Диагностика банкроства

<

020414 1846 1 Диагностика банкростваСлово диагностика произошло от греч. diagnostikos и понимается как процесс распознавания, проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии, проще говоря, это установление диагноза.

С экономической точки зрения, технико-экономическое и финансовое диагностирование деятельности предприятия — периодическое исследование соответствующего состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех его видов деятельности в траектории жизненного цикла и принятия экономически и социально обоснованных корректировочных решений.

С организационной точки фения, диагностирование —это система методов, приемов и методик проведения исследований для определения целей функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.

Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия при быстро изменяющейся конъюнктуре.

Предметом диагностирования является технико-экономический и финансовый уровень развития предприятия:

технико-экономический уровень развития предприятия — это комплексная качественная характеристика уровня развития производительных сил, их использования и конечных результатов;

финансовый уровень развития предприятия—обеспеченность или необеспеченность его необходимыми денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.

Диагностика предприятия предполагает следующие процедуры:

анализ состояния предприятия и прогнозирование его ожидаемых изменений;

выявление факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций и-оздоровлению предприятия;

разработку мер по ослаблению одних и усилению других. Методы диагностирования предприятия— это система теоретико-познавательных категории, научного инструментария и регулятивных принципов исследования технико-экономического и финансового состояния развития предприятия. Таким образом, необходимым средством профилактики банкротства предприятий является дагностика их технико-экономического и финансового состояния с целью выявления негативных тенденций и. причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развитая и тем самым предотвращения кризисных ситуаций.

В законе «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 №127-ФЗ) дано определение банкротства.

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или. объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

Признаками банкротства и юридического, и физического лица являются:

1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

2. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2, применяются, если иное не установлено законом.

Это основные признаки банкротства (ст. 3). Кроме того, если иное не предусмотрено, дело о банкротстве может быть возбуждено, если: требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, а к должнику — гражданину — не менее 100 000 рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: несостоятельным должен быть признан должник, имущества, и в том числе денежных средств, которого не хватает для погашения требований всех кредиторов в полном объеме и в нужные сроки.

Следующие моменты свидетельствуют о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия: убытки от основной хозяйственной деятельности; недостаток оборотных средств; затруднения в получении коммерческих кредитов; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций; падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных этим предприятием; неспособность погасить срочные обязательства и др.

Для определения количественных параметров финансового состояния предприятия и выявления признаков банкротства следует сразу же после составления очередного бухгалтерского баланса рассчитать и проанализировать соотношения таких финансовых показателей:

чистая прибыль к сумме всех активов предприятия (внеоборотных и оборотных);

оборотные активы к сумме всех активов;

все пассивы обязательства) к сумме активов (средства);

поступление денежной наличности от операций по основной деятельности ко всем обязательствам;

чистая прибыль плюс проценты по кредиту к процентам по кредиту;

размер заемных средств к сумме собственных средств;

величина собственных оборотных средств к стоимости запасов.

С выходом «Закона о несостоятельности (банкротстве)» Методическое положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (№31-р от 12.08.1994 г.) не было отменено.

Согласно этому Методическому положению оценка неудовлетворительной структуры баланса проводилась на основе трех показателей:

коэффициента текущей ликвидности;

коэффициента обеспеченности собственными средствами;

коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности.

Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается на период, равный 6 месяцам, а коэффициент утраты платежеспособности — на период 3 месяца. Если коэффициент восстановления платежеспособности принимает значение < 1, это свидетельствует о том, что у организации в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) принимаются во внимание требования к должнику, если такие требования признаны должником не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве или подтверждены вступившим в законную силу решением суда или иным исполнительным документом, а также задолженность по обязательным платежам.

Для определения наличия признаков банкротства должника принимаются во внимание:

1) размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

2) суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением:

— обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

— обязательств по выплате авторского вознаграждения,

— а также обязательств перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающих из такого участия.

Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) и иные меры ответственности не учитываются при определении размера денежных обязательств.

История становления и развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы.

По глубине банкротства различают его стадии:

I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

III стадия—катастрофическое банкротство—возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества двя погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:

на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций;

конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных, средств; неспособность погасить срочные обязательства.

Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности—в результате антикризисного управления.

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого «статуса». Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни».

Мониторинг управления, банкротством предприятий представляет собой сформированною на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

<

Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла’ необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной об-ласта. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества; Американское и. ‘японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему определенной помощи. Во Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство, а не лечил» его.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;

2) государственное регулирование, включающее:

правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;

налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;

реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа. Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективное!» применения процедур банкротства» от 22 мая 1998 г. № 476,

• приватизацию несостоятельных предприятий;

• обучение административных и арбитражных управляющих;

• финансово-кредитную полигаку государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным дня экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям н использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498);

• коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. Нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;

• социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.

Регулируется в соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02; 1993 г. № 99;

• методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;

3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды; в отдельных случаях контрольно-ревизионные комиссии;

4) принципы управления банкротством, к которым относятся:

создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;

создание мер для возрождения бизнеса;

защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;

сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;

защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;

справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом в течение пяти дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, а введение наблюдения осуществляется на основании определения, которое выносится в специальном судебном заседании после подтверждения обоснованности заявленных требований лица, имеющего право на обращение с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы с момента предъявления ими требования к должнику в порядке, установленном законом; уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам с момента предъявления ими требования к должнику в порядке, установленном законом; органы местного самоуправления по месту нахождения должника; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных законом; лица, предоставившие обеспечение для проведения процедуры финансового оздоровления; иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Меры по предупреждению банкротства организаций

В случае возникновения признаков банкротства у организаций, в отношении которых государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству ведет учет и анализ платежеспособности, предписание о необходимости уведомления учредителей (участников) должника о наличии у должника признаков банкротства направляет государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства.

Меру, применяемые к банкроту: добровольная ликвидация; конкурсное производство; наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение, санация (оздоровление)

 

. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Покупатели по-разному относятся как к уровню цен, так и к ее колебаниям. Это значит, что предприятия, назначая на свои товары, должны представлять себе возможные последствия принятых ценовых решений.

При назначении и изменении цен на те или иные товары предприятие должно действовать осмысленно, проводя определенную ценовую политику и используя при этом соответствующую стратегию ценообразования.

Под ценовой политикой принято понимать выбор целей и общих принципов, которое данное предприятие наметило для назначения цен на производимую (реализуемую) продукцию.

Под стратегией в области ценообразования принято понимать совокупность методов, с помощью которых проводится та или иная ценовая политика.

Ценовая политика должна обеспечить предприятию максимально возможную прибыль, что можно добиться как путем увеличения цены единицы товара при соответствующем объеме продаж, таки путем увеличения объема продаж по прежней цене.

Ценовую политику предприятия в условиях переходной экономики можно рассмотреть на примере нашей стран, которая находится в условиях формирования рыночной экономики.

В течение многих десятилетий советская экономическая наука исходила из положения о двойственной природе цены: с одной, стороны, цена рассматривалась как проявление закона стоимости (денежное выражение стоимости), с другой — как проявление закона планомерного, пропорционального развития (цена — плановый норматив затрат). Таким образом, цена, устанавливаемая планом, должна была отражать общественно необходимые затраты труда (стоимость).

На практике традиционно проводилась политика низких цен на производственные ресурсы (сырье, топливо, орудия труда) при бесплатности воды и земли и стабильных розничных ценах на основные продовольственные и непродовольственные товары народного потребления.

В 80-х годах ценообразование пошло по пути максимального удовлетворения экономических интересов изготовителей продукции, что выражалось в приближении цен к индивидуальным затратам отдельных предприятий, а не к общественно необходимым затратам труда; в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, наблюдалось почти непрерывное повышение цен, не соответствующее техническим параметрам средств производства, их производительности. Периодическое повышение оптовых цен на сырье и топливо, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию привело к тому, что по целому ряду товаров оптовые цены превышали розничные. Поскольку цены искажали реальные затраты на производство, финансовая система была вынуждена идти на существенное межотраслевое и внутриотраслевое перераспределение созданного продукта для обеспечения дотационного возмещения разниц в ценах.

Рынок потребительских товаров в этот период характеризовался, во-первых, ростом товарного дефицита. Обратная сторона товарного дефицита— неудовлетворенный спрос, важным показателем которого является объем свободных денежных средств у населения. Резкое увеличение вкладов граждан в сберегательных кассах, происходившее с конца 70-х годов, свидетельствовало не только о росте реальных денежных доходов, но и об острой нехватке новых, модных, высококачественных товаров. Второй доминирующей тенденцией развития потребительского рынка стало повышение розничных цен. В значительной степени это было связано с изменением структуры спроса: население перераспределяло свой возросший потребительский бюджет в пользу более дорогих высококалорийных продуктов питания, изделий из натурального сырья, товаров длительного пользования. Увеличились закупки товаров по импорту: импортные товары, как правило, были дороже отечественных; с течением времени цены на отечественные товары «подтягивались» к уровню цен на аналогичные импортные изделия. Кроме того, с 1983 г. получила развитие кооперативная торговля, в которой товары были в среднем вдвое дороже, чем в государственной розничной торговле. Наконец, с 1987 г. помимо централизованно утверждаемых государством твердых цен стали широко использоваться так называемые договорные и самостоятельно устанавливаемые предприятиями цены. Все это привело к повышению общего уровня розничных цен в стране.

Изменившиеся жизненные реалии нашли адекватное отражение в экономической теории. С конца 80-х годов в научных кругах развернулась бурная дискуссия о путях и методах нормализации потребительского рынка. Как известно, существует два пути сбалансирования спроса и предложения. Первый путь предполагает увеличение товарного предложения на основе развития и совершенствования производства; этот вариант весьма сложен и требует много времени и средств. Второй путь обеспечивает сокращение спроса за счет введения «равновесных цен»; он прост и не связан с предварительными сколь-нибудь существенными мероприятиями.

В конце 80-х годах большинство специалистов было уверено в том, что будущее отечественной экономики— за свободными ценами, стихийно складывающимися в сфере обращения в зависимости от колебаний спроса и предложения. Такие известные экономисты, как Т. Заславская, Л. Пияшева, Н. Шмелев приводили в пользу применения «равновесных цен» следующие аргументы.

1. Свободные цены позволят преодолеть диспропорции в народном хозяйстве и нарушения принципов эквивалентности обмена, они избавят общество от товарного голода и выпуска ненужных товаров. С государственного бюджета будет снято тяжкое бремя дотаций на производство низкорентабельной продукции.

2. Свободные цены сократят издержки потребления, в первую очередь за счет исчезновения очередей в магазинах.

3. За либерализацией цен неизбежно последует выплата компенсационных надбавок к денежным доходам, что повысит свободу потребительского выбора и будет способствовать формированию рациональной структуры потребления.

4. Свободные цены позволят покончить с такими антисоциальными явлениями, порождаемыми стабильными низкими ценами, как ослабление стимулов к общественно полезному труду, спекуляция, существование нелегального «черного» рынка, нарушение принципов морали и этики.

Реализация этого проекта началась в нашей стране 1 января 1992 г. Первоначально предполагалось, что цены будут повышаться в течение двух-трех месяцев, после чего наступит их стабилизация. Однако в реальной действительности либерализация приобрела форму перманентного многократного роста цен и спровоцировала гиперинфляционные волны.

На сегодняшний день совершенно ясно, что введение свободных цен не привело к насыщению рынка товарами и услугами. Более того, произошло не увеличение реального производства, а сокращение совокупного предложения. Так, в течение 1991-1995 гг. производство хлебобулочных изделий уменьшилось на 8,7 млн т, мяса — почти в 3 раза, колбасных изделий — в 2 раза, цельномолочной продукции— более чем в 3 раза и т.д. Беспрецедентный спад производства сопровождался ухудшением структуры производства,

Неудовлетворенный спрос населения действительно сократился, однако не за счет насыщения рынка высококачественной продукцией, а в результате резкого падения реальных доходов. Одновременно прогрессировали негативные тенденции в структуре спроса населения.

Реформа ценообразования не устранила перекосы между отдельными видами цен. Увеличились «ножницы» цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; возрастающая неэквивалентность обмена и наличие многочисленных посредников привели к колоссальному разрыву между оптовой (закупочной) и розничной ценами.

Негативное влияние на социально-экономический фон страны оказало сокращение бюджетного финансирования убыточных отраслей. Так, сельское хозяйство и угледобыча, по вполне объективным причинам, без дотаций из государственного бюджета попросту нежизнеспособны. Здесь уже говорилось о государственной поддержке фермеров в экономически развитых странах; горнодобывающая промышленность также «опекается» государством практически во всем мире (за исключением двух-трех стран).

Серьезной проблемой является неадекватность цен уровню и качеству реализуемых товаров и услуг. По данным «Файненшл тайме», 4-х, 5-и звездочные отели в Москве — самые дорогие в мире, что не соответствует скромному уровню сервиса. В то же время 500 крупнейших российских предприятий с реальной стоимостью не менее 200 млрд долл. были проданы примерно за 7,2 млрд долл.

Складывающаяся динамика денежных доходов населения и розничных цен обусловливает снижение физического объема спроса и покупательской активности россиян и, как следствие, замедление реализации потребительских товаров. Вместе с тем в обеспечении потребительского рынка товарными ресурсами продолжает возрастать роль импорта. Если в среднем по стране продовольственный рынок наполнен импортом на 50%, то в Москве — на 70%. По мнению экспертов, Россия, по-существу, утратила продовольственную независимость.

Обобщение предпринятых в России попыток сбалансирования спроса и предложения позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, приведение в соответствие спроса и предложения не является самоцелью. Сбалансированность спроса и предложения должна в первую очередь обеспечить рост народного благосостояния. Во-вторых, использование свободных цен в условиях товарного дефицита влечет за собой снижение уровня жизни населения и потому не может быть признано эффективным инструментом нормализации рыночного механизма. В-третьих, соотношение спроса и предложения формируется на протяжении всего воспроизводственного цикла; оно находится под определяющим воздействием таких факторов, как уровень развития и структура производства, пропорциональность в развитии и динамика роста промышленности и сельского хозяйства, первого и второго подразделений общественного воспроизводства, фонда накопления и фонда потребления, и других. В этой связи рыночное равновесие в длительной перспективе может быть обеспечено лишь на основе повышения эффективности отечественного производства, но не за счет автоматического сбалансирования спроса и предложения посредством манипулирования ценами.

В какой бы рыночной позиции не находилась фирма, она не может позволить себе одного – устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.

Существуют два альтернативных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный (рис.)

Затратный подход:

020414 1846 2 Диагностика банкроства

Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и самый на первый взгляд надежный. Ведь в основе его лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на производство и сбыт товара. На самом деле этот подход обладает принципиально неустранимым дефектом. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая собственно и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена. Причина этого проста и показана на рис.

020414 1846 3 Диагностика банкростваПри рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно – возможный масштаб производства. Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учет признают, что от масштаба производства прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящаяся на одно изделие, и соответственно величина средних затрат на его выпуск.

Сопоставление затратного и ценностного подходов к ценообразованию подводит нас к тому, что разумный менеджер не должен вставать на путь пассивного ценообразования, когда его решения в этой области определяются необходимостью покрыть фактические затраты и получить желаемую величину прибыли при уже сложившихся условиях деятельности.

Наиболее разумный подход – активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит фирму на желаемый уровень прибыльности операций.

Именно такой подход позволяет избежать серьезного порока затратного ценообразования – установления слишком высоких цен на «слабых» рынках (т.е. рынках с ухудшающейся конъюнктурой) или слишком низких цен на «сильных» рынках (т.е. рынках с растущим спросом).

Задача ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в том, чтобы клиенты фирмы были довольны. Такую благосклонность, в конце концов, нетрудно приобрести и за счет больших скидок с цен. Но нет большей ошибки, чем полагать, будто достигнутый таким образом высокий объем продаж является плодом удачной маркетинговой стратегии. На самом деле ценностное ценообразование призвано обеспечить, прежде всего, получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объемов продаж (это элемент другой стратегии).

Существуют, как минимум, две причины, в соответствие с которыми нельзя ориентироваться в ценообразовании на то, какую сумму покупатели готовы заплатить за товар. Во-первых, опытные покупатели редко бывают вполне честными, когда они называют сумму, которую готовы заплатить за товар. Во-вторых, задача фирмы заключается в том, чтобы добиться максимум разницы между ценностью товара для покупателя, которую он готов заплатить, и затратами, которые необходимы фирме, чтобы изготовить товар с такими свойствами. А задача ценообразования состоит как раз в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль фирмы и как можно меньшая – в выигрыш покупателя (рис.).

020414 1846 4 Диагностика банкроства

020414 1846 5 Диагностика банкроства

Процедура разработки ценовой политики, а затем и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена на сведении воедино различных факторов, способных повлиять на условия сбыта и прибыльность операций фирмы при тех или иных вариантах цен ее продукции (рис.).

Экономическая ценность товара – это цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы. Тогда формирование общей экономической ценности товара для потребителя можно описать с помощью следующей формулы:

Общая = Цена безразличия + Положительная — Отрицательная

ценность ценность отличий ценность отличий

 

Иными словами, определяя для себя ценность товара, покупатель в качестве отправной точки принимает цену наилучшей из ему доступных разновидностей товаров других фирм, удовлетворяющих ту же потребность. Затем он смотрит – обладает ли предлагаемый вами товар свойствами, которые отличают его в лучшую сторону от товара-альтернативы. Если такие свойства имеются, они каким-то образом оцениваются покупателем, повышая в его глазах ценность вашего товара. И, наконец, покупатель анализирует – нет ли у предлагаемого вами товара свойств, которые отличают его в худшую сторону от товара-альтернативы. Наличие таких свойств понижает ценность вашего товара в глазах покупателей.

Процедура расчета экономической ценности товара может быть достаточно строго формализована и стать основой для надежных количественных оценок. Практически эта процедура состоит из четырех основных этапов: 1) определение цены (или затрат), связанных с использованием того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив; 2) Определение всех параметров, которые отличают ваш товар как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы; 3) Оценка ценности для покупателя различий в параметрах вашего товара и товара-альтернативы; 4) Суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности вашего товара от товара-альтернативы.

На практике менеджеры фирм всегда вынуждены выбирать между более прибыльными продажами меньшему числу покупателей и менее прибыльными продажами большему числу покупателей. И если мы владеем методами оценки реальных затрат и относительного выигрыша от продаж, то можем достаточно гармонично интегрировать учет затрат и ценностную модель ценообразования.

Под банкротством {несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность неуплате обязательных платежей.

От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными выше признаками, следует отличать:

фиктивное банкротство —заведомо ложное объявление предприятия, имеющего возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;

преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежноспособности предприятия руководителем иди собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;

временно неплатежеспособное предприятие.

Успех каждой фирмы на рынке определяется и тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей, их предпочтения, мотивы, заставляющие совершать покупки. Анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия и бюджетных линий позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых изделий, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров.

Таким образом, система цен — это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективному ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятиях. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег.

Пока для подавляющего большинства отечественных компаний актуальна задача овладения грамотными методами затратного ценообразования в сочетании с жестким управление этими затратами. И здесь отечественным экономистам вполне можно воспользоваться опытом зарубежных фирм, в практике которых затратное ценообразование применяется пока довольно широко. На первый взгляд для стран с развитыми рыночными механизмами подобная ситуация удивительна, так как с точки зрения современной экономической теории такой подход к обоснованию цен совершенно неприемлем, так как: не обеспечивает учет условий формирования спроса и экономической ценности товара (цена определяется исходя из заданного объема продаж, хотя этот объем в силу законов спроса сам зависит от цены); опирается на бухгалтерские, а не экономические (полные) затраты и использует как основу определения цен средние переменные, а не предельные затраты.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М., 1998.
  2. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, — М.: Владос, 2003.
  3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров: АСА, 2003.
  4. Предпринимательство / Под ред. Горфенкеля В.Я. и др. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1999.
  6. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.–М.: Экономика, 2003.
  7. Ценообразование и рынок / Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 2003.
  8. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, – М.: Бек, 2001.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00038 sec

WordPress: 22.49MB | MySQL:119 | 1,596sec