Содержание, особенности и виды теории социального управления

<

020614 0441 1 Содержание, особенности и виды теории социального управленияПредмет теории социального управления – теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Анализируя в `Капитале` различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору и управлению… непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда», возникающего «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей».

В теории социального управления исследуются:

  • основные понятия социального управления;
  • законы социального управления;
  • принципы социального управления;
  • методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их целостности, создания новых социальных образований на основании целесообразности и совокупного интеллекта, которые присущи обществу на данном истор этапе.

    Задача теории социального управления – обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления.

    Наличие устойчивого равновесия между системой и объектом управленческих явлений одной из важнейших закономерностей в управлении, кот обуславливает остальные законы и принципы.

    Нарушение равновесия между системой и объектом управления приводит к возникновению кризисных ситуаций.

    Предмет теории социального управления – исследование управленческой действительности в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания системы социологии труда.

    Следовательно: наука социального не является прикладной какой-либо науке (юриспруденции, политологии), она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (философия, экономика, социология), а также на науках, которые исследуют организационно-технические и социально-технологические законы и принципы построения сложных систем (управление производством, духовным, культурным развитием, кибернетика, теория систем).

    Основной метод исследования теории социального управления – системный подход, системный анализ явлений общественной жизни.

    Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.

    Необходимость социального управления обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах государства, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа развития человеческого общества, а управление – необходимый элемент общего труда.

    В любой группе существует два вида разделения труда:

  • горизонтальное
  • вертикальное

    Ключевое понятие управлениявоздействие. Оно существует во всех видах систем. В социальных системах оно проявляется как воздействие системы на объект управления с целью поддержания или перевода объекта в желаемое состояние. Воздействие в социальной системе может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.

    В зависимости от этого меняется само содержание понятия «управления».

    Отличие особенности социального управления от других видов управления – это процесс целенаправленного воздействия.

    Основной элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания целей развития объекта исходя из потребностей общества и возможностей его организации. Всякое воздействие в социальной системе носит сознательный характер.

    Содержание социального управления определяется качеством целеполагания. Источник активности в социальных системах – стимулы (внешние, внутренние, позитивные, негативные, материальные, духовные, осознанные, неосознанные), поэтому, создавая ту или иную систему стимулируя, мы посредством ей можем влиять на социальный процесс и управлять ими.

    Сущность новой управленческой парадигмы – повышается роль и значение творчески активной личности в развитии, социальной организации, а не только формального органа управления как было ранее.

    Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой-либо объект. В тоже время любая деятельность человека имеет субъективный характер, управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию цели и функции управления, обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь управленческих решений.

    Управленческая деятельность – набор выработанных практикой и научным познанием способов, средств и целесообразных поступков человека в сфере управления.

    В процессе управленческой деятельности субъекты, органы управления и человек в управленческое отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей, и организацией их достижения.

    Управленческое отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся особенностями соц-эк-кой системы.

    Организационные отношения – необходимый элемент механизма управления имеющий свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации, координации и ответственности.

    Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

    В процессе организации отношений при взаимодействии с людьми имеет место специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности создает лишь внешне логическую схему для организации деятельности, которая должна быть соотнесена с неформальной схемой. Только тогда управления работа имеет шанс на успех. Если мы не учитываем в управленческой деятельности действующую управленческую схему, эффективность управления снижается.

    Система управления:

  • управляемая
  • управляющая

    Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную иерархическую структуру, так как в каждой подсистеме существуют свои прямые и обратные связи, которые выступают внутренними источниками самореализации.

    Кроме объекта и субъекта управления в систему управления входят функции управления (конкретные направления деятельности).

    Функции управления по своим предназначением делятся на:

  • целевые (направлены к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации).

    Основной элемент целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, которая будут происходить по мере развития самой системы.

  • организационные.

    Основная задача управления – организация системы управления, конечный результат ее функционирования является принятие и реализация управленческого решения.

    2. ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

     

    Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и определяют логику поведения людей, не зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями реальной жизни.

    Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (сегодняшних, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

    Управление — это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

    Социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Последняя — одна из разновидностей человеческой деятельности вообще.

    Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

    <

    Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Существующая система управления функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

    Основные задачи управления решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

    Теперь рассмотрим законы и принципы социального управления.

    Законы социального управления

    Эти законы выражают внутренние, устойчивые черты, общие, существенные и необходимые особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

    Закон необходимого разнообразия

    Суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управленческих решений с тем, чтобы успешно справиться со сложностью системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно сложности объекта управления. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

    Закон специализации управления

    Управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях.

    Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т.п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

    Закон интеграции управления

    Этот закон означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управлений в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма — системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

    Закон экономии времени

    Закон характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на его объект. Своевременное решение любого вопроса в управлении оказывает положительное влияние на конечный результат.

    Закон приоритетности социальных целей

    Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, улучшение социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.

    Осознание этого закона привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Такова критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе экономическое.

    В конце XX в. изменилась парадигма общественного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

    Закон повышения роли субъективного и интеллектуального аспектов в управлении

    Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная — объективно-субъективная.

    Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества. В такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно в результате научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер. Они оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, во многом определяют темпы социального прогресса.

    Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи объективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т.п. Поэтому, чем выше уровень управления отдельного лидера, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

    Закон доминирования глобальной цели

    Уровень субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной цели над целями каждой подсистемы.

    Закон делегирования функций управления органам самоуправления

    Одним из важнейших законов современного социального управления является делегирование функций управления (функции прав, полномочий, ресурсов) органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.

    Корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Дело в том, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования. Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.

    Поэтому самоуправление — основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.

    Обобщая сказанное, можно сделать вывод: теория и практика социального управления пока крайне несовершенны, его закономерности не познаны и повсеместно нарушаются.

    В теории управления понятие «закономерность» обычно рассматривается как начальная стадия формирования закона.

    Закономерность развития социального управления приводит к появлению универсальной закономерности (социальная доктрина) – это разновидность глобальная технологии, которые определяют место социальной системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурные, экологические). Социальная доктрина является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определение социальных ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки социальной доктрины предполагает анализ сложившейся социально-экономической ситуации, оценки прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в социальной доктрине выделяют:

  1. главные национальные интересы, соответствие перспективы целям данной страны;
  2. среди них выделяют ряд интересов, от удовлетворения которые зависит национальная безопасность, осуществление независимости развития.
  3. определяет первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей.
  4. Закон передачи функций управления народным органам самоуправления.

    Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население городов, районов выступает собственником, совладельцем предприятий, финансовых организаций.

    В практике социального управления должны быть реализованы следующие закономерности:

  5. Единство системы социального управления (оно обусловлено культурными, экономическими, политическими факторами развития).
  6. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, что предполагает рациональную соотносительность внутри них и между ними.
  7. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Для каждого этапа развития должен быть свой уровень централизации и децентрализации.
  8. Участие различных слоев населения в социальном управлении

     

    3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

     

    Система социального управления должна быть целостной, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывности отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составляющими частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления.

    Между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональные отношения внутри них с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации).

    Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

    Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития, социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития, законы и закономерности социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

    Основными принципами социального управления являются:

    • единоначалие в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении;

    • единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

    • сочетание отраслевого и территориального управления, приоритетность в достижении стратегических целей, научность социального управления;

    • прогнозирование результатов социального управления;

    • мотивация (стимулирование) труда;

    • ответственность за результаты социального управления;

    • рациональная кадровая политика (подбор, подготовка, расстановка, использование кадров);

    • экономичность и эффективность управления;

    • системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

    • иерархичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

    • необходимость разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

    • обязательность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

    • сочетание единоначалия и коллегиальности;

    • ситуационное управление по прогнозированию возмущений;

    • программно-целевое обеспечение;

    • делегирование полномочий;

    • гуманизм и нравственность в управлении;

    • гласность в принятии решения.

    Таким образом, принципы социального управления должны основываться на законах развития общества, на законах управления, соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления, учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления, в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

    Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Принципы управления позволяют формировать систему методов управления. Формы и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

     

     

     

     

     

    Предмет теории социального управления – теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.

    В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах государства, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа развития человеческого общества, а управление – необходимый элемент общего труда.

    Основной элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания целей развития объекта исходя из потребностей общества и возможностей его организации. Всякое воздействие в социальной системе носит сознательный характер.

    Содержание социального управления определяется качеством целеполагания. Источник активности в социальных системах – стимулы (внешние, внутренние, позитивные, негативные, материальные, духовные, осознанные, неосознанные), поэтому, создавая ту или иную систему стимулируя мы посредством ей можем влиять на социальный процесс и управлять ими.

    Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой-либо объект. В тоже время любая деятельность человека имеет субъективный характер, управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию цели и функции управления, обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь управленческих решений.

    Управленческая деятельность – набор выработанных практикой и научным познанием способов, средств и целесообразных поступков человека в сфере управления.

    Закономерность развития социального управления приводит к появлению универсальной закономерности (социальная доктрина) – это разновидность глобальная технологии, которые определяют место социальной системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурные, экологические). Социальная доктрина является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определение социальных ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки социальной доктрины предполагает анализ сложившейся социально-экономической ситуации, оценки прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития.

    Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности, направленность методов управления ориентирована на систему (объект управления).

    Методы управления, классифицируемые как основные и вспомогательные, – социальные (с целью повышения социальной активности людей); социально-психологические (с целью повышения социальной активности людей); экономические (реализуются через экономические стимулы); административные; самоуправление (как разновидность саморегуляция социальной системы).

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  9. Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. М., 2004.
  10. Васильев В. и др. Государственное и муниципальное управление. СПб., 2000.
  11. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 2001.
  12. Ильин Г.И. Социология и психология управления. СПб., 2005.
  13. Зинченко Г.П. Социология управления. М., 2003.
  14. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М., 2003.
  15. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Бетуганов А.А. Социальное управление. М., 2004.
  16. Социальный менеджмент / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева.–М.-Самара, 2001.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00150 sec

WordPress: 23.31MB | MySQL:123 | 1,403sec