Создание предприятия молочной отрасли

<

012614 0245 1 Создание предприятия молочной отрасли Прежде всего, следует отметить, что железнодорожный транспорт является основополагающим в российской экономике, а само успешное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации обладает огромной ролью в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе. В то же время именно от состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России. Железные дороги России являются второй по величине транспортной системой мира (7%), уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США.По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 15% пассажирооборота всех железных дорог мира.  ОАО «РЖД» учреждено Правительством РФ в рамках первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года. Сегодня она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд. рублей. Уставный капитал состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.

Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация.

 Виды деятельности: грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем сообщении; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; предоставление услуг инфраструктуры; предоставление услуг локомотивной тяги; ремонт подвижного состава; строительство объектов инфраструктуры; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; содержание социальной сферы.  Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира — эксплутационная длина – 85,5 тыс. км. По предварительным данным, в 2007 году по российским железным дорогам перевезено 1,27 млрд. человек, пассажирооборот составил 174,4 млрд. пасс-км. В том числе в дальнем следовании перевезено 137,7 млн. человек, пассажирооборот составил 128,6 млрд. пасс-км. В пригородном сообщении — 1,14 млрд. человек и 45,8 млрд. пасс-км соответственно.  В 2007 году, по предварительным данным, по российским железным дорогам перевезено 1 343,3 млн. тонн, что на 32 млн. тонн (или на 2,4%) больше, чем в 2006 году. По сравнению с прошлым годом объем перевозок внешнеторговых грузов увеличился на 7,8% и составил более 469 млн.т. Также в течение 2007 года произведена модернизация 258 локомотивов, 5164 грузовых и 189 пассажирских вагонов.  Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие собственной инфраструктуры в 2007 году составили 259,1 млрд. рублей.

Цель работы является определение этапов создания предприятия (транспорта) в форме акционерного общества, предназначенного для выполнения части функций по обеспечению перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, предприятиях инфраструктуры транспорта или других видах предприятия

1. Теоретические основы акционирования

 

1.1. Понятие акционерного общества

 

Акционерным обществом является организация, созданная на основе добровольного оглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Общества осуществляют любые виды деятельности, за исключением запущенных законодательством РСФСР. Хозяйственная деятельность обществ в оборонных отраслях промышленности, в отраслях, занятых добычей драгоценных и редких металлов, минералов, сырья, леса, пушнины, осуществляется с разрешения Совета Министров РФ. В целях защиты интересов государства и в связи с общественной необходимостью Совет Министров РФ может определить также другие отрасли, в которых осуществление хозяйственной деятельности для обществ ограничивается. Акционерные общества создаются без ограничения срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Общества являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование, зарегистрированный фирменный знак, печать со своим наименованием и фирменным знаком. Права юридического лица общество приобретает с момента его регистрации. Акционерные общества обладают полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность акционерного общества не ограничивается оговоренной в уставе. Акционерные общества могут иметь представительства, филиалы на территории РФ и за границей, а также участвовать в капитале других обществ. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в уставе. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе. Акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал. Акционеры не вправе требовать от общества возврата их вкладов за исключением случаев, предусмотренных уставом общества. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всеми активами (всем имуществом). Если недобросовестные действия директоров и членов правления общества привели к его несостоятельности, суд может возложить на них ответственность по возмещению ущерба, причиненного обществу

 

1.2. Виды акционерных обществ

 

Акционерные общества бывают двух видов: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). «Открытость» или «закрытость» не определяет особенность организационно-правовой формы организации, а лишь относит конкретное общество к определенному типу одной и той же организационно-правовой формы — акционерного общества, что должно отражаться в уставе и фирменном наименовании общества. То есть разделение по типам – это исключительно внутреннее деление. Закрытое и открытое АО имеют ряд характеризующих признаков.

Открытое АО:

– Акционеры могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров. Установление преимущественного права АО или акционеров на приобретение отчуждаемых акций не допускается;

– АО имеет право проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу;

– АО вправе проводить закрытую подписку, если эта возможность не ограничена уставом или правовыми актами РФ;

– число акционеров не ограничено.

Закрытое АО:

– акционеры и АО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другим акционером, в порядке, предусмотренным уставом;

– акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц;

– общество не вправе проводить открытую подписку на акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц;

Число акционеров не более 50. Если число акционеров ЗАО превышает 50 человек, оно должно в течение установленного срока преобразоваться в ОАО.

АО, учредителем которого выступает РФ, или субъект РФ, или муниципальное образование (кроме созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), может быть только открытым.

Отдельные исследователи считают тип закрытого акционерного общества не совсем обоснованными для создания и участия в экономическом обороте[2], и более того – противоречащим юридической сути акционерного общества[3]: имея в нормальном обороте открытое акционерное общество, способное привлекать в свои ряды неопределенный круг лиц, за счет свободного оборота акций, необходимость закрытой системы не ясна, поскольку суть акционерного общества – это привлечение инвесторов, а не распространение акций между ограниченным числом своих акционеров.

Оставляя за рамками подробное рассмотрение вопроса о целесообразности существования ЗАО в России, отметим лишь, что конструкция ЗАО широко распространена — такие акционерные общества возникают не только на базе приватизированных государственных предприятий (что первично), но и в обычной предпринимательской практике, извлекая из нее все преимущества, которые она предоставляет.

Выбор типа АО определяется целью создания коммерческой организации: как совершенно справедливо обозначил Залесский В.В., возможность иметь неограниченное число учредителей и акционеров в ОАО создает условия для мобилизации значительного капитала, обеспечивающего решение крупных хозяйственных задач. Ограничение числа акционеров ЗАО сближает эту форму хозяйственных обществ с обществами с ограниченной ответственностью и создает преимущество обозримости персонального состава АО, а это может иметь значение как для внутренних отношений в АО, так и для отношений с внешними партнерами.

Изменение типа АО не является его реорганизацией. Закрытое общество всегда можно преобразовать в открытое; обратное превращение возможно лишь в ограниченном числе случаев.

 

1.3. Особенности функционирования акционерного общества

 

Легальное определение, данное в Законе, позволяет выделить основные отличительные признаки акционерного общества как организационно-правовой формы юридического лица, выделяющие его из других разновидностей хозяйственных обществ.

Среди этих признаков, базисным является то, что уставной капитал общества разделен на определенное количество акций. Акционерное общество – есть по сути объединение капиталов; взносы выражаются в приобретении ценных бумаг – акций, которые дают владельцу определенные права на участие в обществе и стоимостью которых исчерпываются имущественные обязанности участников общества; по существу стоимость акции определяет пределы предпринимательского риска акционера.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. С каждой акцией связана совокупность обязательств общества перед акционером. Эти обязательства общества на практике трансформируются в совершенно определенные права акционера (акционеров), соблюдения которых он вправе требовать от общества в лице его органов управления.

Разделение уставного капитала общества на определенное количество акций, владельцами которых являются акционеры, не означает, что эти акционеры являются владельцами соответствующих частей его имущества. Согласно п. 1 ст. 66 ГК РФ, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на правах собственности. В свою очередь акционерам на правах собственности принадлежат акции — ценные бумаги, не носящие вещного характера, хотя и дающие им определенные права. Это означает, что акционер не вправе потребовать от общества возврата обществу своих акций и возврата уплаченных за них денежных средств, иной компенсации. Акционер может подарить или завещать свои акции в установленном законодательством порядке. Такое ограничение возможностей акционера на выход из числа его участников имеет для общества весьма большое значение: гарантируется стабильность уставного капитала — финансовой основы общества при смене акционеров.

Акционерное общество как юридическое лицо характеризуют следующие признаки:

АО – есть объединение капиталов. Основой для создания общества служит соединение активов, принадлежащих учредителям.

По порядку формирования имущественной базы АО относится к корпорациям, поскольку происходит объединение имущества участников в целях последующего ведения предпринимательской деятельности.

Акционерное общество может создаваться и функционировать в рамках любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной, при этом собственность самого общества непременно является частной. Безусловно, функционируют АО и в рамках смешанной формы собственности.

По организационно-правовой форме, как уже было сказано, АО относятся к числу хозяйственных обществ.

Акционерное общество осуществляет все гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любого вила деятельности, не запрещенного федеральным законодательством. Поэтому правоспособность акционерного общества может быть ограничена только императивными нормами закона.

2. Создание ЗАО «Молочник»

 

2.1. Характеристика создаваемого предприятия

 

Открытое акционерное общество будет действовать на рынке под названием ОАО «Молочник». Название фирмы является легко произносимым, запоминающимся, способствует формированию имиджа организации. Данное название привлекательно для потребителей, вызывая у них соответствующие ассоциации, связанное с образом молочника, человека который продает молоко и молочные продукты.

Количество работающих составит 130 человек, из них руководителей – 15 человек, служащих – 15 человек, специалистов – 40 человек, рабочих – 60 человек.

Распределение ценных бумаг ОАО «Молочник» будет производится следующим образом.

ОАО «Молочник» планирует эмиссию ценных бумаг в размере 100 от уставного капитала. Номинал каждой акции составит 1000 рублей.

Таким образом, общее количество выпущенных акций ОАО «Молочник» составляет:

100 млн. руб. : 1000 = 100000 акций

Распределение выпускаемых акций происходит следующим образом:

доля Управления дороги в создаваемом предприятии составит 25,5%, доля предприятия – 25,5%, доля руководства – 20%, доля работников компании 20%, доля реализации – 9%.

В соответствии с указанными долями, распределение акций ОАО «Молочник» представим в таблице 1.

 

Таблица 1 – Распределение акций ОАО «Молочник»

Собственники акций

Доля собственников, в создаваемом предприятии, %

Стоимость акций, тыс. руб.

Количество акций, шт

1. Управление дороги

25,5

25500

25500

2. Предприятие

25,5

25500

25500

3. Руководство

20

20000

20000

4. Работники

20

20000

20000

5. Реализация 

9 

9000

9000

Всего акций

100

100000

100000

 

Высшее руководство ОАО «Молочник» сформулировало миссию своей организации следующим образом – обеспечивать население качественной, недорогой, разнообразной и удовлетворяющей вкусы разных потребителей молочной продукцией.

Соответственно миссии формируется стратегическое видение фирмы «Молочник».

К 2010 году фирма «Молочник» займет значительную долю российского рынка молочной продукции, выйдя на общероссийский уровень, продолжит торговую экспансию в страны Запада (освоение рынков Западной Европы).

 

2.2. Анализ направлений деятельности

 

ОАО «Молочник» будет заниматься производством йогуртов и молочных продуктов.

Основным видом деятельности общества будет являться производство, заготовка, переработка, хранение и реализация молока и молочной продукции. Производство – изготовление и поставка потребителям готовой продукции личного, общественного и производственного потребления.

К основным функциям производственного предприятия можно отнести:

  • изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом на рынке;
  • продажу и поставку продукции потребителю;
  • послепродажное обслуживание продукции;
  • материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;
  • управление и организацию труда персонала на предприятии;
  • повышение качества продукции;
  • снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;
  • предпринимательство;
  • уплату налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет и др.;
  • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия (фирмы) конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия (фирмы), который определяется объемом производства; отраслевой принадлежностью; степенью специализации и кооперирования; наличием коммерческой и социальной инфраструктуры; формой собственности; взаимоотношениями с местными органами власти.

Площадь завода составляет 4,2 га.

Основные производственные цеха:

  1. приемно-аппаратный (переработка молока);
  2. сметанно-творожный;
  3. маслоцех;
  4. цех СОМ;

    Вспомогательные цеха:

  5. компрессорный;
  6. котельная;
  7. механический;
  8. электроцех;
  9. КИП и А;
  10. гаражи.

    Мощность предприятия составляет 50 тонн молока в смену.

     

    2.3. Оценка конъюнктуры существующего рынка

     

    Несмотря на количество новинок, представляемых производителями молочной продукции, основной оборот в этой категории по-прежнему определяют традиционные продукты. Но двигателем продаж и основным источником прибыли все же являются инновационные продукты, которые на фоне стагнации традиционного сегмента обеспечивают стабильный рост всей категории.

    По данным Молочного союза России, рынок молочной продукции ежегодно растет на 4-5%. Молочный рынок в целом растет в сегменте короткоживущей молочной продукции, особенно хорошие показатели в десертной и питьевой группах.

    Вместе с тем, участники рынка отмечают, что молочный рынок далек от насыщения.- Рынок России по сравнению с Европой еще не насыщен, — говорит эксперт компании Danone. — Если в европейских странах потребление йогуртов составляет в среднем 15 кг на человека в год, у нас этот показатель на уровне 2,5 кг.

    Рынок молочных продуктов можно разделить на следующие сегменты: молоко, кефир, сметана, сливки, кисломолочные продукты (ряженка, простокваша, варенец), йогурты, обогащенная биопродукция (биокефиры, биойогурты), творог, десерты, сливочное масло. По данным Молочного союза России, по всему ассортименту молочной продукции, за исключением сливочного масла и классического творога, наблюдается устойчивая динамика роста общих объемов как производства, так и потребления.

    Однако большинство потребителей на рынке слабо представляют себе, какую молочную продукцию они употребляют. Многие не знают элементарных вещей, например, в чем разница между пастеризованным и стерилизованным молоком, не говоря уже об информированности относительно продукции йогуртно-десертной группа, обогащенной биопродукции.

    О слабой информированности своей целевой аудитории производители молочной продукции даже не подозревали.

    Такие данные были получены в результате проведения компанией CVS Consulting опроса потребителей молока и молочной продукции в рамках проекта «Молочное здоровье», направленного на продвижение российских производителей высококачественных молочных продуктов (исследование, проводилось в начале 2006 года в молочных отделах столичных магазинов, было опрошено около 1000 респондентов различных возрастных и социальных категорий; опрос преследовал цель определить уровень осведомленности потребителей относительно свойств молочной продукции).

    После анализа данных опроса специалисты CVS Consulting сделали вывод, что существует острая необходимость планомерной работы с потребителем, направленной на увеличение потребительского спроса на молочную продукцию и информирование потребителя о свойствах молочной продукции.

    Пассивность производителей привела к тому, что покупатели слабо ориентируются в существующем предложении молочной продукции.

    Сегодня нужно бороться с потребительскими стереотипами относительно молочной продукции, поскольку, несмотря на широкий ассортимент продукции, обогащенной витаминами и минеральными веществами, большинство продолжает сохранять верность традиционным продуктам — молоку, кефиру, творогу и сметане.

    Необходимо дать потребителю всю информацию о новых видах молочной продукции, объяснить преимущества потребления, показать положительный результат. Но не всегда этого можно достичь с помощью традиционных способов рекламы.

    Сейчас на рынке предлагаются новые для потребителя виды молочной продукции. На них есть спрос, но он не такой значительный.

    В первую очередь, пользуются спросом натуральные йогурты без фруктов (более 40% в продажах). Производители йогуртов класса «люкс» обратились к продукции без ароматизаторов и добавок. Существует большой потенциал формирования устойчивого спроса именно в данном сегменте.

    По данным ACNielsen, за последние три года доля обогащенных молочных продуктов в 24 крупнейших городах России выросла до 11,8%. Как только мы размещаем значок «здоровое питание» на своем продукте, сразу вырастают объемы продаж, — говорит эксперт, работающий на рынке молочной продукции. — Покупатель положительно реагирует на пониженное содержание жира, добавок и короткий срок годности.

    Значит, покупатель является сторонником образа жизни и мы, зная это, должны эксплуатировать это знание. Необходимо создать культуру потребления здоровой, натуральной пищи.

    Из всех категорий молочной продукции доля йогуртов, по данным компании ACNielsen, на рынке молочных продуктов составляет около 9% в натуральном выражении. При этом, доля вязких йогуртов сокращается, а питьевых — растет. По оценке «Вимм-Билль-Данн», в этом году рост сегмента вязких йогуртов прогнозируется на уровне 3%, питьевых — на уровне 13%.

    Рост сегмента питьевых йогуртов связан с появлением большого количества инноваций, — говорит эксперт компании Campina. — В ближайшие год-полтора эта категория продолжит расти. Постепенно будет восстанавливаться рост и в сегменте вязких йогуртов, когда схлынет волна первой покупки питьевых новинок.

    По данным «ВБД», йогуртно-десертная группа ежегодно увеличивает долю в суммарном объеме молочной категории на 5-15%. Наиболее активно развиваются сокосодержащие молочные продукты, молочные и творожные десерты. Ценовая структура рынка йогуртов изменяется в сторону увеличения доли дорогой продукции.

    По оценкам Молочного союза России, перспективы развития молочного рынка сегодня достаточно предсказуемы. Будет расширяться ассортимент продукции не только на московском, но и на региональном уровне; появятся новые продукты функционального, профилактического значения; активизируется реклама; будет проводиться работа по совершенствованию технологий и рецептур.

     

    2.4. Анализ конкурентов на рынке молочной продукции и йогуртов

     

    Фирмы-контрагенты включают поставщиков-производителей молочной продукции и потребители-магазины, осуществляющие конечную доставку розничному потребителю, оптовые фирмы – посредники, осуществляющие доставку продукции в близлежащие регионы, в страны СНГ (Украина и Белоруссия), а с 2007 года предприятие будет самостоятельно доставлять свою продукцию собственным крупнотоннажным автомобильным транспортом свою продукцию в г. Дрезден (ФРГ), откуда местная оптовая фирма будет осуществлять складирование и доставку продукции как по всей Германии, так и в приграничные города Франции.

     

    Таблица 2 – Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты ОАО «Молочник»

    Фирмы-контрагенты 

    Наименование 

    Поставщики-производители 

    ОАО «Калининское», ОАО «Пригородный»

    индивидуальные поставщики молока 

    Потребители 

    ОАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»)

    Сеть магазинов «Пятерочка»

    Сеть супермаркетов «Табрис»

    Торговая сеть «Метро»

    ОАО «Грань»

    ОАО «Ветер» (Ростов-на-Дону)

    Фирмы -конкуренты 

    «Веселый молочник», «Кубанская буренка», «Лазаревское», Тбилисский маслосырзавод, Калининский маслосырзавод, Краснодарский маслосырзавод

     

    Динамика рынка йогуртов зависит от следующих факторов:

    – благосостояние населения;

    – повышение популярности йогуртов в регионах России, достаточно консервативных с точки зрения потребления основных продуктов питания;

    – активной пропаганды лидерами рынка культа здорового питания, в котором йогурты становятся на одно из первых мест;

    – использование привлекательной упаковки; йогурты — наиболее активные рекламируемые молочные продукты;

    – рентабельности — йогурты остаются наиболее рентабельной для производителей молочной продукцией.

    В настоящее время на рынке четыре компании лидера — Wimm-Bill-Dann, Danone, Ehrmann, Campina.

    На первом месте Wimm-Bill-Dann, второе занимает Ehrmann, которая расширила продуктовую линейку. Danone, который на третьем месте, укрепляет свои позиции по выпуску «живых» йогуртов. Кроме того, почти вся продукция Danone находится в классе premium. Они часто дороже, чем у конкурентов, но пользуются хорошим спросом, как продукты с очень высоким качеством, которому доверяют. На четвертом месте находится Campina. Компания занимает первое место по импорту йогуртов в Россию. Также она импортирует и другую молочную продукцию, в т.ч. и сыр. За счет «зонтичного» бренда всей гаммы высококачественной продукции компания имеет большой шанс оставаться в лидерах, особенно российского. Эти компании занимаются активной рекламной деятельности, используя как традиционные, так и нетрадиционные способы рекламы.

    Для того, чтобы успешно продвигать свою продукцию, необходимо знать как поведет себя потребитель, куда пойдет за покупкой, как можно воздействовать на него, побуждая совершить покупку.

    Исследования, проводимые различными компаниями и исследовательскими агентствами, показывают, что предпочтения по покупкам йогурта существенно отличаются от других молочных продуктов. Одной из важных причин является более высокая покупательная способность социального слоя населения, приобретающего йогурт на постоянной основе. Покупатели из этой категории свои покупки совершают прежде всего в современных форматах розничной торговли – супер- и гипермаркетах, универсамах. Наибольшая доля приходится на различные продовольственные магазины, расположенные недалеко от дома или работы покупателей, а также гастрономы.

    Мелкие розничные форматы для розничной торговли молочной продукцией (киоски, лотки, палатки на улице, в переходе) не пользуются популярностью у покупателей йогуртов, и покупки в них носят непостоянный характер. Значительно меньше, чем в случае других видов молочных продуктов, при розничной покупке йогуртов пользуются мелкооптовыми рынками и ярмарками, также в силу социальных причин и того, что для многих покупателей йогурт остается товаром импульсивного спроса.

    Реклама йогуртов наиболее активна из всех молочных продуктов и имеет ярко выраженные особенности. Все ведущие производители вкладывают значительные средства.

    Йогурты рекламируются отдельно от традиционных молочных продуктов и позиционируются как инновационные продукты для здоровья. Под одной торговой маркой продвигаются и питьевые, и вязкие йогурты. Йогурты продвигают под слоганом: «Вкусно и полезно».

    На первый план выводится брэнд продукта, а не производитель. Роль рекламы в сбыте йогуртов возрастает значительно больше, чем по другим молочным продуктам, прежде всего из-за чрезвычайно острой конкуренции.

    Основная часть рекламного бюджета расходуется на общенациональные каналы телевидения, особенно при выводе новых торговых марок на рынок.

    Несравненно более высокое значение при рекламе йогуртов имеет упаковка — «визитная карточка» йогурта. Как правило, она более привлекательная по сравнению с другими молочными продуктами. Помимо обязательных сведений через цвет, формат, графическое цветовое оформление упаковка несет послание определенной группе потребителей, выделяя йогурт из общей гаммы продукции других производителей. Обычно идеология упаковки ведущих производителей подчеркивает инновационность продукта (полезность для здоровья). Оригинальная упаковка более привлекательна для детей и молодежи.

     

    2.5. Характеристика продукта

     

     

     

    Чтобы улучшить качества продукта и повысить его «полезные» свойства, для закваски йогуртов используют пробиотики. Пробиотики – живые микробные компоненты пищи, которые помогают повышать противоинфекционный иммунитет организма, стимулируют и регулируют пищеварение, нормализуют кислотно-щелочной баланс кишечника, подавляют рост флоры, способной вызвать кишечные заболевания, стимулируют синтез витаминов группы В и фолиевой кислоты, снижают уровень холестерина в крови, нейтрализуют токсины, активизируют работу лактазы, что обеспечивает лучшее усвоение кисломолочных продуктов по сравнению с молоком у людей с лактазной недостаточностью.

    Наиболее известными и распространенными микроорганизмами, обладающими пробиотическим эффектом, являются бифидобактерии, лактобактерии, а также термофильные стрептококки и кефирные грибки. Эти микроорганизмы оказывают полезное воздействие на организм человека, что обусловливает их широкое применение в качестве заквасок для приготовления кисломолочных продуктов.

    Согласно современным требованиям, продукт должен быстро сквашиваться, в результате чего образовывается однородный сгусток. Пробиотики, используемые для закваски йогуртов, должны быть устойчивы к действию желудочного и кишечного соков, а также ко всем технологическим процессам.

    Биойогурты – это йогурты с пробиотической активностью, концентрация живых микроорганизмов в конце срока их хранения должна быть не менее 107 КОЕ/г продукта (КОЕ — колониеобразующие единицы).

    По технологии производства все они изготавливаются из коровьего молока 1 сорта, но может использоваться частично или полностью восстановленное молоко. Далее происходит нормализация молока по жиру – либо молоко обезжиривается, либо дополнительно обогащается сливками.

    Затем происходит пастеризация молока и его гомогенизация (процесс, позволяющий улучшить консистенцию продукта и предупреждающий отделение сыворотки). После охлаждения в полученную массу добавляют закваску. В дальнейшем этапы приготовления йогуртов различные. В одном случае после добавления загустителей и пробиотиков йогурт созревает и упаковывается в стерильных условиях, а в другом случае после сквашивания в йогурт добавляются загуститель и фруктово-ягодные наполнители, затем он проходит повторную термическую обработку, благодаря чему значительно увеличивается срок хранения продукта.

    — Йогурт богат белком. В среднем в 250 гр. продукта содержится 8 гр. белка.

    — Хороший источник кальция (400 мг. в 250 гр. продукта).

    — Содержит так же много калия, как банан.

    — Отличный источник витамина В – рибофлавина.

    — Способствует усвоению лактозы (углевода, содержащегося в молочных продуктах).

    — Активные культуры, содержащиеся в некоторых типах йогуртов, укрепляют иммунную систему и благоприятно воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта.

    — Помогают предотвратить риск возникновения рака толстой кишки и молочной железы, укрепляют иммунную систему.

    Поэтому «живые» йогурты, содержащие живые йогуртовые культуры и пробиотики, имеют недолгий срок хранения – до 1 месяца, и могут храниться только в холодильнике. У термизированных (подвергнутых специальной термической обработке) йогуртов срок хранения может быть гораздо больше — до года при комнатной температуре. Такие йогурты не обладают лечебным эффектом, но являются продуктами высокой пищевой ценности, содержащими витамины и микроэлементы.

     

    012614 0245 2 Создание предприятия молочной отрасли

    Кроме того, в настоящее время в магазинах достаточно большой выбор йогуртов с фруктовыми вкусами, срок хранения которых также не больше 1 месяца. Они дополнительно обогащены биокультурами, которые отличаются высокой жизнеспособностью (обогащение «полезной флорой» происходит уже после повторной термической обработки сырья), в этом случае на этикетке фруктового йогурта также должна быть информация о содержании концентрации биокультур.

    Если сравнивать йогурты отечественного производства с импортными, то вряд ли можно найти принципиальные отличия в качестве, отличия могут состоять в процессе производства, добавлении более дорогостоящих и трудно вырабатываемых молочно-кислых культур и упаковочном материале.

     

    2.6. Основные потребители

     

    <

    Основными потребителями йогуртов являются жители крупных городов, в частности мегаполисов, со средним и высоким уровнем достатка, ведущие динамичный образ жизни и заботящие о здоровье. Наблюдается смещение потребительского интереса в сторону новых продуктов премиум-класса.

    На развитие рынка йогуртов, в частности на узнавание потребителями марок среди огромного разнообразия, предлагаемого производителями, влияет активная реклама и яркая привлекательная упаковка, позволяющая крупным игрокам оттеснить местного (регионального) производителя, в частности в сегменте питьевых йогуртов.

    Согласно результатам исследования компании Euromonitor International, в 2005 году особый интерес отечественный потребитель проявил и к йогуртам с фруктами, как к натуральному и наиболее качественному продукту. В рассматриваемый период на долю этой продукции в стоимостном выражении пришлось 75% продаж, рыночная же доля йогуртов составила 65% в натуральном выражении.

    По данным агентства «Comcon» за 2005 год, 34% россиян регулярно потребляли густые или традиционные йогурты, питьевые – лишь 21%. Но в 2005 году по сравнению предыдущим, объемы продаж этой продукции увеличились почти на 6%. При этом наибольшей и постоянно растущей популярностью пользуются йогурты премиального сегмента. В 2005 году продажи питьевых йогуртов достигли почти $60 млн. И хотя на питьевые биойогурты приходилась лишь малая часть от этой суммы, рост продаж данной продукции, по сравнению с предыдущим годом, в стоимостном и натуральном выражении составил соответственно 19 и 18%.

    Согласно представленным данным, на отечественном рынке йогуртов наблюдается насыщение сегмента вязких йогуртов и смещения интереса потребителя с ароматизированных йогуртов в пользу натуральных с фруктовыми наполнителями или биодобавками. Также необходимо отметить, что основное влияние на рынок с потребительской точки зрения оказывают жители крупных городов со средним и высоким уровнем достатка, в первую очередь, жители Москвы, так как являются наиболее активными покупателями йогуртов – более 50%.

    Согласно прогнозам Euromonitor International, до 2010 годароссийский рынок йогуртов будет увеличиваться более динамично в стоимостном выражении, чем в натуральном, что обеспечит увеличение, как спроса, так и производства обогащенных продуктов и премиальных продуктов а стоимость рынка йогуртов достигнет $6,5 млрд. При этом производители расширят линейку новых продуктов и вкусов, а росту рынка будут способствовать инновации. Потребительские предпочтения разделятся на две группы. Новые молочные продукты (например, питьевые биойогурты) будут пользоваться спросом преимущественно у молодежи и жителей мегаполисов с высокими доходами. Традиционные же молочные продукты (например, кефир) будут пользоваться спросом у представителей старшего поколения и среди потребителей, проживающих в сельской местности. В целом же спрос сместится в сторону более дорогих натуральных и питьевых обогащенных йогуртов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Организационный план

     

    На настоящий момент правовой статус предприятия, создаваемого с целью реализации данного проекта определен – это будет открытое акционерное общество, отдельное юридическое лицо, основным учредителем которого будет ОАО «Российские железные дороги».

    Для организации данного предприятия необходимо привлечь дополнительный персонал в количество 136 человек, требуемый для организации производственного процесса, который должен обладать необходимым опытом в данной сфере услуг.

    Планирование общепроизводственных и общехозяйственных расходов включает в себя планирование расходов на ремонт, эксплуатацию и содержание основных средств, расходы на транспортировке и установке оборудования, затраты на рекламу.

     

     

    4. Финансовый план

     

    4.1. Определение себестоимости

     

    Планируемый режим работы предполагает 1 смену при 8 часовом рабочем дне.

    Планируемый фонд рабочего – 21 день.

    Средняя производительность предприятия основного продукции (йогурта) – 10000 кг в смену

    – в месяц: 1000 кг * 21 = 21000 кг в мес.

    – в год: 21000 * 12 = 252000 кг в год

    Рассчитаем стоимость продуктов, необходимых для изготовления йогурта.

    Расход, цена за единицу продукта, материальные затраты (в руб.) из расчета на одну условную единицу продукции (100 грамм):

    Технология производства йогурта

    Вырабатывается резервуарным и термостатным способами из нормализованного по жиру и сухим веществам молока, заквашенного чистыми культурами болгарской палочки и термофильного стрептококка с добавлением или без добавления фруктово- ягодных наполнителей.

    Операция    

    Характеристика

    Охлаждение до температуры заквашивания    

    охлаждение смеси до 40-420°С

    Заквашивание    

    чистые культуры болгарской палочки и термофильного стрептококка

    Сквашивание    

    продолжительность сквашивания 3-4 ч до образования сгустка 75-800°Т

     

     

     

    фрукты – 30 г. (ц = 40 р./кг) – 1 руб. 20 коп

    сливки – 60 г. (ц = 30 р./кг) – 1 руб. 80 коп.

    желатин – 1 г. (ц. = 100 р/кг) – 10 коп.

    сахар – 14 г. (ц. 18 р./кг) – 25 коп

    упаковка – 20 коп.

    прочие расходные материалы на производство 100 грамм йогурта – 30 коп.

    Итого затраты на 1 ед. продукции – 3 руб. 85 копеек.

    Затраты на объем смены – 100000 * 3,85 = 385000 руб.

    в месяц: 385000 * 21 = 8085000 руб.

    в год: 12 * 8085000 = 97020000 руб.

    Рассчитаем затраты на оплату труда:

    среднемесячные оклады:

    руководящий состав – 25000 руб.,

    основные рабочие – 12000 руб.,

    специалисты и служащие – 15000 руб.,

    вспомогательные рабочие и охрана – 8000 руб.,

    уборщики – 5000 руб.

    Произведем расчет фонда заработной платы, руб.

     

    Таблица 3 – Расчет годового фонда оплаты труда, руб.

    Персонал

    Численность

    Зарплата в месяц

    Фонд оплаты труда

    месячный

    годовой

    Руководители

    15

    25000

    375000

    4500000

    Основные рабочие

    40

    12000

    480000

    5760000

    Специалисты и служащие

    55

    15000

    825000

    9900000

    Вспомогательные рабочие и охрана

    14

    8000

    112000

    1344000

    Уборщики

    6

    5000

    30000

    360000

    Итого

    130

    1822000

    21864000

     

     

     

    Единый социальный налог – 26,4% от ФОТ за год, то есть

    21864000 * 26,4%/100% = 5772096 руб.

    Затраты на топливо и энергию:

    – энергопотребление – 120 кВт/ч;

    – стоимость 1 кВт/ч. – 2 руб.;

    – фонд рабочего времени в сутки – 8 часов;

    – месячный фонд рабочего времени в часах – 8 *21 = 168 часов;

    Издержки на энергию в месяц: 168 * 120*2 = 40320 руб./месяц.

    В год издержки на энергию составит: 40320 * 12 = 483840 руб./год.

    Издержки на энергию в год:

    потребление топлива в год – 20 тонн;

    стоимость топлива за 1 тонны – 25000 руб.

    Издержки на топливо в месяц – 50000 руб.;

    Издержки на топливо в год – 50000 * 12 = 600000 руб.

    Всего затраты на топливо и энергию в год составит

    483840 + 600000 = 1083840 руб.

     

    Затраты на услуги связи:

    в месяц – 10000 руб.; в год – 120000 руб.

     

    Амортизация:

    Стоимость амортизационных отчислений составит 5% от стоимость основных средств: 70 000 000 * 5% /100% = 3500000 руб.

     

    Расходы на рекламу:

    в месяц – 500000 руб.

    в год – 600000 руб.

     

     

     

    Транспортные расходы:

    в месяц – 1000000 руб.

    в год – 12 000 000 руб.

     

    Аренды помещений и земли :

    – площадь – 4,2 га, ставка – 10000 руб./га в месяц,

    – арендная плата в месяц – 42000 руб., в год – 12*42000= 504 000 руб.

     

    Рассчитаем полную производственную стоимость продукции (таблица 4).

     

    Таблица 4 – Расчет полной стоимости продукции

    Статья расходов

    В месяц

    В год

    1. Материалы и комплектующие

    8085000

    97020000

    Итого переменные издержки

    8085000

    97020000

         

    1. Заработная плата 

    1822000

    21864000

    2. Топливо и энергия 

    90320

    1083840 

    3. Связь 

    10000

    120000 

    4. Транспорт 

    1000000

    12000000 

    5. Реклама

    50000

    600000 

    6. Аренда 

    42000

    504000 

    7. Амортизация 

    291700

    3500000 

    8. Отчисления от ФОТ 

    481008

    5772096 

    Итого постоянные издержки

    3787028

    45443936

    Итого себестоимость 

    11872028

    142463936

     

    Себестоимость производства 1 кг йогурта составляет:

    14246393 / 2520000 =56,53 руб./кг.

    Соответственно, себестоимость 100 граммовой упаковки йогурта будет составит 5,66 коп.

    Существующий разброс цен на йогурты от – 6 руб. до 9 руб.

    Полученная себестоимость продукции позволяет установить цену за 100 грамм йогурта несколько ниже, чем у фирм-конкурентов, а именно – 7 руб. 50 копеек.

    Таким образом, маркетинговой стратегий ОАО «Молочник» является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества продукции.

    В связи с этим, фирма сможет на только занять планируемую нишу на региональном рынке, но и закрепить на ней, обеспечив себе стабильны гарантированный сбыт.

     

    4.2. Определить доходов, прибыли и рентабельности

     

    Выручка составит 25200000 * 7,5 = 189000000 руб.

    Произведем расчет прибыли и рентабельности (таблица 5)

     

    Таблица 5 – Расчет прибыли и рентабельности

    Показатели 

    Стоимость 

    В месяц 

    В год 

    1. Выручка от реализации услуг

    15750000

    189000000

    2. Расходы

    11872028

    142463936

    3. Валовая прибыль

    3877972

    46536064

    4. Налог на прибыль (ставка 24%)

    930713,3

    11168655,4

    5. Чистая прибыль

    2947258,7

    35367408,6

    6. Рентабельность, %

    18,7

    18,7

     

    Таким образом, предполагаемая рентабельность производства составит 18,7%.

     

    5. Расчет дивидендов и их распределение

     

    Анализ рынка потребителей данного вида услуг показывает, что закладываемые в расчет объемы реализации продукции можно считать обоснованными.

    В состав текущих затрат проекта выделяют и обосновывают:

    – материальные затраты, включая затраты на приобретение различного хозяйственного инвентаря;

    – затраты на оплату труда;

    – общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

    Текущие затраты составляют 142463936 руб.

    При заложенном в расчет уровне доходов и затрат планируемая прибыль составит 35367408,6 руб.

    Распределение прибыли среди участников акционерного общества происходит согласно имеющихся у них пакетам акций.

     

    Таблица 6 – Распределение дивидендов

    Участники общества

    Доля

    Дивиденды, руб. 

    1. Управление дороги

    25,5 

    9018689,2

    2. Предприятие 

    25,5 

    9018689,2

    3. Руководство 

    20 

    7073481,7

    4. Работники 

    20 

    7073481,7

    5. Реализация 

    9 

    3183066,8

    Всего  

    100 

    35367408,6

         

     

    При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо признать как эффективный.

    Рентабельность проекта составляет 18,7%.

     

    5. Организация заработной платы

     

    Порядок исчисления заработной платы работникам всех категорий регламентируют различные формы и системы заработной платы Формы и системы заработной платы – это способ установления зависимости между количеством и качеством труда, то есть между мерой труда и его оплатой. Для этого используются различные показатели, отражающие результаты труда и фактически отработанное время.

    Иными словами, форма оплаты труда устанавливает, как оценивается труда при его оплате: по конкретной продукции, по затраченному времени или по индивидуальным или коллективным результатам деятельности. От того, как форма труда используется на предприятии, зависит структура заработной платы преобладает ли в ней условно- постоянная часть (тариф, оклад) или переменная (сдельный приработок; премия). Соответственно разным будет и влияние материального поощрения на показатели деятельности отдельного работника или коллектива бригады, участка, цеха.

    На предприятии применяется повременная форма оплаты труда.

    Для учета рабочего времени применяются формы № Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы» и № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени». Эти формы используются также:

  11. Для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени;
  12. Для получения данных об отработанном времени;
  13. Для расчета заработной платы;
  14. Для составления статистической отчетности по труду.

    На исследуемом предприятии для учета рабочего времени используется форма № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени». Сущность учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Табельный учет охватывает всех работников организации.

    Повременной называется такая форма платы, когда основной заработок работника начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время, т.е. основной заработок зависит от квалификационного уровня работника и отработанного времени.

    Применение повременной оплаты труда оправдано, когда рабочий не может повлиять на увеличение выпуска продукции из-за строгой регламентации производственных процессов, и его функции сводятся к наблюдению, отсутствуют количественные показатели выработки, организован и ведется строгий учет времени, правильно тарифицируется труда рабочих, а также используются нормы обслуживания и численности.

    Повременная плата может быть простой и повременно-премиальной. При простой повременной системе оплаты труда размер заработной платы зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного времени.

    При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх зарплаты (тарифа, оклада) за фактически отработанное время дополнительно получает и премию. Она связана с результативностью того или иного подразделения или предприятия в целом, а также с вкладом работника в общие результаты труда

    За нарушение трудовой дисциплины – устанавливается дисциплинарная ответственность.

    Работникам предоставляются ежегодные отпуска.

    Всем сотрудникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. В период отпуска сохраняется место работы и средний заработок. Очередной отпуск предоставляется работнику один раз в течение года работы, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году.

    Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

    Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.01 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предусмотрена форма № 7 «График отпусков». Эта форма применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков на календарный год по месяцам. График отпусков –– сводный график. Он применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников организации на календарный год по месяцам. График отпусков визируется руководителем.

    При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения.

    С принятием новых унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (Постановление Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26) предусматривается оформление двух форм: «Приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику» (форма № Т-6) и «Записки — расчета о предоставлении отпуска работнику»(форма № Т-60).

    Форма № Т-6 применяется для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом) (в том числе ежегодных оплачиваемых, без сохранения заработной штаты, учебных и т.п.).

    После подписания приказ доводится под роспись работнику, и на его основании работник кадровой службы заполняет «Записку-расчет о предоставлении отпуска работнику» (форма № Т-60).

    Приказ и записка-расчет передаются в бухгалтерию организации для расчета среднего заработка за отпуск.

    На основании приказа (форма № Т-6) вносятся записи в «Личную карточку работника», а также в «Лицевой счет». Эти действия совершаются работником бухгалтерии.

    Со вступлением в силу ТК РФ расчет среднего заработка за время предоставленных работникам ежегодных отпусков должен производиться в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ. Для расчета среднего заработка за время предоставленных работникам отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска используется средний дневной заработок, который определяется за последние 12 календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

    После вступления в силу Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» с 5 октября 2006г. изменился порядок исчисления среднего дневного заработка для оплату отпусков и выплата компенсации за неиспользованные отпуска (ст. 139 ТК РФ), Если ранее среднедневной заработок исчислялся за последние 3 календарных месяца, то теперь он исчисляется за последние 12 календарных месяцев. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале по 28 е (29-е) число включительно).

    Для того чтобы исчислить средний заработок за отпуск, необходимо:

  15. определить расчетный период;
  16. определить сумму заработной платы, начисленной в расчетном периоде и ранее, которая учитывается при исчислении среднего заработка;
  17. выбрать вариант расчета среднедневного (среднечасового) заработка, который различается для оплаты отпусков для работников с суммированным и поденным учетом рабочего времени;
  18. исчислить среднедневной (среднечасовой) заработок;
  19. определить количество дней (часов), подлежащих оплате;
  20. исчислить сумму среднего заработка путем умножения среднедневного (среднечасового) заработка на количество оплачиваемых дней отпуска (часов, приходящихся на время отпуска).

    6. Финансовая политика предприятия

     

    Финансовая стратегия, главной задачей которой является достижение полной самоокупаемости и независимости предприятия, строится на определенных принципах организации и включает в себя следующее:

    текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;

    централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;

    формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;

    безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами;

    разработку учетно-финансовой и амортизационной политики предприятия;

    организацию и ведение финансового учета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;

    составление финансовой отчетности по предприятию и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами с соблюдением требований стандартов;

    финансовый анализ деятельности предприятия и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географических сегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);

    финансовый контроль деятельности предприятия и всех его сегментов.

    Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития при новых условиях.

    Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.

    На основании финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим основным направлениям финансовой деятельности:

    налоговая политика;

    ценовая политика;

    амортизационная политика;

    дивидендная политика;

    инвестиционная политика.

    Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

    В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п.

    Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового рынка.

    Стратегия экономического развития — это совокупность главных целей и основных средств их достижения. Стратегическое планирование — единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий. Анализ текущих значений параметров и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус — приоритетное направление, на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы. Сфера приоритетов предприятия должна быть ограниченной, поскольку одновременная реализация нескольких стратегических целей реально невыполнима.

    Важным принципом стратегического планирования является многовариантность плановых расчетов. Несоответствие между желательной стратегической целью и текущим состоянием определяется большим количеством путей достижения цели. Принимая во внимание факторы риска и неопределенность развития внешней среды, выбрать единую стратегию развития практически невозможно.

    Большое значение имеет комплексность разработки стратегии, поскольку каждый альтернативный вариант предусматривает анализ всех без исключения вопросов его финансовой, ресурсной и организационной обеспеченности, определения и согласования временных и количественных параметров. Выделение ресурсов для достижения только конкретной цели гарантирует стабильность реализации стратегии, хотя и ограничивает возможность маневрирования.

    Финансовая стратегия — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее:

    планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;

    оптимизацию основных и оборотных средств;

    распределение прибыли.

    Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:

    формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;

    выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях;

    соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;

    определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами;

    создание и подготовку стратегических резервов;

    ранжирование и поэтапное достижение целей.

    Задачи финансовой стратегии:

    определение способов успешного использования финансовых возможностей;

    определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами

    финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;

    изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.

    Таким образом, финансовая стратегия — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия, обеспечивающая формирование и эффективное использование финансовых ресурсов; выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях; соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами; создание и подготовку стратегических резервов; ранжирование и поэтапное достижение целей. Правильно выбранная стратегия целеустремляет и мобилизует использование научно – технического, производственно – технологического, финансово – экономического, социального и организационного потенциалов компании в определённых направлениях, обещающих достижение успеха.

    Финансовая стратегия это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс – мажорных обстоятельств. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов. Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ финансового состояния предприятия. Одними из главными задачами финансовой стратегии являются: обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно – хозяйственной деятельности; обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли; определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами

    Разработка финансовой стратегии — это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

     

    7. Маркетинговая стратегия

     

    Маркетинговая стратегия – это условный, глобальный план «поведения» для достижения целей предприятия и маркетинговых целей.

    Разработка маркетинговой политики проходит в несколько этапов, это сложный процесс планирования.

    Перед маркетинговым планированием стоят следующие задачи:

    1. проанализировать ситуацию внутри предприятия и окружающую среду;

    2. выбрать рынок;

    3. определить размер покрытия рынка;

    4. выработать основные принципы поведения по отношению к участникам рынка;

    5. определить ключевые моменты в использовании маркетинговых инструментов;

    Разработка маркетинговой политики производится с помощью маркетингового анализа и включает в себя три этапа:

    1. постановка целей

    2. разработка маркетинговой стратегии

    3. определение использования маркетинговых инструментов

     

    7.1. Снабженческо-сбытовая деятельность

     

    Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике затрагиваются вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.

    Одним из пунктов в сбытовой деятельности предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара — это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке.

    Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

    В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:

  • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
  • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения;

Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать и как путь передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований, связанных с организацией сбыта. К ним следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.

Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.

Прямые
каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.

Косвенные
каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.

Смешанные
каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения.

С понятием канала сбыта продукции соотносятся понятия протяженности и ширины канала сбыта.

Протяженность канала сбыта — это число участников сбытового процесса, то есть число посредников во всей сбытовой цепочке. Различают несколько уровней протяженности, простейшие из которых следующие: производитель — розничные продавец — потребитель и производитель— оптовый продавец — розничный продавец — потребитель. Сюда включается понятие оптового метода сбыта.

Ширина канала сбыта — это количество независимых объектов сбытового процесса в определенной его стадии, например количество оптовых продавцов товара.

 

 

7.2. Ценовая политика

 

Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

Цена – сложная экономическая категория. В ней сфокусированы практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредует все товарно-денежные отношения.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цены тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние, в конечном счете, и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно – возможный масштаб производства. Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учет признают, что от масштаба производства прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящаяся на одно изделие, и соответственно величина средних затрат на его выпуск.

Сопоставление затратного и ценностного подходов к ценообразованию подводит нас к тому, что разумный менеджер не должен вставать на путь пассивного ценообразования, когда его решения в этой области определяются необходимостью покрыть фактические затраты и получить желаемую величину прибыли при уже сложившихся условиях деятельности.

Наиболее разумный подход – активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит фирму на желаемый уровень прибыльности операций.

Именно такой подход позволяет избежать серьезного порока затратного ценообразования – установления слишком высоких цен на «слабых» рынках (т.е. рынках с ухудшающейся конъюнктурой) или слишком низких цен на «сильных» рынках (т.е. рынках с растущим спросом).

Задача ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в том, чтобы клиенты фирмы были довольны. Такую благосклонность, в конце концов, нетрудно приобрести и за счет больших скидок с цен. Но нет большей ошибки, чем полагать, будто достигнутый таким образом высокий объем продаж является плодом удачной маркетинговой стратегии. На самом деле ценностное ценообразование призвано обеспечить, прежде всего, получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объемов продаж (это элемент другой стратегии).

Существуют, как минимум, две причины, в соответствие с которыми нельзя ориентироваться в ценообразовании на то, какую сумму покупатели готовы заплатить за товар. Во-первых, опытные покупатели редко бывают вполне честными, когда они называют сумму, которую готовы заплатить за товар. Во-вторых, задача фирмы заключается в том, чтобы добиться максимум разницы между ценностью товара для покупателя, которую он готов заплатить, и затратами, которые необходимы фирме, чтобы изготовить товар с такими свойствами. А задача ценообразования состоит как раз в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль фирмы и как можно меньшая – в выигрыш покупателя.

Процедура разработки ценовой политики, а затем и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена на сведении воедино различных факторов, способных повлиять на условия сбыта и прибыльность операций фирмы при тех или иных вариантах цен ее продукции.

Полезность товара как фактор формирования цены. Ценность товара определяется как экономическая ценность блага для покупателя или ценность, проявляющаяся при обмене, то есть та оценка желанности блага, которая — в денежном выражении – превышает цену этого блага. И у таким образом понимаемой ценности есть реальная основа измерения. Этой основой служат соотношения полезности и цены для благ, которые являются реально доступными покупателям альтернативами.

Иными словами, определяя для себя ценность товара, покупатель в качестве отправной точки принимает цену наилучшей из ему доступных разновидностей товаров других фирм, удовлетворяющих ту же потребность. Затем он смотрит – обладает ли предлагаемый вами товар свойствами, которые отличают его в лучшую сторону от товара-альтернативы. Если такие свойства имеются, они каким-то образом оцениваются покупателем, повышая в его глазах ценность вашего товара. И, наконец, покупатель анализирует – нет ли у предлагаемого вами товара свойств, которые отличают его в худшую сторону от товара-альтернативы. Наличие таких свойств понижает ценность вашего товара в глазах покупателей.

Процедура расчета экономической ценности товара может быть достаточно строго формализована и стать основой для надежных количественных оценок. Практически эта процедура состоит из четырех основных этапов:

  1. определение цены (или затрат), связанных с использованием того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;
  2. Определение всех параметров, которые отличают ваш товар как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы;
  3. Оценка ценности для покупателя
    различий в параметрах вашего товара и товара-альтернативы;
  4. Суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности вашего товара от товара-альтернативы.

    Пройдя все описанное этапы установления цены, проанализировав кривую спроса, рассчитав валовые издержки, зная цены конкурентов, фирма может приступить к определению цены на товар. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.

     

    8. Мотивация персонала

     

    Стимулирование — вид управленческой деятельности, направленной на управление трудовым поведением персонала организации для достижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование — совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.

    В конце мотивационного процесса находится вознаграждение, определяемое как нечто, что позволяет удовлетворять потребность. Таким образом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение.

    Мотивационный процесс является целенаправленным. Цели, которые хочет достичь работник, рассматриваются руководителями в качестве стимулов, привлекающих данного индивида. Достижение намеченных целей выражается в удовлетворении потребностей путем действий и тем самым появляется целенаправленное поведение. По истечении определенного периода руководство оценивает такое поведение с помощью вознаграждения или наказания. Результаты такой оценки принимаются работником, и происходит переоценка «нехватки» в потребностях. Это в свою очередь способствует новому возобновлению процесса мотивации.

    В основе процесса стимулирования лежит стимул, т.е. побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей.

    Стимул – это побудительная сила, которая может выступать как «кнут», так и «пряник». Основой стимулирования является соотношение между действием и вознаграждением за это действие. Стимулы могут быть материальными и моральными.

    У каждого работника есть определенный набор потребностей, которые являются побудительными причинами трудового поведения и действий работника. Мотивы трудового поведения формируются из трех основных компонентов:

    – отражение работником своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (трудовой деятельности);

    – отражение тех благ, которые работник может получить в качестве вознаграждения за труд;

    – отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.

    Выбор работником варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены (платы) за результаты в процессе трудовой деятельности и мотивационного ядра личности.

    Мотивы личности могут усиливаться или ослабляться. В этом проявляется динамичность мотивационного ядра личности. Мотивационное ядро личности — основной критерий при определении типа мотивации индивида.

    В конечном итоге, мотивация основана на долговременном воздействии на персонал в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентации и его интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала работника. Такое воздействие можно назвать мотивированием.

    Выделяют три основных вида трудовой мотивации: материальная; социальная (моральная); организационная (административная).

    Среди мотивов труда решающее значение уделяется мотивам, связанным с материальной заинтересованностью, так как именно они влияют на выбор профессии, места работы, определяют отношение к труду.

    Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование от несчастных случаев и т.п.

    Социальная или моральная мотивация основана на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

    Организационная (административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации — дисциплина труда, а ее результат — дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

    Административная мотивация включает и меры поощрения, такие как объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.

    Мотивационный менеджмент организации не может считаться эффективным в достижении индивидуальных, групповых и организационных целей без определения: – границ хозяйственной самостоятельности (степени свободы) и необходимых результатов деятельности в отношении ассортимента продукции, методов ее изготовления, организации оплаты труда и т.д.; необходимых затрат для достижения целей; форм и условий стимулирования эффективной деятельности работников, групп и организации в целом; системы взаимной ответственности за выполнение принятых обязательств.

    Объем необходимых затрат и стимулы производительного труда должны быть известны персоналу организации до начала работ и оставаться стабильными при неизменности условий ее выполнения.

    Таким образом, мотивы деятельности участников рабочего процесса многообразны.

    В данной работе был рассмотрен процесс управления организацией на основе анализа деятельности фирмы ОАО «Молочник», осуществляющей производство молочной продукции

    Управление фирмой имеет четыре важнейших функции, выполнение которых определяет эффективность деятельности всей организации в деле достижения ее целей: планирование, организация, мотивация и контроль.

    В процессе планирования были выработаны цели организации ОАО «Молочник» и стратегия ее поведения, обеспечивающая достижение поставленных целен,

    Для решения стратегических задач была создана структура фирмы и распределены все полномочия, обеспечивающие эффективные взаимоотношения между подразделениями фирмы

    Для мотивации были разработаны методы стимулирования работников, основанные на содержательной теории мотивации. Приведена система экономических и неэкономических методов стимулирования для разных групп работников.

     

    Список литературы

     

     

    1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. 2-ое издание. – М., 1999.– 484 с.
    2. Глухов В.В. Менеджмент.– СПб.: Питер, 2006.
    3. Зельдович Б. З, Менеджмент.-М,: ИНФРА-М, 2007.
    4. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия.–М.: КНОРУС, 2005. – 421 с.
    5. Курс экономики: учебник. – 3-е издание / Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 716 с.
    6. Магомедов А.М. Экономика предприятия. Махачкала, 2003.– 541с.
    7. Мескон М. Х. и др. Основы менеджмента: перевод с англ. – М.: Дело, 2002. – 704 с.
    8. Мищенко А.П. Экономика предприятия торговли. Казань: КИ МГУК, 2001. – 236 с.
    9. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М., 2004. – 742 с.
    10. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М., 2003.– 354 с.
    11. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.И. Шохина.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 451 с.
    12. Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волкова.–М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.91MB | MySQL:120 | 2,468sec