Социальное управление

<

012114 0437 1 Социальное управление

1. СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Предмет теории социального управления – теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Анализируя в `Капитале` различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору и управлению… непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда», возникающего «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей».

В теории социального управления исследуются:

  • основные понятия социального управления;
  • законы социального управления;
  • принципы социального управления;
  • методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их целостности, создания новых социальных образований на основании целесообразности и совокупного интеллекта, которые присущи обществу на данном истор этапе.

    Задача теории социального управления – обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления.

    Наличие устойчивого равновесия между системой и объектом управленческих явлений одной из важнейших закономерностей в управлении, кот обуславливает остальные законы и принципы.

    Нарушение равновесия между системой и объектом управления приводит к возникновению кризисных ситуаций.

    Предмет теории социального управления – исследование управленческой действительности в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания системы социологии труда.

    Следовательно: наука социального не является прикладной какой-либо науке (юриспруденции, политологии), она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (философия, экономика, социология), а также на науках, которые исследуют организационно-технические и социально-технологические законы и принципы построения сложных систем (управление производством, духовным, культурным развитием, кибернетика, теория систем).

    Основной метод исследования теории социального управления – системный подход, системный анализ явлений общественной жизни.

    Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.

    Необходимость социального управления обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах государства, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа развития человеческого общества, а управление – необходимый элемент общего труда.

    В любой группе существует два вида разделения труда:

  • горизонтальное
  • вертикальное

    Ключевое понятие управлениявоздействие. Оно существует во всех видах систем. В социальных системах оно проявляется как воздействие системы на объект управления с целью поддержания или перевода объекта в желаемое состояние. Воздействие в социальной системе может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.

    В зависимости от этого меняется само содержание понятия «управления».

    Отличие особенности социального управления от других видов управления – это процесс целенаправленного воздействия.

    Основной элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания целей развития объекта исходя из потребностей общества и возможностей его организации. Всякое воздействие в социальной системе носит сознательный характер.

    Содержание социального управления определяется качеством целеполагания. Источник активности в социальных системах – стимулы (внешние, внутренние, позитивные, негативные, материальные, духовные, осознанные, неосознанные), поэтому, создавая ту или иную систему стимулируя, мы посредством ей можем влиять на социальный процесс и управлять ими.

    Сущность новой управленческой парадигмы – повышается роль и значение творчески активной личности в развитии, социальной организации, а не только формального органа управления как было ранее.

    Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой-либо объект. В тоже время любая деятельность человека имеет субъективный характер, управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию цели и функции управления, обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь управленческих решений.

    Управленческая деятельность – набор выработанных практикой и научным познанием способов, средств и целесообразных поступков человека в сфере управления.

    В процессе управленческой деятельности субъекты, органы управления и человек в управленческое отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей, и организацией их достижения.

    Управленческое отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся особенностями соц-эк-кой системы.

    Организационные отношения – необходимый элемент механизма управления имеющий свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации, координации и ответственности.

    Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

    В процессе организации отношений при взаимодействии с людьми имеет место специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности создает лишь внешне логическую схему для организации деятельности, которая должна быть соотнесена с неформальной схемой. Только тогда управления работа имеет шанс на успех. Если мы не учитываем в управленческой деятельности действующую управленческую схему, эффективность управления снижается.

    Система управления:

  • управляемая
  • управляющая

    Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную иерархическую структуру, так как в каждой подсистеме существуют свои прямые и обратные связи, которые выступают внутренними источниками самореализации.

    Кроме объекта и субъекта управления в систему управления входят функции управления (конкретные направления деятельности).

    Функции управления по своим предназначением делятся на:

  • целевые (направлены к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации).

    Основной элемент целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, которая будут происходить по мере развития самой системы.

  • организационные.
    <

    Основная задача управления – организация системы управления, конечный результат ее функционирования является принятие и реализация управленческого решения.

    2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

     

    Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и определяют логику поведения людей, не зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями реальной жизни.

    Законы управления:

  1. Закон необходимого разнообразия.

    Разнообразие управляющей системы должен быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган управления.

  2. Закон специализации управления.

    Управление современными структурами ведет в расчленению функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях и различные направлениях. Управление требует наличие высокого профессионализма в различных сферах.

  3. Закон интеграции управления.

    Объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс, который осуществляется в рамках данной системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности социальной системы в соответствии с постоянным изменением во внешней и внутренней среде.

  4. Закон экономии времени

    Характеризует эффективность управления, достижение поставленной цели с учетом наименьшим временем потерь (материальными, человеческими, финансовых ресурсов), что во многом зависит от скорости реакции системы управления на изменения в объекте управления. Это один из первейших законов. От этого закона зависит эффективность управленческого решения.

  5. Закон приоритетности социальных целей.

    Он определяет целеполагание в обществе. Цель развития общества – не производство, не политика, не экономика как таковые, а постоянное повышение качества жизни членов общества. В настоящее время в мировом сообществе получили развитие следующие тенденции:

  • формирование социально-ориентированного рынка;
  • построение социального государства;
  • социальное партнерство.

    Основная парадигма общественного прогресса в настоящий момент – повышение качества жизни всех граждан.

  1. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении.

    Управление – объективно необходимое понятие (изначально) для общества, поскольку управление связано с отношениями собственности. Понятие управления и собственности – неразделимые элементы. По мере развития науки, управление становиться объективно-субъективным явлением.

  2. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы.

    Миссия – видение необходимости существования предприятия со стороны руководства. Сущность закона: каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технологической, духовно-культурной, организационной, социальной. Все вместе они составляют единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании генеральной цели над целями подсистемы.

    В теории управления понятие «закономерность» обычно рассматривается как начальная стадия формирования закона.

    Закономерность развития социального управления приводит к появлению универсальной закономерности (социальная доктрина) – это разновидность глобальная технологии, которые определяют место социальной системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурные, экологические). Социальная доктрина является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определение социальных ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки социальной доктрины предполагает анализ сложившейся социально-экономической ситуации, оценки прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в социальной доктрине выделяют:

  3. главные национальные интересы, соответствие перспективы целям данной страны;
  4. среди них выделяют ряд интересов, от удовлетворения которые зависит национальная безопасность, осуществление независимости развития.
  5. определяет первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей.
  6. Закон передачи функций управления народным органам самоуправления.

    Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население городов, районов выступает собственником, совладельцем предприятий, финансовых организаций.

    В практике социального управления должны быть реализованы следующие закономерности:

  7. Единство системы социального управления (оно обусловлено культурными, экономическими, политическими факторами развития).
  8. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, что предполагает рациональную соотносительность внутри них и между ними.
  9. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Для каждого этапа развития должен быть свой уровень централизации и децентрализации.
  10. Участие различных слоев населения в социальном управлении

    Принцип – правило, основное положение, норма поведения, которые руководствуются органы управления в сложившихся социальных условиях.

    Принципы управления представляют определенные требования к управлению.

    Принципы управления представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся общим началом совместной деятельности.

    Законы социального развития поражают социальные законы соотносящего этапа или периода социального развития, которые в свою очередь поражают законы и закономерности социального управления, а те в свою очередь поражают принципы социального управления.

    Принципы:

  11. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его обсуждении.
  12. Единства воздействия для поддержания целостности в социальной системе.
  13. Сочетания отраслевого и территориального упр-я.
  14. Приоритетности в достижении стратегических целей.
  15. Научности социального управления.
  16. Прогнозирования социального управления.
  17. Мотивации труда.
  18. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.
  19. Экономичности и эффективности управления.
  20. Системности.
  21. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).
  22. Необходимого разнообразия (система управления должна быть разнообразней, чем объект управления).
  23. Обязательности обратной связи.
  24. Сочетания единоначалия и коллегиальности.
  25. Делегирования полномочий.
  26. Гуманизма и нравственности в управлении.
  27. Гласности в принимаемых решениях.

    Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и выбирать тот или иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не позволяют выбирать принципы.

    Методы управления    — совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных целей; способ достижения поставленных целей.

    Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности, направленность методов управления ориентирована на систему (объект управления).

    Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия.

    Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: воздействие прямое и косвенное.

    В управленческой практике используются различные методы, их комбинация, которые позволяют поддерживать систему в динамическом равновесии.

    Методы:

  • социальные (с целью повышения социальной активности людей);
  • социально-психологические (с целью повышения социальной активности людей);
  • экономические (реализуются через экономические стимулы);
  • административные;
  • самоуправление (как разновидность саморегуляция социальной системы).

    Все методы модно поделить на 2 группы:

  • основные;
  • вспомогательные;

    Сколько целей, столько и методов.

    Основные методы выделяются по содержательному признаку, т.е. соотношения методов объективным законам (социальным, экономическим, организационно-техническим).

  1. Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества.

    Социальные методы выступают как комплексные. Включают спектр методов:

  • социальное нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между группами, работниками…);
  • социальное регулирование – упорядочение соц. отношений путем выявления и регулирования интересов и целей коллективов, групп, работников: договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение, удовлетворение социальных потребностей);
  • методы морального стимулирования — для поощрения коллектива, работника, которые достигли профессионального успеха в определенной деятельности).
  1. Социально-психологические методы применяются для обеспечения растущих соц. потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности людей.

    Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми путем рационального подбора и расстановки персонала.

    К ним относятся:

  • методы комплектования малых групп;
  • метод гуманизации труда — нацелен на использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности, расширение творческих процессов);
  • профессиональный отбор и обучение.
  1. Экономические методы – способы достижения экономических целей управления на основе реализации требований экономических законов. Экономических законов много – экономических методов тоже много. Экономические законы позволяют гармонизировать экономические интересы общества, количества, личности через использование определенных экономических показателей (налоги, процент за кредит, норма прибыли на вложенный капитал…). Из экономических методов человека больше всего интересует методы экономического стимулирования.

    Экономическое стимулирование – метод управления, который опирается на экономические интересы рынков. Принципы экономического стимулирования:

  • взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
  • дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
  • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями (штрафы, пеня,…);
  • сочетание экономического стимулирования с другими методами.
  1. Принципами организационно-административного воздействия – базируются на власти, дисциплине, ответственности. Осуществляется в следующих видах:
  • прямое административное указание, оно имеет обязательный характер;
  • установление правил, которые регулируют деятельность подчиненных;
  • разработка и внедрение организаций по реализации и совершенствованию;
  • контроль за деятельностью организации.

    В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов:

  • обязательное предписание (приказ, запрет…);
  • договорные методы (консультация, разрешение, компромисс…);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснения).
  1. Самоуправление – процесс превращения трудового коллектива, человека из объекта управления деятельности в субъект. В этом смысле соединяются труд и управление. Предусматривает выбор и самостоятельное принятие субъектом управления тех или иных управленческих решений каждого члена коллект. Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, когда каждый работник и труд коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. Труд и управление соединяются через отношения собственности. Экономическая форма реализации их связи является корпоратизмом. На практике корпоративное самоуправление реализуется с большим трудом. Причины этого – сохранение старых методов руководства, конфликтность, различная профессиональная подготовка, различие в понятиях самостоятельность и самоуправление.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  2. Васильев В. и др. Государственное и муниципальное управление. СПб., 2000.
  3. Ильин Г.И. Социология и психология управления. СПб., 2005.
  4. Зинченко Г.П. Социология управления. М., 2003.
  5. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М., 2003.
  6. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Бетуганов А.А. Социальное управление. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.15MB | MySQL:119 | 1,421sec