Система управления предприятием

<

020314 0024 1 Система управления предприятием ЗАДАНИЕ 1: Изучение организации

1.1. Объектом исследования в период прохождения мной производственной менеджерской практики послужило общество с ограниченной ответственностью «Ника-Регион» г. Краснодар.

Основным видом деятельности ООО «Ника-Регион» является производство сухих завтраков в ассортименте (хлопья, кондитерские подушечки, пряники, печенье).

ООО «Ника-Регион» г. Краснодар зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Краснодара 10 сентября 1996г.

Высшим органом управления общества является общее собрание Участников.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией, а также внешним аудитом.

Производственный цикл организации:

При этом, ООО «Ника-Регион» является производственным предприятием на основе работы других смежных организаций в общей структуре Компании, основными видами деятельности которых не является производство пищевых продуктов (продажа, монтаж и наладка спецоборудования для хранения сельхозпродукции). В результате работы этих организаций оплата зачастую производится в натуральной форме (зерно, мука, молоко, масло, подсолнечная семечка, сахар). Таким образом, ООО «Ника-Регион» работает по следующей схеме (рисунок 1):

020314 0024 2 Система управления предприятием Таким образом, первичным этапом производства является переработка ресурсов- зерна, семечки подсолнуха, молока в муку, подсолнечное масло, сливочное масло, сгущенное молоко соответственно. Излишки продуктов переработки реализуются по торговым точкам города, поскольку эта продукция имеет ограниченный срок хранения, а предприятие ограничено в складских помещениях (складские помещения хранят готовую продукцию) Дальнейшим этапом производства является непосредственно производство кондитерских подушечек, хлопьев, печенья и пряников. И конечным этапом является естественно проверка качества и реализация готовой продукции по магазинам города Краснодара и продажа оптовым покупателям города и края.

Исходя из выработки и объема реализации, количества занятых в производстве (52 человека) ООО «Ника-Регион» является малым предприятием. Заняв свою, хоть и небольшую нишу в общем объеме кондитерского производства у нас в регионе, предприятие достойно выполняет свою основную функцию: выработка и реализация продукции, имеющей свою покупательскую аудиторию (в основе своей это- школьники, студенты и просто динамичные молодые люди).

Организационная структура управления ООО «Ника-Регион» представлена на рис.2.

Рисунок 2.

Структура управления ООО «Ника-Регион»

020314 0024 3 Система управления предприятием

 

Административный аппарат управления организацией выполняет очень много функций, однако по М.Х.Мескону на данном предприятии аппарат выполняет функции как консультативного, так и обслуживающего аппарата.

Как известно, консультативный аппарат, это когда линейная система руководства, а именно такая система существует на данном предприятии, сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, при этом приглашаются соответствующие специалисты по разным функциональным профилям для консультирования руководства в определенных областях знаний (например, приглашается юрист, а также специалист по охране труда, кроме того, работники предприятия проходят курсы повышения квалификации в соответствующих учебных учреждениях города.)

Обслуживающий аппарат нашел свое применение на предприятии в виде отдела кадров, который находит потенциальных кандидатов на работу и поставляет руководству требуемые кадры. Помимо этого, предприятие привлекает маркетолога по изучению отдельного сегмента рынка, а также специалиста по материально-техническому снабжению.

На предприятие существуют обязательные согласования каких-либо решений, когда линейное руководство обязано обсуждать свои решения со штабным аппаратом, так проявляется коллективность управления предприятием. При этом последним словом в принятии решения обладает директор предприятия в этом проявляется централизация власти на предприятии, однако, следует заметить, что отдельные структурные подразделения, такие как бухгалтерия, технический персонал во главе с главным технологом, а также начальник отдела по реализации готовой продукции берутся обсуждать эти решения.

На современном этапе развития предприятие столкнулось с трудностью в реализации производимой продукции, а также с проблемой конкуренции. Поскольку раньше предприятий, занимающихся именно таким видом деятельности на рынке города Краснодара не было, в основном продукцию кондитерского ассортимента хлебопечения занимались хлебокомбинаты города. А такой новый вид продукции как подушечки с различными начинками и хлопья вообще были представлены только импортными производителями. Так сейчас продукция предприятия не является оригинальной. Рынок города переполнен не только конкурентами из-за рубежа, но продукцией подобных фирм г. Воронежа и г. Москвы.

Руководство не первый год сталкиваясь с подобными трудностями заключило ряд контрактов на поставку своей продукции в сеть магазинов «Магнит» и «Пятерочка», что позволяет уверенно смотреть в завтрашний день.

1.2. ООО «Ника-Регион» создавалось в 1996г. для производства и реализации мучной кондитерской продукции в г. Краснодаре и крае. В данное время, испытывая большое влияние конкурентов, трудности в реализации продукции ООО «Ника-Регион» пытается удержаться на рынке благодаря высокому качеству выпускаемой продукции и, на мой взгляд, достаточно грамотному планированию.

Общество создавалось в целях:

— участие в ускоренном формировании товарного рынка;

— удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, товарах и услугах;

— извлечение прибыли.

Стратегией развития организации является стратегия ограниченного роста. Она является предпочтительной в данный момент времени, поскольку продукция предприятия не является оригинальной на рынке города и края, а этот вид стратегии позволяет выпускать такое количество продукции, какое необходимо было в прошлый год с учетом вновь заключенных контрактов.

1.3. Таким образом, ООО «Ника-Регион», созданное для реализации производимой продукции на товарном рынке города и края, на мой взгляд, занимает достойное место среди подобных производственных фирм. Помимо общественной значимости в реализации такой необходимой продукции, освоив свой покупательский сегмент (школьники, студенты и т.д.), надо отметить и экономическую целесообразность существования такого производителя в городе. Эта целесообразность подкрепляется близостью ресурсной базы, что в свою очередь позволяет снизить цены на качественный продукт.

Что же касается нормативной базы организации, то можно отметить высокий профессионализм привлекаемого юридического персонала. Основными нормативными документами общества является Протокол общего собрания учредителей, учредительный договор.

На момент создания общества было объявлено к регистрации 24 участника. Уставный капитал общества составил 11768 тысяч рублей. В составе учредителей предприятия- работники предприятия, внесшие свои личные сбережения в уставный капитал.

Исполнительным органом общества является директор, он избирается на срок пять лет решением общего собрания участников общества.

На момент создания общества доли вкладов вносятся в денежной форме всеми участниками общества. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он может быть увеличен за счет дополнительных взносов участников и за счет прибыли деятельности ООО «Ника-Регион»

Решение об увеличении или уменьшении уставного капитала принимаются на общем собрании участников единогласно.

Исполнительным органом общества является директор, он избирается на срок пять лет решением общего собрания участников общества.

Заместитель директора возглавляет направление деятельности предприятия, в соответствии с компетентностью, образованием и спецификой работы.

Общество прекращается (ликвидируется):

— по решению Собрания Участников;

— по решению суда, в случае неплатежеспособности или нарушения обществом действующего законодательства.

Ликвидация и реорганизация общества осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Имеющиеся у общества средства, в том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом, распределяются между участниками. Разделение осуществляется путем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических лиц, с разделением балансов и капиталов.

 

ЗАДАНИЕ 2 Анализ и оценка среды организации

2.1. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Экономические факторы.

Инфляция в 2006г. году составила 10,9%, что, конечно,отразилось на работе предприятия в целом. Возросли цены на сырье, соответственно организация вынуждена планировать свои расходы на уровне объявленного темпа инфляции и закладывать цены на следующий год в соответствии с уровнем инфляции следующего года. По предварительным данным, уровень инфляции в следующем 2007 году заявлен не более 7%.

ООО «Ника-Регион» дисциплинированно выполняет свои обязательства по выплате налогов в бюджет. Основными налогами, выплачиваемыми предприятием является налог на добавленную стоимость, ставка которого составляет 18%, единый социальный налог – по ставкам, объявленным в налоговом кодексе РФ ст. 241, минимальная ставка которого составляет 26%. Налог на прибыль выплачивается предприятием один раз в квартал в размере 24% от суммы прибыли предприятия, из которых 6,5% платится в федеральный бюджет; 17,5 в бюджет краевого уровня. База для налогообложения — валовая (балансовая) прибыль.

Предприятие освобождено от уплаты налога на землю и налога на имущества, поскольку выполняет свою производственную деятельность в помещении, взятом в аренду.

Кроме того, Законом Краснодарского края от 26.11.2001г. № 415-КЗ «О налоге с продаж», предусмотрена выплата налога в размере 5%.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения, называется чистой прибылью. Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.

Каждая организация в результате своей производственно-хозяйственной деятельности за свою работу получает денежный эквивалент, который называется выручкой. Выручка, как финансовый показатель, характеризует завершение производственного цикла, возврат авансированного на производство капитала организации в денежную форму и начало нового витка в обороте средств.

Выручка организации включает в себя денежные средства от:

— реализация выпускаемой продукции;

— реализация услуг другим предприятиям;

— продажа на сторону основных фондов, нематериальных активов и другого имущества;

— доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (пени, штрафы, неустойки, потери).

Политические факторы.

По новому законодательству РФ правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу по государственной поддержке малого предпринимательства. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.

В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» малые предприятия имеют право получить инвестиционный налоговый кредит, под которым понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами.

Руководство предприятия следит за нормативными документами местных органов власти, ограничениями по найму рабочих и минимальным ставкам кредитования предприятий малого бизнеса. Кроме того, органы местной власти могут порекомендовать размер заработанной платы для рабочих служащих. Например, в 2006г. рекомендованный администрацией г. Краснодара минимальный размер оплаты труда наемных рабочих составил 6000 рублей.

Рыночные факторы.

Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организации. Привлекаемый со стороны маркетолог проводит независимый анализ рыночной среды. Многочисленные факторы могут оказать непосредственное воздействие на спехи или провалы предприятиям. К этим факторам можно отнести жизненный цикл производимой продукции, мода на здоровый образ жизни, ускоренный темп жизни, требующий продуктов быстрого приготовления без особых усилий, питательных, энергетических и не сильно калорийных, легкость проникновения на рынок города и края, конкуренцию из вне, определение своей потребительской аудитории.

Технологические факторы.

Анализ технологии внешней среды могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Однако руководство нашего предприятия старается идти в ногу со временем и следить за передовыми технологиями по производству сухих завтраков, учитывая при этом мощность используемого оборудования. В 2001г. предприятие поменяло старое оборудование на новое импортного производства. Для этого предприятие прибегнуло к лизингу.

Для производства основной продукции — хлопьев и кондитерских подушечек в ассортименте на предприятии установлено две линии по производству сухих завтраков английской фирмы АPV»Бейкер». Линия по производству хлопьев, производительностью 3000 т/год и линия по производству подушечек, производительностью 800 т/год.

Производство сухих завтраков полностью обеспечено топливно-энергетическими ресурсами и водой:

— котельная с двумя котлами на газе ДКВР 4/13;

— подстанция с двумя трансформаторами по 1000 КВА;

— водоснабжение от собственной артскважины.

Социальные факторы.

Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества.

На предприятии существует профсоюзный комитет, существующий на сборы от заработной платы -2% от совокупной заработной платы каждого сотрудника. Вступление в профсоюз происходит на добровольно-обязательной основе.

Руководство предприятия следит за меняющейся психологический атмосферой в организации и с помощью профсоюзного комитета может так или иначе повлиять на изменение настроения людей. А, как известно, хорошее и здоровое настроение коллектива это залог успеха любого дела.

Руководство предприятия позволяет за счет рабочего времени два раза в год проходить профосмотр сотрудников. Кроме того, коллектив предприятия 2 раза в год выезжает на природу (9мая и в день рождение предприятия).

Факторы конкуренции (в т.ч. международной конкуренции)

Ни одна организация не может себе позволить игнорировать своих конкурентов.

В недалеком прошлом производство сухих завтраков было достаточно оригинальным и прибыльным делом, конкуренцию представляли только фирмы производители сухих завтраков из-за рубежа, но сегодня серьезную конкуренцию представляют предприятия, находящиеся в г. Воронеже и г. Москве. 75% рынка нашего города занято продукцией конкурирующих фирм России, Дании и Голландии.

2.2. Выявим перечень внешних опасностей и возможностей, с которыми сталкивается организация во внешней среде (по М.Мескону):

                                        Таблица 1

Факторы 

Взвешивание фактора 

Воздействие фактора 

Экономические 

+1х-30

=-30

Политические 

+1х+20

=+20

Рыночные 

+2х+20

=+40

Технологические 

+2х+30

=+60

Социальные

+1х+30

=+30

Конкурентные 

-3х-30

=-90

Международные 

=1х-10

=-10

 

Наибольшие возможности ООО «Ника-Регион» обеспечиваются её технологической мощью, наибольшая опасность заключается в конкуренции из вне, также как и со стороны зарубежных фирм.

2.3. Произведем оценку внешней среды организации по трем параметрам:

Динамика текущей стратегии организации.

На сегодняшний день предприятие ООО «Ника-Регион» придерживается мнения, что необходимо вкладывать средства для диверсификации производства, обновлять хотя бы один раз в пять лет техническую и технологическую линии производства, но это требует определенных вливаний денежных средств.

Рыночный фактор, влияющий положительно на текущую стратегию производства предусматривает достаточное количество договоров на поставку готовой продукции в магазины города и края, включая сети магазинов «Магнит» и «Пятерочка».

Что же касается факторов, воздействующих негативно на текущую стратегию производства, то на вышеприведенной таблице видно, что это в первую очередь воздействие конкурирующих фирм (включая иностранных производителей), а во- вторую очередь – это, конечно же экономический фактор: высокий уровень инфляции, большие налоги.

Социальный и политический факторы являются на предприятии факторами, ускоряющими процесс достижения целей и реализации стратегии организации.

Так, основным моментом на любом предприятии является возможность работниками вовремя и в полном объеме получать заработную плату, а, кроме того, премию за выполнение особо важных задач. Это условие выполняется на данном предприятии в полном объеме, хотя еще три года назад были небольшие задержки с выплатой зарплаты персоналу организации.

Политический фактор также положительно влияет на достижение поставленных целей. В последнее время принято много законов в поддержку малого предпринимательства. На высоком уровне обсуждаются и принимаются способы оказания помощи и содействия организациям производственной сферы.

2.4. Исходя из анализа внешней среды, можно предложить, опираясь на достижения организации в области технологической оснащенности обеспечить непрерывный технологический цикл производства. Налаженные рыночные отношения, контракты и договоры на поставку также положительно обеспечивают «на перспективу» предприятие оборотными активами.

Все вышеизложенное помогает преодолеть трудности экономического характера, а также не только удержаться на занятых позициях, но и попытаться сместить конкурентов с рынка города Краснодара.

 

ЗАДАНИЕ 3 Характеристика основных средств.

3.1. Изучим баланс (форма №1) ООО «Ника-Регион» за период 2004-2005г.г., который представлен мною в следующей форме:

Вертикальный и горизонтальный анализ баланса ООО «Ника-Регион»

за 2004- 2005гг.

Таблица 2

Показатели 

Предыдущий год (2004г.)

 

Отчетный год (2005г.)

 

Темпы роста

Гр. 4/ гр.2 * 100 

Сумма

 

% к валюте баланса 

Сумма

 

% к валюте баланса 

АКТИВ 

         

I Внеоборотные активы

Основные средства

Прочие внеоборотные средства

Итого

II Оборотные активы

Запасы

Дебиторская задолженность

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого

Баланс  

 

 

6806

 

169

6975

 

2715

 

3107

65

 

54

5941

12916 

 

 

52,7

 

1,3

54

 

21

 

24

0,5

 

0,4

46

 

 

6629

 

217

6846

 

3583

 

6122

56

 

6

9767

16613 

 

 

39,9

 

1,3

41,2

 

21,6

 

36,9

0,3

 

58,8

 

 

97,4%

 

128,4%

98,2%

 

132%

 

197%

86,1%

 

11,1%

164,4%

128,6%

ПАССИВ 

         

III Капитал и резервы


Капитал

Нераспределенная прибыль

Итого

IY Долгосрочные пассивы

Y Краткосрочные пассивы

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Прочие пассивы

Итого

Баланс  

 

 

7086

 

 

4645

11730

0

0

 

1186

0

1186

12916

 

 

54,9

 

 

36

90,8

0

0

 

 

9,2

0

9,2

 

 

7086

 

 

7376

14461

0

0

 

2151

0

2151

16613

 

 

42,7

 

 

44,4

87,1

0

0

 

 

12,9

0

12,9

 

 

100%

 

 

158,8%

123,3%

0

0

 

181,4%

0

181,4%

128,6% 

 

    Из выше приведенных данных следует, что внеоборотные активы предприятия на начало года составляли 54% всех средств, к концу года их удельный вес уменьшился до 41,2%. Оборотные средства на начало года составляли 46% всех средств, а к концу года увеличились до 58,8% преобладающая часть оборотных средств представлена дебиторской задолженностью, увеличившейся к концу года почти в 2 раза. Собственный капитал занимал в источниках средств предприятия 90,8% на начало года и 87% на конец года. Нераспределенная прибыль возросла на 8,4%. Долгосрочных и краткосрочных займов у предприятия нет. Кредиторская задолженность к концу 2005г. увеличилась на 3,8% за счет начисленной к концу года, но не выплаченной заработной платы сотрудникам предприятия, увеличения НДС по приобретенным товарам и задолженностью перед бюджетом и внебюджетными фондами. Все эти платежи срочные и уже в 1-ом квартале 2006 г. фактически погашены.

Динамику отдельных показателей во времени можно изучить с помощью горизонтального анализа отчетности. Трендовый анализ позволяет произвести расчет относительных отклонений какой-либо статьи отчетности за ряд лет от уровня базового года, для которого значения всех статей принимаются за 100%.

Из данных, приведенных в таблице видно, что в активе существенные изменения произошли по статье «Запасы», которые увеличились в 1,3 раза и составляют 21,6% валюты баланса и дебиторская задолженность, которая увеличилась почти в два раза и составляет 36,9 % в валюте баланса. Увеличение по ст. «Запасы» в 1.3 раза связано, в первую очередь, с недостатком упаковочной тары, которую предприятие приобретает на стороне.

Сравнительный аналитический баланс ООО «Ника-Регион»:

Таблица 3

020314 0024 4 Система управления предприятием

Исходя из данных бухгалтерского баланса ООО «Ника-Регион» (Форма № 1), можно отметить, что предприятие по размеру является небольшим (уставный капитал – 12,0 тыс.р.). Его активы представлены основными средствами, долгосрочными финансовыми вложениями, производственными запасами, денежными средствами на расчетном счете и дебиторской задолженностью. В составе средств, которыми располагает предприятие, преобладающую часть составляют Основные средства (6629 тыс.р.) и производственные запасы (3209 тыс.р.). Основные средства составляют 39,9 % в валюте баланса предприятия и по сравнению с прошлым годом уменьшились на 12,8 %.

В составе оборотных средств наибольшая часть приходится на производственные запасы, выросшие к концу года в 2,5 раза и составляющие 19,3 % в валюте баланса и на дебиторскую задолженность, также возросшую почти в 2 раза по сравнению с задолженностью на начало 2005г.. Доля срочной дебиторской задолженности у предприятия на 01.01.2006г. составляет 6047тыс.руб. или 36,4 % в валюте баланса. Самыми крупными дебиторами являются централизованный реализатор продукции в Краснодаре: ООО «Сухие завтраки» (доля задолженности этого дебитора перед предприятием в сумме общей дебиторской задолженности составляет 87,4 %) и ЗАО «Пищекомбинат- Центр» в г. Воронеже (7,3 %).

Источниками средств данного предприятия являются уставный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль.

На этапе первоначального ознакомления с предприятием ООО «Ника-Регион» можно сделать вывод, что баланс предприятия ликвиден, финансовое положение предприятия устойчивое.

Структурный анализ показателей отчета о прибылях и убытках (форма № 2) ООО «Ника-Регион» представлен в следующей таблице:

 

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ООО «Ника-Регион»

за 2004-2005г.г. (анализ структуры отчета о прибылях и убытках)

Таблица 4

в тыс. р.

Показатели 

Предыдущий год (2004г.)

Отчетный год (2005г.)

Сумма

 

% к объему выручки 

Сумма

 

% к объему выручки 

Выручка от реализации 

34331,0

100 

39905 

100 

Себестоимость реализа

ции

32225 

93,9 

34498 

86,4 

Коммерческие расходы 

422 

1,2 

739 

1,8 

Управленческие расходы 

450 

1,3 

422 

1,1 

Прочие расходы 

323 

0,9 

356 

0,9 

Общие затраты 

33420 

97 

36015 

90 

Прибыль (убыток) от реализации 

1060 

+3 

4032 

+10 

Налоги 

620 

1,8 

1177 

2,9 

Чистая прибыль 

440 

<

+1,3 

2855 

+7,2 

 

В выручке от реализации отчетного года коммерческие расходы возросли на 0,6%, однако полная себестоимость уменьшилась на 7% по сравнению с прошлым годом и, соответственно, увеличилась чистая прибыль на 5,9%.

Валовая прибыль от продаж в 2005г. увеличилась в 2,6 раза по сравнению с 2004г. и составляет 13,5% или 13,5 коп. на рубль выручки, в 2004г. она составляла 6,13 коп на 1 рубль выручки. В данной ситуации можно сказать что, основная деятельность ООО «Ника-Регион» прибыльная, однако предприятию необходимо обратить внимание на увеличившийся удельный вес коммерческих расходов.

3.2. Составим таблицу и сделаем анализ обеспеченности организации основными производственными фондами и их использования.

Таблица 4

Показатели 

На начало 2005г.

На конец 2005г. 

Абсолютное изменения 

Относительное изменение 

Стоимость всех основных производственных фондов, т.р. 

6975 

6847

-128

98,16%

в т.ч. стоимость активной части основных производственных фондов, т.р.

6806

6628

-178

97,38%

Выручка (валовой доход) от реализации продукции, т.р.

34331

39905

+5574

+116,2%

Прибыль балансовая 

1060

4032

+2972

+380,4%

Среднесписочная численность персонала, чел. 

43

52

+9 

+120,9%

в т.ч. работников основного производства, чел.

31

40

+9

+129,03%

Среднегодовая численность работников, чел. 

48

57

+9

+118,75%

Износ основных производственных фондов, т.р. 

2545

2673

+128

+105,12%

Фондоотдача 

4,92

10,21

+5,29

+207,51%

Фондоемкость 

0,20

0,10

-0,10

-50%

Фондовооруженность 

145,31

120,12

-25,19

-82,7

Техническая вооруженность

141,79

116,28

-25,51

-82%

Производительность труда 

798,39

767,40

-30,99

-96,2%

Коэффициент износа 

0,37

0,39

+0,02

+105,4%

Рентабельность основных производственных фондов 

0,15

0,59

+0,44

+393,4%

 

 

 

 

 

 

3.3. Сделаем выводы по вышеприведенной таблице:

 

ООО «Ника-Регион» достаточно обеспечено основными производственными фондами. Как известно, к производственным основным фондам относятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины и оборудование и т.п.) создают условия для его нормального осуществления (производственные здания и т.п.) и служат для хранения и перемещения предметов труда.

На начало 2005г. ОПФ было на сумму 6975 т.р., на конец исследуемого периода их количество уменьшилось и составило в сумме 6847т.р. Это снижение на 98% стоимости основных производственных фондов связано с начислением амортизации, т.е. переноса стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию.

Для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов мы использовали показатели фондоотдачи, фондовооруженности, технической вооруженности, производительности труда, рентабельности и т.д.

Как видим из таблицы, за период 2005г. на предприятии произошло незначительное увеличение ССЧ работников, которое изменилось только в плане работников основного производства (с 43 до 52 человек, т.е. увеличилось на 120%). Кроме того, увеличился валовой доход предприятия с 34331т.р. до 39905т.р., т.е. на 116%. Соответственно произошло увеличение коэффициента фондоотдачи с 4,92 на начало исследуемого периода до 10,21 на конец 2005г. и коэффициента производительности труда с 798,4 на начало 2005г. до 767,4 на конец 2005г. (снижение на 96%). Коэффициент фондоемкости является обратным показателем коэффициенту фондоотдачи и в 2005г. он составил 0,2 и 0,1 на начало и конец года соответственно (снизился на 50%).

Что же касается рентабельности ОПФ, то можно отметить, что этот показатель значительно увеличен за период 2005г. с 0,15 на начало 2005г. и 0,59 на конец исследуемого периода, что явилось следствием увеличения балансовой прибыли предприятия с 1060т.р. до 4032т.р. за начало и конец исследуемого года.

 

3.4. Оценим движение основных производственных фондов в организации.

Таблица 5

Показатели 

Сумма 

Стоимость основных производственных фондов на начало года (ОФ н.г.), в т.р.

6975 

Стоимость вновь введенных основных производственных фондов (ОФ в.в.), т.р.

1053

Стоимость выбывших основных производственных фондов (ОФ выб.), т.р.

1181

Стоимость основных производственных фондов на конец года (ОФ к.г.), т.р.

6847

Среднегодовая стоимость ОПФ (ОФс), т.р.

6911

Коэффициент выбытия ОПФ (К выб)

0,17

Коэффициент обновления ОПФ (К обн.)

0,15

Коэффициент прироста ОПФ (К пр.)

-0,02

 

3.5. К системе взаимосвязанных показателей непосредственно характеризующих уровень использования активной части ОПФ и производственных возможностей, а также раскрывающих резервы возможного улучшения их использования относятся:

Коэффициент экстенсивного использования (Кэ), который характеризует уровень использования активной части ОПФ во времени:

Кэ= Тф/Треж,

где Тф- фактическое время работы машин и оборудования;

Т реж.- режимный фонд времени работы машин и оборудования;

Кэ= 18/24=0,75

 

Коэффициент интенсивного использования (Ки), который характеризует уровень использования машин и оборудования по мощности:

    Ки=Пф/Пв, где:

Пф- фактическая производительность машин и оборудования;

Пв – возможная производительность машин и оборудования,

 

Ки=800/1600=0,5

Исходя из вышеприведенных расчетов можно сделать вывод о преобладании на предприятии экстенсивных методах хозяйствования, т.е. время использования оборудования достаточно велико и использует 75% всего времени (работа ведется в 3 смены), при этом производительная мощность используется только на половину.

 

 

ЗАДАНИЕ 4 Финансовое состояние предприятия

4.1. и 4.2. На основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках рассчитаем следующие показатели предприятия за 2005г.

Для прогноза реальной платежеспособности ООО «Ника-Регион» рассмотрим структуру оборотных активов предприятия с точки зрения их ликвидности, то есть способности быть конверсированными в денежную форму в сроки, соответствующие погашению задолженности.

Для удобства рассмотрения структуры активов с точки зрения их ликвидности применим группировку активов предприятия предложенную в следующей таблице также произведем оценку уровня ликвидности с помощью с помощью коэффициентов стабильности активов и обеспеченности предприятия ликвидными активами.

Оценка уровня ликвидности активов ООО «Ника-Регион»

Таблица 6

Наименование

Активов 

Балансовая

стоимость 

Темпы

роста

в % 

Коэффициенты

уровня ликвидности 

Темпы

роста 

01.01.05 

01.01.06 

01.01.05 

01.01.06 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

1. Легкореализуемые

           


активы, в т.ч.
 

65 

56 

86,2% 

0,05 

0,03

60% 

— денежные средства 

65 

56 

86,2% 

0,05 

0,03 

60% 

— краткоср.фин.влож.  

         

2. Дебиторская задолженность

3107 

6122 

197% 

2,6 

2,8 

107,7% 

3. Высоколиквидные

         

активы (п.1.+п.2.)

3172 

6178 

194,8% 

2,7 

2,9 

107,4% 

4. Запасы 

2715 

3209 

118,2% 

2,3 

1,5 

65,2% 

5. Итого ликвидные 

         

Активы (п.3.+п.4.) 

5822 

9387 

161,2% 

4,9 

4,4 

89,8% 

6. Неликвидные активы 

         

6.1.Внеоборотные активы 

6975 

6846 

98,2% 

5,9 

3,2 

54,2% 

— основные ср-ва 

6806 

6629 

98,2% 

5,7 

3,1 

54,4% 

— долгоср.фин.вложения

0 

0 

0 

0 

0 

0 

6.2.безнад.деб.задолж. 

0 

0 

0 

0 

0 

0 

7. Итого неликвидные  

         

активы 

 

6975 

6846 

 

98,2% 

5,9 

3,2 

54,2% 

8. Всего активы 

12916 

16613 

128,6% 

10,9 

7,7 

70,6% 

9. Текущая краткосрочная задолженность

1186 

2151 

181,4% 

     

 

По данным таблицы видно, что легкореализуемые активы предприятия представлены только денежными средствами и составляют на начало и конец отчетного периода соответственно 65 и 56 тыс.р. У предприятия вся дебиторская задолженность срочная (текущая), соответственно, полностью включается в состав высоколиквидных активов. На начало периода ООО «Ника-Регион» имело высоколикивидных активов 3172 тыс. р., а на конец периода высоколиквидные активы увеличились, в связи с увеличением дебиторской задолженности, и составили 6178 тыс. р. или 37,2% активов предприятия.

Однако снизился коэффициент уровня ликвидности ликвидных активов за счет увеличения запасов сырья.

Неликвидные активы предприятия составляют на начало года 6975 тыс. р. и 6846 тыс. р. на конец периода. То есть размер нелеквидных активов предприятия практически не изменился, наблюдается небольшое снижение стоимости основных средств за счет увеличения износа. Размер ликвидных активов предприятия в 1,4 раза превышает размер неликвидных активов тогда как на начало года коэффициент соотношения ликвидных активов к неликвидным составлял 0,8.

Коэффициент обеспеченности предприятия ликвидными активами равен 0,45 на начало периода и 0,57 на конец периода. Это означает, что на начало периода ООО «Ника-Регион» располагало ликвидными активами в размере 45% ,а на конец периода размер ликвидных активов уже составлял 57% всех активов.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. На анализируемом предприятии степень обеспеченности готовыми средствами платежа практически нулевая, при этом она снизилась по сравнению с предыдущим периодом на 14%. Степень обеспеченности высоколиквидными активами достаточная, в связи с чем произошло увеличение уровня ликвидности на 7%.

По данным баланса и таблицы, содержащей данные о реальной ликвидности активов предприятия ООО «Ника-Регион», рассчитаем коэффициенты платежеспособности, представив их в следующей таблице:

 

 

Коэффициенты платежеспособности и ликвидности

ООО «Ника-Регион»

                    Таблица 7

 

Наименование показателя

Значение показателя по данным баланса 

на 01.01.05 

на 01.01.06 

Коэффициент текущей платежеспособности и ликвидности. 

10,9

(12916/1186) 

7,7

(16613/2151) 

Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности 

4,9

(5822/1186) 

4,4

(9387/2151) 

Коэффициент абсолютной ликвидности 

0,05

(65 / 1186) 

0,03

(56/2151) 

 

Коэффициент текущей ликвидности –это отношение ликвидных активов к текущим обязательствам. Значение коэффициента текущей платежеспособности значительно снизилось по сравнению с 2004г., однако остается достаточно высоким и составляет 7,7, это говорит о том, что предприятие платежеспособное, т.е. предприятие в достаточной мере располагает нужным объемом ликвидных активов, необходимым для погашения всей своей краткосрочной задолженности. Коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой отношение наиболее ликвидных оборотных активов к сумме текущих обязательств. Исходя из данных расчетной таблицы видно, что этот показатель снизился в 2005г. по сравнению с 2004г. на 0,02, что говорит нам о том, что в 2005г. возрос общий объем кредиторской задолженности (задолженность предприятия перед банком по лизингу).

Возврат дебиторской задолженности. По данным баланса №1 видно, что показатель дебиторской задолженности снизилась в 2005г. по сравнению с аналогичным периодом 2004г. на 9 тыс. рублей. Дебиторская задолженность в состоит из переданной готовой продукции на реализацию. То есть эта короткая дебиторская задолженность со сроком погашения менее 1 года.

Оборачиваемость товарных запасов.

Посчитаем оборачиваемость товарных запасов по формуле:

Коб =Vр/Оср., где:

Vр- объем реализации продукции за отчетный период;

Оср- средний остаток товарных запасов за отчетный период.

Таким образом, Коб=39905/3149=12,67

Исходя из этого можно посчитать продолжительность одного оборота в днях= (18ч*365дн)/12,67= 28,8 дней.

Значение этого коэффициента показывает за какой срок предприятие полностью использует запасы для полноценного производственного цикла получая при этом выручку от реализации готовой продукции.

Из данных, приведенных в таблице «Оценка уровня ликвидности активов», видно, что в активе существенные изменения произошли по статье «Запасы», которые увеличились в 1,3 раза и составляют 21,6% валюты баланса и дебиторская задолженность, которая увеличилась почти в два раза и составляет 36,9 % в валюте баланса.

Увеличение по ст. «Запасы» в 1.3 раза связано, в первую очередь, с недостатком упаковочной тары, которую предприятие приобретает на стороне.

Чистый оборотный капитал. Это разница между суммой текущих активов и суммой текущих обязательств предприятия = 9766-2151=7615 т.р. Это показатель обеспеченности собственными оборотными средствами. По данным расчетов видно, что предприятие полностью обеспечено своими оборотными средствами и привлекает заемные средства только в качестве лизингодателя на приобретение оборудования.

Коэффициент платежеспособности: этот показатель показывает, какое количество заемных средств, привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств (нормативное значение < 0,7);

По данным финансового состояния предприятия в анализируемом периоде можно смело сказать, что предприятие платежеспособно, поскольку показатель составил 2,12, т.е. на 1,42 больше нормативного значения. Отсюда сделаем вывод о том, что предприятие не имеет зависимости от внешних вливаний в производство и обходится собственными средствами.

Прибыльность предприятия.

Коэффициент валовой и чистой прибыли за 2005г. можно увидеть из данных формы баланса №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Коэффициент валовой прибыли=39905/34498=1,16;

Коэффициент чистой прибыли= 2855/34498=0,08;

Для сравнения посмотрим эти же коэффициенты за аналогичный период прошлого 2004г.

Коэффициент валовой прибыли=34331/32225=1,07;

Коэффициент чистой прибыли= 440/32225=0,01;

Эти показатели является очень важными при оценке результатов деятельности. Итак, доля валовой прибыли в объеме реализации предприятия увеличилась на 9%.Однако этот показатель является не существенным по сравнению с показателем доли чистой прибыли в объеме реализации, которая увеличилась более, чем в 8 раз с 1% до 8%. Это означает, что предприятие более эффективно использовала свои активы в основном виде деятельности.

Использование акционерного капитала.

Норма прибыли на акционерный капитал =4032/7086=0,57 или 57% за 2005г.

Норма прибыли на акционерный капитал =1060/7086=0,15 или 15% за 2004г.

За рассматриваемый период возросла норма прибыли предприятия в общем объеме акционерного капитала с 15% в 2004г. до 57%, т.е. на 42%.

Коэффициент соотношения «цена-доход»

За 2004г.:32225/34331=0,94 ил 94%;

За 2005г.: 34498/39905=0,87 или 87%.

Из расчетов видно, что в 2005г. этот показатель снизился на 7%, т.е. возросла себестоимость продукции на 2273т.р., а валовой доход вырос на 5574т.р.

Из вышеприведенного можно сделать вывод, о том, что ООО «Ника-Регион» имеет устойчивый баланс, при этом имеет незначительную долю кредиторской задолженности. Основную часть дохода предприятие получает от реализационной деятельности.

Предприятие высоколиквидно, не имеет проблем с наличностью и возвратом дебиторской задолженности (срок которой не превышает 12 месяцев).

Предприятие платежеспособно, привлекает незначительное количество заемных средств (лизинг в банке). Предприятие имеет устойчивую прибыль, которую направляет на диверсификацию производства и выплату части ежегодной прибыли участникам общества .

Предприятие эффективно использует производственные мощности. Работники трудятся в 3 смены-18 часов. Общая оборачиваемость товарных запасов составила 29 дней.

В целом предприятие является финансово устойчивым.

 

ЗАДАНИЕ 5 Планирование

5.1., 5.2., 5.3. Изучим, как на практике конкретной организации применяются следующие формы планирования:

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача -обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся:

— распределение ресурсов;

— адаптация к внешней среде;

— внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде. Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с её окружением.

Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.

Рассмотрим, как в практике рассматриваемой нами организации применяются виды стратегического планирования.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. То есть это планирование фирмы на очень долгосрочный период её работы.

В ООО «Ника-Регион» стратегическое планирование разрабатывается директором предприятия в консолидации со всеми службами организации.

Стратегический план рассматривается на предприятии как программа, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

     Конечно же первым, и может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации.

Основная общая цель организации- это четко выраженная причина её существования- обозначается как её миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссией же предприятия является    производство и реализация продукции, имеющей свою покупательскую аудиторию (в основе своей это- школьники, студенты и просто динамичные молодые люди).

    Для целей стратегического планирования используются опыт и знание многих служб, отделов, людей – это и финансы, бухгалтерия, учет, маркетинговые исследования, направленные на изучение рынка и спроса, производственный опыт и просто человеческий фактор, а также культура и образ предприятия.

Помимо непосредственного изучения рынка в аспекте конкурентов, качества и разнообразия ассортимента изготавливаемых изделий, демографического интереса и т.п., директор предприятия основную роль отводит финансовому планированию организации.- то есть процесс выбора целей для организации финансового благополучия предприятия.

Долгосрочное планирование представляет собой перспективное стратегическое планирование на достаточно долгий срок работы (на нашем предприятии- это более 6 месяцев).


Краткосрочное планирование— это действия по выработке специфических решений, направленный на успех организации, но только на довольно короткий промежуток времени (менее полугода).

Текущее планирование характеризуется принятием решений для достижения целей организации в текущем времени.

Финансовый план является, по сути, заключительным разделом плана экономического и социального развития предприятия, так как в нем отражаются конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовый план состоит из двух разделов:

Ι.Доходы и поступления средств;

ΙΙ.Расходы и отчисления средств.

Раздел Ι содержит такие показатели:

1. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств и других активов).

3.Планируемые внереализационные расходы, в том числе, доходы от долевого участия в уставной капитале других предприятий;

доходы, полученные по ценным бумагам;

доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях. Доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по НМА;

5. Поступления средств от других предприятий;

6. Поступления из внебюджетных фондов;

7. Прочие доходы.

Раздел ΙΙ содержит показатели:

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

на накопление (по направлениям использования);

на потребление (по направлениям использования);

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе по формам амортизационных отчислений; за счет других источников финансирования (по видам источников).

4. Прочие расходы.

5.4. Выполнить расчет точки безубыточности (критического объема продаж).

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

— спрос на продукцию;

— издержки по производству и реализации продукции;

-конкуренция;

-другие факторы.

    Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене продуктов могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой товара и спросом на него описываются кривой спроса.

Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж.

Цена же , при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именной та цена, по которой товар будет продан. Фирма будет иметь максимальную прибыль и минимальные убытки производя в той точке безубыточности, где предельный доход будет равен предельным издержкам:

mr=ms;

График точки безубыточности предприятия ООО «Ника-Регион».

 

 

020314 0024 5 Система управления предприятием

где Р- цена товара , Q- объем продаж;

В нашем случае оптимальной ценой товара под названием «Хлопья кукурузные» является 18 р, 50 к. Для других видов продукции, производимой предприятием цена соответственно будет иная.

ЗАДАНИЕ 6. Выполнить расчеты показателей, характеризующих деятельность в области менеджмента:

Коэффициент экономической результативности управленческой деятельности (соотношение дохода и издержек на производство и реализацию за год).

Кэ.р..= 4668/34495=0,14 или 14% за 2005г.

Коэффициент соотношения численности аппарата управления и численности персонала:

Ку/п= 12/47,5=0,25 или 25% за весь 2005г.

Коэффициент соотношения линейного и функционального персонала:

Кл/ф= 35,5/47,5=0,75% или 75%

Коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности (соотношение прибыли и затрат на управление):

Кээу= 422/4032=0,11 или 11% за 2005г.

Коэффициент уровня организации производства (соотношение длительности производственного цикла и длительности одного оборота в днях):

Коб =Vр/Оср., где:

Vр- объем реализации продукции за отчетный период;

Оср- средний остаток оборотных средств за отчетный период.

Таким образом, Коб=39905/7853=5,08

Исходя из этого можно посчитать продолжительность одного оборота в днях= (18ч*365дн)/5,08= 72 дней.

Коэффициент рентабельности производства и реализации продукции (соотношение чистого дохода и объема реализации продукции):

Крп=7376/39905=0,19 или 19% за 2005г.

Коэффициент маневренности капитала (соотношение стоимости оборотного капитала и среднегодовой стоимости собственного капитала):

Видно, что предприятие вполне способно (норма < 0,2) поддерживать уровень собственного оборотного капитала за счет вложения их в наиболее мобильные активы, поскольку значение этого норматива составляет 0,53, что вполне соответствует нормативным границам.

Коэффициент рентабельности затрат (соотношение суммы прибыли и объема производственных издержек):

Рентабельность производства и реализации готовой продукции

ООО «Ника-Регион»

Показатели 

2003г. 

2004 г. 

2005 г. 

Выручка от реализации, тыс. руб. 

38912 

34331 

39905 

Коммерческая себестоимость продукции, тыс. руб.

35286 

32225 

34498 

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

3060 

1684 

4668 

Уровень рентабельности, % 

91 

94 

86 

 

Уровень рентабельности зависит от объема произведенных работ и себестоимости их выполнения, рационального использования основных и оборотных средств предприятия, а также от полученной выручки от реализации продукции. Исходя из табличных данных видно о постоянно большом значении уровня рентабельности.

На уровень рентабельности в значительной степени оказывает влияние размер коммерческой себестоимости, которая за последние три года имеет тенденцию роста. Так, в 2003 году она составила 35268 тыс. р., в 2004 году –32225 тыс. р., а в 2005г. – 34498 тыс. р. В этой связи можно сделать вывод о постоянном, значительном росте себестоимости.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами (коэффициент покрытия материальных запасов), показывающий количество материальных запасов и затрат, приходящихся на 1 рубль собственных оборотных средств, нормальное ограничение, получаемое на основе статистических усреднений результатов хозяйственной практики (по Е.В. Негашеву), имеет следующий вид:

 

Ко >,= 0,6-0,8;

В нашем случае этот показатель имеет значение 0,37, что является недостаточным, поскольку по данным годового баланса (форма № 1) за 2005г., мы видим резкое увеличение доли дебиторской задолженности

Коэффициент платежеспособности: этот показатель показывает, какое количество заемных средств, привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств (нормативное значение < 0,7);

По данным финансового состояния предприятия в анализируемом периоде можно смело сказать, что предприятие платежеспособно, поскольку показатель составил 2,12, т.е. на 1,42 больше нормативного значения. Отсюда сделаем вывод о том, что предприятие не имеет зависимости от внешних вливаний в производство и обходится собственными средствами.

ЗАДАНИЕ 7: Совершенствование управления

Для рационального управления ООО «Ника-Регион» необходимо:

— предвидеть перспективу развития на будущее;

— более рационально использовать все ресурсы предприятия;

— избежать риска банкротства;

более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

-своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать её качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

— повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.1MB/0.00050 sec

WordPress: 23.12MB | MySQL:124 | 3,365sec