Системный подход к управлению отечественных предприятий

<

012614 2224 1 Системный подход к управлению отечественных предприятий Качество — это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в н. э. Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем (XIX в.): «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество»1. Есть аналогичные современные философские определения. Отметим, что категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта — определенность. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, как целым, охватывая его полностью и неотделимо от него, поэтому понятие качества связывается с бытием предмета.

В человеческой практике в связи с бесконечным разнообразие явлений и объектов окружающей действительности повседневные понятия качества неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общения.

В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 году терминология была уточнена. Стандартизовано следующее
определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

При уточнении термина «качество» в 1994 году из его определений в предыдущие годы был исключен термин «свойства». Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: «характеристики» — «свойства» — «качество».

В определении «качества» содержатся еще два термина, требующих объяснения, — это «потребность» и «объект».

В определении качества понятие потребностей является
исходным. Их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта. В неконтрактных ситуациях на рынке большую роль играет субъективное понятие и восприятие качества — это может быть и «степень удовлетворения потребности» или «качество — это то, за что платят деньги»1. Действительно, понятие качества у покупателя весьма изменчиво — он покупает товар, исходя из настоятельной потребности в нем, его новизны, моды, рекламы, с учетом его экономичности, надежности и т.п. Представление о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т.д.

Все многообразие подходов к управлению качеством можно разделить на два основных направления.

Административный подход предполагает повышение качества выпускаемой продукции до 100%. Качество продукции расчленяется по стадиям цикла жизни продукции, изделия. Цикл жизни изделия начинается с маркетинговых исследований и разработок, включает производство, реализацию, эксплуатацию, утилизацию или потребление.

Выделяются и исследуются этапы и операции, наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению образования дефектов и доведения уровня качества до 100%.

При административном подходе получение брака рассматривается, как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.

Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводиться примерно так же, однако при этом расчетный уровень качества продукции становиться в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения. Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни рублей дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на обеспечение качества, приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. Этот предел при экономическом подходе позволяет выбирать оптимальный уровень качества. Затраты связанные с браком и отказом отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.

Исторически раньше возникло административное управление качеством. По мере развития технологий наукоемких производств, затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидали. Произошла трансформация понятия «качество» в экономическую категорию. Это не означает, что от концепции административного управления качеством отказались, как некоторые ошибочно полагают. Многие принципы концепции административного управления продолжают оставаться основополагающими, однако они обогатились экономическим содержанием.

Тактический подход к качеству во многом определяется видом производства и выпускаемой продукции, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основных производителей данной продукции. В соответствии с этим изыскиваются пути и средства достижения заданного уровня качества. С другой стороны стратегия в достижении качества по ряду направлений становится универсальной. Например, такие разные американские компании как АТТ, «Эйвон», «Дженерал Моторз», «Хьюлетт-Пакард», «ИБМ», «Полароид» разработали единые для них десять основных направлений в области управления качеством1.

  1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.
  2. Создание руководящего совета по улучшению качества.
  3. Вовлечение всего руководящего состава.
  4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.
  5. Обеспечение индивидуального участия в повышении качества.
  6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов.
  7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.
  8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.
  9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.
  10. Создание системы признания заслуг.

    Эти направления отражают суть организационно-технических основ управления качеством.

    К методам обеспечения качества относятся прежде всего
    инженерноматематические методы, используемые для анализа и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, испытания, эксплуатация и т. д.), а также для отработки характеристик (планирование эксперимента, обеспечение надежности анализ отказов).

    012614 2224 2 Системный подход к управлению отечественных предприятий

     

    К методам стимулирования относятся
    как обычные
    методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т. д.).

    К методам контроля относятся методы оценки качества продукции например через анализ экономических показателей, через проверку документации, как на продукцию, так и на систему качества. И наконец, контроль качества самой продукции.

    Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля и методами обеспечения качества.

    Такой метод работы, как кружки качества, одновременно позволяет решать какие-то проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности всех сотрудников фирмы. А получившие широкое распространение в последние годы методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесены с равным основанием ко всем трем блокам.

    Эффективность всеобщего управления качеством зависит
    от трех ключевых условий:

  11. Высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;
  12. Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;
  13. Организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщее управление качеством.

    Современное управление качеством исходит
    из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая
    предшествует процессу производства.

    Качество определяется действием многих случайных мест и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

    <

     

    012614 2224 3 Системный подход к управлению отечественных предприятий

     

     

     

     

     

     

    Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.

    Различают управляющую и управляемую системы, Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества.

    Вообще же структура системы менеджмента может быть представлена как общность нескольких подсистем, в том числе и подсистемы качества. Например, Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую структуру системы менеджмента (Рис. 3)1.

    К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективности функционирования фирмы (организации, предпринимателя), относятся макросреда страны, инфраструктура региона, микросреда фирмы.

    К компонентам «входа» системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.

    На «выходе» системы менеджмента — выпускаемый товар (выполняемая услуга соответствующего количества, качества, ресурсоемкости, поставленный в установленные сроки).

    К компонентам «обратной связи» системы менеджмента относятся требования рекламации, новая информация потребителей товара фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.

    При отработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговый исследований конкретизировать «выход», затем проанализировать качество «внешней среды» и «входа» и в последнюю очередь обеспечить качество «процесса в системе менеджмента по ее четырем подсистемам на уровне качества «входа».

     

     

    012614 2224 4 Системный подход к управлению отечественных предприятий

    На рис.4 показано деление подсистемы на компоненты и далее на более мелкие элементы.

    Целевая подсистема системы менеджмента состоит из
    5 компонент:

    3.1 повышение — качества товара, 3.2 – ресурсосбережение, 3.3 — расширение рынка опыта, 3.4 — организационно- техническое развитие производства, 3 .5 — социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.
    Для решения цели любого уровня целевой подсистемы необходимо организовать научное обеспечение системы; функционирование экономический функциональной и обеспечивающей подсистем, наладить связи с внешней средой, организовать работу управляющей подсистемы. Компонента 3. 1 — повышение качества товара — по принципу иерархичности системного подхода делится на
    8 элементовгрупп показателей: 3.1.1 –назначения, 3.1.2 — надежности; 3.1.3 – экологичности, 3.1.4 – эргономичности, 3.1. 5- технологичности; 3.1.6 – эстетичности, 3.1.7 -стандартизации и унификации; 3.1.8 — патентно- правовых показателей качества товара (содержание этих элементов раскрыто в п. 4.3.1). Значит, выполнение цели фирмы возможно только при условии выполнения целей всех уровней, в том числе по обеспечению качества товара-(3.1.1, 3.1.2 и т.д.).

    012614 2224 5 Системный подход к управлению отечественных предприятий

    Схематично эти связи показаны на рис.4. Таким образом, структура «Системы управления качеством товара» будет состоять из целевой подсистемы, (на 1- м уровне — 3.1, на II -м -3.1.1, 3.1.2 и т.д., на III — уровни обеспечение частных показателей качества в соответствии с п. 4.3.1) и остальных подсистем системы менеджмента, которые остаются без изменений.

    В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:

    1.Принятие решений «что производить?» и подготовка технических условий.

    2.Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.

    3.Процесс изготовления продукции или предоставления услуг

    4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

    5.Разработка долгосрочных планов по качеству. Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют
    единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.

    Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф. У. Тейлора. В самом деле, именно он создал
    концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса оценил важность ее контроля. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции.

    В активе менеджмента качества сегодня:

  • 24 международных стандарта ИСО семейства 9000 (включая и ИСО 14000 в области экологического менеджмента);
  • международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
  • международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира;
  • практически сложившаяся система аудита; менеджмента;
  • аналогичная система аудита на многих региональных и национальных уровнях;
  • 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.

    Можно констатировать, что менеджмент качества — менеджмент четвертого поколения — становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и МВQ (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

    Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции — «петли качества» (рис.5)

    Система качества должна:

    1. Обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества».

    2. Обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия.

    3. Устанавливать ответственность руководства.

    4. Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат.

    5. Обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов.

    6. Обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю.

    7. Устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы.

    8. Устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

     

    012614 2224 6 Системный подход к управлению отечественных предприятий

     

     

     

     

     

     

    Система качества может быть эффективной только при условии, что она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции. Среди них одним из основных выступает маркетинг, который кратко можно охарактеризовать, как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения на них продукции фирмы.

     

    2. ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО

     

    В нашем финансово-ориентированном обществе, эффективность бизнеса измеряется величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью фирмы является жизненно важным. Большинство затрат, связанных с деятельностью предприятия, регистрируются в отчетах и предоставляются руководству. Знание и анализ этих затрат оказывает большую помощь в успешном руководстве компании.

    На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно другим затратам. Зачастую руководители не имеют возможности получать наглядную информацию об уровне затрат на качество. Это связано с тем, что в компании нет системы для их сбора и анализа, хотя регистрация и подсчет затрат на качество — не сложная, уже отработанная процедура. Определенные один раз, они обеспечат руководство дополнительным мощным инструментом управления.

    Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

  • затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты);
  • затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
  • внутренние затраты на дефект — затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
  • внешние затраты на дефект — затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан (внешние потери);
  • сумма всех этих затрат дает Общие Затраты на Качество (рис. 6).

     

    012614 2224 7 Системный подход к управлению отечественных предприятий

    Составляющие каждой из четырех основных категорий затрат на качество определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в основном условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество — чисто внутренняя деятельность компании. Вот что действительно важно, это то что бы внутри компании взаимопонимание и согласие по деталям было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком, то она не должна появиться под другим, и в дальнейшем, во всех последующих случаях, эта затрата должна появляться под тем же самым, первоначальным заголовком.

    В действительности, не возможно полностью исключить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню. Некоторые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время, как некоторых можно избежать.

    Последние — это те, которые могут исчезнуть, если будет отсутствовать дефект, или которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшится.

    Можно избежать затраты на:

  • неиспользованные материалы;
  • доработку и/или переделку дефектов (исправление дефектов);
  • задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом;
  • дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов;
  • риски, в том числе по гарантийным обязательствам;
  • потери продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя.

    Неизбежные затраты — это те, которые еще необходимы, как страховка, даже если уровень дефектности очень низкий. Они используются для поддержания достигнутого уровня качества, для обеспечения сохранения того низкого уровня дефектов.

    Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на:

  • функционирование и аудит системы качества;
  • обслуживание и калибровка испытательного оборудования;
  • оценка поставщиков;
  • обучение вопросам качества;
  • минимальный уровень проверок и контроля.

    Затраты на качество могут быть минимизированы, однако любая мысль о том, что они могут быть сведены к нулю — это заблуждение.

    Рассматривая различные подходы к управлению качеством продукции можно сделать вывод о том, что не существует единой точки зрения на данную проблему, но очевидно, что к управлению качеством необходим системный подход.

    Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов, объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система качества является целевой подсистемой системы управления организацией.

    Систематизация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям. Сертификация системы управления качеством не гарантирует супероптимальную работу предприятия, но дает ряд преимуществ:

  • обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
  • обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
  • способствует повышению организационно-технического уровня производства;
  • стимулирует улучшение качества научно-технической документации, путем установления в ней более прогрессивных требований.

    Затраты на качество включают затраты на планирование качества, на контроль качества, на обеспечение качества и на доработку.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б., Управление качеством. М.: Инфра-М, 2004.
  2. Брун М., Грегори Д. Управление качеством: затраты и выгоды//Проблемы теории и практики управления. – 2002. — № 1. – С. 95-100.
  3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: Логос, 2005.
  4. Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации. М.: Юрайт, 2005.
  5. Окрепилов В.В. Управление качеством. –М.: Экономика, 2003.
  6. Резниченко В.А. Проблемы качества и сертификации// Стандарты и качество. 2003. № 9, С. 54-59.
  7. Смирнов Э.А. Теория организации. М.: Прогресс, 2005.
  8. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М., 2004.
  9. Шонесен О. Принципы управления фирмой. Пер. с англ. –М.: Прогресс, 2002..

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00067 sec

WordPress: 22.59MB | MySQL:119 | 1,753sec