Создание, реорганизация и ликвидация деятельности предприятия

<

010714 2139 1 Создание, реорганизация и ликвидация деятельности предприятия Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал.

В соответствии с основной целью производственного предприятия — получением прибыли на вложенный в производство труд и капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего предприятие определяет: куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал; каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала.

С чисто правовой стороны, согласно законодательству Российской Федерации предприятием (фирмой) является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) относятся:

  • возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
  • недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);
  • обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
  • обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;
  • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
  • охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);
  • стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.

    Задачи предприятия (фирмы) определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой.

    Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами: 1) наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги); 2) наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции; 3) уровень развития науки и техники соответствующей отрасли производства.

    Определяющим является спрос на продукцию, вызванный реальными потребностями рынка и наличием ресурсов для организации производства. Если предприятие начнет изготовление продукции, не пользующейся спросом потребителя, ему грозит разорение. Такая продукция остается на складах нереализованной, а затраты на ее изготовление — неоплаченными. Наряду с этим ресурсы (материальные и денежные) составляют базу, обеспечивающую деятельность предприятия, включая формирование требующихся средств производства и финансов, без которых невозможна организация производства.

    Кроме того, немаловажным является выбор места расположения будущего предприятия.

    Решение о размещении предприятия – один из важнейших аспектов его создания. С одной стороны, проект создания предприятия влечет за собой долгосрочные обязательства, которые делают ошибки трудноопределимыми, а с другой – выдвигает требования относительно капиталовложений, эксплуатационных расходов и т.д.

    Расположение предприятия «представляет собой географическое место, где организован выпуск продукта (товара, услуг)» [9, с. 211]. Оно определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

    Принятие решения в отношении расположения предприятия базируется на различных критериях. Следует различать ряд ситуаций при выборе местоположения предприятия: создание нового предприятия; перемещение предприятия в другое место (например, из-за истощения основных ресурсов и т.д.); создание и перемещение подразделений предприятия (например, при создании филиала, дочернего предприятия, склада и т.д.).

    При планировании размещения предприятия рассматриваются четыре возможности: расширение существующих мощностей; создание новых мощностей в другом месте при сохранении уже существующих; свертывание деятельности в одном месте и перемещение ее в другое; сохранение существующего местоположения.

    Общая процедура выбора места под производство обычно состоит из следующих шагов: определение критериев, по которым будут оцениваться варианты размещения предприятия (например, увеличение доходов, общественная полезность и т.д.); установление расположения рынков сбыта и сырья; разработка альтернативных вариантов; оценка альтернативных вариантов и выбор оптимального.

    На выбор места для вновь создаваемого предприятия оказывают влияние ряд факторов: 1) снабженческие (земельные участки, сырье и материалы, рабочая сила, энергия, транспорт и т.д.); 2) производственные (природные и технологические особенности и т.д.); 3) сбытовые (потенциал сбыта, транспорт, рыночная инфраструктура и т.д.); 4) государственные (налоги, экономическая система, государственная помощь, мероприятия в области охраны окружающей среды и т.д.).

    Важность того или иного фактора определяется в зависимости от специфики создаваемого предприятия.

    К основным экономическим критериям относятся: определение оптимального соотношения между преимуществами и недостатками того или иного фактора; максимизация разницы между доходами и затратами при реализации выбранного варианта.

    К основным неэкономическим критериям относятся: стабильный рост и надежность предприятия; научно-техническая политика; социальная стабильность; престиж; экономическая стабильность; сохранение самостоятельности фирмы; снижение перегрузки менеджмента и др.

    Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

  • возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
  • изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
  • изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
  • подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);
  • подбор соучредителей предприятия (организации);
  • определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
  • разработка учредительных документов и бизнес-плана;
  • проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
  • осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
  • изготовление печатей, штампов;
  • постановка на учет в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др.

    Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.

    На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

    Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа. Например, приказом министерства создается предприятие, постановлением правительства – концерн и т.д.

    Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.).

    Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка (например, создание хозяйственных обществ и товариществ, общественных объединений и т.д.).

    Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от их организационно-правовой формы: устав и учредительный договор.

    В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться: наименование юридического лица; местонахождение; цели и предмет деятельности; порядок управления деятельностью; размер и состав уставного фонда; порядок образования имущества; условия и порядок распределения прибыли и убытков; порядок реорганизации и ликвидации и др.

    Кроме того, в учредительных документах юридического лица должны быть перечислены виды экономической деятельности, которые будут осуществляться данным субъектом хозяйствования, и соответствующие им коды.

    Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

    Далее предприятие проходит государственную регистрацию. Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания юридического лица, а также само юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Регистрация юридических лиц регулируется специальным законодательством.

    Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

    Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

    Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган: заявление, оформленное в установленном порядке; копию решения о создании юридического лица; учредительные документы; документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации; документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах; справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (некоммерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе; гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту нахождения; платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, и др.

    После государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать свою деятельность путем проведения следующих действий:

  • в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;
  • зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;
  • выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установленном порядке и размере уставный фонд;
  • стать на учет в Фонд социальной защиты населения;
  • нанять квалифицированный персонал;
  • заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;
  • обеспечить движение денежных средств по расчетному счету в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия;
  • разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу бухгалтерских документов и отчетности.

    Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны: своевременно уплачивать налоги и сборы; обеспечивать надлежащий учет деятельности; обеспечивать безубыточную деятельность; контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда; вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.

    Одним из отличительных признаков коммерческих организаций является уставный фонд, минимальные размеры и порядок формирования которого устанавливаются и контролируются государством.

    Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой ликвидации бизнеса, будь то с ликвидацией фирмы (юридического лица) или с завершением предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Это может быть связано как с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу или убыточностью фирмы, так и с допущенными юридическими и бухгалтерскими ошибками, обнаружение которых бы было бы крайне не желательно.

    Причины, приводящие к возникновению необходимости для ликвидации фирм, различны. Это может быть и обвинение, предъявляемое предпринимателю, в нарушении закона; и уличение в осуществлении предпринимательской деятельности при отсутствии лицензии. Также ликвидация фирм неизбежна в случае банкротства. Часто приходится сталкиваться с тем, что ликвидация предприятия происходит из-за признания в судебном порядке регистрации предприятия недействительной. Стоит отметить, что все перечисленные предписания к ликвидации юридического лица относятся к принудительному типу ликвидации предприятия. Альтернативой выступает ликвидация фирмы на основе единогласного решения всех участников предприятия.

    Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

  • слияние нескольких юридических лиц в одно;
  • присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
  • разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
  • выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
  • преобразование юридического лица из одной организационно-право
    вой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

    Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным (а в случаях присоединения — к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности). Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица. Следовательно, реорганизация юридического лица влечет появление универсального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования).

    При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) возникают новые юридические лица, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место либо прекращение юридических лиц (присоединение), либо возникновение юридических лиц (выделение), либо и то, и другое (слияние, разделение, преобразование). Вместе с тем российскому праву неизвестна реорганизация, при которой юридические лица не прекращаются и (или) не возникают. Такая «реорганизация», предлагаемая в литературе на базе зарубежного опыта, должна осуществляться главным образом с целью отчуждения «готового бизнеса» или его части путем передачи одним юридическим лицом всех или части (комплекса) своих прав и обязанностей другому или другим, уже существующим юридическим лицам.

    Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юридическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою «одежду» (организационно-правовую форму). Действующий закон в отдельных случаях допускает возможность использования преобразования с целью изменения юридическим лицом своего «видового» статуса путем «превращения» коммерческой организации в некоммерческую и наоборот.

    <

    Обычно реорганизация юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке. В соответствии с п. 1 и 5 ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (Антимонопольного закона) предварительное согласие антимонопольных органов требуется в случаях слияния и присоединения коммерческих организаций, если общая сумма их активов превышает 200 тыс. минимальных зарплат; обязательное уведомление антимонопольного органа о состоявшемся слиянии или присоединении требуется: для коммерческих организаций — если суммарная стоимость их активов превышает 100 тыс. минимальных зарплат, а для некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) — если их участниками являются не менее двух коммерческих организаций. При этом вместо обязательного уведомления может быть запрошено предварительное согласие антимонопольного органа на слияние или присоединение таких юридических лиц (п. 7 ст. 17 Антимонопольного закона).

    В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридическим лицам, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности антимонопольный орган может выдать предписание о принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких самостоятельных организаций (п. 1 ст. 19 Антимонопольного закона). При неисполнении предписания о принудительной реорганизации суд по требованию антимонопольного органа вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

    Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить как универсальный характер правопреемства, так и, главное, полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.

    Для отдельных видов юридических лиц законодательство предусматривает особый порядок реорганизации. Так, при слиянии акционерных обществ ими заключается специальный договор о слиянии, определяющий не только порядок и условия слияния, но и порядок конвертации (замены) акций каждого общества в акции нового общества, а при присоединении акционерных обществ ими заключается аналогичный по содержанию договор о присоединении, причем проводится совместное общее собрание реорганизуемых такими способами обществ (ст. 16 и 17 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В последние годы в сфере действия акционерных и других хозяйственных обществ получили известное распространение «корпоративные захваты» (называемые также «недружественными поглощениями»), которые осуществляются в том числе в форме вынужденных слияний и присоединений одних обществ к другим, что свидетельствует и о недостатках имеющегося законодательного регулирования.

    Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения — с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК). Такая регистрация оформляется по правилам, установленным Законом о государственной регистрации юридических лиц.

    Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть после ликвидации организация полностью прекращает свое существование, и все права на нее, как и ее долги, теряют силу.

    «Ликвидация юридического лица – это его превращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц». Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лица». Поскольку права и обязанности не переходят к правоприемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов приобретает здесь очень большую важность.

    Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учреди телей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п.2 ст.61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним от регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае «добровольная» по форме ликвидация, по сути, носит вынужден ликвидации юридического лица является его банкротство.

    Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Этим она принципиально отличается от реорганизации, в ходе которой весь комплекс прав и обязанностей прекращаемого юридического лица переходит к его правопреемнику (правопреемникам). В ходе ликвидации возможно лишь частичное (сингулярное) правопреемство: отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения – к участникам (учредителям), собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным юридическим лицам, указанным в законе и (или) уставе ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (ср. п. 6 ст. 63 ГК).

    Решение о добровольной ликвидации в связи с банкротством юридическое лицо может принять только совместно со своими кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК). В отношении благотворительных и иных фондов добровольная ликвидация не допускается (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях) для предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного ими имущества.

    Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительный процесс, основное содержание которого сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

    Банкротство является особым случаем ликвидации юридического лица. Поэтому, в частности, нормы законодательства о банкротстве в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) применяются для решения ряда вопросов, связанных с процедурой ликвидации юридических лиц. Основную особенность ликвидации при банкротстве составляет обязательное соблюдение специального (конкурсного) порядка распределения имущества ликвидируемого юридического лица между его кредиторами.

    Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов.

    В современных правопорядках правила о несостоятельности применяются как к юридическим, так и к физическим лицам, причем не обязательно осуществляющим предпринимательскую деятельность. Поэтому институт банкротства не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций. Из числа юридических лиц банкротами не могут быть объявлены только казенные предприятия и учреждения, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность, а также политические партии и религиозные организации, которые, будучи некоммерческими организациями, обычно не являются активными участниками предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 65 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве).

    Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (в том числе, уполномоченных государственных органов, например, налоговых), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК).

    Основанием несостоятельности (банкротства) может являться либо недостаточность имущества должника для погашения всех его долгов, при которой совокупный размер его задолженности превышает общую стоимость его имущества (принцип неоплатности), либо неисполнение должником требований по денежным обязательствам в течение определенного законом времени, т.е. обнаружившаяся неспособность должника к платежам своим кредиторам (принцип неплатежеспособности). Применение первого из названных принципов, т.е. установление и подтверждение в суде недостаточности имущества должника, может оказаться непростым делом, требующим значительного времени (в течение которого должник, фактически являющийся банкротом, тем не менее будет считаться нормальным участником оборота, а недобросовестный должник сможет даже предпринять известные действия в ущерб кредиторам). Поэтому более предпочтительной является вторая система, которая ставит в основание несостоятельности неспособность должника к платежам. Такое состояние должника обнаруживается гораздо легче и позволяет быстрее применить к нему процедуры банкротства, одновременно исключая возможность многих злоупотреблений с его стороны, что в большей мере отвечает потребностям имущественного (гражданского) оборота.

    Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст.171 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 177 Закона о банкротстве) и т.д. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков, страховых компаний и иных финансовых организаций (ст. 180—189 Закона о банкротстве), стратегических предприятий и организаций (ст. 190—196 Закона о банкротстве), субъектов естественных монополий (ст. 197—201 Закона о банкротстве).

     

    2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

     

    № п.п. 

    Показатель 

    Базовый период, тыс. руб.

    Отчетный период, тыс. руб. 

    Процент прироста, % 

     

    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

    50 

    41 

    -18,0 

     

    Амортизационные отчисления 

    2 

    20 

    0,0 

     

    Стоимость сырья и материалов 

    10 

    12 

    20,0 

     

    Расходы на оплату труда 

    156 

    173 

    10,9 

     

    Отчисления на социальное страхование 

    40 

    45 

    12,5 

     

    Денежные средства в кассе и на р/сч. 

    5 

    7 

    40,0 

     

    Стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих

    1 

    3 

    200,0 

     

    Полуфабрикаты и комплектующие собственного изготовления

    5 

    5 

    0,0 

     

    Налог на прибыль, неуплаченный в прошлом периоде

    8 

    8 

    0,0 

     

    Готовая продукция на складе, шт 

    1 

    2 

    100,0 

     

    Готовая продукция, реализованная потребителю, шт

    3 

    5 

    66,7 

     

    Остатки затрат в незавершенном производстве

    1 

    2 

    100,0 

     

    Цена реализации продукции с НДС (НДС -18%) 

    6 

    8 

    33,3 

     

    Численность работников, чел. 

    5 

    4 

    -20,0 

     

    Себестоимость валовой продукции (2+3+4+5+7) 

    214 

    240 

    12,2 

     

    Себестоимость товарной продукции (15 +12) 

    215 

    242 

    12,6 

     

    Себестоимость единицы товарной продукции (15/(10+11))

    53,5 

    34,3 

    -35,9 

     

    Себестоимость реализованной продукции (17 х 11) 

    160,5 

    171,5 

    6,9 

     

    Выручка от реализации без НДС ( 

         
     

    Финансовый результат от реализации продукции (в ценах реализации)

         
     

    Финансовый результат от реализации продукции

         
     

    Чистая прибыль от реализации продукции (налог на прибыль 24%)

         
     

    Рентабельность продаж (исходя из чистой прибыли)

         
     

    Рентабельность продукции (исходя из чистой прибыли и себестоимости реализованной продукции)

         
     

    Среднегодовая зарплата на предприятии 

         
     

    Среднемесячная зарплата на предприятии 

         
     

    Производительность труда (Выработка товарной продукции, шт/чел.)

         
     

    Следующие показатели рассчитывать по товарной продукции в ценах реализации

         
     

    Фондоотдача 

         
     

    Фондоемкость 

         
     

    Фондовооруженность 

         
     

    Материалоотдача  

         
     

    Материалоемкость 

         

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2. : ФЗ РФ от 26 окт. 2002 г. // Российская газета.. 2002. 30 окт.
  3. Витрянский В. В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. Спец. приложение. 2001. № 3. С. 92-93.
  4. Гражданское право. Учебник / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект, 2005.
  5. Керашев М.А. Экономика предприятия.– Краснодар: КубГТУ, 2002.
  6. Экономика предприятия/ Под ред.В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.– М.: Новое знание, 2007.
  7. Экономика предприятия/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00044 sec

WordPress: 23.91MB | MySQL:114 | 2,248sec