Диверсификация менеджмента с точки зрения особенности управляемой подсистемы

<

021514 0108 1 Диверсификация менеджмента с точки зрения особенности управляемой подсистемы Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.

Имеются два главных типа диверсификации:

– связанная – представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии);

– несвязанная диверсификация — новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

При решении о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость управления такой компанией. Затраты определяются числом СЗХ и необходимостью координации между ними.

Для несвязанной диверсификации не требуется координации между СЗХ. Следовательно, расходы на управление растут с числом СЗХ в портфеле компании. В противоположность этому компании со связанной диверсификацией несут затраты, растущие и с числом СЗХ, и со степенью необходимой координации между ними.

Таким образом, выбор между связанной и несвязанной диверсификациями зависит от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление.

Фирма должна концентрироваться на связанной диверсификации, когда ключевые искусства компании могут использоваться в широком диапазоне отраслевых и коммерческих ситуаций, а также управленческие затраты не превосходят величин, необходимых при распределении ресурсов или передачи искусств. По той же логике компании должны концентрироваться на несвязанной диверсификации, если искусства базовой СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне, а затраты на управление не превышают величин, нужных для реализации стратегии внутреннего рынка.

Диверсификация может осуществляться следующими путями:

1. Через внутренний рынок капиталов; выполняет те же функции, что и фондовый рынок. При внутреннем рынке капиталов главный офис выполняет следующие роли:

— выполняет функции стратегического планирования, состоящие в определении портфеля СЗХ корпорации;

— определяет финансовые цели и отслеживает деятельность СЗХ;

— размещает корпоративные капиталы среди конкурирующих СЗХ.

В этих условиях СЗХ представляют собой автономные центры прибыли, находящиеся только под финансовым контролем главного офиса.

2. Реструктурированием. Стратегия реструктурирования представляет один из видов стратегии внутреннего рынка капиталов. Разница состоит в степени вмешательства главного офиса в действия СЗХ. Компании, которые подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы;

3. Передачей специфических искусств между СЗХ. В том случае, когда используется стратегия передачи искусства или опыта деятельности, новый вид бизнеса рассматривается как связанный с существующими СЗХ (например, в области производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании;

Диверсификация путем распределения ресурсов возможна при наличии существенного сходства между одной или несколькими важными функциями существующих и новых СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений по сравнению с автономным решением этого вопроса.

Эти повышенные издержки могут уничтожить более высокие прибыли при связанной диверсификации.

Стратегией, противоположной диверсификации, может быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса (например, при НИОКР). Однако при этом имеется риск доступа партнера к ключевой технологии.

 

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ОЦЕНКИ

 

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:

– по разработке продукции;

– организации;

– управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

– личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);

– зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);

– организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);

– условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успеха организации включают в себя: способность к выживанию, результативность и эффективность, практическую реализация принятых решений.

Выживание, возможность существовать как можно дольше – первейшая задача большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно.

Результативность управления – это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных показателей объекта управления, в нашем случае – организации. Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

Эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность выражается в количественных показателях.

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций; какие методы получения продукции будут использованы в организации; какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.

Основная проблема, которую необходимо преодолеть в управлении организацией, рассчитывая на ее успех, состоит в том, что сложные организации действительно сложны. Трудно представить себе, что происходит внутри самой организации и между организацией и ее внешней средой, и даже чем занимаются менеджеры. Установление общих, присущих всем характеристик, помогает сократить, уменьшить трудности чрезвычайно сложной задачи управления организацией, сведя ее до масштаба, который постижим для ума и восприятия. Обобщение позволяет нам увидеть работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы.

Задачи повышения эффективности управления связаны с принципиальными изменениями в системе руководства предприятиями. Уменьшается роль государственной формы собственности с ее административно-командной системой управления и возрастает роль коммерческих структур с ее «горизонтальными» связями. Это требует новых знаний в организации производства и умений управлять им в условиях рыночной экономики.

На современных предприятиях, ориентированных на рыночные отношения, все реже применяется линейная система управления с ее положительными сторонами: простотой, ответственностью, действенностью, единоначалием, исполнительностью, централизмом, где орган вышестоящий выполнял весь комплекс управленческих действий по отношению к нижестоящему звену. Эту систему заменяет линейно-функциональная система или различная комбинация систем управления.

<

прогрессивным системам, обеспечивающим необходимую эффективность управления, следует отнести функциональную систему, сущность которой состоит в том, что функциональные службы управления специализируются по однородным видам деятельности: планирование, маркетинг, конструирование, технология производства, нормирование труда и т. д. В такой системе происходит ослабление централизации управления, а это, в свою очередь, ведет к ряду нежелательных явлений (обезличка, многоначалие, безответственность и т. д.).

На возникших в стране новых ассоциированных предприятиях российские менеджеры стремятся к разумному сочетанию разных систем управления.

Основные показатели эффективности:

1. Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство и реализацию.

2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия к затратам на управление.

3. Отношение численности аппарата управления к численности производственного персонала.

4. Соотношение линейного и функционального персонала управления.

5. Финансовое положение предприятия (по ликвидности, по платежеспособности, по эффективности использования активов, по эффективности использования акционерного капитала, по прибыльности).

Качество работы любых систем, форм и звеньев управления, результативность принимаемых решений, уровень организации планирования и оперативного руководства требуют постоянного анализа, поскольку может случиться, что хорошо работающее предприятие «вдруг» начинает давать сбои, терять покупателей, испытывать финансовые затруднения и т. д. Причинами этого могут быть: неэффективное управление, разбалансированность звеньев управления, некомпетентность управленческого персонала и др. Поэтому необходим систематический анализ эффективности управления по нескольким направлениям и показателям.

 

 

3. понятие о социально-экономической эффективности менеджмента

 

Менеджмент представляет собой целостную, комплексную систему, которая постоянно развивается и совершенствуется. Приведенные ниже определения в совокупности дают целостное представление о менеджменте1:

  • менеджмент — функциональный аспект экономики.
  • менеджмент — наука, практика, техника управления и контроля.
  • менеджмент — наука, практика и искусство управления.
  • менеджмент — деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени.
  • менеджмент — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
  • менеджмент — процесс планирования, организации, мотивации и контроля.

    В реальных хозяйственных и социальных системах эти инструменты всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет. Если предпочтение отдают иерархии (как, например, в административно-командной системе советского общества, в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если в основном используют рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте. Культура – весьма эффективный, но наиболее «инерционный» инструмент управления. Реформирование современного российского общества весьма затруднено, в частности, из-за невозможности быстрых изменений в социокультурной и нравственно-этической областях.

    Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

    Менеджмент это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль.
  • Постоянное стремление к повышению эффективности производства, с меньшими затратами, получение оптимальных результатов.
  • Хозяйственная самостоятельность обеспечивающая свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.
  • Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.
  • Конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена.
  • Необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.

    В общем виде структуру и процессы управления можно представить в так Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач1.

    1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем.

    2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.

    3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

    Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

    Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и её накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничить и преодолеть риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие рынка. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям. В связи с этим в задачи менеджмента входит1:

    обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

    стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания на них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

    постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

    постоянный поиск и освоение новых рынков.

    К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

    определение конкретных целей развития фирмы;

    выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решений;

    разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

    выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;

    определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

    установление контроля за выполнением поставленных задач.

    Выполнение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контролю за производительным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

    Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечение все возрастающим объемом ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и другие.

    Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличается одна от другой.

    Основная функция эффективности – с помощью управленческих средств воздействия и взаимодействия обеспечить достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, и его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом, как уже отмечалось ранее, решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности.

    Ориентация развития на конечные народнохозяйственные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата — продукта через все стадии воспроизводства. На стадии обращения происходит проверка результатов производства на общественную полезность, на стадии потребления — регулирование процесса непосредственной реализации производственного результата. При этом степень удовлетворения общественных потребностей народного хозяйства и трудящихся проявляется как критерий развития производства и самого менеджмента. При этом должны быть учтены все издержки обращения и доведения продукции до потребителя. Основным назначением деятельности предприятия в рыночной экономике становится комплексное решение проблемы потребителя (заказчика).

        Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и цели менеджмента, в обеспечении социально-экономического эффекта в народном хозяйстве при сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента – обеспечение наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах и минимальных затратах на управление. Социальный смысл — обеспечение наибольшего социального эффекта при данных ресурсах и минимальных затратах на управление.

    Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результата, т.е. полученный при этом народнохозяйственный чистый доход.

    Экономический эффект с точки зрения общества в целом проявляется в виде вновь созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, национального дохода.

    Экономический эффект отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое толкование экономического эффекта дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.

    При определении экономического эффекта менеджмента наряду с оценкой величины эффекта учитывается эффективность его распределения и потребления, т.е. величина прибыли, направляемая на развитие предприятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следует придерживаться и при определении социального эффекта менеджмента. С позиций социально-экономической системы социальный эффект проявляется в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы и создание потенциала для будущего и поскольку главным составляющим элементом потенциала является человек, логично считать, социальным эффектом менеджмента, наряду с уровнем жизни, и развитие личности.

    При оценке народнохозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в экономику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают большую значимость и ценность. Как уже отмечалось, научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляемости продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках. Экологический эффект — в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социальной жизнью общества.

    На схеме (рис. 1) показана взаимосвязь ключевых оценочных характеристик процесса управления воспроизводством: целенаправленности, результативности, ресурсообеспеченности, эффективности.

    По взаимодействию и соизмерению цели и конечного результата воспроизводственного процесса судят о результативности менеджмента, как базовом условии эффективности. Эффективным может быть только результативный менеджмент. О ресурсообеспеченности воспроизводственных процессов судят по реальности ресурсов и целей. При этом сравнивают потенциальные и фактические ресурсы производства. Непосредственный экономический эффект измеряется разностью величины выручки от реализации продукции и издержек производства. Рассмотренные параметры: цели, конечные результаты, ресурсы, издержки, участвующие в формировании эффекта, а также величина эффекта, выступают обобщающими средствами менеджмента.

    Менеджмент – система системно программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

    Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий: организация и управление (производством и коллективом); постановка и корректировка задач; разработка этапов работы; принятие решений; налаживание коммуникаций ((методов и форм передачи информации); регулирование процессов; сбор и обработка информации; регулирование процессов; сбор им обработка информации; анализ информации; подведение итогов работы.

    Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы.

    Одной из главных задач менеджмента является эффективное управление человеческими ресурсами, использование способностей сотрудников в соответствии с целями организации.

    В задачи менеджмент входит и обеспечение к оптимизации производства, стимулирование работы сотрудников фирмы путем их мотивации, контроль за эффективностью работы фирмы, координация работы, поиск и освоение новых рынков; определение конкретных целей развития фирмы, выявление приоритетности целей, разработка стратегии развития фирмы, выработка системы мероприятий для решения проблем, определение необходимых ресурсов и их источников; установление контроля за выполнением поставленных задач.

    В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка.

    Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии: стратегическое управление (включает в себя выработку цели менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели); оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер); контроль (включает анализ достигнутых результатов — обратная связь — и выступает как исходный пункт нового цикла управления).

    В практике управления различают два вилы функций менеджмента – основные и конкретные. К основным функциям управлениям относиться весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.

    Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятиями и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

    Каждая из этих функций менеджмента жизненно важна для организации.

    Таким образом, современный менеджмент представляет собой систему, которая включает научные подходы, принципы и методы, способствующие принятию и реализации конкурентоспособных решений.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Валуев С.А. Игнатьев А.В. Организационный менеджмент.–М.: Дело, 2003.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.– М.: Институт международного права и экономики.–М.:-Триада Лтд, 2003.
  3. Герчикова И.Н.. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. — М.: Зевс, 2003.
  5. Жигалкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. — М.: Зевс, 1999.
  6. Задорский В.И. Менеджмент. Теоретический курс. –М.: Матадор, 1999.
  7. Иенненкенс Н.С. Менеджмент в условиях рыночной экономики.– Минск: Бизнес-пресс, 1999.
  8. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента.– Ростов-на-Дону, 2004. С. 70.
  9. Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В .Т. Управление персоналом/ Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  10. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. — М.: ГАУ, 2000.
  11. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. — М.: ГАУ, 2003.
  12. Мильнер Б.З. Теория организации. -М.: Дело, 1999.
  13. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001.
  14. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина / – М.: ИНФРА — М., 2004.
  15. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М.: «Дело», 2002.
  16. Радугин А.А. Основы менеджмента. – М.: Центр, 2000.
  17. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. –М.: Цецерон, 1999.
  18. Смирнов С.В. Организация управления предприятием. — М.: Дело, 2003.
  19. Старосьцъяк Е. Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1999.
  20. Уотермин Р. Фактор обновления. –М.: Прогресс, 2001.
  21. Файоль А. Общее и промышленное управление, М., 2001.
  22. Фостер Р. Обновление производства. М.: Зарубежная литература, 1999.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.32MB | MySQL:117 | 1,491sec