Социальная ответственность бизнеса

<

012614 0236 1 Социальная ответственность бизнеса «Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

Однако уже с конца семидесятых годов ведущие компании США и Великобритании начали приходить к необходимости объединить разрозненные элементы корпоративной политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой и выработать целостные подходы к взаимодействию с обществом. Такая политика, с одной стороны, должна была бы быть связана с философией компании, ее маркетинговой стратегией, с другой стороны, отвечала бы ожиданиям общества.

Среди причин, побудивших крупные компании обратить более пристальное внимание на политику во взаимоотношениях с обществом, можно выделить также:

Усилившееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под давлением общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды. В США роль государства была значительно ниже, однако и в Соединенных Штатах постепенно ужесточались нормы экологической безопасности, усложнялось трудовое право.

Давление профсоюзов, прежде всего в сфере охраны труда и в социальной политике.

Значительно возросшую взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к тому или иному товару или брэнду определялось теперь не только качеством самого товара, эффективностью рекламы, но на поведение потребителей влиял и общий имидж компании, в том числе ответственность ее поведения в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества в целом. Классическим примером катастрофического снижения продаж вследствие плохой общественной репутации может служить компания «Нестле», которая в конце восьмидесятых годов пострадала из-за непродуманной политики продвижения молочных смесей в развивающихся странах. Негативное общественное мнение привело к фактическому бойкоту всей линии товаров «Нестле» в Западной Европе и серьезным финансовым потерям для корпорации».

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной платы

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

2. Содействие охране окружающей среды

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Типы социальных программ:

– собственные программы компаний;

– программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

– программы партнерства с некоммерческими организациями;

– программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;

– программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

2. Рост производительности труда в компании.

3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

4. Реклама товара или услуги.

5. Освещение деятельности компании в СМИ.

6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы

3. Корпоративное спонсорство

4. Корпоративный фонд

5. Денежные гранты

6. Социальные инвестиции

7. Социальный маркетинг

«Термин социальная ответственность бизнеса (СОБ) вошел в употребление российских специалистов по коммуникациям около трех лет назад,»-утверждает исследователь проблемы Булавкина Л. В. «За прошедшее время далеко не все участники рынка до конца освоили принципы реализации социально ответственных инициатив, но еще хуже дело обстоит в сфере их использования в коммуникационной политике предприятий и организаций»1.

Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных государств и тем более региональных органов власти.

Во-вторых, социальные инициативы крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран, сами правила социального общения. В-третьих, поведение корпораций, их организационная культура определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики. Репутация крупных корпораций, их информационная открытость определяет инвестиционный климат в стране и регионе.

В-четвертых, и это особенно важно, в ряде работ подчеркиваются негативные аспекты возрастания роли ТНК, руководство которых не избрано народами, не отвечает перед ними, но во многом определяет их судьбу. Глобальный капитализм может привести к гибели демократии. Особенно острой социальной критике подвергаются финансовые и экономические аспекты деятельности корпораций. Весьма остро ставится вопрос о необходимости учета социальных последствий деятельности крупных компаний, их воздействия не только на природную, но и социальную среду. В этой связи исследуются новые для экономической науки категории — социальный учет (social accounting), корпоративное гражданство (софога1е citizenship), репутация корпорации (goodwill), душа корпорации (corporate soul) и т.д.1

Социальная ответственность компаний не противоречит их стремлению к максимальной прибыли, но речь идет не о текущей, а о перспективной прибыли. Участие корпорации в решении социальных и экологических проблем, в социальном партнерстве, в ускорении развития регионов присутствия изменяет мир к лучшему и тем самым, во-первых, создает лучшие условия для бизнеса, увеличивает покупательную способность потребителей, во-вторых, уменьшает политические и социальные риски, способные погубить компанию, и, в-третьих, увеличивают ценность ее бренда, т.е. рыночную капитализацию.

С 2002 г. ряд зарубежных организаций (Лондонский институт социальных и этических отношений, Bureu Veritas, PriceWaterHousecoopers) проводят аудит социальных отношений по стандартам AD 1000 и GRI, публикуют рейтинг социальной ответственности.

Далее мы схематично отметим основные различия, понимаемые под реализацией мероприятий социальной ответственности компаний в Европе и США (рис. 1).

012614 0236 2 Социальная ответственность бизнеса

Гражданское общество означает, что человек осознает себя как личность, права которой одинаковы с правами государства, как такой же субъект социальной ответственности. В этой связи характерен пример, когда российские шахтеры в 2002 г. стали требовать у государства не своевременной выдачи или повышения зарплаты, как это бывало прежде, а введения свободных цен на газ, снижения железнодорожных тарифов, ограничения импорта угля, т.е. мер в области управления мезоэкономикой в интересах корпораций (преимущественно частных), где они работают.1

В печати высказываются различные точки зрения о социальной ответственности компаний. Е.Гонтмахер полагает, что бизнес должен заботиться о прибыли, платить в полном объеме налоги, достойную зарплату, но не вносить дополнительную социальную дань за рамками своей компании. Уровни участия бизнеса в общественном развитии схематично представлены на рис. 3.

На практике компании вынуждены но настоянию местных властей финансировать их социальные программы в обмен на всевозможные льготы, а также содержать социальные учреждения, которые не принимаются на муниципальный баланс.

012614 0236 3 Социальная ответственность бизнеса

 

Первым слагаемым социальной ответственности корпораций является формирование рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения региона.

Корпорациям предстоит играть гораздо более активную роль в формировании современного рынка труда. Крупные корпорации и профсоюзы создают свои внутренние относительно обособленные рынки труда с ярко выраженными неформальными внутрифирменными нормами, правилами и связями.

Особенности корпоративной организации и существования обособленных регламентированных внутренних рынков проявляются при найме и увольнении работников организации, оплаты труда и удержания персонала, должностном продвижении и др. Корпорации стремятся занять вакантные места своими работниками, создав внутренний конкурс на занятие той или иной вакантной должности. Это снижает вероятность трудоустройства со стороны. Внутренние перемещения персонала на вакантные рабочие места включают как повышения, так и понижения по службе. Часто занятие вакансий своими работниками рассматривается как преимущественный способ набора персонала.

Социальная ответственность корпораций за формирование эффективного рынка труда включает1:

— ликвидацию «серых», в т.ч. страховых, схем выплаты заработка. До тех пор, пока наниматель не перестанет скрывать полную заработную плату, нормального рынка труда в России не будет,

— создание (по согласованию с местными властями) филиалов в трудоизбыточных регионах, реализация квот на рабочие места для молодежи, инвалидов и других кризисных групп.

— развитие зарубежных филиалов компании («Татнефть» направляет своих специалистов в длительные командировки в Казахастан, Ирак, Судан и т.д.);

— организованное (а не стихийное, как это преобладает сейчас) привлечение на дефицитные рабочие места, в т.ч. вахтовым методом в северные регионы, кадров из республик СНГ — Беларуси, Казахстана, Украины и др.

— создание гибкой системы занятости. Для российских компаний характерна очень незначительная доля работающих на временной основе и совместителей. В зарубежной литературе описываются, более сложные модели сегментации рынка труда. В ядре «гибкой фирмы» в США и странах ЕС концентрируются постоянные работники, подверженные лишь функциональной адаптации («первичный рынок труда»). Члены первой периферийной группы работают на постоянной основе. Однако подвержены числовой адаптации, т.е. могут быть уволены («вторичный рынок труда»). Во вторую периферийную группу включаются работающие на краткосрочных контрактах, занятые неполное рабочее время, стажеры и т.д. Внешнюю периферию образуют временные работники, работающие по субподряду и т.д.,

— развитие корпоративной системы подготовки, повышения квалификации и воспитания кадров.

<

Второй важной составляющей социальной ответственности корпораций является предоставление социальных услуг. При переходе к постиндустриальному информационному обществу возрастает роль этих услуг как подсистемы, оказывающей все большее влияние на развитие личности и конкурентоспособность экономики. Услуги составляют более половины ВВП развитых стран и 30% мировой торговли. ООН рекомендует увеличить долю затрат на социальную сферу до 20% ВВП.

Третьей важной сферой социальной ответственности корпораций является их участие в обсуждении и принятии решений, связывающих проведение промышленной политики с решением социальных задач. Правительство РФ в 1999 – 2008 гг. решало важные, но преимущественно краткосрочные, а не стратегические задачи, связанные с коренной модернизацией не только экономики, но и общества на основе объединения усилий государства и бизнеса. Весьма важно использование для этой цели с помощью однократного дополнительного налогообложения или реинвестиции на длительный срок (7 – 10 лет) капиталов владельцев частных корпоративных компаний, полученных ими в результате недоплаты за присвоенные в ходе приватизации активы (в т.ч. лицензии на использование природных ресурсов) и последующие налоговые «оптимизации». Речь идет, прежде всего, о крупных инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные складские комплексы, образовательные и здравоохранительные центры). Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития
регионов, особенно удаленных от экономических центров. Привлечения частных инвестиций в эти проекты возможно, если государство гарантирует политические риски (например, налоговую амнистию) и субсидирование кредитных ставок.

 

67. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЗА РУБЕЖОМ

 

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

  1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция)
  2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария)
  3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

     В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:

    – предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

    – уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

    – «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

    – льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

    – снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

    – связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

    – льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

    – уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

    – вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

    – зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

    Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

    – Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

    – Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

    – НАСА;

    – Национальное бюро стандартов;

    – Министерство обороны;

    – Национальный центр промышленных исследований;

    – Национальная академия наук;

    – Национальная техническая академия;

    – Американская ассоциация содействия развитию науки.

    Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % – частные фирмы и организации, 46 % – федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное – университеты, колледжи, неправительственные организации.

    Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

    В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

    Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

    Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

    Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

    В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

    В США активное участие государства в инвестировании в НИОКР основано на триединстве следующих постулатов:

    – научные знания есть ключ в будущее;

    – технологии являются двигателем социально-экономического развития;

    – ответственность правительства заключается в поощрении науки и технологий

    Политика приоритетного инновационного финансирования, осуществляемая США, имеет форму широкого партнерства между федеральным правительством, корпоративным и академическим секторами в сфере развития науки и технологий, а также формирования технологической инфраструктуры. Эта политика обеспечивает:

    – в области моторостроения — развитие технологий, обеспечивающих мощный прорыв в автомобилестроении и топливной инженерии;

    – в области строительства — увеличение цикла жизни объектов строительства, обеспечение безопасности окружающей среды;

    – в области передовых технологий (АТР) — стимулирование высокорисковых, но перспективных технологий, которые будут способствовать созданию принципиально новых продуктов и услуг, а также продвижению их на мировые рынки;

    – в области технологического реинвестирования (TRP) — устранение разобщенности между военной и гражданской индустриальными базами, а также учет преимуществ, предоставляемых оборонно-промышленным комплексом США, что позволяет разрушить границы между военным и гражданским секторами в целях обеспечения лучшего и более дешевого доступа к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность;

    – в области использования результатов научных исследований и разработок, проводимых правительственными лабораториями, — предоставление технологий и осуществление экспертизы проектов. К концу 2004 г. в США было заключено более 8 тыс. договоров кооперативных НИОКР общей стоимостью более чем 6,8 млрд долл.

    Такая политика «двойных технологий», являясь частью государственной программы технологической безопасности США, существенно стимулирует процесс сближения гражданской и военной промышленности посредством устранения организационных и технологических барьеров между этими секторами экономики. Представляется, что эффективная стратегия технологической безопасности заключается не столько в стимулировании НИОКР военного назначения, сколько в поощрении спроса на них со стороны корпоративного сектора. Крупные финансово-промышленные группы, выходящие на массовые рынки гражданской продукции, должны быть заинтересованы во встречных инвестициях в «двойные технологии», предлагаемые оборонной промышленностью.

    В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития определены следующие стратегические направления государственной политики Соединенных Штатов Америки в области повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке в XXI веке:

  • Обеспечение государственного стимулирования корпоративных НИОКР на долгосрочной основе. Поддержка государством исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособные позиции в важнейших областях экономики, должна способствовать увеличению возможностей корпоративного сектора проводить эффективные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Федеральные инвестиции в НИОКР рассматриваются как инвестиции, обеспечивающие серьезные экономические и социальные результаты.
  • Формирование и активизация деятельности научно-исследовательских институтов для расширения инновационной сферы. В процессе их создания реализуется подход, при котором государство и частный сектор в качестве равноправных партнеров осуществляют поиск инновационных решений проблем развития экономики и общества и разделяют ответственность при реализации согласованных стратегий. Государство содействует развитию рынка, но не заменяет его. При принятии программ инновационного развития оно учитывает роль рыночных факторов, использует преимущества, предоставляемые корпоративным сектором, но концентрирует свои усилия в тех сферах, которые частный сектор не в состоянии развивать на эффективной основе.
  • Создание благоприятного предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности. США отличаются одним из самых высоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американских экономистов, более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской деятельностью. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции. Важной задачей государственной политики в области создания благоприятного инновационного и предпринимательского климата является поощрение финансирования НИОКР частным сектором.

    Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие направления государственной политики поддержки предпринимательства в инновационной сфере:

    – обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств;

    – оказание технического содействия;

    – совершенствование регулирования в области рынка ценных бумаг;

    – упрощение процедур регистрации и лицензирования;

    – реформирование схем регулирования предпринимательства;

    – создание интеллектуального капитала в университетах штатов;

    – формирование промышленных инновационных кластеров;

    – создание благоприятной налоговой среды;

    – совершенствование системы обучения предпринимателей;

    – информационное обучение предпринимателей;

    – обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.

    4.Ориентация федеральных научных исследований на удовлетворение потребностей экономики и соответствие их объема возможностям бюджета. Федеральные лаборатории и другие научно-исследовательские учреждения государства представляют собой важнейший источник научно-технических знаний. Они обладают уникальным научным оборудованием, незаменимым для исследовательской деятельности университетов, частных корпораций и осуществления научно-технических функций государства, сохранения конкурентоспособных позиций американской промышленности на мировом рынке. В настоящее время на территории США работает более 700 федеральных научных лабораторий.

    5.Федеральная поддержка американских университетов и совершенствование школьного и вузовского образования. Современные технологии и глобализационные процессы повысили значение высокой квалификации кадров как фактора конкурентоспособности. Федеральная поддержка НИОКР в университетах представляется особенно важной, поскольку именно там осуществляется бо2льшая часть долгосрочных стратегических научных и технологических исследований. Университеты превращаются в национальные центры концентрации знаний в специализированных областях науки, имеющих для страны стратегически важное значение. Создается система непрерывной подготовки и переподготовки кадров, преемственности знаний, начиная со школьного образования и заканчивая университетским обучением.

    Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

    На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

    МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

    – целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях

    – содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии

    – контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

    Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых  городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

    Стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

    Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

     Закон о науке и технологиях, принятый 11 ноября 1995 г., установил фундаментальные положения исходя из того, что стимулирование науки и технологий является основным направлением движения Японии в XXI век. В развитие закона и с целью проведения всесторонней и систематической политики стимулирования науки и технологий 2 июля 1996 г. в Японии был принят Генеральный план по науке и технологиям на 1996—2000 гг., приоритетами которого являются:

    – выполнение исследовательских работ и их совершенствование в рамках системы НИОКР;

    – развитие и совершенствования инфраструктуры НИОКР;

    – стимулирование различных форм финансирования;

    – увеличение количества исследовательских работ в частных университетах, корпоративном секторе;

    – стимулирование международной научно-технологической кооперации;

    – содействие развитию НИОКР в различных регионах страны;

    – поощрение заинтересованности в науке и технологиях.

    На протяжении ряда лет Япония является мировым лидером по доле расходов на НИОКР. Так, в 1997 г. они достигли 3,12% ВВП. Основными участниками инновационного инвестирования в стране выступают финансово-промышленные группы, корпоративный сектор, который осуществляет финансирование около 2/3 инноваций. Государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКР и поощрении частных компаний.

    За последние 20 лет совокупные расходы на развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста затрат в инновационной сфере. С 1995 г. государственное финансирование распространяется на малые и средние фирмы, причем в довольно крупных размерах (бюджетное ассигнование возросло примерно на 50%). Сам бюджет Японии выступает как элемент программы развития НИОКР: в 1999 г. на исследования эндокринных препаратов было выделено 11,2 млрд иен, исследования в генной инженерии — 8,7 млрд иен, исследования по диоксиду — 4,2 млрд иен и т.д.

    Государственные мероприятия также включают уменьшение корпоративного налога с 46 до 40%. Министерство международной торговли и промышленности разработало программу «Создание новой индустрии», которая профинансирована на 300 млрд иен (2,2 млрд долл.). В центре ее внимания 15 промышленных секторов, отличающихся высокими возможностями в развитии новейших технологий. Финансово-промышленные группы инвестируют средства преимущественно в прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, растет значение НИИ при частных корпорациях и расходов корпораций на НИОКР.

    В стране самое высокое в мире количество заявок на получение патентов. В 2000 г. в США из 300 тысяч обращений за патентами 50 тыс. составили заявки японских компаний и корпораций6. Корпорациям разрешено самостоятельно устанавливать систему поощрения НИОКР. Многие компании в качестве поощрения перспективных исследований и их внедрения устанавливают специальные бонусы. В такой транснациональной корпорации, как, например, Sony размер бонусов практически не ограничен и рассчитывается от суммы дохода, полученного корпорацией в результате внедрения той или иной технологии. Закон разрешил университетам создавать собственные лицензионные фирмы, что позволяет еще более стимулировать область патентоведения.

    В настоящее время инновационная политика Японии формируется и проводится в соответствии с Государственным финансовым планом по науке и технологиям на 2001—2008 гг., который предусматривал:

    – увеличение государственного финансирования НИОКР с 0,7 до 1,1% от размера ВВП;

    – подготовку 30 нобелевских лауреатов в течение 50 лет;

    – поддержку НИОКР в сфере здравоохранения, информационных технологий, охраны окружающей среды, нанотехнологий;

    – увеличение поддержки молодых ученых;

    – обеспечение повышения конкурентоспособности промышленных технологий посредством сотрудничества корпораций, правительства и академического сектора;

    реформирование системы образования в сфере науки и технологий.

    Германия, Англия, Франция – эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,4 % ВВП), 4 (2,3 % ВВП) и 5-е (2,1 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35 – 50%.

    Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

    – выработка единого антимонопольного законодательства;

    – использование системы ускоренной амортизации оборудования;

    – льготное налогообложение НИОКР;

    – поощрение малого наукоемкого бизнеса;

    – прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

    – стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

    Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа – ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

    С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.

    В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:

    – ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем

    – РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи)

    – ЭВРИКА – комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские  НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

    Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

    Евросоюз, являющийся конкурентом США и Японии в сфере инновационной деятельности, принял очередную рамочную программу технологических исследований, рассчитанную на 2002—2008 гг. Бюджет программы достиг рекордной цифры — 21,5 млрд евро. К приоритетным направлениям исследований Евросоюз относит:

    – науки о жизни, в том числе генетику;

    – биотехнологии в сфере здравоохранения;

    – борьбу с серьезными заболеваниями (3,7 млрд евро);

    – нанотехнологии, «интеллектуальные» многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы (1,6 млрд евро);

    – аэронавтику и космос (1,2 млрд евро), устойчивое развитие экологической системы (2,3 млрд евро);

    – разработку ряда тем по проблематике международного сотрудничества в технологической области и научной кооперации.

    Значительные денежные ресурсы в сумме 3,8 млрд евро отводятся на финансирование технологий информационного общества.

    Таким образом, такие страны, как Япония, США, Германия даже в трудные периоды истории наращивали ассигнования на НИОКР, учитывая их значение для будущего подъема экономики. ТНК включали в свою структуру венчурные предприятия, осуществляющие инновационные проекты корпорации, при этом общность экономических интересов становилась лучшей формой контроля инвестора за выполнением инновационного проекта.

    На основе анализа роли инновационного финансирования в обеспечении конкурентоспособности и технологической безопасности государства можно сделать следующие выводы:

  1. Инновационное развитие общества становится задачей государственной важности, в решении которой первостепенное место отведено инвестиционной составляющей.
  2. Роль экономически развитых государств состоит в регулировании, стимулировании и координации финансирования науки и технологий всех участников инновационного процесса.
  3. Обеспечение государственной поддержки и стимулирование инновационного финансирования позволило таким странам, как США и Япония обеспечить конкурентоспособность в ведущих отраслях промышленности и занять лидирующие позиции на мировом рынке. Так, например, в авиационной и ракетно-космической промышленности удельный вес США в настоящее время достиг 40%, Японии — 20%, в то время как доля Великобритании составляет 9%, Германии — 7%; в телекоммуникационной и навигационной сфере удельный вес США на мировом рынке достиг 20%, Японии — 17%, Германии — 7%, Великобритании — 6%; в научном приборостроении доля США составляет 27,5%, Японии — 17,5% Германии 14%, Великобритании — 6%9.
  4. В целях обеспечения технологической безопасности государства особое значение придается финансированию высокотехнологичных направлений, таких как нанотехнологии, генная инженерия, информационные технологии, биотехнологии. Так, например, в США разработана специальная программа «Национальная инициатива в области нанотехнологий». Она предусматривает координацию усилий целого ряда ведомств, заинтересованных в ускорении развития различных направлений нанотехнологии. Среди них Национальный научный фонд, Министерство обороны, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства и т.д. Финансирование развития нанотехнологий было увеличено администрацией президента США Клинтона с 270 млн долл. в 2000 г. до 495 млн долл. в 2001 г, т.е. на 83%10.

    Финансирование программы развития нанотехнологий была продолжена и Президентом Бараком Обаммой, в результате чего объемы ее финансирования в 2003 г. достигли 700 млн. долл., что на 17% больше инвестиций предыдущего года.

    Таким образом, страны-лидеры пятого технологического уклада, ядром которого являются электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, нанотехнологии, биотехнологии и информационные услуги, готовятся к вступлению в новый, шестой технологический уклад, который, по мнению ученых, наступит в 30—40-е годы текущего столетия.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Булавкина Л.В. Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент PR? // Маркетинговые коммуникации, 2007. №06 (42).
  6. Ведин И.В. Постиндустриальное общество: становление новой системы присвоения // Проблемы современной экономики. — 2005. — №1.
  7. Воробьева Д. Социальная ответственность бизнеса. Материалы «Социальная реклама.ру»
  8. Государство и общество: проблемы социальной ответственности / Мин. Труда и соц. развития РФ/ Моск. гос. социальный ун-т. М., 2006.
  9. Ивченко Л. И. и др. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. М., 2006.
  10. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2009.
  11. Социальная ответственность компаний — опыт Запада и России.
  12. Смыков В.В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана. — СПб.: НПК «РОСТ», 2009.
  13. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 2009.
  14. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. — М.:ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2008.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00039 sec

WordPress: 21.93MB | MySQL:115 | 1,651sec