Организация и ее стратегия внешнеэкономической деятельности в современных условиях глобализации

<

020414 0517 1 Организация и ее стратегия внешнеэкономической деятельности в современных условиях глобализации До конца 80-х годов XX в. управление внешнеэкономическими связями в России было сосредоточено на макроуровне, т.е. на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности государство очень жестко устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные внешнеторговые операции. В настоящее время каждая организация (предприятие, компания), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и вести внешнеэкономическую деятельность, то есть управление переносится на микроуровень.

Важнейшей особенностью экономического развития передовых стран в первом десятилетии XXI в. заключается в переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Становление современного постиндустриального (посткапиталистического, информационного или электронно-цифрового) общества вызвано процессами формирования единого мирового информационного пространства на базе сети Интернет, который практически охватывает весь земной шар проникновением процессов информатизации, глобализации и виртуализации во все сферы экономики, созданием международного рынка информации и управления в дополнение к традиционным рынкам товаров (в частности, природных ресурсов), труда и капитала.

Глобализация означает новый этап развития внешнеэкономической деятельности, направленный на создание экономических сетей разных стран. В современных условиях бурный рост экономической и деловой активности сопряжен с выходом на международные рынки, развитием многонациональных компаний, возникновением всемирного производства и сбыта. Глобализация неотделима от экономической интеграции стран (пример тому расширение ЕС).

В современных условиях мирового хозяйства, объективными характеристиками которого являются усиливающаяся глобализация и интеграция, внешнеэкономическая деятельность любого предприятия должна быть тщательно спланирована с учетом специфики каждой отрасли и особенностей конъюнктуры конкретных мировых рынках. В связи с этим увеличивается роль стратегического планирования как инструмента, обеспечивающего эффективный процесс реализации внешнеэкономических связей и формирующего рациональную и обоснованную структуру внешнеэкономической деятельности, позволяющую повысить экономический потенциал участника международных экономических отношений.

Интеграция в мировые хозяйственные связи, являющаяся в настоящее время важнейшим фактором развития экономической системы страны, происходит адекватным для рынка способом — посредством внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность последней в значительной мере зависит от того, насколько полно реализует свои возможности рыночный механизм в качестве силы как регулирующей экономические отношения, так и обеспечивающей их исторический прогресс. Решающую роль в действии данного механизма играет конкуренция.

Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия представляет собой систематический и непрерывный процесс разработки целевой программы деятельности компании на внешнем рынке, направленной на развитие торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества предприятия с зарубежными партнерами, с учетом международных особенностей и тенденций изменения внешней среды, для эффективного достижения генеральных целей компании.

При формировании и определении стратегии внешнеэкономической деятельности современного предприятия крайне необходимо учитывать большую часть тех факторов внешней и внутренней, оказывающих на функционирование предприятия в целом как участника внешнеэкономической деятельности.

Для систематизации и анализа внешнеэкономической деятельности производственно-экономических систем, функционирующих в рыночных, т.е. в изменяющихся условиях реализации целей своего существования и развития, целесообразно выделить определяющие составляющие (доминанты), оказывающие влияние на систему внешнеэкономической деятельности предприятий.

Доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия определяются прежде всего стратегическими и тактическими целями функциониро-вания предприятия, которые в отдельно взятые периоды времени чаще всего не совпадают. Так как стратегическая цель создания и поддержания конкурентного преимущества, роста прибыли и обеспечения необходимых доходов для тех, кто приобретает акции предприятия, как правило, далеко не совпада-ет, например, с тактической целью обеспечения требуемого уровня продаж на определенном рынке или завоевания определенной ниши рынка, то и доми-нанты системы внешнеэкономической деятельности предприятия, требуют разделения на стратегические и тактические.

Стратегические доминанты — это составляющие, которые определяют влияние на систему внешнеэкономической деятельности предприятия при реализации стратегических целей его функционирования, а тактические доминанты — это основные составляющие, которые определяют влияние на систему внешнеэкономической деятельности предприятия при реализации тактических целей его функционирования. Таким образом, стратегические доминанты влияют на достижение долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности предприятия, а тактические — краткосрочных целей. В свою очередь, стратегические и тактические доминанты внешнеэкономической деятельности определяются влиянием как внешних, так и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия.

К внешним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия, относятся:

– внешнеэкономическая политика государства — экспортера;

– мировая хозяйственная ситуация;

– политическая, экономическая и маркетинговая ситуация в странах, входящих в зоны внешнеэкономической деятельности предприятия.

<

Основной особенностью внешних факторов является их инвариантность по отношению к стратегической и тактической деятельности предприятия. Нарушение инвариантности, т.е. оказание воздействия на структуру и степень влияния внешних факторов связаны с огромными затратами предприятия и под силу только мощнейшим производственно-экономическим системам, поддерживаемым протекционистской политикой государства. Поэтому при построении системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, внешние факторы будем считать условно инвариантными по отношению к деятельности предприятия, предполагая, что их необходимо знать, анализировать и учитывать при принятии решений.

К внутренним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия, относятся:

– организационная структура предприятия;

– информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятия (качество информации, быстрота получения информации);

– качество макроэкономического анализа ситуации в стране- экспортере;

– способность к качественному анализу конъюнктуры рынков товаров, позволяющая своевременно и эффективно удовлетворять обнаруженные потребности в продукции, услугах;

– способность к эффективной производственной диверсификации;

– необходимый уровень адаптивных качеств, позволяющих гибко реагировать на изменения внешнего рынка (технологическая, ресурсная, организационная гибкость предприятия, как производственно-экономической систе-мы);

– обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности товара, требуемого для существующих и перспективных сегментов рынка;

– способность производственно-экономической системы в наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в распоряжении и приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов;

– способность обеспечения высокоэффективного функционирования предприятия посредством наиболее рационального использования его инвестиционного потенциала;

– организация четкой синхронизации работы организационных, производственных и транспортных звеньев предприятия при выполнении экспортных заказов;

– принципы и формы работы специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Внешние и внутренние факторы формируют доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия. Анализ вышеперечисленных факторов позволил определить общую структуру для стратегических и тактических доминант внешнеэкономической деятельности предприятия, которая включает следующие составляющие:

  1. Потенциал зарубежного рынка. Эта составляющая прежде всего характеризуется объемами возможных продаж предприятиями — экспортерами, а также показателями темпа изменения емкости зарубежного рынка.
  2. Внешнеэкономическая политика стран-экспортеров и стран-импортеров. Эта составляющая характеризуется параметрами экспортно-импортных барьеров, законодательной средой, политическими факторами.
  3. Конкурентное преимущество предприятия, которое определяется факторами, сформировавшимися в стране базирования предприятия и отражает продуктивность использования всех видов ресурсов. Продуктивность использования ресурсов прямо связана со снижением издержек производства, с одной стороны, и с увеличением адаптивных качеств функционирования предприятия, с другой стороны.
  4. Система, обеспечивающая возможность своевременного и адекватного отражения ситуаций, складывающихся на внешнем рынке. Эта система включает сканирование и мониторинг внешнего рынка, а также прогноз вкладывающихся ситуаций.
  5. Система синхронизации работы всех звеньев предприятия по обеспечению эффективности исполнения экспортных функций. Эта составляющая является специфической и характерна для производителей — экспортеров, являющихся крупными промышленными комплексами. Исполнение экспортного заказа, как правило, связано с четким выполнением и согласова-нием графиков производства, формирования, транспортировки и доставки точно в срок экспортной поставки продукции.

    Для анализа возможных стратегий внешнеэкономической деятельности рассмотрим те возможные виды стратегий, которые предлагают использовать различные авторы при планировании деятельности компании.

    Так, Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж, в зависимости от особенностей условий хозяйственной деятельности в различных странах выделяют следующие стратегии: многонациональную и глобальную.

    Многонациональная стратегия разрабатывается вследствие различий в культурных, экономических, политических и конкурентных условиях, складывающихся в разных странах, и предлагаемая продукция приспособлена к местному спросу. Чем более разнообразны условия национальных рынков, тем более предпочтительна многонациональная стратегия, которая представляет собой совокупность стратегий компании по странам.

    Глобальная стратегия фирмы одинакова для всех стран с небольшими отклонениями по отдельным странам при необходимости, она предполагает реализацию стандартизированной продукции во всех регионах, в которых работает предприятие.

    Рассматривая особенности стратегического планирования внешнеэкономической деятельности, следует отметить, что стратегия внешнеэкономическая деятельность промышленного предприятия, с одной стороны, должна органически вписываться в общефирменную стратегию предприятия, а с другой — представлять собой конгломерат собственной маркетинговой, производственной, финансовой, кадровой и социальной стратегии. Это объясняется тем, что внешние рынки характеризуются значительными различиями в экономических, демографических, природных, политических, научно-технических и культурных факторах, которые оказывают определенное влияние на формирование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия, особенно многонациональной стратегии.

    Следующим ориентиром при разработке стратегии внешнеэкономической деятельности может служить возможная стратегическая альтернатива развития предприятия. Данный признак предполагает рассмотрение следующих, выделяемых большинством специалистов в области стратегического планирования, базовых стратегий:

    – стратегия развития – данная стратегия ориентирована на ежегодное существенное увеличение значений показателей работы компании над уровнем предыдущего года;

    – стратегия стабилизации — ориентирована на сохранение существующих экономических показателей работы предприятия в будущем.

    – стратегия сокращения предполагает снижение экономических показателей работы предприятия, и используется в случае нестабильности положения фирмы на внешних рынках, когда выживание компании находится под угрозой.

    Значительное число ученых рассматривают возможность применения различных стратегий деятельности предприятия в зависимости от фаз жизненного цикла товара.

    Подобные стратегии вполне могут быть применимы при стратегическом планировании внешнеэкономической деятельности предприятия.

    Среди подобных стратегий выделяют стратегию активного внедрения товара на рынок, используемую в фазе внедрения и ориентированную на выведение нового товара на рынок и завоевание определенных рыночных позиций. В фазе роста предлагается использовать стратегию интенсивного роста, которая предполагает закрепление положения предприятия на рынке, расширение объемов сбыта продукции, получаемой прибыли и максимальное удовлетворение спроса. В фазе зрелости целесообразно прибегнуть к стратегии стабилизации, которая нацелена на удержание завоеванных рыночных позиций и получаемой прибыли. На последней фазе жизненного цикла товаров – упадке – рекомендуется использовать стратегию диверсификации, которая ориентированна на сокращение объемов производства и сбыта данного товара и переориентацию предприятия на новые товары.

    С точки зрения конкурентного положения на внешних рынках целесообразно воспользоваться одной из базовых конкурентных стратегий, предложенных М.Портером — это стратегия преимущества в издержках, предполагающая использование единой маркетинговой политики для всего рынка, стратегия дифференциации, ориентированная на занятие значительной доли рынка путем разработки особой программы маркетинга для каждого рыночного сегмента и стратегия фокусирования, концентрирующаяся на удовлетворении потребностей потребителей в одном рыночном сегменте.

    Внешнеэкономическая деятельность играет особую роль в экономике страны — роль своеобразного «моста», который связывает ее с мировым хозяйством. Она находится под воздействием как внутренних (эндогенных), так и внешних (экзогенных) факторов, что обусловливает ее определенную двойственность: с одной стороны, внешнеэкономическая деятельность представляет собой явление национальное, с другой — несет в себе интернациональные черты. Следовательно, и ее конкурентная среда находится под аналогичным воздействием.

    Фундаментальным фактором, от которого зависит формирование данной среды, является достигнутый в стране уровень развития рыночных отношений, а значит, и конкуренции. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, этот уровень продолжает оставаться низким, что обусловлено существованием в ней мощных и трудно преодолимых явлений монополизма.

    Глобализация мирового хозяйства накладывает отпечаток на все элементы конкурентной среды ВЭД. Прежде всего, это касается субъектов международных конкурентных отношений, включая любое предприятие, которое является участником внешнеэкономической деятельности.

    Учитывая, что внешнеэкономическая деятельность дает возможность предприятию не только расширить объемы продаж, занять новые рынки и увеличить валютные поступления, но и позволяет наладить научно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами, при стратегическом планировании внешнеэкономической деятельности целесообразно разрабатывать стратегию научно — технического развития фирмы. При этом можно использовать следующие виды стратегий, предложенные М.И. Кругловым:

    – стратегия общего лидерства, основана на поиске радикальных нововведений в широком спектре технологий. Предполагает широкое проведение разнообразных НИОКР;

    – стратегия лидерства в одном сегменте, предполагает проведение НИОКР в узком спектре систем продукции и технологии;

    – стратегия следования за лидером, ориентирующаяся на адаптацию технологий лидера к условиям перенявшего данную технологию предприятия, и на адаптацию продукции предприятия к рынку, на котором намерено работать предприятие;

    – стратегия технологического скачка, характеризующаяся широким спектром поисковых научно-исследовательских работ, как в области технологии, так и в области продукции.

    Необходимым элементом стратегии внешнеэкономической деятельности будет стратегия ценообразования, определяющая особенности установления внешнеторговых цен. Выделяют следующие стратегии ценообразования:

    – стратегия контрольной точки, которая заключается в достижении предприятием целевой прибыли при заданной цене товара;

    – стратегия снятия сливок, предполагающая последовательное привлечение разных сегментов рынка, путем установления вначале максимально высокой цены на товар, а после спада начальной волны спроса снижения цен;

    – стратегия прорыва (внедрения товара на рынок), ориентированная на установление предприятием при выходе на рынок предельно низкой цены на товар (значительно ниже конкурентов), с целью завоевания значительной доли рынка;

    – стратегия, основанная на воспринимаемой ценности товара, которая опирается на глубокое восприятие потребителем товара и его конечного использования. Покупатель сравнивает затраты на товар не с экономической, а с субъективной ценностью данного товара и цена должна обеспечивать наилучшее соотношение достоинств товара и затрат на него.

    Предлагаемый перечень стратегий отнюдь не исчерпывающий, но выделяемые нами виды стратегий, которые могут быть использованы во внешнеэкономической деятельности предприятия, позволяют определить стратегические альтернативы, которыми может воспользоваться компания, приступая к разработке собственной внешнеэкономической стратегии. Они отражают возможные аспекты, которые необходимо учитывать в процессе стратегического планирования внешнеэкономической деятельности, и учитывают множество факторов, которые влияют на привлекательность внешнего рынка и конкурентоспособность товара и фирм на нем и, таким образом, обусловливают выработку конкретных стратегических решений.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  6. Градобоев В. Бенчмаркинг как источник конкурентных преимуществ // Новые тенденции в мировой экономике: сборник научных работ / Под ред. Касаткиной Е.А., Градобоева К.В. – М.: МАКС Пресс, 2006.
  7. Сидорова Е.Ю. Влияние глобализации на развитие ВЭД России в 21 веке. «Качество государственного и муниципального управления как фактор конкурентоспособности российских регионов»: Сборник научных трудов (Материалы всероссийской научно-практической конференции 30-31 января 2007 г.). Саратов: ПАГС им. П.А. Столыпина, 2007.
  8. Попов Х.А. Факторные источники в формировании конкурентных преимуществ российских предприятий на внешних рынках // Современные аспекты экономики.  2007. №5 (118). 
  9. Шевченко И.В., Прищепа М.Ю. Выбор стратегии внешнеэкономической деятельности национальной экономики в условиях конкурентной среды // Экономическая теория в XXI веке – 14 (7): Инновационная экономика / под ред. Ю.М. Осипова, И.В. Шевченко, Л.Н. Дробышевской, Е.С. Зотовой. М.; Краснодар, 2008.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00035 sec

WordPress: 23.65MB | MySQL:120 | 1,573sec