Метрология. Понятие, цели и задачи

<

021514 1948 1 Метрология. Понятие, цели и задачи МетрологиЯ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МЕТРОЛОГИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ОСНОВ МЕТРОЛОГИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

Метрология (от греч. «metron» — мера, «logos» — учение) — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Предмет метрологии — измерения, их единство и точность.

Метрология включает в себя методы выполнения практически всех измерительных работ на производстве, а также их правовые и теоретические основы.

Правовые основы (законодательная метрология) обеспечивают единообразие средств и единство измерений посредством установленных государством правил. Государственное регулирование выполняется посредством правовых актов через федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства), Государственную метрологическую службу и метрологические службы предприятий и организаций.

Теоретическая (фундаментальная) метрология разрабатывает фундаментальные основы данной науки.

Прикладная (практическая) метрология освещает вопросы практического применения разработок теоретической и положений законодательной метрологии.

Для обеспечения единства измерений выполняются следующие условия:

– применяются только узаконенные правилами единицы измерений;

– устанавливается допустимые погрешности измерений и пределы, за которые они не должны выходить при заданной вероятности.

Основными документами метрологии являются Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» и стандарты государственной системы обеспечения единства измерений, которые объединены в следующие группы:

– стандартные справочные данные; стандартные образцы;

– эталоны единиц физических величин; методики и условия измерений; измерения геометрических, механических, электрических и других величин (например, объем, физико-химический состав и свойства материала);

– методы поверки, калибровки и аттестации. В настоящее время действует более 3 тысяч государственных стандартов на методы контроля и испытаний различных видов продукции.

Под метрологическим обеспечением понимается установление научных основ, применение технических средств, правил и норм, необходимых для достижения требуемой точности измерений.

Оценку качества продукции проводят при предпродажном контроле (оценка производителя — «первого лица»), при эксплуатации или после ремонта (оценка потребителя — «второго лица») и при сертификации (оценка, независимая от производителя и потребителя — «третьего лица»). Оценка качества необходима и при проведении технологических процессов различных отраслей экономики.

Метрологическое обеспечение необходимо при экспертизе технической документации, выборе средств измерений, разработке систем обслуживания и пр.

Метрологическое обеспечение присутствует на всех уровнях управления производством:

– нормативном (корпоративном), когда определяются основные принципы, цели, используемые инструменты и внутренние правила, относящиеся к системе менеджмента качества;

– стратегическом, когда принимаются решения по выбору направлений деятельности, будущей конкурентоспособности продукции и управлению предприятием;

– эксплуатационном (производственная деятельность), когда принимаются оперативные решения и дается оценка товаров и услуг, предлагаемых потребителю.

Законодательно установлено, что потребитель не обязан обладать профессиональными знаниями о потребляемых товарах и услугах, его компетенция ограничивается преимущественно правилами пользования ими. В этом заключается гуманитарная составляющая качества товара. Именно правила его использования позволяют определить возможности товара в конкретной потребительской ситуации. Например, безопасность является базовым свойством, допускающим товар на рынок, а надежность гарантирует исключение возникновения негативных ситуаций. Для потребителя эти параметры в системе потребительской ценности не являются синонимами качества, а служат лишь условиями, необходимыми и достаточными для его использования.

В условиях рыночных отношений и разработчик, и производитель продукции вынуждены с максимальной приближенностью прогнозировать реальные условия ее эксплуатации и с их учетом назначать набор необходимых для этой продукции функций.

Итоговой оценкой продукции служит соотношение «цена — качество», характеризующее потребительский эффект товара.

 

 

2. СТАНДАРТЫ НА ПРОДУКЦИЮ, РАЗДЕЛЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Стандарты являются средством управления производства и разрабатываются как техническая документация.

Стандарт — это нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать в себя требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.

Стандарты основаны на обобщенных результатах науки, техники и практики и направлены на достижение оптимальных результатов общественной деятельности. Стандарт устанавливает параметры качества. Стандартизация является механизмом управления качеством продукции.

Государственный стандарт России (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Объектом (предметом) стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают требования, характеристики, параметры, правила и т. п.

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы изделий, безопасность и экологичность продукции и т. д.

Цель стандартизации — выполнение обязательных требований стандартов, к которым можно отнести разработку норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность продукции для жизни и здоровья людей, совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство измерений, экономию всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993 г.

Стандартизация выполняет экономическую, социальную и коммуникативную функции.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.
К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.

В России действуют несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:

– стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг;

– стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

Стандарт общих технических условий обычно включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих технических условий. Но стандарт технических условий содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указание о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке; знаки соответствия, если изделия сертифицированы; особые требования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды).

Стандарты на работы (процессы устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа рекомендуют применять методики контроля, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее. Главный критерий объективности метода контроля (испытания, измерения, анализа) — воспроизводимость и сопоставимость результатов.

В стандартах и других нормативно-технических документах в зависимости от характера и свойства продукции определяются: требования, которым она должна отвечать, способы проверки соответствия этим требованиям, объему, виды и ступени контроля, обязательные к применению при приемке соответствующей продукции по качеству. Для каждого вида продукции стандарты и технические условия предусматривают методы проверки и проверяемые показатели, обеспечивающие возможность наиболее надежно определить качество продукции с учетом предъявляемых требований. По объему проверка может быть сплошной или выборочной (проверяется только часть поступившей партии).

Стандарты на продукцию, подлежащую сертификации, содержат:

термины и определения;

область распространения требований;

<

требования к состоянию продукции, состав и значения показателей (характеристик) этого состояния, включая требования к составным частям и материалам, поставляемых смежниками;

требования к стабильности (однородности) конечной продукции, условия их обеспечения и контроля в процессе производства, решающие правила, в том числе и для инспекционного контроля;

требования к методам испытаний;

требования к маркировке продукции (товарной сопроводительной и эксплуатационной документации) знаком соответствия.

Если безопасность продукции (товара) должна сохраняться в течение всего срока службы (годности), то устанавливаются требования к упаковке, транспортированию, хранению, использованию по назначению, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации. Требования к продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, на соответствие которым проводится обязательная сертификация, устанавливаются только в государственных стандартах. В стандарте на продукцию приведены термины и определения, принятые для данной продукции и используемые в системе сертификации ГОСТа Р.

Предпочтительно, чтобы термины и определения были унифицированы с принятыми в международных и зарубежных стандартах, а также и правилах сертификации. В разделе «Область применения» указываются требования, направленные на обеспечение безопасности и охраны окружающей среды, подтверждаемые при обязательной сертификации. При необходимости указывается и область распространения обязательных требований к различным модификациям продукции. В разделе «Требования» содержатся следующие пункты:

требования безопасности;

требования охраны окружающей среды;

технические требования;

правила приемки;

методы испытаний (контроля);

маркировка, упаковка;

транспортирование, хранение и (в случае необходимости) указания по эксплуатации (использованию по назначению, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации).

Показатели, которые требуется подтверждать при сертификации, должны излагаться однозначно и обоснованно; иметь (по возможности) численные выражения с допусками или предельными значениями; оцениваться объективно.

В подразделах «Требования безопасности», «Требования охраны окружающей среды» содержатся показатели (характеристики), направленные на обеспечение безопасности и охраны окружающей среды, определяемые законодательными и нормативными актами. Требования безопасности и охраны окружающей среды должны определять состояние безопасности объекта стандартизации в течение всего срока его службы (годности).

В подразделе «Технические требования» приводятся показатели (характеристики) технического состояния продукции, их значения и (при необходимости) требования к составным частям и материалам, а также другие условия, определяющие обеспечение соответствия сертифицируемых показателей.

В стандарте на продукцию в «Правилах приемки» приводятся требования к однородности сертифицируемых показателей (характеристик) конечной продукции, ее составных частей и материалов к условиям их обеспечения, а также и отбору образцов. Однородность значений сертифицируемых показателей продукции и (или) ее определяющих составных частей и материалов характеризуется показателем однородности. Этот показатель и методы его контроля должны быть пригодны для первичной оценки производства сертифицируемой продукции и последующего инспекционного контроля. В стандарте на продукцию непосредственно, либо путем ссылки на другие нормативные документы, указываются способ отбора и количество образцов продукции. Кроме этого состав документов, описывающих их, а также методы идентификации и подготовки к испытаниям, оперирования с образцами, способ хранения образцов и (или) документов на них после испытаний, а также образцов для повторного контроля.

В подразделе «Методы испытаний» приводятся требования к методам испытаний, контроля (в том числе и инспекционного) показателей, подтверждаемых при сертификации, к порядку проведения испытаний, объему, технологии контроля всех проверяемых параметров продукции. Если результаты испытаний зависят от последовательности последних, то указывается и эта последовательность. Допускается использование нескольких эквивалентных, в том числе экспресс-методов, гарантирующих повторяемость результатов испытаний. При этом обязательно указывается контрольный метод.

Подробное описание методов необходимо для того, чтобы квалифицированный персонал в любой испытательной лаборатории достиг при их применении сопоставимых результатов.

В подразделе «Маркировка» приводятся требования к маркировке знаком (знаками) соответствия продукции, товаросопроводительной и эксплуатационной документации и, кроме того, обозначение стандартов, на соответствие которым осуществляется сертификация. Помимо вышесказанного должны быть предусмотрены: обозначение знака (знаков) соответствия; место маркировки; способ нанесения маркировки; требования к сохранности маркировки в процессе жизненного цикла продукции. Знак соответствия целесообразно наносить в непосредственной близости к маркировке, содержащей товарный знак и другие данные об изделии и его изготовителе. Если продукция подвергается ремонту, то должны быть указаны требования по ее маркировке знаком соответствия, включая товаросопроводительную и эксплуатационную документации.

В том случае, когда продукция попадает под действие закона РФ «О защите прав потребителей», она должна сохранять состояние безопасности на всех стадиях срока службы (годности): при упаковке, хранении, транспортировании, использовании по назначению, при всех видах технического обслуживания, в том числе и после ремонтных воздействий. Эти требования указываются в соответствующих разделах стандарта.

 

3. УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА. УСЛУГИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

 

В системе сертификации услуг общественного питания применяются следующие термины и определения:

общественное питание — совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продукции общественного питания;

предприятие общественного питания — предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления;

заготовочное предприятие (цех) — предприятие (цех) общественного питания, предназначенное для централизованного механизированного производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и снабжения ими доготовочных предприятий, магазинов (отделов) кулинарии и предприятий розничной торговли;

продукция общественного питания — совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, кондитерских и булочных изделий;

услуга общественного питания — результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга;

качество услуги — совокупность характеристик услуги, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности населения;

сертификация услуги — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от исполнителя и потребителя

организация удостоверяет в письменной форме, что услуга соответствует установленным требованиям;

процесс оказания услуги — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельность исполнителя, необходимых для оказания услуги. К процессам оказания услуги могут относится: проектирование, материальное обеспечение, прием и выдача заказа, производственный и технологический процесс, продажа, контроль;

результат услуги — изменение состояния объекта или создание по индивидуальным заказам нового объекта при оказании услуги.

Остальные используемые в разделе термины и определения соответствуют законам РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации, ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и определения», ГОСТ Р 50647—94 «Общественное питание. Термины и определения».

В соответствии с законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» обязательная сертификация услуг общественного питания проводится в Системе сертификации ГОСТ Р.

Услуги общественного питания относятся одновременно и к материальным и к нематериальным (социально-культурным) услугам, например обслуживание посетителей ресторана.

Отличительной особенностью услуги общественного питания является совмещение процессов производства продукции и ее реализации потребителем. Перечень услуг, оказываемых предприятиями общественного питания, весьма разнообразен и включает:

собственно услуги питания предприятий различных типов (ресторана, кафе, бара, столовой, закусочной); услуги по изготовлению и реализации кулинарной продукции; услуги по организации потребления и обслуживания торжеств, семейных обедов, участников конференций, семинаров; доставку продукции по заказам и обслуживание на дому; услуги по организации досуга;

информационно-консультативные услуги и пр., такие как: прокат столового белья и посуды, продажа фирменных значков, сувениров, вызов такси по заказу потребителя и др.

В соответствии с Перечнем работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации из всего перечня услуг общественного питания обязательной сертификации подлежат: услуга питания ресторана, кафе, столовой, закусочной, бара в соответствии с кодами 122101—122106, услуга по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий код 122201, услуга по реализации кулинарной продукции коды 122403, 122404 (коды даны по ОК 002-93).

Основополагающим документом для проведения сертификации услуг общественного питания является Временный порядок сертификации услуг общественного питания, утвержденный постановлением Госстандарта России 18 января 1995 г. № 4/3/3 с учетом требований Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации и «Положением о Системе сертификации ГОСТ Р».

Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в следующих нормативных документах:

ГОСТ Р 50762—95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;

ГОСТ Р 50763—95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия»;

ГОСТ Р 50764—95 «Услуги общественного питания. Общие требования»;

ГОСТ Р 50935—96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу»;

СанПиН 2.3.6.959—00 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», которые введены в действие с июля 2000 г. взамен СанПиН 42-123-5777-91;

СанПиН 42-123-4117—86 «Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»;

СанПиН 2.3.2.560—96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

ОСТ 28-1—95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»;

СНиП 2.08.02—89 «Строительные нормы и правила. Общественные здания»;

Правилах оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1036 от 15 августа 1997 г. с изменениями и дополнениями.

Вследствие разнообразия услуг общественного питания их обязательная сертификация проводится в основном по схемам 2 и 4.

По желанию исполнителя услуги возможно использование схемы 5, предусматривающей оценку (сертификацию) системы качества с последующим инспекционным контролем стабильности ее функционирования.

Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, выборочную проверку результата услуги (испытания кулинарной продукции), инспекционный контроль сертифицированной услуги.

В общем виде оценка процесса оказания услуги включает проверку соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, наличия нормативных и технологических документов, соблюдения требований к обслуживающему и производственному персоналу, состояния технологического оборудования, в том числе весоизмерительного, соблюдение технологических требований к процессу оказания услуги.

Схему 2 применяют при сертификации всех услуг общественного питания, за исключением услуги питания, т.е. при изготовлении кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, реализации кулинарной продукции и кондитерских изделий через магазины и отделы кулинарии и вне предприятия.

Схема 4 предусматривает оценку предприятия, выборочную проверку результата услуги (испытания кулинарной продукции), инспекционный контроль. Оценка предприятия предусматривает проверку санитарно-гигиенических и технологических условий производства и реализации кулинарной продукции, условий обслуживания потребителей, состояния материально-технической базы (технологическое оборудование, лифты, система вентиляции, состав помещений, посуда, мебель и др.) в соответствии с ассортиментом кулинарной продукции и наличием нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию. Схему 4 применяют при сертификации услуг питания всех типов предприятий: ресторана, кафе, столовой, закусочной, бара и др.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами общественного питания, как составляющая схема сертификации, имеет важное значение в части установления, что оказываемая услуга продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации. Порядок проведения инспекционного контроля обусловлен схемами сертификации.

Основанием для проведения сертификации является заявка на сертификацию услуги. Работы по сертификации услуг оплачивает заявитель. Оплата работ проводится в порядке, установленном правилами по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», утвержденными постановлением Госстандарта России № 44 от 23 августа 1999 г. При оценке соответствия процесса оказания услуг требованиям нормативных документов проводят:

идентификацию услуги на соответствие наименованию и классификационным показателям согласно Общероссийскому классификатору услуг и ГОСТ Р 50764—95 — коды 122201, 122403, 122404;

оценку соответствия процесса оказания услуги общим требованиям безопасности согласно ГОСТ Р 50764—95, ГОСТ Р 50763— 95, в том числе и благоустройство территории предприятия общественного питания, наличие подъездных путей, состав помещений, объемно-планировочное решение производственных и складских помещений, пожаро-, электро- и взрывобезопасность предприятия, показатели уровня освещенности, параметров микроклимата, содержание и обслуживание систем инженерных коммуникаций, проведение работ по дезинфекции и дератизации;

оценку соответствия процесса оказания услуги санитарно-ги-гиеническим требованиям к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды, тары, в том числе бактериологический контроль, проводят по ГОСТ Р 50764—95, ГОСТ Р 50763—95, СанПиН 2.3.6.959-00;

оценку соответствия процесса оказания услуги технологическим и санитарно-гигиеническим требованиям к изготовлению и (или) реализации продукции общественного питания, в том числе последовательность и поточность технологического процесса, отсутствие встречных потоков сырья и полуфабрикатов, условия изготовления продукции общественного питания, обеспеченность тор-гово-технологическим оборудованием, кухонной посудой, разделочным и кухонным инвентарем, транспортной и цеховой тарой, используемые упаковочные материалы, ассортимент и объем кулинарной продукции, наличие и соблюдение нормативной, технической документации на изготовляемую и реализуемую продукцию, транспортирование продовольственного сырья и полуфабрикатов, наличие спецавтотранспорта, соблюдение режимов и условий хранения и сроков годности, товарного соседства различных групп сырья и температурно-влажностных режимов, наличие документов, подтверждающих безопасность и качество — сертификатов соответствия, удостоверений о качестве, гигиенических заключений, ветеринарных свидетельств, а также наличие и правильность оформления маркировочных ярлыков, соблюдение режимов механической и тепловой обработки продуктов, способов приготовления, рецептур и технологии, условия и сроки реализации продукции;

оценку соответствия требований к персоналу, в том числе квалификационных и гигиенических, по ГОСТ Р 50764—95, ГОСТ Р 50935-96, ОСТ 28-1-95, СанПиН 2.3.6.959-00, а именно: наличие профессиональной подготовки, опыта работы в сфере общественного питания, прохождение медицинских осмотров и санитарно-гигиенической подготовки персонала, наличие спецодежды, соблюдение требований личной гигиены и гигиены рабочих мест, наличие и соблюдение должностных инструкций, правил техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности.

Испытания безопасности продукции общественного питания, как составляющей схемы 2, проводят по показателям, соответствующим требованиям СанПиН 2.3.2.560—96, ТУ, ОСТ и другим нормативным документам.

Перечень продукции, подлежащей испытаниям, определяют при составлении программы путем анализа и ассортимента продукции, производимой и реализуемой предприятием на момент проверки. Отбор образцов продукции осуществляет представитель испытательной лаборатории, аккредитованной в Системе ГОСТ Р, в присутствии эксперта (члена комиссии).

В отдельных случаях Орган по сертификации может использовать протоколы испытаний (исследований), проведенных лабораториями ЦГСЭН, аккредитованными в Системе сертификации ГОСТ Р. Дата выдачи протоколов испытаний не должна превышать 2 мес.

По результатам оценки процесса оказания услуг составляют акт, в котором дают оценку полученным данным, в том числе и по показателям безопасности продукции общественного питания.

При выявлении недостатков в акте рекомендуется разработать корректирующие мероприятия по их устранению. Акт оценки соответствия процесса оказания услуг подписывают члены комиссии и руководитель предприятия — заявителя. Первый экземпляр акта остается в Органе по сертификации, а второй передается заявителю.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами общественного питания (далее инспекционный контроль) осуществляют с целью установления, что оказываемые услуги продолжают соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Орган по сертификации в течение срока действия сертификата осуществляет сбор, систематизацию и анализ информации о сертифицированной услуге. Источниками информации о сертифицированной услуге являются:

сведения, представляемые держателем сертификата об изменениях, внесенных в учредительные и технические документы и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации;

сведения об оказании новых видов услуг, освоении новых технологий, изменении типа предприятия;

официальные сведения федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, апелляционных комиссий, общественных объединений потребителей и др.;

сообщения в средствах массовой информации.

Полученные сведения должны быть документально оформлены. Формы документов устанавливают в Руководстве по качеству органа по сертификации.

Проверка процесса оказания услуги с учетом схемы сертификации может включать полный или сокращенный объем работ, что определяется органом по сертификации на основании анализа имеющейся у него информации об услуге.

Безопасность продукции общественного питания контролируют по показателям, соответствующим требованиям СанПиН 2.3.2.560-96, ТУ, ОСТ.

Перечень продукции, подлежащей контролю, определяют при составлении программы инспекционной проверки путем анализа перечня продукции, проверенной при сертификации услуги и ассортимента продукции, производимой и реализуемой предприятием на момент проверки.

Испытания продукции по показателям безопасности в период инспекционной проверки могут не проводиться в зависимости от результатов периодического санитарно-бактериолотаческото контроля состояния производства и качества готовой продукции.

Орган по сертификации анализирует результаты контроля качества и безопасности оказываемых услуг.

Орган по сертификации может использовать протоколы испытаний (исследований), проведенных лабораториями ЦГСЭН, аккредитованными в Системе сертификации ГОСТ Р.

Результаты инспекционных проверок и испытаний сопоставляют с результатами сертификации конкретной услуги для выявления тенденции изменений характеристик услуги в период действия сертификата. Проверка применения знака соответствия включает проверку наличия и правильного нанесения знака соответствия согласно порядку.

Если инспекционной проверкой установлены изменения в учредительных документах юридического лица, в том числе в названии юридического лица и его адресе, то Орган по сертификации

принимает решение об отмене действия сертификата и выдаче нового сертификата. При этом в реестре ОС делается отметка об исключении и оформляется новый сертификат с новым номером

регистрации и датой его выдачи; срок действия соответствует дате в отмененном сертификате.

Принятое решение Орган по сертификации оформляет по утвержденной форме и направляет держателю сертификата. Решение об отмене действия сертификата соответствия направляется участникам Системы сертификации.

В случае отмены действия сертификата соответствия и при устранении отмеченных при инспекционном контроле недостатков, заявитель обязан подать заявку на сертификацию вновь в установленном порядке, т.е. пройти процедуру подтверждения соответствия услуги установленным требованиям в полном объеме после устранения замечаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. М., 2004.
  2. Богомолов Ю.А., Полховская Т.М., Филиппов М.Н. Основы метрологии. М., 2000
  3. Гуторова И.А. Стандартизация, метрология и сертификация. М., 2003
  4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М., 2001.
  5. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М., 2000.
  6. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация. М., 2001

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00034 sec

WordPress: 22.65MB | MySQL:117 | 2,009sec