Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

<

020814 0523 1 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству Наиболее престижными премиями качества являются: приз Деминга (Deming Application Prize — DAP) в Японии, национальная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldrige National Quality Award — MBNQA) в США и Европейская награда за качество (European Quality Award — EQA) для компаний Европы.

Приз Демиига за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control — CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества. 

Подача заявлений на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдержит экзамен только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. Если до 1984 г. рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза Деминга и для зарубежных компаний, для чего был учрежден специальный приз Японского Комитета — приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies — DAPOC), условия присуждения которого были объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга. Одной из них стала компания Florida Power & Light в США, которая получила DAPOC в 1989 г. за свою программу качества под названием «Процесс улучшения качества» (Quality Improvement Process), практическое применение которой началось в этой компании в 1981 г. 

Как отмечалось Японским Комитетом по присуждению приза Деминга, эта программа представляет собой «никогда не заканчивающее путешествие в качество, базирующееся на принципах удовлетворения потребителя, цикла Деминга PDCA, управления только на основании фактов и уважении людей». Второй компанией была Philips Taiwan со штаб-квартирой в г.Тайпей (Тайвань), производящая всевозможную электронную продукцию и насчитывающая около 8200 рабочих. Эта компания была удостоена приза Деминга в 1991 г. за наиболее успешное практическое применение Всеобщего Контроля Качества среди зарубежных компаний. 

Программа Всеобщего Контроля Качества, начатая этой компанией в 1985 г., включала: политику; организацию и ее управление; образование и распространение знаний; сбор, распространение и использование информации о качестве; анализ; стандартизацию; контроль; обеспечение качества; результаты; планирование на будущее. 

Эта программа, по мнению Комитета по присуждению приза Деминга, в наибольшей степени соответствовала на период начала 1990-х годов японской идеологии CWQC.

Среди 129 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1993 гг., такие всемирно известные компании, как Nippon Electric Co., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company и Fuji Xerox Co. 

В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:

– премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов; 

– премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов; 

– премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Devision), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;
персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/ или распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и/ или распространение статистических методов для CWQC;

– премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.


020814 0523 2 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

 

Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателей, объединенные в шесть ключевых моментов в деятельности претендента:

– политика и цели;

– организация и администрирование;

– образование и распространение знаний;

– выполнение;

– результаты;

– дальнейшие планы.

Премия Малкольма Болдриджа – является высшей национальной премией США в области качества. Она учреждена в 1987 году и названа в честь министра торговли. Цель этой премии, по замыслу ее создателей– специалистов из министерства торговли и Национального института стандартов и технологии, – оказать помощь американским предпринимателям в  осознании роли качества для конкурентоспособности продукции на мировом рынке и в овладении современными методами обеспечения качества.

Премия М. Болдриджа присуждается ежегодно предприятиям-победителям на конкурсной основе. Оценка участников конкурса проводится по 1000-балльной системе по 32 показателям, сгруппированным по следующим семи направлениям: руководство качеством (100 баллов); информация и анализ (60 баллов); стратегическое планирование качества (90 баллов); использование человеческих ресурсов (150 баллов); обеспечение качества продукции и услуг (150 баллов); достигнутые результаты в области качества (150 баллов) и удовлетворение требований потребителей (300 баллов).

Модель премии Болдриджа представлена на рис. 2.

 Европейская премия за качество учреждена Европейским фондом по управлению качеством, Комиссией ЕС и Европейской организацией по качеству в 1990 году. Цель этой премии заключается в стимулировании деятельности европейских компаний к повышению качества товаров и услуг. Задачами премии являются:

признание заслуг компаний, уделяющих исключительно большое внимание управлению качеством;

поощрение компаний, перенимающих положительный опыт в управлении качеством;

 

020814 0523 3 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

повышение сознания общества в целом и тех, кто занимается бизнесом, в области качества, в частности, понимая значение качества для конкурентоспособности продукции и для уровня жизни людей.

Звания  лауреатов Европейской премии за качество присуждается, начиная с 1992 года, за достижение исключительных результатов в комплексном управлении качеством. Оценочные показатели компании- претендента группируются по следующим восьми направлениям: удовлетворение потребителя (20%); персонал (18%); результаты бизнеса (15%); процессы управления деятельностью (14%); руководство качеством (10%); ресурсы управления (9%); политика и стратегия (8%); восприятие компании обществом в целом (6%). Оценка уровня соответствия установочным показателям осуществляется на основе подтверждающих свидетельств.

Модель Европейской премии по качеству представлена на рис.3.

020814 0523 4 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

Рисунок 3 – Модель европейской премии за качество

 

Конкурс на соискание Европейской премии за качество проводится в 2 этапа. На первом – члены экспертной  комиссии оценивают претендентов по представленным ими документам. На втором – проводится конкурс финалистов. Победителей конкурса устанавливает специальное жюри.

Право на подачу заявки на участие в конкурсе имеют европейские компании, а также их филиалы или отделения неевропейских компаний, имеющих право на ведение торговых операций в Европе. Вручает премии лауреатам представитель руководства Европейского Фонда по управлению качеством во время Европейского форума по качеству ежегодно в октябре. Церемония вручения премий освещается средствами массовой информации.

Каждая из рассматриваемых премий имеет свои особенности и акценты. Так, премия Деминга делает упор на широко распространенную статистическую культуру и стандартизацию, обеспечивающие стабилизацию процессов производства как необходимое условие повышения качества. В премии Малкольма Болдриджа обращается внимание на стратегическое планирование и достижение запланированного уровня качества. В Европейской премии делается акцент на общество, окружающую среду и людей.

Что касается соотношения: возможности — результаты, то в первоначальном варианте премии Болдриджа 80% отдавалось системе качества, (то есть возможностям) и лишь по 10% составляла весомость результатов для потребителей и внутренних результатов. Затем эти показатели были увеличены до 14% и 18% соответственно. Идеальное положение равновесия между возможностями и результатами (50% на 50%) принято в модели Европейской премии по качеству.

Российская премия по качеству – Госстандарт России совместно с общественностью разработал модель и систему критериев премии в области качества для России. При определении критериев российской премии разработчики проекта, используя весь международный опыт, накопленный в этой области, учитывали, прежде всего, особенности Европейской премии по качеству.

На рис. 4 приведена модель Российской премии по качеству. Реализованный в российской модели подход к оценке предприятий в целом гармонизирован с зарубежным подходом. Так, оцениваются возможности фирмы и ее результаты, критерии разбиты на 9 блоков, имеющие лишь незначительные смысловые различия. В частности, вместо блока «политика и стратегия» в Европейской модели — в российской премии сделан акцент на планирование в области качества, как конкретное выражение этой политики. Вместо общей оценки имеющихся на фирме ресурсов рекомендуется обратить внимание на их рациональное использование. Аналогичная разница, имеется и в блоке «процессы». Оцениванию подлежит уровень управления процессами (как технологическими, так и выполнения работ).

 

020814 0523 5 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

Рисунок 4 – Российская модель качества

 

Следует отметить лишь одно принципиальное отличие рассматриваемых моделей: если в европейской модели баллы делятся поровну между возможностями и результатами, то в российской модели предпочтение отдается возможностям (550 баллов против 450 баллов). Это можно объяснить, по-видимому, стремлением авторов российской модели акцентировать внимание отечественных фирм на активизацию внутрифирменной деятельности по качеству. В апреле 1996 г. учреждена премия Правительства Российской Федерации в области качества.

На соискание премии могут претендовать организации различных форм собственности, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг.

Премии присуждаются, начиная с 1997 года (не более 12 премий в год).

Уровень требований регулярно пересматривается и утверждается Советом по присуждению премий в виде Руководства для участников конкурса. Не исключено, что со временем модель российской премии будет полностью гармонизирована с европейской моделью.

Следует подчеркнуть, что, как и в других странах, критерии премий должны использоваться, прежде всего, для проведения самооценок деятельности предприятий. Поэтому требуется иметь на предприятиях специалистов, способных провести такую работу. Обучение экспертов по премиям и консультантов по проведению самооценок уже развернуто рядом организаций

 

 

 

2 МЕТОД ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА (ФСА) ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

 

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это системное сочетание правил, приемов и процедур, ориентированных на достижение оптимальных соотношений полезности, то есть потребительских свойств объекта, и затрат на его создание, производство и применение, вплоть до утилизации.

Способность предприятия конкурировать на рынке во многом зависит от способности его системы управления качеством своевременно ставить и эффективно решать задачи совершенствования технологических процессов, снижения затрат, улучшения потребительских свойств выпускаемой продукции, ее продвижения на рынке. Использование ФСА совместно с теорией изобретательских задач (ТРИЗ) в рамках ТQM может и должно стать одним из основных средств решения стоящих перед руководством предприятий задач создания конкурентоспособной продукции высокого качества и доступной для потребителя стоимости.

По совокупности показателей, оценивающих эффективность ФСА, его можно сравнивать с широко применяемыми сегодня в практике ведущих корпораций методами QFD (развертывание функций качества), РМ (управление проектами), R (реинжиниринг), В (бенчмаркинг), СЕ (параллельная инженерная разработка). Сравнительная (рейтинговая) характеристика этих методов по материалам Ю.П. Адлера приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика методов

Показатели эффективности

ФСА 

QFD 

PM 

СЕ

R

B 

Степень удовлетворения потребителя 

8 

10 

4 

5 

6 

6 

Исследовательская рабочая группа

8 

8 

6 

7 

9 

6 

Творчество 

8 

6 

5 

5 

10 

6 

Строгий системный подход 

9 

10 

6 

7 

7 

6 

Влияние изменений в культуре организации 

6 

6 

4 

6 

9 

8 

Широта области охвата 

6 

5 

4 

<

4 

9 

7 

 

 

В основе успешного проведения ФСА лежит полное понимание, строгое определение и строгий анализ функций. В соответствии с методологией ФСА она состоит из следующих разделов:

– построение моделей объекта (компонентной, структурной, функциональной);

  • выявление, определение и классификация функций;
  • установление ценности функций;
  • оценка функций;
  • присвоение индекса стоимости;
  • выбор функций для исследования.

    Построение моделей. Этап построения моделей обычно начинается с построения компонентной модели. Этот вид модели показывает, какие компоненты (узлы, сборочные единицы, детали, отдельные элементы деталей) входят в состав анализируемого технического объекта. При ее создании используются данные, содержащиеся в технической документации на объект (чертежи, спецификации, технологические карты и др.). В случае несложных малогабаритных объектов желательно произвести разработку и сборку натурного образца, ознакомиться с операциями технологического процесса. Построенную компонентную модель обычно корректируют по результатам структурного и функционального анализа.

    К построенной компонентной модели объекта «пристраиваются» элементы надсистемы, с которыми объект взаимодействует. Поскольку на разных стадиях жизненного цикла объект входит в разные надсистемы и, следовательно, взаимодействует с разными элементами, то компонентная модель формируется отдельно для конкретной стадии жизненного цикла.

    Типовыми элементами надсистемы являются:

    на стадии производства — оборудование, оснастка, материалы, комплектующие изделия и др.;

    на стадии эксплуатации — объект функции, пользователь, системы, взаимодействующие с элементами верхнего уровня анализируемого объекта;

    на стадии хранения и транспортировки — транспортные и грузоподъемные средства, упаковка, складские помещения и др.

    Структурная модель объекта строится на основе данных компонентной модели путем установления связей элементов объекта друг с другом и элементами надсистемы, либо графически — путем включения выявленных связей в компонентную модель, либо в виде матрицы, элементами столбцов и строк которой являются элементы объекта и его надсистемы. На пересечении строк и столбцов фиксируется наличие соответствующих связей.

    Структурные модели, как и компонентные, формируются отдельно для каждой стадии жизненного цикла. При этом фиксируются все возможные связи для любой штатной или нештатной ситуации анализируемой стадии жизненного цикла объекта. По результатам анализа выделяются связи вещественные и полевые. Полевые связи соответствуют типовым физическим и техническим полям: механическим, акустическим, тепловым, электромагнитным и др.

    Модели материальных потоков строятся на основе результатов структурного анализа для каждого вида потока, протекающего в анализируемом объекте.

    Выявление и определение функций. Рассмотрим процедуры выявления, определения и классификации функций, которые входят в функциональный анализ. Основная цель функционального анализа состоит в определении наиболее выгодных областей для совершенствования потребительской стоимости и повышения конкурентного преимущества объекта. Хотя традиционно задачей ФСА является исключение ненужных затрат, в последнее время ФСА проводится для улучшения таких характеристик продукции, как срок службы или качество, без увеличения затрат.

    Определение функций — это процедура, необходимая во всех случаях при проведении ФСА. Специалисты ФСА утверждают, что все затраты возникают из-за функции, то есть, если есть затраты, значит есть и функции. Выявление функций продукции (услуги, проекта, процесса) является основным принципом эффективного ФСА и гарантирует понимание того, что функция выполняет какое-то действие. Это помогает специалисту по ФСА перейти от общего представления к конкретному и точному пониманию и, следовательно, к созданию лучшей потребительской стоимости продукции.

    Функциональный анализ предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не материально-вещественных структур.

    Например, электрическая лампа накаливания рассматривается как носитель функции «излучать свет», а не в качестве совокупности конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания и др.). Специалист должен абстрагироваться от реальной конструкции объекта или существующего решения и сосредоточить свое внимание на функциях. Для него важно показать, что это решение не является единственным. Для него исследуемый предмет — комплекс взаимодействующих между собой функций внутри рассматриваемой системы, но при этом взаимосвязанных с функциями надсистемы (внешней для лампы среды). Количество функций, выполняемых самыми различными объектами, относительно невелико и в сотни, тысячи раз меньше количества наименований продукции. При этом только функция отражает сущность продукции, ее потребительские свойства, а сама продукция — форму их проявления. Это требует большей абстрактности мышления, усложняет поиск ясного и точного определения функции, вызывает необходимость выработки и постоянной тренировки специальных навыков.

    Функциональный анализ позволяет обнаружить лишние затраты, выявить особые требования и определить потребительскую стоимость разработки, выбранной для исследования.

    Функция есть то, что заставляет объект работать или быть популярным, привлекательным (пользоваться спросом), т. е. удовлетворять потребности заказчика (потребителя). Другими словами, функция объекта — это то, почему заказчик покупает объект или платит за услугу. При этом объект, включая структуру и услуги, является только средством обеспечения функции, ее носителем, и не существует сам по себе, потому что без функции он никому не нужен. Следовательно, стоимость продукции (услуги) определяется стоимостью функции.

    Ясное и точное представление о функциях открывает большие возможности при создании конкурентного преимущества как для конкретной продукции, так и для предприятия в целом. Выявление и определение функций сопровождается усилением состава всех функций, выделением отдельных функций и их классификацией.

    Функциональный анализ исходит из предпосылки, что полезным функциям в анализируемом объекте сопутствуют нейтральные и вредные функции. Например, та же электрическая лампа накаливания, кроме полезной функции «излучать свет», выполняет также вредную функцию «излучать тепло». А вот при использовании этой же лампы в инкубаторе функция «излучать тепло» является полезной, а «излучать свет» — нейтральной.

    Описанию функций должно предшествовать уяснение их сущности на основании изучения назначения объекта по нормативно-технической документации, такой как стандарты, технические условия, инструкции по монтажу, эксплуатации и обслуживанию, технический паспорт и др. Затем приступают к определению, формулированию и классификации других функций, не зафиксированных в явном виде в документации.

    При определении и формулировании функций надо придерживаться следующих правил:

    функции формулируются для конкретного объекта применительно к конкретным условиям работы;

    формулировка функций не должна содержать указаний на конкретное материальное воплощение объекта (например, функцию мясорубки следует обозначать не словами «резать мясо», а выражением «измельчать продукт», поскольку глагол «резать» указывает на конкретную технологическую операцию, а глагол «измельчать» допускает многовариантность выполнения этого действия);

    согласно определению функция — это проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии на состояние других материальных объектов. Следовательно, ее объектом должен быть материальный объект: вещество или физическое поле. При анализе информационных систем в качестве материального объекта рассматривается также информация. Объектами функции не должны выбираться свойства и параметры исследуемой системы. Например, функция рамы велосипеда — «удерживать детали», а не «придавать устойчивость» или «обеспечивать жесткость»;

    проявление функции состоит в действии. С учетом этого при формулировании функции необходимо выбирать глагол, описывающий это действие, т. е. использовать активные глаголы, а не пассивные. Например, активные глаголы: «выдерживать вес», «одобрять процедуры», «выставить продукцию», «ассигновать расходы», «решить задачу». Пассивные глаголы: «обеспечить поддержку», «искать одобрение», «разработать выставку», «представить смету», «определить решение». Одним из способов сделать пассивное описание функций более активным состоит в том, что существительное заменяют глаголом, затем подбирают более подходящее существительное;

    функция должна содержать характеристику действия относительно объекта функции. Например, функция электрокипятильника — «нагревать жидкость», измеряемый параметр жидкости — температура;

    в окончательном виде формулировка функции должна быть изложена двумя словами. В формулировке действие функции обозначается глаголом в неопределенной форме, а объект функции — существительным в винительном падеже, которое представляет собой понятие, имеющее физическую размерность. Например, функция электрического провода — «проводить ток», функция автомобиля — «перемещать груз», функция стула — «поддерживать вес». Не рекомендуется также употреблять в глагольной части функции частицу «не», т. е. функция должна отражать позитивное действие.

    Формулировку полезной функции объекта целесообразно проводить в определенной последовательности:

    1) предложить первоначальную формулировку функции объекта, которая представляется правильной;

    2) проверить возможность самостоятельного выполнения объектом сформулированной функции (критерием подтверждения такой возможности является наличие в объекте хотя бы одного элемента, участвующего в выполнении функции);

    3) уточнить формулировку функции, используя вопросы: зачем выполняется эта функция (если элемент по п. 2 выявлен), каким образом выполняется эта функция (если такой элемент не выявлен).

    При необходимости в определение функции могут быть включены дополнения (обстоятельства), которые характеризуют место, время, направленность функции и т.д. Эти дополнения рекомендуется приводить в скобках. Например, функция нитки — «соединять пуговицу (с тканью)», функция зубной щетки — «удалять налет (с зубов)».

    Функции, удовлетворяющие духовные (эстетические) потребности — это функции, которые делают объект желаемым для потребителя (независимо от того, выполняет ли этот объект для него какие-то действия или нет) и способствуют его сбыту.

    Кажущаяся простота описания функций обманчива и является глубоко ошибочным представлением. В действительности это одна из основополагающих и ответственных работ в осуществлении процесса ФСА, требующая высокой квалификации и соответствующего навыка исполнителей.

    Классификация функций. При проведении ФСА для более эффективного исследования объектов на уровне выполняемых ими или их составными частями функций применяют классификацию этих функций, группируя их по отдельным признакам.

    По области проявления и отношения к объекту различают общеобъектовые (внешние) и внутриобъектовые (внутренние) функции (рис. 6.5).

     

     

     

    020814 0523 6 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

    Рисунок 5 – Функции объекта

     

    По роли в удовлетворении потребностей и обеспечении работоспособности объекта среди общеобъектовых функций выделяют главную и дополнительные (второстепенные), а среди внутриобъектовых — основные и вспомогательные функции.

    Стоит отметить, что хотя каждый отдельный объект, являющийся частью полного проекта, часто служит носителем вспомогательных функций, эти же объекты имеют и свои собственные главные функции, когда рассматриваются в качестве самостоятельных объектов.

    Рекомендуется следующая индексация уровней выполнения функции: адекватный (А), избыточный (И), недостаточный (Н). Уровень выполнения функции определяется разностью требуемых и фактических значений параметров объекта.

    Способность выявить различие между тем, что нужно (главные функции, обеспечивающие потребительские свойства) и что не нужно (вспомогательные функции, не имеющие потребительской стоимости), является основой успешного проведения ФСА. От этого зависит правильность определения лишних затрат.

    Для построения функциональной модели применяется также методика FAST, которая основана на использовании определенных тестовых вопросов для облегчения формулирования функций.

    Наибольшее распространение получил вариант методики, базирующийся на использовании трех вопросов: «Как?», «Почему?», «Когда?» (рис. 6).

     

    020814 0523 7 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

    Рисунок 6 – Методика построения модели FAST

     

    В более полной форме эти вопросы выглядят следующим образом: «Как осуществляется данная функция?», «Почему (зачем) осуществляется эта функция?», «Когда осуществляется эта функция?». Отвечая на второй вопрос, формулируют или проверяют расположение функций, находящихся на более высоком уровне по отношению к исследуемой в настоящий момент функции и располагающихся на диаграмме левее. Ответ на второй вопрос в конечном итоге способствует формулированию главной функции.

    Третий вопрос позволяет правильно расположить на диаграмме FAST (функции, осуществляемые одновременно с другими, место которых на диаграмме уже определено. Можно отметить, что функции верхнего уровня иерархии должны отражать цель, а нижестоящие, в свою очередь, характеризуют средства ее достижения. Рамки исследуемой проблемы обозначаются пунктирными вертикальными линиями в левой и правой части диаграммы. Вводится понятие критического пути, который обозначается горизонтальными линиями между вертикальными пунктирными линиями и включает в себя наиболее важные внутриобъектные функции, в том числе главную функцию.

    Функциональный анализ позволяет выявить следующие типовые нежелательные эффекты:

    наличие функций низкого ранга;

    малое количество полезных функций у одного элемента;

    наличие вредных функций, недостаточный или избыточный уровень выполнения функций;

    параллельное или последовательное дублирование (полное или частичное) выполнения функций во времени несколькими элементами;

    несогласованность уровней выполнения функций объекта в целом.

    В заключении раздела отметим, что функциональная модель конкретной продукции должна постоянно и планомерно анализироваться с учетом изменяющейся ситуации у потребителей с тем, чтобы всегда была готова идеальная ФМ потребности для разработки новой или совершенствования выпускаемой продукции.

    При проведении ФСА исследуются разнообразные затраты, которые возникают в процессе производства, сбыта и эксплуатации выпускаемой продукции или будут иметь место при разработке и реализации новой продукции.

    Цель стоимостного анализа — определение функционально оправданных затрат на разработку объекта. Чем выше степень полезности объекта, тем большую выгоду получает потребитель и тем большую прибыль имеет изготовитель.

    Оценка значимости и относительной важности функций. Для вычисления степени влияния данной функции, называемой ее относительной важностью, предварительно проводится экспертная оценка значимости всех функций по отношению к функции высшего уровня. На рис. 7 приведена схема сетевой функциональной модели.

    020814 0523 8 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству

    Рисунок 7 – Схема сетевой функциональной модели.

     

    Для того, чтобы определить в рамках этой ФМ значимость входящей в нее вспомогательной функции «Упорядочить данные (F4 )», необходимо найти значимость остальных вспомогательных функций, обеспечивающих основную функцию «Сохранять данные». Это функции «Периодически записывать данные в автоматическом режиме (F1 )», «Устанавливать режим доступа к данным (F2 )», «Периодически копировать данные на магнитную ленту (F3 )». Очевидно, что чем выше значимость функции, тем большую пользу она вносит в функционирование объекта на своем уровне.

    К числу наиболее доступных экспертных оценок значимости функций можно отнести метод попарных сравнений, при использовании которого строится матрица сравнений. В таблице 23 дана экспертная оценка функций, реализующих функцию «сохранять данные» в соответствии с фрагментом ФМ (рис. 7).

    Таблица 2 – Матрица попарного сравнения функций Fi

    Fi 

    F1

    F2

    F3

    F4

    Сумма баллов Ui

    Значимость Pi

    F1

    1,0

    1,5

    0,5 

    1,5 

    4,5 

    0,281 

    F2

    0,5 

    1,0 

    0,5 

    1,0 

    3,0 

    0,188 

    F3

    1,5 

    1,5 

    1,0 

    1,5 

    5,5 

    0,343 

    F4

    0,5 

    1,0 

    0,5 

    1,0 

    3,0 

    0,188 

     

    Для оценки значимости функций используем систематизированный метод расстановки приоритетов, заключающийся в том, что на первом этапе система сравнения функций включает следующие оценки: если одна функция значимее другой, то имеет отношение 1,5 к 0,5, если функции примерно одинаковы по значимости, то имеет отношение 1 к 1. Заполним таблицу 6.3. При этом априори имеем: F1 > F2 , F1 < F3 , F1 > F4 , F1 < F3 , F2 = F4 , F3 > F4 .

    Значимость функции Pi определяется по формуле:

    020814 0523 9 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству.

    Полученные данные значимости функций Fi заносим на рис. 7.

    Если в оценке значимости функций принимает участие несколько экспертов и при этом каждый эксперт выбирает наиболее подходящий, по его мнению, метод оценки значимости (например, метод попарных сравнений, метод расстановки приоритетов, метод балльной оценки), то окончательное значение значимости функций Piср будет равно среднему от всех экспертов. При различной компетенции (информированности) экспертов окончательная оценка значимости определяется с учетом веса экспертов. В качестве источников информированности можно отметить следующие:

    –– практический опыт эксперта;

    –– интуиция;

    –– теоретические знания;

    –– зарубежный опыт;

    ––отечественный опыт.

    Определение функционально оправданных затрат. В основе ФСА лежит принцип соответствия значимости функций и затрат на их осуществление. Авторы всех работ по определению функционально оправданных затрат исходят из того, что затраты должны распределяться в объекте пропорционально относительно важности (значимости) функций.

    При оценке затрат более точная их оценка может быть получена на нижних уровнях функций. По затратам на нижнем уровне проводится расчет затрат на главную функцию. Допустим, что затраты на k-ю функцию нижнего уровня составили Sk. Тогда:

    020814 0523 10 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству,

    где Rk — значимость k-ой функции;

    S»k — допустимые затраты на главную функцию.

    Если усреднить затраты на главную функцию по каждой функции нижнего уровня, то получим:

    020814 0523 11 Премии по качеству. Отличие американской, европейской и российской премий по качеству,

    где m — число функций нижнего уровня.

    Один из альтернативных вариантов оценки затрат состоит в том, что затраты и относительную значимость функций сравнивают не по функциям, а по элементам исследуемого объекта. Для этого необходимо:

    перечислить функции объекта, начиная с первого уровня;

    перечислить все составные элементы (части) объекта с относящимися к ним затратами, определенными на информационном этапе ФСА;

    выявить функции, подверженные влиянию каждого элемента;

    определить затраты на каждую функцию каждого элемента.

    3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

     

    Покажите роль на примере производства и реализации конкретной продукции (или предоставление конкретной услуги) как происходит управление качеством на отдельных стадиях жизненного цикла продукции.

     

     

    Ответ

     

    Открытое акционерное общество «Авиационные линии Кубани» (сокращенно ОАО «АЛК») является предприятием гражданской авиации России и осуществляет воздушные перевозки, авиационные работы и другие услуги.

    Авиапредприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, обладающим правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, товарный знак (знак обслуживания).

    Местонахождение ОАО «Авиалинии Кубани»: Российская Федерация, г. Краснодар, Пашковский-2, Аэропорт.

    ОАО «АЛК» имеет собственные воздушные суда: самолеты: 1 класса Ту-154 — 1 ВС (аренда без экипажа),    2 класса Як-42 —     11 ВС.

    ОАО «АЛК» имеет право выполнять воздушные перевозки на территории России и за рубежом (Стамбул, Рас-Эль-Хайма, Франкфурт-на-Майне, Анталья, Трабзон, Алеппо, Ларнака), сдавать в аренду ВС (с экипажами и без экипажей) иностранным и российским авиакомпаниям, фирмам и организациям. На основе заключенных контрактов приобретать или арендовать ВС. Создавать совместные предприятия, а также осуществлять в установленном порядке другие виды внешнеэкономической деятельности на условиях валютной самоокупаемости.

    ОАО «Авиалинии Кубани» выполняет транспортные полеты по перевозке пассажиров, почты, груза, осуществляет технико-коммерческое обслуживание самолетов всех авиакомпаний, вылетающих и прилетающих в аэропорт Краснодар, является агентом по продаже авиаперевозок.

    Аэродром имеет две взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием и соответствующим комплексом сооружений, средствами посадки, радионавигации и управления воздушным движением, обеспечивающих выполнение круглогодичных и круглосуточных полетов по 1 категории с обоих направлений как легких, так и тяжелых магистральных самолетов повышенной вместимости.

    Пропускная способность аэропорта с учетом наличия двух ВПП и мест стоянок – 14 вылетов и 14 посадок в час. Пропускная способность аэровокзала внутрироссийских авиалиний – 400 человек в час, аэровокзала международных авиалиний – 80 человек за 1 час.

    Хозяйственная деятельность ОАО «Авиационные линии Кубани» направлена на обеспечение его прибыльности финансовой и экономической устойчивости, конкурентоспособности, безопасности полетов и труда.

    ОАО «АЛК» выполняет транспортные полеты по перевозке пассажиров, почты, груза, осуществляет технико-коммерческое обслуживание самолетов всех авиакомпаний, вылетающих из а/п Краснодар, является агентом по продаже перевозок.

    Авиапредприятие имеет сезонный характер работы. На самолетах собственного парка ОАО «АЛК» выполняются транспортные полеты регулярными рейсами, которые составляют от общего объема перевозок — 76 %, заказные (внутренние) — 4,0 %, чартерные — 20 % (2010 г.).

    Организация системы качества обеспечивается организационной структурой системы качества ОАО «АЛК».

    ОАО «АЛК» возглавляется Генеральным директором авиапредприятия — ответственным руководителем по качеству.

    Выполнение функций по организации, управлению, координации работ и обеспечению качества возлагается на специальное подразделение авиапредприятия — отдел контроля качества

    Отдел контроля качества ОАО «АЛК» возглавляет начальник отдела контроля качества, который назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора ОАО «АЛК» — ответственного руководителя по качеству.

    Отдел контроля качества непосредственно подчиняется Генеральному директору ОАО «АЛК».

    Основными задачами отдела контроля качества являются:

    — методическое руководство разработкой, внедрением, функционированием и совершенствованием системы качества;

  • координация работ по обеспечению качества;
  • разработка и текущий контроль за реализацией программ повышения технического уровня и качества процессов, работ и услуг;
  • организация работ по планированию и оценке технического уровня и качества производственных процессов, авиационных перевозок, работ и услуг;
  • выявление фактических и потенциальных проблем качества;
  • определение состава необходимых работ по обеспечению, управлению и повышению качества;
  • контроль состояния производственно-технической базы авиапредприятия;
  • разработка специальных методов (статистических и других) анализа уровня качества;
  • сбор, накопление, систематизация, обработка, анализ и обобщение информации о качестве;
  • участие в разработке документации системы качества;
  • формирование и ведение фонда нормативной и методической документации по вопросам качества
  • разработка учебных планов и программ профессиональной подготовки персонала авиапредприятия по вопросам обеспечения качества;
  • организация профессиональной подготовки работников авиапредприятия в области качества.

    Отдел контроля качества в своей работе руководствуется Законодательством РФ; Постановлениями правительства РФ; Воздушным Кодексом РФ; Федеральными авиационными правилами; Приказами, указаниями и распоряжениями Федеральной авиационной службы Российской Федерации; Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР; Постановлениями МАК и другими действующими нормативными документами МГА СССР, МТ РФ, ДВТ РФ, ГС ГА МТ РФ; Приказами, указаниями и распоряжениями Руководителя Южного окружного межрегионального территориального управления ГС ГА МТ России, Начальника инспекции ЮОМТУ ВТ МТ России, Генерального директора ОАО «АЛК» и требованиями настоящего Положения.

    Персональную ответственность за функционирование системы качества несет начальник отдела контроля качества ОАО «АЛК».

    Начальник отдела контроля качества является независимым лицом от производственной деятельности, подчиняется непосредственно директору ОАО «АЛК» и обладает полномочиями принимать решения, давать указания и распоряжения в области качества, которые должны быть обязательными для всех должностных лиц структурных служб и подразделений авиапредприятия.

    При назначении на должность начальника отдела контроля качества кандидат должен пройти специальную подготовку в области качества по утвержденной ГС ГА МТ России программе.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б., Управление качеством. –М.: Инфра-М, 2008. – 214 с.
  2. Брун М., Грегори Д. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления. – 2007. — № 1. – С. 95-100.
  3. Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 2007. – 265 с.
  4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология, сертификация. –М.: Юрайт, 2009.
  5. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000 // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 77-79.
  6. Окрепилов В.В. Управление качеством. –М.: Экономика, 2009. – 512 с.
  7. Резниченко В.А. Проблемы качества и сертификации // Стандарты и качество. 2005. № 9, С. 54-59.
  8. Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях. Пер. с англ. / Под ред. Л.А. Конарева. М.: Экономика, 2008. – 272 с.
  9. Шадрин А. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация// Стандарты и качество. 2005. № 6. С. 68-73.
  10. Ярцев Д. Сертификация систем качества: проблемы, которые можно избежать // Сертификация. 2003. № 8. С. 80-83.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00039 sec

WordPress: 23.08MB | MySQL:119 | 2,207sec