Соотношения понятия муниципальный менеджмент и муниципальное управление

<

021614 0226 1 Соотношения понятия муниципальный менеджмент и муниципальное управление Понятие «муниципальное управление» появилось в российской науке сравнительно недавно и в настоящее время находится в стадии становления.

Часто в научной литературе в качестве синонима «муниципального управления» употребляется понятие «муниципальный менеджмент».

Как же соотносятся эти понятия?

Английское слово management (управление, заведование, организация) происходит от корня латинского слова «манус» – рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже оно было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли [6] .

В российской экономике в широком употреблении слово «менеджмент» появилось «в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономики в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, принято называть менеджментом» [ 7] .

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффективном управлении предприятием, которая включает учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о стратегии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (социологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологическая часть); главным в менеджменте является выделение, определение и применение на практике всеобщих принципов управления [ 8] .

Ряд авторов считают, что менеджмент – это: 1) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; 2) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 3) научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством» [ 10] .

В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

Иными словами, менеджмент – это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работниками, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же – функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, то есть достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.

Управление – понятие более широкое, чем менеджмент. Не случайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персональный, международный, экологический, производственный, снабжения, маркетинга, качества [10] . При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяет выделить до 80 видов управления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды [1] .

Исследователи М. Альберт, М. Мексон и другие отмечают, что американцы, например, говоря о менеджменте, как правило, подразумевают менеджера – профессионального управляющего, представителя особой профессии. (В средних городах США с населением 25–250 тыс. чел. используется исторически сложившаяся модель муниципального управления «совет-менеджер», действующая по аналогии с формами руководства частными корпорациями, управляемыми профессиональными менеджерами под контролем совета директоров).

Термин «менеджмент», по мнению американских авторов, применим ко всем типам организаций, но когда речь идет о государственных органах любого уровня (характерной чертой англосаксонской модели организации местного самоуправления является то, что местные органы представляют собой составную часть государственного управления) используется термин «public administration» – государственное управление (то есть применительно к муниципальному управлению по аналогии мы можем сказать – «municipal administration») [ 5]. В России в данной ситуации тоже применяются термины: «государственное управление», «политическое управление», «местное управление» и другие. Думается, что под управлением в этих случаях подразумевается нечто более глубокое, чем просто менеджмент.

Многие авторы в качестве основы для выделения видов управления признают природу и субстанционную специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий – государство), менеджмент (субъект управляющих воздействий – предприниматель, собственник, хозяин дела), общественное управление (субъект управляющих воздействий – общество и его структуры). В качестве своеобразной подсистемы управления рассматривают также местное самоуправление (муниципальное управление). Существует разграничение и общественного управления, в котором, наряду с управлением со стороны общественных объединений, указывают общественное самоуправление, посредством которого люди сами формируют и практически реализовывают управляющие воздействия [5] .

Муниципальное же управление – «это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов…» [7] .

Субъектами менеджмента являются менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации, объектом – персонал организации (фирмы), а целью – получение прибыли на основе существующей законодательной базы. Следовательно, муниципальный менеджмент больше характерен для управления муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, а не муниципальным образованием в целом.

Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, главной целью – удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Таким образом, у понятий «муниципальный менеджмент» и «муниципальное управление» различны не только субъекты и объекты, но и цели. Исходя из этого, понятия «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент» полностью отождествлять нельзя. По мнению автора, понятие «муниципальное управление» более широкое, емкое, чем понятие «муниципальный менеджмент». Оно включает не только деятельность по управлению персоналом, предприятиями, организациями, учреждениями, маркетинг, стратегическое планирование и др.

<

Исходя из общественно-политической природы местного самоуправления и учитывая, что данный феномен, являясь агентом гражданского общества, вторгается в сферу политическую, расширяет ее, а также является первичным политическим институтом, управленческая деятельность органов местного самоуправления тоже имеет двойственную природу: экономическую (хозяйственную) и властную (политическую). Властный (политический) характер проявляется: в самостоятельном формировании, контроле и исполнении муниципального бюджета – инструмента проведения определенной политики; в исполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, принятии общеобязательных на территории муниципального образования нормативно-правовых актов, решений; в том, что взаимодействие с населением, хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, иными органами местного самоуправления осуществляется с главной целью – удовлетворение всеобщих потребностей местного сообщества. Политические отношения на местном уровне, на наш взгляд, возникают в процессе выбора населением организационных форм местного самоуправления, их структуры, порядка формирования и деятельности, а также в применении форм непосредственной демократии на уровне конкретных территорий (муниципальные выборы, местный референдум, собрания (сходы) граждан и другие) [ 2] .

Исходя из специфики управленческой деятельности органов местного самоуправления применительно к уровню муниципальных образований, следует говорить о муниципальном управлении, которое включает и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование, и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования, с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Среди ученых также распространено мнение, что муниципальный менеджмент тождественен местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью [2]. Поскольку в местном самоуправлении и объектом и субъектом выступает население муниципального образования, а главной целью является самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, то понятия «муниципальный менеджмент» и «местное самоуправление» тоже различны. По мнению автора, муниципальный менеджмент и муниципальное управление являются составными частями местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы–требования к местной власти, а она, в свою очередь, – государству.

Полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно местное самоуправление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению.

Федеральное законодательство закрепляет наличие следующих условий для действия местного самоуправления:

– собственная территория;

– собственная компетенция;

– выборные органы;

– собственный бюджет;

– муниципальная собственность.

Местные власти, исходя из реальных условий и возможностей территорий, разрабатывают и осуществляют собственные социальные, культурные, экологические и другие программы. Значительна роль местного самоуправления в области социальной защиты и социального обеспечения граждан на подведомственной территории. Решение проблем местного самоуправления способствует его превращению в самостоятельный элемент управления и власти.

В государстве, в котором осуществлено конституционное разделение власти: по горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную с ее ограничениями и противовесами и по вертикали (принципы федерализма и самоуправления) – на федеральную, власть субъектов Федерации и местного самоуправления, – организационная структура государственного управления приобретает своеобразную конфигурацию, вовлекающую на демократической основе в управленческие процессы разнообразные государственные органы.

Основу – «несущий стержень» организационной структуры государственного управления – составляют органы исполнительной власти. В совокупности они представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата, сосредотачивающую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. Такое их положение объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Исполнительная власть должна иметь разветвленную и «пронизывающую» вертикаль, обеспечивающую прохождение, дифференциацию и конкретизацию управленческой информации, особенно директивной, обязательной, начиная с принятой на самой верхней точке власти, по всей иерархии исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, доведение ее до исполнителя и подчинение его поведения соответствующим требованиям (нормам).

При определении роли муниципального менеджмента следует учитывать следующие моменты:

1) местное самоуправление (в любых его формах) есть явление демократии, форма народовластия (см. ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации), и его необходимо развивать в системе демократии и с позиций обеспечения принадлежности власти народу;

б) местное самоуправление олицетворяет собой пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой; в нем имеет место сочленение общественных форм (в организации) и властных полномочий (в юридической силе управленческих решений);

в) местное самоуправление относится к ряду управленческих явлений, призванных организовывать и регулировать общественную жизнедеятельность;

г) местное самоуправление является средством воплощения творческой энергии и ответственности населения по месту жительства; это – одна из форм реализации прав и свобод человека и гражданина.

В организационной структуре государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими элементами. Но только это подсистема, которая «снизу» связана с населением – носителем и источником власти, в том числе и по отношению к вышестоящим уровням, а «сверху» – с органами государственной власти субъектов Федерации и в целом Федерации. Благодаря этому сохраняется системность государства, системность общества и системность государственного управления.

Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Муниципальное самоуправление находится под контролем государственной власти, представляющей общество в целом. Этот контроль осуществляется со стороны центральных органов и имеет следующие формы:

– инспекции и советы со стороны министерств;

– издание циркуляров;

– отмена актов органов муниципального самоуправления;

– наложение взысканий на муниципальных служащих;

– смещение мэра.

Местное самоуправление может контролировать также аппарат власти среднего звена.

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие субъекты, тем полнее будет местный бюджет, а отсюда – наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает.

В настоящее время в связи с развитием местного самоуправления возрастает роль муниципального управления как особого типа управленческой деятельности, основанного на муниципальном праве и, в то же время, научной дисциплины, носящей междисциплинарный характер.

В настоящее время преждевременно говорить о сложившемся местном самоуправлении. В каждом конкретном регионе, муниципальном образовании существуют специфические проблемы, тормозящие процесс развития местного самоуправления. Наиболее распространенными проблемами являются: отсутствие единой концепции развития данного явления на федеральном уровне; отсутствие полной нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ и в муниципалитетах либо ее несоответствие нормам федерального законодательства; финансово-экономические; организационные; кадровые; информационно-методические проблемы; а также пассивность самих граждан, большинство из которых просто не знает, что такое местное самоуправление; другие проблемы. Местное самоуправление пока еще больше востребовано государством для управления своими нижними этажами, а не населением. Поскольку местное самоуправление в своем развитии еще не достигло того состояния, которое заложено в первой части его определения в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения непосредственно..», то на современном этапе применительно к уровню муниципальных образований опять же было бы целесообразно говорить о муниципальном управлении, осуществляемом органами местного самоуправления.

Основными целями управления муниципальным образованием, являются: во-первых, налаживание партнерских отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, частным капиталом и населением; во-вторых, организация защиты социально-экономических интересов жителей муниципального образования; в-третьих, согласование интересов различных субъектов, расположенных на территории муниципального образования; создание условий для их жизнедеятельности; в-четвертых, привлечение самих граждан и их объединений к управлению и финансированию программ развития территории; в-пятых, эффективное использование местных ресурсов; формирование местной инфраструктуры, достаточной для нормального функционирования и развития территории. В идеале эффективное муниципальное управление должно привести к самодостаточности территории. Но пока об этом говорить сложно ввиду дотационности большинства муниципальных образований в России, да и мировая практика подтверждает, что даже в странах развитых демократий муниципалитеты получают финансовую поддержку из государственного бюджета.

В связи с этим основными задачами муниципального управления, на наш взгляд, прежде всего, являются следующие: 1) создание и развитие местного хозяйства как совокупности предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности; 2) координация их деятельности и объединение их общими социально-экономическими интересами в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей; 3) создание благоприятных условий для формирования достаточной инфраструктуры, в том числе и для комплексного социально-экономического развития территории; 4) разработка прогнозов развития муниципального образования в целом и входящих в его состав населенных пунктов; 5) образование единого экономического, социального, культурного, информационного пространства; 6) учет сочетания различных факторов производства, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности; 7) обеспечение достаточных доходов и соответствующего им уровня удовлетворения потребностей людей в жизненных благах; 8) привлечение непосредственно населения к процессу управления муниципальным образованием, финансированию социально-экономических программ развития территории и другие.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2003.
  2. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М.: Дело, 2002.
  3. Деньги, законы, власть // Российская Федерация. 2001. № 2. С. 33.
  4. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2001.
  5. Мексон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2004.
  6. Менеджмент: Учебн. пособие для вузов /Под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2005.
  7. Муниципальный менеджмент: Учебн. пособие для вузов/ Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2005.
  8. Радченко Я. Классификация видов управления // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4. С. 92.
  9. Райзберг Б. А. Основы бизнеса. М., 2005.
  10. Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. – М.: Вестник, 2002.
  11. Экономика // Справочник. М., 1997.
  12. Юшина Е. А. Местное самоуправление: политико-правовой анализ. – Киров, 2001.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00145 sec

WordPress: 22.16MB | MySQL:120 | 1,366sec