Системный подход к разработке управленческого решения

<

011414 0430 1 Системный подход к разработке управленческого решения Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления.

Решение – это:

– это один из необходимых моментов волевого действия, состоящий в выборе цели действия и способов ее выполнения;

– это произвольный акт выбора варианта в человеческом поведении;

– это выбор альтернативы или направления действия;

– это акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения, формула действий, вариант воздействия;

–это действие руководству, ведущее к разрешению противоречия и изменению ситуации;

– это процесс целенаправленного преобразования исходной информации состоянии и условиях функционирования объекта управления в информацию о наиболее рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем;

– это один из центральных процессов управления организацией, может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую систему и /или подсистему;

– и, наконец, как основанный на оценке издержек выбор действия из совокупности альтернативных действий

Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

    Системный подход — это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратеги их изучения.

    Системный подход как обще методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология — раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 — «Общая теория систем». Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых, можно вывести общесистемные закономерности.

    Определим черты системного подхода:

  • Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
  • Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.
  • Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

    С учётом сказанного определим понятие системного подхода:

    Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

    Можно также сказать, что системный подход это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

    <

    В наши дни слово «системный» шиpоко используется в самых pазнообpазных сочетаниях. В инженеpных системах говоpят о системотехнике, известен системный анализ, системное упpавление пpоектами, системное пpоектиpование организаций и т.д. Очевидно, что пpоисхождение слова «системный» во многом связано с идеями общей теоpии систем и кибеpнетики.

    В соответствии с подходом системотехники выделяются следующие этапы решения проблемы:

    – уяснение задачи и выбор цели;

    – пеpечисление или изобpетение альтернатив;

    – анализ альтернатив;

    – выбор наилучшего решения;

    – пpедставление pезультатов.

    В подходе анализа систем и исследования операций обычно выделяют пять логических элементов:

    – выделить цель или совокупность целей;

    – выделить альтеpнативные сpедства достижения целей;

    – опpеделить pесуpсы для использования каждой системы;

    – постpоить математическую (при подходе исследования опеpаций) или логическую (что бывает чаще при подходе анализа систем) модель, т.е. pяд зависимостей между целями, альтеpнативными сpедствами их достижения, окружающей сpедой и pесуpсами;

    – опpеделить кpитеpий выбора пpедпочтительной альтеpнативы. В пpоцессе фоpмиpования решений в оpганизации можно выделить следующие этапы:

    – определение целей оpганизации;

    – выявление проблем в пpоцессе достижения этих целей;

    – исследование проблем и постановка диагноза;

    – поиск решения проблемы;

    – оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;

    – согласование решений в оpганизации;

    – утвеpждение решений;

    – подготовка к вводу решений в действие;

    – упpавление пpименением решения;

    – пpовеpка эффективности.

    Итак, системный подход к pешению проблем pазличного хаpактеpа с утилитаpной точки зpения связан пpежде всего с выделением системы из внешней среды и опpеделением совокупности последовательных, логических шагов pассмотpения проблемы. Hазовем эти черты общей схемой системного подхода. Системные подходы, пpедназначенные для решения проблем pазличаются. В пеpвую очеpедь — способами аналитического сpавнения альтернатив. Так, напpимеp, в системотехнике используются стандаpтные методы pасчета различных классов технических систем электpонных схем, систем автоматического pегулиpования и т.д.). Прииспользовании подхода исследования опеpаций имеется целый класс методов: математического пpогpаммиpования, веpоятностные, сетевого планиpования и т.д. При подходе анализа систем используется в пеpвую очеpедь метод стоимость — эффективность.

    Есть пpимеpы, когда общая схема системного подхода используется для решения сложных проблем без специальных способов аналитического сpавнения альтернатив. Последнее вpемя общая схема системного подхода очень популяpна. Тpудно найти пpоблему, при pешении котоpой не pекомендовалось бы использовать системный подход.

    Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа):

  1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

     

     

     

     

     

     

    2. ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

     

    Системный подход основан на представлении о системе как о чём-то целостном, обладающем новыми свойствами (качествами ) по сравнению со свойствами составляющих её элементов. Новые свойства при этом понимаются очень широко.

    Они могут выражаться, в частности, в способности решать новые проблемы или достигать новых целей.

    Для этого требуется определить границы системы, выделив её из окружающего мира , и затем соответствующим образом изменить ( преобразовать) , или , говоря математическим языком , перевести систему в желаемое состояние.

    В. М. Глушков выделил в системном подходе следующие этапы:

    1. Постановка задачи ( проблемы): определение объекта исследования, постановка целей , задание критериев для изучения объекта и управления им.

    2. Очерчивание границ изучаемой системы и её структуризация. На этом этапе вся совокупность объектов и процессов, имеющих отношение к поставленной цели, разбивается на 2 класса — собственно изучаемая система и внешняя среда.

    3. Составление математической модели изучаемой системы : параметризация системы, задание области определения параметров, установление зависимостей между введёнными параметрами.

    4. Исследование построенной модели: прогноз развития изучаемой системы на основе её модели, анализ результатов моделирования.

    5. Выбор оптимального управления.

    Выбор оптимального управления как раз и позволяет перевести систему в желаемое ( целевое ) состояние и тем самым решить поставленную проблему .

    Несмотря на чёткую математическую трактовку системного подхода , он не получил , однако , однозначной практической интерпретации . В связи с этим развиваются несколько направлений его практической реализации .Наибольшее распространение получили АСУПовские и системотехнические направления , суть которых заключается в совершенствовании существующих систем управления . Для этого проводится их обследование ( диагностический анализ ) , выявляются недостатки и пути устранения последних , формируются мероприятия по совершенствованию систем , разрабатываются проекты АСУ , внедрение которых рассматривается как способ преобразования существующих систем управления. АСУПовское направление официально признано и закреплено в соответствующих руководящих методических материалах .

    Системотехническое направление является более наукоёмким и находится в настоящее время в стадии развития .

    Планирование сложной системы разбивается на два этапа : внешнее ( или макро- ) и внутреннее ( или микро- ) планирование . Внешнее планирование отвечает за вопрос : с какой целью создаётся система ? Внутреннее — на вопрос : какими средствами реализуется система ? Другими словами: « При внешнем планировании формируется цель и критерий эффективности будущей системы , а затем корректируется её модель . Локализуется сама система , определяются её границы , фиксируются факторы внешней среды , влияющие на систему или находящиеся под её влиянием ; определяются входы , на которые система должна реагировать , и виды реакций , критерии эффективности её функционирования . Внутреннее планирование определяет содержание самой системы .»

    Этап внешнего планирования складывается из подэтапов анализа и синтеза. На первом подэтапе формируется цель разрабатываемой системы, проводится изучение существующей системы, составляется генеральная схема будущей системы. На втором — последовательно выполняется эскизное, техническое, рабочее планирование системы .

    Данный подход активно разрабатывается, однако не решён пока принципиальный вопрос: как на основе анализа существующей системы перейти к модели будущей системы ?

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Голубков Е.П. Какое принять решение? М., 2000.
  6. Гроув С. Э. Высоко эффективный менеджмент. М., 2004.
  7. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. К, 2000.
  8. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. — 2-е изд. — М. о, 2001.
  9. Лукичева Л.И. Управленческие решения. М., 2006.
  10. Менеджмент организации. / Под ред. З.П. Румянцевой. М., 2000.
  11. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. Воронеж, 2000.
  12. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 2005.
  13. Шегда А.В. Основы менеджмента. М., 2002.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00042 sec

WordPress: 22.36MB | MySQL:123 | 1,702sec