Теория организации, её предмет и место в системе научных знаний

<

011914 0309 1 Теория организации, её предмет и место в системе научных знанийПонятие организации и её признаки

  1. Свойство организации
  2. Организация и система. Основные виды систем
  3. Концепции системного подхода к исследованию организаций
  4. Классификация организаций
  5. Хозяйственная организация и её особенность. Коммерческая и некоммерческая организации.
  6. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
  7. Система управления организаций и её основные элементы.
  8. Организация как объект управления. Эволюция взглядов на организацию
  9. Особенности управления организацией в американской и японской моделях менеджмента
  10. Понятие зависимости закономерности и закона. Организационный закон
  11. Общие законы организации и их взаимодействие
  12. Закон синергии – основополагающий закон организации, его сущность и проявление
  13. Закон самосохранения, его содержание и формы реализации
  14. Структура управления организацией. Типы организационных структур.
  15. Понятие и роль коммуникаций в организации. Виды организационных коммуникаций
  16. Основные типы коммуникационных сетей и их влияние на характеристики организаций.
  17. Самоорганизация и самоуправление. Их сущность, роль и значение в организации.
  18. Основные типы организационных культур
  19. Носители организационной культуры. Культуры реальной и фиктивной декларации.
  20. Понятие организационной культуры и её элементы
  21. Организационные ценности, нормы организационного поведения и ориентиры организационной деятельности
  22. Правила формирования организационной культуры
  23. Необходимость развития организации и нововведения
  24. Сопротивление организационным изменениям, его причины и тактика снижения
  25. Контролинг организации
  26. Универсальные принципы организации
  27. Принципы формирования рациональной организации
  28. Принципы рациональной организации процессов
  29. Принципы развития организации – принципы рационализации
  30. Рост и развитие организации, их сущность и соотношение. Формы развития
  31. Закон наименьших и закон пропорциональности. Их проявление и влияние на эффективность организации
  32. Закон композиции. Сущность метода дерева целей как способа согласования целей организации
  33. Закон единства, анализа и синтеза. Анализ и синтез как методы исследования и проектирования организации
  34. Основные способы самосохранения организации
  35. Адаптация организации, её сущность и форма
  36. Закон развития. Стадии жизненного цикла организации

    40. Закон информативности, упорядоченности. Понятие информации и энтропии, их взаимосвязь и влияние на уровень организованности.

     

     

    Теория организации и её место в системе научных знаний.

     

    Œ Предмет теории организации и её роль в современных условиях.

     Характеристика организации как системы

    ŽСистема организационных отношений

     

    Œ Теория организация – это управленческая дисциплина. От других дисциплин, таких как отраслевое управление, территориальное государственное управление, и т.п. она отличается объектом. Объектом ТО является организация. Этот объект имеет свои особенности в сравнении с объектом других дисциплин. Эти особенности проявляются по многим направлениям.

    Во-первых, организация как объект управления имеет особую значимость, т.к. организация – это основное звено в социально-экономической системе страны (именно в организации создаются различные виды продукции, услуг). Состояние организации (качество её функционирования) определяет состояние её отраслей и всей страны. Во-вторых, организация является составными частями других объектов и страны в целом. Т.е. если нет организации как объекта, то нет и отрасли как объекта и территории как объекта. В-третьих, это самый сложный из всех объектов, он самый значимый. Именно в организациях осуществляется процесс изготовления продукта или услуги, а производственный процесс – это самое сложное.

    Организация (по научной литературе) представлена в виде 2-х понятий, категория для выяснения сущности:

  37. – организация как процесс,
  38. – организация как явление.

    Организация как процесс означает, что организация это комплекс управленческих действий, направленных на формирование элементов организации, на соединение элементов и на совершенствование этих связей. Какие это элементы: ресурсы (материальные, трудовые, финансовые). Организация как явление означает что организация – это материальный объект (т.е. конкретное предприятие функционирует). ТО как научная дисциплина изучает этот объект и как процесс и как явление. Т.е. она изучает методы создания организации, выявляет условия, необходимые для создания организации, факторы, влияющие на процесс создания организации, изучает законы функционирования организации. Т.е. для того чтобы создать организацию нужно ответить на вопрос как создать организацию, и нужно знать законы функционирования.

    Роль ТО повышается во всех странах с рыночной экономикой и в особенности в России. Значимость ТО в управлении повышается, потому что усиливается, повышается сложность хозяйственной деятельности, т.е. увеличивается количество предприятий, расширяются связи, усиливается конкуренция, повышаются требования к организации, т.е. к качеству организовывания.

    Цель ТО – обеспечение надёжности функционирования организации на длительный период. Роль ТО особенно повышается в условиях России. Это определяется тем, что рыночные отношения у нас существуют не долго, а в долгосрочном периоде существовала другая система, и характер организации и как процесса и как явления был другой. Процесс создания организации и обеспечения нормального функционирования обеспечивался централизованными методами. Типовая схема построения организации. В нашей стране мало опыта создания малых предприятий. В странах с рыночной экономикой доля малых предприятий гораздо больше. В условиях рыночных отношений сам процесс организации индивидуализирован.

     В ТО объект представлен как система, т.е. система – это совокупность хозяйственных элементов, функционирование которой происходит целенаправленно.

    Основные признаки системы:

  • Наличие множества отдельных элементов
  • Наличие взаимосвязей между отдельными элементами
  • Целевая направленность функционирования множества и отдельных частей; при этом должна существовать единая цель для всей системы, но единая цель подчиняет цели отдельных элементов
  • Автономность функционирования отдельных частей
  • Иерархичность строения системы (соподчинённость отдельных частей)
  • Управляемость системы, т.е. любая система должна содержать механизм управления.

    Любая организация должна иметь эти свойства системы

        В составе системы определяют подсистему (разница количественная, а не качественная), т.е. подсистема имеет те же свойства что и система

        ТО как научная дисциплина применяет такой системный подход к изучению организации, он позволяет обеспечить надёжность, эффективность функционирования организации. Если организация не обладает какими-либо из перечисленных свойств, то качества эффективности резко снижаются и даже она может прекратить своё существование.

     

    Ž Системный подход изучения организации требует изучения всей совокупности связей, которые существуют между отдельными подразделениями организации тоже как системы. Это система связей является формой существования организационных отношений и отражает существование организации. В составе системы организационных отношений (связей) выделяют группы однородных связей по какому-либо признаку, т.е. используется классификация.

  1. классификация, в которой отражён различный статус

    Вертикальные связи 

    — связи между подразделениями различного уровня 

    Горизонтальные связи 

    — связи между подразделениями одного уровня (между цехами)

     

  2. классификация по направлениям связей

    Прямые связи 

    Обратные связи 

    Прямые и обратные связи могут быть вертикальными и горизонтальными

  3. классификация по содержанию связей

    Воздействие 

    — однонаправленная связь; инициатором этой связи могут быть подразделения различного уровня (могут быть по вертикали и по горизонтали, может быть и субъект и объект)

    Противодействие 

    — отрицательная обратная связь 

    Взаимодействие 

    — положительная обратная связь 

     

    Значимость изучения системы отношений связей этой классификации определяется тем, что деятельностью любой организации является организация деятельности всех этих связей, совершенствование этих связей, т.е. создание условий для наиболее полного проявления этих связей.

    Принцип обратной связи – это принцип любой системы. Перечисление группы отношений связей образуют систему внутренней связи внутри организации.

    Большое значение для организации имеют внешние связи. Они оказывают большое влияние на эффективность функционирования организации. По характеру влияния выделяют 2 группы внешних связей:

  4. связи, оказывающие прямое влияние (поставщики, потребители, конкуренты, законодательство, законодательная база, ставка налога – показывает как относится государство и организация)
  5. связи, оказывающие косвенное влияние (состояние мировой экономики, политическая обстановка в стране, научно-технический прогресс)

     

     

    Социальные и хозяйственные организации

     

    Œ Система организаций, их классификация

     Характеристика социальных организаций

    Ž Характеристика частных хозяйственных организаций

     Характеристика государственной и муниципальной организаций

     

    Œ В любой стране существует огромное количество различный видов организаций. Всё это многообразие образует систему, в составе которой выделяют группы однородных по какому-либо признаку организаций, для удобства изучения особенностей каждого вида организаций выделяют группы:

  6. Классификация по содержанию целей, по характеру целевой направленности выделяют социальные и хозяйственные организации. Организации этих групп отличаются по содержанию цели. Основной целью функционирования хозяйственных организаций называют получение максимальной прибыли, хотя не всегда (иногда проникновение на рынок и т.п.). Хозяйственные организации отличаются тем что производят основную массу продукции и услуг. Цели социальных организаций – удовлетворение социальных потребностей. В социальных организациях тоже может создаваться прибыль, но эта цель не является главной.
  7. Классификация по форме собственности:

    Государственная 

    Частная 

    Муниципальная 

    Смешанная 

    Олергия 

        Государственная, муниципальная, частная форма собственности используется для организации хозяйственных и социальных организаций, а смешанная – для хозяйственных

     

     Государственная форма собственности — особенность социальной организации проявляется в том, что в составе социальной организации очень высока доля субъектов государственных и муниципальных предприятий, хотя в рыночных условиях появляется тенденция повышения доли социальных организаций субъектов не государственных и не муниципальных форм собственности, т.е. частных предприятий. Пример: здравоохранение – медицинские учреждения в основном государственные, хотя есть и частные; образовательные учреждения – тоже субъекты государственной собственности, хотя доля частных учреждений с каждым годом всё больше увеличивается; культура и искусство – театры, музеи – государственные.

    Различные формы собственности влияют на характер организации. Характер организации социальных учреждений имеет отличительные особенности по сравнению с хозяйственными.

     

    Ž В ТО в группу хозяйственных организаций включают те организации, которые производят какую-то продукцию, оказывают услуги (в основном производственные)

    Основная цель функционирования хозяйственных организаций – это извлечение прибыли. В составе этой группы выделяют 2 подгруппы:

    — по признаку характера собственности на имущество, которые используют в своей деятельности организации: а) частные; б) государственные, муниципальные.

    В составе подгруппы частных организаций выделяют различные виды, подвиды, разновидности, в основном по организационному признаку, т.е.:

  • по механизму создания этих предприятий
  • по формированию коллектива
  • по способу создания руководства
  • по характеру участия коллектива в управлении организации

    В составе этой подгруппы основной вид хозяйственных организаций (типичный для всех стран) – акционерные общества, потому что эта форма позволяет сконцентрировать, аккумулировать значительные финансовые средства в короткий период времени посредством выкупа акций и в последующий период функционирования организаций – это очень гибкая и устойчивая форма организации.

        Особенности АО:

  • уставной капитал формируется посредством выпуска акций
  • высший орган управления – общее собрание акционеров. Кроме того создаётся исполнительный орган управления, т.е. орган, который непосредственно формирует орган управления (непрерывно) – совет директоров

    В составе ОАО выделяют 2 подвида: закрытые АО и открытые АО. Их отличия:

  • у АО акции могут быть проданы любым лицам, а в ЗАО существуют ограничения
  • ОАО обязано публиковать отчёт о финансовых результатах, у ЗАО такой обязанности нет.

    Товарищества отличаются от АО:

  • формированием уставного капитала, у товариществ – это взносы в виде денежных сумм
  • численностью работников (у АО больше)

    Выделяют: полное товарищество и товарищество на вере. У полных товариществ – полная ответственность участников за результаты деятельности. У коммандитных – ответственность неполная.

    Производственные КООП – по характеру они ближе к товариществу. Уставной капитал формируется паевыми взносами. Высший орган – собрание.

        Для всех перечисленных форм характерна определённая отраслевая спецификация, т.е. есть отрасли где целесообразно создавать тот или иной вид. Наиболее универсальным типом хозяйственной организации является АО, т.е. АО в принципе может быть создано в любой отрасли.

     

     Государственные и муниципальные. В любой стране с рыночной экономикой существует государственный сектор, его доля может быть разной.

    Это государственные унитарные предприятия (имущество не принадлежит этому предприятию, т.е. предприятие не является собственником; эти предприятия неделимые)

    В создании государственных предприятий большое участие принимают государственные органы, т.е. роль гос органов решающая в создании управления, но степень участия может быть неодинаковой.

    Разновидности государственных муниципальных предприятий:

  • основанные на праве хозяйственного ведения
  • основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия)

    Отличия: степень самостоятельности неодинаковая, казённые – значительно меньше самостоятельны (уровень цен, состав поставщиков). Создание казённых предприятий – мера вынужденная, они создаются при ухудшении экономического положения предприятия, в случае когда ситуация не меняется (убыточная деятельность более 2х лет), либо же если предприятие неправильно использует имущество.

    Деление предприятий на казённое и на праве хозяйственного ведения – только для государственных предприятий. У муниципальных такого нет. Муниципальные унитарные предприятия создаются муниципальными органами – они же являются собственниками имущества, а руководство – пользователи.

    Особая значимость в создании муниципальных унитарных предприятий определяется тем, что сам факт создания функционирования этих предприятий отражает реальное повышение самостоятельности хозяйственных органов. Оно проявляется в том, то муниципальные органы имеют возможность извлекать прибыль, т.е. они становятся хозяйственными субъектами, финансовые возможности расширяются, и решается проблема дефицитности муниципальных бюджетов.

    Организация и управление

     

    Œ Система управления организацией. Её состав, структура.

     Функциональное содержание и создание её функциональной структуры

    Ž Самоорганизация и самоуправление

     

    Œ На эффективность функционирования любой организации огромное влияние оказывает система управления. Система управления – это достаточно сложный элемент организации. В её составе можно выделить 4 подсистемы по функциональному признаку:

    1 

    Методология управления 

    В её составе выделяют: законы (закон функционирования организации) закономерности; принципы организации; методы управления организацией; цели функционирования; технология управления; стадии управления

    2 

    Сам процесс управления 

    Подготовка, разработка управленческих решений; реализация управленческих решений; информационные связи 

    Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности

    3 

    Структура управления 

    Структура организации (по функциональным и др.признакам); схема характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные) 

    4 

    Техника управления 

    Т.е. технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях

    Эти 2 подсистемы образуют механизм управления 

        Система управления одновременно и статична (стабильна), и в то же время подвижна (изменчива).

        В составе этих 4-х подсистем и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные элементы. (закон – самый консервативный, чтобы его изменить нужно изменить характер многих факторов — но это в экономике, в управлении законы менее консервативны)

        Система управления должна постоянно совершенствоваться.

        В составе этих подсистем ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деятельность проявляется в выполнении управленческих функций.

    <

     Управленческая ф-ция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих ф-ций. Эти группы отражают 3 уровня управления:

    1. Производственные ф-ции – это ф-ции, которые выполняют работники первичного звена деятельности любой организации (рабочие). В ТО они называются специалисты.

    2. Функция управления производственными ф-циями – среднее звено (бригадир, нач.цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.

    3. Управление управленческой деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров – высший уровень. В ТО – руководители.

        Работники каждого уровня выполняют соответствующие ф-ции. Ф-ция – это одна из основных составляющих управленческого процесса на любом её уровне, т.к. в ф-ции отражено само содержание управления. Ф-ция как элемент тоже имеет своё строение, структуру, т.е. это не последняя неделимая составляющая. В её составе выделяют: процедуры и операции. Они имеют свои свойства и инструменты измерения этих свойств.

        Выделяют 3 параметра:

    1 

    Трудоёмкость (ф-ций, процедур, операций) 

    — измеряется в единицах времени (часы/дни, часы, минуты)

    2 

    Сложность (ф-ций, процедур, операций) 

    — 4 уровня сложности (высший, средний, нижний, нулевой). Критерии этих уровней: нижний – отражает наиболее простой характер процедур операций (технические ф-ции); средний – ф-ции логического характера; высший – ф-ции содержат элемент творчества. Требования этих уровней отражены в нормативных документах

    3 

    Стоимость (ф-ций, процедур, операций) 

    — это параметр, в котором отражен объём затрат на выполнение затрат всех видов ресурсов, которые могут быть выражены в денежной форме — ЗП

    В ТО используется соответствующая классификация ф-ций. Любая классификация имеет практическую направленность (полезность), классификация ф-ций используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение)

    В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы ф-ций:

  • конкретные ф-ции управления
  • общие ф-ции управления

    Каждая группа состоит из подгрупп однородных ф-ций:

    1 

    Подгруппы 1-ой группы выделяются по предметному признаку (т.е. по характеру объекта, относительно которого выполняются эти ф-ции)

    По предметному признаку в составе 1-ой гр. Можно выделить сл. подгруппы: 

    — управление производством 

    — управление финансами 

    — управление ЗП

    — управление трудом 

    — управление маркетингом 

    — управление техническим развитием 

    — управление техникой безопасности 

    — управление охраной окружающей среды 

    — управление качеством… и т.д. 

    2 

    Подгруппы 2-ой группы выделяются по содержанию самих функций

    — организация 

    — планирование 

    — контроль 

    — мотивация 

    — регулирование 

    — прогнозирование… и т.д. 

    Эти ф-ции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной ф-ции, и они определяют и образуют состав этих конкретных ф-ций, т.е. например управление производством, но её реализаций посредством ф-ций.

    В других научных дисциплинах несколько другая классификация. В современных условиях роль общих ф-ций повышается, и всё большее кол-во фирм имеют в своей структуре это обособленное подразделение.

     

    Ž В любой организации выполнение ф-ций всех видов (т.е. сам управленческий процесс) – это управленческая работа регламентированная, т.е. она осуществляется на основе соответствующих нормативных документов, правил. Но параллельно с регламентированными действиями имеют место и нерегламентированные организации и управления, т.е. осуществляемые не на основе правил, норм. Это и есть самоорганизация, самоуправление, т.е. в условиях самоорганизации субъекты и объекты организации совпадают. Организационно управленческие действия осуществляются самостоятельно организацией как системой либо отдельными её частями, или отдельными работниками.

    Самоуправление не очень заметно, но всегда присутствует в любой организации, в различных пропорциях с регламентированным управлением.

    В условиях рыночных отношений роль самоуправления значительно повышалась, т.к. рыночный механизм по своей природе предусматривает более высокую самостоятельность.

    Следует иметь в виду что роль и доля самоуправления может зависеть от отраслевого фактора (есть отрасли – благоприятные для проявления самоуправления, а есть в которых нет). В определённых ситуациях самоуправление оказывается более эффективным.

    В ТО различают следующие основные формы самоорганизации:

  1. самообучение
  2. самовоспитание
  3. самообразование
  4. самоконтроль
  5. изобретательская и рационализаторская деятельность

    1),3) – самообразование отдельных организаций и каждого работника. Поколение знаний, т.е. формирование таких параметров, которые были бы максимально адекватны требованиям. Осуществляется через учебные заведения, либо через индивидуальное самообразование. В современных рыночных условиях роль самообразования возрастает, т.к. имеет место быстрое устаревание знаний. В современных условиях всё более остро стоит проблема квалификации. Самообразование – более гибкое, чем в учебных заведениях.

    2) – устранение отклонений, которые возникли в поведении организации, отдельных работников, в сравнении с нормативными ориентирами. Цель самовоспитания организации – формирование устойчивого максимально положительного имиджа организации.

    4) – форма самоорганизации, направленная на выявление резервов, повышения эффективности управленческой деятельности на всех уровнях управления. Особенно значима роль самоконтроля в условиях, когда в деятельности организации возникают серьёзные отклонения. Содержание: самоанализ, самооценка, самоотчёт.

    5) – особая значимость этой формы в сравнении с другими проявляется в том, что изобретательство и рационализаторская деятельность в наименьшей степени может быть управляема посредством регламентированных управленческих действий. Эта деятельность – творческая, и требует максимально полной самостоятельности. Значимость этой формы всегда очень велика, а в условиях НТП – повышается.

        Самоуправление – это автономное функционирование системы. Самоуправление осуществляется на основе определённых принципов:

  1. объём информации (объём относительных потребностей органов управления для выработки управленческих решений)
  2. достоверность информации
  3. ценность информации
  4. насыщенность информации
  5. открытость информации.

    1 – объём информации – относительно этого параметра различают 3 уровня объёма:

  6. Избыточный объём информации – он в принципе не вредит делу, не снижает возможностей аппарата управления своевременно разрабатывать оптимальные управленческие решения. Иногда избыточная информация даже необходима, т.к. требуется подтверждение ранее полученных сведений. Избыточный объём информации имеет недостаток – увеличиваются затраты на получение этой информации, увеличивается время, стоимость управленческого процесса.
  7. Недостаточный объём информации очень отрицательно влияет на результаты организационно-управленческой деятельности, т.к. в условиях дефицита информации увеличивается время разработки правильного решения, а во-вторых, в условиях дефицита информации увеличивается риск в хозяйственной деятельности организации
  8. Минимально-нормативный уровень объёма информации – это тот объём, который необходим для разработки оптимального решения. Этот уровень носит субъективный характер, определяющий качествами работников управления, их квалификацией, интуицией. Поэтому невозможно определить одинаково оптимальный объём информации для каждой организации.

    2 – достоверность информации – отражает долю реальной информации в общем объёме воспринимаемой информации. Различают 3 уровня достоверности:

  9. Абсолютный уровень – доля реальной информации = 100%
  10. Доверительный уровень – доля реальной информации не превышает 80%
  11. Негативный – ниже 80%

    4 – насыщенность – в этом параметре отражено соотношение полезной и фоновой информации. Как правило, поступающая информация в организации содержит 2 части (фоновая и полезная) Фоновая используется для улучшения восприятия полезной информации. Эта информация непосредственно не используется в управлении хозяйственными процессами. Фоновая информация может быть предоставлена в массиве в виде вводной части, в которой обосновывается необходимость последующей полезации (полезности) информации.

    5 – ценность – этот параметр основной, ведущий (интервальный). По своему содержанию отличается от всех предыдущих по методам измерения. Содержание параметра отражается в том уровне затрат ресурсов всех видов (материальных, трудовых, финансовых) на осуществление всех видов, которые возникают при использовании информации различной ценности. Как правило при использовании информации очень высокой ценности происходит максимальное снижение уровня затрат ресурсов и рост доходов. При минимальной, невысокой ценности такого снижения затрат ресурсов роста доходов ценностей не происходит. Т.е. с увеличением ценностей снижается уровень затрат и повышаются доходы.

        В ТО различают 4 уровня ценностей информации:

  12. самый низкий – нулевой уровень (отражает информацию, которая известна – технологии уже известные, ничего нового)
  13. средний уровень – при котором происходит снижение уровня затрат не менее чем в 2 раза
  14. высокий уровень ценностей – снижение уровня затрат не менее чем в 2 раза
  15. сверхвысокий уровень – это уровень при котором происходит снижение затрат не менее чем в 10 раз.

    Поскольку информация – это очень ценный ресурс, и в условиях ускорения НТП ценность этого ресурса повышается, значимость эффективного использования информации. В ТО используется показатель для измерения эффективности использования информации и соответственно результата. К значению всех других параметров и соответственно суммарным затратам на формирование четырёх характеристик.

    011914 0309 3 Теория организации, её предмет и место в системе научных знаний

    В условиях рыночной экономики возникает необходимость в защите информации. Специфика информации:

  1. Принцип приоритетности целей организации относительно задач и функций этой организации. Состоит в том, что в составе (общей схемы) управленческого процесса существуют 3 элемента цель→задачи→функции. (пример: цель – производство вида продукции и услуг; задача – изучение спроса; функция – изучить какую-то группу населения, для изучения денежных возможностей этой группы (т.е. доходы – объёмы доходов, структуру доходов и понять будут ли они покупать и в каком объёме). Но в процессе изменения стадий, может произойти изменение приоритета целей, задачи могут стать невыполнимыми или трудновыполнимыми.
  2. Принцип приоритета функций относительно структурного строения будущей организации. Состоит в том, что состав содержания функций будущей организации определяет характер структуры этой организации, т.е. количество подразделений и характер взаимосвязей, т.е. структура формируется по функциональному признаку.

    При создании организации учредители должны строго следовать этому принципу, т.к. отклонения от этого принципа могут иметь отрицательные последствия в процессе функционирования. И эти последствия могут быть трудно выполнимыми и требующими больших затрат.

  3. Принцип приоритетности субъекта относительно объекта. Состоит в том, что на стадии создания учредители (субъекты) формируют все параметры будущей организации исходя из собственных интересов и возможностей (прежде всего исходя из финансовых возможностей, исходя из состава кадров).

    Необходимость использования этого принципа определяется тем, что степень ориентации, степень учёта требований этого принципа оказывает сильное влияние на функционирование организации, на её жизнеспособность.

  4. Принцип соответствия целей, задач и функций. Т.е. это принцип обеспечения ресурсами.
  5. Принцип соответствия распорядительства и подчинения. Т.е. принцип единоначалия. Состоит в том, что каждый работник должен иметь одного линейного руководителя и множество функциональных руководителей.

    Линейный руководитель – определяет характер решения, указаний, характер действий своих подчинённых по всем вопросам.

    Функциональный руководитель – определяет характер действий всех работников, но в пределах содержания определённых функций.

    Руководитель любой организации является линейным руководителем для своих заместителей, т.е. он непосредственно не сможет определить характер поведения рядового работника только через своих замов.

  6. Принцип прямоточности. Состоит в том, что при создании организации необходимо обеспечить реализацию оптимального варианта осуществления производственных процессов, т.е. варианта, обеспечивающего минимум затрат, создающий высокое качество полезных продуктов.

    Сверка: малые, средние и крупные предприятия. При создании такого предприятия могут быть использованы 2 схемы производственного процесса (2 схемы подразделения соответствующих подразделений).

    1-ая схема – учитывает последовательные технологические стадии производственного процесса

  • создание заготовок
  • токарная обработка
  • фрезерная обработка
  • термообработка

    В соответствии с этими стадиями можно создать заготовительный цех, цех токарной обработки, фрезерный цех, цех термообработки, цех заточки.

    Преимущества этой схемы – она позволяет концентрировать однотипное оборудование в пределах одного цеха, что позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания и высокий уровень эксплуатации.

    Недостатки проявляются в том, что при такой схеме возникают высокие транспортные расходы, и эта транспортировка требует дополнительной сопроводительной документации. В процессе транспортировки может произойти ухудшение состояния полуфабрикатов. При такой схеме нет единого работника, ответственного за весь процесс, и за конечный результат. В результате могут иметь место отклонения от качества и организовать ответственных сложнее.

    2-ая схема предполагает использование специализации для определения состава подразделений. Специализацию не технологическую, а номенклатурную.

    В соответствии с этой схемой каждое подразделение полностью производит конечную продукцию, но не всю, а по видам (малые, средние, и т.п.) И в каждом подразделении сосредоточены все виды продукции. Такая схема позволяет сократить транспортные расходы, достичь результативную ответственность.

  1. Принцип синхронизации. Состоит в том, что при создании организации необходимо определить производительное звено, на деятельность которого должна быть скорректирована деятельностью других подразделений. При определённых ситуациях таким звеном могут быть и другие подразделения.

     

    Ž В составе перечисленных принципов статической организации существуют характеристики и для динамической:

  2. принцип приоритетности относительно задач и функций
  3. принцип приоритета структуры организации относительно состава функций

    Как правило в действующих организациях, где уже сформирована структура, и структура доказала свою эффективность, нецелесообразно изменять её, если изменятся функции. Пример: производство танков, необходима конверсия (2 варианта) – 1 вариант – производство предметов ширпотреба, 2-ой вариант – производство автомобилей. В такой ситуации выбор диктует структура. Структура танкового завод более приспособлена к производству автомобилей, поэтому даже если производство ширпотреба покажется более выгодным – производство автомобилей лучше в данном случае.

  4. принцип приоритета объекта относительно субъекта. В действующий организациях при подборе кадров необходимо ориентироваться на сформировавшиеся в организации требования
  5. принцип ресурсной обеспеченности
  6. принцип единоначалия
  7. прямоточности
  8. синхронизации.

     

     


  9.  
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.15MB | MySQL:119 | 2,094sec