Оценка организации нефтебизнеса на примере ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

<

062815 1427 1 Оценка организации нефтебизнеса на примере ООО «НК «Роснефть Краснодарнефтегаз»Топливно-энергетический комплекс является стержнем российской промышленности, обеспечивающим устойчивость, независимость и в целом экономическую безопасность страны. Особую значимость эффективная организация и функционирование комплекса имеет в настоящее время в связи с тем, что три четверти налоговой нагрузки сегодня несут на себе топливно-сырьевые отрасли.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение организации нефтебизнеса на примере конкретной компании и разработка рекомендаций по совершенствованию организации бизнеса данного предприятия.

Нашим объектом исследования является ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз».

Предмет исследования – организация нефтебизнеса ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности;
  • исследовать виды предпринимательской деятельности;
  • дать организационно-правовую характеристику предприятия;
  • оценить эффективность хозяйственной деятельности компании;
  • произвести оценку организации нефтебизнеса предприятия;
  • разработать рекомендации по совершенствованию организации нефтебизнеса в ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз».

     

    1 Теоретические основы организации бизнеса

     

    1.1Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности

     

    Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям поставил перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства [22, с. 21].

    Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

    За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

    Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.

    Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

    Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

    Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха [22, с. 22].

    Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

    В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные.

    Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

    Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути — неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

    Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух [22, с. 23].

    Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

    Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

    Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка — основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

    При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации, определяет сделку следующим образом: «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей» [22, с. 24].

    Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица — самого предпринимателя.

    Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности).

    Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.

    Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

    Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

    Обобщая изложенное выше, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства [22, с. 25].

    Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

    Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

    На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

    Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

    Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

    Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

    Макросреда — экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

     

    1.2 Виды предпринимательской деятельности

     

    Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим [10, с. 131].

    По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную, инженерное предпринимательство и др.

    Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом. Наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид.

    К производственной предпринимательской деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

    Рассмотрим типовую схему производственного предпринимательства, позволяющую получить представление о нем.

    Предприниматель вначале избирает вид производственной деятельности, т.е. намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить [10, с. 132].

    Затем он вступает в контакт с потенциальными потребителями, покупателями товаров либо представляющими их интересы закупочными, торговыми организациями в целях выявления потребности в товаре и спроса на него. Иначе говоря, предпринимательство включает маркетинговую деятельность.

    Эта первая фаза сделки получает юридическое оформление в виде договора между предпринимателем и будущим покупателем товара, хотя заключение подобного контракта не всегда имеет место. В ряде случаев предприниматель начинает осуществление сделки в одностороннем порядке, не имея формального договора с другой стороной, выступающей затем в роли покупателя и потребителя товара. Предпринимательский риск в этом случае существенно повышается.

    Для осуществления производства предприниматель должен иметь в своем распоряжении (либо приобрести) факторы производства, к которым относятся: рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Частично факторы производства могут изначально принадлежать предпринимателю, например, собственная рабочая сила, заранее накопленные производственные ресурсы в виде орудий труда, материалов, информации. Недостающие факторы производства предприниматель вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской деятельности.

    В стандартном случае предприниматель приобретает отсутствующие у него факторы производства путем найма рабочей силы, покупки производственных фондов, материалов, информации за деньги. Однако не исключаются, а в условиях наличествующих в нашей стране тотального дефицита и глубокой инфляции все чаще встречаются случаи приобретения предпринимателями факторов производства не за денежную, а за натуральную плату. В подобных условиях производственная предпринимательская сделка пронизывается побочными сопутствующими бартерными сделками [10, с. 133].

    Наряду с упомянутыми выше факторами производства предпринимателю для осуществления намеченной им деятельности могут понадобиться работы и услуги (строительные работы, транспортные, информационные и интеллектуальные услуги), которые он не способен выполнить своими силами и потому вынужден привлекать сторонние организации и лица. Естественно, что такие услуги потребуют денежной оплаты со стороны предпринимателя или иных форм их компенсации.

    Оказывающие услуги предпринимателю сторонние организации и лица становятся в ряде случаев посредниками между предпринимателем и потребителем и тем самым агентами посреднического предпринимательства, сопутствующего сделке.

    Как видно из изложенного, осуществление предпринимательской сделки неизбежным образом связано с денежными затратами (Дз), которые можно определить следующим образом:

     

    Дз = Др + Дм + Дс + Ди + Ду,                (1)

     

    где Др — денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;

    Дм — денежная оплата стоимости приобретаемых материалов, сырья, энергии, полуфабрикатов;

    Дс — денежные фонды, связанные с использованием основных фондов, средств труда, сооружений, помещений;

    Ди — денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации;

    Ду — оплата услуг сторонних организаций и лиц.

    Косвенным участникам производственно-предпринимательской деятельности являются государственные, местные финансовые opганы, налоговая инспекция. Они выполняют практически чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя налоги, обязательные платежи, отчисления, а иногда и пошлину, штрафы в общей сумме. Однако в отдельных случаях в порядке содействия предпринимательству органы государственной власти могут предоставлять предпринимателям денежные субсидии, а также некоторые виды производственных ресурсов за определенную плату или бесплатно [10, с. 134].

    Результатом производственно-предпринимательской акции и соответствующей ей сделки является реализация покупателю, потребителю определенного объема произведенных производителем товаров с получением за них денежной выручки.

    Обмен товара на деньги представляет собой торговую, товарно-денежную, коммерческую процедуру. Это относительно самостоятельная сбытовая сделка, неизбежно сопровождающая производственное предпринимательство (за исключением редких случаев, когда сам предприниматель полностью потребляет производимый товар).

    Финансовый (денежный) итог производственного предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель в результате совершения, проведения сделки.

    Коммерческое предпринимательство отличается прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.

    Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции; приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной, и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.

    Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций.

    Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.

    Прежде всего следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования:

  • реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены;
  • должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

    Таким образом, коммерческой сделке предшествует маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов [10, с. 136].

    В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринимательской деятельности программа коммерческой сделки включает:

  • наем работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведения рекламной кампании, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;
  • приобретение, закупку товара для последующей продажи;
  • наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;
  • получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но представляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции;
  • привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;
  • получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки;
  • реализацию товаров покупателю и получение выручки;
  • регистрацию сделки, выплату налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.
    <

    Основные мероприятия коммерческой программы необходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев возможность последовательно-параллельного проведения операций. Желательно довести эту часть подготовки коммерческой сделки до составления общего бизнес-плана и укрупненного координационного плана действия. Для крупных и продолжительных сделок формирование координационного плана в виде плана-графика работ с привязкой их к срокам и исполнителям практически неизбежно. Для небольших, непродолжительных сделок схема выполнения и координации действий должна существовать, по крайней мере мысленно, в голове предпринимателя [10, с. 137].

    Кроме программы мер и действий по выполнению коммерческой сделки, разработка бизнес-плана должна включать составление сметы расхода (затрат) по всем указанным выше видам расходуемых ресурсов и сопоставление затрат и результатов в денежной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании которых он может получить представление о соотношении между затратами на приобретение и реализацию товара и выручкой от реализации в определенные временные периоды.

    Особый объект коммерческого предпринимательства представляют экспортно-импортные сделки. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изложенной выше схемы коммерческого предпринимательства на международные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом:

  • исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответствующей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс;
  • исчислять расходы на закупку товара и выручку от его продажи в ценах соответствующей страны;
  • учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлины за провоз товара через границу;
  • учитывать дополнительные издержки на транспорт и специальные виды услуг;
  • принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.

    К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги, ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

    Как и в прочих видах коммерческой деятельности, сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, т.е. будущей клиентуры. Со временем такую деятельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, возможно, основными очагами финансового предпринимательства.

    Одновременно с выявлением потенциального покупателя денег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель устанавливает источник их получения. Первичным обладателем «финансового товара» может быть сам предприниматель, если им заранее накоплены деньги, валюта, ценные бумаги. В этом сравнительно редком для наших условий случае предприниматель выступает в роли продавца ценных бумаг или ростовщика, предоставляющего ценные бумаги (деньги, валюту и др.) потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент.

    Предприниматель может выступать в роли производителя ценных бумаг, когда он официально в юридически оформленном порядке «выпускает», а точнее, осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бумаги предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового товара», в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма финансового предпринимательства пригодна в основном для предпринимателей предприятий, а не отдельных граждан. В будущем она может получить широкое распространение и в нашей стране, где сейчас эта форма еще только прививается и скована действующими правилами и нормами [10, с. 138].

    Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. Покупая деньги, валюту, ценные бумаги, а затем, продавая их другому покупателю по более высокой цене, предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).

    Если у предпринимателя нет наличных денег для покупки ценных бумаг, он либо осуществляет покупку в кредит, либо обращается к банкирам — обладателям свободных кредитных денежных ресурсов, чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму недостающих ему денежных средств для покупки ценных бумаг. В дальнейшем предпринимателю придется вернуть долг в сумме, превышающей кредит на величину кредитного процента. Так что, по существу, между финансовым предпринимателем и обладателем свободных кредитных денежных ресурсов возникает дополнительная относительно самостоятельная финансовая сделка.

    Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях денег, валюты, ценных бумаг, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение.

    В случае, когда у финансового предпринимателя нет собственных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на определенный период и платить за это арендную плату.

    В ходе финансового предпринимательства приходится прибегать к услугам сторонних организаций и лиц-посредников, которые зачастую сами являются предпринимателями, осуществляющими посредническую деятельность. Речь идет о получении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без которых не происходит практически ни одна финансовая сделка. В условиях, когда сам предприниматель не обладает собственными внутренними возможностями обслуживания сделки или ему просто выгоднее прибегнуть к внешней помощи, он приобретает услуги.

    Подобно другим видам предпринимательства, финансовые сделки обычно нуждаются как в привлечении ряда категорий наемных работников со стороны, так и в найме постоянных служащих. В качестве таких работников выступают юристы, экономисты, бухгалтеры, брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы. Они и становятся либо наемными служащими, либо сторонними лицами, оказывающими предпринимателю услугу за определенную плату. Если финансовый предприниматель создает свою организацию, становится официальным юридическим лицом и включает указанных выше работников в свой штат, то они могут стать участниками предпринимательской деятельности — агентами коллективного предпринимательства [10, с. 139].

    Основная, завершающая часть финансовой сделки — продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю в лице конечного потребителя либо другого предпринимателя, занимающегося перепродажей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.

    В простейшей финансово-кредитной сделке, когда предприниматель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, в кредит, договором, соглашением о сделке предусматривается, что возвращаемая через определенный срок сумма будет больше предоставляемой на определенный процент.

    Как и любой вид предпринимательской деятельности, финансовое предпринимательство облагается налогами, и предприниматель обязан отчислять определенную долю прибыли (дохода) в государственный и местный бюджеты в виде денежных отчислений и налоговых платежей.

     

     

    2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия

     

    Кубань – родина российской нефтедобывающей промышленности. В 1864 году близ реки Кудако (Абинский район Краснодарского края) полковником Александром Новосильцевым впервые в России стала добываться нефть механическим путем. Наш край, как нефтедобывающий район России, стал благодаря привлеченным сюда лучшим научным силам. В начале двадцатого века на территории Кубани работал известный ученый-нефтяник И.М.Губкин. На основе его разработок на территории Краснодарского края было открыто 6 новых нефтяных площадей. В 30-х годах наш край стал третьим регионом СССР по добыче нефти.

    Документально довольно сложно определить дату рождения ООО «Роснефть-Краснодарнефтегаз». Однако известно, что 01.10.1923 года был образован Кубано-Черноморский нефтепромысловый трест «Кубчернефть». Эту дату условно можно считать днем рождения предприятия. После двадцатых годов прошлого века название и подчиненность предприятия неоднократно менялись. Но после 1963 года объединение «Краснодарнефтегаз» не меняло своего имени. В 1964 году это объединение было награждено орденом «Красной звезды». С конца 60-х годов по сегодняшний день Компанией добыто 190 миллионов тонн нефти.

    Общество с ограниченной ответственность (ООО) «Роснефть – Краснодарнефтегаз» было зарегистрировано администрацией города Краснодара 19.05.1994 года. Почтовый и юридический адрес предприятия: г.Краснодар, ул.Комсомольская, д.36. Компания занялась освоением нефтяных запасов. В 2000 году впервые за последние 45 лет был получен положительный прирост запасов нефти по отношению к уровню добычи. Сегодня налоговые платежи ООО «РН – КНГ» формируют до 10% краевого и до 70% ряда местных бюджетов края.

    Основными видами деятельности Компании являются:

  • поиск, разведка, обустройство и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;
  • бурение нефтяных, газовых, водозаборных скважин и скважин специального назначения;
  • добыча нефти, газа и сопутствующих им компонентов, а также пластовых йодобромных и других вод;
  • услуги транспорта, складского хозяйства, связи.

    Организация осуществляет поиск, разведку и добычу углеводородного сырья (нефти и газа) на территории Краснодарского края.

    ООО «НК «Роснефть»-Краснодарнефтегаз» — одно из основных нефтедобывающих предприятий НК «Роснефть» на Юге России и крупнейший налогоплательщик. Общество осуществляет свою деятельность на территории 10 районов Краснодарского края. Компанией добыто более 194 млн. т. нефти и газового конденсата и 45 млрд. м3 газа. Остаточные запасы нефти составляют 27 млн. т., газа 88 млрд. м3.

    Добыча нефти и газа осуществляется из 58 месторождений. Основная часть месторождений находится на поздней стадии разработки и характеризуется высокой степенью выработки запасов – от 87 до 99.5 %. В 2007 году ожидается добыть 1601 тыс. т. нефти при плане 1540 тыс.т. Добыча природного и попутного газа в 2007 г. составит 2,5 млрд.м3.

    Организационная структура компании представляет собой пример дивизионной структуры. Это связано с тем, что основное производство, филиалы и сервисные предприятия общества территориально разобщены, так как находятся в разных районах Краснодарского края (Хадыженском, Славянском, Абинском, районе Горячего ключа).

    Организационная структура ООО «Роснефть–Краснодарнефтегаз» представлена на рисунке.1.

    062815 1427 2 Оценка организации нефтебизнеса на примере ООО «НК «Роснефть Краснодарнефтегаз»

    Рисунок 1- Организационная структура

    ООО «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

     

    Каждое нефтегазодобывающее предприятие, а также сервисные предприятия как и исполнительная дирекция компании, имеют свои функциональные подразделения, такие как плановый отдел, отдел снабжения, отдел экономической безопасности, бухгалтерию, геологический отдел, отдел экологии, отдел по вопросам корпоративной деятельности, финансовый отдел и другие.

    Для данного предприятия дивизионная структура организации является наиболее эффективной, так как она позволяет держать весь процесс деятельности компании под жестким контролем, она подразумевает четкое разделение функций между подразделениями. Например, все четыре нефтегазодобывающих предприятия занимаются добычей нефти и газа на территории Краснодарского края. Сервисные предприятия занимаются обслуживанием всего процесса добычи: снабжение транспортом, оборудованием, машинами, предоставление различных услуг. Они также выполняют свои функции по ремонту буровых установок и оборудования скважин, обеспечению энергией, материалами. Это значительно влияет на производительность труда и результаты предприятия в целом.

    Аппарат управления предприятия находится в г. Краснодаре. Его организационная структура представлена на рисунке 2.

    062815 1427 3 Оценка организации нефтебизнеса на примере ООО «НК «Роснефть Краснодарнефтегаз»

    Рисунок 2- Организационная структура аппарата управления ООО «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

     

    Если говорить о процессе бюджетирования, то особое внимание в организационной структуре аппарата управления предприятия следует уделить службам, занимающимся финансовой работой на предприятии:

  • казначейско-финансовая служба (отдел бюджетирования и платежей, налоговый отдел, отдел по контролю и вводу финансовой информации);
  • планово-экономический отдел (а также отдел управленческого учета);
  • центральная бухгалтерия.

    ООО «Роснефть – Краснодарнефтегаз» достаточно крупная компания, охватившая сетью буровых скважин весь юг России. В обществе с учетом сервисных предприятий трудится 6 946 человек. Без учета сервисных предприятий – 2282 человека. Численность административного аппарата (исполнительной дирекции) составляет 220 человек.

     

    2.2 Оценка организации нефтебизнеса компании

     

    Внешняя среда ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» достаточно неоднородна и четко дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. Таким образом, анализируя состояние макросреды, важно разграничить макроокружение ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» (среду косвенного воздействия) и среду непосредственного окружения, относящуюся к микросреде ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз». Анализируя макросреду, возможно установить и оценить влияющие факторы, представляющие угрозу или способствующие развитию компании. Также, возможно определить и изучить изменения, влияющие на текущую деятельность компании. Таким образом, макросреда ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» выступает, как правило, предпосылкой, вызывающей необходимость изменений в компании. Состав основных факторов макроокружения, характеристика его составляющих представлены в таблице 1.

     

     

     

     

    Таблица 1- Факторы макросреды

    Фактор 

    Проявление 

    Возможные ответные меры ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

    Экономический фактор 

    Угроза высоких темпов инфляции

    Обесценивание накоплений ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

    Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность денежных средств

    Рост безработицы

    Удешевление рабочей силы, высвобождение работников

    Формирование рациональной кадровой структуры компании

    Установление высоких налоговых ставок

    Отток денежных средств из сферы производства в бюджет 

    Завышение себестоимости и издержек, связанных с продажей и ее организацией, изыскание путей минимизации налогов

    Социальный фактор 

    1. Рост мобильности населения

    Отток квалифицированных работников на новые места работы

    Совершенствование системы стимулирования работников

    Продолжение таблицы 1

    2. Повышение уровня образования

    Повышение трудовой дисциплины, производительности и эффективности работников

    Совершенствование системы стимулирования работников во избежание конфликтов их с руководством компании, поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров

    Правовой фактор 

    1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу

    Необходимость изыскания финансовых средств для покрытия вновь установленных отчислений

    Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам

    Фактор 

    Проявление 

    Возможные ответные меры ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

    Политический фактор 

    1. Ориентация на рыночное регулирование экономики

    Возможность выбора дополнительных направлений хозяйственной деятельности компании

    Изыскание новых направлений деятельности компании, приносящих дополнительный доход

    1. Снижение стабильности в обществе

      Увеличение вероятности социальной дифференциации общества

    Разработка новых маркетинговых программ

     

    Продолжение таблицы 1

    Международный фактор

    1. Либерализация внешне-экономических связей 

    Дополнительный приток зарубежных нефтегазовых предприятий

    Использование ценового преимущества, удержание существующей доли рынка, снижение издержек

    Научно-технический фактор 

    1. НТП в сфере добычи нефти и газа 

    Появление более совершенных видов оборудования

    Приобретение новейшего оборудования 

    2. НТП в социальной сфере

    Рост уровня социальных потребностей населения

    Улучшение условий труда и быта работников компании

    Экологический фактор 

    1. Экология

    Появление новых экологических стандартов в отношении добычи нефти и газа

    Сокращение оборудования со старыми экологическими стандартами, проведение гигиенической сертификации установленного оборудования

     

     

     

    Продолжение таблицы 1

    1. Внутрифирменная экология ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

    Повышение требований к экологии компании 

    Выделение средств на организацию экологически чистых и безопасных условий труда, охрана прилегающей и территории компании окружающей среды

    Демографический фактор 

    1. Омоложение населения

    Увеличение доли молодых людей в структуре управления компанией

    Совершенствование структуры управления компаний, разработка новых должностных обязанностей

    Таким образом, отбирая наиболее важные факторы, оказывающие как положительное влияние (возможности), так и отрицательное влияние (угрозы), проведем анализ угроз и возможностей макросреды ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз», представленный в таблице 2.

    Таблица 2 — Анализ угроз и возможностей макросреды ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

    Факторы составляющие макросреду

    Характер влияния на ООО «НК«Роснефть-Краснодарнефтегаз»

    Возможная реакция ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»

    Экономическая составляющая

    1. Высокие темпы инфляции

    (-) обесценивание денежных средств

    Предусматривание в договорах индексации платежей в случае их просрочки

    Продолжение таблицы 2

    1. Рост безработицы

    (+) Удешевление рабочей силы, высвобождение квалифицированных работников

    Формирование рациональной кадровой политики компании

    Социальная составляющая 

    1. Рост мобильности населения

    (-) Отток квалифицированных работников на новые места работы

    Совершенствование системы стимулирования работников

    2. Повышение уровня образования

    (+) Повышение трудовой дисциплины, производительности и эффективности работников

    Совершенствование системы стимулирования работников во избежание конфликтов их с руководством компании, поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров

    Научно-техническая составляющая 

    1. НТП в сфере добычи нефти и газа 

    (+-)Появление более совершенных видов оборудования

    Приобретение новейшего оборудования 

     

     

     

     

    Продолжение таблицы 2

    2.НТП в социальной сфере


     

    (-) затраты, связанные с ростом уровня социальных потребностей работников компании

    (+) повышение эффективности и производительности труда вследствие повышения уровня социального обеспечения работников компании

    Улучшение условий труда и быта работников компании, минимизация затрат, связанных с ростом уровня социальных потребностей

    Экологическая составляющая 

    1. Экология

    (-) Появление новых экологических стандартов в отношении добычи нефти и газа

    (-) Повышение требований к экологии компании 

    Сокращение оборудования со старыми экологическими стандартами, проведение гигиенической сертификации установленного оборудования

    Выделение средств на организацию экологически чистых и безопасных условий труда, охрана прилегающей и территории компании окружающей среды

     

    К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» относятся экономические, научно-технические и экологические составляющие. Анализируя эти факторы и выявив основные угрозы и возможности для ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз», необходимо отметить, что к наиболее вероятным угрозам следует отнести:

  • ожидание высоких темпов инфляции;
  • снижение стабильности в обществе.

    К наиболее значимым возможностям можно отнести:

  • возможность свободного выбора сферы и направлений дополнительной хозяйственной деятельности ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз»;
  • увеличение доли молодых людей в общей численности управленческого персонала компании, новый взгляд на стратегию компании;
  • возможность, во время резкого увеличения инфляции, получения дополнительных оборотных денежных средств, играя на разнице в курсах валют.

    Ключевыми факторами успеха являются характерные для данной отрасли факторы, приносящие ей преимущества. Так как рынок, на котором функционирует ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» слишком динамичен, то некоторые из ключевых факторов успеха могут меняться во времени. Для ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» основными ключевыми факторами успеха могут быть:

  • факторы, основанные на маркетинге (наличие квалифицированного персонала;
  • факторы, связанные с хорошим менеджментом (эффективная система управления в компании, правильно подобранная команда руководителей компании, надежные информационные системы и др.);

    Основные ключевые факторы микросреды, способствующие успеху ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» на рынке добычи нефти и газа:

  • проведение эффективного анализа текущего состояния и динамики факторов микросреды компании; определение наиболее значимых факторов, влияющих на добычу нефти и газа; определение тенденций развития и перспективности рынка; точное определение стратегических приоритетов компании;
  • определение возможностей увеличения рыночной доли компании; возможностей повышения конкурентоспособности компании на целевом рынке;
  • повышение эффективности в работе с поставщиками; отыскание возможностей минимизации затрат, связанных с добычей нефти и газа;
  • повышение эффективности внутрифирменной организационной структуры ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз».

    Перейдем к анализу сильный и слабых сторон организации.

    Под сильными сторонами организации понимают все, что обеспечивает ей преимущества над конкурентами. Из сильных сторон наиболее значимыми являются те, которые обеспечивают организации долговременный отрыв от конкурентов, т.е. то, что они не могут повторить, скопировать и что относится к «исключительному» превосходству. Однако, важно заметить, что жизненный цикл таких преимуществ достаточно невелик, т.к. при появлении такого преимущества у компании, ее конкуренты тотчас же стремятся воспроизвести, скопировать это преимущество в рамках своей фирмы.

    Слабые стороны организации – это то, что не позволяет ей достичь преимуществ над конкурентами. Так, разработка новых стратегий ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» должна опираться на сильные стороны компании и быть такой, чтобы минимизировать воздействие слабых сторон.

    Стратегическая цель ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» — стать ведущей нефтегазовой компанией России, демонстрирующей лучшие производственные и финансовые показатели в отрасли, а также войти в число крупнейших энергетических корпораций мира. Достижение этой цели возможно уже в ближайшие годы — за счет роста добычи, переработки и сбыта нефтяных и газовых продуктов в России и за рубежом, использования новых технологий, эффективного управления и укрепления финансовой дисциплины. В результате, будет обеспечен динамичный рост производственных и финансовых показателей ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз». Основными приоритетами развития являются:

    1) Дальнейший рост добычи жидких углеводородов и газа;

    2) Увеличение стоимости Компании за счет повышения эффективности деятельности;

    3) Увеличение объемов и глубины переработки нефти;

    4) Приверженность высоким стандартам корпоративного управления.

    Стратегия ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» на период до 2020 года предусматривает к 2015 году добычу нефти в объеме 48 млн.тонн, а к 2020 году — 56 млн. тонн. Добыча газа к 2020 году должна составить 49 млрд. куб.м.

    По состоянию на начало 2008 года компания ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» занимает 8-е место среди ведущих нефтегазодобывающих компаний мира.

    Перспективы деятельности Компании в Краснодарском крае связаны со стратегическими проектами. В соответствии со стратегией развития Компания ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» должно провести крупномасштабную реконструкцию станций по добыче нефти и газа.

    Начало модернизации нефтеперерабатывающих мощностей должно быть положено строительством нового комплекса каталитического реформинга мощностью 450 тыс. тонн в год, который должен быть введен в строй в 2009 году. В этом же году должны быть завершены работы по сооружению не имеющей аналогов в России установки изомеризации бензиновой фракции мощностью 120 тыс. тонн в год.

    В 2009 году должна быть сдана в эксплуатацию отвечающая современному мировому уровню установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-2 мощностью 2 млн. тонн. Объем инвестиций в ее строительство должен составить 2,1 млрд. рублей. Также к 2010 г. Должна завершится подготовка к пуску и вводу в эксплуатацию комплекса гидроочистки дизельного топлива мощностью 800 тыс. тонн в год.

    Пуск комплекса гидроочистки позволит выпускать дизтопливо, отвечающее по своему качеству мировым стандартам.

    ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» должно последовательно увеличивать объемы загрузки перерабатывающих мощностей. Если в прошлом переработка нефти на заводе сокращалась до 2 млн. тонн в год, то в 2009 году она должна составить 6,2 млн. тонн, в 2010 году объем переработки нефти увеличится до 7 млн. тонн.

    Специфика обеспечения нефтяным сырьем ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» состоит в зависимости от работы железной дороги и тарифной политики на перевозки нефти для НПЗ. В 2009 году планируется, что Федеральная служба по тарифам и ОАО Российские железные дороги введут специальный коэффициент 0,68 к тарифу на поставки нефти для заводов ООО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз». Это позволит увеличить объемы производства, повысить надежность обеспечения топливом Краснодарский край.

    Успешная и экологически приемлемая работа на море и в освоении ресурсов Краснодарского края возможна лишь при активном международном сотрудничестве. Освоение крупных нефтегазовых проектов является, как правило, интернациональным. Внедрение разработанной стратегии повысит эффективность организации нефтебизнеса компании.

    Список использованных источников

     

  1. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах»
  2. Абрютина Н. С. Экономический анализ деятельности. Учебное пособие – М: Дело и Сервис, 2000.
  3. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2003. № 12.
  4. Баканов М. И. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  5. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  6. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания. Пер. с анг. — М.: «Финпресс», 2000.
  7. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие – М.: Издательско – книготорговый центр маркетинг, 2001.
  8. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.
  9. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2 – е издание. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  10. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. — М., 2006. – 423 с.
  11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М. — 2005.
  12. Матвеев П. С. Анализ деятельности фирмы. Микро- и макрофакторы. – М.: Эра, 2004.
  13. Ноздрева Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга. М: МГИМО, 2004.
  14. Ополченов И.И. Маркетинг на фирме: обеспечение рыночной позиции». Учебное пособие, 2003г. 318с.
  15. Остапенко В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути повышения //Экономист. 2005. № 7.
  16. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для ВУЗов. – М.; 2003.
  17. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 2–е издание, переработанное и дополненное – М: Экономика, 2005.
  18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Минск: Новое издание, 2002.
  19. Финансовое планирование / под ред. Поукока М.А., Тейлора А.X. М.:Инфра-М, 2001. с.158.
  20. Хабаров В.С. Маркетинг в Интернет. М: Паритет Граф, 2004.
  21. Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование? Пер с англ. Новикова Е.В.-М.: Гфк, 2002.с. 128.
  22. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. С. 356.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00040 sec

WordPress: 25.81MB | MySQL:117 | 1,777sec