Общность и различие понятий менеджмента и управления

<

021514 0114 1 Общность и различие понятий менеджмента и управления Изменения в социально-политической и экономической жизни страны потребовали кардинальной перестройки всей системы управления. В настоящее время продуктивно руководить производственно-хозяйственной деятельностью могут только специалисты-управляющие (менеджеры), для которых работа в условиях рынка в соответствии с его требованиями и законами (маркетинг) – это образ мышления и действия.

В литературе встречаются самые разные определения понятия «менеджмент», что объясняется его многоплановостью, тесным переплетением теории и практики. Менеджмент представляет собой целостную, комплексную систему, которая постоянно развивается и совершенствуется. Приведенные ниже определения в совокупности дают целостное представление о менеджменте:

  • менеджмент — функциональный аспект экономики.
  • менеджмент — наука, практика, техника управления и контроля.
  • менеджмент — наука, практика и искусство управления.
  • менеджмент — деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени.
  • менеджмент — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
  • менеджмент — процесс планирования, организации, мотивации и контроля.

    Строго говоря, менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область. Менеджмент аккумулирует достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики.

    В современном русском языке для определения понятия «управление» сосуществуют два термина – «менеджмент» и «управление».

    За всю историю существования человечество выработало всего три инструмента управления:

  • иерархия – организация, где основное средство воздействия — отношение власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т. п.;
  • культура – это созданные и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе;
  • рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

    В реальных хозяйственных и социальных системах эти инструменты всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет. Если предпочтение отдают иерархии (как, например, в административно-командной системе советского общества, в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если в основном используют рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте. Культура – весьма эффективный, но наиболее «инерционный» инструмент управления. Реформирование современного российского общества весьма затруднено, в частности, из-за невозможности быстрых изменений в социокультурной и нравственно-этической областях.

    Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

    Менеджмент это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль.
  • Постоянное стремление к повышению эффективности производства, с меньшими затратами, получение оптимальных результатов.
  • Хозяйственная самостоятельность обеспечивающая свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.
  • Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.
  • Конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена.
  • Необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.

    В общем виде структуру и процессы управления можно представить в так как на рис. 1.

    021514 0114 2 Общность и различие понятий менеджмента и управления

    Рис. 1. Укрупненная структура системы управления

     

    Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

    1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем.

    2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.

    3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

    Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

    Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последователь-ность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

    021514 0114 3 Общность и различие понятий менеджмента и управления

     

    Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и её накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничить и преодолеть риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие рынка. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям. В связи с этим в задачи менеджмента входит:

    обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

    стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания на них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

    постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

    постоянный поиск и освоение новых рынков.

    К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

    определение конкретных целей развития фирмы;

    выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решений;

    разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

    выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;

    определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

    установление контроля за выполнением поставленных задач.

    Выполнение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контролю за производительным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

    Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечение все возрастающим объемом ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и другие.

    Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличается одна от другой.

    Для понимания менеджмента очень важно уяснить его взаимосвязь с маркетингом. По определению Американской маркетинговой ассоциации маркетинг это процесс, охватывающий разработку и реализацию маркетинговой концепции, ценообразование, продвижение на рынок и сбыт идей, товаров и услуг, и призванный обеспечить обмен, отвечающий целям отдельных лиц и организаций.

    Маркетинговая концепция — это подход к экономической деятельности организации, согласно которому для получения прибыли бизнес должен выявлять и удовлетворять нужды потребителей. Квинтэссенцию взаимодействия менеджмента и маркетинга можно описать следующими словами: «Надо производить то, что будет продано, а не пытаться сбыть то, что удалось произвести»1.

    Таким образом, менеджмент – это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок.

    Необходимо отметить, что современный менеджмент существует и развивается в условиях рыночной экономической системы. Сегодня в развитых странах под ней понимается смешанная экономическая система, то есть такой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства (через директивы и фискальные рычаги).

    Другим важным аспектом для понимания современного менеджмента является его международный характер. В настоящее время во всем мире происходят кардинальные изменения в международном разделении труда, идут процессы интернационализации и транснационализации хозяйственной деятельности стран мирового сообщества, вне зависимости от уровня их экономического развития. Чем глубже включается страна в мировую экономическую систему, тем больше благ с меньшими затратами национальных факторов производства получает ее население.

    <

    В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

    А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

    В процессе решения управленческих проблем должно четко представляться, что концепция управления одновременно является процессом взаимосвязанных функций. В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам.

    Например, Е.П.Голубков выделяет такие функции, как: определение целей и задач деятельности организации; планирование; организация; мотивация; координация и регулирование; учет, анализ и контроль.

    В свою очередь М. Мескон и другие относят к функциям управления следующие виды деятельности: стратегическое планирование; планирование реализации стратегии; организация взаимодействия и полномочий; построение организаций; мотивация.

    В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные.

    Эффективность системы управления зависит не только от четкого выбора методов, принципов и функций управления, но и факторов, способствующих повышению интенсивности процесса управления.

    В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

    — общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

    — управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

    — конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

    Функция управления – вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

    Современный менеджмент представляет собой систему, включающую научные подходы, принципы и методы, способствующие принятию и реализации конкурентоспособных решений. Начнем рассмотрение методологических основ менеджмента с основных теоретических подходов к нему и с интеграции как закономерного этапа развития систем менеджмента.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ ФИРМАМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЙ    

     

    Объединение – это единый производственно-технологический и организационно-технический комплекс юридически самостоятельных предприятий и хозрасчетных единиц на основе разделения и кооперации ряда функций производственного и обслуживающего характера под единым руководством. В зависимости от характера производственного объединения, подразделяются на производственные, агропромышленные и научно-производственные.

    Законом предусмотрены правила формирования структур управления организациями и требования, предъявляемые к ним (см. ГК РФ, Закон об АО, Закон об ООО и т. д.). Законы дают представление о том, какими должны быть руководящие органы организаций, обязательные процедуры управления, документы и т. д. в соответствии с организационно-правовой формой. Но для объединений предприятий холдингового типа, т. е. для объединений   второй   стадии нужно создавать структуру управления, принципиально отличающуюся от структуры управления проектом и от структуры управления отдельным предприятием.

    Принципы организации управления будут отличаться для технологически взаимосвязанного холдинга (концерна) и диверсифицированного конгломерата. Кроме того, структура управления зависит от степени финансовой взаимозависимости, географического расположения (в одной стране или в нескольких), от количества предприятий в объединении и т. д.

    Для ряда объединений — так называемых кооперативных объединений, договорных объединений, ассоциаций и союзов, стратегических альянсов (консорциумов) — общие структуры управления не требуются: предприятия продолжают самостоятельную деятельность, взаимодействуя лишь в рамках совместного проекта. Но для ряда объединений, объединения взаимозависимых в финансовом отношении предприятий, скоординированное совместное управление более чем необходимо. И механизмы для него существуют тоже — те самые финансовые связи.

    Теоретически управление в объединениях холдингового типа осуществляется через систему финансового участия входящих в объединение предприятий в капитале друг друга. То есть одно предприятие другим владеет и потому управляет. Но есть еще производственно-технологический аспект. При наличии технологических связей между предприятиями холдинга одним из основных принципов построения организационной структуры и структуры управления является эффективная организация технологического процесса (производства).
    Холдинговое объединение технологически взаимосвязанных предприятий, например предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей с сетью автозаправочных станций, называется концерном. Концерны создаются для контроля рынка и для оптимизации производственного процесса, для достижения эффекта от масштаба производства и для получения привилегий в работе с контрагентами, для контроля скорости, объемов производства и качества продукции на всех технологических уровнях и так далее.
    Холдинговое объединение предприятий из разных отраслей, технологически не связанных и объединенных только системой финансового участия, называют конгломератом. Конгломераты создаются для получения прибыли: от непосредственной деятельности, финансовых вложений, перепродажи бизнеса — не имеет значения. Как правило, конгломераты получаются «сами по себе» при покупке разных предприятий одним лицом или группой совместно действующих лиц. Большинство действующих конгломератов создавались в процессе приватизации, когда покупалось все, что было способно приносить доход.
    Конгломерат, как правило, включает в себя технологически разобщенные отдельные предприятия.

    Зарегистрированные ФПГ преимущественно являются конгломератами (а не концернами). Причина в том, что они создавались с целью получения обещанных (но так и не предоставленных) налоговых льгот, поэтому производственные выгоды от объединения мало кого волновали. Технологические связи между предприятиями таких групп отсутствуют.

    В некоторых случаях в ФПГ отсутствуют и технологические, и финансовые взаимосвязи, такие группы существуют только на бумаге, совместной хозяйственной деятельности не ведут и конгломератами не являются. Общей чертой концерна и конгломерата является степень взаимозависимости входящих в них предприятий: и в том, и в другом случае предприятия сохраняют юридическую самостоятельность, то есть являются отдельными компаниями, но утрачивают хозяйственную самостоятельность, подчиняются единому управлению со стороны держателя контрольных пакетов.

    Управление концерном и управление конгломератом серьезно отличаются одно от другого. Если управление конгломератом основано только на финансовых связях и потому есть возможность выбирать, предприятия какого рода будут составлять конгломерат, то управление концерном основано и на финансовых, и на технологических связях — следовательно, выбор предприятий, входящих в концерн, ограничен технологическими параметрами. Это предполагает новые критерии при принятии управленческих решений.
    Зачастую продажа бесприбыльных предприятий затруднена по причине технологической зависимости от них других предприятий.

    Управление конгломератом имеет общие черты с управлением портфелем инвестиций. Управление конгломератом может осуществляться в режиме купли-продажи предприятий. Основа принятия решений о приобретении или продаже предприятий конгломерата — их финансовые показатели и некоторые дополнительные характеристики: наличие редких активов, специфических прав (например, прав собственности на землю), лицензий, патентов и так далее. В конгломерате, в отличие от концерна, продажа отдельных предприятий и покупка новых происходят без существенного влияния на другие предприятия и безболезненны для производственного процесса.

    Но конгломерат — это все же более долгосрочное образование, чем портфель инвестиций, и поэтому в большинстве случаев в конгломерате ведется управление деятельностью входящих в него предприятий (а не только продажа).

    Так как конгломерат составлен из компаний, принадлежащих к разным отраслям, в какой-то мере он больше, чем концерн, защищен от экономических катаклизмов.

    Управление концерном напоминает управление вертикально интегрированной фирмой, в которой существуют центры прибыли и центры затрат, но все они нужны для обеспечения деятельности этой фирмы. Зачастую продажа бесприбыльных предприятий затруднена по причине технологической зависимости от них других предприятий. Руководство концерна управляет производством в общем: вырабатывает политику, занимается стратегическим планированием, следит за качеством и осуществляет общее финансовое руководство. Финансовое управление ИБГ в российских условиях сводится к главному вопросу: на каком же из наших предприятий мы будем получать прибыль, а на каком убытки, чтобы в результате налогообложение было минимальным. В соответствии с этим определяются внутренние цены на продукцию, средства платежа при расчетах между предприятиями группы и прочее.

    Для координации управления распределенным холдингом может создаваться управляющая компания, в структуре которой отражены интересы всех участников управления головными предприятиями объединения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

     

    В качестве объекта исследования выбрано ООО «Кэд-плюс».

    «Кэд-плюс» – общество с ограниченной ответственностью, находящееся по адресу: г. Краснодар, ул. Тургенева, 213.

    Предприятие реорганизовано решением общего собрания участников из ТОО «Кэд-плюс-книги-почтой», зарегистрированного постановлением администрации Прикубанского района г. Краснодара № 69/7 от 06.02.92 г в связи с приведением учредительных документов в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Учредителями общества являются физические лица – граждане Российской Федерации. Общество образовано в соответствии с Учредительным договором путем объединения материальных и денежных средств физических лиц в целях осуществления совместной деятельности.

    Общество  является  юридическим лицом по законодательству РФ, может иметь в собственности,  хозяйственном ведении и/или  оперативном управлении  обособленное  имущество,  отвечает по своим обязательствам всеми  своими  активами,  может  от  своего  имени  приобретать  и  осуществлять  имущественные  и  личные  неимущественные  права,  нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Общество  несет  ответственность  за  результаты  своей деятельности, за выполнение  взятых  на  себя  обязательств перед партнерами, перед госбюджетом  и  банками,  а  также перед трудовым коллективом всеми своими активами (всем принадлежащим ему имуществом) согласно действующему законодательству.  Участники  Общества  не отвечают по его  обязательствам  и  несут  риск  убытков  в  пределах     личного  вклада  в  капитал.  В  случае  невыплаты  вклада  Участники отвечают  солидарно  в  пределах  невнесенного  вклада.  Общество  не отвечает по обязательствам Участников.

    Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а также штампы, бланки и расчетный счет.

    Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для удовлетворения потребностей библиотек, предприятий, организаций и граждан с высоким качеством обслуживания, а также извлечения прибыли путем  насыщения  потребительского рынка  товарами и услугами.

    Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и законодательством РФ.  Общество в  установленном  порядке  приобретает  лицензии  для  осуществления тех видов  деятельности,  на  которые  распространяются ограничения, предусмотренные действующим законодательством.

    Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своим товаром и имуществом, полученной прибылью, оставшейся в ее распоряжении после уплаты всех налогов и других обязательных платежей.

    Основным видом деятельности является торговля печатной продукцией, товарами народного потребления, научно-технической продукцией.

    Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями Краснодара, края и страны на поставку необходимых товаров. Предприятие может закупать товары у разных российских и физических лиц.

    Источниками формирования финансовых результатов предприятия является прибыль, амортизационные отчисления.

    Предприятием управляет директор, избранный общим собранием учредителей – Ильина Любовь Ивановна.

    На предприятии созданы следующие фонды – уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество.

    Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.

    Доходы работников ООО «Кэд-плюс» представляют собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работником за предоставление своей рабочей силы. Структура доходов работников представляет три основных составляющих: тарифные ставки и оклады, надбавки и премии, доплаты и компенсации.

    Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда, в соответствии с его сложностью и ответственностью, при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы.

    Доплаты и компенсации устанавливаются на возмещение затрат рабочей силы при существующих отклонениях условий труда.

    Надбавки и премии предусматриваются для стимулирования высокой творческой активности повышения качества работы, производительности труда и эффективности производства.

    Как видно, тарифные ставки выражают цену рабочей силы при нормальных условиях ее использования. Доплата и компенсация учитывают повышенные затраты труда, а надбавки и премии предназначаются для личных достижений работников.

    Оплата труда руководителей, специалистов, инженерно-технических работников и служащих осуществляется посредством дифференциации их месячных окладов, которые установлены в соответствии с присвоенной
    предприятию первой группой.

    Заработная плата рабочих начисляется по тарифной системе, которая представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование заработной платы
    групп и категорий работающих, в зависимости от квалификационного уровня, условий, тяжести, интенсивности и ответственности выполняемых ими работ.

    Тарифная система – важнейший инструмент централизованного регулирования заработной платы. Тарифная система оплаты труда позволит обеспечить необходимое единство меры труда и его оплаты, реализацию принципа равной оплаты за равный труд в масштабе всего
    общества.

    Тарифные ставки – важнейший элемент тарифной системы. Они представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу времени.
    Тарифная ставка является основной исходной нормативной величиной, определяющей уровень оплаты труда рабочих.

    Часовые тарифные ставки играют особую роль в организации заработной платы. Часовые тарифные ставки установлены для сдельщиков и повременщиков (табл.).

    Сдельно-премиальная система оплаты труда заключается в том, что по ней рабочему сдельщику сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляется и выплачивается премия за выполнение и перевыполнение заранее установленных конкретных количественных и
    качественных показателей работы. При индивидуальной организации труда рабочих следует премировать за их личные достижения в труде.

    Прямая сдельная система оплаты труда заключается в том, что по ней зарплата начисляется работнику по заранее установленной расценке за каждую единицу качественно выполненной работы.

    Все работники предприятия, успешно справляющиеся со своими производственными заданиями и принимающие активное участие в общественной жизни предприятия, получают премию по итогам работы за год в виде тринадцатой зарплаты, на основе положения разработанного в трудовом коллективе. Эти меры направлены на то, чтобы повысить заинтересованность работников в эффективном труде, укрепить коллектив и снизить текучесть кадров.

    На предприятии работы 16 человек, из 10 человек – продавцы, директор предприятия – 1 , бухгалтер-экономист, технический специалист – 1, охранников – 2, товаровед –1, кладовщик – 1. Среди продавцов – 2 человека имеют должности старшего продавца, 3 человека – продавцы –кассиры. Оплата труда продавцов, товароведа –сдельно-премиальная. Труд кладовщика, бухгалтера, охранника и директора оплачивается повременно-премиально. Величина премиальных выплат определяется по итогам работы за месяц.

    021514 0114 4 Общность и различие понятий менеджмента и управления

    В обязанности директора входит ведение управленческих функций, финансово-правовой контроль за деятельностью предприятия, административные функции. Бухгалтер-экономист занимается ведением бухгалтерско-статистической деятельностью, минимизацией и оптимизацией уплачиваемых ООО налогов, экономическим планированием, учетом материально-денежных средств. Товаровед занимается учетом движения товара, его реализацией, наблюдение за товарными остатками, расположение товара на витринах, планированием и осуществлением поставок товара. Кладовщик ведет учет вверенных ему материальных ценностей, товарных запасов. Продавцы занимаются реализацией товаров, консультированием покупателей. Старшие продавцы занимаются оптовыми продажами. Охранники занимаются наблюдением за сохранностью товаров в торговом зале. Технический работник занимается обслуживанием помещений ООО. Организационно-управленческая структура ООО «Кэд-плюс» показана на нижеследующем рисунке.

    Предприятие ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

    Хозяйственно-финансовая деятельность предприятия характеризуется следующими данными:

    Размер товарооборота предприятия достиг в 2004 году 7230787 руб и увеличился по сравнению с 2003 годом на 48,1%.

    По сравнению с предыдущим годом в 2004 году несколько замедлилась оборачиваемость товаров вследствие роста остатков на начало и конец отчетного года. Если на начало года сумм остатков возросла на 169378 руб, то на конец года эта величина равна 414196 руб. увеличение остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборота товарными ресурсами.

    Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. Торговая площадь магазина составляет 220 м2. Материально-техническую базу предприятия составляет также – 2 грузовых автомобиля, предназначенных для доставки и развоза товара, компьютерные терминалы для учета движения товаров и ведения бухгалтерского управленческого учета и витрины, другое торгово-складское оборудование.

    Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 м2 торговой площади. Это показатель составил за 2004 год – 32867,2 руб, а в 2003 г он был равен 22199 руб, то есть он увеличился на 48,1%

    Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерывая, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 9 до 20 часов. Средняя продолжительность рабочего дня 11 часов.

    В предприятии работает 16 человек, из них 10 человек является продавцами, то есть работники осуществляющие непосредственную деятельность предприятия и от работы которых во многом определяется успешность деятельности ООО «Кэд-плюс». Удельный вес продавцов в численности работников предприятия составляет 78,6%. В 2004 году было на одного человека меньше. Растет эффективность труда продавцов. Если в 2003 году на одного продавца приходилось 443980,1 руб товарооборота, то в 2004 году это показатель равен 602566 руб. товарооборота. К сожалению, на предприятии растет уровень издержек. Если в 2003 году они составляли 20,2% от уровня товарооборота, то в 2004 году – 22,4%.

    Доходы предприятия от внереализационных торговых доходов составили 1,3% в 2003 году и значительно уменьшились в следующем году – 0,004% от товарооборота.

    По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2005 года активы предприятия составили на конец года 4058237, то есть за год увеличились на 6666 руб. Это произошло вследствие уменьшения величины основных средств возрастания дебиторской задолженности. Незначительное увеличение валюты бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2005 г свидетельствует о небольшом расширении хозяйственного оборота, объема торговой деятельности.

    По состоянию на 1 января 2005 года у предприятия отсутствуют убытки (раздел III баланса).

    По данным предприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так как каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств предприятия.

    Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.

    Перспективы предприятия ООО «Кэд-плюс» определяются тем, что книгопечатная продукция все более и более становится востребована обществом; незначительно, но все же (на фоне относительной стабилизации экономической ситуации в России) происходит рост покупательской способности населения. Предполагается расширение деятельности организации в городе путем открытия филиала в достаточно крупных районах – Комсомольском и Юбилейном. Планируется в ближайшие три года открытие филиалов в других городах края – Сочи и Новороссийске. Возможно и развитие международное сотрудничество в форме оптовых поставок книгопечатной продукции в страны СНГ и дальнего зарубежья.

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Валуев С.А. Игнатьев А.В. Организационный менеджмент.–М.: Дело, 2003.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.– М.: Институт международного права и экономики.–М.:-Триада Лтд, 2003.
  3. Жигалкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. — М.: Зевс, 2005.
  4. Менеджмент организаций / Под ред. Румянцева З.П., Сломатина И.А. – М.: Зевс, 2000.
  5. Мильнер Б.З. Теория организации. -М.: Дело, 2003.
  6. Старосьцъяк Е. Элементы науки управления. – М.: Прогресс, 2002.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00027 sec

WordPress: 27.53MB | MySQL:115 | 1,937sec