Безопасность фирмы в современных условиях » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Безопасность фирмы в современных условиях

<

110313 0345 1 Безопасность фирмы в современных условиях1.1 Система безопасности фирмы

Общее понятие безопасности и ее объектов сформулировано в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. [1]. Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К числу жизненно важных относятся и экологические интересы, сохранение качества окружающей среды как необходимого условия существования человека и человечества.

Статья 12 Закона РФ «О безопасности» [1] перечисляет виды безопасности — экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные, а среди средств обеспечения безопасности называет природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения, службу ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тем самым угроза экологической безопасности рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности. Эти и другие обстоятельства привели тому, что ряд специалистов поднимают вопрос о становлении нового самостоятельного междисциплинарного направления научной теории безопасности, которая призвана защищать жизненно интересы человека, общества и государства от различных возрастающих угроз в природно-техногенной и социально-экономической сферах.

«Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство –– его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

«Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности» [1].

В законе разграничены субъекты безопасности (граждане, общественные и иные организации и объединения) и субъект обеспечения безопасности, коим является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Характерна выстроенность приоритета субъектов защиты, с которой нельзя не согласиться, — от индивидуума, через социум и до инструмента политической системы.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:

– законность;

– соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

– взаимная ответственность личности, общества и государства по
обеспечению безопасности;

– интеграция с международными системами безопасности.

Наряду с этим, в законе определены основные элементы и функции системы безопасности. К первым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участив в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Положения Закона РФ «О безопасности» [1] являются теоретической и практической основой деятельности в сфере безопасности.

Экономическая безопасность предприятия – состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие [10].

Объектами безопасности предпринимательства являются:

– личность предпринимателя;

– объекты материальной собственности – предприятия, фирмы и находящиеся в них материальные ценности;

– финансовые средства;

– хозяйственная, коммерческая и иная деятельность, направленная на получение прибыли [10].

Под обеспечением безопасности фирмы понимается реализация комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-управленческих, технических, кадровых, информационных и других мер, которые позволяют обеспечить стабильное и прибыльное функционирование и развитие предприятия на протяжении длительного периода времени, предотвратить ущерб его деятельности от внутренних и внешних угроз и локализовать негативные последствия в случае их осуществления [10].

Обеспечение безопасности фирмы строится на основе следующих принципов:

– законность;

–  экономическая целесообразность;

–  адекватность мер по обеспечению безопасности характеру и серьезности угроз;

–  единство системы обеспечения безопасности и координация работы;

–   сочетание гласности и конспирации [10].

Правовую основу обеспечения безопасности фирмы составляют Конституция Российской Федерации, законы РФ «О безопасности», «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О Конкуренции», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О собственности в РСФСР», ТК РФ, другие законы РФ, устав и иные  нормативные документы фирмы и её службы безопасности.

В основе обеспечения безопасности фирмы лежит выявление, предупреждение и отражение внешних и внутренних угроз путем разработки и реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на защиту его жизненно важных интересов [8].

Основными задачами обеспечения безопасности фирмы являются:

1.    Постоянное изучение и отслеживание изменений в законодательной базе, экономической и политической обстановке в Российской федерации и отдельных регионах.

2.    Изучение рынка, на котором действует фирма, анализ его криминальных аспектов, определение секторов, опасных для функционирования фирмы; минимизация рисков коммерческой и кредитной политики.

3.    Выявление конкурентов фирмы, особенно проводящих агрессивную политику на рынке, выяснение направленности их устремлений в отношении фирмы, выработка и реализация адекватных мер по противодействию.

4.    Работа по партнерам фирмы, выявление среди них недобросовестных юридических и физических лиц; выработка методики строительства безопасных для предприятия отношений с ними.

5.    Содействие выявлению и уточнению финансовых, коммерческих, организационных, технических и технологических позиций, гарантирующих сохранение и укрепление положения фирмы на рынке; систематический анализ потенциальных и реальных угроз этим позициям; разработка механизма, методов и средств их защиты.

6.    Отслеживание криминогенной обстановки вокруг фирмы; сбор информации об устремлениях организованной преступности и отдельных лиц, имеющих противоправные намерения, в отношении предприятия.

7.    Организация и совершенствование физической и инженерно-технической охраны объектов предприятия, защита жизни и здоровья сотрудников (при обстоятельствах, связанных с производственной деятельностью), обеспечение личной безопасности руководителей фирмы и членов их семей от посягательств со стороны преступных элементов.

8.    Определение принципов и подходов в реализации кадровой политики, выявление кризисных ситуаций в коллективе фирмы, отслеживание негативных настроений; предупреждение проникновения агентуры конкурентов, криминальных организаций и отдельных лиц, вынашивающих противоправные намерения, на фирму.

9.    Противодействие техническому проникновению на объекты фирмы-конкурентов, криминальных организаций и отдельных лиц, с целью съема важной информации.

10. Разработка и внедрение оптимальных режимов обеспечения безопасности на объектах фирмы, осуществление контроля за их соблюдением.

11. Выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности сотрудников фирмы.

12. Обеспечение бесперебойной работы фирмы в условиях кризисных ситуаций, составление предложений и участие в принятии конкретных мер по выходу из них.

13. Информационное обеспечение управленческой деятельности руководства фирмы по проблемам безопасности и иным  жизненно важным по определению руководства фирмы вопросам.

14. Организация обучения сотрудников основам обеспечения безопасности фирмы в части их касающейся.

15. Совершенствование  нормативной базы в интересах обеспечения безопасности фирмы.

16. Контрразведывательные мероприятия.

1.2 Характеристика угроз деятельности фирмы[8].

Обеспечение безопасности организации достаточно часто недооценивается ее участниками (акционерами) и руководителем организации. Нередко это приводит к очень серьезным последствиям, начиная с краж имущества и заканчивая захватами юридического лица целиком. Тогда как ряд достаточно простых, но проводимых в комплексе мероприятий может серьезно снизить данные риски. Прежде чем определять список этих мероприятий, необходимо оценить реальные угрозы [8].

К внешним угрозам безопасности фирмы относят:

– деятельность недобросовестных конкурентов, направленная на подрыв деловой репутации организации, хищения принадлежащих ей ноу-хау, коммерческой тайны;

– действия рейдерских компаний или отдельных лиц, направленные на перехват управления организации или на захват ее имущества;

– гринмейл (greenmail, производное от green – «деньги» и blackmail – «шантаж»), то есть корпоративный шантаж в отношении организации;

– действия физических лиц из личной неприязни к юридическому лицу, его руководителям или сотрудникам, направленные на причинение ущерба материальным ценностям общества или его деловой репутации;

– неправомерные действия работников государственных силовых органов и т.д.

–  деятельность государственных органов, которые способны предпринять меры, наносящие ущерб интересам предприятия путем изменений в политике и законодательстве, осложнить или запретить существующие схемы бизнеса, вызвать неоправданный рост финансовых издержек и др. Органы власти могут также использоваться как орудие в руках конкурентов или криминальных структур, запрещая либо существенно осложняя в интересах последних деятельность предприятия.

– осложнения социально-политической обстановки в стране в целом и в районе размещения предприятия (его филиалов), ведущие к забастовкам, массовым проявлениям недовольства и др. событиям, способным прямо или косвенно затруднить его деятельность.

– действия российских и иностранных конкурентов, направленные на ослабление и дискредитацию предприятия, дестабилизацию его работы, вытеснение его с рынков, лишение источников сырья, переманивание партнеров и клиентов, вербовку и переманивание персонала, в особенности наиболее квалифицированных специалистов и др.

–  практические действия недобросовестных партнеров, которые ставят своей целью получение личной выгоды за счет интересов предприятия.

– реальные устремления и действия организованных преступных группировок, стремящихся поставить работу предприятия под свой контроль, добиться получения доли в прибыли, акциях, осуществить хищение ценностей в крупных размерах и др.

– действия уголовной преступности, связанные с организацией хищений с предприятия материальных средств, вовлечением его персонала в преступные действия как на самом предприятии, так и за его пределами, а также в качестве инструмента ОПГ, используемого для устрашения руководителей и персонала, реализации преступных планов.

–   действия отдельных лиц, не являющихся сотрудниками предприятия, имеющих целью нанести им ущерб по личным мотивам (обида, зависть, жажда обогащения и др.), а также в связи с расстройствами психики [8].

К внутренним угрозам относятся:

– нарушения работниками трудовой дисциплины;

– правонарушения работников, направленные на причинение материального ущерба организации или подрыв ее деловой репутации;

– «некачественный» подбор персонала и др. ;

–  низкий профессионализм и недисциплинированность персонала, халатное отношение к своим обязанностям, ведущие к производственным катастрофам, порче оборудования, росту производственных издержек и т.д.;

–   недобросовестность персонала, особенно среднего и высшего управленческого звена, в частности его участие в коммерческих схемах, дающих возможность реализовывать часть продукции по собственным каналам с присвоением всей прибыли и др.

–   плохой морально-психологический климат на предприятии, негативные процессы в коллективе, ведущие к падению производительности труда, остановкам производства и др. [13].

1.3 Организационное обеспечение построения безопасности фирмы

Принято считать, что обеспечение безопасности организации направлено на защиту двух основных интересов общества. Первый – сохранение и приумножение его имущества, второй – обеспечение и защита деловой репутации. Если с первым интересом все ясно, то второй часто вызывает вопросы. Прежде всего – в виду сложности определения правовой природы самого явления и выбора способов защиты [13].

Под деловой репутацией принято понимать качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций (см., например, письмо ЦБ РФ от 30.06.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»). Она может быть оценена, а ущерб, ей нанесенный, измерен в денежном эквиваленте. Поэтому можно считать, что практически все действия, направленные на обеспечение безопасности организации, защищают ее имущественные интересы. В том числе и такие, на первый взгляд далекие от имущественной оценки, как контроль над подбором персонала или организация в СМИ публикаций с позитивными оценками деятельности организации или ее руководителей.

Система безопасности организации строится на целом ряде принципов. Они отражают основные требования к формированию стратегии и тактики действий по защите жизненно важных интересов организации. Основными принципами являются:

– своевременность и непрерывность. Предсказать покушения на интересы общества практически невозможно, поэтому при построении системы защиты необходимо действовать на опережение и не снижать уровень готовности к отражению внешних и внутренних угроз;

– комплексность. Защита должна строиться, исходя из готовности отражать посягательства одновременно по нескольким направлениям;

– активность. Система безопасности не может базироваться только на мерах пассивной защиты, но и должна исходить из готовности противодействия посягательствам всеми возможными способами, включая нестандартные меры защиты;

– законность. Система безопасности организации должна быть четко разработанной и действовать на основе и в рамках правил, разрешенных действующим законодательством;

– централизация управления. Высокотехничная и эффективная система обеспечения безопасности требует управления, основанного на четкой координации действий всех входящих в нее элементов. Такая координация предполагает наличие единого управленческого центра;

– взаимодействие и координация. Безопасность в функционировании организации достигается через четкое взаимодействие подразделений, непосредственно занимающихся обеспечением безопасности, и остальными подразделениями организации [13].

Среди основных направлений организационных мер по обеспечению безопасности предприятия стоит выделить.

В области защиты материальных ресурсов – использование технических средств защиты имущества предприятия, постановку внутреннего учета и контроля сохранности имущества предприятия и его надлежащего использования.

В области обеспечения безопасности финансовых ресурсов — мероприятия по проверке потенциальных клиентов, партнеров, организацию системы мер по предотвращению внутреннего мошенничества на предприятии.

В области обеспечения информационной безопасности — организацию работ по предотвращению утечки информации, обеспечению сохранности коммерческих секретов предприятия [9].

Кроме того, необходимо постоянно проводить разъяснительную работу с персоналом предприятия, в целях обеспечения его собственной безопасности и снижению риска возникновения угрозы безопасности предприятию от неправильного поведения сотрудников [9].

Высокий уровень взаимодействия между подразделениями возможен лишь при наличии общего регламента их действий, четко закрепленного в системе локальных нормативных актов организации. Основными документами, входящими в эту систему, являются:

– Положение о системе безопасности (концепция собственной безопасности);

– Положение о контрольно-пропускном режиме;

– Положение о коммерческой тайне;

– Положение о проведении служебных расследований.

Кроме того, отдельные положения, регламентирующие действия по обеспечению безопасности, содержатся практически во всех локальных нормативных актах организации, в частности, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о структурных подразделениях и многих других.

Можно выделить следующие направления деятельности по обеспечению безопасности организации:

– работа с контрагентами. В данную область входит проверка будущих контрагентов, в зависимости от глубины планируемого сотрудничества устанавливаются: финансовое и имущественное состояние контрагента, наличие у лица, которое будет заключать сделку, прав на ее совершение, наличие и действительность лицензии (если его деятельность лицензируемая), отсутствие в отношении приобретаемого имущества спора или прав на него третьих лиц, определение аффилированных с контрагентом лиц, определение «истинных» владельцев бизнеса. Сюда же относятся поиски скрывающихся должников, осуществление комплекса мероприятий по взысканию просроченных долгов, реализация мер по розыску похищенного имущества;

– работа с правоохранительными органами по вопросам расследования преступлений и правонарушений, причинивших ущерб организации;

– информационно-аналитическое обеспечение (отслеживание материалов в прессе, содержащих упоминания об организации);

– информационно-пропагандистское обеспечение (создание в общественном сознании положительного имиджа организации);

– информационная защита (создание в организации системы защиты коммерческой тайны и обеспечение ее функционирования, в том числе через работу с персоналом, создание максимально защищенных от взлома компьютерных сетей, соблюдение режима работы с данной категорией информации (ст. 10, 11 закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);

– правовая и психологическая работа с сотрудниками, нарушающими дисциплину труда и правила внутреннего распорядка организации. При этом под правовой работой понимается проведение служебных расследований, подготовка и составление всех необходимых документов для привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности;

– охрана объектов, принадлежащих организации, в том числе от проникновения третьих лиц;

– обеспечение личной безопасности руководителя и первых лиц организации, охрана жизни и здоровья работников [9].

Кроме вышеперечисленных, в условиях российской действительности можно выделить также такое специфическое направление, как установление контакта с представителями муниципальной власти по месту расположения организации и представителями органов федеральной власти. В свете сложившейся в нашей стране практики данный вид превентивных мер по обеспечению безопасности может сыграть очень важную роль. Возможность прямого контакта с представителями властных и правоохранительных органов зачастую оказывается решающим фактором во многих ситуациях и просто необходима в случае попытки корпоративного захвата организации [13].

Исходя из приоритетности этих направлений, для организации строится и система внутренних органов, которая решает определенные задачи и отвечает на вызовы окружающей среды. В крупных организациях обычно создаются следующие структурные подразделения:

1. Подразделение охраны. Оно осуществляет непосредственные мероприятия по защите имущества и физической защите сотрудников организации;

2. Оперативное подразделение. Занимается проведением служебных расследований, а также оперативно-розыскными мероприятиями. При этом необходимо помнить, что любые действия по сбору информации о физических или юридических лицах должны производиться в соответствии с действующим законодательством;

3.Подразделение технической поддержки. Данный отдел занимается работой с высокотехнологическими приборами, без которых в настоящее время невозможно представить ни одну систему безопасности. Прежде всего, речь идет о системах сигнализации и видеонаблюдения;

4.Аналитический отдел. Данное подразделение, как правило, самое небольшое по численности, но выполняющее наиболее значимые функции в системе безопасности, такие, как разработка основных мероприятий по защите имущества, охрана коммерческой тайны общества и координация работы остальных подразделений системы безопасности [13].

В некоторых случаях под контроль служб безопасности передают и отдел по связям с общественностью. Это особо актуально при проведении агрессивной брэндинговой политики, направленной на завоевание новых рынков сбыта. Во время подобных мероприятий организация становится особо уязвимой для так называемого «черного пиара» и, соответственно, должна максимально быстро реагировать на любые его проявления всеми доступными для нее средствами [13].

Практически все организации строят систему защиты на условиях объединения внутренних и внешних ресурсов. Данная политика, безусловно, оправдана. Привлечение сторонних организаций, специализирующихся на подобной деятельности, позволяет получить максимальный результат с минимальными затратами по сравнению с созданием системы безопасности с нуля [13].

Наиболее часто по договору (аутсорсинг) специализированным агентствам передаются функции общей охраны объектов и физической защиты первых лиц организации. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с законом от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» данный вид предпринимательской деятельности является лицензируемым. Соответственно, прежде чем заключить договор с ЧОПом, следует проверить наличие у него необходимой документации. Также часто внешним профессионалам передается создание и поддержание работоспособности системы технических средств охраны и наблюдения. Разумным можно счесть привлечение со стороны высококлассных специалистов в области юриспруденции для разработки методов и мер корпоративной защиты организации [13].

А вот полная передача аналитических функций сторонней организации не только не рациональна, она может оказаться просто опасной. Слишком много нитей контроля оказывается в руках, не подконтрольных руководству организации. Соответственно, чтобы решиться на такую передачу, необходимо быть уверенным не только в высоком уровне профессионализма специалистов, но и в высокой степени их лояльности [13].

Таким образом, создание единой системы безопасности представляет собой довольно сложный процесс, требующий серьезных финансовых вложений. Понятие безопасности сформировано на законодательном уровне и представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних устройств. В свою очередь, безопасность предприятия представляет собой совокупность юриджических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческая эффективность и стабильность развития.

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОАО «КУБАНЬЭНЕРГО»

2.1 Организационно-правовая форма предприятия

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества», от 15 августа 1992 г. № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации», от 05 ноября 1992 г. № 1334 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества». Учредителем общества является комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края, является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации «Краснодарэнерго».

Полное фирменное наименование на русском языке — Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани, на английском языке – Kuban power and electrification open joint stock company.

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке – ОАО «Кубаньэнерго», на английском языке – «Kubanenergo».

Место нахождения и почтовый адрес общества: Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2.

Общество создано без ограничения срока деятельности, и действует в соответствии с российским законодательством.

Правовое положение Общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом (Приложение А).

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани ОАО «Кубаньэнерго» — основной поставщик электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.

В состав энергосистемы входят 11 электросетевых предприятий (Краснодарские, Сочинские, Армавирские, Адыгейские, Тимашевские, Тихорецкие, Ленинградские, Славянские, Юго-Западные, Лабинские, Усть-Лабинские). Общая протяженность линий электропередачи достигает 90 тыс. км. Площадь обслуживаемой территории — 76 тыс. кв. км, численность населения — более 5, 5 млн. человек.

Основной целью деятельности является получение прибыли, для получения которой общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе:

– передача электрической энергии;

– диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и энергопотребления;

– обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов, а также развитие энергосистемы;

– эксплуатация энергетических объектов, не находящихся на балансе Общества, по договорам с собственниками данных энергетических объектов;

– создание и освоение новой техники и технологий, обеспечивающих эффективность, безопасность и экологичность работы промышленных объектов Общества, создание условий для развития энергетического комплекса в целом, реализации отраслевых научно-технических и инновационных программ, формирование отраслевых фондов НИОКР;

– обеспечение работоспособности электрических сетей;

– деятельность по эксплуатации электрических сетей;

– инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

– проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

– строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

– перевозки пассажиров автомобильным транспортом;

– перевозки грузов автомобильным транспортом;

– перевозки железнодорожным транспортом грузов;

– развитие средств связи и оказание услуг средств связи;

– хранение нефти и продуктов ее переработки;

– эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

– эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

– эксплуатация и обслуживание объектов Гостехнадзора;

– деятельность по обращению с опасными отходами;

– деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;

– охранная деятельность исключительно в интересах собственной безопасности в рамках создаваемой Обществом Службы безопасности, которая в своей деятельности руководствуется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации;

<

– организация и проведение оборонных мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательными, нормативными и правовыми актами Российской Федерации;

– работа со сведениями, составляющими государственную тайну;

– осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны;

– эксплуатация шифровальных средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

– иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, ОАО «Кубаньэнерго» может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Миссия ОАО «Кубаньэнерго» гласит следующее:

«Мы — команда профессионалов. Повышение качества жизни населения Краснодарского края и Республики Адыгея — наша цель.

Надежность и бесперебойность электроснабжения, минимальные нагрузки на окружающую среду, получение стабильного дохода– наш долг.

Применяя новейшие технологии, мы делаем наши услуги качественнее и привлекательнее.

Основа нашей эффективности — это люди, работающие в компании и те, кому мы несем энергию света. Забота о благосостоянии персонала, профессиональной безопасности и здоровье основная наша задача».

Основной вид деятельности ОАО «Кубаньэнерго» в настоящее время — передача и распределение электроэнергии по электрическим сетям напряжением 110 кВ и ниже для потребителей электроэнергии Краснодарского края и Республики Адыгея. Деятельность ОАО «Кубаньэнерго» по передаче электроэнергии регулируется государством в части установления тарифов на передачу электроэнергии и ставок на технологическое присоединение, а также обеспечения недискриминационного доступа потребителей к электрическим сетям.

С 14.09.2007, в соответствии с решением внеочередного Общего собрания акционеров (протокол № 21 от 31.08.2007), функции единоличного исполнительного органа Общества (Генерального директора) осуществляет ОАО «МРСК Юга».

С 1 июля 2008 года ОАО «Кубаньэнерго» является зависимым обществом ОАО «Холдинг МРСК», получившего 49 % голосующих акций Общества в порядке правопреемства от ОАО РАО «ЕЭС России» в результате реорганизации последнего.

Основная задача компании — обеспечивать надежное и стабильное энергоснабжение всех потребителей Краснодарского края и Республики Адыгея, а также растущие потребности экономики регионов в электроэнергии. Кубаньэнерго является крупнейшим налогоплательщиком края. Участие компании в социально-экономической жизни региона не ограничивается только налоговыми отчислениями, оно осуществляется и через обеспечение занятости предприятий смежных отраслей. Так, около 80% подрядных работ для энергетиков выполняют кубанские предприятия.

Органами управления ОАО «Кубаньэнерго» являются (Приложение Б):

– общее собрание акционеров;

– Совет директоров;

– Правление;

– Генеральный директор.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является Ревизионная комиссия.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО «Кубаньэнерго», к его компетенции относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений и дополнений в Устав или утверждение Устава в новой редакции;

2) реорганизация общества;

3) ликвидация компании, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

5) увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;

Совет директоров ОАО «Кубаньэнерго» осуществляет общее руководство деятельностью корпорации, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и его Уставом к компетенции общего собрания акционеров.

К компетенции Совета директоров относятся следующие вопросы:

1) определение приоритетных направлений деятельности Общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

4) избрание секретаря общего собрания акционеров;

5) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, утверждение сметы затрат на проведение Общего собрания акционеров и решение других вопросов, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров общества;

Председатель Совета директоров избирается членами Совета директоров из их числа большинством голосов от общего его числа членов и вправе в любое время переизбрать своего Председателя.

Комитеты Совета директоров формируются по решению Совета директоров, директоров создаются для проработки вопросов, входящих в сферу компетенции Совета директоров либо изучаемых Советом директоров в порядке контроля деятельности исполнительного органа предприятия, и разработки необходимых рекомендаций Совету директоров и исполнительному органу.

Регламент деятельности, порядок формирования, компетенция и срок полномочий комитетов Совета директоров определяются отдельными решениями Совета директоров.

Руководство текущей деятельностью ОАО «Кубаньэнерго» осуществляется единоличным исполнительным органом — Генеральным директором и коллегиальным исполнительным органом — Правлением Общества, которые подотчетны общему собранию акционеров и Совету директоров.

Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью в соответствии с решениями общего собрания акционеров, Совета директоров и Правления ОАО «Кубаньэнерго», принятыми в соответствии с их компетенцией. К компетенции Генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, Совета директоров и Правления.

Генеральный директор без доверенности действует от имени ОАО «Кубаньэнерго», в том числе, с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством, Уставом и решениями Совета директоров:

– обеспечивает выполнение планов деятельности Общества, необходимых для решения его задач;

– организует ведение бухгалтерского учета и отчетности;

– распоряжается имуществом ОАО «Кубаньэнерго», совершает сделки от имени общества, выдает доверенности, открывает в банках, иных кредитных организациях (а также в предусмотренных законом случаях – в организациях — профессиональных участниках рынка ценных бумаг) расчетные и иные счета;

– издает приказы, утверждает (принимает) инструкции, локальные нормативные акты и иные внутренние документы по вопросам его компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками компании;

– утверждает Положения о филиалах и представительствах;

– утверждает общую структуру исполнительного аппарата корпорации;

– в соответствии с общей структурой исполнительного аппарата утверждает штатное расписание и должностные оклады работников;

– осуществляет в отношении работников ОАО «Кубаньэнерго» права и обязанности работодателя, предусмотренные трудовым законодательством;

– осуществляет функции Председателя Правления ОАО «Кубаньэнерго»;

– распределяет обязанности между заместителями Генерального директора;

– представляет на рассмотрение Совета директоров отчеты о финансово-хозяйственной деятельности дочерних и зависимых обществ, акциями (долями) которых владеет Общество, а также информацию о других организациях, в которых участвует Общество;

Генеральный директор избирается Советом директоров ОАО «Кубаньэнерго» большинством голосов членов Совета директоров, принимающих участие в заседании.

ОАО «Кубаньэнерго» обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и его Уставом.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в ОАО «Кубаньэнерго», своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие государственные органы, а также сведений о деятельности компании, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет Генеральный директор в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена Ревизионной комиссией и Аудитором.

Годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков подлежат предварительному утверждению Советом директоров не позднее, чем за 30 (Тридцать) дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

2.2 Характеристика рисков и угроз безопасности предприятия

Система управления рисками ОАО «Кубаньэнерго» является составной частью системы управления Общества, позволяющей органам управления принимать наиболее эффективные и экономически обоснованные решения.

Политика Общества в области управления рисками подразумевает своевременное выявление и предупреждение возможных рисков с целью минимизации финансовых и иных потерь.

Однако на результаты деятельности ОАО «Кубаньэнерго» оказывает влияние ряд факторов, которые предприятие не в состоянии полностью контролировать. Хотя многие из подобных факторов являются макроэкономическими и влияют на все предприятия в целом, отдельные стороны бизнеса могут быть особенно «чувствительны» к определенным факторам риска. Описанные ниже факторы и риски не являются исчерпывающими.

1. Страновые и региональные риски. ОАО «Кубаньэнерго» является крупнейшей электросетевой компанией и осуществляет свою производственную деятельность на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. Общество не осуществляет экспорт товаров, работ либо услуг. В связи с этим риски, связанные с его деятельностью, рассматриваются только для внутреннего рынка.

Основными страновыми рисками являются политические и экономические риски. Стабильность российской экономики во многом зависит от хода экономических реформ, развития правовой, налоговой, административной инфраструктуры, а также от эффективности предпринимаемых Правительством Российской Федерации мер в сфере финансов и денежно-кредитной политики.

Фактором риска, оказывающим определенное влияние на ОАО «Кубаньэнерго», является ухудшение экономической ситуации в стране и регионах деятельности предприятия вследствие негативного воздействия мирового экономического кризиса.

Риски предприятия, связанные с воздействием кризиса:

– рост процентных ставок по кредитам и займам, способные привести к удорожанию обслуживания долга;

– неполучение кредитов для финансирования инвестиционной и операционной деятельности;

– приостановка присоединения новых предприятий, влекущая за собой снижение выручки по технологическому присоединению к электрической сети ОАО «Кубаньэнерго»;

– снижение потребления электроэнергии (по причине приостановки деятельности предприятий) может привести к снижению выручки, прибыли и соответственно получения денежных средств;

– увеличение стоимости материалов, рост цен на продукцию, работы и услуги, используемые Обществом для производственной деятельности.

Регион, в котором ОАО «Кубаньэнерго» осуществляет производственную деятельность, является политически стабильным, и риск возникновения в нем военных конфликтов и чрезвычайных положений практически не существует. Однако существует риск проведения террористических актов, для минимизации которого предприятие принимаются все меры обеспечения безопасности производства.

Социальная обстановка в указанном регионе характеризуется как спокойная, с отсутствием выраженных межнациональных конфликтов, религиозного экстремизма, и позволяет осуществлять хозяйственную деятельность с минимальными социально-политическими рисками.

В случае дестабилизации политической и экономической ситуации в регионе, компания предпримет ряд мер по антикризисному управлению с целью максимального снижения негативного воздействия ситуации на ОАО «Кубаньэнерго», в том числе сокращение издержек производства и иных расходов.

Для предотвращения забастовок компания создает благоприятные условия труда и выполняет все свои обязательства перед работниками.

Существует небольшая вероятность рисков, связанных с опасностью стихийных бедствий и негативным влиянием природно-климатических условий, в результате которых может быть нанесен материальный ущерб населению, объектам ЖКХ и социальной сферы, транспортному сообщению, тепло- и электроснабжению потребителей. В целях компенсации ущерба от влияния чрезвычайных обстоятельств, связанных в том числе со стихийными явлениями, Обществом заключены договоры страхования имущества, а также проводятся подготовительные мероприятия, созданы аварийные запасы материально-технических ресурсов, проводится работа по подготовке аварийно-восстановительных бригад, разработаны специальные антикризисные программы.

2. Отраслевые риски. Деятельность Общества как субъекта естественных монополий сопряжена с риском некорректного государственного тарифного регулирования. Устанавливаемые в настоящее время тарифы на услуги по передаче электрической энергии ОАО «Кубаньэнерго», в целом, соответствуют экономически обоснованному уровню, однако невозможно гарантировать отсутствие рисков, связанных с возможностью замораживания или директивного снижения тарифов, либо утверждения тарифов, не адекватных затратам Общества, что может негативно отразиться на результатах деятельности ОАО «Кубаньэнерго».

В целях утверждения обоснованного уровня тарифов, специалисты Общества проводят постоянную планомерную работу по минимизации возможных отклонений совместно со специалистами РЭК-ДЦТ КК.

3. Производственные риски. К производственным рискам, которые могут влиять на деятельность Общества, относятся следующие:

– недостаточное развитие электрических сетей. В отдельных районах Краснодарского края и Республики Адыгея при росте электропотребления, что ведет к перегрузке оборудования ОАО «Кубаньэнерго»: линий электропередачи и трансформаторных подстанций;

– старение оборудования, что снижает надежность электроснабжения потребителей и приводит к дополнительным материальным затратам на поддержание его работоспособности. В целях снижения данных рисков ОАО «Кубаньэнерго» осуществляет реконструкцию действующих и строительство новых электрических сетей, а также техническое перевооружение основных фондов.

– отсутствие нормативной базы в сфере распределения ответственности между сетевой организацией и потребителем за контроль качества
электроэнергии и компенсацию реактивной мощности, что может привести к снижению качества электроэнергии и надежности электроснабжения.

Для снижения данного риска в ОАО «Кубаньэнерго» принята Программа компенсации реактивной мощности, создана рабочая группа «Реактивная мощность — напряжение — потери — экономика и надежность электроснабжения потребителей».

4. Экологические риски выражаются в возможности протечек трансформаторного масла в реки и озера. Действия ОАО «Кубаньэнерго» для уменьшения данных рисков:

– замена элементов и узлов электрооборудования на современные, конструкции которых обеспечивают высокую экологическую безопасность производства;

– внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с международными стандартами ISO 14001:2004.

5. Финансовые риски:

– риск изменения процентных ставок. ОАО «Кубаньэнерго» привлекает краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы. Существенное увеличение процентных ставок по кредитам и займам может привести к удорожанию обслуживания долга Общества. В целях оптимизации структуры долгового портфеля и снижения затрат на его обслуживание Общество стремится использовать кредиты и займы с фиксированной процентной ставкой, вследствие чего указанный риск значительно снижается.

Рост инфляции в Российской Федерации может привести к общему росту процентных ставок, в том числе и по рублевым облигациям Общества, что может потребовать от ОАО «Кубаньэнерго» увеличения ставок по выпускаемым облигациям;

– риск изменения курса обмена иностранных валют. Учитывая, что ОАО «Кубаньэнерго» осуществляет свою основную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, не имеет вложений в иностранные компании, стоимость чистых активов которых подвержена риску изменения курсов валют, не имеет поступлений и расходов, выраженных в иностранной валюте, риски, связанные с колебаниями валютных курсов, не являются факторами прямого влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кубаньэнерго» и оцениваются компанией как незначительные;

– изменение индекса потребительских цен. Данный фактор оказывает определенное влияние на уровень рентабельности ОАО «Кубаньэнерго» и результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кубаньэнерго, однако это влияние не является фактором прямой зависимости.

Зависимость рентабельности ОАО «Кубаньэнерго» от изменения индекса потребительских цен обусловлена в основном тем, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются государственными тарифными органами исходя из экономически обоснованных затрат ОАО «Кубаньэнерго» на осуществление данных услуг, и полностью либо частично компенсируют рост расходов ОАО «Кубаньэнерго», связанных с инфляцией. Однако в периоды высокой инфляции увеличиваются риски снижения размера компенсационной составляющей тарифа и снижения платежеспособности основных потребителей ОАО «Кубаньэнерго».

В случае стремительного роста инфляции общество намерено уделять особое внимание повышению оборачиваемости оборотных активов, в первую очередь, за счет сокращения запасов, а также пересмотреть существующие договорные отношения с потребителями в целях сокращения оборота дебиторской задолженности.

– правовые риски. К правовым рискам, которым подвержено ОАО «Кубаньэнерго», можно отнести:

– риск невыполнения контрагентами своих обязательств по заключенным договорам;

– риск признания недействительными крупных (как для ОАО «Кубаньэнерго», так и для его контрагентов) сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, при нарушении контрагентами и (или) Обществом требований законодательства Российской Федерации и своих уставов в части соблюдения особого порядка заключения таких сделок;

– риск возникновения у ОАО «Кубаньэнерго» убытков из-за несовершенства правовой системы (отсутствие достаточного правового регулирования, противоречивость законодательства, его подверженность изменениям).

Для минимизации правовых рисков любые бизнес-процессы Общества, подверженные рискам, проходят обязательную юридическую экспертизу.

В ОАО «Кубаньэнерго» установлен единый порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения договоров (соглашений), предусматривающий:

– проверку надежности и коммерческой репутации контрагента;

– проведение конкурсных процедур, позволяющих выбрать контрагента, предложения которого наиболее выгодны для ОАО «Кубаньэнерго» (в случаях необходимости);

– использование типовых форм основных видов договоров;

– квалификацию сделок на предмет наличия в них признаков крупных и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и соблюдение особого порядка совершения таких сделок;

– контроль исполнения обязательств ОАО «Кубаньэнерго» и контрагента по заключенным договорам.

Для минимизации риска, связанного с несовершенством действующей правовой системы, в ОАО «Кубаньэнерго» на постоянной основе производится мониторинг изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов государственных органов Российской Федерации.

В целях минимизации правовых рисков, связанных с произошедшей в 2006 году реорганизацией Общества в форме выделения, между ОАО «Кубаньэнерго» и выделенными компаниями было заключено Соглашение об установлении принципов несения указанными обществами солидарной ответственности перед кредиторами по обязательствам, возникшим до реорганизации ОАО «Кубаньэнерго», и распределения понесенных расходов по уплате налоговых обязательств, иных денежных обязательств, вытекающих из административных, трудовых, экологических, земельных правоотношений.

Изменения таможенного законодательства Российской Федерации не затрагивают деятельность ОАО «Кубаньэнерго» и, следовательно, не влекут за собой возникновение правовых рисков.

Изменения требований по лицензированию основной деятельности Общества может привести к увеличению срока подготовки документов, необходимых для продления срока действия лицензии, а также необходимости соответствия поставленным требованиям. Однако, в целом данный риск следует считать незначительным, кроме тех случаев, когда для продления лицензии или для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, будут предусмотрены требования, которым ОАО «Кубаньэнерго» не сможет соответствовать или соответствие которым будет связано с чрезмерными затратами, что может привести к прекращению данного вида деятельности.

Правовые риски, связанные с изменением налогового законодательства. Поскольку к деятельности ОАО «Кубаньэнерго» не применяется каких-либо особых режимов налогообложения и Общество не имеет просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, налоговые риски ОАО «Кубаньэнерго» рассматриваются как минимальные в рамках деятельности добросовестного налогоплательщика.

ОАО «Кубаньэнерго» не усматривает в краткосрочной перспективе возникновение в своей финансово-хозяйственной деятельности каких-либо существенных рисков, связанных с изменением налогового законодательства, а также с изменением гражданского законодательства.

ОАО «Кубаньэнерго» строит свою деятельность на соблюдении норм действующего законодательства Российской Федерации, а кроме того осуществляет постоянный мониторинг их изменений. Вместе с тем нельзя исключать риск изменения налогового законодательства в части увеличения налоговых ставок и (или) изменения порядка и сроков расчета и уплаты налогов, что может привести к уменьшению чистой прибыли ОАО «Кубаньэнерго», а также к снижению размера выплачиваемых дивидендов.

В случае внесения изменений в действующие порядок и условия налогообложения ОАО «Кубаньэнерго» намерено планировать свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом этих изменений.

6. Риски в области управления персоналом. ОАО «Кубаньэнерго» испытывает сложности в комплектовании и закреплении персонала в филиале «Сочинские электрические сети», где постоянный общий дефицит специалистов-энергетиков (наиболее дефицитны специальности: оперативно-диспетчерское управление, релейная защита и автоматика, кабельные линии) составляет порядка 100 человек.

Основные причины неукомплектованности кадрами:

– наличие на рынке труда города-курорта Сочи более привлекательных предложений работы в связи с массовым строительством объектов зимней Олимпиады-2014, что приводит к оттоку кадров к другим работодателям, а также затрудняет подбор новых работников; такая тенденция, предположительно, сохранится до завершения строительства олимпийских объектов;

– отсутствие в Сочи высших и средних специальных учебных заведений, выпускающих специалистов с профильным электротехническим образованием.

Несмотря на сложность комплектования и закрепления персонала в Сочинском энергорайоне, ОАО «Кубаньэнерго» не допускает неконтролируемого роста текучести кадров.

7. Риски в сфере корпоративного управления. Риски в сфере корпоративного управления связаны:

– с отношениями между различными группами акционеров Общества (соотношением интересов крупных и мелких акционеров);

– с отношениями между акционерами и менеджментом Общества (соотношение интересов собственников и управляющих);

– с учетом прав на акции Общества (риск аннулирования лицензии профессионального участника;

– рынка ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра акционеров ОАО «Кубаньэнерго», риск неправомерного списания акций у акционеров ввиду мошеннических действий третьих лиц, риск обращения акционеров с жалобами, связанными с деятельностью по ведению реестра Общества). В качестве средств минимизации рисков, предпринимаемых Обществом для защиты от неправомерных действий лиц, в том числе избранных в органы управления Общества, можно выделить следующие:

–соблюдение требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, норм Устава и внутренних положений, регламентирующих деятельность органов ОАО «Кубаньэнерго», четкое разграничение и детализация полномочий и ответственности органов управления и высших менеджеров ОАО «Кубаньэнерго» в Уставе, внутренних документах и локальных нормативных актах ОАО «Кубаньэнерго», избрание в состав Совета директоров компании достаточного числа независимых директоров, что способствует предотвращению конфликта интересов, эффективная мотивация менеджмента, передача функций единоличного исполнительного органа Общества управляющей компании.

В качестве средств минимизации рисков возникновения конфликтов между акционерами ОАО «Кубаньэнерго» стремится обеспечивать баланс их интересов, соблюдая права акционеров, предоставленные им законодательством.

Для минимизации рисков, связанных с учетом прав на акции Общества, ведение реестра акционеров ОАО «Кубаньэнерго» передано профессиональному регистратору, имеющему значительный опыт работы на российском фондовом рынке и традиционно занимающему верхние строчки рейтингов регистраторов обстоятельства, объективно препятствующие деятельности компании Юго-Западный энергорайон Краснодарского края приказом Минэнерго России от 22.09.2009 № 417 отнесен к территориям с высокими рисками прохождения максимума энергетических погрузок, что обусловлено отставанием развития схемы внешнего электроснабжения потребителей от роста энергетических нагрузок региона.

Этим же приказом определен перечень мероприятий по снижению рисков при пиковых нагрузках в осенне-зимний период 2009/2010 года.

Система безопасности Общества сформирована в соответствии с законодательством Российской Федерации по антитеррористической защите:

– Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ;

– постановлением Правительства РФ от 15.09.1999 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

– постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 270 «О федеральной целевой Программе по усилению борьбы с преступностью»;

– постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.10.2006 № 945 «О мерах по противодействию терроризму на территории Краснодарского края»;

– требованиями Совета безопасности Краснодарского края.

В ОАО «Кубаньэнерго» разработаны и осуществляются целевые мероприятия по защите от диверсионно-террористических актов объектов энергетики Общества.

Состояние режима охраны и антитеррористическая защита объектов энергетического комплекса ОАО «Кубаньэнерго» обеспечивает его надежное функционирование.

2.3 Система обеспечения безопасности ОАО «Кубаньэнерго»

Безопасность ОАО «Кубаньэнерго» обеспечивается согласованными усилиями всех управленческих звеньев организации — центрального руководства, финансовых, юридических, информационно-аналитических и маркетинговых служб, а также службы безопасности, которые в совокупности образуют Систему обеспечения безопасности коммерческой фирмы. Организационная структура системы обеспечения безопасности ОАО «Кубаньэнерго» показана в Приложении Г и включает:

– генерального директора как исполнительный орган, отвечающий за общее руководство и организацию системы обеспечения безопасности;

– заместитель генерального директора по безопасности и контроллингу, подчинен генеральному директору ОАО «Кубаньэнерго», осуществляющие непосредственное руководства двумя отделами обеспечения безопасностью – Службой контроллинга и внутреннего аудита и Управлением безопасности;

– Служба контроллинга и внутреннего аудита – директор Службы подчинен заместителю генерального директора по безопасности и контроллингу, осуществляет руководством Службой, организационные и методическими аспектами ее деятельности;

– Управление безопасности – директор Службы подчинен заместителю генерального директора по безопасности и контроллингу, осуществляет руководством Управления, организационные и методическими аспектами его деятельности, руководит Службой обеспечения экономической безопасности и режима, Специальной дирекцией.

На предприятия созданы также в целях обеспечения безопасности его функционирования:

– Комитет по надежности Совета директоров Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани.

Комитет по надежности Совета директоров Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани действует в соответствии с Положением о Комитете по надежности Совета директоров Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, которое утверждено Решением Совета директоров ОАО «Кубаньэнерго» от 05.08.2010 Приложение № 3 к протоколу № 94/2010 от 06.08.2010, в функции данного комитета входит как анализа и оценка производственной деятельности предприятия, так и контроль механизмов обеспечения системы управления промышленной и экологической безопасностью, обеспечение надежности работы компании в целом.

Служба контроллинга и внутреннего аудита ОАО «Кубаньэнерго» действует на основании Положения о процедурах внутреннего контроля ОАО «Кубаньэнерго», которое утверждено Решением совета директоров ОАО «Кубаньэнерго» от 12 февраля 2009 г. (протокол № 66/2009 от 12.02.2009).

Согласно Положения о процедурах внутреннего контроля Служба контроллинга и внутреннего аудита ОАО «Кубаньэнерго» обеспечивает внутренний контроль по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе:

– финансовой деятельности;

– экономической деятельности;

– инвестиционной деятельности;

– по иным направлениям деятельности ОАО «Кубаньэнерго».

И включает в себя следующие процедуры:

– осуществление контроля формирования и исполнения бизнес-плана, утвержденного Советом директоров;

– выявление нарушений путем проведения проверок, мониторинга и анализа результатов проверок деятельности филиалов, представительств и структурных подразделений;

– профилактическая работа по предотвращению нарушений путем доведения информации о выявленных существенных нарушениях и недостатках до структур компании;

– контроль устранения выявленных нарушений;

– выявление и анализ рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

– мониторинг и разработка мероприятий по минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности;

– организация сбора, обработки и передачи операционной, финансовой и другой информации, в том числе формирование отчетов, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности ОАО «Кубаньэнерго», а также установление эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающих вертикальные и горизонтальные связи внутри компании;

— определение и доведение сотрудникам а их обязанностей в сфере внутреннего контроля;

— обеспечение выполнения принятых процедур внутреннего контроля;

— надлежащее документирование процедур внутреннего контроля.

Служба контроллинга и внутреннего аудита ОАО «Кубаньэнерго» в соответствии со своей компетенцией осуществляет следующие функции в области внутреннего контроля:

— проверка бухгалтерской и финансовой информации, предоставляемой подразделениями исполнительного аппарата, филиалами и представительствами общества, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

— проверка соблюдения законодательства и внутренних нормативных документов Общества, а также исполнения решений органов управления и указаний руководства Общества;

— проверка наличия, состояния, обеспечения сохранности и использования имущества Общества;

— специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблении;

— разработка и представление в установленном порядке органам управления ОАО «Кубаньэнерго» заключений по результатам проверок, а также предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверок нарушений, недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

— исполняет иные функции, предусмотренные внутренними документами ОАО «Кубаньэнерго».

Служба контроллинга и внутреннего аудита ОАО «Кубаньэнерго» проводит проверки в соответствии с разработанным им годовым/квартальным планом – графиком проверок, который подлежит согласованию с Комитетом по аудиту при Совете директоров ОАО «Кубаньэнерго», и утверждается (корректируется) Генеральным директором (иным лицом по его поручению), а также внеплановые проверки по решению Генерального директора Общества (лица им уполномоченного).

На ОАО «Кубаньэнерго» принято Положение о Комитете по аудиту Совета директоров Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани Решением Совета директоров ОАО «Кубаньэнерго» от 14.09.2010 Приложение № 6 к протоколу № 96/2010 от 14.09.2010.

Комитет по аудиту обеспечивает финансовую и экономическую безопасность работы компании путем проведения контроль и аудит в области бухгалтерского учета и финансов.

Головной структурой фирмы, занимающейся практическим решением принципиальных вопросов, связанных с обеспечением его безопасности, планированием и координацией этой работы, является Служба обеспечения экономической безопасности и режима.

Практическое решение вопросов безопасности ОАО «Кубаньэнерго» возлагается на Службу обеспечения экономической безопасности и режима, главной задачей которой является своевременное выявление угроз безопасности и принятие мер для адекватного реагирования на них.

На Службу обеспечения экономической безопасности и режима возложено решение следующих принципиальных задач:

1. Выработка общей политики фирмы в области обеспечения безопасности. Определение приоритетов и направлений работы; утверждение планов.

2. Сбор и анализ информации, включая информацию от всех отделов, служб и других подразделений фирмы,  для выявления внешних и внутренних угроз для безопасности фирмы.

3. Планирование, подготовка и задействование необходимых сил, средств и возможностей для нейтрализации угроз либо минимизации ущерба от их реализации.

4. Координация деятельности различных подразделений и контроль за исполнением утвержденных руководством предприятия мероприятий, связанных с обеспечением его безопасности.

5. Подготовка внутренних нормативных документов фирмы по режимным и другим вопросам безопасности.

Масштабы и характер решаемых Служба обеспечения экономической безопасности и режима проблем, связанные со спецификой деятельности ОАО «Кубаньэнерго», а также другими

В задачи Служба обеспечения экономической безопасности и режима и Специальной дирекции входят:

– охрана территории, помещений и здания компании;

– охрана имущества и оборудования ОАО «Кубаньэнерго»;

– охрана сотрудников и мероприятий, проводимых на ОАО «Кубаньэнерго»;

– охрана перевозок в интересах фирмы.

– обеспечение установленного режима оборота документов, почты и корреспонденции.

– обеспечение установленного режима доступа в офис фирмы.

– контроль посетителей (автотранспорта), прибывающих в офис.

– расследование случаев нарушения режима;

– контроль за техническими средствами безопасности;

– эксплуатационное  обслуживание технических средств охраны;

– контроль за попытками несанкционированного изменения режима на ОАО «Кубаньэнерго»;

– противодействие техническим способам снятия конфиденциальной информации.

– выявление (изучение) ОАО «Кубаньэнерго» и др. субъектов рынка — потенциальных конкурентов (противников) ОАО «Кубаньэнерго»;

– учет попыток проникновения в секреты компании;

– противодействие акциям конкурентов;

– выявление слабых мест фирмы с точки зрения безопасности, разработка рекомендации и осуществление мероприятий по повышению безопасности фирмы;

– профилактика нарушений внутреннего трудового распорядка на ОАО «Кубаньэнерго».

Более углубленный анализ системы безопасности ОАО «Кубаньэнерго» не представляет возможным провести, так как большая часть информации является конфиденциальный и относится к коммерческой тайне.

Таким образом, политика ОАО «Кубаньэнерго» в области обеспечения безопасности подразумевает выявление, оценку и предупреждение возможных рисков, влияющих на безопасность работы предприятия, с целью минимизации финансовых и иных потерь, негативно влияющих на его хозяйственную деятельность. Данные риски включают как внутренние, так и внешние факторы, к которым отнесены страновые и региональные риска, отраслевые и производственные риски, экологические и финансовые риски, риски в области управления персоналом и в сфере корпоративного управления. Безопасность работы исследуемого предприятия обеспечивает не только имеющейся службой безопасности, но организационным взаимодействием между структурными элементами системы управления предприятием.

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «КУБАНЬЭНЕРГО»

3.1 Проблемы безопасности информационной инфраструктуры бизнеса и обеспечение информационной безопасности бизнеса в современных условиях

В системе современного бизнеса существуют значительные массивы информации, обеспечение целостности, доступности и конфидециальности которых имеет для бизнеса решающее значение. В современном бизнесе практически вся эта информация хранится и обрабатывается в автоматизированных информационных системах (АИС). Поэтому эффективность деятельности фирмы становится все в большей степени зависима от устойчивости функционирования и защищённости этих систем. Потеря работоспособности АИС может повлечь негативные последствия для бизнес-структуры, а в некоторых случаях привести к гибели системы в целом.

На начальных этапах внедрения информационных технологий АИС использовались главным образом в системах учёта и контроля. В настоящее время АИС всё активнее используются в качестве ядра бизнес-процессов.

Расширение видов деятельности, круга клиентов и поставщиков, освоение новых рынков, появление новых служб – всё это ведет к усложнению структуры и алгоритмов функционирования организации и к постоянному совершению её информационной инфраструктуры на основе новых компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Вместе с тем, с созданием АИС расширяется число источников угроз нарушения информационной безопасности. Источники угроз информационной безопасности бизнеса ОАО «Кубаньэнерго» можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним источникам можно отнести:

– деятельность конкурентов, использующих методы недобросовестной конкуренции: промышленный и экономический шпионаж, шантаж, дезинформацию, «чёрный» пиар;

– действия хакеров и крекеров, стремящихся взломать систему защиты АИС ОАО «Кубаньэнерго» с целью её дезорганизации;

– агентурную деятельность иностранных спецслужб и систем электронного шпионажа, специализирующихся на промышленном и экономическом шпионаже;

– недостаточный ассортимент сертифицированных средств защиты информации на ОАО «Кубаньэнерго»;

– действия недобросовестных клиентов, стремящихся к получению незаконной выгоды;

– деятельность недобросовестных клиентов, стремящихся ради собственной выгоды нанести ущерб организации;

К внутренним источникам потенциальной угрозы безопасности  относятся:

– использование ОАО «Кубаньэнерго» технологий обработки информации, которые не обеспечивают требуемую защиту информации;

– недостаточную надёжность систем защиты информации;

– недобросовестность и низкую квалификацию персонала;

– использование несертифицированных и закладок, аппаратных и программных средств;

– недостаточную безопасность (техническую, пожарную и т.д.) зданий и помещений, в которых расположена АИС;

– недостаточная надёжность систем энергоснабжения и жизнедеятельности;

– использование «пиратских» копий программного обеспечения;

Чтобы представить весь круг и всю сложность задач по обеспечению информационной безопасности в таких условиях, приведём перечень объектов, нуждающихся в защите, и мер, которые могут быть приняты.

Объектами обеспечения информационной безопасности
ОАО «Кубаньэнерго» являются:

– здания, помещения и территории, на которых расположены средства АИС и где могут вестись переговоры и обмен конфидециальной информацией;

– технические средства АИС – компьютерное оборудование, оборудование локальных сетей, кабельная система, телекоммуникационное оборудование;

– программные средства АИС;

–  информация, хранимая и обрабатываемая в АИС, и передаваемая по каналам связи;

–  автономные носители информации (CD-диски, дискеты и т.д.);

– сотрудники организации, работающие с АИС и являющиеся носителями конфидециальной информации и информации по защите АИС.

Все меры защиты можно разделить на четыре категории:

1.  Защита территорий и помещений, где расположена АИС (20%);

2.    Защита от технических средств шпионажа (12%);

3.   Защита АИС и хранилищ с носителями информации (28%);

4.   Меры по работе с персоналом (40%).

Меры защиты территории и помещений  ОАО «Кубаньэнерго» должны включать следующие технические системы:

– пожарной безопасности;

– охранной сигнализации;

– охранного телевидения и видеонаблюдения;

– управление допуском, включая системы опознавания личности и другие системы, позволяющие автоматизировать процесс допуска людей и транспорта в защищаемые здания и сооружения, а также дающие возможность отслеживать длительность пребывания и маршруты передвижения людей на защищаемых объектах;

– входного контроля (металлодетекторы, средства обнаружения радиоактивных веществ и т.п.);

– инженерные средства защиты – специальные замки и двери, решётки на окнах, защитные оконные плёнки, пулестойкие оконные бронемодули и др.

Меры защиты от технических средств шпионажа
на
ОАО «Кубаньэнерго» должны включать:

–   поиск и уничтожение технических средств шпионажа;

– шифрование телефонных переговоров, факсимильных сообщений, всей информации, передаваемой по каналам телефонной связи;

– подавление технических средств шпионажа постановкой помех;

– экранирование помещений и источников электромагнитных излучений;

– заземление, звукоизоляция;

Меры защиты АИС
на
ОАО «Кубаньэнерго» должны
включать:

– выработку политики безопасности в АИС;

– организационные меры по внедрению политики безопасности;

– защиту оборудования (компьютеров) от нарушения их целостности;

– антивирусную защиту программного обеспечения;

– проверку целостности аппаратных средств и программного обеспечения, установленного на компьютерах АИС;

– создание систем разграничения доступа к ресурсам информационно-вычислительной системы и к базам данных;

– определение пользователей при доступе к ресурсам локальной сети и базам данных;

– протоколирование действий пользователей при работе на компьютере в сетях;

– аудит протоколов действий пользователей;

– использование прокси-серверов;

– установку систем обнаружения атак;

– применение систем криптографической аутентификации и защиты информации в телекоммуникационных сетях;

– создание систем учёта и контроля информации, хранимой на автономных носителях информации, и учёта этих носителей;

– создание систем резервного копирования и хранения информации, по возможности, территориально-распределённых;

– использование систем резервирования электропитания;

– проведение расследований попыток нарушения информационной безопасности АИС, в том числе с привлечением профессиональных служб компьютерных криминалистов;

– периодический контроль программного обеспечения, установленного на компьютерах пользователей, на предмет его легальности.

Большинство из указанных мер, как правило, реализуется путём установки в АИС специальных прграммно-аппаратных средств. Вся совокупность программных и технических средств защиты информации в АИС объединяется в подсистему информационной безопасности АИС.

3.2. Управление информационной безопасностью ОАО «Кубаньэнерго»

Очевидно, что принятие всех возможных средств и методов защиты на все случаи жизни нереально. От чрезмерных мер безопасности организационная система может стать неработоспособной и разорительной для собственников. Решение этой коллизии состоит в необходимости создания механизма, который позволил бы, отслеживая реальные риски и угрозы, принимать рациональные, наиболее эффективные и посильные для организации меры защиты. Таким механизмом может стать создание системы управления финансами, качеством, проектами, функционирующим в любой организации. Такое решение будет представлять собой тот самый системный комплексный подход к обеспечению информационной безопасности бизнеса, который будет гарантировать защиту от неприятных «сюрпризов», связанных с нарушением защиты информации.

 В рамках системы управления информационной безопасностью ОАО «Кубаньэнерго» должны решаться следующие задачи:

–  контроль и управление функционированием подсистемы информационной безопасности;

–   регистрация попыток вторжения в АИС, разбор и расследование фактов нарушения информационной безопасности;

– изучение известных моделей хакерских атак и взлома компьютерных систем, анализ возможности их реализации в отношении АИС организации, принятие мер по устранению возможностей реализации такого рода атак и методов взлома;

–  организация антивирусной защиты компьютеров организации;

–  управление рисками нарушения информационной безопасности;

– подготовка планов и предложений по совершенствованию подсистемы информационной безопасности и политики безопасности;

– разработка новых решений по защите информации;

– внедрение новых средств защиты информации;

– управление персоналом, в аспектах, связанных с обеспечением информационной безопасности организации;

–  управление страховыми гарантиями безопасности используемых компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, в современных условиях в большей степени безопасность компании обеспечивается техническими и информационными средствами, на совершенствование которых и должны быть направлены действия руководства ОАО «Кубаньэнерго», которые должны быть направления на решение следующих задач: обеспечение контроля и управления функционированием подсистемы информационной безопасности, обеспечение безопасности самой системы автоматизированной системы безопасности, внедрение механизма управления рисками нарушения информационной безопасности.

В ходе исследования были выявлены специфические особенности обеспечения безопасности фирмы (предприятия); определены основные принципов организации системы обеспечения безопасности фирмы (предприятия); дана характеристика организационного и экономического обеспечения функционирования ОАО «Кубаньэнерго»; проведена оценка потенциальных угроз безопасности функционирования ОАО «Кубаньэнерго»; сделан анализ организации и функционирования системы обеспечения безопасности ОАО «Кубаньэнерго». Анализ результатов исследования позволяет сделать следующий вывод.

В ходе проведенного экономического анализа хозяйственной деятельности исследуемого предприятия ОАО «Кубаньэнерго» установлено, что предприятие недостаточно финансово устойчиво, убыточно. Фактическая убыточность общества в 2009 году является плановой и объясняется опережающим темпом роста текущих расходов общества над выручкой от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Выручка от реализации продукции, работ и услуг по итогам 2009 года получена в размере 19 947,5 млн р., что выше планового задания на 496,1 млн р. На фактическое увеличение выручки основное влияние оказало изменение выручки за услуги по технологическому присоединению. В структуре выручки от продажи наибольший удельный вес занимает себестоимость проданных работ и услуг. В тоже время за исследуемый трехлетний период доля себестоимости в выручке от продаж увеличилась. Сальдо прочих доходов и расходов представляет собой отрицательную величину, при этом негативное влияние на конечный результат увеличивается.

Так исследуемое предприятие занимается реализацией электроэнергии, то удельный вес сырья и материалов незначителен в общей величине затрат на производство и реализацию продукции, то есть деятельность ОАО «Кубаньэнерго» нематериалоемко. При этом удельный вес расходов на сырье и материалы снизился.

Во-первых, в условиях современной России одной из наиболее значимых и сложных для решения является проблема экономической безопасности. Она охватывает различные уровни: государство, регион, предприятие, домашнее хозяйство (личность). Все это требует того, чтобы руководители различных уровней уделяли этой проблеме самое пристальное внимание, так как ее разрешение связано с экономической независимостью государства, его возможностью решать вопросы национальной безопасности, развития науки, здравоохранения, образования, культуры, улучшения уровня и качества жизни людей.

Развивающийся бизнес в нашей стране столкнулся со многими проблемами, которых не было ранее. Наряду с существовавшими появились многие новые опасности и угрозы — как внешние, так и внутренние. Все это ведет к тому, что вопросы экономической безопасности должны быть постоянно в центре внимания менеджеров, специалистов служб безопасности и других сотрудников фирм.

Принятие правильных решений в вопросах обеспечения безопасности бизнеса должно опираться на научные знания.

Во-вторых, проблема безопасности предприятий, фирм, корпоративных образований в настоящих условиях становится все более актуальной. Экономические субъекты в условиях сложной обстановки рыночных преобразований всегда были вынуждены уделять внимание проблемам безопасности, что было обусловлено как политической и социально-экономической нестабильностью в обществе и экономике. Но если ранее данные проблемы фирмы решали в ключе «выживания», то сейчас наступает этап решения данных проблем в ключе функционирования и устойчивого развития, что качественно меняет подходы к ним. В частности, все большее распространение получает системный подход, что ставит на повестку дня проблему формирования систем обеспечения безопасности фирм вместо отдельных, разрозненных мероприятий.

В-третьих, безопасность хозяйственных систем является их неотъемлемым свойством.

В-четвертых, экономическая безопасность предприятий и компаний – это обеспечение наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и создания условий для нормальной работы всех элементов фирмы, обеспечивающих достижение ее целей.

В-пятых, говоря об экономической безопасности хозяйствующего субъекта необходимо учитывать опасности и угрозы, как внешние, так и внутренние, возникающие в процессе его деятельности и оказывающие влияние на эту деятельность. Вместе с тем нельзя не отметить, что факторов риска, опасностей, угроз и других деструктивных обстоятельств, которые могут повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, бесконечное множество и в зависимости от условий развития бизнеса значимость тех или иных факторов может измениться.

Для выявления этих факторов, оценки их уровня значимости и разработки мероприятий по их определению на предприятии должна быть создана система обеспечения экономической безопасности.

В-шестых, кроме предотвращения и нейтрализации угроз безопасности путем постоянной диагностики кризисных ситуаций и мониторинга факторов вызывающих угрозы, система экономической безопасности фирмы должна сформировать дополнительный критерий оценки оптимальности принимаемых решений, которым является показатель экономической безопасности.

Необходимо отметить, что система обеспечения безопасности не может быть типовой. Это обусловлено индивидуальными особенностями каждой конкретной фирмы. Кроме того, данная система базируется на определенных принципах, позволяющих повысить ее эффективность. Это наличие сформулированной политики и стратегии обеспечения безопасности, плановость мероприятий и процедур, комплексность или системность, приоритет мер прогнозирования и некоторые другие.

Изучение поставленных в работе проблем, выводы, к которым привели результаты исследования, дают основания сформулирвоать рекомендации длоя ОАО «Кубаньэнерго». Среди них:

– решение проблем обеспечения экономической безопасности путем улучшения финансовых ресурсов, снижение текущих затрат, связанных со снижением потерь при передаче электроэнергии, что позволит повысить эффективность работы предприятия в целом;

– необходимо оптимизировать структуры службы безопасности в целях предотвращения утечки информации, чтобы обеспечить сохранность коммерческой информации;

– структуры системы обеспечения безопасности, применяемые методы, формы и инструменты обеспечения безопасности должны максимально полно учитывать организационную структуру, отраслевые особенности хозяйственной деятельности предприятия.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование деятельности руководства ООО «Кубаньэнерго» в области обеспечения системы обеспечения безопасности функционирования предприятия. Их реализация, по мнению автора, будут способствовать повышению эффективности системы обеспечения безопасности на уровне предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446 -1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
  2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. -1994. — № 12. — С.4-13.
  3. Антропова, Т.Г. Экономическая безопасность: институциональные факторы и возможности их оценки/ Т.Г.Антропова //Проблемы современной экономики. 2008. №4 (28). – 24 с.
  4. Баканов М.И. Теория экономического анализа.–М.: Финансы и статистика, 2008.
  5. Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. — М.: ИСПИРАН, 2005. – 199 с.
  6. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Экономическая безопасность: институциональный подход. — М.: МГУК, 2000. – 320 с.
  7. Завьялова З.М. Теория экономического анализа: курс лекций. –М. : Финансы и статистика, 2010. – 240 с.
  8. Концепция обеспечения безопасности фирмы [ Электронный ресурс] URL : http://www.guardinfo.ru/ director/market/ private/sb/sb_315.html (дата обращения 22.02.2010)
  9. Какие вопросы обеспечения безопасности малое предприятие может решить собственными силами [электронный ресурс] URL : http://www.dist-cons.ru/modules/security/index_4.htm(дата обращения 22.02.2010)
  10. Обеспечение безопасности фирмы [ Электронный ресурс] URL : http://www.officemart.ru/ economic_safety/articles/articles185.htm (дата обращения 22.02.2010)
  11. Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты.– М.: Изд. «ЮНИТИ», 2006. – 223 с.
  12. Попов Ю.П. Основы безопасности деловых отношений предприятия.-М.: НЦ ЭНАС, 2007. – 304 с.
  13. Россол С.В. Обеспечение безопасности организации // Юридический справочник руководителя. 6 ноября 2007 г.– 44с.
  14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.–Мн.: Новое знание, 2009.– 679 с.
  15. Соловьева О.В. Управленческий анализ в отраслях. –М.: Экономистъ, 2006. 410 с.
  16. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.–М.: Маркетинг, 2009. – 300 с.
  17. Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. –М.: Ось-89, 2003. – 352 с.
  18. Ярочкин В.И. Секьюрити. Организационные основы безопасности фирмы. –М.: Ось-89, 2008. – 368 с.


<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.21MB | MySQL:119 | 1,853sec