Сущность и принципы организационной системы

<

011914 0314 1 Сущность и принципы организационной системыОрганизация — пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

— определение ее характера кадрами и менеджером;

— объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

— сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

— определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;

— единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Организация — единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

 

2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится е последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозазисимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления -главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Рис. 1 представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.

011914 0314 2 Сущность и принципы организационной системы

 

Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школой на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, мне кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами . Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Большое значение в управлении сложными системами приобретает гомеостат, механизм саморегулирования и самообразования системы, позволяющий ей противостоять возмущению извне или перестраиваться в целях самосохранения. В связи с чем управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума.

Гомеостат– модель живого организма, имитирующая его способность поддерживать некоторые величины в физиологически допустимых пределах, т.е. приспосабливаться к условиями окружающей среды.

 

3. характеристика коммерческой организации (признаки, цель, отличие от некоммерческой, организационно-правовые формы)

 

Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются товарищества наиболее распространенной формой коммерческих и общественных образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков.

Общество с ограниченной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.

Общество с дополнительной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.

Акционерное общество (АО) — образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства, образованное для совместного ведения хозяйственной деятельности посредством личного участия

Унитарное предприятие – выступающая юридическим лицом коммерческая организация, права собственности на имущество которой закреплены за ее учредителем.

В современных условиях состояния рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям.

Фирма – обособленная целостная система технологических и социально-экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица. Существует следующая классификация фирм:

по виду хозяйственной деятельности – промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные.

по отраслевой принадлежности (степени диверсификации): моно-отраслевые (специализированные фирмы и их объединения – синдикат, картель); диверсифицированные – с сохранением профилирующего произ-водства (концерн); без сохранения профилирующего производства (кон-гломерат); многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции (холдинги, ФПГ)

по территориальной принадлежности – национальные и транс-национальные компании;

по величине – крупные, средние, малые;

по организационной форме: единоличное владение; партнерства; акционерные общества или корпорации.

Организационно-правовые формы хозяйствования представляют собой соответствующие определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления, дающие возможность человеку, гражданину, коллективу обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта и стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем].

Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, не посредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты.

Товарищество (партнерство) — объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.

Корпорация — основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников.

 

 

4. организация некоммерческая

 

Некоммерческой организацией является организация, основной целью которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

К некоммерческим организациям согласно ст.116-123 ГК РФ являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Согласно ст.116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу потребительских кооперативов относят жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие.

ГК РФ содержит наиболее общие правила об имущественно-правовом положении всякого потребительского кооператива. Он предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов потребительских кооперативов должны определяться специальными законами о них.

Единственным учредительным документом является устав потребительского кооператива. Высшим органом кооператива является общее собрание. Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности. Кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества. Основу имущественной самостоятельности кооператива составляет его паевой (уставный) фонд. ГК не содержит требований к минимально необходимому размеру такого фонда, т.к. для различных видов кооперативов этот размер не будет одинаковым. Паевой фонд кооператива формируется за счет паевых взносов его участников (членов).

Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей признаются юридическими лицами. Как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они приобретают правовое положение, определяемое нормами ГК. В категорию общественных и религиозных организаций входят разнообразные объединения граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, религиозные организации и т.д. Статья 117 ГК РФ предусматривает лишь некоторые основные положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Во всех случаях общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Их участники – граждане не имеют не вещных, ни обязательственных прав на это имущество, не приобретая от своего участия в них ни каких имущественных выгод. Имущество не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае их ликвидации. Члены общественных и религиозных организаций не несут ни дополнительной, ни какой либо иной имущественной ответственности по долгам организаций.

Фонды – относительно новый вид юридических лиц. В ст.118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественные полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для контроля за деятельностью фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета.

Участниками фонда могут быть как граждане так и юридические лица, а также публично-правовые образования. Имущественная база фонда составляется за счет взносов учредителей и пожертвований любых других лиц. Фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно так и через создаваемые для этих целей общества: акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Учреждения – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Как и унитарные предприятия — несобственники, они представляют собой остатки прежней экономической системы и несвойственны развитому товарному обороту. К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т.д. Исходя из многообразия видов учреждений. ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами так и подзаконными актами. Основным источником имущества учреждения является полученное им по смете от собственника средства. Будучи несобственником учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Смета и характеризует их имущественную обособленность.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Участники ассоциации (союза) как юридические лица сохраняют полную самостоятельность, сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью. Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов – договора и устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю на создание объединения, определяют условия участия в нем, цели деятельности объединения. В уставе определяются статус ассоциации (союза), включая порядок образования, компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации и ликвидации объединения. Согласно п.3 ст.48, п.3 ст.213 ГК РФ ассоциация (союз) становится собственником имущества, преданного ей учредителями, включая их взносы, являющиеся основным источником образования такого имущества. Сама ассоциация не несет имущественной ответственности по обязательствам своих членов, но члены ассоциации (союза) несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом. Выход из ассоциации (союза) допускается лишь по окончании финансового года. Прием в ассоциацию новых членов допускается по единогласному решению всех ее участников, в этом случае на нового члена возлагается дополнительная ответственность по долгам объединения в том числе возникшем и до его вступления.

 

5. организация неформальная

 

<

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.

 

6. организация общественная

 

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

 

7. организация религиозная

 

Религиозная организация – объединение, созданное как юридическое лицо, объединяющая не менее 10 человек.

Религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных нематериальных потребностей.

8. основные принципы открытой организации

 

К основному принципу «каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими»

Другие принципы:

1. Существенное сближение производителя с потребителем

2. Увеличение взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке.

3. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации.

 

9. Проектирование организации

 

Процесс проектирования организации представляет как бы соединение определенным образов работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой, которое должно обеспечивать взаимодействие между людьми, выполняющими эти работы. Данное взаимодействие имеет как статическое проявление, находящее выражение в структуре организации, таки динамическое, выражающееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее «живым организмом», способным реагировать на изменение внешней среды. К такого рода процессам в организации относятся коммуникации, принятие решений, групповая динамика, управление конфликтами, власть, руководство.

При этом проектирование организации можно представлять как поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных, а факторы, оказывающие влияние на этот процесс носят ситуационный характер: внешняя среда, технология работы в организации, стратегический     выбор руководства организации в отношении ее целей; поведение работников.

Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации, что связано с таким вопросами: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация связи между частями и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия организации и ее звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

Содержанием процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделения, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих форм, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

1) формирование общей структурной схемы аппарата управления;

2) разработка состава основных подразделений и связей между ними;

3) регламентация организационной структуры.

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а так же направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки
информации, кадрового обеспечения).

К принципиальным характеристикам организационной структуры,
которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях; основные формы взаимоотношений данной организации с окружающей средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.

Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления — разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевом блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Третья стадия – регламентация организационной структуры
– предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); трудоемкость основных видов работ и квалифицированного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях, в том числе на основе автоматизированной обработки информации; разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

 

 

10. кризисы в развитии организации

 

Кризис организации предопределяется продолжительным сочетанием двух факторов:

  • Остро созревшими объективными предпосылками к изменению деятельности организации (проблематизация функционирования).
  • Игнорированием этих предпосылок управленческим звеном.

После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию — кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.

 

11. жизненный цикл организации

Полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или «размножение», стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться «смертью» или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее «возрождения» или «преображения» (рис.).

011914 0314 3 Сущность и принципы организационной системы

Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию — интенсивный рост. На второй стадии развития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации. После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию — кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.

Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.

 

12. тенденции развития организации

 

Под развивающейся мы понимаем такую организацию, которая, столкнувшись с кризисом прежних форм деятельности и невозможностью их воспроизводства, осуществляет внутриорганизационные реформы. Признаком развивающейся организации является наличие процессов совершенствования структуры деятельности и привлечения необходимых ресурсов, способных обеспечить адаптацию организации в новых условиях.

Тенденции развития направлены прежде всего на: преодоление кризиса прежних форм деятельности; изменение внешних условий, проблематизирующее дальнейшее функционирование и побуждающее организацию изменениям; накопление потенциала для развития

(оргтехнического и профессионально-личностного); на преодоление несовершенства системы управления   и неспособность оперативно решать управленческие задачи; объективная потребность организации в создании новых подразделений; на получение возможности повышать производительность в рамках прежней структуры смена целевых ориентиров; на повышение конкурентности и снижение конкурентоспособности фирмы, обнаружение новых, более эффективных форм деятельности

 
 

13. характеристика фирмы эксплеранта

 

Близка коммутантной и идеология управления фирмой, реализующей эксплерентную стратегию (венчур). В такой фирме категорически недопустимы стандартные процедуры в управлении и жестко регламентированное поведение персонала. Основа успеха в деятельности венчурной фирмы – свободная, ничем (кроме здравого смысла, разумеется) не сдерживаемая инициатива и поиск новых решений, как в создании продукта, так и в управлении этим процессом. Здесь основой управления является управление проектами и людьми. Подбор исполнителей для решения конкретных задач и мотивация их инициативной деятельности то есть квалифицированный и с особой тщательностью с возможностью разумного риска.

Фирма «Эксплеранта» – это коллектив лидера-фаната. Факторы развития организации – фанатизм лидера, сплоченность коллектива вокруг лидера, мобильность и гибкость к новаторству. Минимальный коллектив.

Характеризуется простыми производственными и организационными связями, высокой мобильностью кадров в освоении новых видов деятельности, высочайшая специализация основных функций, творческая атмосфера в коллективе.

Часто выпускаемый продукт – интеллектуальный.

Создание основывается на:

1. Наличие оригинальной идеи, проверенной практикой.

2. Наличие специалистов, заинтересованных в перспективах производства и сбыта продукции на рынке

Ключевые принципы организации:

1. Лучшая организация когда нет организации.

2. полный разгул демократии – «будете делать как я скажу».

Причины кризиса:

1. Чрезмерный фанатизм лидера – неумение идти на компромисс

2. Попадание другого лидера или интриги.

3. Ограниченность ресурсов

4. Большая зависимость от рыночной конъюнктуры.

5. Слабая кредитная база

6. Огромные перегрузки

7. Условия труда и соц.обеспечение – нулевые.

8. Удельная зарплата ниже чем на других предприятиях

9. Сложность превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность.

 

 

14. характеристика фирмы патиента

Факторы развития:

1. Группа лидеров работает в одном направлении

2. Интеллектуальный продукт значителен, портфель заказов позволяет окупить затраты

3. Наличие специалистов в избранной области деятельности

4. Наличие необходимых инвестиций

5. Перспективы производства

Принципы:

1. Хорошо только то, что плохо конкуренту

2. Демократия хороша там где она нужна.

Возможные причины кризиса:

Ограниченность трудовых ресурсов;

Имеющиеся перегрузки в работе; недостатки в технической обстановке.

 

15. характеристика фирмы виолента

 

Виолент – это компания, создающая федеральные брэнды, формируя при этом потребительские предпочтения и стандарты потребления, а, следовательно, имеющая систему управления, обеспечивающую решение указанных задач. Одного желания стать виолентом, то есть компанией, занимающей 15% и более федерального рынка и являющейся одной из его безусловных лидеров, недостаточно. То есть недостаточно просто наращивать объемы продаж и производства, необходимо существенно влиять на основные параметры рынка: уровень цен, потребительские характеристики основных продуктов, динамику предложения и т.п.

Становление виолента идет по двум направлениям: развитие (рост объемов) бизнеса за счет стандартизации производства продукта, относительно низких цен при качестве, соответствующем ожиданиям потребителей и трансформация организационной культуры и системы управления.

Основные характеристики фирмы «Виолента»:

1. Наличие коллектива работающего над имиджем фирмы.

2. Высокое качество кадрового состава.

3. Финансовая устойчивость

3. Высокая техническое обустройство

4. Единство научных и производственных процессов.

5. Большие производственные мощности.

6. Конкурентный выпускаемый продукт.

Условия создание:

1. Сегментирование рынка

2. Хорошие специалисты

3. Стабильность и возможность получения прибыли

Принципы организации:

Цель – Все. Движение ничто.

Хорошо живет тот, кто умеет хорошо жить.

Коллективная оппозиция

Инертность организационной структуры

Консерватизм нововведения

Сложные коммуникативные связи

Увеличенная численность персонала. При этом подразделения фирмы малодинамичны.

 

16. характеристика фирмы КОММУТАНТА

 

Коммутантная стратегия, например, – это преимущественное использование «мягких» технологий, прежде всего, управление людьми. Характер бизнеса требует быстрого приспособления к ситуации, к маленькой нише, где задачу решают специально подобранные и замотивированные люди. Жестко регламентированные процессы и процедуры здесь вредны. Они не позволяют быстро реагировать на изменяющиеся предпочтения потребителей, оперативно управлять небольшими запасами (большие невозможны – они уничтожат бизнес), своевременно принимать организационные решения. В лучшем случае при данной стратегии есть смысл определять ответственного за исполнение функции, требуя соответствующего результата. За весь процесс создания и продвижения продукта и координацию выполнения отдельных функций должен отвечать предприниматель или главный менеджер.

Основные характеристики фирмы «Коммутанта»:

1. Наличие лидера понимающего специфику рынка

2. Фирма знает как удержать свои позиции на рынке

3. Высока орснащена

Работни не требуют соц. Обеспечения.

Условия создания:

  1. Желание специалиста сохранить компанию.
  2. Отсутствие конкурентов

Принципы организации:

Если бы молодость знала, если бы старость могла.

Причины кризиса: сужение рынка; высокие целевые затраты, высокая стоимость маркетинговых исследований.

17. Методы выхода организации из кризиса

 

 

18. построение социальной организации

 

Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Наиболее распространены социально–экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной

 

прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

    Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

  • реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
  • формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

 

19. ПРИНЦИПЫ организационного развития анри фойля

 

Рассматривая организацию как специфический вид деятельности и как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:

1. Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Власть и ответственность. По мнению Фаиоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой. Он считает, что власть сочетает официальный (основанный на занимаемой должности) пличный (заключающий в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду прежней службы и пр.) факторы.

3. Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашении, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях.

Из всех средств воздействия па подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто нс смеет являться с опозданием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удастся заставить сотрудников полюбить работу.

По и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствия для всех.

4. Единоначалие. Единоначалие, но мнению Фаиоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.

5. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть, по мнению Фаиоля, лишь вследствие неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями, что нс только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из случаев, по его мнению — не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства;

6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или группы служащих нс должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан… Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частных.

7. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.

8. Централизация. Не прибегая к термину «централизация власти», Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший общий результат».

9. Скалярная цепь, т.е., по определению Фаиоля, «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от ко-торой не нужно отказываться, но которую следует сократит!,, если слишком тщательное следование ей может нанести вред.

10. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и вес (каждый) на своем (его или ее) месте».

11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль счи-тал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.

13. Инициатива, т.е., но определению Фаиоля, обдумывание и выполнение плана. Поскольку это «доставляет большое удовлетворение всякому мыслящему человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личным тщеславием», с тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.

14. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении — сила». Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Привести примеры из практики – условия создания и деятельности некоммерческих, коммерческих, неформальных организаций. Оценить трудности их развития, определить пути преодоления этих трудностей, определить их организационные проблемы.

 

В качестве примера некоммерческой организации и возьмем Фонд Поддержки президентских Программ.

Оно было создано по решению Президента и администрации президента.

Фонд Поддержки Президентских Программ является некоммерческой организацией, имеющей целью содействие построению в России гражданского общества, институты которого активно взаимодействуют с государственной и местной властью. Формируемое в таком взаимодействии национальное единство является ключевой предпосылкой прогрессивного и демократического развития страны.

В связи с этим, заявляя о поддержке Президентских программ, Фонд видит в них не только заявление главы государства, но и отражение ключевых проблем государства и общества, требующих широкого общественного обсуждения и объединения усилий по их разрешению.
     Основные трудности видятся в выработке конкретных механизмов реализации обозначенных Президентом приоритетов. Именно в выработке таких механизмов, в разработке системы целевых мероприятий, их претворении в практику состоят основные задачи Фонда.
     С этой целью Фонд проводит исследовательские мероприятия по определению научного и общественного видения существующих проблем и способов разрешения, выработке оптимальных действий и анализу практических результатов (Вы можете принять непосредственное участие в таких исследованиях, выразив свою позицию по ряду ключевых вопросов). Особое внимание Фонд уделяет вопросам работы с молодежью, участвует в создании молодежных организаций, призванных формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, умение сочетать индивидуальные и общественные интересы.

Для решения подобных задача Фонд взаимодействует с государственными органами всех ветвей власти, с различного рода общественными организациями, в том числе представляет им конкретные результаты по оценке ситуации и вырабатывает рекомендации для принятия адекватных и востребованных решений.

 Фонд проводит исследовательские мероприятия по определению научного и общественного видения существующих проблем и способов их разрешения.

 В рамках своей деятельности Фонд осуществляет сотрудничество с государственными и общественными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, способными оказать финансовую, организационную, информационную и иную поддержку в реализации программ фонда.

 Фонд в своей деятельности исходит из того, что только совместные активные, целенаправленные и обдуманные действия всех прогрессивных сил современного российского общества помогут добиться конкретных результатов, воплотить обозначенные в Президентских программах планы в реальность.

011914 0314 4 Сущность и принципы организационной системы

При этом необходимо учитывать, что каждое из управлений Фонда может действовать как самостоятельно, так и с привлечением других управлений в целях комплексного решения возникающих проблем, всестороннего обеспечения реализуемых проектов.
     Каждое из управлений Фонда строит свою деятельность на принципах партнерства.

 

В качестве примера коммерческой организации выбрано предприятия ЗАО «Альфа-С».

Предприятие ЗАО «Альфа-С» начало свое развитие в 1957 году (под другим названием) и, в основном, занималось строительством объектов переработки и хранения зерна, что и было специализацией этого предприятия.

Основной деятельностью ЗАО «Альва-С» является строительство жилых зданий.

С 2000 года фирма стала специализироваться на реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений. В настоящее время основными видами деятельности предприятия являются:

  • выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;
  • торгово-закупочная деятельность (организация оптовой, розничной
    торговли) с открытых торговых точек;
  • посредническая, коммерческая, бартерная деятельность;
  • оказание транспортных услуг предприятиям и населению;
  • закупка и комплектация оборудования;
  • внешнеэкономическая деятельность.

ЗАО «Альфа-С» стремится к достижению основных целей, – таких как:

  • сохранение и развитие фирмы;
  • насыщение рынка высококачественными видами услуг;
  • максимализация прибыли предприятия;
  • увеличение уровня благосостояния работников.

Задачей предприятия является более эффективное использование имеющихся производственных мощностей, увеличение объема
оказываемых услуг (работ) и их реализация с целью получения более
высокой прибыли.

Высшим органом управления предприятия «Альфа-С» является собрание акционеров. Один раз в год предприятие проводит годовое собрание акционеров, но помимо годового могут созываться чрезвычайные
собрания.

Чрезвычайные собрания акционеров могут быть созваны директором
для рассмотрения любых вопросов. В обществе создается исполнительный
орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью (правление). В состав правления общества входят семь членов Наблюдательного Совета ЗАО «Альфа-С» директор общества, председатель Наблюдательного Совета; главный бухгалтер предприятия и другие.

Основной задачей правления является выработка политики с целью увеличения прибыльности общества и обеспечение выполнения планов общества.

Правление является исполнительным органом общества. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Правление имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности общества и его внутренним делам.

Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью общества и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми для выполнения этой задачи полномочиями.

Схема организационно-управленческой структуры ЗАО «Альфа-С» представлена на рис.

Из структуры управления ЗАО «Альфа-С» видно, что здесь не существует ни службы по управлению персоналом, ни службы маркетинга, отсутствует заместитель директора по производству, а также нет специалиста по приему персонала (психолог), и еще одним недостатком является то, что отдел кадров выполняет функции инженера по технике безопасности.

Если говорить о службе маркетинга, то ее необходимость обусловлена тем, что приспособление предприятия к постоянно ожесточающимся условиям конкуренции с отечественными и зарубежными фирмами, требует совершенствования форм и методов
изучения рынка, рекламы продукции (работ, услуг). Развитие функции маркетинга адекватно новым задачам, стоящим перед предприятием.

011914 0314 5 Сущность и принципы организационной системы

 

В условиях рыночной экономики необходимо достаточно детально изучить все элементы конъюнктуры рынка — предложение, спрос, цену, прошлое, настоящее и будущее, соответственно этому строить дальнейшую деятельность предприятия.

Конечно же, не каждому предприятию под силу создание специальных служб маркетинга, а иногда эти функции целесообразно возложить на уже имеющийся плановый отдел, создать небольшую группу при директоре и его заместителе. Но пренебрегать этими функциями в новых условиях хозяйствования, рассчитывать на стабильное существование без них было бы непростительной ошибкой.

Таким образом, для обеспечения маневренности действий предприятия при изменении сбыта или спроса продукции (работ, услуг), служба маркетинга должна определять перспективные рынки сбыта (состав потребителей, объем их потребностей, региональное размещение, особые требования и другое) на текущий период и отдаленную перспективу (от 2 до 10 лет), анализировать состав существующих и возможных конкурентов на внутреннем и внешнем рынках в перспективе,
оценивать состав поставщиков основных материалов с позиции увеличения объема поставок в случае необходимости значительного увеличения объема производства.

Рассмотренная работа должна проводиться постоянно в условиях рыночной экономики, если предприятие хочет иметь в дальнейшем стабильное положение.

На предприятии ЗАО «Альфа-С» существует система единой финансово-экономической службы на базе объединения планово-экономического и финансового отделов предприятия. При этом здесь усиливаются аналитические функции и функции управления финансами, что способствует более обоснованной разработке не только текущих, но и стратегических, перспективных планов, эффективному использованию как существующего, так и будущего потенциала
предприятия. В связи с этим руководителю предприятия следует оценить возможности внедрения аналогичных изменений на предприятии.

Как видно из рисунка на предприятии ЗАО «Альфа-С» отсутствует служба по управлению персоналом, которая необходима для развития и совершенствования системы мотивации трудовой деятельности персонала, а также для развития всего предприятия в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если не будет уделяться должного внимания мероприятиям по совершенствованию управления кадровым потенциалом, то предприятие будет обречено на провал, то есть без нужных людей ни одно предприятие не сможет достичь
своих целей и выжить.

Под кадровым потенциалом (трудовые ресурсы) обычно понимается способность всех работников предприятия (рабочие, служащие, инженеры, инженерно-технический и управленческий персонал), объединенных в единый коллектив, качественно и в срок решать стоящие перед предприятием научно-технические, производственные и социально-экономические задачи.

Также из рисунка видно, что всем процессом управления на предприятии занимается директор, то есть здесь реализуется принцип централизации управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами
деятельности, в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом.

Централизованная структура управления на ЗАО «Альфа-С» имеет и недостатки.

В настоящее время, чтобы фирма ЗАО «Альфа-С» продолжала успешно функционировать, необходимо оценить степень адекватности ее структуры и изменить ее так, как этого требуют внешние условия, то есть провести совершенствование организационной структуры в соответствии с
изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде.

Таким образом, при совершенствовании систем управления и их организационных структур нужно задумываться не только о совершенствовании собственной организационной структуры, но и о том, какую пользу создание (устранение) тех или иных функций и подразделений аппарата управления принесет для достижения конечной цели деятельности предприятия.

Пути преодоления:

1.Необходимо реорганизовать (усовершенствовать) структуру
управления предприятия ЗАО «Альфа-С», так как она имеет множество
недостатков. Усовершенствованный вариант организационной структуры ЗАО «Альфа-С» представлен на рис. 2.

2.В этой структуре введен отдел маркетинга, что обусловливает усиление конкурентных реимуществ, усиление позиций на рынке, контроль и анализ за ситуацией, сложившейся на рынке, и многое другое.

3.Концентрация ранее разбросанных по структуре подразделений в единые комплексы, что обеспечивает увеличение степени децентрализации управления и облегчает управлять функциональными подразделениями для эффективного достижения организационных целей.

4.Введение подразделения контроллинга обеспечивает непрерывный анализ, контроль и корректировку основных показателей деятельности организации, и обеспечивает профилактику и упреждение возможных кризисных явлений, что в целом будет способствовать
устойчивому развитию организации.

Таким образом, совершенствование структуры управления – это сложный и постоянный процесс, требующий много времени и квалифицированных знаний работников, который необходимо проводить в соответствии с изменениями во внутренней и, внешней среде для успешного функционирования предприятия ЗАО «Альфа-С».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

011914 0314 6 Сущность и принципы организационной системы

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00146 sec

WordPress: 23.78MB | MySQL:121 | 2,056sec