Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

<

021314 1526 1 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬПО

 

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение фирмой, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма управления.

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики – означает:

– ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме прибыль;

– постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

– хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

– постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

– выявление конечного результата деятельности фирмы на рынке в процессе обмена;

– необходимость использования современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин «менеджмент» является аналогом термина «управление», однако существуют различия. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, к разным сферам деятельности, к органам управления, а также на предприятиях.

Менеджмент – совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности. Или менеджмент – это процесс планирования, организации. Мотивации и контроля с целью формулирования и достижения целей организации благодаря труду других людей. Менеджмент предполагает управление не только формальными, но и неформальными организациями, образующимися и действующими спонтанно на основе личных связей, контактов, приятельских и семейных и других видов отношений.

 Основой управления является следующее:

– управление представляет собой процесс;

– результат управления это всегда достижение каких-либо целей;

– управление всегда предполагает множество действий, каждое из которых способствует достижению поставленной цели.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации (фирмы) – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.

Конечная цель
менеджмента состоит в обеспечении прибыльности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-экономической базы, а также эффективного использования кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой, является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических интересов объединившихся в ней товаропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников.

Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций.

Именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. Организационная форма — есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала — одно — организационно-правовая форма — узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги.

Второе — управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры:

а) внутри потребительского общества;

б) в системе «потребительское общество — союз»;

в) в системе «союз — союз».

Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты:

— обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия;

— включает данное производство в систему единого экономического пространства;

— организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми;

— определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса;

— регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления.

В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами.

Потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами.

Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Следовательно, она включает в себя следующие организационные формы:

— сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;

— специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, капитальное строительство, предоставляют кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;

— потребительские общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, в том числе и общественное питание;

— потребительские союзы (районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы, Центросоюз);

— хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.

Системный характер потребительской кооперации дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций организационных форм потребительской кооперации. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.

Согласно ст. 15
Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)  законодательно предусмотрена следующая структура органов управления потребительского общества. Во-первых, управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества. Во-вторых, высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.

В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом.

Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.

Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.

Полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества перечислены в ст. 16 Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.

К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся:

– принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений;

– определение основных направлений деятельности общества;

– избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание;

– определение размеров вступительного и паевого взносов;

– исключение пайщиков из потребительского общества;

– решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них;

– избрание представителей потребительских обществ союза;

– выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза;

– утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов;

– порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества;

– порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом;

– определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества;

– отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества;

– создание хозяйственных обществ;

– принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества.

Уставом потребительского общества могут быть отнесены к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества и другие вопросы.

Вопросы, отнесенные законом и уставом потребительского общества к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества, не могут быть переданы им на решение совета и правления потребительского общества.

Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только по тому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам:

  1. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
  2. Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

    В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

    Структуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы:

    021314 1526 2 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 3 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 4 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

     

    021314 1526 5 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 6 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 7 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 8 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 9 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

     

     

    021314 1526 10 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 11 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 12 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 13 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 14 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 15 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

    021314 1526 16 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 17 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 18 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 19 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 20 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 21 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 22 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 23 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 24 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

     

     

     

    Рис. 1. Структура категории предпринимательства в сельском хозяйстве

     

    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: а) собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); б) наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); в) индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); г) государственного или муниципального служащего; д) менеджера (управляющий чужим предприятием); е) пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); ж) учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); з) безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); и) занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); к) вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

    Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 2).

     

    021314 1526 25 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 26 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

    021314 1526 27 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 28 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 29 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 30 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 31 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

    021314 1526 32 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО021314 1526 33 Теорические аспекты менеджмента и предпринимательской деятельности в СельПО

     

    Рис. 2. Субъекты предпринимательской деятельности

     

    Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

    Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

     

    2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

     

    В качестве объекта управления выбрано Старонижестеблиевское сельское потребительское Общество.

        Старонижестеблиевское потребительское Общество — добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное по территориальному признаку, зарегистрированное и находящееся на территории муниципального образования Красноармейский район, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

    Старонижестеблиевское потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации», другими Законами Российской Федерации, уставом, международными принципами кооперации.

        Старонижестеблиевское потребительское общество (далее по тексту — юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, которая имеет самостоятельный баланс, расчетные валютные и рублевые банковские чета, печать с фирменным наименованием, бланки, штампы и другие реквизиты.

    Граждане и юридические лица, внесшие вступительный и паевой взнос и принятые в общество являются пайщиками.

    Полное название общества — старонижестеблиевское сельское потребительское общество.

    Сокращенное название — С-Н-Стеблиевское сельпо.

    Юридический адрес: РФ, Краснодарский край, Красноармейский район, станица, Старонижестеблиевская, улица Кооперативная, 77

    Старонижестеблиевское сельское потребительское (в дальнейшем -общество) создается на неопределенный срок.

    Организационно-правовой формой Старонижестеблиевского потребительского общества является потребительский кооператив в соответствии со ст. 116 ГК РФ.

    Общество создано без ограничения срока деятельности.

    Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов.

    Для выполнения указанной цели общество осуществляет:

    – оптовую и розничную торговлю, заготовительную, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законом, всемерное содействие развитию социально-бытовой и иной инфраструктуры;

    – закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического и вторичного сырья для последующей переработки и реализации в торговой сети, а также для поставки промышленности;

    — пропагандирует кооперативное движение, проводит работу по вовлечению населения в члены общества;

  • формирует собственные целевые фонды;
  • деятельность ресторанов, кафе, баров, закусочных;
  • фармацевтическая деятельность;
  • проводит аукционы, выставки-продажи и прочие торгово-сервисные мероприятия;
  • формирует собственные целевые фонды;

    – осуществляет иную, не противоречащую действующему законодательству деятельность, если это направлено в конечном итоге на развитие основных видов деятельности общества.

    По масштабам деятельности предприятие относится к «малым», зона влияния ограничивается станицей Старонижестеблиевской Красноармейского района Краснодарского края.

    Отраслевая принадлежность – сельское хозяйство.

    Общество имеет в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства и иное имущество.

    Имущество общества формируется за счет: вступительных взносов членов; паевых взносов членов; целевых взносов членов;добровольных имущественных взносов и пожертвований; доходов от предпринимательской деятельности; дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходов, получаемых от собственности общества; других не запрещенных законодательством поступлений.

    Паевые взносы членов общества формируют его паевой фонд, составляющий основу его имущественной базы.

    На основе имущества, принадлежащего Обществу, формируются следующие фонды Общества:

    — паевой фонд — используется для осуществления уставной деятельности и формируется за счет паевых взносов членов Общества;

    — резервный фонд — формируется за счет дополнительных взносов членов и служит для покрытия его убытков;

    — неделимый фонд — используется для ведения уставной деятельности, формируется за счет паевых и целевых взносов членов Общества, а также доходов от предпринимательской деятельности и не подлежит распределению между членами общества;

    — фонд развития — расходуется на развитие потребительской кооперации, модернизацию и ремонт оборудования, инструментов и других технических средств, используемых для выполнения уставных целей.

    При необходимости общество может сформировать и другие фонды.

    Органами управления обществом являются общее собрание и совет общества. Исполнительным органом является Правление Общества. Контрольный орган — Ревизионная комиссия. Общее собрание — высший орган управления обществом.

    Общее собрание правомочно принять решение по любому вопросу относительно деятельности, в т.ч. подтверждать и отменять решения Совета и Правления. Каждый член имеет на общем собрании один голос.

    Совет Общества является органом управления, подотчетным общему собранию. Совет осуществляет полномочия, определенные уставом, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания.

    Председатель и члены Совета Общества избираются сроком на пять лет. Председатель и члены Совета Общества могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению Общего собрания. Досрочно избранный председатель и члены Совета общества исполняют свои обязанности до истечения пятилетнего срока полномочий предыдущего председателя и члена совета общества. Заседания Совета общества проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

    Председатель Совета Общества руководит деятельностью данного органа, готовит и проводит заседания Совета. Свои полномочия по созыву и подготовке заседания Совета председатель вправе делегировать своему заместителю.

    Правление Общества является коллегиальным исполнительным органом, осуществляющим управление текущей деятельностью Общества в соответствии с полномочиями, определенными Положением о Правлении.

    Председатель Правления руководит деятельностью Правления.

    Ревизионная комиссия формируется общим собранием путем избрания в члены комиссии определенного собранием количества членов общества. Ревизионная комиссия общества контролирует соблюдение устава, его предпринимательскую, финансовую деятельность, а также деятельность созданных Обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов. Ревизионная комиссия подотчетна только общему собранию.

    Членами могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица, добровольно заявившие о своем намерении вступить в общество.

    На предприятия используются как экономические меры управления, так и социально-психологические и административные, что позволяет в полной мере управлять трудовым коллективом общества.

    Таким образом, исследуемое предприятие имеет экономическое и социальное значение для жителей данной станицы и ближайших населенных пунктов, так как обеспечивает их работой и продуктами и товарами в торговых точках.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

     

    Миссия потребительского общества может определена как обслуживание членов-пайщиков и удовлетворение их потребностей в товарах народного потребления и различных видах услуг за счет денежных и материальных взносов. Именно для этого создаются потребительские общества, то есть люди добровольно вступают в них и вносят обусловленные размеры паевых и вступительных взносов, финансовых ресурсов. Поскольку потребительские общества являются главным звеном во всей системе потребительской кооперации, постольку их миссия предопределяет миссию других кооперативных органов и всей системы в целом.

    С учетом сформулированной миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией: 1) завоевание рынка сбыта и овладение как можно большей долей рынка Красноармейского района; 2)постоянное обновление ассортимента; 3) установление приемлемых цен на все виды продукции, товары, работы и услуги; 3) поиск, внедрение, применение новых технологий и техники; 4) повышение квалификации сотрудников и работников; 5) изучение потребностей потребителей.

    Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов.

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительские общества и их союзы не являются коммерческими организациями, поэтому их целью не может быть извлечение прибыли. В принципе им не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако ею можно заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

    Направленность специфических целей общества:

    – увеличение получаемой прибыли, повышение показателей рентабельности и рост эффективности хозяйственной деятельности общества;

    – повышение производительности труда, увеличение скорости товарооборочиваемости продукции и услуг;

    – привлечение дополнительных финансовых ресурсов, снижение дебиторской и кредиторской задолженности;

    – снижение материалоемкости деятельности, повышение фондоотдачи в целях роста эффективности использования основных ресурсов;

    – снижение величина краткосрочных кредитов и займов;

    – повышение финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности общества;

    – рост материального и социального обеспечения членов общества.

    Таким образом, миссия потребительского общества обеспечивается реализацией и достижений поставленных целей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

     

    Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

    Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь недостаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

    Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

    Применяемый для анализа среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

    Далее в таблице 1 приведен SWOT – анализ общества.

    Таблица 1 – SWOT-анализ общества

    Настоящее 

    Взаимное влияние 

    Будущее 

    Возможности 

    Угрожающие проблемы

    Сильные стороны 

    1 

    2 

    3 

    4 

    5 

     

    1 

    2 

    3 

    4 

    5 

     

    Возможности 

    1 Разветвленная сеть торговых точек по станице и в Красноармейском районе

    ++ 

    ++ 

    ++ 

    0 

    ++ 

     

    0

    ++

    0

    ++

    +

    12

    1 Дальнейшее развитие торговой сети

    2 Качество обслуживания покупателей

    +

    0

    +

    0

    0

     

    +

    ++

    0

    0

    0

    5

    2 Заключение договоров напрямую с контрагентами

    3 Бесплатная доставка крупных покупок в пределах района

    +

    0

    ++

    +

    0

     

    +

    +

    +

    0

    0

    7

    3 Возможность привлечения дополнительных членов, как для привлечения ресурсов, так и для расширения сети контрагентов

    4 Возможность продавать некоторые позиции товаров и продукции по наименьшей цене в районе

    +

    ++

    ++

    ++

    +

     

    ++

    ++

    +

    0

    ++

    15

    4 Поддержка местных (российских, районных) товаропроизводителей с целью получения специфических прав на реализацию их продукции в станице и Красноармейском районе

    5 Комплексная технологичность и автоматизация учетной, торговой и производственной деятельности

    +

    0

    +

    ++

    +

     

    0

    ++

    +

    +

    0

    9

    5 Охват возможно большего числа клиентов, потребителей в станице и в Красноармейском районе

    <

    Слабые стороны

                           

    Проблемы и риски

    1 Относительно высокие цены на большинство закупаемых, импортных товаров

    0

    0

    0

     

    0

    -10

    1 Экономический кризис экономики оказал негативное влияние на ценовую политику предприятия

    2 Недостаточность условий для розничной торговли

    0

     

    0

    0

    0

    0

    -7

    2 Наличие сильной конкуренции

    3 Организация по территориальному признаку

    0

    0

    0

     

    0

    0

    -6

    3 Разорение банка, клиентом которого является общество

    4 Отсутствие планирования

    0

     

    0

    -11

    4 Ненадежные контрагенты

    5 Слабая компетенция ответственных лиц

     

    0

    -15

    5 Возможен отказ в сотрудничестве некоторых поставщиков

     

    0

    3

    1

    -2

     

    2

    3

    -1

    -2

    -4

    -1

     

     

    По результатам SWOT – анализа общества можно сделать вывод о несколько нестабильном текущем положении фирмы на рынке.

    В следующей таблице 2 на основе изучения баланса (формы №1) и отчета о прибылях и убытках № 2 проведен оценку основных средств общества.

     

    Таблица 2 – Характеристика основных средств общества

    Показатели 

    На начало года

    На конец года

    Изменения 

    «+», «-»

    % 

    Стоимость всех основных средств, тыс. руб.

    1148

    957

    -191,00

    83,36

    в том числе: 

      

      

      

     

    стоимость активных основных средств (машины и оборудование, транспорт, инструмент)

    803,6

    937,86

    134,26

    116,71

    Выручка (валовой доход) от реализации продукции, тыс. руб.

    16966

    17528

    562,00

    103,31

    Прибыль от продажи, тыс. руб. 

    703

    554

    -149,00

    78,81

    Среднесписочная численность персонала, чел. в том числе:

    56

    51

    -5,00 

    91,07 

    работников основного производства, чел.

    45 

    46 

    1,00 

    102,22 

    Износ основных средств, тыс. руб.  

    172,2

    124,41

    -47,79

    72,25

    Коэффициент износа, %  

    15

    13

    -2,00

    86,67

    Фондоотдача, руб. 

    14,78

    18,32

    3,54

    123,93

    Фондоемкость, руб. 

    0,07

    0,05

    -0,02

    80,69

    Общая фондовооруженность, руб./чел

    20,50 

    18,76 

    -1,74 

    91,54 

    Фондовооруженность активными основными средствами, руб./чел

    14,35

    18,39

    4,04

    128,15

    Производительность труда тыс. руб./чел. 

    302,96

    343,69

    40,72

    113,44

    Рентабельность основных производственных фондов, %

    61,24 

    57,89

    -3,35

    94,53

     

    Как видим, за анализируемый 2010 г. отмечается рост эффективности использования основных средств организации, о чем говорит рост показателя фондоотдачи на 3,54 руб. На положительную динамику фондоотдачи и росте эффективности основных средств предприятия оказало положительное влияние как снижение величины основных средств общества на 191 тыс. руб. вследствие реализации части торгового оборудования, так и в связи с ростом получаемой выручки от продажи продукции на 562 тыс. руб. Соответственно, произошло снижение фондоемкости на 0,02 пункта. В то же время отмечается снижение роста рентабельности основных производственных фондов вследствие снижение получаемой прибыли от продажи, которая снизилась за анализируемый период на 554 тыс. руб.

    Снижение прибыли от продажи говорит о снижении эффективности работы предприятия в целом и обусловлен значительным ростом коммерческих расходов предприятия.

    Рост выручки от продажи и снижение численности работников общества привело к росту производительности труда на 40,72 тыс. руб., то есть трудовые ресурсы предприятия стали использовать более эффективно. В то же время, отмечается снижение обще фондовооруженности работников на 1,74 тыс.руб./чел, что обусловлено выбытие основных фондов. В то же время отмечается рост доли активных основных средств общества, что привело к росту фондовооруженности активными средствами на 4,04 тыс. руб./чел.

    В следующей таблице 3 проведем анализ и оценку финансового состояния.

     

    Таблица 3 – Анализ и оценка финансового состояния общества

    Показатели 

    На начало года

    На конец года

    Изменения 

    «+», «-»

    % 

    Коэффициент общей ликвидности 

    0,002 

    0,002 

    0,00 

    79,35 

    Коэффициент срочной ликвидности 

    0,038 

    0,034 

    -0,004 

    89,52 

    Коэффициент возврата дебиторской задолженности

    229,27 

    139,11 

    -90,16 

    60,68 

    Коэффициент оборачиваемости товарных запасов

    9,28 

    4,77 

    -4,51 

    51,45 

    Чистый оборотный капитал 

    -146,00 

    -76,00 

    70,00 

     

    Коэффициент общей платежеспособности

    0,319 

    0,455 

    0,136 

    142,53 

    Коэффициент возврата долгосрочных обязательств

    4,774 

    4,011 

    -0,763

    84,03 

    Коэффициент общей валовой прибыли

    0,211 

    0,223 

    0,012 

    105,79 

    Коэффициент чистой прибыли 

    0,004 

    0,006 

    0,002 

    139,50 

     

    Из данной таблицы 3 видно, что коэффициент общей ликвидности не изменился и равен 0,002, значительно меньше нижней нормативной границы, которая лежит в пределах от 0,2 до 0,5. Данный коэффициент говорит, что весьма незначительная часть (всего 0,2%) текущей срочной задолженности организация сможет погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений.

    За анализируемый период отмечается снижение коэффициент срочной ликвидности на 0,004. В то же время данный коэффициент не соответствует допустимому значению, лежащему в пределах от 0,7 до 0,8, далек от этих пределах и говорит о том, что незначительная часть (3,8% на начало года и 3,4%) краткосрочных обязательств организация сможет немедленно погасить за счет денежных средств, поступлений по расчетам.

    Коэффициент возврата дебиторской задолженности снизился довольно значительно, что говорит о росте долгов дебиторов. Данный факт имеет отрицательный факт, так как рост дебиторской задолженности может привести к возникновению сомнительной задолженности, дебетуя своих покупателей, общей фактически предоставляет им беспроцентный кредит, что в условиях инфляции недопустимо.

    Коэффициент оборачиваемости товарных запасов снизился, что является негативным фактом, свидетельствующим о затоваренности складов, происходит увеличение остатков сырья, материалов и товаров на складах общества.

    Чистый оборотный капитал предприятия представляет собой отрицательную величину, что говорит о его недостаточности, хотя и имеет положительную тенденцию к росту.

    Коэффициент общей платежеспособности вырос на 0,136 (темп роста 142,53%), но он значительно меньше нормативного значения, равного 1.

    Коэффициент возврата долгосрочных обязательств снизился, что является негативным фактом и свидетельствующим о снижении возможности выплаты организацией долгов по долгосрочным обязательствам.

    Коэффициент общей валовой прибыли и коэффициент чистой прибыли выросли, что говорит о росте эффективности, рентабельности и прибыльности работы организации за анализируемый период.

    Таким образом, можно сделать следующий вывод:

    1 организация имеет крайне неустойчивый баланс, среднюю величину задолженности, основную часть дохода получает от основной деятельности – торговли;

    2 организация неплатежеспособна, привлекает значительную величину краткосрочных займов и кредитов;

    3 организация неликвидная, появляются проблемы с возвратом дебиторской задолженности;

    4 организация умеет устойчивую прибыль, но величина чистой прибыли незначительна, данную прибыль она направляет на распределение;

    5 организация эффективно использует свои основные фонды, не имеет оптимального уровня товарных и производственных запасов, величина которых увеличилась;

    6 в целом организация финансово неустойчива, существует риск банкротства общества.

    Проведем оценку эффективности управления организации (таблица 5).

    Таблица 5 – Анализ и оценка эффективности управления

    Показатели 

    На начало года

    На конец года

    Изменения 

    Коэф-нт весомости пок-ля

    Удельный вес пок-ля, %

    «+», «-»

    % 

    Доля затрат на управления общей величине затрат на производство и реализацию, %

    0,018 

    0,020 

    0,002 

    111,87 

    5 

    0,0625 

    Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия к затратам на управление

    0,237 

    0,293 

    0,056 

    123,42 

    4 

    0,0625 

    Отношение численности аппарата управления к численности персонала

    0,244 

    0,109 

    -0,136 

    44,47 

    3 

    0,0625 

    Соотношения линейного и функционального персонала предприятия

    0,236 

    0,351 

    0,115 

    148,73 

    3 

    0,0625 

    Финансовое положение предприятия

      

      

      

      

      

      

    Ликвидность 

    0,002 

    0,002 

    0,000 

    79,35 

    0 

    0,0625 

    Платежеспособность 

    0,319 

    0,455 

    0,136 

    142,53 

    0 

    0,0625 

    Эффективность использования активов

    0,131 

    0,073 

    -0,058 

    55,69 

    2 

    0,0625 

    Прибыльность 

    0,211 

    0,223 

    0,012 

    105,79 

    1 

    0,0625 

    Эффективность менеджмента

      

      

           

    Коэффициент экономической результативности управленческой деятельности как соотношение дохода и издержек на производство и реализацию за год

    1,267 

    1,287 

    0,020 

    101,57 

    2 

    0,0625 

    Продолжение таблицы 5

    Показатели 

    На начало года

    На конец года

    Изменения 

    Коэф-нт весомости пок-ля

    Удельный вес пок-ля, %

    «+», «-»

    % 

    Коэффициент уровня организации производства как соотношение длительность производственного цикла и длительности одного оборота оборотных средств

    1,043 

    1,036 

    -0,007 

    99,36 

    2 

    0,0625 

    Коэффициент уровня рентабельности производства и реализации товаров как соотношение чистой прибыли и объема реализованных товаров

    0,004 

    0,006 

    0,002 

    139,50

    1 

    0,0625 

    Коэффициент маневренности капитала как соотношение стоимости оборотного капитала и среднегодовой стоимости собственного капитала

    -0,146 

    -0,085 

    0,061 

    58,34 

    0 

    0,0625 

    Коэффициент накопления амортизационных отчислений как соотношение первоначальной стоимости основных фондов и величины амортизационных отчислений

    0,150 

    0,130 

    -0,020 

    86,67 

    3 

    0,0625 

    Коэффициент эффективности использования резервов как соотношение объема реализованных товаров и стоимости материальных запасов

    9,922 

    7,240 

    -2,682 

    72,97 

    5

    0,0625 

    Комплексный коэффициент 

             

    1,9375 

     

    Так как комплексный показатель свыше 1 и равен 1,9375, следовательно, присутствует определенная эффективность управленческой деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

     

     

    Рассчитанный обобщенный комплексный эффективности управления показал, что проводимая управленческая деятельности на исследуемом предприятия достаточна эффективна.

    С учетом проведенного анализа и полученных результатов были сформулированы основные мероприятия по улучшению управленческой деятельности на исследуемом объекте.

    Таблица 3- Мероприятия по совершенствованию системы управления

    Мероприятия по совершенствованию системы управления

    Методы осуществления этой работы

    Достигаемые цели

    Показатели эффективности, характеризующие результат

    Расширение выпуска и увеличение рынка сбыта

    На основе имеющей производственной базы и сырья расширить ассортимент товаров

    Увеличит товарооборот организации и соответственно повысит прибыльность

    Рост прибыльности и рентабельности организации

    Создать отдел управления персоналом на базе секретаря председателя

    Расширение службы кадров, переименовать ее и ввести новую должность – менеджер-секретарь по управлению персоналом

    Позволит производить более качественный отбор персонала

    Снизит текучесть персонала, его кадровый потенциал

    Установление связей с поставщиками, официальными органами, покупателями и СМИ

    Введение должности маркетолога на четверти ставки

    Обеспечение связей с поставщиками, официальными органами, покупателями и СМИ

    Повышение имиджа предприятия и эффективности маркетинговой, сбытовой, рекламной политики

    Облегчение управления функциональными подразделениями

    Концентрация ранее разбросанных структур подразделений в единые комплексы

    Децентрализация управления

    Снижение управленческих расходов, повышение эффективности управление, рост конкурентоспособности предприятия. Оно сможет более быстрее реагировать на конъектуру рынка

    Мотивация персонала

    материальное и моральное стимулирование

    улучшение отношения работников к производственной деятельности, заинтересовать их в производстве

    Наиболее материально затратное мероприятие, но и наиболее эффективное, но позволит достичь повышения качества продукции, увеличить производительность труда

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

     

    Таким образом, в ходе курсовой работы был проанализирован объект управления – Старонижестеблиевское сельское потребительское общество.

    В ходе выполнения курсовой работы была достигнута поставленная цель курсовой работы – рассмотрены сущность и особенности менеджмента и предпринимательской деятельности в сельпо, оценить эффективность систему менеджмента исследуемой организации. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи курсовой работы: рассмотреть и выявить особенности менеджмента и предпринимательской деятельности в сельпо; оценить эффективность менеджмента на исследуемом предприятии; предложить мероприятия по совершенствованию системы менеджмента на исследуемом предприятии.

    В ходе оценки системы управления Старонижестеблиевского сельского потребительского общества были сделаны следующие выводы. Исследуемая организация прибыльна, но уровень прибыли невысок, основной целью деятельности является удовлетворение материальных и социальных потребностей членов общества путем осуществления основной деятельности – торговли. Организация эффективно использует основные и трудовые ресурсы, в то же время, неплатежеспособно, неликвидно и финансово не устойчиво, организация умеет устойчивую прибыль, но величина чистой прибыли незначительна, данную прибыль она направляет на распределение; организация не имеет оптимального уровня товарных и производственных запасов, величина которых увеличилась; в целом организация финансово неустойчива, существует риск банкротства общества.

    В ходе оценки эффективности управления был рассчитан комплексный коэффициент, который почти равен двум, что говорит о достаточно высоком уровне управления.

    В результате проведенного исследования были предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности управления предприятием.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. –М.: Дело, 2006.
  2. Валуев С.А. Игнатьев А.В. Организационный менеджмент.–М.: Дело, 2008.
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.– М.: Институт международного права и экономики.–М.:-Триада Лтд, 2007.
  4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. — М.: Зевс, 2008.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2011.
  6. Громова О.Н., Свистунов В.М., Мишин В.М. Организация управленческого труда. М.: Деловое время, 2008.
  7. Жигалкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. — М.: Зевс, 209.
  8. Задорский В.И. Менеджмент. Теоретический курс. –М.: Матадор, 2010.
  9. Иенненкенс Н.С. Менеджмент в условиях рыночной экономики.– Минск: Бизнес-пресс,2006.
  10. Кумарин А.П. Основы оперативного управления производством.– Самара: Кругозор, 20063.
  11. Менеджмент организаций / Под ред. Румянцева З.П., Сломатина И.А. – М.: Зевс, 2005.
  12. Мескон М.Х., Альберт М., Хеудори Ф. Основы менеджмента / Пер с анг. Комарова С.Ю. –М.: Дело, 2008.
  13. Мильнер Б.З. Теория организации. -М.: Дело, 2009.
  14. Монден Я. «Тойота» – методы эффективного управления. –М.: ИФРА-М, 2009.
  15. Ремизов К.С. Основы экономики труда.– М.: Феникс, 2009.
  16. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. –М.: Цецерон, 2005.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.12MB/0.00167 sec

WordPress: 22.62MB | MySQL:121 | 3,315sec