Сущность и виды предпринимательской деятельности

<

013114 0416 1 Сущность и виды предпринимательской деятельности Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только по тому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам:

  1. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
  2. Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

    В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

    Структуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы:

     

     

    013114 0416 2 Сущность и виды предпринимательской деятельности

    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: а) собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); б) наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); в) индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); г) государственного или муниципального служащего; д) менеджера (управляющий чужим предприятием); е) пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); ж) учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); з) безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); и) занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); к) вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

    Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

    Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 2).

    013114 0416 3 Сущность и виды предпринимательской деятельности

    Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

    Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

    Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: новизна товара и его соответствие интересу потребителя; качество; цена, доступность товара; степень универсальности товара; внешний вид и упаковка; позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями; возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; соответствие общепринятым или государственным стандартам; престижность и привлекательность рекламы товара и т. д. .

    Здесь хотелось бы отметить, что если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

    Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

    В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: а) тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его; б) посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; в) ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства) .

    Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

    Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

    В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

    Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

    В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

    Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений, с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

    При этом особенно хотелось бы подчеркнуть, что главной функцией и целью предпринимательской деятельности является производство продукции, выполнение работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. При этом основная цель предпринимательства в рыночных условиях получение прибыли, но не любой ценой, а разумным сочетанием обеих целей. Ведь именно развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства – все это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

    <

    Для формирования и нормального функционирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

    Под экономическим условиями, прежде всего, понимается существование предложений товаров и спроса анна них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров .

    Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования и существования предпринимательства. Прежде всего, это устремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде и эти потребности могут меняться на разных этапах.

    Огромное влияние оказывает и правовая среда. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития и т.д.

    В современных условиях состояния рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям.

    Фирма – обособленная целостная система технологических и социально-экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица. Существует следующая классификация фирм:

    по виду хозяйственной деятельности – промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные;

    по отраслевой принадлежности (степени диверсификации): моно-отраслевые (специализированные фирмы и их объединения – синдикат, картель); диверсифицированные – с сохранением профилирующего производства (концерн); без сохранения профилирующего производства (конгломерат); многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции (холдинги, ФПГ);

    по территориальной принадлежности – национальные и транснациональные компании;

    по величине – крупные, средние, малые;

    по организационной форме: единоличное владение; партнерства; акционерные общества или корпорации.

    Организационно-правовые формы хозяйствования представляют собой соответствующие определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления, дающие возможность человеку, гражданину, коллективу обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта и стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем.

    При этом под правовой формой предприятия подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

    Рассмотрим основные формы предпринимательской деятельности.

    Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, не посредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты.

    В странах рыночной экономики индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство – самая простая форма предпринимательства. Тем не менее, распространенность ее обусловлена не только простотой организации и оформления, но и в силу ряда имеющихся у нее преимуществ, – сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

    Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.

    Индивидуальные предприниматели в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость – важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности.

    Вместе с тем, она имеет и ряд недостатков: 1) отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство, так как его финансовые возможности ограничены; 2) ограничение у него возможности в получении всей возможной экономии от масштаба производства; 3) низкая эффективность менеджмента; 4) полная хозяйственная ответственность предпринимателя., что как бы делает его заложником своего «дела».

    Стоящие перед индивидуальным предпринимателем проблемы ограниченности ресурсов и высокого риска могут быть в известной степени преодолены посредством организации товарищества.

    Товарищество (партнерство) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении .

    В ряду характеризующих товарищество черт следует выделить: фиксированный состав участников; долевое участие в предприятии; участники несут личную имущественную ответственность.

    В организационном плане товарищество, хотя и требует договора между его участниками, остается достаточно простой формой организации предпринимательства. Между тем, сохраняя преимущества индивидуального предпринимателя, эта форма дает более лучшие возможности для привлечения ресурсов в силу расширения круга участников. Более широкая имущественная база позволяет расширить возможности привлечения кредитных источников, гарантируемых теперь имуществом всех участников. Товарищество – это, по сути дела, специфическая форма разделения риска. Будучи разделенным среди участников товарищества, риск снижается в отношении каждого из них.

    Однако и товарищество не лишено недостатков: 1) возможная конкуренция среди участников товарищества; 2) снижается оперативность в принятии решений; 3) товарищество все же сохраняет в себе чрезмерную ответственность участников притом в значительной степени теперь обусловленную и чужими ошибками. Все это делает данную форму организации предпринимательской деятельности достаточно уязвимой, не случайно она наименее распространена.

    Корпорация – основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Корпоративная форма организации предпринимательства сложилась в конце ХIХ века и была обусловлена качественными сдвигами в производительных силах общества.

    В современной рыночной экономике именно корпорации играют ключевую роль. Имея скромную долю в структуре организационных форм – не более 20– 25%, корпорации дают 80 – 90% хозяйственного оборота. Между тем, сущностные особенности корпорации связаны отнюдь не с масштабностью их деятельности, тем более что большинство корпораций все же имеют довольно скромные размеры.

    Главная экономическая особенность корпоративной формы состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена по отношению к ее учредителям и участникам, что в корне отличает ее от единоличных предпринимателей и партнерств.

    Конечно, как и любая другая форма, корпорация также не лишена недостатков: 1) организационные трудности, возникающие оформлении и регистрации данной формы, преодоление которых требует значительных усилий и средств; 2) порядок образования корпоративных образований достаточно жестко регулируется и связан с определенными ограничениями; 3) излишнее налоговое бремя, возникающее в связи с двойным налогообложением — сначала прибыли корпорации, а затем выплачиваемых акционерам дивидендов; 3) сложность взаимоотношений между акционерами (которым принадлежит юридически корпорация) и управляющими (у них реальная власть руководства) . Эта проблема может быть смягчена при помощи инструментов как законодательного, так и экономического характера. В первом случае в виде механизмов контроля за деятельностью управляющих, а во-втором – форм материального стимулирования как способа вынудить управляющих работать в интересах акционеров. Ясно одно, чем более распыленным является акционерный капитал, тем более вероятной становится возможность злоупотреблений со стороны управляющих.

    Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное общество, мобилизующее капитал путем выпуска ценных бумаг: акций и облигаций. Главная отличительная особенность акционерного общества состоит в свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Поэтому их часто называют общественными, хотя по сути это частные предприятия. Среди других типов корпоративной организации следует отметить, так называемые S-корпорации, представляющие собой сочетание качеств корпорации и партнерства. Нельзя не сказать о холдингах, являющихся держателями акций других корпораций и выступающих, таким образом, своеобразной формой регулирования всего корпорированного сообщества. Довольно широкое распространение получили профессиональные корпорации, представляющие собой объединения по профессиональному признаку — юристов, медиков и т.п., участники которых оказывают соответствующие услуги. Профессиональные корпорации – это своеобразная форма акционерного общества закрытого типа.

    Итак, предпринимательство представляет собой особый вид экономической активности в целях извлечения прибыли, которая основывается на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Основными и важнейшими субъектами предпринимательской деятельности является предприниматель, государство и потребитель. Предпринимательство является важнейшим и необходимом элементом рыночной экономики.

    2. СОСТАВИТЬ АНКЕТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

     

    Анкета для изучения покупательских предпочтений респондентов – владельцев легковых автомобилей

    1. Какую модель легкового автомобиля Вы имеете? ___________________

    2. Удовлетворены ли Вы качеством своего автомобиля:
    а) полностью устраивает    б) не совсем    в) совсем не устраивает

    3. Есть ли недостатки в Вашем автомобиле: а) да   б) нет  в) частично

    4. Если да, то укажите причины недостатков:
    а) низкие технические характеристики    б) заводской брак
    в) плохое техническое обслуживание      г) другие (указать).

    5. Когда в последний раз Вы обращались в службу сервиса или ремонта:
    а) более 5 лет назад    б) более 3 лет назад
    в) более 1 года назад   г) регулярно обращаюсь

    6. Собираетесь ли Вы в скором времени сменить автомобиль:
    а) да    б) нет    в) не знаю

    7. Если да, то какой марки автомобиль Вы предпочитаете:
    из отечественных: а) «ГАЗ»     б) «ВАЗ»    в) «Москвич»    г) «УАЗ»
    из зарубежных: а) Toyota   б) Ford   в) Honda   г) Mercedes   д) другие (указать)

    8. Считаете ли Вы широким предлагаемый ассортимент легковых автомобилей:
    а) да б) не очень в) нет

    9. Где Вы предпочитаете купить автомобиль:
    а) в автосалоне б) на «автобарахолке»
    в) по объявлениям в газете г) сам ищу продавца

    10. Чем Вы руководствуетесь при выборе автомобиля:
    а) ценой     б) техническими характеристиками, их качеством
    в) эстетико-психологическими характеристиками (престижностью, цветом, отделкой кузова и т.д.)    г) экономичностью расходования бензина д) безопасностью    е) другое (указать)

    11. Какой цвет автомобиля Вы предпочитаете:
    а) белый    б) черный    в) красный    г) не имеет значения    
    д) другой (указать)

    12. Какую обивку салона Вы предпочитаете:
    а) кожа   б) велюр   в) дермантин   г) не имеет значения   д) другой (указать)

    Сведения о респондентах:

    1. Укажите Ваш возраст:  а) 18-25 лет  б) 26-45 лет  в) свыше 45 лет

    2. Укажите Ваш пол:  а) мужской  б) женский

    3. Укажите Вашу профессию или род занятий _________________________

    4. Укажите среднедушевой доход на 1 члена Вашей семьи:
    а) до 500 руб.   б) от 500 до 1000 руб.  в) от 1000–3000 руб.  г) свыше 3000 руб.

     

     

    Анкета для торговых работников по изучению особенностей реализации легковых автомобилей

     

    1. Укажите, пожалуйста, автосалон (фирму), в которой Вы работаете _____

    2. Какие из моделей автомобилей присутствуют в ассортименте:

    отечественные автомобили:
    а) «ГАЗ», в т.ч. 33021, 31022, 31029, 2410, 24, 33024
    б) «ВАЗ», в т.ч. 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2121, 21213
    в) «Москвич», в т.ч. М412, М2140, М2141, ИЖ27156, ИЖ412, ИЖ Комби 2126
    г) «УАЗ», в т.ч. 469, 2206, 31519, 3303, 3909, 3962

    импортные автомобили:
    а) Toyota, в т.ч. Corolla, Land Cruiser, Camri, Corona, Corsa
    б) Chreysler, в т.ч. Jeep Grand Cheror
    в) Ford, в т.ч. Lincoln Town Car
    г) Honda, в т.ч. Accord, Civic
    д) Mazda, в т.ч. Familia
    е) Mersedes, в т.ч. 280Е, 300, 320, 500
    ж) Nissan, в т.ч. Maxima, Micra, Sunni
    з) Opel, в т.ч. Ascona
    и) BMW, в т.ч. 325i, 520
    к) Audi, в т.ч. 100, 80
    другие модели (указать)

    3. Каковы цены на автомобили, реализуемые в Вашем автосалоне?

    Модели автомобилей отечественного производства

    Цена, тыс. руб.

    Модели автомобилей импортного производства

    Цена, тыс. руб.

      

      

      

      

    4. Какие дополнительные услуги предоставляет Ваш автосалон покупателям:
    а) установка сигнализации
    б) выбор аудиоаппаратуры
    в) выбор чехлов и других дополнительных аксессуаров к автомобилю
    г) быстрое оформление документов о постановке на учет в ГИБДД
    д) услуги по ремонту и сервисному обслуживанию
    е) другие (указать)

    5. Какие услуги по ремонту и сервисному обслуживанию оказывает Ваш автосалон:
    а) окраска автомобиля
    б) жестяные и кузовные работы
    в) техническое обслуживание
    г) мелкий ремонт автомобиля
    д) ремонт двигателя и других сложных узлов и агрегатов
    е) не оказываем услуги

    6. Как часто владельцы автомобилей обращаются в Ваш автосалон по оказанию сервисных услуг после покупки у Вас автомобиля (часто +, иногда ^, редко -):
    а) с момента покупки до 1 года
    б) с 1 года до 2-х лет
    в) с 2-х до 5 лет
    г) свыше 5 лет

    7. Какими критериями в выборе автомобиля руководствуются покупатели:
    а) цена
    б) технические характеристики
    в) качество автомобилей
    г) ассортимент
    д) эстетические свойства автомобилей
    е) другие (указать)

    8. Каковы основные причины отказа от покупки:
    а) высокая цена
    б) не устраивают технические характеристики
    в) низкое качество автомобилей
    г) узость ассортимента
    д) другие (указать)

    Сведения о респондентах:

    1. Укажите Ваш возраст: а) 18–25 лет  б) 26–45 лет  в) свыше 45 лет

    2. Укажите Ваш стаж работы в этой области:
    а) до 5 лет     б) от 5 до 10 лет    в) свыше 10 лет

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.– М.: Институт международного права и экономики. –Триада Лтд, 2001.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  5. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. – С-Пб.: Специальная литература, 2000.
  6. Задорский В.И. Менеджмент. Теоретический курс. – М.: Матадор, 2002.
  7. Иенненкенс Н.С. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Минск: Бизнес-пресс, 2002.
  8. Менеджмент организаций / Под ред. Румянцева З.П., Сломатина И.А. – М.: Зевс, 2001.
  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хеудори Ф. Основы менеджмента / Пер с анг. Комарова С.Ю. –М.: Дело, 2003.
  10. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. М.: Цецерон, 2000.
  11. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.07MB | MySQL:118 | 1,658sec