: оптимизировать планы работы, быстро вырабатывать решения, четко маневрировать финансовыми ресурсами и т.д.

    Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования автоматизированных информационных технологий и процессов информатизации, являются: активное участие человека в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений; интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса; наличие научно обоснованной программно-технологической платформы, реализуемой на экономическом объекте; создание и внедрение научных прикладных разработок в области информации в соответствии с требованиями пользователей; формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение; постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

    Главной составной частью автоматизированной информационной системы является информационная технология.

    Автоматизированная информационная технология — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

    Стандартными называются системы управления, сертифицированные по международным стандартам. К таким системам относятся: МRР-системы (Manufaktoring Resource Planning); — ЕRР-системы (Enterprise Resource Planning); СКМ-системы (Customer Relationship Management).Внедрение и функционирование названных систем обеспечивает руководство предприятием средствами управления, отвечающими современным управленческим принципам.

    На стадии технического задания анализируется информационный поток (документооборот), проходящий и/или формируемый на рабочем месте ИТР, выявляется его содержание, периодичность возникновения и объем. Количественный и качественный анализ документооборота невозможно осуществить без знания общей организационной и функциональной структуры подразделения, к которому относится конкретный специалист-ИТР. В этом и состоит системность пред проектного анализа, увязывающего отдельные функциональные задачи ИТР с организационной и функциональной структурой управления предприятием (подразделения). Знание вида документов (Вх -входящий, Вн -внутренний, Тр-транзитный, Ис -исходящий), его формы (Т -текстовый, Тб -табличный, Г -графический), периодичности и вида операций по их формированию (Р -регистрация /входящих, исходящих документов/; В -визирование и распределение, К -копирование /размножение, сканирование/; И -исполнение /формирование с контролем качества и сроков/; П -подписание /согласование, утверждение/; О -отправление /рассылка/; X -хранение /подшивка/; А -архивация /сдача в архив или утилизация/) и объем содержащейся в них информации позволяют оценить минимально необходимые ресурсы (производительность и емкость запоминающих устройств) ПЭВМ, ее периферийных устройств и пропускной способности локальной компьютерной сети. Анализ количественных и качественных характеристик документооборота, осуществляют по схеме документооборота (являющуюся основным разделом «Взаимоотношения» положения о подразделении и должностной инструкции ИТР), заполняя таблицу 1.

     

    Таблица 1 – Схема документооборота

     

    Наименование документа 

    Наименование функциональной задачи 

     

    Объем информации в документе, кБ

    Операции по формированию документа 

    Период формирование документа

    1 

    Д1 

    Учет затрат рабочего времени

     

    105 

    И, П 

    Сутки

    2 

    Д2 

    Контроль выполнения плановых заданий

     

    110 

    К, И 

    Месяц

    3 

    Д3 

    Анализ экономических результатов

     

    220 

    И 

    Квартал

    4 

    Д4 

    Планирование экономической задачи на следующий период

     

    310 

    К, Х 

    Квартал

    5 

    Д5 

    Организация производственного процесса

     

    150 

    К, Х 

    Апериодически

     

     

    Автоматизация задач учета повышает оперативность и достоверность учетной информации, углубляет и усиливает аналитические и контрольные функции учета, повышает эффективность учетных работ, а через них и эффективность управления.

    Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида (рис. 2):

    создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

    012814 1812 4 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 2. Классификация информационных систем по признаку структу – ированности решаемых задач

     

     

    разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

    Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

    составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

    быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

    управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

    логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

    автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

    Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

    Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

    Основными функциями модельной информационной системы являются:

    возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

    достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

    оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

    возможность графического отображения динамики модели;

    возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

    Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

    Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии, с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

    Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

    Постановка задачи решение проблема учёты и составления отчётности заработной платы экономистом подразделения РЖД. Решение данной проблемы позволит быстро и своевременно производить поиск оборудования для его дальнейшего ремонта, обновления и замены, а так же составлять отчётность по основным средствам за любой период времени. Для этого планируется разработка необходимых программных средств.

    Информационные связи становятся сегодня важнейшей составляющей деятельности предприятий. Их увеличение иногда ведет к потере части информации, что сказывается на управляемости процесса в виду несвоевременно принятых, нерациональных решений.

    Определить информационные связи организации и подразделений позволяет анализ информационных потоков.

    Информационный поток состоит из различного вида документов, а именно: поступающие документы; исходящие документы; циркулирующие документы.

    Таким образом, анализ информационных потоков по проблеме, связанной с АРМ главного специалиста отдела ИТ, заключается в изучении документооборота рабочей области данного отдела.

    При составлении основной базы документооборота для начала необходимо закодировать все документы, входящие в реестры (таблица 2– 6)

    Таблица 2 – Справочник отделов

    Код отдела

    Название отдела 

    1

    Управляющий (У)

    2

    Группа по кадрам (ГК)

    3 

    Общий отдел (ОО) 

    4

    Бюджетный отдел (Бо)

    5 

    Отдел казначейства (ОК)

    6 

    Отдел ОНПВП (ООНПВП) 

    7 

    Отдел по назначению и выплате ЕДВ (ОНДЕДВ) 

    8 

    Отдел Информационных технологий (ОИТ) 

    9 

    Юридический отдел (ЮО) 

    10 

    Группа по защите информации (ЗИ) 

    11 

    Административно-хозяйственный отдел (АХО) 

     

    Таблица 3 – Справочник рабочего места

    Код отдела

    Название отдела 

    34

    Мартиросян (начальник)

    35

    Мищенко (зам. начальника) 

    36

    Волков (гл. специалист) 

    37

    Чэркэзи (гл. специалист)

    38

    Репенко (вед. специалист)

     

     

    Таблица 4 – Справочник задач

    Код отдела

    Название отдела 

    ПЗ

    Приём заявок на обслуживание

    УТС

    Учёт технических средств

    ПО 

    Приём отчётности 

    СИО 

    Составление итоговой отчётности 

    ОЗ

    Обслуживание заявок

     

    Таблица 5 – Справочник функций

    Код

    Название функции

    Код — название отдела

    84

    Прием и обработка поступающей информации по движению основных средств

    8 ОИТ

    85

    Введение информации о движении основных средств

    8 ОИТ

    86

    Обработка и учет информации о движении основных средств

    8 ОИТ

    87

    Анализ информации о движении основных средств

    8 ОИТ

    88 

    Составление итоговой отчётности

    8 ОИТ

    89 

    Разработка рекомендаций

    8 ОИТ

     

    Таблица 6– Справочник типов документов

    Код

    Название типа документа

    зв01 

    Заявка на обслуживание 

    овт01 

    Отчёт о наличии и направлении использования технических средств техники

    овт02 

    Унифицированный отчёт по технике экономического отдела

    овт03 

    Формализованный документ 1101 

    апс01 

    <

    Акт приёма-сдачи основных средств 

    жу01 

    Журнал учёта технических средств 

     

    Код типа документа

    Название документа

    Принадлежность

    Направление

    Куда-откуда 

    Количество

    Физ. представление

    Время использования

    Срок хранения

    Код задачи и функции

    Путь прохождения документов

    зв01 

    Учетная информация о заработной плате и начислений в фонды

    001.001.057.036

    Вх. 

    049.000.002.000

    1500 

    Б 

    По мере выполнения

    5 дней 

    ПЗ84

    Зам. начальника,

    гл. специалист,

    вед. специалист

    овт01 

    Отчёт о начислении заработной платы и начислений в фонды

    002.001.057.036

    Вх. 

    001.036.000.000

    160 

    Э 

    В течение передачи

    1 год 

    ПО86 

    Мат. ответств.,

    гл. специалист

    овт02 

    Унифицированный отчёт

    002.001.057.036

    Ис. 

    002.036.000.000 

    340

    Б+Э 

    В течение модернизации

    1 год 

    СИО88 

    Гл. специалист,

    мат. ответств.

    овт03 

    Формализованный документ 1101

    002.001.057.036

    Вн. 

    002.000.002.000 

    1 

    Э 

    В течение работоспособности техники

    1 год 

    УТС86 

    Гл. специалист,

    вед. специалист

    апс01 

    Акт приёма-сдачи 

    002.001.057.037

    Ис. 

    002.000.035.000 

    720 

    Б+Э 

    До ремонта в спецмастерской

    10 дней 

    ОЗ85 

    Мат. ответств,

    начальник,

    гл. специалист,

    мат. ответств.

    жу01 

    Журнал учёта заработной платы и начислений в фонды

    002.001.057.037 

    Вн. 

    002.000.002.000 

    1 

    Б 

    Конец каждого месяца

    5 лет 

    УТС86 

    Гл. специалист,

    вед. специалист

    Таблица 7 – Основная база по документам

     

     

    Информационное обеспечение АСОИУ – совокупность первичных и производственных данных, а также методов и технологических приемов их рациональной организации, формирования и преобразования в условиях функционирования АСОИУ.

    Поскольку любая информация должна быть отражена на соответствующем носителе, разработка информационного обеспечения состоит не только в определении смыслового содержания информации, но и в определении материальных носителей информации, в создании систем ведения документации, классификации, кодирования и хранения информации на машинных носителях (магнитные диски, лазерные диски и т.д.). Суммируя все вышесказанное, информационное обеспечение АСОИУ представляет собой совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации. Основной целью информационного обеспечения АСОИУ является своевременная выдача необходимой, достоверной и удобной для использования информации для принятия управленческих решений.

    Состав информационного обеспечения определяется составом БД, размещенных на АРМ конкретных пользователей и в ЛВС в целом. Как правило, это БД, созданные самими пользователями в процессе их работы, промышленно функционирующие БД различного назначения, устанавливаемые на файл-серверах ЛВС (БД правовых систем, экспертных систем, систем поддержки принятия решений и т.п.), оперативная информация и БД органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, коммерческих организаций, содержащие информацию по различным видам деятельности общества и передаваемые из других ЛВС через федеральные и международные сети передачи данных по запросам пользователей.

    Информационное обеспечение организации условно можно разделить на внемашинное и внутримашинное. К внемашинному обеспечению относится часть информационного обеспечениия, представляющая собой совокупность сообщений, сигналов и документов, используемых при функционировании автоматизированной системы управления в форме, воспринимаемой человеком без применения средств вычислительной техники. К внутримашинному обеспечению относится та часть информационного обеспечения, которая, представляя собой совокупность используемых в АСОИУ данных, фиксируется на машинных носителях системы.

    Для любой организации выделяют три основных потока документов: входящие, исходящие и внутренние, они и определяют документооборот. По форме оформления подразделяются на электронные и бумажные документы. В деятельности структурного подразделения можно выделить следующие типы бумажных документов:

    – входящая информация: договоры; письма; издания; нормативные документы;

    – исходящая информация: договоры; отчеты; справки;

    – внутренние документы: отчеты; приказы; инструкции; бухгалтерские документы;

    Основными функциями документооборота экономического отдела Структурного подразделения являются: обработки входящих документов; отправки исходящих документов; пересылки их внутри организации; учета регистрации; формирования дел; контроля за исполнением; организации хранения и т.д.

    Поэтому основная задача организации информационного обеспечения состоит в обеспечении информационных потребностей функциональных задач управления.

    Математическое обеспечение АСОИУ представляет собой совокупность математических методов и алгоритмов, обеспечивающих построение математических моделей и решение задач автоматизированного управления. Математическое обеспечение можно классифицировать на: средства моделирования процесса управления; методы математического программирования; методы математической статистики; методы математической теории массового обслуживания; типовые функциональные задачи управления.

    АСОИУ относятся к классу сложных систем, этапы проектирования, внедрения которых невозможны без использования различных видов моделирования.

    Язык математических схем, ставящий целью адекватное представление содержания системы, позволяет избежать наиболее серьезных ошибок, является методом мышления, средством формализации понятий с учетом воздействия внешней среды.

    При создании АРМ экономиста возникли следующие задачи: информационно-справочные; учетно-статистические;

    Смоделировать данную систему можно с помощью математических схем.

    Модель системы S (запрос из базы данных) описывается:

  15. множеством входных воздействий на систему


    012814 1812 5 Автоматизация рабочего места012814 1812 6 Автоматизация рабочего места;

    множеством воздействий внешней среды


    012814 1812 7 Автоматизация рабочего места012814 1812 8 Автоматизация рабочего места;

    множеством внутренних (собственных) параметров системы


    012814 1812 9 Автоматизация рабочего места;

    множеством выходных характеристик системы


    012814 1812 10 Автоматизация рабочего места.

    В общем случае 012814 1812 11 Автоматизация рабочего места являются элементами непересекающихся множеств и содержат детерминированные и стохастические составляющие; 012814 1812 12 Автоматизация рабочего места являются независимыми (экзогенными) переменными, а 012814 1812 13 Автоматизация рабочего места являются зависимыми (эндогенными) переменными.

    Процесс функционирования системы S описывается оператором 012814 1812 14 Автоматизация рабочего места:

    012814 1812 15 Автоматизация рабочего места — законом функционирования системы;

    012814 1812 16 Автоматизация рабочего места — выходная траектория.

    Концептуальная схема функционирования системы учёта и составления отчётности технических средств представлена на рисунке 2.

    012814 1812 17 Автоматизация рабочего места Программное обеспечение АСОИУ – это комплекс программ регулярного применения, управляющих работой технических средств и информационной базой в требуемых режимах, реализующих решение функциональных задач, а также осуществляющих взаимодействие человека со всеми вычислительными средствами. В ПО выделяются средства разработки и эксплуатации программ (система программирования и операционная система), средства технического обслуживания, а также прикладные программы, ориентированные на реализацию целевых и функциональных комплексов. Средства программирования обеспечивают восприятие алгоритма или программы решения задачи, сформулированных на удобном для пользователя языке программирования и их автоматическое преобразование в машинную программу, непосредственно обеспечивающую решение конкретной задачи.

    Программное обеспечение подразделяется на специальное и общее. Специальное ПО используется для получения документов производственного характера. Общее ПО – операционные системы, СУБД и т.д. Разработка ПО включает разработку требований:

    к независимости программных средств от используемых СВТ и операционной среды;

    к качеству программных средств, а также к способам его обеспечения и контроля;

    по необходимости согласования вновь разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ.

    Имеющееся в экономическом отделе Структурного подразлделения программное обеспечение представлено в таблице 8.

    Для автоматизации систем управления необходим большой спектр программно-аппаратных средств прикладной информатики, вычислительной техники и устройств связи. Различные технические средства обеспечивают прием и выдачу трех основных видов информации – речь, данные, изображения в статике и динамике – на физическом уровне с максимальным использованием трех чувств восприятия (слух, осязание, зрение). В зависимости от масштаба и особенностей организаций или предприятий может использоваться от одного до тысяч компьютеров для хранения и обработки информации. Выбор комплекса технических средств зависит от объема информационных потоков и частоты переработки информации в системе.

     

    Таблица 8 – Программные средства отдела экономического отдела Структурного подразделения

    Наименование

    Описание

    1

    Windows NT, 2000, XP, 2003 Server

    Операционная система

    2

    Office XP, 2003

    Текстовый и табличный редакторы

    3

    Microsoft SQL Server 2000

    Системы управления базами данных.

    4

    Kaspersky Internet Security

    Антивирусная программа

    5

    Delphi 7

    Визуальный язык программирования

     

    Комплекс технических и программных средств экономического отдела включает средства обработки информации, обеспечивающие накопление, хранение и обработку актуальной и архивной информации. Обеспечивается сетевой режим работы. Возможна работа с сетевыми данными и программным обеспечением (ПО) с организацией независимого централизованного доступа пользователей к соответствующим программно-информационным ресурсам атдела.

    Комплекс технических средств экономического отдела Структурного подразделения состоит из порядка 5 рабочих станций и сервера локального доступа.

     

     

     

     

     

    Таблица 9 – Техническое обеспечение экономического отдела

     

    Конфигурация

    1

    Pentium IIV 2.4 Ghz/ 512 DRAM / HDD 80 Gb / FDD 1,44 / Video 128 Mb / DVD-ROM / Monitor LG Flatron EZ T710PH

    3

    Athlon 2800+ / 256 DRAM / HDD 80Gb / FDD 1,44 / Video 128 Mb / DVD-ROM / Monitor MONITOR BenQ TFT 17″ FP71G

    2

    Pentium III 1.8 Ghz / 256 DRAM / HDD 100 Gb / FDD 1,44 / Video 64 Mb / CD-ROM / Monitor Samsung SyncMaster 765MB

    3

    Athlon 3200+ / 512 DRAM / HDD 160Gb / FDD 1,44 / Video 128 Mb / DVD-RW / Monitor Samsung SyncMaster TFT 17″ 710V

    4

    hp LaserJet 1010 (принтер)

    Epson JET A4 Stylus Photo R200 USB (принтер)

    Сканер Canon CanoScan 5200F (сканер)

    hp LaserJet 3015 LPT/USB (принтер+сканер+копир+факс)

     

    Организационное обеспечение является одним из составных элементов системного базиса, характеризующим степень организации объекта управления и его приспособленности к внедрению экономико-математических методов и средств вычислительной техники. Организационное обеспечение представляет собой совокупность экономических параметров управления, методов организации производства и труда, схем взаимодействия задач управления на основе правовых документов, определяющих эффективное достижение управления объектов заданных целей при функционировании АСОИУ. В основе организационной базы закладываются способы формирования и взаимодействия технико-экономических показателей, а также основные направления повышения эффективности функционирования объекта управления и место АСОИУ в общей системе планирования, учета и регулирования. Выработанная концепция должна учитывать организационные основы производства, труда и управления, определяющие региональную структуру объекта (цеха, отдела и т.п.).

    Организационное обеспечение составляет совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АСОИУ в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АСОИУ.

    Проектируемая система автоматизированного учета и составления отчётности по выплате заработной плате и начислений (удержаний) экономического отдела Структурного подразделения улучшит следующие характеристики документооборота и рабочего процесса:

    – интеграция процессов документарного обеспечения организации в рамках единой информационной системы;

    – повышение информированности, как руководства, так и специалистов за счет увеличения объемов информационного хранения, централизованной обработки информации, уменьшении времени поиска данных и соответственно подготовки отчетов, а также за счет повышения полноты и достоверности отчетов:

    –уменьшение стоимости документационного обеспечения управления организацией за счет перехода от бумажного делопроизводства к электронному, снижения стоимости копирования и передачи бумажных документов;

    – уменьшение стоимости и сокращения времени поиска бумажных оригиналов документов в архивном хранении за счет получения точной адресации в электронном виде;

    – создание качественно новой информационной базы для последующего совершенствования процессов документационного обеспечения управления и технологии работы с документами.

    При этом реализуются следующие функциональные задачи:

    – организация доступа к базам данных с целью получения всей необходимой информации для выполнения отчетов и выборок;

    – решение вопросов импорта и эффективной обработки;

    – подготовка отчетности с возможностью предварительного просмотра и выводом на печать;

    – построение дружественного интерфейса для возможности работы с системой неквалифицированных пользователей;

    – организация защиты информации (например, использование паролей при работе с системой, создание резервных копий баз данных и др.);

    – обеспечение контроля правильности вводимой информации.

    Работа в SQL Server начинается с определения реляционных таблиц и их полей, которые будут содержать данные. Таблица хранит сведения по конкретному вопросу, соответствующему определенной сущности логической модели БД. Данные в таблице организованы в столбцы («поля») и в строки («записи»).

    В информационное обеспечение базы данных входит:

    языковые средства описания данных;

    методы организации;

    методы хранения и накопления;

    методы доступа к информационным массивам.

    Всё это обеспечивает выдачу всей информации, которая необходима в процессе решения функциональных задач АСОИУ.

    Составляющими информационной базы являются:

    нормативные и справочные данные, определяющие информационный базис системы;

    текущие сведения о состоянии управляемого объекта или процесса;

    текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритмы выработки решений;

    накапливаемые учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.

    Выполнение общесистемных и сервисных функций обеспечивает операционная система. Для решения задачи на PC возможно использование следующих операционных систем: MS-DOS, Windows 3.11, Windows 95/98/МЕ, Windows NT/2000, Windows XP Home Edition/Professional, Windows 2003 Server, Windows Vista.

    В данном проекте предлагается использовать в качестве ОС семейства Windows 2003 Server. Windows 2003 Server является 32-ух разрядной операционной системой с приоритетной многозадачностью. В качестве фундаментальных компонентов в состав операционной системы входят средства обеспечения безопасности и развитый сетевой сервис. Windows XP Professional также обеспечивает совместимость со многими другими операционными и файловыми системами, а также с сетями.

    В Windows 2003 Server включены следующие улучшения, дополнительно повышающие производительность серверных приложений:

    – оптимизация для процессоров класса Intel Pentium и Intel Pentium D;

    – новый протокол взаимодействия между процессорами;

    – улучшенная техника кэширования;

    – настройка алгоритмов, исключающая блокировку исполнения процессов;

    – в Windows 2003 Server также введены новые интерфейсы программирования (API — Application Programming Interface), помогающие разработчикам приложений создавать высокопроизводительные программы.

    Для автоматизации систем управления необходим большой спектр программно-аппаратных средств прикладной информатики, вычислительной техники и устройств связи. На предприятии или в организации в зависимости от масштаба деятельности, может использоваться от одного до тысяч компьютеров для хранения и обработки информации. Выбор комплекса технических средств зависит от объема информационных потоков и частоты переработки информации в системе.

    Комплекс технических и программных средств, размещенный в ОПФР по РА, включает средства обработки информации, обеспечивающие накопление, хранение и обработку актуальной и архивной информации.

    На месте экономиста установлен IBM совместимый компьютер на базе процессора Pentium IV (2400) , имеющий следующие характеристики:

    Windows 2003 Server;

    HDD от 80 Гб;

    ОЗУ 256 Мб;

    Дисковод FDD 1.44

    DVD-ROM 52x;

    SVGA 128 Мб;

    монитор TFT 17″

    Данная характеристика удовлетворяет требованиям ПО, требующегося для реализации всех задач АСОИУ.

    Так же все компьютеры объединены в единую локальную сеть, что позволяет создать АСОИУ с использованием клиент-серверной СУБД.

    Разработанное автоматизированное рабочее место имеет локальную архитектуру, т.е. база данных и приложение находятся на одном компьютере.

     

    012814 1812 18 Автоматизация рабочего места

     

    Рисунок 4 – Структурная схема локальной компьютерной сети

     

    1. Постановка задачи

     

    Выполнить расчет начисления заработной платы, предназначенной для конкретных заказов в разрезе цехов Структурного подразделения. Расчет выполняется путем накопления сумм заработной платы, начисленных для каждого работника.

    Входная информация: код цеха, код заказа, табельный номер, вид начисления, сумма начисления по табельному номеру.

    Результирующая информация: код заказа, вид начисления, сумма заработной платы, использованной на заказ, сумма заработной платы, использованной в цехах.

    1. Организационно-экономическая сущность задачи

    1.1. Наименование задачи: расчет начисления заработной платы.

    1.2. Место решения задачи: бухгалтерия Структурное подразделение ОАО «РЖД».

    1.3. Цель решения задачи: автоматизация по начислению заработной платы для конкретных заказов в разрезе цехов.

    1.4. Периодичность решения задачи: ежемесячно до 5-го числа следующего месяца.

    1.5. Для кого предназначено решение задачи: для бухгалтерии и руководства фирмы.

    1.6. Источники и способы получения исходных документов: Цех.

    1.7. Информационная модель задачи (рис. 4)

     

     


    012814 1812 19 Автоматизация рабочего места

     

     

     

  16. Экономическая сущность задачи. Имеются сведения о денежных суммах, начисленных работникам предприятия с отнесением этих сумм на подразделения предприятия и виды продукции (заказы). Необходимо на основании табелей выполнить группировку начисленной заработной платы по видам начислений, заказам и цехам предприятия.

    2. Описание входной информации

    В качестве входной информации используется документ «Табель». На основании этого документа создаётся следующий машинный документ.

    2.1. Описание первичного документа «Табель» (Рис.6).

     

    Код

    цеха 

    Код

    заказа

    Табельный номер

    Сумма начисления по табельному номеру

    C

    Z

    T

    012814 1812 20 Автоматизация рабочего места

     

    Рисунок 6 – Структура документа

     

    2.2. Описание структуры полей документа «Табель» (Рис. 7)

     

    Имя

    реквизита 

    Идентификатор 

    Тип данных 

    Длина 

    Ключ

    сортировки 

    Способ ввода

    реквизита

    целые 

    дробные 

    Код

    цеха

    C

    Т

    4

     

    1 

    Автоматически из справочника

    Код

    заказа

    Z

    Т

    4

     

    2

    Автоматически из справочника

    Табельный номер

    T

    Т

    4 

       

    Автоматически из справочника

    Сумма

    заработной платы

    012814 1812 21 Автоматизация рабочего места

    Ч

    4

    2 

     

    Вручную 

     

    Рисунок 7 – Структура документа

     

    2.3. Количество документов за период: ежемесячно до 30 шт.

    2.4. Описание контроля ввода документа:

  • контролировать реквизит «Код цеха» (С) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации, который называется «Справочник цехов»);
  • контролировать реквизит «Табельный номер» (T) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации,
  • который называется «Справочник сотрудников»).

    3. Описание условно-постоянной информации

    Для решения данной задачи будем использовать два справочника: «Справочник цехов» и «Справочник сотрудников».

    3.1. Описание структуры документа «Справочник цехов» (Рис.8).

     

    Имя

    реквизита 

    Идентификатор 

    Тип данных 

    Длина 

    Ключ

    сортировки 

    целые

    дробные 

    Код цеха

    С

    Ч

    4

     

    1

     

    Рисунок 8 – Структура документа

     

    3.2. Описание структуры документа «Справочник сотрудников» (Рис. 9).

    Имя

    реквизита 

    Идентификатор 

    Тип данных 

    Длина 

    Ключ

    сортировки 

    целые 

    дробные 

    Табельный номер

    T

    Ч

    4

     

    1

     

    Рисунок 9 – Структура документа

     

    4. Описание результирующей информации

    В результате решения задачи следует получить документ: «Заработная плата в разрезе цехов».

    4.1. Описание структуры полей выходного документа «Заработная плата в разрезе цехов» (Рис. 10).

    Имя

    реквизита

    Идентификатор 

    Тип данных 

    Длина 

    Ключ

    сортировки 

    целые 

    дробные 

    Код

    цеха

    C 

    Т

    4

     

    1 

    Код

    заказа

    Z 

    Т

    4

     

    2 

    Сумма по заказу

    012814 1812 22 Автоматизация рабочего места

    Ч

    4

    2

     

    Сумма по цеху

    012814 1812 23 Автоматизация рабочего места

    Ч

    4 

    2

     

    Сумма всего

    012814 1812 24 Автоматизация рабочего места

    Ч

    4

    2 

     

     

    Рисунок 10 – Структура документа

     

    4.2. Количество строк в документе (в среднем): 100.

    4.3. Контроль правильности документа:

  • контролировать реквизит «Код цеха» (С) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации, который называется «Справочник цехов»);
  • контролировать реквизит «Табельный номер» (T) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации, который называется «Справочник сотрудников»).
  • логический контроль полученных сумм.

     

    5. Описание алгоритма решения задачи

     

    Для получения заработной платы по цехам и участкам необходимо рассчитать следующие показатели:

    1) Заработная плата по заказу Z в цехе С:

    012814 1812 25 Автоматизация рабочего места

    где 012814 1812 26 Автоматизация рабочего места — заработная плата по заказу Z в цехе С,

    012814 1812 27 Автоматизация рабочего места — заработная плата сотрудника с табельным номером T, работающего по заказу Z в цехе С;

    2) Заработная плата по цеху С:

    012814 1812 28 Автоматизация рабочего места,

    где 012814 1812 29 Автоматизация рабочего места — заработная плата по цеху С,

    012814 1812 30 Автоматизация рабочего места — заработная плата по заказу Z в цехе С;

    3) Общая заработная плата:

    012814 1812 31 Автоматизация рабочего места.

    где 012814 1812 32 Автоматизация рабочего места — общая заработная плата,

    012814 1812 33 Автоматизация рабочего места — заработная плата по цеху С.

     

     

    2. Решение задачи средствами MS Excel

     

    При использовании ППП MS Excel выполняется проектирование исходных таблиц, в которые будут вноситься данные для решения задачи. Затем, проектируются отчеты.


    Создание таблицы.

  1. При запуске MS Excel открывается окно, в котором создаем таблицу.
  2. Создаваемой таблице присвоить имя, выбрав пункт меню Файл 012814 1812 34 Автоматизация рабочего места /Сохранить как …/
  3. В появившемся окне ввести имя таблицы (Зарплата) 012814 1812 35 Автоматизация рабочего места Сохранить.
  4. Присваиваем имя листу 1 012814 1812 36 Автоматизация рабочего места Работники.

    012814 1812 37 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 11

     

    1. Создаем таблицу работников и вводим в нее данные. Затем выделяем графу кодов и выбираем пункт меню Данные 012814 1812 38 Автоматизация рабочего места Проверка

    012814 1812 39 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 12

    1. Задаем параметры проверки кода работника.

    Выделяем таблицу работников и выбираем пункт меню Вставка 012814 1812 40 Автоматизация рабочего места Имя 012814 1812 41 Автоматизация рабочего места Присвоить вводим имя Работники.

    012814 1812 42 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 13

    7. Аналогично создаем справочники Заказы, Цеха, Начисления.

    8. Добавляем новый лист — Зарплата.

    Составляем таблицу для ввода данных:

    012814 1812 43 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 14

     

    В графы Цех, Заказ, ФИО и Начисление вводим формулы для поиска наименований в соответствующих справочниках.

    Для ввода формул выбираем пункт меню Вставка / Функция, выберем категорию Ссылки и массивы и функцию ВПР.

    012814 1812 44 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 15

     

    Для ввода искомого значения цеха ставим курсор на А3, для выбора таблицы Цех выбираем закладку с именем листа Цеха и выбираем диапазон клеток с именем Цеха. Задаем номер столбца 2 и интервальный просмотр 0.

    012814 1812 45 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 16

    Копируем формулу вниз, для всех введенных строк данных.

    Аналогично вводим формулы для расшифровки кодов заказов, табельных номеров, видов начислений.

    012814 1812 46 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 17

    9. Создадим отчет. Для этого добавим новый лист «Ведомость». Выберем меню Данные / Сводная таблица.

    012814 1812 47 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 18

    Зададим диапазон данных:

    012814 1812 48 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 19

    Готово.

    012814 1812 49 Автоматизация рабочего места

     

    Рисунок 20

     

    Перетаскиваем поля Заказ, Начисление, Цех в таблицу, а поле Сумма в область данных. Получим сводную таблицу, которая отображает данные в требуемом виде.

    012814 1812 50 Автоматизация рабочего места

    Рисунок 21

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Богданов. А.Ю. Информационные технологии в экономике. – М.: Эксмо, 2006. – 348 с.
  6. Вентцель. Е.С. Информационные системы в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 510 с.
  7. Волков А.К. Информационные технологии. – М.: Инфра, 2006. – 360 с.
  8. Грозницкий. М.Е. Информационные технологии в процессах управления. – СПб.: Питер, 2004. – 430 с.
  9. Куницкая. Л.К. Информационные технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 120 с.
  10. Сушкин. К.М. Прогресс в области информатики и новых информационных технологий. – М.: Статистика, 2005. – 190 с.
  11. Соломенчук. И.Г. Экономическая информатика. – СПб.: Питер, 2003. – 300 с.
  12. Пирогов. К.М. Информационные технологии в процессах управления // Российский экономический журнал. – 2006. — № 10. – С. 13-21.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.41MB | MySQL:118 | 3,000sec