Понятие организации

<

020414 0528 1 Понятие организацииСоциальная система это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам. В интегративном качестве, в целостности, «эмержентности» и состоит один из отличительных признаков социальных системных объектов от несистемных.

Ядром, важнейшим компонентом социальных систем является человек. Человек существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью самых разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем, скажем, биологического порядка.

Вторую группу компонентов социальной системы составляют процессы: экономические, социальные, политические, духовные. Совокупность этих процессов представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третью группу компонентов социальной системы составляют предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни. Это так называемые предметы второй природы производственные здания, сооружения, ТЭК, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в производственной, управленческой и духовной деятельности.

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу. Это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять таки обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

Исходя из приведенной структуры компонентов социальной системы можно определить общие системообразующие факторы социальных систем:

– общая цель всей совокупности компонентов;

– подчинение целей каждого компонента общей цели системы;

– осознание каждым компонентом своих задач и понимание общей цели;

– выполнение каждым элементом своих функций, вытекающих из поставленной задачи;

– отношения субординации и координации между компонентами системы;

– наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Наиболее распространенным видом социальных систем, которые формируются и сознательно создаются людьми в процессе своей жизнедеятельности, являются различные хозяйственные и общественные организации.

Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий организационной науки. Организация от латинского organize —»сообщаю стройный вид, устраиваю». Это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил (государственное учреждение, фирма, общественная организация). Это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет свои специфические потребности, интересы, ценности, свое индивидуальное лицо, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет обществу определенные требования.

К социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Так, во-первых, организацию можно рассматривать как социальный институт с
определенным статусом и как стационарный объект, В таком ракурсе можно, например, представить социальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональные составляющие: правовой статус, организационную структуру и функции. В 90-е гг. в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб, как государственные, коммерческие, смешанные, службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Организация может, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах (министерство, департамент, центр и др.)» а с другой — в характере специализированной деятельности (благотворительная, финансовая и пр.).

Второе значение понятия «организация» используется в смысле совокупности действий, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию, объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организация рассматривается как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. в этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».

Третье значение «организации» отражает уровень (качество) взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет об определенной структуре, строении и типе связей как способов соединения частей в целое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация, политическая организация и др. В дальнейшем понятие «организация» будет употребляться во всех трех значениях.

В наше время можно без преувеличения сказать, что человек живет в «организованном» мире, в мире организаций и организационных процессов. В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в осуществлении координации совместной деятельности людей.

Организация является ведущей функцией управления, суть которойосуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.

Вне зависимости от типа и масштаба деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

– определение и детализация целей фирмы;

– определение приемов, способов деятельности по достижению этих целей;

– поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;

– координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;

– обеспечение единства целей;

– установление эффективного контроля.

Для руководства фирмой менеджеру важно знать одну из особенностей организации, которая обусловлена свойством социальных систем к адаптации, самоорганизации и саморегулированию. Известный специалист в области организации и управления Р.Акофф даже считает, что организация может быть определена, по крайней мере хотя бы частично, как саморегулирующаяся система.

Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только при достижении индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей возможно лишь путем достижения общих целей.

Если кратко дать определение организации, то ее надо рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель; коллективное целедостижение образуют два производственных признака — иерархия и управление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центры социального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров, детские дома и пр. К признакам формализации организаций можно отнести:

  • административно-правовые атрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическая ответственность, правовое положение работника и др.);
  • экономические, плановые, стоимостные и другие показатели;
  • социокультурные, включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений.

    Таким образом, формализация здесь выступает в виде сознательно задаваемых постоянных образцов поведения (статус, режим, связи и т. д.) и в качестве элементов организованности.

    Существуют также неформальные организации, которые складываются незапрограммированно, из спонтанно возникающих связей. К ним относят институт семьи, неформальные отношения между людьми. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А используя слово «организация», мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.

    Формальные организации редко имеют только одну цель, как правило» это набор взаимосвязанных целей. Такие организации называются еще сложными. В качестве примера можно привести Министерство труда и социального развития РФ. Главной целью министерства является осуществление единой государственной политики в области труда, занятости и социальной зашиты населения. Однако его одиннадцать структурных подразделений будут иметь свои специфичные цели. Достаточно в качестве аргумента привести названия некоторых подразделений: департамент по вопросам пенсионного обеспечения, по вопросам государственной службы, по условиям охраны труда и др. Эти цели взаимосвязаны, взаимозависимы, но чтобы их эффективно реализовать, организации необходимо управление.

    <

    Наряду с формальным типом организации складывается и функционирует система незапрограммированных, спонтанно возникших связей, т.е. иной отличительный от предыдущего способ социальной упорядоченности и согласованности. Это неформальная организация. Ф.Ротлисбергер дает такое определение. Это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают стихийно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные социальные группы играют важную роль в деятельности любой организации. Особенно заметна их роль в деятельности крупных предпринимательских и государственных структур.

    Все организации (биологические, социальные, физические) строятся на основе иерархического принципа. С точки зрения теории систем f явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложные отношения между людьми, что качественно отличает социальные иерархические системы от всех других.

    Иерархический принцип, во-первых, означает централизацию, линейную соподчиненность низших звеньев системы высшим. Особую форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали. Закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительных функций. Во-вторых, иерархия обусловливает целенаправленную личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть подчинение члена организации правилам и стандартам организации. За отклонение от этих безличных, формальных правил и норм к отдельным сотрудникам организации могут быть применены санкции и меры принуждения.

    Существенной чертой организации является также горизонтальное разделение труда. Разделение труда позволяет организации специализировать и профессионализировать деятельность сотрудников, повысить производительность и качество их работы. Классическим примером горизонтального разделения труда на промышленном предприятии, например, является производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение, финансы, НИОКР.

    Специализированные подразделения, будучи составными частями (подсистемами) целостной организации, представляют собой социальные системы (меньшего масштаба и сложности), деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Деятельность по координированию работы людей и специальных подразделений (подсистем) составляет сущность управления. Управление это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования.

    Для больших и сложных организаций работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой деятельности, т.е. организации должны назначать специальных руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

    Ведущие компании признают, что центральным положением концепции развития организации является обоснованная и тщательно взвешенная концепция роста человеческих ресурсов компании, фирмы; признание в качестве высшей ценности человека, учет его потребностей, интересов и ценностей, а наиболее значимыми качествами руководителя считаются профессионализм, компетентность, творческая предприимчивость, настойчивость в достижении целей.

    Одной из значимых черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты, поставщиков, потребителей, конкурирующие организации, положение на рынке, технику и технологию, географические и климатические условия. Эта совокупность факторов оказывает влияние на все, что происходит внутри организации.

     

     

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

     

    Совместное предприятие – организационное формирование, в котором кроме предприятий и организаций нашей страны принимают участие зарубежные партнеры на правах объединения уставного фонда.

    Совместное предприятие основано на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров. Часто совместное предприятие организуется для реализации крупных или международных проектов.

    Весьма специфический, но успешный вариант совместных предприятий сложился за последние 25 лет для осуществления сложных проектов и в развивающихся странах, где подрядные фирмы создают совместные предприятия с местными фирмами, в том числе, для осуществления обширных сельскохозяйственных проектов.

    Совместные предприятия — это объединение двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем, при этом каждый партнер вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях.

    Вкладом участника в совместное предприятие могут быть наличные средства, технический опыт, услуги, инструмент, оборудование, конторская площадь, коммерческие связи и т.д. Вклад может определяться любым удобным для сторон способом: в процентах, установленными лимитами (например, выраженный в долларах лимит на вклад участника), установленными условиями (предельный уровень участия в потерях одной из сторон).

    Участники могут также зафиксировать собственные соглашения об участии в прибылях. Распределение прибыли бывает основано на процентных долях, либо прибыль может поступать сначала одному из участников. Прибыли не всегда должны распределяться в каком-либо фиксированном соотношении или пропорционально вкладу партнеров в совместное предприятие.

    Схема распределения убытков не обязательно должна быть такой же, как план распределения прибылей.

    Гибкость совместного предприятия определяется тем, что оно представляет собой продукт договора или соглашения между участниками, которые обладают широкими полномочиями решать многие вопросы (сфера деятельности совместного предприятия, подбор руководителей, вклад каждого партнера в деятельность СП, календарный план действий каждого участника, распределение между собой прибылей и убытков).

    Совместные предприятия могут создаваться корпорациями, партнерствами, индивидами и даже другими совместными предприятиями или любыми комбинациями названных юридических лиц.

    Обычно налоговое законодательство не предусматривает отдельного налогообложения участников СП и самого этого предприятия, как это имеет место при налогообложении корпораций и их акционеров. Поэтому для целей налогообложения доходы, прибыли и убытки совместного предприятия приписываются каждому партнеру в соответствии с согласованными долями их участия в данном бизнесе.

    Это отсутствие юридических границ между совместным предприятием и его участниками имеет следующее следствие: каждый участник подлежит налогообложению, пропорциональному его участию в прибылях и убытках совместного предприятия, по любым накладываемым на это предприятие налогам даже если данный участник непосредственно не участвовал в облагаемой деятельности.

    Участник принимает на себя эти налоги уже в силу того, что они взимаются с совместного предприятия, то есть налогообложение не зависит от формального распределения прибылей или активов в СП. Это отличает СП и его участников от акционеров корпорации, облагаемых налогами только после объявления и выплаты дивидендов.

    При надлежащем планировании налогов эти налоговые последствия могут быть благоприятными или нейтральными даже при выполнении совместным предприятием инжинирингового или строительного проекта в другой стране. Однако следует исходить из того, что каждый участник и совместное предприятие подчиняются требованиям налогового законодательства во всех местах, где СП или его партнеры ведут деятельность в пользу этого предприятия.

    Участники СП в общем случае несут непосредственную ответственность перед любой третьей стороной за выполнение зафиксированных в контракте обязательств, за качество их выполнения.

    Для выполнения задач, поставленных перед совместным предприятием, могут быть учреждены или использованы одна или несколько корпораций. В случае выполнения зарубежного проекта может оказаться предпочтительнее с точки зрения налогообложения, чтобы совместное предприятие проводило свои операции через корпорацию, созданную в стране реализации проекта.

    Стороны могут также организовать совместную деятельность на основе контрактных отношений, включая отношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, между юридическими лицами, предоставляющими лицензию и получающими ее, и, наконец, включая прямой договор между заказчиком и подрядчиком.

    Форма СП оказывается целесообразной при действии одного или нескольких следующих факторов:

    – для получения заказа или осуществления проекта потенциальный участник нуждается в ресурсах или возможностях другой организации;

    – образование СП взаимодополняющими участниками может определяться соображениями распределения риска;

    – партнер должен быть платежеспособен, выполнять свои обязательства, нести часть убытков, то есть, принять на себя свою долю ответственности, ему необходима соответствующая профессиональная квалификация и достаточно значительное участие в осуществлении проекта.

    Обоснование целесообразности создания совместного предприятия, подбор других участников и развертывание совместной деятельности могут быть проведены и отражены в соответствующем договоре за сравнительно короткое время, что очень важно как с юридической, так и с практической точки зрения.

    В соглашении о совместном предприятии стороны должны зафиксировать основные аспекты его деятельности и достигнутые договоренности. Ниже излагаются рекомендации по составлению такого соглашения:

    Цели и задачи СП должны быть указаны с достаточной ясностью и полнотой. Если речь идет о строительном проекте, следует указать заказчика, место строительства, общий характер проекта. В этом разделе соглашения следует помещать положения, не допускающие многозначного толкования.

    Совместное предприятие сопряжено с расходами, которые имеют место еще до выполнения конкретного проекта и даже до получения заказа на его выполнение.

    Следовательно, должно быть разработано соглашение о совместных действиях сторон на этом начальном этапе.

    Следует договориться о полномочиях, которыми наделяется ведущий партнер, так как решение всех возникающих вопросов с помощью комитетов, созданных из представителей всех сторон, — слишком громоздкий подход.

    Ведущий партнер обеспечивает остальных участников необходимой, но не избыточной информацией о коммерческих и юридических аспектах бизнеса, но не получает полномочий на утверждение заключения или на подписание контракта от имени СП, если только такие полномочия не устанавливаются специальным разрешением участников.

    В соглашении должно быть указано, необходимо ли всем участникам присутствовать на совещаниях или достаточно предварительных извещений и консультаций. При осуществлении крупных проектов быть делегированы одному из участников при условии последующего утверждения партнерами окончательного выбора основных поставщиков и цен на их продукцию.

    Получение заказа на выполнение крупного проекта может требовать затрат сотен тысяч долларов и нескольких месяцев труда. Признано желательным специфицировать определенный вклад каждого участника в подготовку предложения, оценив при этом затраты времени и средств по каждому виду, связанные с этой деятельностью.

    Затраты, связанные с подготовкой предложений и других видов деятельности, покрывает каждая сторона. Если доля одной стороны в затратах непропорционально велика, то другая сторона может покрыть часть расходов. Возможна последующая компенсация расходов, понесенных на подготовительном и начальном этапах, из доходов СП до распределения прибылей.

    Уставной фонд может формироваться как счёт денежных средств, имущества, различных прав (право пользование землей, пользование информацией, технологией).

    Совместное предприятие организует свою работу на основе учредительного договора и устава.

    Разнообразие экономических ситуаций и интересов, преследуемых СП, ведет к тому, что юридические структуры, в которых они должны быть реализованы, могут быть самыми различными. Общим для всех СП является то, что несколько партнеров основывают совместное предприятие и образуют при этом объединение, которое юридически является выразителем интересов партнеров. Сотрудничество и соотношение сил партнеров в рамках такого объединения может быть в каждом конкретном случае различным.

    Как правило, сложно выбрать структуру, соответствующую общим юридическим условиям (местная система правовых норм, касающихся товариществ, компаний или объединений, местное законодательство об инвестициях, местное хозяйственное право и т.д.) которая учитывает в равной степени различные интересы участников и, несмотря на различия местных интересов, делает возможным их сотрудничество.

    Одной из первостепенных задач при определении формы и содержания договора является преодоление разногласий не только явных, открытых, но прежде всего скрытых. Чем различнее у партнеров взгляды, тем более опасность скрытых разногласий.

    Чем больше различий в правопорядках и хозяйственных системах сотрудничающих стран, тем больше необходимость предвидеть скрытые разногласия. Чем лучше создатели договора знают правовую и хозяйственную системы выбранных стран-партнеров, тем скорее их попытки создать СП увенчаются успехом.

    Для определения формы и содержания договора требуются глубокие знания в области международного права, а также особенностей страны, в которой будет расположено СП. Обычно СП организуется в стране, разработавшей проект такого СП. В правовых нормах, регулирующих форму товарищества, необходимо уточнить, гарантирует ли действующее в стране законодательство полную ответственность членов СП по обязательствам или ограничение ответственности. Это не обязательно должно иметь место в каждом случае.

    Необходимо учитывать не только вопросов ограничении ответственности. Законодательство многих стран предусматривает несколько типов обществ. Например, широко распространены акционерные общества с ограниченной ответственностью или акционерные коммандитные товарищества. Необходимо выяснить, гарантируют ли действующие правовые нормы достаточную гибкость в оформлении договора о торговом товариществе применительно к принимаемой правовой форме, чтобы в отдельных случаях при необходимости иметь возможность изменить структуру СП.

    На выбор правовой формы оказывает воздействие ряд вопросов, в том числе возможность передачи права участия в СП с согласия коллективного органа товарищества и возможность акционеров-участников товарищества требовать от руководства предприятия необходимую информацию. Многие правовые системы содержат в этих целях определенные предписания.

    Для выбора правовой формы могут иметь значения также вопросы, касающиеся обязанности партнеров осуществлять ежегодные публикации. Наконец, немаловажную роль играют также налогово-правовые вопросы.

    При выборе конкретной правовой формы возможны отклонения и отступления в целях выработки гибкого договора. Основной договор по созданию СП, состоящий из обязательных частей и устава, закрепляет цели, задачи, форму деятельности СП и соотношение долей партнеров в капитале предприятия. Точная формулировка целей уменьшает риск последующих неправильных интерпретаций этих целей.

    Договор о создании СП содержит различные аспекты, в том числе определение формы, типа СП, вопросы, касающиеся валютных ассигнований, управления и контроля за деятельностью СП.

    Детального изучения требует в каждом отдельном случае налоговое право страны, в которой будет организовано СП и где будет находиться его руководство. В рамках положений об инвестициях во многих странах гарантируются налоговые льготы, действующие в течение определенного периода. Необходимо отметить при этом, что налоговые льготы, гарантируемые во многих странах, идут на пользу самого СП, на пользу участвующих в нем партнеров.

    При организации совместного предприятия партнеры вносят вклад в виде материальных и нематериальных ценностей в собственность такого предприятия в обмен на право участия в нем. Обычно этот вклад облагается налогом. Каждый партнер предпочитает сделать свой вклад в виде технологии или других материальных и нематериальных ценностей, имеющих более низкий уровень их налогообложения.

    Таким образом, общий договор, который заключается для создания СП и состоит из нескольких договоров, представляет собой многогранный комплекс договоренностей, в котором различные договоренности и оговорки к ним в совокупности представляют собой сложное переплетение прав и обязанностей, целью которого является сбалансирование различных интересов партнеров для успешного и плодотворного практического сотрудничества. Необходимо учитывать, что законодательные предписания, различные разрешения и содержащиеся в них условия могут зависеть от государственных органов, а также от международных государственных договоров. При заключении комплекса договоров о создании СП можно быстро натолкнуться на чрезвычайно сложные вопросы. При разработке такого договора необходима огромная тщательность, чтобы совместное предприятие стало действительно совместной деятельностью, а не совместной авантюрой.

    СП является формой сотрудничества, которая должна придерживаться доверием и честным поведением партнеров между собой. Наряду с юридическими производственно-экономическими и техническими аспектами нельзя также недооценивать этот социальный аспект. Даже самый лучший договор не сможет заменить этот фактор.

    Обычной практикой является формирование руководящего комитета, в который входят по одному представителю от каждого учредителя. Этот комитет наделяется правом давать установки и осуществлять широкий контроль управления повседневными операциями предприятия. Однако такие комитеты неработоспособны.

     


    020414 0528 2 Понятие организации

    Рис. Общая схема организации управления совместным предприятием

     

    Предпочтительным подходом является наделение каждого участника в руководящем комитете числом голосов, пропорциональным его доле в предприятии. Решения по критически важным вопросам, которые определены в соглашении, должны приниматься или одобряться представителями каждого участника СП.

    В некоторых случаях один из участников именуется спонсором проекта и получает сравнительно широкие полномочия по осуществлению этого проекта.

    Стандартной практикой является назначение менеджера проекта для повседневного руководства совместным предприятием в соответствии с условиями соглашения с СП. Один из методов назначения менеджера проекта — предоставление этого права основному участнику или спонсору с последующим утверждением его руководителем комитета.

    Высшим органом управления является совет или правление. Исполнительным органом – дирекция. Для контроля за деятельностью избирается ревизионная комиссия. Управление делами поручается председателю совета или правлений, который может быть гражданином нашей или другой страны. Срок управления регулируется в договоре.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Валуев С.А. Игнатьев А.В. Организационный менеджмент.–М.: Дело, 2005.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.– М.: Институт международного права и экономики.–М.:-Триада Лтд, 2006.
  3. Жигалкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. — М.: Зевс, 2005.
  4. Менеджмент организаций / Под ред. Румянцева З.П., Сломатина И.А. – М.: Зевс, 2007.
  5. Мильнер Б.З. Теория организации. -М.: Дело, 2006.
  6. Старосьцъяк Е. Элементы науки управления. – М.: Прогресс, 2002.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00205 sec

WordPress: 22.07MB | MySQL:122 | 2,042sec