Какова структура контроллинга?

<

020814 1635 1 Какова структура контроллинга?Структура и содержание контроллинга:

– установление целей — определение количественных и качественных критериев деятельности предприятия;

– планирование — превращение целей предприятия в планы. Первый шаг планирования SWOT- анализ;

– управленческий учёт — основной элемент контроллинга, отражение всей финансово-хозяйственной деятельности в ходе выполнения плана. Управленческий учёт принципиально отличается от бухгалтерского, так как ориентирован на информационные потребности руководителей, а не на внешних пользователей;

– организация информационных потоков — сбор информации, обеспечение информационной поддержки управления.

– мониторинг — отслеживание процессов протекающих на предприятии в режиме реального времени;

– контроль — фиксирование и оценка свершившихся фактов.

 

 

2.Каковы функции контроллинга?

 

Для достижения поставленных целей контроллинг должен обеспечивать выполнение следующих функций (рисунок):

— координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

— информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;

— создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;

— обеспечение рациональности управленческого процесса.

 

020814 1635 2 Какова структура контроллинга?

Рисунок 1 – Функции контроллинга

 

3.Какие элементы контроллинга вы знаете?

 

Составные элементы системы контроллинга — управление по целям, ​бюджетирование, управленческий учет. Варианты организационного ​оформления контроллинга.

Контроллинг включает в себя установление цели предприятия, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществления функций контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решении

 

020814 1635 3 Какова структура контроллинга?

 

Рисунок –Элементы контролллинга

 

4.От каких факторов зависит организация службы контролллинга на предприятии?

 

Организация системы внутреннего контроля находится под воздействием многих факторов, назовем основные:

— отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении компанией);

— внешние условия функционирования компании, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;

— количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;

— стратегические установки, цели и задачи;

— степень механизации и компьютеризации деятельности;

— ресурсное обеспечение;

— уровень компетентности кадрового состава.

 

5. Зачем нужна служба контроллинга предприятию?

 

Служба контроллинга нужна:

– содействие принятию решений при разработке и утверждении текущих планов;

– консультирование и самостоятельное проведение специальных экономических исследований;

– координация планов по всем уровням;

– контроль прибыли в рамках текущих планово-контрольных расчетов и содействие в проведении контрольных проверок;

– подготовка сводок плановых и контрольных показателей для руководителей и специалистов подразделений, участвующих в процессе планирования и контроля;

– принятие решений относительно характеристик систем, методов и организации управления и планирования на предприятиях.

Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг представляет собой обратную связь в контуре управления за счет выбора организационного, математического и информационного (технического, программного, лингвистического) обеспечения и является синтезом планирования, учета, контроля, экономическою анализа, организации информационных потоков и многого другого.

 

6. Может ли руководитель службы контроллинга принимать управленческие решения?

 

На мой взгляд, руководитель службы контроллинга не может принимать какие-либо управленческие решения, но должен предоставлять рекомендации по возможному использованию тех или иных управленческих решений руководству предприятия и предоставлять возможные сценарии деятельности организации в результате принятия того или иного решения.

 

 

7. Каковы требования к созданию службы контроллинга?

 

При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:

служба контроллинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения;

служба контроллинга должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово-экономических служб;

служба контроллинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначена информация службы контроллинга;

служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия;

служба контроллинга должна быть независимой от той или иной финансово-экономической службы.

В соответствии с вышеприведенными требованиями возникают возможные варианты создания службы контроллинга и ее места в организационной структуре предприятия.

 

8. Каков алгоритм создания службы контроллинга?

 

Внедрение системы контроллинга на промышленном предприятии происходит по трем направлениям:

— подготовительный этап (изучение текущего состояния предприятия, экспресс-анализ);

— этап внедрения контроллинга;

— этап автоматизации (в случае необходимости).

В свою очередь второй этап представляет собой следующие четыре направления:

— изменения в системе управления;

— изменения в организационной структуре;

— информационные потоки в системе предприятия;

— персонал и возможные проблемы.

020814 1635 4 Какова структура контроллинга?

 

Рисунок – Этапы внедрения контроллинга на промышленном предприятии

В зависимости от того, кто будет представлять службу контроллинга на предприятии и кто будет организовывать ее внедрение, будет происходить и подготовительный этап. Если таковым будет являться действительный руководитель предприятия, который осведомлен о состоянии предприятия, о том, как работают подразделения предприятия, кто собирает и представляет оперативную информацию, какие документы, в какие сроки и для кого подготавливаются, как обстоят дела с издержками и кто анализирует и контролирует все возникающие отклонения, составлен ли бюджет и как осуществляется контроль за его исполнением, то в этом случае многие этапы предлагаемого экспресс-анализа просто не будут представлять необходимости. Если это будет производится для сторонней организации, о процессе и номенклатуре производства, о конкурентах и проблемах сбыта которой ничего неизвестно, то пошаговое выполнение данной схемы может дать действенные плоды.

020814 1635 5 Какова структура контроллинга?

Рисунок – Этапы создания системы контроллинга

 

Данный процесс следует разделить на три этапа:

Подготовительный этап.

Подготовительный этап представляет собой общее ознакомление с процессом работы данного предприятия. Необходимо, после согласования с директором предприятия (если данная процедура происходит в чужой организации) о сроках и этапах внедрения системы контроллинга, составить приказ от его имени о предоставлении всеми отделами и службами данной предприятии информации, список которой прилагается. А именно: организационная структура предприятия, бюджет предприятия на соответствующий период, ведомости учета и анализа отклонений по производству и издержкам, баланс и отчет о прибылях и убытках, регламент (положение) о работе отделов. Также согласовывается время и сроки проведения интервьюирования с главными специалистами и дата презентации отчета, на которой должны присутствовать все опрашиваемые. В каждом интервьюировании определяется, какое отношение имеет каждый отдел к контроллингу (для облегчения понимания вопросы разбиваются на подтемы: какую роль в планировании (бюджетировании) играет данный отдел, как происходит анализ отдела, как осуществляется контроль). В заключение данного этапа генерируется отчет, в котором выявляются все положительные стороны предприятия и «узкие места», для которых предлагается решение и представляется на презентации.

Если данный процесс необходимо провести на своем предприятии, то следует максимально формализовать отношения. Не следует упрашивать людей подать документы в срок или подготовить необходимую информацию. Система контроллинга основана на оперативном учете и только с помощью оперативных данных, т.е. данных предоставляемых в срок возможны планирование и анализ. Поэтому сразу необходимо настроить персонал на соответствующую работу.

Этап внедрения.

В случае достижения согласия по всем вопросам осуществляется второй этап, в котором с каждым отделом начинается детальная проработка всех основных моментов контроллинга. Параллельно происходит разработка программного продукта, если в таком выявляется необходимость. На этом этапе либо создается отдел контроллинга, либо не занятых, но опытных и обученных сотрудников обязывают к ведению данной работы. В случае необходимости на данном этапе проводят обучение сотрудников.

<

Изменения в процессе управления предприятием при внедрении системы контроллинга проводятся по следующим направлениям:

Внедрение центров ответственности.

Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров ответственности на предприятии: функциональный, территориальный, соответствия организационной структуре и сходства структуры затрат.

Распределение по центрам финансовой ответственности существует для оптимизации планирования, учета и контроля деятельности предприятия. Законодательство России обязывает каждое предприятие вести бухгалтерский (финансовый) учет. Но для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации в рамках системы контроллинга специального управленческого учета. Каким образом он будет реализован, зависит от особенностей предприятия и потребностей руководителя.

Изменения в организационной структуре при внедрении системы контроллинга. В различных странах нет единого подхода к вопросу системы структурной организации контроллинга на практике. В США в большинстве случаев контроллер – это коммерческий директор предприятия или, по нашей терминологии, заместитель директора по экономике, главный экономист. Ему подчинены отделы и службы внешнего учета (финансовая бухгалтерия), производственной бухгалтерии, ревизии, организации производства, страхования и зачастую информационно-вычислительный центр. В Германии должность контроллера вводится на крупных и средних фирмах, использующих систему контроллинга. Из обычной структуры заводоуправления ему передаются в административное подчинение производственная бухгалтерия, отдел статистики, планирования и прогнозирования. Главный бухгалтер и его служба непосредственно контроллеру не подчиняются.

Контроллер на небольших предприятиях в России довольно часто является, прежде всего, руководителем службы бухгалтерского учета. Организационная, или наладочная, функция в контроллинге – консультационная поддержка менеджмента – лучше всего выполняется контроллером, который владеет пригодным для использования инструментарием. Одновременно эта функция выполняется в ходе автоматизированной обработки информации, что означает стыковку между контроллингом и информационным менеджментом. Но если на небольшом предприятии все эти вопросы решаются, что называется, одной головой, то на крупных фирмах для эффективной работы и четкого определения ответственности контроллеров необходимо создать специальное структурное подразделение – службу контроллинга. Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контроллинга на предприятии – анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.

 

 

9. Каковы отличия создания службы контроллинга на среднем (крупном) предприятии и в холдинге?

 

Основное различие в том, что в случае создании системы контроллинга в холдинге, необходимо создавать службу контроллинга на каждом из предприятий, входящих в холдинг, и кроме того создать общий координирующий и аналитический центр, в задачи которого входил бы сбор информации от всех служб контроллинга холдинга и выработки общей стратегии.

 

 

10. Кто формирует состав службы контроллинга?

 

Состав и структуру службы контроллинга определяет руководство предприятия, исходя из основных факторов влияющих на необходимость создания данной структуры предприятия. Цели, задачи и функции службы контроллинга, ее структура в большей степени, чем у других подразделений, зависят от позиционирования данной службы в структуре предприятия и характера ее взаимодействия с вышестоящими руководителями и руководителями подразделений этого же уровня управления.

 

 

11. Кто подразделения организации передают информацию в службу контроллинга?

 

В службу контроллинга передают информацию все подразделения, участвующие в хозяйственной деятельности предприятия, управленческие и финансово-экономические службы.

 

 

12. Кто является источником информации для службы контроллинга?

 

Источником информации для контроллинга являются руководители соответствующих подразделений. Следует понимать, что полноценное функционирование службы контроллинга тесно увязано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности и использованием современных информационных технологий. Сбор аналитической информации должен быть максимально автоматизирован, чтобы избежать искажений, ошибок и злоупотреблений. Поскольку алгоритм сбора информации и формы отчетности в службе контроллинга свои, специфичные, то целесообразно иметь в штате специалиста, который будет отвечать за автоматизацию контроллинговой работы.

Служба контроллинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения.

 

13. Каков состав службы контроллинга?

 

Стандартного шаблона по организации, структуре службы контролинга не существует. Все зависит от организационной структуры предприятия, вида деятельности и т.д. , и в большей степени от желания руководителя, то есть, что хочет получать от работы службы контроллинга руководитель, какое место он отводит данной службе. Служба контроллинга может состоять из 2, 3, может их десяти, двадцати человек.

В службе контроллинга, состоящей из 3-4 сотрудников (контроллеров), у каждого есть свои должностные обязанности, и в то же время должен соблюдаться командный принцип работы, когда какое-то крупное аналитическое задание сотрудники службы контроллинга выполняют все вместе, помогая друг другу.

Опыт внедрения контроллинга на ряде крупных российских предприятий показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга: начальник службы контроллинга; контроллер-куратор цехов; контроллер-специалист по управленческому учету; контроллер-специалист по информационным системам.

020814 1635 6 Какова структура контроллинга?

Рисунок . – Состав службы контроллинга на предприятии

 

 

 

 

 

14. Каков порядок создания службы контроллинга на крупном (среднем) предприятии?

 

Возможны два основных способа создания структуры службы контроллинга на средних по размеру предприятиях:

1. Служба контроллинга организуется в соответствии с функциями менеджмента. За поддержку каждой функции отвечает контроллер или группа контроллеров (Рис.);

020814 1635 7 Какова структура контроллинга?

Рисунок – Структура службы контроллинга, сформированная в соответствии с функциями менеджмента

 

2. Служба контроллинга организуется в соответствии с функциональными сферами предприятия (производство, сбыт, закупки, финансы). За каждой сферой закрепляется контроллер или группа контроллеров (Рис. ).

 

020814 1635 8 Какова структура контроллинга?

 

Рисунок – Структура службы контроллинга, сформированная в соответствии с функциональными сферами предприятия

В ряде случаев целесообразно применять комбинацию этих способов.

В случае выбора варианта структурирования службы контроллинга по функциям менеджмента потребуются специалисты достаточно узкого профиля. Если же принимается вариант организации службы контроллинга по функциональным сферам, то, наоборот, — специалисты широкого профиля. Это имеет свои позитивные и негативные стороны.

Современный контроллинг базируется на информационных технологиях. Это позволяет значительно сократить затраты времени на обмен данными, снизить трудоемкость учетно-аналитических процедур, увеличить объемы перерабатываемой информации. Наличие такого структурного звена, как бюро информационных технологий в службе контроллинга просто необходимо.

Характер взаимодействия службы контроллинга с другими подразделениями предприятия определяется в каждом конкретном случае на основе задач и функций, выполнение которых возложено на нее руководством предприятия.

В России целесообразно подчинить службу контроллингa напрямую генеральному директору, таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от начальников других финансово-экономических служб.

Более того, служба контроллинга ставится в некотором роде привилегированное положение, поскольку приказом генерального директора остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию.

 

15. Каков порядок создания службы контроллинга в корпорации (холдинге)?

 

Порядок создания службы корпорации основывается прежде всего на создании служб контроллинга на каждом из предприятий, входящих в холдинг, а затем создание общей координирующей службы контроллинга.

 

 

 

16. Какие подразделения организации подчинены службе контроллинга?

 

Руководители отделов контроллинга и финансов могут оба находиться в подчинении у члена правления, отвечающего за финансово-экономическую деятельность, часто вице-президента по финансам, представляющего интересы этих отделов в правлении. Они оба непосредственно могут быть представлены также в правлении (при необходимости, в качестве заместителей члена правления). Службе контроллинга подчинены подразделения контроллинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1

 

Разбейтесь на группы по два человека. Представьте следующую игровую ситуацию. Вы владеете производственной организацией, которая производит, а затем реализует удобрения. Вы решили создать у себя на предприятии службу контроллинга.

Задание. Подумайте, как Вы будете заниматься организацией службы контроллинга на своем предприятии?

Кто будет входит в состав данной службы?

Кому Вы поручите заниматься отбором кадров для службы контроллинга?

Кто будет разрабатывать должностные инструкции для сотрудников службы контроллинга?

Какими должностными обязанностями Вы наделите сотрудников службы контроллинга?

 

Решение

 

Служба контроллинга может быть подчинена генеральному директору фирмы. Служба контроллинга может быть подчинена генеральному директору фирмы. Особое внимание целесообразно уделить структуре управления службой контроллинга. В целях предотвращения перегрузки генерального директора предлагаю отдела контроллингу подчинить финансовому директору корпорации.

020814 1635 9 Какова структура контроллинга?

Рисунок – Этапы создания системы контроллинга

 

020814 1635 10 Какова структура контроллинга?

Рисунок – Проектируемая структура управления службой контроллинга

 

Формирование службы контроллинга буду осуществлять постепенно по мере подготовки кадров.

Отбор кадров для службы контроллинга я поручу отделу персонала и службе безопасности, а основное решение о приеме работника в службу контроллинга будет принимать непосредственно директор предприятия.

Должностные инструкции для каждого сотрудника службы контроллинга будет разрабатывать начальник службы контроллинга.

Перечислю обязанности вводимых сотрудников. В отдел контролинга необходимо принять трех специалистов по контроллингу. Их основные обязанности следующие: бюджетирование, планирование и контроль; анализ финансовых результатов по ключевым направлениям деятельности; управленческий учет и отчетность; оценка эффективности инвестиционных проектов; разработка внутренних инструкций и документирование процессов подготовки отчетности; оценка методик и систем оперативного и стратегического планирования, выработка рекомендаций по их оптимизации; организация мониторинга, оценка эффективности, достоверности и соответствия международным стандартам систем управления ресурсами, трансфертного ценообразования и фондирования, а также системы риск-менеджмента; обеспечение контроля экономической целесообразности и эффективности совершаемых в Корпорации операций и сделок, договоров с внешними партнерами; регламентация и экономическая поддержка проведения тендеров и переговоров; оценка методик и систем оперативного и стратегического планирования, управленческого учета и отчетности; выработка рекомендаций по их оптимизации; оценка методик и систем управленческого учета и отчетности; выработка рекомендаций по их оптимизации.

Требования, предъявляемые к контроллеру:

Квалификация. Образование высшее, желательно в области экономики промышленности, бухгалтерского учета, финансов (для банка — финансы, финансовый менеджмент), управления. Значительное внимание следует уделять практике деятельности и специальной подготовке.

Знания.

1. Необходимы знания в области бухгалтерского учета, финансового анализа, экономики предприятия, планирования и управления.

2. Владение современными методами учета расходов при помощи сопоставления нормативных и фактических затрат, учета капитальных вложений, методов оценки эффективности.

3. Навыки в организации бизнес-процессов, в использовании ПЭВМ, программного обеспечения для планирования, маркетинговых исследований и реинжиниринге.

4. Знание специальной терминологии.

5. Знание и опыт расчета сумм покрытия.

6. Создание и внедрение оперативных и стратегических методов планирования и контроллинга.

7. Владеть инструментами контроллинга.

8. Знать и уметь использовать технологии маркетинга, менеджмента, финансового анализа и управления.

9. Владеть методами финансовой математики, статистического анализа, построения аддитивных и мультипликативных моделей.

10. Уметь формировать информационные потоки и управлять ими.

Черты личности. Контроллерами могут работать практики и выпускники ВУЗов с аналитическим образом мышления. Они должны быстро и гибко действовать и реагировать, хорошо владеть методами оперативного и стратегического контроллинга. Контроллер должен быть коммуникабельным, уметь мобилизовать команду на реализацию концепции контроллинга. Главным девизом контроллера должен быть: «Я прежде всего служу предприятию»(Э.Майер). Контроллер уже сегодня должен делать то, о чем другие будут думать завтра. Контроллер — высокообразованный человек, интегрирующий в себе знания менеджера, бухгалтера, финансового аналитика, маркетолога, специалиста по стратегическому планированию. Он обязан иметь высшее образование на стыке перечисленных направлений науки.

Введение подразделения контроллинга обеспечивает непрерывный анализ, контроль и корректировку основных показателей деятельности организации, и обеспечивает профилактику и упреждение возможных кризисных явлений, что в целом будет способствовать устойчивому развитию организации.

Задание № 2

 

Представьте, что Вы работаете в корпорации. Руководство корпорации решило организовать службу контроллинга. И вас назначили на пост главного контроллера корпорации. А, следовательно, Вам придется заниматься организацией службы контроллинга применительно ко всей корпорации. Подумайте, с чего Вы начнете свою работу? Каков будет состав службы контроллинга корпорации? Какие полномочиями Вы наделите каждую службу?

 

Ответ

Прежде всего я проведу совещание с руководство корпорации и руководителями производственных, финансово-экономических подразделений, выявлю определенные направления контроля деятельности предприятия, определю ключевые направления контроля.

Далее разработаю Положение о службе контроллинга, в котором определю цели и задачи функционирования, структуру отдела, функциональные обязанности отдела в целом и каждого подразделения.

Я при необходимо введу подслужбы контролинга издержек и затрат, контроллинга финансов, контроллинга производства, контроллинга инноваций и инвестиций, контроллинга продукции и услуг.

Подслужба контроллинга издержек и затрат будет обладать правом контроля всех затрат связанных с деятельностью предприятия, их обоснованностью и соответствию нормативам, правом рекомендаций по снижению, оптимизации и минимизацией затрат.

Подслужба контроллинга финансов – будет обладать правом контроля финансовых потоков предприятий.

Подслужба производства – будет обладать правом контроля производственного процесса предприятий, контроля наличия, расходов, поступления и движения материально-производственных запасов, предлагать мероприятия по экономии материально-производственных запасов.

Подслужба контроллинга инноваций и инвестиций – будет обладать правом контроля использования и применения инновационных технологий и инвестиций, давать рекомендации по повышению их эффективности в хозяйственной деятельности предприятия.

Подслужба контроллинга продукции и услуг – будет обладать правом контроля выпуска продукции, контролем за деятельностью маркетингового отдела, за жизненным циклом продукции и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3

 

 

Представьте, что Вы владелец средней производственной структуры. Вами было принято управленческое решение, в соответствии с которым, было необходимо организовать службу контроллинга. Подумайте, с чего вы начнете свою работу? Каков будет состав службы контроллинга Вашего предприятия? Какие задачи Вы поставите перед данной службой? Какие функции будет выполнять Ваша служба?

 

Ответ

 

Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии, такое решение было уже принято. Далее необходимо определить цели, реализация которых подразумевает создание службы контроллинга.

Так как я являюсь руководителем предприятия, то я осведомлен о состоянии предприятия, о том, как работают подразделения предприятия, кто собирает и представляет оперативную информацию, какие документы, в какие сроки и для кого подготавливаются, как обстоят дела с издержками и кто анализирует и контролирует все возникающие отклонения, составлен ли бюджет и как осуществляется контроль за его исполнением. Далее проведу совещание с руководителями подразделений своего предприятия, определим ключевым и проблемные точки хозяйственной деятельности предприятия.

Далее я определю структуру службы контроллинга, подберу персонал, определю штатное расписание службы контроллинга, подберу сотрудников, определю их должностные обязанности и полномочия, определю бюджет службы.

Задачи службы контроллинга будут следующими:

– информационное обеспечение процессов учета, планирования и про-гнозирования;

– регулирование и контроль за производственными и финансовыми ас-пектами деятельности предприятия;

– выполнение функции интеграции, системной организации и коорди-нации;

– создание информационной системы и обеспечивать поддержку принятия руководством управленческих решений.

Служба контроллинга будет выполнять следующие функции: поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг.–М,: Омега-Л, 2007.
  2. Багиев Г. Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник. — М.: Экономика, 2004. – 601 с.
  3. Бородушко И. В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг.–СПб.: Питер, 2006.
  4. Карминский     А. М., Фалько С. Г., Жевава А. А., Иванова Н. Ю. Контроллинг. –М.: Финансы и кредит, 2006.
  5. Петренко С. Н.
    Контроллинг. –М.: Эльга, 2004.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00032 sec

WordPress: 21.74MB | MySQL:112 | 2,073sec