Интерпретация практики и теории менеджмента (управления)

<

011114 0048 1 Интерпретация практики и теории менеджмента (управления)Интерпретация практики и теории менеджмента (управления) с функциональных позиций является наиболее распространенной и основана на следующих двух непреложных фактах:

• основу менеджмента составляет процесс, носящий универсальный характер, поскольку во всех организациях, предприятиях, учреждениях присутствуют подобные процессы;

• процесс менеджмента складывается из ряда действий (функций управления), выделенных в результате специализации труда, которые в совокупности составляют единое целое.

Принятое в зарубежной литературе произвольное разделение теории организации (управления) на три направления: классическое, неоклассическое и современное – оказало значительное влияние на теорию и практику управления, поскольку задало тон в поиске научных подходов к теории управления, ее функциональных основам и специфическим чертам. Несмотря на наличие явных отличий между упомянутыми теориями, они взаимосвязаны между собой, прежде всего, общностью функциональных основ: разделение труда, характер человеческих отношений (организация управленческого труда), разделение функций и ответственности (общие и специфические функции управления), системы и структуры управления и т.п..

Прежде чем перейти к непосредственному раскрытию темы, следует определиться с терминами, которые будут использованы в эссе.

Разделение труда — закрепление конкретной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

011114 0048 2 Интерпретация практики и теории менеджмента (управления)Специализация труда — это форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Кооперация труда — система устойчивых связей между структурными подразделениями и отдельными исполнителями в процессе выполнения трудовой функции.

Функциональная организация труда — деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет четко определенную, конкретную задачу и обязанности.

Функции управления — совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.

Система управления — совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия.

Отметим, что термины и определения взяты из учебных пособий «Основы менеджмента» М. Альберт и Ф. Хедоури и «Сущность и содержание теории менеджмента».

Управление представляет собой непрерывный процесс, поэтому можно выделить некоторые его основополагающие и поэтому характерные для всех типов организационных структур элементы. Практически любой тип организации труда требует соответствующих форм его разделения, целью которого является специализация работников на выполнении конкретных функций, операций, процедур и пр.

В общем смысле разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности.

Исследователи выделяют три разновидности разделения труда: «общее разделение труда по отраслям общественного производства; частное разделение труда внутри отраслей; единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам». По Ф.Энгельсу, «общественное разделение труда — это разделение труда, прежде всего, на труд производительный и управленческий».

Другими словами, разделение труда — это деление трудового процесса на части, каждую из которых выполняет определенная группа работников, объединенных по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам.

Разделение труда подразумевает специализацию и кооперацию. Несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на разделение труда, существует возможность выявления неких общих черт специализации, которые воплощаются прежде всего в вертикальном и горизонтальном разделении труда менеджеров.

Горизонтальная специализация представляет собой «постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и кончая выходом из нее продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт)». По сути, происходит разделение выполняемой работы на составляющие компоненты. При горизонтальной специализации необходима согласованность действий работников и руководителей разных структурных подразделений, но принадлежащих к одному уровню управления, и преследующих общую организационную цель. Эти отношения не административные, они носят характер координации. Примером таких отношений может быть взаимодействие начальников отделов, входящих в одно управление.

<

Специализация труда, которая подразумевает «разделение работ по уровням иерархии в организации, как в целом, так и в ее отдельных частях», называется вертикальной. Для организации слаженной работы группы работников должен присутствовать координатор. В этом случае отношения, возникающие между группами и координатором, носят характер субординации и подчиненности. Координатор планирует работу, распределяет ее между исполнителями, организует исполнение и контролирует его. Пример подобных отношений – начальник отдела и подчиненные.

К преимуществам специализации обоих видов специалисты относят: возможность досконально разобраться в сути порученной работы и выявить наиболее важные, критические вопросы для концентрации усилий именно на этих участках; упрощение коммуникации и самого процесса принятия решений; облегчение формализации работы.

Среди недостатков специализации управленческого труда Лоуренс и Д. Лорш называют следующие направления негативного проявления сверхспециализации. «Во-первых, она уводит общую цель организации от работника и служит причиной известной организационной болезни — функционализма. Во-вторых, она приводит к усилению координационной деятельности. В-третьих, сверхспециализация развивает внутриличностную ориентацию и порождает различия в микрокультуре труда».

В ряде исследований озвучивается мысль, что сверхспециализация может привести «к снижению уровня морали и удовлетворенности работой и, как следствие этого, порождать уклонение от работы и текучесть кадров».

В процессе трудовой деятельности человек, так или иначе, использует различные приемы труда и обращается с разными предметами, что приводит к появлению специфических особенностей этой деятельности, и соответственно специализации.

Кооперация неотделима от разделения труда. Теоретики менеджмента полагают, что «чем глубже разделение труда в той или иной организации, тем шире его кооперация». Наблюдается прямая зависимость между количеством работников, выполняющих определенные трудовые обязанности и количеством исполнителей, которых следует «объединить в единый процесс производства продукции и оказания услуг». Следовательно, кооперация — объединение всех категорий работников для участия в совместной организованной трудовой деятельности. Кооперация труда затрагивает все уровни управления (рабочее место, предприятие, государство). Подобная форма организации труда является всеобщей формой экономических отношений, так как всегда и везде используется независимо от господствующего общественного строя.

В качестве примеров кооперации можно привести отдельные рабочие группы, производственные участки, структурные подразделения и организация в целом, объединяющая весь свой персонал для достижения общей цели.

Как и специализация, кооперация имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в полезности объединения трудовых усилий для повышения эффективности производства, результативность применения коллективного труда по сравнению с производительностью одного человека, снижение суммы затрат на средства производства (при расчете на единицу продукции), экономия рабочего времени.

В ряду недостатков кооперации исследователи замечают самый значительный – с неограниченным увеличением масштабов предприятия затраты на средства производства будут расти, а не уменьшаться.

Также важно различать два вида кооперации труда: простая кооперация, «в которой нет разделения труда и все работники выполняют одинаковые операции (например, бригады землекопов, лесорубов, грузчиков и т.п.)» и сложная кооперация, «где совместно трудятся люди разных профессий и специальностей. В последнем случае удваивается экономический эффект — и от кооперации, и от разделения труда».

Одной из альтернатив разделения труда является его функциональная организация. Ученые полагают, что подобный процесс проистекает в связи с разграничением сфер деятельности различных групп работников в зависимости от их роли и места в производственном процессе предприятия.

Работа любого предприятия, организации, учреждения предполагает разделение обязанностей работников по выполняемым функциям. Каждый работник имеет строго закрепленную за ним трудовую функцию. Функциональное разделение управленческого труда находит свое отражение в организационной структуре предприятия и образовании его функциональных структурных подразделений. Рациональная функциональная организация труда обеспечивает равномерную занятость управленческих работников, нормальную напряженность их труда. Пособия по менеджменту выделяют следующие категории работников согласно функциональной организации труда: основные, вспомогательные и обслуживающие. Работники, принадлежащие к основной категории, непосредственно обеспечивают производство и выполняют те функции, которые связаны с основным направлением деятельности. Вспомогательные работники обеспечивают своим трудом работу основных работников. Наконец, обслуживающие работники создают условия для производительной работы основных и вспомогательных работников. Также в отдельные группы выделяют руководителей, руководителей, специалистов и служащих.

    Функциональная организация труда является как бы основанием пирамиды функций управления, которые являются одним из основных его компонентов. Для выполнения конкретной работы, процедуры, операции необходимо понять и уяснить, что нужно получить в результате, как спланировать, организовать дело и проконтролировать его исполнение.

В общем смысле «функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления».

Можно сказать, что функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности, где каждая функция относительно самостоятельна, имеет свои специфические методы, инструменты.

Выделяют общие и конкретные (специализированные) функции управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к общим относятся: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ. Все эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако, как пишет Кабушкин Н.И., «планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них». Таким образом, остальные элементы должны быть ориентированы на выполнение стратегических и тактических планов организации.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными или специализированными. ГОСТ также рекомендует их типовой состав: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; экономический анализ; техническая подготовка производства; организация производства; управление технологическими процессами; оперативное управление производством; метрологическое обеспечение; технологический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; финансовая деятельность.

Стоит отметить, что конкретные функции управления обычно тесно связаны со спецификой предприятия и основным направлением его деятельности (общее управление, финансовое управление, строительство).

Определенная функциональная организация труда и конкретный набор функций управления требует соответствующей системы управления, которая организационно закрепляет существующую схему разделения труда.

Существует два основных элемента системы управления: функции и их организационное оформление в виде структур. Другими словами, содержание системы управления проявляются в её функциях, а форма — в структуре управления. При создании новой организации функции выступают основой для формирования структуры. При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой служит структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций.

Для достижения цели организации крайне необходима четкая и стройная система и структура управления без параллелизма и дублирования функций. Выполнение функций управления возможно при использовании различных организационных форм, типов структур. Важно, чтобы они наилучшим образом соответствовали содержанию и методам выполнения работ и способствовали их эффективности.

Эссе посвящено функциональным основам управления, которые тесно взаимосвязаны между собой, а эффективность реализации одной зависит от грамотного применения другой. Однако основы управления требуют более глубокого изучения: для получения более полного представления необходимо раскрыть сущность управленческой деятельности, изучить виды организации, уровни управления, основы управления человеческими ресурсами, особенности разрешения конфликтов и пр. Эти знания необходимы для формирования целостного представления о науке управления во избежание использования сугубо технического подхода к пониманию менеджмента.

Система управления в организации оказывает прямое воздействие на реализацию общих и оформление специализированных функций управления, которые в свою очередь составляют основу разделения управленческого труда. Грамотное разделение обязанностей (в том числе специализация и кооперация) непосредственным образом влияют на функциональную организацию труда работников. Таким образом, система управления организации при реализации соответствующих функций управления должна базироваться на грамотном разделении труда, который воплощается в его функциональной организации.

Список использованных источников и литературы:

 

  1. Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., Подлесных В.И., Прохоров Ю.К., Тюленев Л.В. Под редакцией Подлесных В.И. Менеджмент. – СпбГУ ИТМО, 2007.
  2. М. Альберт и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» .М., «Дело», 1992 г
  3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб.пособие/Н.И.Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М: Новое знание, 2009. – 336 с.
  4. Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2007. — № 5.
  5. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. Учебное пособие / Калининградский университет — Калининград, 1996. — 106 с.
  6. Ф.Энгельс «Анти-Дюринге» соч., т.20,стр.293
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00036 sec

WordPress: 24.2MB | MySQL:121 | 1,403sec