Особенности менеджмента второй половины ХХ века системный, ситуационный и процессный подходы к управления

<

021514 0424 1 Особенности менеджмента второй половины ХХ века системный, ситуационный и процессный подходы к управления Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

  1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
  2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

    Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

    Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

    Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

    Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

    Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

    Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).

    Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

    Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

    Особое место принадлежит
    Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

    Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

    В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

    Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

    Таким образом, 50-е гг.
    XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.

     

    2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

     

    Информация — это лишь внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация возникает, существует и передается благодаря коммуникации.

    В управленческой деятельности информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также окружающей среды. Однако в практике управления организацией информация понимается упрощенно, как: совокупность сведений о состоянии управляющей, управляемой систем и внешнего окружения их функционирования; новые сведения о состоянии этих объектов управления; сведения, снижающие уровень неопределенности и риска в отношении будущего, и т. п.

    В современных условиях хозяйствования и управления организацией важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

    Информация выступает как основа процесса управления. Посредством информации осуществляются циклически повторяющиеся стадии процесса управления получения, переработки сведений о состоянии управляемого объекта и передачи ему управляющих команд. Следовательно, с помощью информации реализуется связи между субъектом и объектом или между управляющей и управляемой частями общей системы управления. Таким образом, все виды информации, необходимые для управления, составляют информационную систему.

    Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности организации в информации разных управленческих уровней или центров принятия решений.

    Важными задачами внутрифирменной системы информации являются: определение основных направлений системы сбора, обработки и хранения первичных данных; определение основных направлений развития технологии обработки информации; координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления и в производственных отделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по фирме делом.

    Внутрифирменная система информации выполняет следующие функции: определение потребности каждого конкретного руководителя в характере и содержании необходимой ему информации; определение потребностей в технических средствах фирмы в целом и каждого управляющего для обеспечения всей необходимой информацией; определение уровня затрат на использование технических средств в системе информации; обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации; разработка программных средств, прикладных программ.

    <

    При организации информационного обеспечения принципиальное значение имеет распределение информации на прямую, т. е. командную, исходящую от управляющей системы, и обратную, отражающую реакцию управляемого объекта на происходящие изменения и реализуемые управленческие решения.

    Для обеспечения адекватного функционирования процесса управления организацией, в частности процесса принятий решений, определяющее значение имеют информационные процессы, т. е. процессы сбора, хранения и передачи данных с целью управления организацией. Информационные процессы подразделяются на три группы: 1) обеспечивающие выбор и формирование целей (целеполагание); 2) предназначенные для разработки программы действий (планирование); 3) обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану (регулирование).

    При обосновании направлений и характера движения в рамках блоков информационного обеспечения необходимо базироваться на следующих основных принципах организации массивов информации: принцип объединения данных по их входимости в задачи управления; принцип объединения данных по времени их возникновения; принцип объединения данных по частоте обращения к ним; принцип объединения данных по внутримассивным адресным связям.

    Информация обладает многочисленными свойствами: материальности, накопления, превращения знания, социальности, процессуальности, неубываемости (многократное использование), количественной и качественной определенности, превращения в товар, обрабатываемости, свойством быть средством коммуникации.

    Для обеспечения требуемого качества управления организацией используем» информационный процесс должен обладать следующими характеристиками: полнотой и качеством информации; ценностью и полезностью информации; достоверностью и точностью информации; актуальностью информации, зависящей от ее возраста; плотностью информации; оперативностью и доступностью, информации; частотой использования определенных видов информации. Большое разнообразие информации, используемой в практике управления.

    Управленческая информация весьма разнообразна и может классифицироваться по различным признакам: а) по различным аспектам управления (характеру возникающих задач) — организационно-экономическая, собственно управленческая, технико-технологическая, социально-психологическая, идейно-воспитательная; б) по характеру восприятия человеком — визуальная (зрительная), аудиоинформация (звуковая), тактильная, обонятельная, а также комбинированные формы, например аудиовизуальная;– по форме представления различают звуковую информацию, имеющую в определенной степени абстрактную форму, и аналоговую, образную. Знаковая информация выражается в цифровой, буквенной (текстовой) и кодированной форме; в) по источникам возникновения — внешняя, внутренняя; г) по времени использования — постоянная, переменная; д) по отношению к хозяйственному субъекту — входная, выходная; е) по возможности использования — полезная, шум, избыточная, ложная, лживая; ж) по типу отражаемых отношений — технологическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая, психологическая; з) по масштабам отражаемого объекта — глобальная, общегосударственная, региональная, муниципальная, внутрифирменная; е) по отраслям экономики — промышленная, сельскохозяйственная, транспортная, военная, гуманитарная (наука, образование, медицина); и) демографическая — семейно-бытовая; к) по структурированности — систематизированная (по составу показателей адресности, периодичности, срокам передачи, форме предоставления), несистематизированная; л) по отношению к конкретному органу управления — внутренняя, внешняя, организационно-распорядительная (командная), информация состояния, информация согласования, отчетная; м) по характеру носителя информации — документированная для средств связи, вербальная.

    Для целей оперативного управления производством информация может быть сгруппирована по признакам: 1) источнику возникновения: на первичную и производную, а последняя — в зависимости от назначения — на промежуточную командную, отчетную; 2) способу фиксирования: на устную, документированную; 3) способу выражения: на алфавитную, цифровую; 4) носителям информации и органам восприятия человека и приборов: на хроматическую и звуковую; 5) характеру фиксации данных: на фиксируемую и нефиксируемую; 6) направлению движения: на исходящую и входящую; 7) степени стабильности: на постоянную (условно) и переменную; 8) назначению в процессе управления: на директивную (распорядительную, командную), отчетную, учетную, контрольную; 9) принадлежности к сферам деятельности и функциям управления: на конструкторскую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, планово-экономическую, оперативно-производственную; 10) времени возникновения: на информацию о прошлых, текущих и будущих событиях; 11) видам преобразования: на стратегическую и тактическую (оперативную).

    Информация, используемая в системах управления, должна удовлетворять определенным требованиям. К числу этих требований относятся: необходимое и достаточное количество и качество информации, причем доминирующее значение имеет качественная сторона; информация в системе управления должна быть надежной, достоверной и точной, т. к. она служит основанием для принятия решений; объем информации должен быть минимальным при максимуме его смысловой содержания; информация должна быть объективной, отражать как положительные, так и отрицательные стороны управленческой проблемы; текст информации должен быть сжатым и ясным; информационные материалы должны содержать факты, а также данные о тенденциях развития на длительный период времени; своевременность получения информации; полнота информации; полезность информации; технологические характеристики, к которым следует отнести плотность ее размещения, возможность сохранения в различных условиях, скорость обработки, извлечения, представления и т. п.

     

    3. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

     

    Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества, а значит и организации, поэтому для успешного ведения управленческой деятельности необходимо понимать природу этого социального явления и управлять им на практике.

    Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.

    Конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, конфликт, прежде всего ,связывается с противоречием или одним и его моментов – борьбой противоположностей. Одним из существенных признаков конфликта является противоположность интересов, которые в свою очередь сопрягаются с ценностями, целями и ориентациями. Таким образом, интересы – главное понятие, необходимое для анализа конфликта.

    Любой конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Структура конфликта также включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества. Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта можно судить по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов. Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов, и наоборот. Если конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны.

    Маскировка подлинного субъекта конфликта – частое явление во внутригрупповых столкновениях. Например, провоцирующий напряженность в трудовом коллективе или в каком-то подразделении госуправления стремится скрыться за действиями других, недовольных поведением управляющего лица, официального лидера. Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект. Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной. Изменение соотношения противоборствующих сил – одна из закономерностей конфликта, в особенности классового, да и международного. Для военных конфликтов – это правило, хотя в истории было немало войн без победителей.

    Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени. Предмет конфликта – его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Предмет конфликта – это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, каким бы ни были конфликтные отношения.

    Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращения их в мотивацию активности.

    Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя – неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являться фоном, на котором развертываются конфликты.

    Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт; межличностный конфликт; конфликт между личностью и группой; межгрупповой конфликт

    Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутреличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в течение длительного времени вели активную деятельность на работе, но затем, в силу определенных причин, были вынуждены резко изменить объем или место работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна.

    Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.

    Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

    Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами.

    С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. И наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    

     

  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.– М.: Институт международного права и экономики.–М.:-Триада Лтд, 2005.
  4. Герчикова И.Н.. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Жигалкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. — М.: Зевс, 1999.
  6. Задорский В.И. Менеджмент. Теоретический курс. –М.: Матадор, 2005.
  7. Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В .Т. Управление персоналом/ Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  8. Котлер Ф.. Маркетинг менеджмент. Санкт-Петербург, Питер, 2003.
  9. Маркетинг: Учебник / А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др./ Под ред. А.Н.Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
  10. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М.: «Дело», 2002.
  11. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. –М.: Цецерон, 1999.
  12. Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. — М.: МИНХ им. Г.В.Плеханова, 2001.
  13. Старосьцъяк Е. Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1999.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00038 sec

WordPress: 22.72MB | MySQL:115 | 1,312sec