Стратегические цели в социальном менеджменте

<

012514 0300 1 Стратегические цели в социальном менеджментеИскусство и наука стратегического целеполагания и антикризисного управления сегодня выдвигаются на передний план. Без стратегического целеполагания невозможно скоординировать отдельные проекты и программы, найти их концептуальную основу, правильно сконцентрировать ресурсы системы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» в антикризисном управлении, накопить его потенциал и затем расширить его границы по всем направлениям. Поэтому, если комплексные целевые программы и проекты — это организационная форма целеполагания, то стратегическое целеполагание определяет в современных условиях содержательную концептуальную основу управления, его глобальную и перспективную основу, генеральную цель на всех уровнях управления.

Стратегическое управление — самый эффективный вид управления. Его значимость увеличивается в условиях повышения нестабильности факторов внешней и внутренней среды, нарастания их неопределенности. На Западе стратегическое управление становится решающим с начала «постиндустриальной эпохи», которая покончила с «эпохой массового потребления» и открыла этап борьбы за индивидуального потребителя, за совершенствование сбыта на основе прогнозирования и формирования потребностей — маркетинга.

Искусство стратегического управления позволило выйти из кризиса США, Германии, Японии и другим странам, которые в разное время своей истории пережили его.

Особого внимания заслуживает опыт Японии, где механизм выработки и реализации стратегий управления был доведен до отдельных предприятий, сельских общин, каждого работника. В 1950-е годы все население Японии училось думать и мыслить стратегически. «Забудь о сегодняшнем дне, думай о завтрашнем» — такова была установка для массового сознания. Понять природу «японского чуда» — значит понять, как представители конкретного, созерцательного мышления нашли механизмы возрождения своей страны, не имея для этого практически никаких собственных ресурсов, кроме человеческого и культурного.

Без стратегии не может быть целенаправленного движения вперед, не могут быть целесообразно использованы ресурсы, накоплен потенциал. Без нее возможно только топтание на месте, «латание дырок», что сегодня происходит в России на общегосударственном и местном уровне управления.

Беда нашего управления (федерального, регионального и местного) состоит в том, что оно работает на «коротких программах», прагматических установках, без выделения приоритетов, выявления перспективных ресурсов развития и поэтапных мер решения постоянно возникающих проблем. Многие наши беды — результат кризиса управления, лишенного современного стратегического обеспечения, концептуальных проработок. Наше отставание в этой области гораздо больше, чем в научно-технической сфере.

Суть менеджерской революции, осуществленной в развитых странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией Центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, районов, городов, местных сообществ, отдельных фирм и промышленных предприятий. Появился многочисленный слой профессиональных управляющих — менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мышления, которые лежат в основе разработки и применения инновационных социально-экономических и политических технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

 

Рассмотрим некоторые технологии стратегического управления, которые широко применяются в странах Запада на уровне отдельных фирм и муниципальных сообществ, что свидетельствует о высокой культуре стратегического управления в целом.

Стратегия на этих уровнях управления обычно понимается как определение долгосрочных целей и задач социальной системы и утверждение курса практических управленческих действий, распределения ресурсов, необходимых для достижениях этих целей. В конечном счете формирование стратегии должно дать ответы на вопросы: какие направления управленческой деятельности необходимо развивать? каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? какова возможная отдача по выбранным направлениям?

Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемый уровень развития.

В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегий, которых насчитывается множество.

Особое место среди них занимает стратегия роста. Она состоит из нескольких этапов:

• стадия планирования, когда компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, т.е. существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей;

• начальная стадия, которую фирма обычно проходит очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидируются узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растет объем продаж, Хотя дохода фирма практически не получает.

Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряженное финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.

Стратегия проникновения направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объема продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, развитие НИОКР.

Стратегия ускоренного роста направлена на полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен иметь место как можно дольше, так как именно на нем происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и своевременное преодоление. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии.

Стратегия переходного периода (после периода ускоренного роста) направлена на обеспечение перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для быстрого вхождения в новый цикл, не допуская длительной стагнации.

Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.

Стратегия стабилизации расстроенной экономики действует в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия. Последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объемы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить начало перехода предприятия от стадии роста к стадии падения и переориентации стратегии из наступательной в наступательно-оборонительную.

Стратегия стабилизации направлена на как можно скорейшее выравнивание объема продаж и прибылей и последующее его повышение.

Стратегия выживания — оборонительная стратегия. Она применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является стабилизация обстановки, т.е. переход к стратегии стабилизации и в дальнейшем к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой — осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создается «антикризисный комитет», который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы:

• перестройка управления;

• финансовая перестройка;

• перестройка маркетинга.

Процесс реализации стратегии обычно разделен на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования — выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии организации и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

<

б) процесс стратегического управления — реализация определенной стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчета и выбора альтернатив.

Концептуальная модель стратегического плана организации позволяет определить следующие этапы его составления:

1. Анализ окружающей среды:

а) внешняя среда,

б) внутренние возможности.

2. Определение политики организации (целеполагание).

3. Формулирование стратегии и выбор альтернатив:

а) стратегия маркетинга,

б) финансовая стратегия,

в) стратегия НИОКР,

г) стратегия производства,

д) социальная стратегия,

е) стратегия организационных изменений,

ж) экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия» и имеющий обычно следующие разделы:

1. Цели и задачи предприятия.

2. Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.

3. Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).

4. Функциональные стратегии.

5. Наиболее значимые проекты.

6. Описание внешних операций.

7. Капиталовложения и ресурсное распределение.

8. Планирование неожиданностей.

Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов1.

Точно так же не существует единого горизонта стратегического планирования: в Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы; американцы используют 5-летние планы; японцы предпочитают 3-летнее планирование.

Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов:

• оценка существующей стратегии;

• собственно фаза формулирования;

• планирование риска;

• выбор стратегических альтернатив.

Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе — оценка внутренних возможностей.

Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, необходимо оценить жизненность ранее действующей стратегии и сформулированных в ее рамках рыночных правил поведения.

Стратегия, будучи объединяющей основой для организационных усилий, требует разработки серии планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, а стратегия предприятия объединяет их вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия.

Планирование риска является одной из важных составляющих стратегического плана. Основная цель — поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь отданных возмущений.

В последнее время в западных фирмах становится все более популярным создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.

В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.

Разработка стратегии затрагивает все уровни управления предприятием, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации.

В целом в современных условиях глобальной конкуренции все большее значение приобретает стратегическое планирование на разных уровнях управления не только федерального центра, но и субъектов Федерации, районов, городов, муниципальных образований и отдельных социальных организаций. Все субъекты управления сегодня определяют перспективные цели развития, выделяют методы, сроки, ресурсы их достижения, выделяют критерии оценки деятельности по достижению поставленных целей. Обычно разрабатывается несколько альтернативных стратегий, одна из которых становится рабочей и является основой для стратегического планирования, выделения организационных концепций, составления плана действий и механизма реализации, т.е. основы современного управления, прежде всего антикризисного. Давно известны технологии разработки и реализации таких стратегий. Они включают анализ внешней среды и ресурсов самой организации, ее организационной структуры.

Организация (фирма, местное сообщество, город, район) формирует видение того состояния, в котором она находится, и на основе лучших образцов (теоретических моделей) составляет представление о том, чего она хочет достичь к определенному моменту времени. Такое видение в самом сжатом виде определяет стратегические цели организации.

Следующим этапом стратегического планирования является определение методов достижения целей: осуществляется поиск ресурсов, формируется концепция развития организации, которая и является стратегией для руководства, ее социального проектирования. При этом используются различные методы анализа среды и внутреннего состояния организации, выявляются сильные стороны системы, недостатки, возможные «угрозы». На этой основе разрабатываются стратегии, учитывающие сильные стороны организации; возможности, предоставляемые внешней средой и нейтрализующие ее слабые стороны, блокирующие или снижающие действие «угроз». Затем разрабатываются организационные компетенции: способность к инновациям, профессиональный потенциал.

Стратегическое управление затрагивает прежде всего местное сообщество. Оно помогает преодолеть отчуждение населения от власти, реформировать ее оргструктуры, способствует включению населения в решение собственных проблем.

Концептуальная и стратегическая идея организации местного самоуправления — сочетание инициативы «снизу» с финансово-правовым обеспечением «сверху» — дополняется новой концепцией корпоративизма местного самоуправления: с помощью промышленно-финансовых групп, муниципального менеджмента, которые аккумулируют средства населения и объекты собственности муниципальных образований, создается иная мотивация участия людей в решении местных вопросов, появляются возможности получения финансовых средств из внебюджетных источников.

Приоритетной стратегией, задающей цели развития всем остальным частным стратегиям местного сообщества, является социальная стратегия. Универсальная технология реализации принципиально иной концепции развития муниципального образования (МО) заключается в том, чтобы не подменять цель его развития — повышение качества жизни граждан средствами ее достижения (рыночное хозяйство, реформы). Меняется сама парадигма общественного развития МО — не само по себе развитие местного хозяйства, наращивание или сокращение его объемов в соответствии с национальными требованиями, а развитие производства для оздоровления жизни населения МО. Использование социального ресурса МО выступает не только как средство развития, но как его основной смысл и главный рычаг подъема территории, ее «прорыва» и накопления потенциала развития, антикризисной стратегии.

Такое положение дел, во-первых, соответствует мировой тенденции — не экономика определяет цель развития МО, а социальные параметры, улучшение которых является главным источником повышения качества самих экономических показателей эффективности, надежности, конкурентоспособности, во-вторых, меняет всю систему выдвижения и построения стратегических целей МО, в качестве которых выступают:

• увеличение доходов МО, создание условий, когда нет нищих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка, есть богатые и очень богатые;

• укрепление здоровья, обеспечение условий, при которых средняя продолжительность жизни МО возрастает до мирового стандарта — 85 лет, а заболеваемость снижается до 1 дня в год в расчете на работающего;

• социальная безопасность.

Достижению этих целей и служит корпоративный метод организации хозяйственной жизни. В результате решаются следующие задачи:

• увеличиваются продолжительность жизни без заболеваний, творческая и социальная активность;

• увеличиваются доходы населения;

• сервис и комфортность жизни обеспечивают полноценные условия для самосовершенствования и творческого развития человека как личности;

• подрастающее поколение, согласно принятым муниципалитетами (городами и районами) правилам, становится полноправным собственником наряду с работающим населением и пенсионерами;

• население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.

Разработана универсальная технология реализации этих целей, которая меняет привычный механизм распределения и поступления финансовых средств на социальные нужды населения МО только «сверху». Появляются источники их добывания на местном уровне, доходы населения быстро растут и используются на нужды развития местной промышленности, сельского хозяйства, всего хозяйственного комплекса. Последний перестраивается под социальное обустройство граждан, создание необходимых рабочих мест, использование муниципальной собственности для нужд местного сообщества, которое определяет не только стратегию собственного развития, но и принципиальные механизмы ее реализации.

Процесс разработки данной стратегии имеет ряд этапов.

Предплановый — а) изучаются предпосылки для стратегического планирования хозяйственного развития. В основу кладутся иные ценностные ориентации и установки — повышение качества жизни населения, укрепление его физического и нравственного здоровья, а структура местного хозяйства развивается исходя из этих ориентиров. В рамках стратегии разрабатываются технологии вовлечения разных категорий населения МО (через ряд программ) в решение первоочередных задач территории; б) реализуются процедуры демократического принятия решения вопросов на местном уровне.

Первый этап — осуществляется диагностика социально-экономического положения МО, определяется состояние на сегодняшний день: численность населения, состав, занятость, доходы, структура местного хозяйства, потребности и возможности роста и т.п.

Второй этап — изучаются стратегические альтернативы развития, отвечающие интересам жителей. Решаются следующие вопросы:

а) как ускорить развитие местной экономики с учетом имеющейся ресурсной базы конкретного сообщества;

б) как осуществить выбор стратегии с учетом возможных приобретений и потерь, плюсов и минусов от ее реализации;

в) как оценить уже существующие программы и проекты с учетом новой стратегии.

Третий этап — из числа возможных альтернатив выбирается стратегия развития и технологии ее реализации, которые позволяют определить: а) достаточны ли ресурсы для достижения поставленных целей; б) что нужно сделать, чтобы мобилизовать имеющиеся ресурсы(использовать их более рационально) либо найти недостающие.

На этом этапе показатели развития местного сообщества сравниваются с общемировыми и национальными показателями (минимальный прожиточный уровень; общенациональная среднестатистическая потребительская корзина; среднепланетарная продолжительность жизни; степень экологической загрязненности; степень общественно-политической и духовно-патриотической активности).

Четвертый этап — технологии действия. К ним относятся ресурсы организации, основные модели организации и управления, обеспечивающие стратегию развития МО с участием местных органов власти, промышленно-финансовых групп, муниципальных менеджеров и всего населения МО.

В целом разработка концепции МО предполагает выделение основных признаков МО, подробную характеристику экономической жизни, местного хозяйства, рыночный анализ сообщества и на этой основе определение механизмов развития.

В концепции не только предлагается программа социально-экономического развития, но и уточняются функции социального управления в МО, обосновываются количественные и качественные параметры материально-технических и финансовых средств, необходимых для организации социальной защиты населения, предлагаются перспективные меры в русле региональной социальной модели развития МО.

В концепции антикризисного развития МО представлены и другие механизмы, прежде всего технология корпоративного управления муниципальным образованием.

Важнейшей стратегией, которая обеспечивает накопление потенциала развития и выход из кризиса, являются управленческие действия, направленные на рациональное использование экономических ресурсов, прежде всего финансовых, без которых все остальные неэффективны. Основная концептуальная идея — отказ от политики быстрого наращивания государственного долга и активное воздействие на уровень доходности реального сектора экономики, ориентация на производство и удержание интеллектуальной ренты как ведущего механизма извлечения сверхприбыли и решающего фактора конкурентоспособности.

В целом стратегия антикризисного развития, отвечая на вопрос, каково основное направление выхода из системного кризиса как каждого местного сообщества, так и общества в целом, утверждает корпоративный метод организации хозяйственной жизни.

Корпоративный метод хозяйствования характеризуется сбалансированным взаимодействием центральной власти и органов местного самоуправления, рациональным распределением ресурсов, в том числе и финансовых, распоряжением и использованием собственности, прежде всего муниципальной, на основе согласия и договора.

Как показывает мировой опыт, это магистральный путь выхода из кризиса, который позволяет сделать большинство населения хозяевами средств производства, субъектами рынка.

Однако тот же мировой опыт свидетельствует, что совершенствование федеральных и региональных программ развития — это не достаточное условие, чтобы преодолеть кризис и выйти из «учеников» в «учителя». Опыт Японии — яркое тому доказательство. Покупая, например, в США предприятия, японцы обычно не меняют материально-техническое оснащение, технологию, персонал, но создают принципиально новую систему управления и социальной организации, работы и обучения персонала и его мотиваций к труду (пакеты социальных технологий). Используя новые принципы управленческой и организационной культуры, наращивая потенциал интеллектуальной деятельности, они в короткое время добиваются поразительных результатов в производительности труда и качестве продукции.

Решение этих вопросов во многом зависит от управленческого интеллекта, под которым понимается способность субъекта управления успешно реагировать на любую, особенно новую, ситуацию путем быстрой корректировки поведения, выбора решений, ведущих к поставленной стратегической цели.

Такая способность приобретается и развивается человеком в процессе обучения и самообразования, а следовательно, является динамичной. Она может развиваться в результате повседневной практики, которая выступает ее источником, побуждающим к постоянному совершенствованию умственных способностей. Все это предполагает основательную профессиональную подготовку, гибкость и адаптивность мышления, обеспечивающие возможность ориентироваться в быстро меняющихся экономических и социальных условиях и вновь создаваемой системе управления. Данные качества, представленные как единое целое, раскрывают содержание интеллектуальной управленческой культуры. Интеллектуальная культура и профессионализм высоко ценятся на рынке услуг, владельцы этого вида собственности — управленцы-менеджеры — не только хорошо оплачиваются, но нередко становятся совладельцами крупных капиталов, ценных бумаг, завоевывают большой авторитет в обществе. В целом стратегический ресурс становится важнейшим ресурсом общества и является частью общей культуры каждой фирмы, местного сообщества.

Высший смысл любой социальной системы — обеспечить условия для всестороннего и гармоничного развития личности. Теоретическую модель такой социальной организации будущего схематически можно представить в виде пирамиды, где на вершине находится личность.

Следовательно, стратегической целью общества является социальная цель, связанная с совершенствованием личности, ее духовностью, творчеством. Это концепция развития общества.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются теперь уже с позиции цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.

Управленческая деятельность начинается с определения цели, которая дает ясные представления об оптимальных параметрах функционирования и развития объекта управления модели его будущего состояния.

В настоящее время стратегией называют искусство руководства и перспективного управления общественными делами, решение принципиальных вопросов целеполагания, выявление закономерностей и тенденций общественного развития, разработку приоритетных направлений накопления ресурсов развития и концентрации усилий для ликвидации кризисных явлений. Стратегия развития тесно связана с общественной доктриной и концепцией.

Последняя задает стратегии цели, а стратегия обеспечивает их выполнение, разрабатывает технологии получения оптимального результата в различных сферах общественной жизни. Поэтому наряду с общей стратегией развития общества есть частные стратегии: экономическая, социальная, правовая, духовно-культурная.

Генеральная цель сложной социальной системы обычно является стратегической.

Стратегическое управление — самый эффективный вид управления. Его значимость увеличивается в условиях повышения нестабильности факторов внешней и внутренней среды, нарастания их неопределенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. М., 2004.
  2. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М, 1996.
  3. Галышев А.Г., Иванов В.Н., Маслова Н.В. Введение в управление. М., 2002.
  4. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1988.
  5. Омаров А.М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.92MB | MySQL:120 | 1,611sec