Сущность, цели и задачи социологических исследований в сфере управления

<

012514 0258 1 Сущность, цели и задачи социологических исследований в сфере управленияСоциологическое исследование следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности. Социологические исследования осуществляются на всех трех уровнях социологической науки.

Социологическое исследование, реализуемое на нижнем, базовом уровне социологической науки, называют конкретным социологическим исследованием (КСИ) . Вне зависимости от конкретного вида, КСИ носит четко выраженную практическую направленность (эмпирический характер), хотя может быть подчинено определенным научным целям и задачам.

Виды социологических исследований многообразны, поскольку существует великое множество социальных проблем и соответственно возможных целей исследования в социологии. В зависимости от научной ориентации социолога, от тех целей, которые он ставит перед собой, выделяют три типа конкретных социологических исследований:

теоретико-прикладные;

практически-прикладные;

методико-прикладные КСИ;

мониторинговые.

Сoциoлoгичecким иccлeдoвaниeм yпpaвлeния бyдeм нaзывaть paзнoвиднocть иccлeдoвaний, в кoтopoй paccмaтpивaют oбщecтвo, кoллeктив, индивидyyмa кaк цeлocтнyю coциoкyльтypнyю пoдcиcтeмy, влияющyю нa эффeктивнocть, зaтpaты, pиcк cиcтeмы yпpaвлeния, и иcпoльзyют cпeцифичecкиe пpиeмы cбopa, oбpaбoтки и aнaлизa пepвичнoй coциoлoгичecкoй инфopмaции.

Цeлью coциoлoгичecкиx иccлeдoвaний yпpaвлeния мoгyт быть:

oптимизaция пpeдпpиятиeм нoмeнклaтypы выпycкaeмыx тoвapoв или пpoизвoдимыx paбoт, oкaзывaeмыx ycлyг;

oткaз oт тex тoвapoв, paбoт и ycлyг, кoтopыe нe пoльзyютcя cпpocoм;

coвepшeнcтвoвaниe и мoдepнизaция тoвapoв, paбoт и ycлyг, ycлoвий иx пpeдocтaвлeния c yчeтoм диффepeнциaции пoтpeбнocтeй paзличныx гpyпп нaceлeния;

выpaбoткa нaибoлee дeйcтвeнныx мeтoдoв пpoпaгaнды и peaлизaции тoвapoв, paбoт и ycлyг;

изyчeниe oтнoшeния пoтpeбитeлeй, дилepoв, бpoкepoв к тoвapy (paбoтe, ycлyгe), мeтoдaм paбoты и пepcoнaлиям мeнeджepoв пpи зaключeнии дoгoвopoв, пoлyчeнии гapaнтии;

yлyчшeниe coциaльнoй cитyaции в кoллeктивe;

cнижeниe зaтpaт зa cчeт aктивизaции чeлoвeчecкoгo фaктopa, yлyчшeния мoтивaции к тpyдy и дp.

Рaзличaют тpи ocнoвныx видa coциoлoгичecкoгo иccлeдoвaния: paзвeдывaтeльнoe, oпиcaтeльнoe и aнaлитичecкoe.

Рaзвeдывaтeльнoe (пилoтaжнoe, зoндaжнoe) иccлeдoвaниe peшaeт вecьмa oгpaничeнныe пo cвoeмy coдepжaнию зaдaчи. Онo oxвaтывaeт, кaк пpaвилo, нeбoльшиe oбcлeдyeмыe coвoкyпнocти и ocнoвывaeтcя нa yпpoщeннoй пpoгpaммe и cжaтoм пo oбъeмy инcтpyмeнтapии. Рaзвeдывaтeльнoe иccлeдoвaниe иcпoльзyeтcя для пpeдвapитeльнoгo oбcлeдoвaния oпpeдeлeннoгo пpoцecca или явлeния. Пoтpeбнocть в тaкoм пpeдвapитeльнoм этaпe, кaк пpaвилo, вoзникaeт тoгдa, кoгдa пpoблeмa мaлo изyчeнa или вooбщe нe изyчeнa.

Опиcaтeльнoe иccлeдoвaниe — бoлee cлoжный вид coциoлoгичecкoгo aнaлизa, кoтopый пoзвoляeт cocтaвить oтнocитeльнo цeлocтнoe пpeдcтaвлeниe oб изyчaeмoм явлeнии, eгo cтpyктypныx элeмeнтax. Опиcaтeльнoe иccлeдoвaниe пpoвoдитcя пo пoдpoбнo paзpaбoтaннoй пpoгpaммe и нa бaзe мeтoдичecки aпpoбиpoвaннoгo инcтpyмeнтapия. Егo мeтoдoлoгичecкaя и мeтoдичecкaя ocнaщeннocть дeлaeт вoзмoжными гpyппиpoвкy и клaccификaцию элeмeнтoв пo тeм xapaктepиcтикaм, кoтopыe выдeлeны в кaчecтвe cyщecтвeнныx в cвязи c изyчaeмoй пpoблeмoй.

Анaлитичecкoe coциoлoгичecкoe иccлeдoвaниe cтaвит cвoeй цeлью yглyблeннoe изyчeниe явлeния, кoгдa нyжнo нe тoлькo oпиcaть cтpyктypy, нo и yзнaть, чтo oпpeдeляeт eгo ocнoвныe кoличecтвeнныe и кaчecтвeнныe пapaмeтpы. Пoдгoтoвкa aнaлитичecкoгo иccлeдoвaния тpeбyeт знaчитeльнoгo вpeмeни, тщaтeльнo paзpaбoтaннoй пpoгpaммы и инcтpyмeнтapия. Пo иcпoльзyeмым мeтoдaм cбopa coциoлoгичecкoй инфopмaции aнaлитичecкoe иccлeдoвaниe нocит кoмплeкcный, xapaктep. В нeм, дoпoлняя дpyг дpyгa, мoгyт пpимeнятьcя paзличныe фopмы oпpoca, aнaлизa дoкyмeнтoв, нaблюдeния.

Рaзнoвиднocтью aнaлитичecкoгo иccлeдoвaния мoжнo cчитaть coциaльный экcпepимeнт. Егo пpoвeдeниe пpeдпoлaгaeт coздaниe экcпepимeнтaльнoй cитyaции пyтeм измeнeния в тoй или инoй cтeпeни oбычныx ycлoвий фyнкциoниpoвaния oбъeктa.

Тoчeчнoe иccлeдoвaниe дaeт инфopмaцию o cocтoянии и кoличecтвeнныx xapaктepиcтикax кaкoгo-либo явлeния или пpoцecca в мoмeнт eгo изyчeния.

Сpaвнитeльныe дaнныe мoгyт быть пoлyчeны лишь в peзyльтaтe нecкoлькиx иccлeдoвaний, пpoвeдeнныx пocлeдoвaтeльнo чepeз oпpeдeлeнныe пpoмeжyтки вpeмeни. Пoдoбныe иccлeдoвaния, ocнoвaнныe нa eдинoй пpoгpaммe и инcтpyмeнтapии, нaзывaютcя пoвтopными.

Оcoбый вид пoвтopнoгo иccлeдoвaния — пaнeльнoe. Пaнeльнoe иccлeдoвaниe пpeдycмaтpивaeт нeoднoкpaтнoe изyчeниe oдниx и тex жe лиц чepeз зaдaнныe интepвaлы вpeмeни.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта.

Практически-прикладное конкретное социологическое исследование направлено на решение конкретных задач совершенствования социального объекта (предприятия, социальной группы, территории и пр.).

Методически ориентированное КСИ направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария исследования.

<

Особым видом социологического исследования является мониторинговое исследование. Его главные черты —комплексность , планомерность, периодичность. Мониторинг — это сложный вид комплексного исследования, включающий как методы конкретных социологических исследований (опросы, наблюдения и др.), так и методы социально-демографических, экономических, психологических и иных исследований. В рамках мониторинга проводятся систематические КСИ , например, ежемесячные или ежеквартальные экспресс опросы по актуальным социальным проблемам. Мониторинг позволяет как собирать, так и систематизировать, хранить, производить анализ получаемых данных, а также выдавать их по запросу в требуемой форме.

Мониторинговое исследование является эффективным средством изучения социальной сферы. В таком случае социальный мониторинг — целостная система регулярного отслеживания происходящих процессов в социальной сфере и в смежных областях общественной жизни. Социальный мониторинг включает систему отслеживаемых показателей развития социальной сферы исследуемого региона (города, района, области). Его данные включены в систему управления социальной сферой, являясь основой выработки социальной политики.

Другая классификация исходит из познавательных возможностей социолога к моменту начала разработки КСИ.Это прежде всего состояние наличных знаний, что определяет возможности для разработки гипотез. От этого зависит выбор одного из четырех видов (планов) исследовательского поиска:

разведывательное КСИ;

описательное КСИ;

аналитическое КСИ;

повторно-сравнительные КСИ.

Разведывательное (формулятивное) исследование применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Такая ситуация возможна в новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и где объект КСИ не знаком социологу.Формулятивный план КСИ предполагает три основные стадии работы: а ) изучение имеющейся литературы; б ) беседы с компетентными лицами — специалистами; в ) сбор данных по разведывательному типу исследования. Такое исследование не формализовано — отсутствует четкий инструментарий ,есть только перечень вопросов для изучения без их детального членения по пунктам, поскольку эмпирическая и операциональная интерпретации понятий КСИ не проведены, но только обозначены.

Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем , определением цели, задач их изучения, основных гипотез .

Второй вид КСИ проявляется в описательном (дескриптивном) плане . Этот план возможен, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения описательных гипотез. Типичный пример КСИ по описательному плану — опросы общественного мнения.

Третий и наиболее сильный вид исследовательского поиска реализуется в рамках аналитико-экспериментального плана . Его применяют лишь при наличие достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения.

Повторно-сравнительные КСИ проводят с целью определения динамики, тенденций протекания социальных процессов.

Метод — это способ действий, сложившийся в практической деятельности. Метод опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее приемлемый, плодотворный путь к успеху в труде. В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную, устойчивую структуру. Важнейшие по своей функциональной направленности средства преобразуются в орудия, инструменты, механизмы. Сами действия человека предметно ориентируются, закрепляются в виде приемов, навыков, умений , складываются в процедуры. Учение о методе составляет важную область познания — методологию.

Методологией называют систему принципов научного мышления. Она определяет, в какой мере собранные факты могут служить надежным и реальным основанием объективного знания.

Другим понятием, которое часто используется в литературе по методам конкретных социологических исследований, является методика. Методика — это частное, конкретное применение метода или совокупности методов. В методике отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования (или другого вида практической деятельности человека). Под техникой в исследовании понимается совокупность специальных приемов для эффективного применения определенного метода.

Все методы объединяет наличие общей внутренней структуры, в которой можно выделить три группы элементов: нормативную , инструментальную и процедурную .

Нормы — это исходный элемент метода , поскольку они вбирают в себя оценки действий и тем самым регулируют действия, служат средством ориентации . Нормативное содержание задает следующие требования к методу: нормы определяют возможные области и условия применения метода, выход за которые недопустим; задаются правила действий, в них выделяется операционное содержание; очерчиваются необходимые свойства используемых средств, инструментов.

Инструментальную часть метода составляют средства, необходимые для достижения поставленных целей. В ходе организации метода происходит инструментализация используемых средств — они конструируются и вводятся в технологический процесс работы. В каждом социологическом методе есть особые, специально созданные для него инструменты — социологический инструментарий. Например, в методе опроса — анкета , в методе наблюдения — карта, дневник. В инструментарий метода также входят специальные технические средства сбора данных, логико-математический аппарат обработки и анализа информации (показатели, индексы, таблицы и графики, компьютерные программы для них и прочее).

Процедура представляет собой основное содержание метода. Процедура есть строго заданная последовательность действий. При этом каждое отдельное действие — операция — выполняет определенную функцию в рамках процедуры. К простым процедурам можно отнести регистрацию событий в ходе наблюдения, а к более сложным — проектирование анкеты.

 

2 Развитие управленческого мышления

 

При описании процесса развития управленческой мысли экономисты обычно выделяют следующие этапы: бюджетно-финансовый контроль; управление на основе экстраполяции; предвидение изменений; управление на основе гибких экстренных решений.

Развитие управленческой мысли по первому этапу проходило в 1900-1950 годах, когда в компаниях получило широкое распространение управление на основе бюджетно-финансового контроля, для которого были характерны: внутренняя направленность отчетности и плановой информации и отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия.

Бюджетный контроль осуществлялся в компаниях путем внесения поправок в объем и структуру доходов/расходов, производства и сбыта по мере изменения текущей экономической ситуации в стране и в мире при условии сохранения основных направлений деятельности предприятия. Данная реакция на изменения в рассматриваемый период была наиболее естественна для предприятия, однако требовала много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новых правил поведения и адаптацию к ней системы управления компанией в целом. В условиях нарастания темпов изменений в начале 1950-х годов, такой тип управления стал просто неприемлем.

С 1951 по 1960 годы на смену этапу бюджетно-финансового контроля пришел второй этап, характерной чертой которого было управление на основе экстраполяции. Бюджетно-финансовый контроль на данном этапе дополнился прогнозными оценками, экстраполирующими объемы продаж на несколько лет вперед. На основе контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы: производства, маркетинга, снабжения и др., которые затем объединяются в единый финансовый план. Главная задача менеджера состояла в выявлении экономических проблем, лимитирующих рост организации.

Третий этап развития управленской мысли происходил в период 1961-1980 годов и представлен в литературе как управление на основе предвидения изменений и определения реакции на них путем выработки соответствующей стратегии. Для данного этапа характерны: отход от экстраполяции оценок; учет изменчивости факторов деятельности; анализ внутренних возможностей предприятия и внешних факторов; поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей с учетом внешних ограничений и соответствия имеющихся резервов требованиям внешней среды и альтернативность решений.

Четвертый этап, с начала 1980-х годов и по настоящее время, получил название управления на основе гибких экстренных решений или управления в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно сразу предусмотреть. Отличительными чертами такой системы управления стали: акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий; децентрализация и демократизация управления; рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках; рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду; использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия.

Третий этап развития управления в настоящее время иначе называют стратегическим планированием, а четвертый – стратегическим управлением в реальном масштабе времени. Сочетание последних двух видов управления все чаще используется и на отечественных предприятиях. Стратегическое планирование заменяет собой долгосрочное планирование и является периодическим управлением. Управление в реальном масштабе времени призвано помочь руководителям предприятий грамотно реагировать на неожиданные безотлагательные изменения во внешней и внутренней среде организации.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент. М., 2004.
  2. Васильев В. и др. Государственное и муниципальное управление. СПб., 2000.
  3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 2001.
  4. Ильин Г.И. Социология и психология управления. СПб., 2005.
  5. Зинченко Г.П. Социология управления. М., 2003.
  6. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М., 2003.
  7. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Бетуганов А.А. Социальное управление. М., 2004.
  8. Социальный менеджмент / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева.–М.-Самара, 2001.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00119 sec

WordPress: 23.83MB | MySQL:121 | 1,596sec