Теоретические основы акционирования

<

012614 2208 1 Теоретические основы акционирования

1.1. Понятие акционерного общества

 

В соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом; кроме того, эта организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу ст. 50 ГК РФ акционерное общество относится к числу коммерческих организаций, поскольку основной целью деятельности любого акционерного общества является извлечение прибыли, которая впоследствии распределяется между акционерами путем выплаты дивиденда.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» можно определить акционерное общество как коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу, имеющую в собственности обособленное имущество, учитываемое на ее самостоятельном балансе, которое может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом и зарегистрированную в установленном законом порядке.

Акционерные общества относятся к числу хозяйственных обществ.

Акционерное общество обладает повышенной по сравнению с иными организационно-правовыми формами юридических лиц способностью к привлечению дополнительных финансовых ресурсов (за счет возможности проведения дополнительной эмиссии акций).

Правоспособность акционерного общества практически ничем не ограничена: оно осуществляет гражданские права и несет обязанности необходимые для осуществления любого вида деятельности, не запрещенные федеральными законами. Для осуществления некоторых видов деятельности необходимо получить соответствующую лицензию.

Хозяйственная деятельность обществ в оборонных отраслях промышленности, в отраслях, занятых добычей драгоценных и редких металлов, минералов, сырья, леса, пушнины, осуществляется с разрешения Правительства РФ. В целях защиты интересов государства и в связи с общественной необходимостью Правительство РФ может определить также другие отрасли, в которых осуществление хозяйственной деятельности для обществ ограничивается.

 

1.2. Виды акционерных обществ

 

Ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах» называет два различных типа акционерных обществ, которые могут создаваться в РФ:

— открытые;

— закрытые.

Тип акционерного общества отражается в уставе и в фирменном названии.

Основное различие между этими типами заключается в способе распределения акций.

В открытом акционерном обществе участники могут отчуждать принадлежащие им акции без реализации преимущественного права их приобретения другими акционерами этого общества.

Акции открытого общества свободно продаются и покупаются. Акционерное общество в праве проводить открытую подписку на акции, а так же закрытую подписку, если это предусмотрено уставом и решено на общем собрании, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничено требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено.

В вопросах покупки акций открытого общества действуют исключительно экономические регуляторы, кроме тех случаев, когда приобретение акций регулируется, в том числе и антимонопольным законодательством.

Закон прямо запрещает установление преимущественного права открытого общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых иными акционерами этого общества. Указанное означает, что акции открытого общества могут являться предметами биржевой торговли, это может являться и его недостатком. Так, свободное обращение акций общества создает серьезные предпосылки для быстрой смены собственника компании.

В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного, установленного заранее определенного круга лиц.

Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций возмездно отчуждаемых другими участниками этого общества, по цене предложения третьему лицу в количестве, пропорциональном количеству акций, принадлежащих каждому из них. Уставом закрытого общества может быть предусмотрен иной порядок осуществления упомянутого права. Кроме того, уставом может быть предусмотрено преимущественное право самого общества на приобретение акций, если акционеры не использовали свое преимущественное право покупки. Если только ни акционеры, ни общество, не использовали свое преимущественно право приобретения акций, они могут быть проданы стороннему лицу. Следует отметить, что данные ограничения не касаются дарения, что практически всегда используется при операциях по захвату закрытых обществ.

Закон РФ «Об акционерных обществах» ограничил предельное количество акционеров закрытого акционерного общества 50 акционерами достаточно жесткой нормой п. 3 ст. 7 Закона РФ, которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то в течение одного года оно должно быть преобразовано в открытое. Если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, общество подлежит ликвидации в судебном порядке. Но п. 4 ст. 94 Закона РФ ограничил применение этой нормы, распространив ее только на закрытые общества, которые создавались после 1 января 1996 г., и соответственно исключил возможность ее применения в отношении закрытых акционерных обществ, созданных до введения Закона в действие, т.е. до 1 января 1996 г. Поэтому на практике очень часто встречаются закрытые акционерные общества, в которых число акционеров превышает 500 и более, как правило, это акционерные общества созданные в результате реорганизации путем преобразования из колхозов, совхозов, арендных предприятий и т.п. Таким образом закрытые общества, созданные до введения в действие Федерального закона «Об акционерных обществах» могут иметь неограниченное число акционеров.

 

1.3. Особенности функционирования акционерного общества

 

Акционерное общество является наиболее распространенной организационно-правовой формой предпринимательства в современной рыночной экономике. Эта модель в наиболее более полной форме позволяет реализовать особенности процедурного бизнеса. Она содержит в себе условия для гибкого приспособления к изменяющимся условиям внешней среды (полно реализовать современные черты развитого интуитивного предпринимательства).

Однако нормальное функционирование акционерного общества невозможно без механизмов рыночного и институционального контроля за его деятельностью, обеспечивающего баланс интересов акционеров и менеджеров. Все это вместе образует модель акционерного общества.

Несмотря на то, что акционерное общество — это довольно универсальная организационно-правовая форма предпринимательства‚ существуют страновые модели, обеспечивающие ее стабильность.

Характеристиками акционерного общества являются:

Ограниченная имущественная ответственность Механизм ограниченной имущественной ответственности позволяет привлечь распыленные финансовые ресурсы, снизить цену капитала, максимально снизить риск ведения предпринимательской деятельности.

В рамках акционерного общества имеется возможность через систему участия привлекать капитал для неограниченного роста фирмы. Акционерное общество возникает как результат и механизм концентрации и централизации капитала. Чаще всего — это крупная фирма.

Акционерное общество является коллективной формой бизнеса — бизнес организаций. Организация регистрируется как юридическое лицо (фирма создается как независимый от своих владельцев субъект хозяйственного оборота: имеет обособленное имущество, независимый счет, независимые права и обязательства).

В акционерном обществе происходит отделение собственности от управления. Это ведет к созданию класса профессиональных управленцев (поэтому эта организационно-правовая форма в наибольшей степени соответствует механизмам процедурного бизнеса).

Управляют фирмой менеджеры — управляющие по найму. Они представляют интересы не какого-либо отдельного собственника, а интересы фирмы в целом (на практике являются представителями наиболее крупных акционеров; необходим механизм контроля за их деятельностью). Создается механизм назначения‚ отбора и контроля за деятельностью управляющих‚ — механизм процедурного (институционального) контроля за менеджерами.

С другой стороны формируется особый класс собственников — акционеров.

Акционер — как владелец корпорации‚ это:

собственник денежного капитала;

коллективный собственник.

 

Его отличия от других типов собственников:

отделен от управления;

не может влиять на размер своего дохода и цену акций;

не может изъять свой капитал из фирмы — акцию не погашают, ее можно только продать.

Неделимость собственности фирмы при делимости собственности акционеров создает возможности для диверсификации производства. (это снижает риск упущенных возможностей и убытков). Акционеры являются собственниками акций (собственники делимого финансового капитала, при том, что имущество самой фирмы остается неделимым).

Ликвидность акций дает возможность высокой мобильности вложенного капитала и быстрого перелива капитала в любую отрасль.

 

2. Создание ЗАО «KORELS»

 

2.1. Характеристика создаваемого предприятия

 

Открытое акционерное общество будет действовать на рынке под названием ОАО «KORELS». Название фирмы является легко произносимым, запоминающимся, способствует формированию имиджа организации. Данное название привлекательно для потребителей, вызывая у них соответствующие ассоциации, связанное с образом KORELS, человека который продает молоко и молочные продукты.

Уставной капитал ОАО «KORELS» составит 120 млн. руб., в том числе:

Внеоборотные активы. Стоимость сооружений и оборудования – 84 млн. руб., нематериальные активы (товарный знак, деловая репутация) – 12 млн. руб.

Оборотные активы – 24 млн. руб.

Юридический адрес предприятия: г. Краснодар, ул. Чкалова 44.

Тел.: 861-250-00-01, 861-251-00-02

Кадровый состав компании:

Фамилия, имя, отчество генерального директора компании:

Кузина Светлана Игорьевна,

Фамилия, имя, отчество финансового директора:

Соколовский Федор Артемьевич,

Фамилия, имя, отчество менеджера по персоналу:

Котов Петр Васильевич,

Фамилия, имя, отчество директора по маркетингу:

Кирова Ирина Олеговна,

Фамилия, имя, отчество менеджера по логистике:

Воронова Елена Александровна.

Количество работающих составит 156 человек, из них руководителей – 18 человек, служащих – 18 человек, специалистов – 48 человек, рабочих – 72 человек.

Распределение ценных бумаг ОАО «KORELS» будет производится следующим образом.

ОАО «KORELS» планирует эмиссию ценных бумаг в размере 100% от уставного капитала. Номинал каждой акции составит 1000 рублей.

Общее количество выпущенных акций ОАО «KORELS» составляет:

120 млн. руб. : 1000 = 120000 акций

Распределение выпускаемых акций происходит следующим образом:

доля Управления дороги в создаваемом предприятии составит 25,5%, доля предприятия – 25,5%, доля руководства – 20%, доля работников компании 20%, доля реализации – 9%.

В соответствии с указанными долями, распределение акций ОАО «KORELS» представим в таблице 1.

 

Таблица 1 – Распределение акций ОАО «KORELS»

Собственники акций

Доля собственников, в создаваемом предприятии, %

Стоимость акций, тыс. руб.

Количество акций, шт

1. Управление дороги

25,5

30600

30600

2. Предприятие

25,5

30600

30600

3. Руководство

20

24000

24000

4. Работники

20

24000

24000

5. Реализация 

9 

10800

10800

Всего акций

100

120000

120000

 

Высшее руководство ОАО «KORELS» сформулировало миссию своей организации следующим образом – обеспечивать население качественной, недорогой, разнообразной и удовлетворяющей вкусы разных потребителей молочными напитками.

Соответственно миссии формируется стратегическое видение фирмы «KORELS».

К 2010 году фирма «KORELS» займет значительную долю российского рынка молочных напитков, выйдя на общероссийский уровень, продолжит торговую экспансию в страны Запада (освоение рынков Западной Европы).

 

2.2. Анализ направлений деятельности

 

ОАО «KORELS» будет заниматься производством молочных напитков.

Основным видом деятельности общества будет являться производство, заготовка, переработка, хранение и реализация молочной продукции.

Основные производственные цеха:

  1. приемно-аппаратный (переработка молока);
  2. сметанно-творожный;
  3. маслоцех;
  4. цех СОМ;

    Вспомогательные цеха:

  5. компрессорный;
  6. котельная;
  7. механический;
  8. электроцех;
  9. КИП и А;
  10. гаражи.

     

    2.3. Оценка конъюнктуры существующего рынка

     

    Потребление молока на душу населения в 2006 году составило 250 кг при рациональной норме 392 кг. В 2007 году ожидается рост этого показателя до 270 кг на человека. Потребление будет продолжать расти более умеренными темпами по мере того, как рост доходов российских граждан будет способствовать повышению потребления белковой пищи, а также приведет к тому, что потребители будут отдавать предпочтение продуктам с высокой «добавленной стоимостью».

    Общее потребление упакованных молочных продуктов в Российской Федерации в 2006 году составило 10,1 млрд. литров.

    По оценкам ING BANK (EURASIA) объем рынка молочной продукции в 2005 году был равен $ 13,5 млрд. По нашим оценкам, объем рынка молочной продукции за 2006 год составил порядка $ 15,2 млрд.

    В 2005 году наблюдалось падение производства молока на 3,2%. В 2006 году в России произведено 31,4 млн. тонн молока, что на 0,9% больше 2005 года. На 1 августа 2007 года производство составило 32 млн. тонн.

    Основной фактор, сдерживающий развитие производства молока и молочных продуктов – состояние российского животноводства. В последние годы происходит постоянное сокращение крупного рогатого скота: например, по состоянию на 1 августа 2007 по сравнению с той же датой 2006 года сокращение молочного стада в России составило 1,1%.

    Обострение конкуренции и растущее давление ритейлеров вызывает смену стратегических приоритетов развития участников рынка, особенно у российских компаний. Основными задачами становятся: создание/развитие собственных торговых марок, расширения географии сбыта и продвижение товара в розничных торговых сетях.

    Компании в целом прошли через этап формирования производственной базы и перешли к этапу выстраивания и совершенствования сбытовых механизмов, включая создание сильного узнаваемого бренда как текущего ключевого фактора формирования стоимости компании.

    Сегодня в России работает около 2 тыс. производителей молочной продукции, из них действительно крупными можно назвать только три компании: «Вимм-Билль-Данн», Unimilk и Danone. Одним из ключевых элементов корпоративной стратегии развития крупных компаний является скупка региональных производителей молока.

     

    2.4. Анализ конкурентов на рынке

     

    На рынке региона представлен достаточно широкий круг молокопроизводителей с однородной продукцией, которая в основном позиционирована в низшем ценовом сегменте. Основные проблемы, с которыми сталкиваются молокопроизводители – это, как правило, слабая сырьевая база, многие производства требуют реконструкции. Среди привлекательных тенденций для выхода сильного конкурента – возможность приобретения за низкую стоимость молочных комбинатов в удаленных районных центрах, требующих инвестиционных вложений, таким образом, близость к источнику сырья и дешевая рабочая сила позволяет производить продукцию по конкурентоспособным ценам (с этой точки зрения может быть привлекательным сегмент пастеризованного молока). Конкурентная борьба в регионе сводится только к ценовой составляющей. Активных рекламных кампаний основные конкуренты не ведут.

     

    2.5. Характеристика продукта

     

    Молочный напиток «Доктор Айболит» — уникальный по своим свойствам молочный продукт, который может не только утолять жажду, но обладает рядом уникальных свойств. Он способствует выведению из организма солей тяжелых металлов и радионуклидов.

    Промышленные предприятия, вредные выбросы в атмосферу, повышенный уровень радиации… все это приводит к тому, что в наших организмах накапливаются вредные вещества. Это соли тяжелых металлов и радионуклиды, которые очень трудно вывести из организма и переизбыток которых приводят к развитию серьезных заболеваний.

    Одним из эффективных способов избавления от шлаков является употребление продуктов, содержащих пищевые волокна. По рекомендациям врачей ежедневно мы должны потреблять около 30-35 грамм таких веществ. По анализам специалистов, в среднем мы употребляем 10-15 граммов волокон — меньше половины нормы, что, безусловно, сказывается на состоянии организма. На молочном рынке Среднего Урала появился новый уникальный молочный напиток «Доктор Айболит» который содержит необходимую суточную норму пищевых волокон, а также другие витамины и минералы, способствующие защите организма.

    Это первый молочный продукт, сделанный в России, который способен выводить из организма соли тяжелых металлов и радионуклидов. «Доктор Айболит» снижает уровень кислотности в кишечнике, способствует улучшению пищеварения. Выраженные сорбционные свойства пищевых волокон позволяют использовать продукт в профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний, таких как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь.

    Полезен «Доктор Айболит» и для тех, кто следит за своей фигурой. Употребление молочного напитка способствует нормализации обмена веществ, что, помогает бороться с лишним весом и лишними сантиметрами. И никакой тяжести в желудке!

     

    2.6. Основные потребители

     

    Нашими потребителями будут все слои населения.

    Спрос на молочную продукцию в основном зависит от демографических факторов и от вкусов потребителей, а также от факторов, связанных с приоритетностью потребительских затрат, включая общее состояние экономики и общий уровень доверия потребителей. Готовность потребителей покупать продукты питания известных торговых марок зависит, отчасти, от экономических условий. В периоды экономической нестабильности потребители стараются покупать менее дорогостоящие продукты питания, и если коммерческая стратегия нашей компании будет ориентирована на увеличение объема продажи продукции высших сортов, это может неблагоприятно отразиться на результатах нашей деятельности. Уменьшение спроса на нашу продукцию на каком-либо из основных рынков может привести к снижению товарооборота и рентабельности нашей компании.

     

     

    3. Организационный план

     

    На данный момент правовой статус предприятия, создаваемого с целью реализации данного проекта определен – это будет открытое акционерное общество, отдельное юридическое лицо, основным учредителем которого будет ОАО «Российские железные дороги».

    Для организации данного предприятия необходимо привлечь дополнительный персонал в количестве 156 человек, требуемый для организации производственного процесса, который должен обладать необходимым опытом в данной сфере услуг.

    В то же время, планирование общепроизводственных и общехозяйственных расходов включает в себя планирование расходов на ремонт, эксплуатацию и содержание основных средств, расходы на транспортировке и установке оборудования, затраты на рекламу.

     

    4. Финансовый план

     

    4.1. Определение себестоимости

     

    Планируемый режим работы предполагает 1 смену при 8 часовом рабочем дне.

    Планируемый фонд рабочего – 21 день.

    Средняя производительность предприятия основного продукции (йогурта) – 12000 кг в смену

    – в месяц: 1200 кг * 21 = 25200 кг в мес.

    – в год: 25200 * 12 = 302400 кг в год

    Рассчитаем стоимость продуктов, необходимых для изготовления напитка.

    фрукты и ягоды – (ц = 40 р./кг) – 1 руб. 44 коп

    сливки – 60 г. (ц = 30 р./кг) – 2 руб. 16 коп.

    желатин – 1 г. (ц. = 100 р/кг) – 12 коп.

    сахар – 14 г. (ц. 18 р./кг) – 30 коп

    упаковка – 24 коп.

    прочие расходные материалы на производство – 36 коп.

    Итого затраты на 1 ед. продукции – 4 руб. 62 копеек.

    Затраты на объем смены – 100000 * 4,62 = 462000 руб.

    в месяц: 462000 * 21 = 9702000 руб.

    в год: 12 * 9702000 = 116424000 руб.

    Рассчитаем затраты на оплату труда:

    среднемесячные оклады:

    руководящий состав – 25000 руб.,

    основные рабочие – 12000 руб.,

    специалисты и служащие – 15000 руб.,

    вспомогательные рабочие и охрана – 8000 руб.,

    уборщики – 5000 руб.

    Произведем расчет фонда заработной платы, руб.

     

    <

    Таблица 3 – Расчет годового фонда оплаты труда, руб.

    Персонал

    Численность

    Зарплата в месяц

    Фонд оплаты труда

    месячный

    годовой

    Руководители

    18

    25000

    450000

    540000

    Основные рабочие

    48

    12000

    576000

    6912000

    Специалисты и служащие

    66

    15000

    990000

    11880000

    Вспомогательные рабочие и охрана

    17

    8000

    134400

    1612800

    Уборщики

    7

    5000

    36000

    432000

    Итого

    156

    2186400

    21376800

     

     

     

    Единый социальный налог – 26,4% от ФОТ за год, то есть

    21376800 * 26,4%/100% = 6926515 руб.

    Затраты на топливо и энергию:

    – энергопотребление – 144 кВт/ч;

    – стоимость 1 кВт/ч. – 2 руб.;

    – фонд рабочего времени в сутки – 8 часов;

    – месячный фонд рабочего времени в часах – 8 *21 = 168 часов;

    Издержки на энергию в месяц: 168 * 144*2 = 48384 руб./месяц.

    В год издержки на энергию составит: 48384 * 12 = 580608 руб./год.

    Издержки на энергию в год:

    потребление топлива в год – 24 тонн;

    стоимость топлива за 1 тонны – 2500 руб.

    Издержки на топливо в месяц – 60000 руб.;

    Издержки на топливо в год – 60000 * 12 = 720000 руб.

    Всего затраты на топливо и энергию в год составит

    580608 + 720000 = 1300608 руб.

     

     

    Затраты на услуги связи:

    в месяц – 12000 руб.; в год – 144000 руб.

     

    Амортизация:

    Стоимость амортизационных отчислений составит 5% от стоимость основных средств: 84 000 000 * 5% /100% = 420000 руб.

    Расходы на рекламу:

    в месяц – 600000 руб.

    в год – 720000 руб.

    Транспортные расходы:

    в месяц – 1200000 руб.

    в год – 14 400 000 руб.

    Аренда помещений и земли :

    – площадь – 4,2 га, ставка – 12000 руб./га в месяц,

    – арендная плата в месяц – 50400 руб., в год – 12*50400= 604800 руб.

     

    Рассчитаем полную производственную стоимость продукции (таблица 4).

     

    Таблица 4 – Расчет полной стоимости продукции

    Статья расходов 

    В месяц

    В год

    1. Материалы и комплектующие

    9702000

    11642400

    Итого переменные издержки

    9702000 

    11642400 

         

    1. Заработная плата 

    2186400

    2623680

    2. Топливо и энергия 

    108384

    130060,8

    3. Связь 

    12000 

    144000

    4. Транспорт 

    1200000 

    14400000

    5. Реклама 

    60000 

    720000

    6. Аренда 

    50400 

    60480

    7. Амортизация 

    350000 

    420000

    8. Отчисления от ФОТ 

    577209,6 

    6926515 

    Итого постоянные издержки

    4544393,6

    25424735,8

    Итого себестоимость 

    14246393,6

    37067135,8

     

    Себестоимость производства 1 л напитка:

    37067135,8 / 2520000 =14,71 руб./л.

    Существующий разброс цен от – 12 руб. до 25 руб.

    Полученная себестоимость продукции позволяет установить цену 20 р.

    Таким образом, маркетинговой стратегий ОАО «KORELS» является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества продукции.

    В связи с этим, фирма сможет на только занять планируемую нишу на региональном рынке, но и закрепить на ней, обеспечив себе стабильны гарантированный сбыт.

     

    4.2. Определить доходов, прибыли и рентабельности

     

    Выручка составит 2520000 * 20 = 50400000 руб.

    Произведем расчет прибыли и рентабельности (таблица 5)

     

    Таблица 5 – Расчет прибыли и рентабельности

    Показатели 

    Стоимость 

    В месяц 

    В год 

    1. Выручка от реализации услуг

    4200000

    50400000

    2. Расходы

    3088928,0

    37067135,8

    3. Валовая прибыль

    1111072

    13332864,2

    4. Налог на прибыль (ставка 24%)

    266657,2

    -3199887,4

    5. Чистая прибыль

    844414,8

    10132976,8

    6. Рентабельность, %

    20,1

    20,1

     

    Таким образом, предполагаемая рентабельность производства составит 20,1%.

     

     

     

     

     

     

     

    5. Расчет дивидендов и их распределение

     

    Анализ рынка потребителей данного вида услуг показывает, что закладываемые в расчет объемы реализации продукции можно считать обоснованными.

    В состав текущих затрат проекта выделяют и обосновывают:

    – материальные затраты, включая затраты на приобретение различного хозяйственного инвентаря;

    – затраты на оплату труда;

    – общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

    Текущие затраты составляют 37067135,8 руб.

    При заложенном в расчет уровне доходов и затрат планируемая прибыль составит 10132976,8 руб.

    Распределение прибыли среди участников акционерного общества происходит согласно имеющихся у них пакетам акций.

     

    Таблица 6 – Распределение дивидендов

    Участники общества

    Доля

    Дивиденды, руб. 

    1. Управление дороги 

    25,5 

    2583909,1

    2. Предприятие 

    25,5 

    2583909,1

    3. Руководство 

    20 

    2026595,4

    4. Работники 

    20 

    2026595,4

    5. Реализация 

    9 

    911967,2

    Всего  

    100 

    10132976,8

     

    При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо признать как эффективный.

    Рентабельность проекта составляет 20,1%.

     

     

     

     

     

    5. Организация заработной платы

     

    Форма оплаты труда устанавливает, как оценивается труда при его оплате: по конкретной продукции, по затраченному времени или по индивидуальным или коллективным результатам деятельности. От того, как форма труда используется на предприятии, зависит структура заработной платы преобладает ли в ней условно- постоянная часть (тариф, оклад) или переменная (сдельный приработок; премия). Соответственно разным будет и влияние материального поощрения на показатели деятельности отдельного работника или коллектива бригады, участка, цеха.

    На предприятии применяется повременная форма оплаты труда.

  11. Для учета рабочего времени применяются формы № Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы» и № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени».

    Повременной называется такая форма платы, когда основной заработок работника начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время, т.е. основной заработок зависит от квалификационного уровня работника и отработанного времени.

    Повременная плата – простая и повременно-премиальная. При простой повременной системе оплаты труда размер заработной платы зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного времени.

    При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх зарплаты (тарифа, оклада) за фактически отработанное время дополнительно получает и премию. Она связана с результативностью того или иного подразделения или предприятия в целом, а также с вкладом работника в общие результаты труда

    За нарушение трудовой дисциплины – устанавливается дисциплинарная ответственность.

    Работникам предоставляются ежегодные отпуска.

    Всем сотрудникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. В период отпуска сохраняется место работы и средний заработок. Очередной отпуск предоставляется работнику один раз в течение года работы, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году.

    Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.01 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предусмотрена форма № 7 «График отпусков».

    После вступления в силу Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» с 5 октября 2006г. изменился порядок исчисления среднего дневного заработка для оплату отпусков и выплата компенсации за неиспользованные отпуска (ст. 139 ТК РФ), Если ранее среднедневной заработок исчислялся за последние 3 календарных месяца, то теперь он исчисляется за последние 12 календарных месяцев. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале по 28 е (29-е) число включительно).

    Для того чтобы исчислить средний заработок за отпуск, необходимо:

  12. определить расчетный период;
  13. определить сумму заработной платы, начисленной в расчетном периоде и ранее, которая учитывается при исчислении среднего заработка;
  14. выбрать вариант расчета среднедневного (среднечасового) заработка, который различается для оплаты отпусков для работников с суммированным и поденным учетом рабочего времени;
  15. исчислить среднедневной (среднечасовой) заработок;
  16. определить количество дней (часов), подлежащих оплате;
  17. исчислить сумму среднего заработка путем умножения среднедневного (среднечасового) заработка на количество оплачиваемых дней отпуска (часов, приходящихся на время отпуска).

     

     

    6. Финансовая политика предприятия

     

    Финансовая стратегия, главной задачей которой является достижение полной самоокупаемости и независимости предприятия, строится на определенных принципах организации и включает в себя следующее:

    текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;

    централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;

    формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;

    безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами;

    разработку учетно-финансовой и амортизационной политики предприятия;

    организацию и ведение финансового учета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;

    составление финансовой отчетности по предприятию и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами с соблюдением требований стандартов;

    финансовый анализ деятельности предприятия и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географических сегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);

    финансовый контроль деятельности предприятия и всех его сегментов.

    Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.

    На основании финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим основным направлениям финансовой деятельности:

    налоговая политика;

    ценовая политика;

    амортизационная политика;

    дивидендная политика;

    инвестиционная политика.

    В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п.

    Финансовая стратегия — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее:

    планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;

    оптимизацию основных и оборотных средств;

    распределение прибыли.

    Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:

    формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;

    выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях;

    соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;

    определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами;

    создание и подготовку стратегических резервов;

    ранжирование и поэтапное достижение целей.

    Задачи финансовой стратегии:

    определение способов успешного использования финансовых возможностей;

    определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами

    финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;

    изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.

    Таким образом, финансовая стратегия — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия, обеспечивающая формирование и эффективное использование финансовых ресурсов; выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях; соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами; создание и подготовку стратегических резервов; ранжирование и поэтапное достижение целей. Правильно выбранная стратегия целеустремляет и мобилизует использование научно – технического, производственно – технологического, финансово – экономического, социального и организационного потенциалов компании в определённых направлениях, обещающих достижение успеха.

     

     

     

     

     

    7. Маркетинговая стратегия

     

    Маркетинговая стратегия – это условный, глобальный план «поведения» для достижения целей предприятия и маркетинговых целей. Разработка маркетинговой политики проходит в несколько этапов, это сложный процесс планирования.

    Перед маркетинговым планированием стоят следующие задачи:

    1. проанализировать ситуацию внутри предприятия и окружающую среду;

    2. выбрать рынок;

    3. определить размер покрытия рынка;

    4. выработать основные принципы поведения по отношению к участникам рынка;

    5. определить ключевые моменты в использовании маркетинговых инструментов;

    Разработка маркетинговой политики производится с помощью маркетингового анализа и включает в себя три этапа:

    1. постановка целей

    2. разработка маркетинговой стратегии

    3. определение использования маркетинговых инструментов

     

    7.1. Снабженческо-сбытовая деятельность

     

    Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике затрагиваются вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.

    Одним из пунктов в сбытовой деятельности предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара — это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке.

    Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

    В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:

  • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
  • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения;

    Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

     

    7.2. Ценовая политика

     

    Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

    Процедура разработки ценовой политики, а затем и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена на сведении воедино различных факторов, способных повлиять на условия сбыта и прибыльность операций фирмы при тех или иных вариантах цен ее продукции.

    Полезность товара как фактор формирования цены. Ценность товара определяется как экономическая ценность блага для покупателя или ценность, проявляющаяся при обмене, то есть та оценка желанности блага, которая — в денежном выражении – превышает цену этого блага. И у таким образом понимаемой ценности есть реальная основа измерения. Этой основой служат соотношения полезности и цены для благ, которые являются реально доступными покупателям альтернативами.

    Иными словами, определяя для себя ценность товара, покупатель в качестве отправной точки принимает цену наилучшей из ему доступных разновидностей товаров других фирм, удовлетворяющих ту же потребность. Затем он смотрит – обладает ли предлагаемый вами товар свойствами, которые отличают его в лучшую сторону от товара-альтернативы. Если такие свойства имеются, они каким-то образом оцениваются покупателем, повышая в его глазах ценность вашего товара. И, наконец, покупатель анализирует – нет ли у предлагаемого вами товара свойств, которые отличают его в худшую сторону от товара-альтернативы. Наличие таких свойств понижает ценность вашего товара в глазах покупателей.

    Процедура расчета экономической ценности товара может быть достаточно строго формализована и стать основой для надежных количественных оценок. Практически эта процедура состоит из четырех основных этапов:

  1. определение цены (или затрат), связанных с использованием того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;
  2. Определение всех параметров, которые отличают ваш товар как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы;
  3. Оценка ценности для покупателя
    различий в параметрах вашего товара и товара-альтернативы;
  4. Суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности вашего товара от товара-альтернативы.

    Пройдя все описанное этапы установления цены, проанализировав кривую спроса, рассчитав валовые издержки, зная цены конкурентов, фирма может приступить к определению цены на товар. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.

     

    8. Мотивация персонала

     

    Стимул – это побудительная сила, которая может выступать как «кнут», так и «пряник». Основой стимулирования является соотношение между действием и вознаграждением за это действие. Стимулы могут быть материальными и моральными.

    У каждого работника есть определенный набор потребностей, которые являются побудительными причинами трудового поведения и действий работника. Мотивы трудового поведения формируются из трех основных компонентов:

    – отражение работником своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (трудовой деятельности);

    – отражение тех благ, которые работник может получить в качестве вознаграждения за труд;

    – отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.

    Выбор работником варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены (платы) за результаты в процессе трудовой деятельности и мотивационного ядра личности.

    Выделяют три основных вида трудовой мотивации: материальная; социальная (моральная); организационная (административная).

    Среди мотивов труда решающее значение уделяется мотивам, связанным с материальной заинтересованностью, так как именно они влияют на выбор профессии, места работы, определяют отношение к труду.

    Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование от несчастных случаев и т.п.

    Социальная или моральная мотивация основана на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

    Организационная (административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации — дисциплина труда, а ее результат — дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

    Административная мотивация включает и меры поощрения, такие как объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.

    Мотивационный менеджмент организации не может считаться эффективным в достижении индивидуальных, групповых и организационных целей без определения: – границ хозяйственной самостоятельности (степени свободы) и необходимых результатов деятельности в отношении ассортимента продукции, методов ее изготовления, организации оплаты труда и т.д.; необходимых затрат для достижения целей; форм и условий стимулирования эффективной деятельности работников, групп и организации в целом; системы взаимной ответственности за выполнение принятых обязательств.

    В данной работе был рассмотрен процесс управления организацией на основе анализа деятельности фирмы ОАО «KORELS», осуществляющей производство молочных напитков.

    Управление фирмой имеет четыре важнейших функции, выполнение которых определяет эффективность деятельности всей организации в деле достижения ее целей: планирование, организация, мотивация и контроль.

    В процессе планирования были выработаны цели организации ОАО «KORELS» и стратегия ее поведения, обеспечивающая достижение поставленных целен,

    Для решения стратегических задач была создана структура фирмы и распределены все полномочия, обеспечивающие эффективные взаимоотношения между подразделениями фирмы

    Для мотивации были разработаны методы стимулирования работников, основанные на содержательной теории мотивации. Приведена система экономических и неэкономических методов стимулирования для разных групп работников.

    Список литературы

     

     

  5. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. 2-ое издание. – М., 1999.– 484 с.
  6. Глухов В.В. Менеджмент.– СПб.: Питер, 2006.
  7. Зельдович Б. З, Менеджмент.-М,: ИНФРА-М, 2007.
  8. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия.–М.: КНОРУС, 2005. – 421 с.
  9. Курс экономики: учебник. – 3-е издание / Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 716 с.
  10. Магомедов А.М. Экономика предприятия. Махачкала, 2003.– 541с.
  11. Мескон М. Х. и др. Основы менеджмента: перевод с англ. – М.: Дело, 2002. – 704 с.
  12. Мищенко А.П. Экономика предприятия торговли. Казань: КИ МГУК, 2001. – 236 с.
  13. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М., 2004. – 742 с.
  14. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М., 2003.– 354 с.
  15. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.И. Шохина.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 451 с.
  16. Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волкова.–М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00054 sec

WordPress: 24.31MB | MySQL:117 | 2,357sec