Гибкие структуры управления, их преимущества

<

011914 0318 1 Гибкие структуры управления, их преимуществаПротивоположностью жестких (бюрократических) структур управления являются гибкие или адаптивные структуры, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям деятельности, целям, задачам, а также они способствуют выдвижению новых идей и развитию коллективного творчества.

Выделяют несколько разновидностей адаптивных структур: проектные, матричные, программно-целевые, фрагментарные, адхократические и процессные.

Проектная структура управления.

Суть: временная организация, создаваемая для решения комплексной задачи (разработка проекта и его реализация).

Особенность: временное образование, осуществляющее проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, методов управления, что связано с риском неудачи финансовых потерь. После завершения работ проектная организация ликвидируется.

Достоинства: высокая специализированность, целевая ориентация, четкость, мобильность, позволяющие достичь высокого качества выполнения работы.

Недостатки: ресурсы в течении всего срока реализации проекта связаны в нем, и даже в случае крайней необходимости ими нельзя воспользоваться, а по завершению работ и высвобождении они не всегда могут найти дальнейшее применение.

Матричные структуры управления.

Суть: в рамках существующей линейно-функциональной структуры решается важная для организации конкретная целевая программа.

Особенность: двойное подчинение, а именно — непосредственно начальнику отдела и руководителю проекта; создаются в рамках существующих подразделений временных рабочих групп, предназначенных для решения задач.

Достоинства: гибкость и адаптивность, высокая оперативность реализации новых проектов, освобождение высшего руководства от решения оперативных вопросов, реализация творческого потенциала участников проекта.

Недостатки: двойное подчинение приводит к конфликтам и неразберихе, обостряется борьба за власть.

Область распространения: целесообразны при освоении новых видов проектов, продуктов.

Для многопрофильных организаций, особенно относящихся к инновационной сфере, используется принцип структурирования по крупным стратегическим целям. В этом случае формируется программно-целевая структура управления.

В программно-целевую структуру (ПЦС) объединяются отдельные виды деятельности из числа существующих подразделений, подчиненные на определенный период решению задач, поставленных комплексной целевой программой.  ПЦС является разновидностью проектной (целевая ориентация и временный характер) и матричной (отсутствие предназначенных для ее реализации специальных дополнительных подразделений) структур управления.

Фрагментарная структура управления объединяет различные самостоятельные целевые группы, «вкрапленные» в существующие структуры управления – так называемые команды (комитеты, комиссии, бригады и т.д.), которые состоят из специалистов, занимающихся в основном теоретическими решениями отдельных технических, производственных, управленческих и иных проблем. Таких команд в рамках организационной структуры управления может быть несколько десятков.

Процессные или процессно-ориентированные структуры управления имеют существенное отличие от традиционных организационных структур управления, поскольку они ориентируются не на функциональную специализацию, а на бизнес-процессы происходящие в организации. Бизнес-процесс – это последовательность выполнения функций (работ, операций), направленных на создания результата. Выделяют основные и обеспечивающие бизнес-процессы.

Основные бизнес процессы направлены на создания добавленной стоимости (нового качества) и происходят в рамках взаимодействия как с потребителями, так и с поставщиками (приобретение сырья – производство продукта – реализация потребителю).

Обеспечивающие бизнес-процессы – это процессы управления, создание инфраструктуры управления и бизнеса (информационное обеспечение, система качества и т.д.) и процессы разработки новых видов продуктов и услуг.

Каждый бизнес-процесс обладает совокупностью следующих элементов:

показатель эффективности – величина, используемая для количественной оценки результатов процесса. Обычно выражается в единицах стоимости, времени или качества;

выход – результат выполнения процесса, предоставляемый «получателю» процесса (вне или внутри организации;

процесс — действия, работы или процедуры, которые необходимо предпринять для превращения входа  в выход;

вход — информация, данные, материалы, используемые процессом для формирования выхода;

владелец процесса — организационная единица, которая отвечает за результаты выполнения процесса.

Адхократические структуры управления основаны на неформальных связях и создаются для решения инновационных или сложных многоаспектных проблем, требующих творческого подхода. Ее участники выполняют функции экспертов и часто неформально объединяются для совместной работы. Нет особых регламентных правил деятельности, вознаграждение осуществляется по конечному результату в соответствии с личным вкладом, квалификацией и знаниями.

К специфическим видам организационных структур управления следует отнести аутсорсинговые структуры управления.

Аутсорсинговые структуры управления возникают тогда, когда организация передает отдельные вспомогательные функции управления внешней организации. В отечественной практике такие структуры иногда называют «усеченными».

Ежегодный оборот на мировом рынке услуг «внешнего управления» возрастает на 16,5%. К наиболее типичным услугам «внешнего управления» относятся:

финансовые (ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности; казначейские операции; подготовка нормативной отчетности);

корпоративные(управление недвижимостью, поддержка маркетинговой деятельности; юридические услуги и т.д.);

обслуживание внешних и внутренних клиентов (информационные технологии).

Организационные структуры управления вместе с организациями находятся в по постоянном развитии. На смену устаревшим структурам управления приходят новые, отвечающие современным требованиям. Современные структуры управления должны способствовать:

успешной реализации стратегии организации;

минимизации затрат на единицу конечного продукта;

увеличению маневренности (например, при необходимости менять ассортимент);

повышению гибкости;

<

поддержание собственной динамичности, способности изменять свои формы.

2. ОПАСНОСТЬ СТАГНАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации». Другое значение этого слова трактуется как «выход, решение конфликта». Согласно определению, приведенному в Экономической энциклопедии под редакцией Л.И. Абалкина, «кризис — глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности»

Каждое предприятие проходит в своей деятельности определенный цикл, растягивая или сужая ввиду специфических особенностей ту или иную его стадию. Однако угроза кризиса стоит перед любым предприятием, поэтому в любой момент времени оно так или иначе сталкивается с кризисной ситуацией (рис.1) .

 

011914 0318 2 Гибкие структуры управления, их преимуществаДалее возможны несколько вариантов развития ситуации. Если на предприятии финансовый менеджмент слаб, стратегия и тактика работы не проработаны, то предприятие начинает заболевать. Если руководство не замечает тревожных сигналов, не принимает никаких мер по стабилизации финансового состояния предприятия или эти меры не оправдывают себя, то кривая жизненного цикла спускается до умирания и, в конечном итоге, ликвидации. Согласно второму варианту развития событий, после прохождения точки «кризис» графика начинается интенсивное лечение предприятия, причем, чем быстрее оно начато, тем с меньшими финансовыми и трудовыми потерями оно будет проведено. И тем больше шансов на полное восстановление удовлетворительного финансового состояния фирмы. Отсюда и сокращение вероятности банкротства предприятия. Третий случай развития событий можно назвать идеальным — в этом случае работу по предотвращению кризиса начинать необходимо еще на стадии развития предприятия, до того, как появятся тревожные признаки надвигающегося кризиса

Стагнация – этот вид оргпатологии означает неспособность к проведению изменений, уклонение от назреваемых нововведений или неумение их осуществлять. Еще точнее: стагнация есть пассивный риск, который возникает от дефицита изменений, в отличие от активного риска, сопровождающего радикальные обновления.

На стадии стагнации организации – Задачи становятся противоречивыми. Увеличение численности персонала пропорционально снижению динамики ее развития. Образуется культ потребителя, который работает на сохранение своего положения в организации. Проедаются прошлые контракты, новых заключается все меньше и меньше.

Далее либо распад компании (середнячки покидают организацию), либо – переход на новый уровень.

 

 

 

3. ПРЕДСТАВИТЬ В ГРАФИЧЕСКОМ ВИДЕ ЛИНЕЙНУЮ СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ДАТЬ ПОЯСНЕНИЯ ОБ ЕЕ ОСОБЕННОСТЯХ

 

В линейной
структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

011914 0318 3 Гибкие структуры управления, их преимущества

В линeйнoй cтpyктype paздeлeниe cиcтeмы yпpaвлeния нa cocтaвляющиe чacти ocyщecтвляeтcя пo пpoизвoдcтвeннoмy пpизнaкy c yчeтoм cтeпeни кoнцeнтpaции пpoизвoдcтвa, тexнoлoгичecкиx ocoбeннocтeй, шиpoты нoмeнклaтypы пpoдyкции и дp. Пpи тaкoм пocтpoeнии в нaибoльшeй cтeпeни coблюдaeтcя пpинцип eдинoнaчaлия: oднo лицo cocpeдoтoчивaeт в cвoиx pyкax yпpaвлeниe вceй coвoкyпнocтью oпepaций, пoдчинeнныe выпoлняют pacпopяжeния тoлькo oднoгo pyкoвoдитeля. Вышecтoящий opгaн yпpaвлeния нe имeeт пpaвa oтдaвaть pacпopяжeния кaким-либo иcпoлнитeлям, минyя иx нeпocpeдcтвeннoгo pyкoвoдитeля.

Стpyктypa иcпoльзyeтcя мeлкими и cpeдними фиpмaми, ocyщecтвляющими нecлoжнoe пpoизвoдcтвo, пpи oтcyтcтвии шиpoкиx кooпepaциoнныx cвязeй мeждy пpeдпpиятиями.

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем

Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

В основном, преимущества и недостатки линейной структуры можно свети в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ линейной организационной структуры

 

Преимущества

Недостатки 

1. Четкая система взаимных связей.

2. Ясно выраженная ответственность.

3. Быстрая реакция в ответ на прямые приказания четкая система взаимных связей функций и подразделений.

4. Четкая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель.

5. Ясно выраженная ответственность.

6. Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

7. Согласованность действий исполнителей.

8. Оперативность в принятии решений.

9. Простота организационных форм и четкость взаимосвязей.

10. Минимальные издержки производства и минимальная себестоимость выпускаемой продукции.

1. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений.

2. Тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями.

3. Перегрузка менеджеров верхнего уровня.

4. Повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, его личных и деловых качеств

Таблица 2 – Недостатки линейной структуры управления

Отмечаемые недостатки 

Причины недостатков

Пути устранения недостатков

Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;

Вопрос стратегического планирования –в первую очередь вопрос руководителя

Подготовка или замена руководителя.

Введение дополнительной штатной единицы, переход к линейно-штабной структуре

В работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;

Перегрузка управленцев верхнего уровня;

Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Вопросы в пределах их компетенции они должны решать самостоятельно.

Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.

Введение штатной единицы помощника, на которого возложить рутинные работы.

Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

Отсутствие горизонтальных связей

Введение процессного подхода, налаживание горизонтальных связей

Большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Высшие руководители и не должен принимать решения по вопросам, непосредственно касающихся лиц, выпускающих продукцию

Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.

  

Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Это не недостаток, это аксиома

Правильный подбор кадров, в первую очередь первого лица компании и топ менеджеров

 

Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры управления, а в плоскости организации работ компании, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов на экономические.

Линейная организационная структура управления может широко использоваться и в современных условиях, но требует применения современных методов организации работы компании в целом.

Линейная структура управления проста, ее легко понять. Ясно очерченные права и обязанности всех ее участников создают условия для оперативного принятия решений.

По мере роста фирмы, усложнения технологии, расширения номенклатуры выпускаемых изделий возникает необходимость в создании в структуре компании дополнительных функциональных подразделений, решающих общие и функциональные задачи. Возрастание масштабов производства и его сложности сопровождается углублением разделения труда, дифференциацией функций деятельности производственной системы. При этом рост объема работ по управлению сопровождается углублением функционального разделения управленческого труда, обособлением функций и специализацией подразделений управления. При этом создается функциональный тип структуры управления

Линейную структуру управления используют мелкие и средние фирмы, осуществляющие несложное производство. Возглавляет каждое производственное или управленческое подразделение руководитель, сосредоточивающий в своих руках все функции управления и полномочия по принятию решений. Четко выражен принцип единоначалия; высокая степень централизации в управлении; полномочия функциональных специалистов незначительны, носят рекомендательный характер.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Валуев С.А. Игнатьев А.В. Организационный менеджмент.–М.: Дело, 2007.
  2. Кунц Г., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. Т.т. 1-2. М.: Дело, 2002.
  3. Менеджмент организаций / Под ред. Румянцева З.П., Сломатина И.А. – М.: Зевс, 2009
  4. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. — М.: Инфра-М, 2009.
  5. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М., 2008.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00036 sec

WordPress: 22.94MB | MySQL:117 | 1,370sec